Геометрические фигуры в национальном орнаменте. Интегрированный урок геометрии и национальной культуры

«Орнамент» - Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Крестьянские избы украшались резным узором. Русский орнамент очень разнообразен. Примеры русского орнамента. Плоскостной. Параллельный перенос. Как получен орнамент:

«Костюмы народов Поволжья» - Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Элементы национальных орнаментов. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Татарский костюм.

«Башкирский народный костюм» - Чайник с башкирским орнаментом. Накосник женский. История костюма. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты. Аппликация из кожи и замши, вышитый вручную башкирский орнамент. Ювелирные изделия. Башкирский орнамент. Техника: геральдическая резьба. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью.

«Русский народный костюм» - В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Зелёный – крапива. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Сверху одевали душегрею. А замужние женщины обязательно одевали кокошник или платок.

«История костюма» - В 20-е года ХХ века впервые появились чулки телесного цвета. Мода 1795 - 1820 становится подражанием античности. Костюм эпохи возрождения. Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820). Костюм раннего средневековья. Эпоха турнюров. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Вторая половина XIX века.

«Национальные костюмы» - Национальные костюмы. Мы познакомились с киргизскими национальными костюмами. Женский национальный костюм. Национальный мужской костюм. Вывод. Все костюмы красиво украшены орнаментами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. В прошлом киргизский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен.

II районн ая конференци я по краеведению

«Первые шаги в науку»

Геометрические основы вологодско го

национальн ого костюм а

секция: «Народная мудрость» (фольклор и этнография)

Работу выполнила:

обучающаяся 6 класса:

Шемякина Татьяна Николаевна

МБОУ «Аргуновская СОШ»

Руководитель: Карачева Людмила Витальевна,

руководитель кружка по внеурочной деятельности

ФГОС ООО «Исследователи»

Семёнка 2017

1. Введение……………………………………………………………………………....3

2. Часть 1. Русский костюм – источник творчества…………………….………….…5

1.2 Элементы русского костюма с выкройками….....………………………………....5

Часть 2. Геометрические узоры и орнаменты Вологодской области…….……….....8

2.1. Символика геометрических фигур………………………………………...8

2.2. Геометрическая основа в орнаменте Вологодской вышивки …………...9

2.3. Особенности кроя и вышивки в нарядах Никольского района...….….11

3. Заключение……………………………………..……………………………………13

4. Терминологический словарь………………….....…………………………….…...14

5. Литература……………………………………………………………………...........15

6. Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одного района области в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда, в основе которой лежат геометрические фигуры. Ответить на главный вопрос: «Как люди «темные», не умеющие читать и писать, так мастерски владели геометрическими фигурами, при шитье одежды и придавали глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке Вологодского национального костюма. Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

Вологодский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым.

Актуальность: работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований на примере исследования выкроек одежды Вологодского национального костюма,орнаментов вышивки.

Гипотеза : изучение выкроек одежды вологодского национального костюма, разных районов, рассмотрение геометрических фигур в основе их, символика орнамента вышивок была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры и геометрические основы русского национального костюма остаются в основе выкроек современной одежды и стоят на «службе» человека.

Цель работы: исследовать выкройки одежды вологодского национального костюма с точки зрения геометрических фигур, узоры в вологодском орнаменте вышивки.

Задачи : 1. изучить использование геометрических форм и линий в практической деятельности человека;

2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе создания вологодских орнаментов.

3. воспитывать чувство гордости за традиции родного края.

Объект исследования: выкройки вологодских национальных костюмов, орнаменты с геометрическими формами.

Предмет исследования: геометрия в выкройках и узорах в вышивке

Методы исследования:

Изучение дополнительной литературы по данному вопросу

Описательный метод с приемами наблюдения.

Сравнительный метод.

Часть 1. Русский костюм – источник творчества

Народный костюм на Руси представлял собой сложившиеся комплексы одежды сочетавшие в себе особые черты, характерные для того или иного сословия. Говоря об общей характеристике костюма надо отметить многослойность одежды и достаточно простой покрой, одинаковый для всех слоев населения. Главным отличим социальных групп служит количество вещей и качество материала из чего одежда изготовлена.

