История возникновения мужских брюк. Интересные факты из истории брюк

Ученые полагают, что история брюк началась еще во времена первобытного человека и связывают это с постепенным переселением людей в более прохладные климатические условия. Это подтверждает и найденная в Альпах мумия Эци – человека, который жил в эпоху халколита.

Первыми на территории Евразии носить брюки начали кочевники. Они по достоинству оценили удобство такой одежды для верховой езды. По этой же причине большое распространение брюки получили среди скифов и персов, чуть позже их достоинства оценили германцы и гунны.

Каждая штанина в те времена считалась предметом обособленным, поэтому слово «брюки» в большинстве языков относится к существительным, которые имеют только множественное число.

Древние римляне, считая штаны атрибутом варваров, относились к ним пренебрежительно. Но пытаясь найти хоть какое-то средство, чтобы спастись от пронизывающего холода, легионеры Римской империи, участвующие в продолжительных войнах, все же начали использовать брюки. Остальное население, в итоге переняло этот обычай. Так как штаны, чаще всего, были короткими, традиционная римская одежда могла скрывать их, делая не слишком заметными.

История брюк на Руси началась в XI веке. В то время их называли портки, порты или шаровары. К концу XVIII века появилось слово «штаны», а понятие «порты» стало относиться к обозначению нижнего белья. Термин «брюки» пришел в Россию во время реформ Петра I и является прочитанным на русский манер нидерландским словом «broek», которое можно перевезти как «штаны моряка».

История женских брюк, кстати говоря, началась не в XX веке, как многие могут подумать, а намного раньше. С древних времен на Востоке брюки носили как мужчины, так и женщины. Представительницам слабого пола брюки заменяли нижнее белье, они надевали их под юбки или платья.

Жителям Древнего Китая штаны не сразу пришлись по нраву, лишь только с появлением кавалерии, брюки прижились в качестве униформы. Кстати, женщинам в Китае брюки разрешалось надевать без юбки, в отличие от стран Средней Азии и Ближнего Востока.

В Средние века в Японии брюки (хакама) могли носить лишь представители знати, придворные и самураи, простолюдины должны были ходить лишь в набедренных повязках. Исключение делалось лишь для торжественных случаев, например, свадебная церемония. Поскольку брюки позволялось носить не всем, то по их наличию всегда можно было определить, к какому социальному слою относился человек.

Которые постепенно переселялись в более прохладные климатические пояса. Подтверждением этому является мумия Эци - человека, жившего в эпоху халколита, обнаруженная в Альпах.

Брюки в истории древних народов Европы

На территории Евразии первыми начали носить брюки представители народов: этот вид одежды оказался наиболее подходящим для верховой езды. Поэтому они были очень распространены среди персов и скифов, а чуть позже - германцев и гуннов. В те времена каждая штанина считалась обособленным предметом, именно поэтому в большинстве языков брюки относятся к существительным, имеющим только множественное число.

Брюки, которые также называли портками, портами или шароварами, были известны уже в начале 11 века. Слово «штаны» возникло ближе к концу 18-го столетия, а понятие «порты» теперь использовалось для обозначения нижнего белья (кальсон, исподнего). Термин «брюки», произошедший от нидерландского «broek» и означавший «брюки моряка», в России также распространился в 18 веке во времена реформ Петра I.

Несмотря на то, что брюки считаются парным предметом и имеют форму только множественного числа, однако в отечественной морской терминологии до сих пор существует слово «брюканец», употребляющееся в единственном числе. Внешне брюканец выглядит как половина обычных брюк, по своему же функциональному предназначению это рукав, которым закрывают круглый зазор, расположенный между палубой и мачтой, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в трюм стекающей по поверхности мачты воды. Широкое распространение понятие «брюки» получило только в следующем веке.

К штанам относились пренебрежительно, считая их атрибутами варваров, однако во время продолжительных войн, которые вела Римская империя, легионеры начали использовать брюки для защиты от пронизывающего холода, а затем этот обычай переняло и остальное население. Чаще всего штаны были короткими, так они были не слишком заметны под традиционной римской одеждой. Термин «брюки» римляне заимствовали у галлов, у которых существовало слово «брок».

Брюки в гардеробе жителей Востока

На Востоке с давних времен брюки носили не только мужчины, но и представительницы слабого пола, причем последние надевали их под платье или юбку в качестве нижнего белья.

Жители Древнего Китая изначально не очень жаловали штаны, но все изменилось с появлением кавалерии, для которой эта одежда стала своеобразной униформой. В отличие от Средней Азии и Ближнего Востока здесь женщинам разрешалось надевать брюки без юбки.