Русский костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В каждой губернии существовала своя мода. Пересмотрев много информации, делаю вывод, что наряд, его фактура зависели от многих факторов: территориальное расположение, так северяне одевались в более закрытую, тёплую и тёмную по цвету одежду. Различия были в расцветке, орнаменте, в зависимости от вероисповедания менялись украшения, обереги. Но любой костюм состоял из трёх обязательных частей – это головной убор, обувь и сам костюм.(Приложение 1)

1.2 Элементы русского костюма

Рассмотрим элементы женского костюма северорусских губерний. Женщины носили так называемый сарафанный комплекс одежды:

РУБАХА – длинная рубаха шилась из домотканого льняного полотнища и видные ее места (рукава, горловина) украшались узорами, они выполняли роль оберега.

В основе выкройки рубахи лежат преимущественно прямоугольники, только при пошиве рукавов использовалась трапеция и треугольники для выточек, которые используются для расширения рукава. (Приложение 2)

Геометрическим орнаментом, состоящим из ромбов и косых крестов, украшался подол рубахи.

САРАФАН – шился из холста, чаще ткани были набивными из домотканой пестряди, позже из фабричной ткани - шелка или парчи. Во второй половине 19 века в гардеробе зажиточных крестьян появились сарафаны из шерсти.

В выкройке сарафана использовались одни четырехугольники, крой был простой и общедоступный. (Приложение 3)

Сарафан был круглый, с отрезной спинкой, на лямках. Как правило, изготавливался из льняной ткани домашнего ткачества пестрядь. Низ сарафана украшался оборкой.

ПЕРЕДНИК – (фартук) из бязи или льняной ткани. Украшался поперечными складками, кружевами или вышивкой красными и черными нитями.

В основе выкройки лежат одни прямоугольники. (Приложение 2)

Льняной передник оформляли тесьмой и оборкой из цветной хлопчатобумажной ткани, и широкой каймой бранного ткачества.

ПОЯС. Обязательным элементом всех костюмов был пояс. При помощи пояса крепились все элементы одежды. В нашем Никольском районе этот пояс называли-кушак.

Пояс изготавливали вручную из полушерстяных нитей желто-оранжевых и зеленых тонов в технике вязания крючком.

Часть 2. Геометрические у зоры и орнаменты В ологодской области

2.1. Символика геометрических фигур.

Геометрические фигуры в вышивке имели определенный смысл. Каждый народ старался показать в орнаменте основные занятия населения, символику природных явлений и добрых качеств человека.

Так круг символизировал –солнце, которое так нужно земледельцу, также круг-это символ вечной

жизни, долголетия, что люди с радостью желали друг другу и выражали это через

А треугольник имел вообще очень большое символическое значение:

Треугольник, основанием вниз обозначал – огонь, как источник тепла и уюта в доме,

Треугольник, основание вверх обозначал - землю, как источник пропитания.

Вода и воздух - основа жизни.

это символ плодородия, особенно важен был для наших предков, так как основным

способом заработка денег являлось земледелие.

2.2. Геометрическая основа в орнаменте Вологодской вышивки

В вышивке нашей местности преобладают мотивы земли и солнца, как символов богатства, плодородия и счастья. В 19 веке был жив обряд чтения узоров, где геометрическим узорам придавалось особое значение. Для изготовления одежды на Руси использовались в основном домотканые холст и сукно.

Большое место в орнаментальной вышивке Никольского района занимают финно-угорские элементы. Самым распространенным орнаментом являются различные варианты ромбов (перекрещенные, с продленными сторонами).

Несколько крупных фигур строгих очертаний ритмически чередовались на ткани. Обычно такие узоры располагались в шахматном порядке или прямой полосой и встречались в «бранном» ткачестве или в вышивке цветной перевитью. Это особый вид техники шитья, он выполнялся на разреженной ткани, из которой предварительно выдергивались нити по утку и по основе.

Узорчатая вышивка Вологодской области отличается большей орнаментальностью и оригинальностью. Узоры представляют собой бесконечную череду ритмично повторяющихся одинаковых элементов. Узор состоит из многочисленных двойных крючков и «гребенок», он то сгущается, то разреживается, словно мерцает. Бранные изделия из Никольского района тоже отличаются мерцанием и мелкими узорами, которые выстраиваются в крупные ромбические фигуры.


Вологодская вышивка очень богата разнообразием самых разных видов орнаментов. Это геометрические узоры, замысловатые рисунки животных и птиц, а также растительные и сюжетные мотивы. Природы и ее четырех стихий и, по мнению ученых, уходили своими корнями в славянскую языческую мифологию. Такие узоры выполнены красной нитью двусторонним старинным швом.

Особое значение придавалось кресту. Крест являлся одновременно и символом солнца. В древности были широко распространены представления о небесном происхождении земного огня. Огонь считался посланцем небес, даром неба, низведенным на землю. В свою очередь небесные светила считались средоточием небесного огня. Вследствие связи почитания солнца и огня обозначается единым символом - фигурой креста. В то же время крестообразные фигуры заключали в себе и более сложную символику.

2.3. Особенности кроя и вышивки в нарядах Никольского района.

Для каждого уезда Вологодской губернии были характерны свои разновидности вышивки, которую отличали особенности техники и приемов шитья, выбор сюжетов для орнамента, размер узоров и цвет нитей. Например, рубаха Никольского района Зеленцовского сельского поселения вышивалась одним из самых простых швов-«тамбурный». Отличалась своеобразным сочетанием геометрических форм в вышивке.

Еще один интересный костюм, характерный для Никольского района, который можно увидеть и в наше время на бабушках – это парочка. Комплект одежды шился из одинаковой ткани и украшался атласными лентами на подоле сарафана и, передника и рубахи.

Заключение.

По итогам проведенной исследовательской работы можно сделать выводы:

Во-первых, что наши предки, люди, «темные», не умеющие читать и писать так мастерски владели геометрическими фигурами, при шитье одежды. Кроили и шили сами женщины не владевшие математическим смыслом этой работы, но наряды получались ровные, красивые, а самое главное – удобные. В настоящее время одежда значительно усложнилась в плане кроя, стала более элегантной, но в основе выкроек всё равно лежит крой русского национального костюма, из моды никогда не выйдут рубахи, платья-сарафаны, юбки свободного кроя. Математические основы кроя и шитья одежды остаются на службе человека и в настоящее время.

Во-вторых, глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке Вологодского национального костюма находит свои корни и в современной одежде.

В-третьих, восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

В-четвертых, определенный отпечаток на формирование костюма наложило занятие населения определенным видом деятельности, географической положение народа, их быт и самодеятельность.

С годами юбки делались короче

А женский гардероб все богател

Все силуэты как бы, между прочим

Двадцатый век переменить сумел.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

    Бакулина З.К., Веселова Н.А. Традиционный народный костюм Вологодской области. Этнографические очерки. Вологда, 2006.-112 с., ил.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

    Терещенко А.В. История культуры русского народа: одежда. – М.: ЭКСМО, 2007. – 736с.

    Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320с.

    http://www.russian-costume.ru/uzoryi-i-ornamenty.html

    http://www.territa.ru

    http://images.yandex.ru

    Орнамент как один из видов синкретического искусства уходит своими корнями в древнейшие времена человеческой истории. Тогда декоративные формы несли на себе магическую, защитную, идентифицирующую, декоративную функции. И по сей день орнаментальные мотивы окружают людей повсюду. Их использование можно наблюдать в отделке национальных костюмов, дизайнерских интерьерных решениях и многих других сферах человеческой деятельности.

    В национальных костюмах приёмы декорирования, воссоздающие орнамент из геометрических фигур, являются непременным атрибутом отделки рукавов, подолов, горловин рубах и платьев.

    В формировании интерьерного ансамбля большинством дизайнеров также используются подобные формы искусства, имеющие своей целью сделать акцент на какой-либо национальной черте.

    Классификация орнаментов

    У каждого этноса существуют свои стили орнаментов, обусловленные менталитетно-географическими особенностями. Сами мастера тоже нередко комбинируют различные элементы и таким образом создают новые типы декорирования. Поэтому имеет смысл рассмотреть классификацию, построенную на техническом исполнении.

    Виды орнамента представлены графическим, живописным и скульптурным. По форме он бывает геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы.

    Основными классификационными признаками орнаментального искусства служат его происхождение, назначение и содержание.

    Виды орнамента отличаются по построению и называются розеттой, бордюром и раппортом.