Текст: Данила Маслов
Иллюстрации: Степан Гилиев, Сергей Радионов


Штаны давно не являются символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято ругать дам, посягнувших на эту святыню, - дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.

Хотя, казалось бы, почему стыдно? Наоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. Их не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можно снять, только действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).

А все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сразу появились как постыдный предмет туалета - безбожный, нечестивый и порочный. И оставались такими вплоть до наших дней. Конечно, не все, а только некоторые виды.


Загадка стремени, времени и штанины


На самом деле никто не знает, когда именно человечество изобрело штаны. Что-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некоторые северные племена глубокого прошлого, но их контакты с остальным миром были практически нулевыми. В мире же древних цивилизаций штанов не было в принципе. У месопотамцев на их барельефах встречаются сшитые снизу посередине юбки, индийцы еще несколько тысяч лет назад мудрили с набедренными повязками, так что порой получалось что-то штанообразное. Но в целом древние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. По той причине, что штаны им даром были не нужны: возни с пошивом масса, а функциональности - никакой.

А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Вот представь: ты древний египтянин. Или иудей. Или грек. Зачем тебе штаны? Чтобы сиять голым, простите, задом, справляя нужду? Чтобы мучиться, изобретая пояса, завязки, пуговицы и ширинки? Чтобы дорогая материя неэкономно протиралась в, как раньше выражались, «стегнах и лядвиях»? Чтобы швы врезались куда не надо, когда наклоняешься, а в жаркий день ты обливался потом, лишенный доступа воздуха к телу? Чтобы не влезал в свои штаны, потолстевши, а после недорода они с тебя сваливались?


Вот женщины иногда что-то такое себе изобретали, дабы уберечься от наших нескромных поползновений. И вообще в гигиенических целях. Шароварчики восточные в гаремах себе шили. А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Но за удобства приходится платить. Возможно, именно отсутствие штанов в гардеробе античного мужчины было причиной того, что невероятно поздно человечество полноценно освоило такую замечательную штуку, как верховая езда. Либо, наоборот, вялое использование верховой езды не располагало к изобретению нормальных крепких штанов.


Езда боком на осликах - пожалуйста. На лошадь можно сесть верхом, если не жалко своих будущих наследников, - но это дело для слуг и мальчишек. Еще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. Даже аналоги конского седла были некоторыми народами изобретены, хотя эти подушечки с ремешками мало смахивали на седло в нашем понимании. Но воин верхом на лошади - это нонсенс. Как он будет воевать, вцепившись в животное руками и ногами и испытывая невыносимые муки в области натертых гениталий?


Нет, настоящий воин должен быть пешим. Или на колеснице. Вот колесница - прекрасное изобретение: возничий управляет, лучник или копьеносец стоит сзади и бьет все, что шевелится. И настоящий воин, конечно, будет сражаться в настоящей мужской одежде - мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. Да, на колеснице не везде поездишь, она подходит для равнинных полупустынь или специальных естественных арен для сражений. На вымощенных мостовых всяких Фив и Афин она очень эффективна, на римских дорогах. А по диким лесам и холмам грекам, китайцам, египтянам или римлянам носиться необязательно. Пусть в этой глуши жалкие варвары отсиживаются - все равно к городам сунуться не посмеют. Многие из них ездят верхом - дикий, варварский способ передвижения. Носят для этой цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими селянами. Прискачут в своих штанах, спрыгнут с коней, мечи из заплечных мешков вынут - и мародерствуют. До прихода регулярной армии, конечно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет - прыгнуть на своих лошадей и удрать, теряя по пути добычу и ловя спинами стрелы лучников. Фу, позорище!*

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« На самом деле верховая езда иногда использовалась и в регулярных вой­сках, например у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень невелико. В основном лошади были нужны, чтобы донести воинов до врага, после чего те спешивались и дрались уже на земле »


Штаны варвары носили примерно такие, как на фото справа. Тем, что на снимке, около трех тысяч лет.

А примерно в IV веке нашей эры случилось непоправимое. Какие-то мерзавцы изобрели стремя. И это была революция, сравнимая с появлением атомной бомбы.

Отныне человек мог скакать на лошади и одновременно стрелять из лука, бить копьем или работать мечом. Всадник перестал быть беспомощной мишенью для пешего или колесничего, он сам превратился в грозную силу. А боевая лошадь стала важнейшим элементом армии. И вот тут со штанами случились интересные метаморфозы.