    • Розетта - это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. Ее разновидности следующие. Зеркальная, осевая (поворотный вариант) и на основе которой строится узор в круге.
    • Бордюр - это замкнутая композиция, орнамент, схема которого имеет ритмический повтор элементов в две противоположных стороны. Он образует полосу.
    • Раппорт, или статический сетчатый орнамент, представляет собой неограниченную композицию, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом, образуя сетку.

    Шумеро-вавилонская форма орнамента

    Развитая шумеро-вавилонская культура в лице шумеров, вавилонян, ассирийцев и аккадцев с 4-го тысячелетия нашей эры доносит до современного человека неповторимые формы месопотамского искусства. Оно, в силу религиозных и ментальных особенностей, отличается унифицированностью и рационализмом. Жертвоприношения, травля зверей и прочие моменты повседневной жизни вавилонян ярко отражены в декоративно-прикладном изобразительном искусстве.

    Чётко разделяя фон и само изображение, месопотамский орнамент из геометрических фигур имеет предельно простой ритм. Сочетание треугольников, простых кругов, квадратов являлось доминирующим декоративным мотивом, контрастируя с крупными центральными изображениями. Отсутствие кривых линий, преобладание пирамидальных форм делают орнамент, фото которого дано ниже, гармоничным и уравновешенным.

    Орнамент Древнего Египта

    Древний Египет оставил определённый отпечаток в Религиозные догмы ставят египтянина выше земной. Поэтому орнамент из геометрических фигур, украшающий стены гробниц, саркофаги и предметы быта, которые клали в могилу, имеет магическую функцию. Он как будто стремится заполнить собой основное пространство изображения.

    Наиболее любимыми древнеегипетскими рисунками, вписываемыми в состав линейного орнамента, были бутоны лотосов и цветки. Египтяне также использовали различные цвета, структурированные согласно человеческой психологии. Большое количество светлых тонов, тёмная обводка и чёрные контрастные элементы.

    Орнамент эгейской культуры

    К эгейской цивилизации относились народы, населявшие территорию Малой Азии, Балкан, а также окружающие острова Киклады и Крит. В связи с тем, что эгейская культура представляет собой синтез минойской и микенской, отсутствие религиозного и художественно-канонического давления способствовало расширению площади орнаментов на всю внутреннюю поверхность стен зданий. Без очерченных углов, фризов, поясов, сформировав ритмическую композицию бесконечно развёртывающихся и сходящихся линий. Мотивы ленточных спиралей, обтекающих розетку, волны и гибкие спиралевидные завитки, сердцевидные ленточные фигуры, вписанные в них листья растений и фигуры животных - все эти элементы орнамента представляли собой бесконечную композицию в крито-микенском интерьере. В распоряжении древних мастеров также находились многочисленные цветные природные пигменты, которыми они придавали узору живой динамичный вид.

    Очень редки в орнаментальных композициях мотивы зигзага и шашечной сетки. Учёные рассматривают их как древние прообразы изображения воды.

    Орнамент Древней Греции

    Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось и преобладало в двух направлениях. А именно вазопись и архитектура. Через них можно проследить все этапы развития греческого изобразительного искусства. Декор из простейших волнообразных мотивов и концентрических кругов эволюционируют в орнамент из геометрических фигур: картинки слева демонстрируют новый этап художественного осмысления символов.

    Происходит разделение композиции орнамента на пояса: верхний "небесный", центральный и морской как отражение жизни людей на море. Здесь появляется линейный меандр - геометрический зигзаг, охватывающий тело сосуда сплошными поясами и воспринимающийся в качестве символа воды.

    Новым для древнегреческого искусства было появление пальметты - листообразно раскрывающейся формы, встраивающейся в линейные орнаментальные ряды, венчающей капители колонн с обрамлением завитками валют, которые ставились на памятные плиты.

    Таким образом, произошло объединение внутренних интерьерных форм зданий, связывающихся общими элементами в области декорирования архитектурных форм и

    Орнамент Древнего Рима

    В Древнем Риме было два периода развития художественного искусства. Первый, дореспубликанский, связан с преобладающим влиянием культуры этрусков. Второй, собственно римский, знаменуется победой греческого искусства, которое модифицировало римские стилистические и художественные приёмы декорирования.

    Этруски являлись носителями богатейшей культуры форм. Они использовали для декорирования одежды, зданий, надгробий натуралистические изображения растений, животных, грифонов и пальметты. В римском костюме были запечатлены этрусские формы украшения ткани крестиками, вписанными в круги точками.

    Римляне расширили декоративную цветовую гамму, начали применять игру размеров элементов для достижения иллюзии внутреннего увеличения здания. Римский орнамент, фото которого представлено слева, имеет натуралистические растительные формы, располагающиеся вертикально, симметричные, ритмичные, прекрасно сочетающиеся с основной художественной композицией росписи и дополняющие её. В нём используются предметы обычной жизни: алтари, факелы, музыкальные инструменты, плоды растений.

    Архитектурный римский стиль триумфален и перегружен деталями. Использование коринфской капители и украшение её огромным количеством валют, пальметт и завитков стало визитной карточной римского здания. Цветовая гамма такого орнамента яркая и насыщенная, полна необычных сочетаний.

    Арабский орнамент

    До принятия ислама арабы не имели собственной культуры. Но, завоевав Палестину, Египет, Сирию и Персию, они в кратчайшие сроки создали свой неповторимый художественный пласт, тесно связанный с религией. Запрет Корана на изображение живых существ вывел художественное воображение древних мастеров на новый уровень. Он сгенерировал роскошный своей бесконечностью и витиеватостью известный человеку, далёкому от ислама. Арабскими художниками используется как орнамент из геометрических фигур, так и стилизованные изображения растений, переплетающиеся друг с другом и создающие роскошное, захватывающее дух сложностью покрытие. Оно располагается на внешних и внутренних архитектурных и интерьерных частях храмов, покрывает ковры и одежды людей, печатается как иллюстрации в книгах и наносится на предметы обихода.

    Принципы построения орнаментальной композиции

    Орнаментальная композиция может носить как самостоятельный, так и дополняющий характер.

    В первом случае каждый элемент подчинен своему теоретическому смыслу и расположен относительно классической композиционной структуры или согласно канонам древних мастеров. Например, детали могут быть размещены как с помощью золотого сечения, так и без него; с реализацией реалистичной передачи объёмов и форм либо с применением приёмов увеличения главных элементов и уменьшения второстепенных и так далее.

    Если орнамент используется только как дополняющий картину компонент, его внешний вид и смысл отнюдь не сводятся к простоте. Однако в этом случае габариты самого изображения бывают сильно уменьшены, а для композиционного строя характерна некоторая цикличная повторяемость, призванная не отвлекать внимание зрителя от центра, но дополнять его смысл своей символикой.

    Использование орнаментальных мотивов в декорировании предметов

    Применение национальных орнаментальных мотивов в украшении вещей и предметов обихода всегда носило повсеместный характер. Для современной жизни характерно употребление таких узоров в процессе создания индивидуального стиля жилища. Орнамент может украшать предметы садово-паркового ансамбля. Декорирование одежды национальными элементами настраивает людей на дружественный лад, стимулирует интерес окружающих к персоне её владельца и просто вносит в образ человека индивидуальную изюминку.

    Детский орнамент

    Детские орнаменты, относящиеся к народному искусству, не имеют каких-то существенных отличий от остальных узоров. Исключение здесь составляют ритуальные одежды, предназначенные для празднования каких-либо возрастных дат и жизненных этапов человека.

    Арапова Дарья, Сушкова Олеся -7 "А" класс

    Цель работы:
    1.Увидеть практическое применение геометрии в жизни и искусстве.
    2.Показать основных геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм.
    3.Познакомить с силуэтом в одежде и сравнить с геометрическими фигурами.
    4. Рассказать о взаимосвязях и закономерностях развития моды и стиля.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Введение Основное содержание: 1. Геометрические формы: -понятие и виды силуэта -комбинации из нескольких геометрических форм 2. История костюма -история костюма -русский народный костюм 3. Способы достижения нужного визуального эффекта. 4. Практические советы Вывод Источники информации Содержание:

    Цель работы: Увидеть практическое применение геометрии в жизни и искусстве. Задачи: Показать основные геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм. Познакомить с силуэтом в одежде и сравнить с геометрическими фигурами.. Показать основных геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм Введение

    Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства. Кроме того, геометрический вид характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности. Геометрические формы

    Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Силуэты принято классифицировать по степени прилегания одежды к фигуре: прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный и зауженный книзу. Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде. Внимательный человек за всеми наслоениями отделок и деталей всегда увидит, хотя бы приблизительно, ту или иную геометрическую фигуру.