Нужно понимать, что к тому времени просвещенный китаец или почтенный римлянин относился к штанам так, как ты отнесся бы к юбке из пальмовых листьев. Это была одежда низших существ, полулюдей, всяких скифов и хунну - пожирателей конины. Приличным людям полагалось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или гордо сверкать голыми коленями под короткими военными рубахами.

Поэтому еще лет этак пятьсот штаны всячески маскировались, особенно у европейцев. Их прятали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. Они были совершенно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно священники.


Но и после того, как мужчины все-таки признали свой позор, одеяние их ног все равно притворялось чем угодно, только не варварскими грубыми портками. Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.


Удушение шоссами


Примерно с XI века длинные подолы мужчин начинают подниматься, и мы видим красоту, которую доселе скрывали от мира. Французы называли это шоссами, итальянцы - кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обтягивавшие ногу и прикрепленные по бокам веревочками к набедренной повязке - брэ. Чтобы шоссы сидели плотно, их полагалось надевать мокрыми. Сохранилась жалоба мальчика XIV века, который в письме матери скорбел о том, что «шоссы мучают его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он чувствует себя легко и свободно, а в шоссах испытывает истинные страдания». Сверху мужчина средневековья надевал короткое платье и короткий же плащ - такой наряд считался скромным и достойным. Правда, в этом наряде приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы не наклониться, когда у тебя за спиной находится значительное лицо, церковь или священник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ полагалось платить штраф.


Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки

Чрезвычайно интересно читать в хронологическом порядке жалобы средневековых моралистов на упадок нравов, касавшихся штанов. Весь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. Средневековые модники завели дурную привычку носить разные по цвету чулки: красный с синим, желтый с фиолетовым или белый с зеленым. Это считалось чрезвычайно порочным. Потом стали сражаться с юбочками, которые пришивались к шоссам. Потом - со штанишками-пуфиками. Штанишки росли в объемах, и это несомненно указывало на то, что все современное общество отправится в ад. Потом пошла борьба с гульфиками. Тексты с осуждениями этой пагубной детали туалета множились, так как гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. Примерно в это же время инженерный гений человечества сообразил, что шоссы можно сшивать сверху. Так заново были изобретены штаны, точнее, что уж греха таить, колготки.

В это время папский престол неоднократно предавал анафеме очередное порочное увлечение - накладные икры. Одним гульфиком, как выяснилось, католических женщин не развратишь - приходилось подкладывать в колготки деревяшки, имитировавшие накачанные икроножные мышцы. Любимым сатирическим объектом поэзии XV века является «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзади него, как колодки, которых он, несомненно, достоин за то, что смеет спешить на свидание к красотке».


И только с XV–XVI веков появляется новый вид штанов - что-то похожее на современные бриджи с отворотами. Их надевали под укороченное платье во время поездок в паломничество, например. Это была одежда грубая, почти крестьянская. Высокородные же господа по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.


Бесштанные цареубийцы

Всемогущие короткие штаны

Но пришло время, и аристократы сообразили, что короткие штаны до колен, в меру обтягивающие либо расширенные по моде, - штука весьма удобная. Во Франции штаны получили название «кюлот» и были запрещены для всех классов, кроме дворянства. Не дворянам было приказано носить штаны длинные, до щиколотки. Во-первых, на расстоянии понятно, кто кому «ку» три раза делать должен, а во-вторых, шелка для чулок мало, дворянам самим не хватает, остальные пусть обмотки носят суконные. Весь XVII и весь XVIII век люди в длинных штанах сурово смотрели на то, как люди в коротких штанах душат их налогами, бьют плетьми, забривают в армию и вытаптывают их поля на псовой охоте. Настроение у людей в длинных штанах постепенно портилось.

Типичный санкюлот

Почуяв неладное, люди в коротких штанах разрешили тогдашнему ОМОНу, то есть всяким гвардиям, носить короткие штаны - правда, обязательно с застежками на пуговках, чтобы не путать с настоящими короткоштанными. Но было уже поздно.

Люди в длинных штанах, назвав себя санкюлотами (бескюлотниками), устроили массовое вытряхивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову главному носителю коротких штанов - самому королю. После этого на тридцать лет Европа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула уже поумневшей - и по поводу налогов, и по поводу плетей, и по поводу штанов.

Ну, то есть на какое-то время.


Великие неназываемые

Как бы ни относились к Французской революции в прочем мире, но моды послереволюционной Франции стали всеобщими. Мужчины всех классов надели длинные штаны - по большому счету, впервые со времен гуннов. Священники, конечно, по-прежнему прятали порочные кальсоны и порты под сутанами и рясами, а гусары и драгуны еще долго носили обтягивающие белые колготки - рейтузы, потому что армейские моды вообще штука консервативная. Но, в общем, длинные штаны - брюки - отпраздновали абсолютную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, хотя ее основатель, признаться, этой деталью гардероба пренебрегал. Черный костюм европейского мужчины стал на двести лет символом нашего мироустройства.


Правда, именно в это время само слово «штаны» воспринимается как совершенно неприличное в большинстве языков. В рекламах портных и магазинов штаны именовались «нижней частью костюма», «постаментом», «номером вторым». А в русском, немецком, английском и французском языках даже возник полушутливый термин «невыразимые» или «неназываемые» (inexpressibles).

«Выхожу - и вижу - за калиткой - человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой Пэгаза в позе победителя», - читаем в очерке И. Тургенева «Пэгаз».


Мальчики в платьях


Вплоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет одевали исключительно в платьица. Отличить мальчика от девочки на картинах можно лишь по тому обстоятельству, что платьица на мальчиках обычно были более яркими, а декольте делалось более глубоким, чем у девочек. Покупка первых коротких штанишек была важным элементом инициации в мужскую жизнь, настоящие же длинные штаны обычно покупались в 11–13 лет. В России первыми длинными штанами обычно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. Дети простонародья до 3–4 лет носили рубахи, а потом сразу получали длинные портки. Так что образ мальчика в коротких штанишках - балованного барчука - существует до сих пор. И короткие штаны, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были изначально выбраны как символ благополучия мальчиков, которые их носят. Привет кюлотам.

Ужас в коротких штанишках

Малоизвестный немец в шортах

В следующий раз темой коротких и длинных штанов занялся лично Гитлер. Нацистская идеологическая доктрина, любившая кивать на римлян по любому поводу, не могла пренебречь отвращением, которое римляне испытывали к длинным штанам. Было провозглашено, что особая крепость и морозостойкость ариев достигается за счет ношения шортов, которые являются их, ариев-германцев, национальной одеждой. В национальный костюм многих немцев, прежде всего тирольцев, действительно входили укороченные штаны, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. Древние же германцы как раз завоевывали Рим в длинных кожаных штанах. Но кого из идеологов когда-либо интересовала реальность?


Ношение коротких кожаных штанов было одним из способов выразить лояльность режиму

Сам фюрер любил попозировать в шортах, в шортики же зимой и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных коротких штанов было одним из способов выразить полную лояльность режиму. Неудивительно, что после войны еще лет тридцать шорты не были популярной одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце шестидесятых им простили фашистское прошлое. Репутация же тирольского костюма до сих пор до конца не восстановлена.


Брючная идентификация

Брюки-клеш - хит 1970-х

Если кто-то думает, что околоштанные скандалы - дела давно минувшего прошлого, то ошибается. Их дедушки и папы могут поведать, как прятались от комсомольских патрулей, которые в шестидесятых годах отлавливали мужчин в узких брюках, стиляг, и распарывали нехорошие брюки по швам. В семидесятых ловили уже за широкие брюки - клеш (брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). В семидесятых же боролись с империалистическими джинсами, а восьмидесятые прошли под знаком яростного сражения с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может сверкать голыми икрами.

Приспущенные штаны - хит 2000-х

Нет-нет, не стоит обольщаться, штаны по-прежнему серьезнейшая проблема для немалой части человечества. Шорты и слишком обтягивающие штаны активно не приветствуются во многих исламских странах. А год назад в городе Уайлдвуд (Нью-Джерси, США) было запрещено показываться на улице в штанах, спущенных ниже пояса, - мэр города лично поклялся, что будет штрафовать и арестовывать всякого вислозадого бунтаря, который посмеет продемонстрировать миру резинку от трусов.

Так что, мы видим, в какой-то степени штаны стали краеугольной тряпкой нашей цивилизации, что много говорит об этой цивилизации, увы.

В ситуации, когда современные мужчины позволяют себе ослабить галстук, жители XIV века, оставшись в дружеской компании, позволяли себе ослабить шоссы - спустить их до колен и перехватить там веревочкой. В начале XIV века французское войско под предводительством Людовика Сварливого регулярно страдало во время походов от дизентерии. Личным указом короля всему войску было приказано сделать разрез на задней части набедренной повязки (брэ), дабы, заболев, воин не задерживал строй, а решал свои проблемы на ходу.

Вплоть до XVII века в Японии штаны хакама могли носить только священники, самураи и аристократы. Простолюдины (как женщины, так и мужчины) карались за штаноношение смертью. Но несколько раз в жизни они имели право их надевать. Например, на свадьбу - свою или своего ребенка.