    Различают 4 основных вида силуэтов: Прямоугольный силуэт, включающий в себя узкий прямоугольник, расширенный прямоугольник, квадрат Полуприлегающий силуэт, слегка подчеркивающий формы фигуры. Приталенный силуэт, создающийся с помощью расширенной линии плеча, низа изделия и зауженной талии. Трапециевидный или свободный силуэт. Расширение происходит от линии плеча или проймы книзу изделия. Расширение может быть спокойным или более значимым.

    Прямой силуэт - По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

    Карандаш Силуэт «карандаш» очень похож на прямой силуэт, также близкий к прямоугольнику. Силуэт карандаш удлиняет, визуально делает фигуру стройнее, считаясь более строгим.

    «Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.

    Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

    Треугольный силуэт Треугольный силуэт придает объем в плечах или объем в области бедер.

    Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

    Прилегающий силуэт -подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются. силуэт-Х песочные часы

    «Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда « силуэта-Х » хорошо подходит высоким стройным женщинам.

    Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

    Ряд комбинаций из нескольких геометрических форм

    Комбинация из нескольких геометрических форм

    К омбинаций из нескольких геометрических форм

    История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а её развитие – с составлением производительных сил и средств производства. Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических условий, атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, общество претерпело множество изменений, достигло большого многообразия видов и форм прикладного искусства. История костюма

    Античный костюм Основным элементом древнейшей одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, он был одинаковым как у мужчин, так и у женщин. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками.

    Костюм раннего средневековья Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече.

    Готика: Франция и Бургундия (1370-1480) Основной принцип моды этого времени – подчеркивание удлиненных и заостренных форм. Края одежды выполняются в виде зубцов, тонкая зашнурованная талия, устремленный вверх головной убор.

    Костюм эпохи возрождения Этот период относится к 1420-1490 гг. Итальянская женщина эпохи Раннего Возрождения выглядит упрощенно-грациозно. Поверх простого нижнего платья надевалась более элегантная, высоко подпоясанная, обычно светлая и украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.

    Эпоха реформации Женщины эпохи Реформации носили две юбки – одну поверх другой, они падали вертикальными трубчатыми складками. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем имел длинные и узкие рукава, украшенные разрезанными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях.

    Эпоха Людовика XIV. Французское Барокко В переводе с французского «барокко» означает «странный, причудливый». К одежде 1680-1710 гг. наиболее подходящим, определяющим ее словом, является «помпезность». Костюм становится очень сложным, декоративным. Он переполнен кружевами, шнурами, вышивками, лентами и разными другими отделками.

    Рококо: изысканность и грациозность Рококо относится к периоду с 1730 по 1770 гг. и в переводе с французского «рококо» означает «украшение в форме раковины». После почти столетнего перерыва в неоспоримое господство снова вступает куполообразный кринолин.

    Эпоха кос: золотой век парикмахеров Однако вторая половина XVIII века, до Французской революции, – время, которое принято называть Эпохой кос. Округлый кринолин постепенно стал овальным, несколько уплощенным спереди и сзади и сильно расширенным в бедрах, благодаря ложным «карманам» по бокам.

    Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820) Мода этого периода олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. Мода этого периода олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. Платье могло стать немного короче и тогда, благодаря прямому покрою, оно приобретало трубчатую форму.

    Первая половина XIX века. Стиль Бидермайер Примерно в 1820 году в женской моде произошел коренной переворот: талия вновь вернулась на свое естественное место – над бедрами – и ее начали слегка зашнуровывать. Чтобы зрительно уменьшить талию, стали подчеркивать величину плеч. Для этого рукава платья делались очень широкими сверху и сужались к кисти. Одновременно расширялась внизу юбка, образуя крупные складки.

    Середина XIX века. Кринолины В начале 1850-х женщины, чтобы придать фигуре объем. Вскоре появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах, соединенных друг с другом лентами. Кринолин отличался особой легкостью по сравнению с предшествующими аналогами.