Р. Кирсанова

Да, собственно говоря, любая одежда всегда соответствует времени и месту: утром мы снимаем пижаму, а потом надеваем юбки, брюки, куртки или пальто; зашнуровываем ботинки или кроссовки; надеваем берет или кепку и уходим по своим делам. В праздники наша одежда более нарядна. Она может быть украшена вышивкой или кружевами, сшита из самой красивой и модной ткани, если ее будет носить девочка. А мальчики любят карманы, пуговицы и другие, более мужественные отделки.
Так вот, все вещи, прежде чем попасть в наш шкаф, прожили долгую жизнь и много путешествовали. Не сами предметы, конечно, но идеи, благодаря которым мы сегодня можем пользоваться всеми благами цивилизации. Оказывается, что родина пижамы - Индия, сандалий - Египет. Что когда-то люди не умели кроить одежду и потому носили разнообразные драпировки. Если мужская и женская одежда одного и того же покроя, это означает, что она появилась в очень далекие времена, когда одежда еще не разделилась на мужскую и женскую, и цель была одна - защитить тело.
В далекой древности брюки и юбки означали не мужчин и женщин, а образ жизни целого народа. Кочевники, проводившие жизнь верхом и ежедневно преодолевавшие огромные расстояния, нуждались в длинных штанах, чтобы не натирать ноги во время длинных конных переходов. В суровом климате, на Крайнем Севере, например, штаны тоже были очень удобны. А другие народы, земледельцы, пастухи, охотники, носили длинные рубахи, передники и даже то, что мы называем юбкой. Это такая часть одежды, которую надевают на пояс и потому специалисты, изучающие одежду разных стран, называют ее поясной.
Со временем, мужчины, которые вели более активный образ жизни, отправляясь в путешествия далеко от родных земель, начали носить некое подобие брюк. Название в данном случае не столь важно. В разных странах они назывались по-разному, да и покрой их тоже был различным.

Что носят короли


Наполеон на императорском троне. Жан Огюст Доминик Энгр. 1806 г.

Мантия короля была подбита мехом горностая, зверька с очень редкой окраской - абсолютно белого, но с черным кончиком хвоста. Никто другой не имел право носить такой мех, кроме членов королевской семьи и поэтому горностай служил символом высшей власти. Точно так же, как и драгоценные узорчатые ткани, редкие камни и шелковые кружева.
Были и другие возможности показать причастность человека к сильным мира сего. Иногда это были очень забавные способы. Например, во Франции и в некоторых других европейских странах только дворяне имели право носить штаны до колен, для которых требовались чулки и башмаки с пряжками. Простолюдины - горожане и крестьяне - носили длинные штаны. Вместо башмаков - деревянные сабо, а чулки им были совсем не нужны.
Французы называли дворянские штаны кюлотами (culotte). Когда народ восстал против королевской тирании, то на улицы Парижа вышли мужчины в длинных штанах, которых тут же стали называть «санкюлотами», то есть людьми без штанов.

Санкюлот слева. Человек с барабаном справа – в кюлотах. Гравюра. XIX в.

Дипломаты тех стран, которые решили больше не пользоваться французским языком в своих донесениях, писали своим правительствам о том, что власть захватили бесштанники.
Очень скоро длинные штаны стали модной одеждой для всех мужчин. Но и короткие штанишки не исчезли. С их помощью, лет через пятнадцать после революционных событий, длина брюк обозначала возраст. Только по достижению десяти-двенадцати лет мальчики, отправляясь в гимназию, лицей или школу, надевали свои первые длинные брюки. Летом, на каникулах и в путешествиях, короткие штаны были удобнее; в наше время короткие штаны вернулись в обиход в виде спортивной одежды - шортов. Впрочем, их можно увидеть теперь летом на людях всех возрастов.

Современный шотландский килт

Женщины же, обязанности которых были связаны с домом и уходом за детьми, сохранили длинные рубахи и юбки. Но мы знаем, что некоторые народы не отказались от мужских юбок и в наши дни. Шотландцы носят их до сих пор. Когда-то они оборачивали вокруг бедер очень длинный шерстяной плед, свободный конец которого перекидывался на плечо. Можно сказать, что они драпировали плед вокруг тела. Драпирующиеся детали указывают на древнее происхождение килта - так называется юбка шотландцев. Лишь к XIX веку плед словно разделился на две части. Одна превратилась в юбку, а другая осталась куском ткани на плечах. Этому предшествовали очень важные для Шотландии исторические события. Шотландия была присоединена к Англии, а для того, чтобы шотландцы не забывали своего поражения, им было запрещено носить свой национальный костюм. Через сто с лишним лет им разрешили вернуться к своим традиционным килтам, но теперь килт слегка видоизменился.
Самая известная шерстяная ткань в клетку называется шотландкой. Клетка - самый простой текстильный узор, ставший национальным орнаментом Шотландии.

Сари

Если натянуть на ткацкий станок основу одного цвета, а уточные нити - другого, то получится цветная клетка. Килты знатных шотландцев были пяти- или семицветными. Простые пастухи и земледельцы ограничивались двумя, тремя цветами, а то и вовсе однотонными. По окраске и величине клеток на ткани можно было узнать, к какому клану принадлежит тот или иной человек. Чужими клетками никто не пользовался, ведь смелый и мужественный человек не станет отказываться от своей семьи и скрываться за чужим именем. До сих пор во время праздников и по случаю важных событий в своей жизни шотландские мужчины, как бы далеко ни находились от родной Шотландии, надевают килт.
Жительницы Индии, тех ее районов, где женщины с глубокой древности до наших дней носят сари, ежедневно поступают так же, как и шотландцы в древности. Длинный кусок шелковой или хлопчатобумажной ткани индийские женщины оборачивают вокруг бедер, а оставшийся конец закидывают на плечо. Потом им можно покрыть голову или прикрыть своего ребенка. Цвет сари, характер орнамента на свободном его конце укажут на ту местность, в которой их делают и откуда родом его обладательница.

Мальчик в саронге

Орнамент и цвет были наиболее действенным способом сообщить свое семейное имя. Так поступали почти все народы на протяжении долгого времени.
В Италии эпохи Возрождения по орнаменту на пышных рукавах тоже можно было узнать, к какой семье принадлежит человек. Вышитая цветным шелком и золочеными нитями пальма, роза или гранат служили надежным опознавательным знаком. Изображение пальмы, например, означало, что девушка или юноша носят имя делла Пальма.
Но и сегодня юбки носят не только шотландцы. Жители Индонезии, мужчины и женщины, носят саронг. Это тоже юбка, представляющая собой кусок ткани, туго обернутый вокруг бедер и достигающий щиколоток. Европейцы, приезжающие на отдых на индонезийские острова, могут оценить удобство саронга в жарком и влажном климате этого района земли.
В некоторых странах брюки являются частью женского костюма. Конечно, они совсем не похожи на современные джинсы, которые можно встретить в любой стране. Это просторные шаровары - штаны, стянутые на талии и у щиколоток. В Южной Индии такие женские брюки отличаются от мужских штанов только цветом.
Сегодня брюки носят женщины всех стран, если этого требуют обстоятельства - путешествия, работа в саду или на производствах, где широкая пли узкая юбка может помешать вести машину или работать за станком. А вот мужчина в юбке в Европе часто вызывает удивление и раздражение.

Кирсанова Р. Ленты, кружева, ботинки... М.: Рудомино, Эксмо, 2006. Стр. 35-41.

Первые модели - прародителей современных брюк.

Брюки человек носит уже на протяжении нескольких тысячелетий. А в последнее столетие этот предмет одежды стал настолько популярен и стал занимать основное место в каждом гардеробе, что его называют хитом столетия.

Традиционно брюки всегда считались одеждой для мужчин, хотя исторически и практически были преобразованы из "юбок", которые всегда считались одеждой для «слабой» половины человечества – женщин. Но, стоит вернуться к тем далеким временам и вспомнить, что именно мужчины носили шкуры животных, обернутые вокруг их талии, так напоминающие женскую юбку. И только неудобство, которое испытывали мужчины, оседлавшие лошадь и научившиеся ездить верхом, скорее всего и позволило так изменить их повседневный наряд.

Посмотрим далее: персидские воины, для военных походов на дальние расстояния еще более усовершенствовали свою одежду, затягивая подол предназначенным для этого ремнем. Еще в более поздние времена одежда уже в процессе шиться производилась с незашитыми отверстиями для ног. Еще позже на щиколотках и талии (можно уже назвать «брюк») оставлялись «кулиски» для шнуров, и это одеяние очень напоминало современные шаровары.
Многие века мужчины носили короткие штаны, особым образом прикрепляя к ним чулки. Очень интересный факт: было модно и также считалось особым шиком, если надевались чулки разных цветов. На протяжении XVII - XVIII веков мужчины одевали и кюлоты - это короткие брюки, которые ниже колена заканчиваются манжетами, застегивающимися на пуговицы. Эта одежда впервые появилась при дворе Людовика XIV во Франции, и была модным элементом костюма для мужчин вплоть до начала XIX века. (Это интересно! 1966 год - Ив Сен-Лоран вновь ввел в современную моду такие модели брюк, но уже в качестве элемента женского костюма).