    Вторая половина XIX века. Эпоха турнюров Это время носит отпечаток чрезмерного и порой безвкусного украшательства, когда на смену эпохе кринолинов середины века пришла эпоха турнюров. Турнюр (фр.) - юбка на каркасе, пышная сзади. Эффект пышности достигался с помощью специальной подушечки, которая также называлась турнюр и подкладывалась под платье сзади, ниже талии.

    1900-е годы. ХХ век начинается Начало века – это господство стиля модерн. Входят в обиход юбки-клеш с блузками, жакетами, пальто. В то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». Это достигалось с помощью специального корсета.

    10-е. Долой корсеты! Первым прорывом стало освобождение женщин от корсета. Этот стиль дарил свободные прямые силуэты, без мучительных утяжек на талии.

    20-е. Свобода женщинам!!! Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом.

    30-е – роскошь и блеск Военная мода 40-х Женственность 50-х

    Революция 60-х 70-е 80-е и 90-е

    Русский женский костюм Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой – то один вид костюма. Ученые выделяют 4 типа женского костюма: - рубаха с сарафаном и кокошником; - рубаха с поневой и сорокой; - рубаха с юбкой андараком (суконной); - платье кубельком.

    Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды. Характерные черты Русского костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.

    Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или ритуальный костюм, сохранивший нам облик национальной одежды. В нем отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор. Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.

    Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она у крестьян до наших дней как праздничный наряд. Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках.

    Символика цвета и орнамента в одежде Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета. Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: Красный цвет – жизнь, огонь, кровь. Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало) Синий, черный – тьма, горе. Белый – свет, праздник. Охра – земля Голубой, серый – надежда

    Костюм нес космическую символику: знаки плодородия – ромбы с точками посредине, сложные ромбы; древо жизни с предстоящими фигурами Матери – земли; образы прорастания одной формы в другую (семантический смысл рост и цветения). Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы, зигзаги – символы солнца, земли, дождя; образы животного мира: павы, кони, барсы.

    Головные уборы В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

    Воронежский народный костюм с поневой

    Народный костюм Воронежской области начала XX века

    Орнамент народного костюма Воронежской области

    Преобладание силуэта одежды по векам

    Зрительные иллюзии в одежде Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план. Способы достижения нужного визуального эффекта.

    Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

    Иллюзия переоценки вертикали Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.

    Иллюзия заполненного пространства Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

    Иллюзия переоценки острого угла Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.

    Анализ зрительных эффектов Конструктивные линии - контурные линии формы в целом и её деталей, линии соединения частей и деталей, т.е. швы, вытачки, складки, защипы. Декоративные линии - линии разнообразных отделок, имеющих линейный характер: отделочные швы, рельефы, строчки, клапаны, манжеты, шнур, кант и т.п. т.е. линии, придающие своеобразие, оригинальность форме. Конструктивно-декоративные – это линии которые участвуют в конструкции изделия и декоративном оформлении, т.е. отвечают утелитарным и эстетическим требованиям.

    Часто конструктивные линии одновременно несут и декоративную нагрузку, например линия горловины платья, контуры воротников, карманов одежды и д.р. линии в одежде предопределяют движение взгляда зрителя, динамику и статику формы. Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членения формы. Чем крупнее членения формы, тем она крупномасштабней. Обычная иллюзия зрения - переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше, чем не расчленённая или расчленённая по горизонтали.

    Эффект стройности зависит от угла наклона линии

    Эффект стройности зависит от угла наклона линии

    Укорачивает фигуру Удлиняет фигуру

    Белые и светлые предметы, вещи, костюм в целом выглядит крупнее, чем тёмные Явление иррадиации Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне. Историческая справка Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

    Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают не желательные. Худенькой девушке невысок ого роста лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Полная женщина должна носить такой костюм, который бы выделял её наиболее приятные черты. При короткой шее не стоит носить воротники стойки и очень широкие воротники, горизонтальны х вырезов типа «лодочка» . Практические советы Женщине с очень широкими бёдрами следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Женщине с высокой тонкой фигурой лучше носить пышные юбки, отдельные оборкой и тесьмой, гофрированные воротники, банты. При несимметричности фигуры (разная высота плеч, бёдер) на более низкой стороне можно поместить драпировку, застёжку, украшение, цветную деталь, аппликацию.