За всю историю своего существования брюки поражали и удивляли своим разнообразием и причудливостью форм: кюлоты; штаны для знатных сословий, носимые в XVI веке, напоминающие по своей форме подушку, имеющую разрезы сверху, через которые просматривалась дорогая ткань нижнего белья. В одно время большой популярностью среди мужчин пользовались шоссы – штаны длиной до середины икр, украшенные множеством лент. Военная тематика также нашла свое отражение в моде и моделях брюк. К примеру, брюки-галифе – длинные брюки, облегающие голени и сильно расширенные в области бедер. Эти брюки стали предметом обмундирования кавалерийских дивизий, получив свое название от имени Г. де Галифе – французского генерала. Отдавая дань Великой Французской революции, в моду вошли длинные панталоны, полностью закрывающие ногу. Свое название они получили в честь Панталоне – героя театральной комедии. До этого длинные брюки являлись профессиональной одеждой, и их носил исключительно «рабочий люд» - трубочисты, крестьяне, моряки.

Приближенный к современным моделям, брюки, как поясная верхняя одежда, состоящая из двух штанин, сшитых между собой боковыми, шаговыми и средним швом, вошли в моду лишь в конце XVIII - в начале XIX веков.

Какую страну принято считать родиной современных брюк? Конечно же Англию. Ведь именно оттуда впервые и пришло описание настоящего джентльмена – человека благовоспитанного, преуспевающего во всех сферах жизни, одетого в смокинг, жилетку, рубашку, галстук, брюки, перчатки, цилиндр и с тростью в руке. Этот образ, созданный в начале XIX века, и по сей день авторитет и предмет подражания для всех мужчин.

История брюк в России.

В России же изначально мужская часть одежды, называлась «портки» или «порты», независимо от статуса и достатка ее владельца. Именно поэтому портной так и называется – мастер-ремесленник, который занимается шитьем портов (портков) – основы костюма для мужчин. Шились порты их двух кусков сукна либо холста, в том месте, где части соединялись, вставлялся кусок ромбической формы (из той же ткани). Порты собирались в области талии на шнурке или веревке-гашнике. Славяне называли «гащями» ноги, и соответственно, одежу для ног – «гачами». Если обратится к толковому словарю Даля, то можно встретить множество различных названий для этого предмета одежды: брюки, штаны, гачи, наговицы, остегны, надраги. Конечно же, для нас и наших современников более привычно название – брюки. Без этой одежды, и ее разновидностей, трудно себе представить жизнь каждого человека – начиная с ползункового возраста. Продолжим... В Россию брюки пришли, как и большинство других нововведений, вместе с Петром I. В 1700 году царь-реформатор своим указом принудительно ввел европейскую моду, запретив горожанам и дворянам носить исконно русский костюм. С этого времени костюм каждого должен был состоять из следующих предметов: кафтан, камзол, чулки, башмаки с пряжками и кюлоты. Пошив изделий для знати велся из высококачественного сукна, который специально привозился из Голландии, города Брюгге. И ткань носила название «брюкиш». (Слово «брюки» имеет тюрское происхождение и означает «двойная юбка» или «сдвоенная юбка»).

В России брюки изначально были короткие (кюлоты), только рабочий люд носил длинные штаны, заправляя их для удобства в штаны, а крестьяне одевались в порты. Начиная со второй половины XIX века население сел и деревень постепенно начали менять порты на штаны, имеющие пояс и застегивающиеся на пуговицы. В конце XIX века, как и в большинстве европейских стран, брюки уже носились на выпуск.

История женских брюк.

Очень интересна и увлекательна история женских брюк, которая своими истоками уходит в далекое прошлое. Признано, что историческая родина женских брюк – Восток. Именно там впервые, в 800 году до н.э., в дамском гардеробе царицы Семирамиды появился этот предмет одежды. Царица принимала участие в боевых походах, совместно со своим мужем, и ей необходимо было скрыть свою принадлежность к женскому полу, именно поэтому Семирамида облачалась в мужские одеяния. И, если вспомнить сказку «Тысяча и одна ночь», то и там можно встретить описания прозрачных шароваров танцующих девушек-наложниц.

Но, если можно встретить изображения прекрасных дам в штанах, в античную эпоху, то уже в более поздние времена женщины, которые осмеливались одевать «варварскую» одежду, подвергались гонениям и даже смертной казни. В средние века брюки считались привилегией только для мужчин, а женщинам, посмевшим надеть брюки, церковь объявляла настоящую войну.