    Все поставленные перед началом работы задачи были решены: изучена литература по данному вопросу; показаны основные геометрические виды форм одежды; даны ряды пропорционального развития силуэтов и комбинации из нескольких геометрических форм; рассмотрены основные виды силуэтов в одежде и провели их сравнение с геометрическими фигурами. Изучая и анализируя историю костюма с древнейших времён до 21 века, пришли к заключению, что несмотря на всё своеобразие и неповторимость костюмов прошлых веков, как и костюмов современных, костюм любой эпохи можно вписать в одну из простейших геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры - прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. Заключение Вывод

    http://www.osinka.ru http://clhi.info/ http://gorod.crimea.edu http://sarafan.ru http://images.yandex.ru http://ru.wikipedia.org http://dic.academic.ru книга «Учусь шить» Р.И. Егорова, В.П. Монастырная, М.П. 1989г.; «Основы швейного производства» А.Т. Труханова, В.В. Исаев, М.П. 1989г. Литература

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Вот уже много лет одежда с геометрическими фигурами и просто линиями не выходит из моды.

    Ответить на вопрос, кто и когда решил сделать геометрию частью моды, невозможно. Геометрические узоры были частью национальных костюмов уже давно, и не удивительно, что они плавно перешли и в мир современно моды.

    Каждый год дизайнеры обращаются к этим геометрическим узором, чтобы сделать свои произведения еще интереснее и моднее. Почему же этот простой узор такой популярный?

    Это стильно

    Несмотря на явную простоту геометрических узоров на одежде, они выглядят очень стильно и необычно. Платье самого обычного фасона смотрится гораздо эффектнее и привлекательнее, если на нем будут присутствовать геометрические фигуры. Не важно, что это - круги, ромбики или квадраты, обладательница такого наряда не останется незамеченной.

    Это лаконично

    Одежда с геометрическими фигурами лаконична и вместе с тем именно она придает образу целостность и завершенность. Однотонная юбка и юбка с геометрическими узорами — отличный вариант, если вы хотите заявить о себе ненавязчиво и спокойно.

    Это эксцентрично

    А вот умелое и удачное совмещение геометрического низа и верха сделает вас яркой и эксцентричное, но здесь самое главное не переборщить, иначе ансамбль может смотреться наляписто и неудачно.

    Это свежо

    Простые полоски способны вдохнуть свежесть даже в самый простой наряд. К тому же они как ничто другое напоминают нам о лете, море, теплом морском ветерке и шуме прибоя. Летняя одежда с полосками смотрится свежо и действительно по-летнему.

    Это нарядно

    Те же самые простые полоски, придающие свежесть нарядам, могут с легкостью превратить наряд в еще более элегантный и изысканный.

    Это смело

    Ну и напоследок, такая одежда - это смело, ведь не каждый решится облачиться в геометрические узоры, привлекая всеобщее внимание.

    Однако далеко не все предпочитают носить такую одежду, и все из-за того, что горизонтальные и вертикальные линии, клетки, квадраты и прочие узоры могут полнить.

    При выборе такой одежды стоит не забывать о следующих правилах.

    Выбирая вертикальные линии, отдавайте предпочтение свободным и струящимся силуэтам. Если ткань с такими линиями плотно прилегает к телу, то они, разумеется, искажаются, и смотрятся весьма не эстетично. Вертикальные линии обычно вытягивают силуэт и делают нас стройнее.

    Тем не менее, лучше избегать широких полосок. Если уж вы не можете от них отказаться, то пускай они будут располагаться не на ваших проблемных местах, а наоборот, подчеркивать ваши достоинства. Так, если у вас полные бедра, то юбка с вертикальными полосками только подчеркнет недостаток. А вот блуза с таким узором наоборот будет смотреться выигрышно.

    Горизонтальные линии больше подойдут тем обладательницам стройных фигурок, и при умелом сочетании смогут даже укрупнить нужные части тела и обратить на них внимание.

    Одежда с квадратами, треугольниками и прочими фигурами в идеале должна быть сделана не из блестящей ткани, так как такая ткань только укрупняет этот узор. Однако, если для вас это не помеха и вы знаете, что можете себе позволить и блестящую ткань, не задумывайтесь, такая одежда смотрится очень выигрышно. Если же вас все-таки волнуют ваши формы, то лучше не располагать крупные фигуры на проблемных местах, тем самым укрупняя их еще больше.


Top