Жорж Санд - известная французская писательница, стала самой первой приверженкой моды на женские брюки в середине XIX века. Но ее так и не поняли современники, хотя модели женской одежды постепенно стали меняться и приближаться к мужским - с возникновением и ростом феминистского движения, пропаганды равенства между полами. Наиболее актуальными брюки стали во время первой мировой войны, когда женщинам приходилось подолгу трудиться наравне с мужчинами.

Марлен Дитрих - известная актриса, в 30-е годы XX века примерила на себя мужской костюм, позаимствовав у мужчин также шляпу и галстук. И, даже, несмотря на то, что актриса была любимицей публики, и у нее было множество поклонников, привить всеобщую любовь женщин к брюкам так и не удалось.

И уже легендарная Габриэль Шанель ввела в гардероб женщин брюки, в качестве атрибута одежды для женщин, хотя для выходов в свет все же предлагались вечерние платья. Значимой вехой в мировых тенденция моды стало представление широкой публике брючного костюма знаменитым, всемирно известным кутюрье Ив Сен-Лораном в 1966 году. Этот брючный костюм сразу же полюбился большинству женщин. Представленная коллекция была раскуплена мгновенно по очень высокой (буквально баснословной) цене. Правда, в ней все же нельзя было посетить многие престижные рестораны и заведения, вход дамам в этой одежде был закрыт. В повседневную жизнь брючный костюм и его элементы ввел известный итальянский модельер Джорджио Армани. Это произошло уже в 80-е годы. Предназначался костюм в основном для работающих женщин, предпочитающих строгий стиль в одежде. И с того времени брючный костюм стал незыблемым символом успешных, деловых женщин.

Современные брюки.

В современном мире широта и разнообразие ассортимента брюк позволяет женщинам носить все то, что когда-то им запрещали: бриджи, шорты, капри (это практически кюлоты), брюки различных стилей и моделей. У подавляющего большинства наших современниц в гардеробе имеются брючные изделия. Причем для каждой женщины, в зависимости от особенностей ее фигуры и стилевых предпочтений можно подобрать идеальный вариант.
Компания «VIA LADY» специализируется исключительно на производстве брюк и предлагает своим клиентам широкий размерный ряд изделий и большой ассортимент моделей:

Классические брюки: строгие, прямые брюки великолепно смотрятся на любой фигуре и идеально подходят для женщин всех возрастов. Брюки классика – это прямые брюки, большая часть моделей имеет пришивной пояс, комплектующийся ремнем, брючины шириной 24 см., брюки имеют высокую посадку на фигуре (26-27 см.).

Молодежные брюки: облегающие фигуру брюки, клеш – расширяющийся от колена. Посадка брюк может быть как нормальная (24-26 см.), так и заниженная (20-22 см.) Ширина брюк в низу (клеш) от 23 до 28 см., в области колена - 20- 23 см. Брюки имеют множество деталей: разнообразные карманы, молнии, клапаны, заклепки, оригинальные ремни – они идеально подчеркивают молодежный образ моделей.

Клеш от середины бедра: эти модели брюк не очень сильно облегают колено, имеют слегка расширенный к низу крой, глубина их посадки 26-28 см. Данная модель оптимальна для женщин различных фигур и возрастов.

Трубы и полутрубы: эту модель предпочитают женщины и девушки, стремящиеся нивелировать (скрыть) недостатки и особенности своей фигуры. Широкие трубы имеют ширину 28 см., также в ассортименте моделей представлены полутрубы шириной 26 см. Брюки слегка облегают, давая возможность скрыть полноту женской ноги. Эти модели имеют высокую посадку, могут быть как с пришивным поясом, так и без него.

Капри: это укороченные брюки, могут быть с манжетами или без них. Ширина капри самая разнообразная: выпускаются прямые брюки, немного зауженные к низу, а также расклешенные брюки. Глубина посадки брюк - капри может быть самая различная. Оригинальны молодежные капри, представленные в ассортиментной линейке – отделанные рисунками, аппликациями и вышивкой, с яркой фурнитурой. Также популярны строгие классические капри, предназначенные для крупных женщин.

Выбор за Вами: примеряйте, определяйте те модели, которые подходят идеальным образом именно Вам, соответствуют Вашему стилю, имиджу и статусу. Мы живем в счастливое время: ведь гонения на брючную моду далеко в прошлом, и сегодня брюки присутствуют в гардеробе каждой женщины – ведь это неизменный «хит» каждого сезона!


Top