Пособие по шибари для начинающих: Верёвки. Под контролем

Веревки, контроль, доминирование и подчинение мужской силе - автор 34mag в минских реалиях исследует древнее японское искусство шибари.

Подчинение

Я вишу под потолком в плену льняных веревок. Тело парализовано, шевелить могу только пальцами. Внутренний голос надрывается в голове: «Я никогда не думал, что ты это сделаешь». Пытаюсь отключить его и расслабиться. Различаю слова из ремикса на песню No You Girls от Franz Ferdinand, доносящегося из колонок. Скорей бы перерыв. Внезапно я срываюсь в пустоту, от неожиданности зажмуриваюсь и погружаюсь в абсолютное ничто. Здесь хорошо и уютно. Кровь приливает к голове, которая сейчас опустилась почти до пола. Открываю глаза и вижу бедра моего риггера .

Это Артем. Ему 34 года, на жизнь он зарабатывает покраской машин. Уже 14 лет он всерьез интересуется шибари - японским искусством связывания женщин. Собственно, «шибари» с японского и значит «связывать».

Появилось оно из ходзе-дзюцу - особой техники связывания пленных. Узлы должны были попадать на определенные точки тела, чтобы не дать противнику возможности двигаться. Со временем это искусство перешло в японские дома и стало частью эротических взаимоотношений - женщина ничего не контролирует и остается во власти своего «хозяина». Сейчас шибари считается не только эстетическим связыванием, но и духовной практикой.

«Лучше без лифчика. Так я буду видеть вашу реакцию»

«Мне нравится сам процесс связывания. Это не было шагом в BDSM, мне интересно именно лишить способности двигаться - наверное, осталось после 15 лет занятий дзюдо », - рассказывает Артем и капает мне на ногу немного горячего парафина. «Это же приятно, да? - спрашивает риггер. - Так почему бы и нет? » Воск растекается тонкой струйкой и застывает у самой щиколотки.

Мы в автомастерской Артема неподалеку от улицы Козлова. В центре помещения - подвес для кольца на двух столбах и легкий зеленый плед на полу. Полчаса назад в небольшой подсобке, заставленной красками, эмульсиями и автомобильными деталями разных цветов и размеров, я переоделась в майку и шорты (именно такая одежда лучше всего подходит для модели-новичка, объяснил мастер), чтобы постичь «что-то важное».

«Лучше без лифчика, - говорит Артем, застегивая черное кимоно. - Так я буду лучше видеть вашу реакцию ».

Ситуация меня напрягает. Но назад дороги нет, и я подчиняюсь.

Доверие

Первое связывание происходит как в тумане. Мы сидим на полу. Я действительно немного нервничаю: малознакомый, но привлекательный мужчина сидит за моей спиной и делает то, чего я не вижу и не контролирую. Властными, пусть и аккуратными движениями перехватывает запястья, перевязывает грудную клетку и спину. В поле зрения только его чистые руки с въевшимися в кожу следами физического труда. Мелькает мысль, что, кажется, мне все же повезло: мой риггер дико сексуальный и от него вкусно пахнет.

«Между шибари и сексом граница очень тонкая, - рассуждает Артем. - Возможно, это отклонение от какой-то условной нормы, я знаю. Какой нормальный человек будет связывать другого нормального человека, и обоим это будет нравиться? Нет, однозначно у нас с вами что-то не то происходит в голове. Но я к этому отношусь спокойно. Здесь вопрос в том, связываю я модель или свою женщину. Потому что если это моя женщина, то можно ее связать, заняться с ней сексом - и все будет отлично. А если это модель, то важно оставаться в рамках. Иначе получится, что ты связал человека и воспользовался его беззащитностью. Так что с моделями я не сплю ».

Артем притягивает мою спину к себе, продолжая обвязывать. Модели, которые впервые переживают такой опыт, обычно говорят о подчинении, меня, впрочем, накрывает колоссальное чувство защищенности. Слежу за каждым движением - связыватель очень точно угадывает, куда действительно стоит наложить веревку. Она плотная и приятная, насыщенная пчелиным воском и маслом пачули. Не замечаю, как, связанная в буквальном смысле по рукам и ногам, оказываюсь где-то под потолком. От нервного напряжения трудно дышать.

Больно? - спрашивает мастер.

Не знаю. Везде.

Именно больно или чувство, что вас стягивает? - после его вопроса я понимаю, что, кажется, это не единственное чувство, которому без подсказки не нашлось бы определения. Риггер постоянно следит, чтобы шибари не нанесло вреда: периодически проверяет чувствительность рук и предупреждает, что остановиться можно в любой момент. К тому же рядом есть специальный нож, благодаря которому в случае чего веревки мгновенно окажутся на полу.

«Мой риггер дико сексуальный и от него вкусно пахнет»

Повисев вниз головой, оказываюсь на земле. Приятно почувствовать под собой пол. Почему-то я продолжаю сидеть в той же позе, с которой мы начали. Перерыв.

Артем отходит и закуривает: «Кто-то говорит, что шибари - это акт любви. Но ты можешь связать тысячу женщин, и они не будут тебя любить. И ты можешь связать тысячу женщин, но они будут тебе доверять. Так что шибари - это доверие ».

Риггер рассказывает, что связал более 50 моделей (некоторые просили делать это за деньги), а теперь у Артема 4-5 постоянных «клиенток». Все они нашли его через знакомых: открытых объявлений у нас давать не принято (сама я узнала о риггере от подруги, которая попробовала шибари и без перерыва делилась полученным опытом несколько дней). Одной модели связываться более двух раз в неделю нельзя - остаются синяки и следы от веревок. Осознаю, о чем речь, когда замечаю такие на своих предплечьях и щиколотках. Назавтра они исчезнут.

Артем однажды связывал и мужчину, своего товарища, но говорит, что «это было не то». Был у него и личный опыт в качестве модели, однако связывать самому риггеру приятнее, чем чувствовать это на себе.


Красота

Понимаю, что хочу еще. Связываться можно не только в подвесе, но и на полу, поэтому решаем попробовать. «Подвес - это зрелище, а сделать красоту на полу - мастерство », - говорит Артем, планомерно стягивая мои руки и обматывая веревкой верхнюю часть тела. Грудь оказывается в тисках. Это больно, но чем меньше напряжения, тем меньше это имеет значения. Чувствую извне силу, которая пытается направлять. С ней хочется бороться со всей дури. «Это называется “поводья лошади”. Видишь, я могу делать с тобой все, что захочу », - дразнит меня риггер, перекидывая мое несамостоятельное туловище из стороны в сторону.

Успокоившись, он внимательно рассматривает мою спину: «Хм, ты даже сидишь, как японка, правда, для Японии картина должна быть такая, - он опускает бретельку, обнажая мое плечо. - Зачем показывать больше? »

Как выясняется, в Японии великих мастеров и ценителей женских плеч всего около 12 человек. В Европе гранд-мастеров шибари, признанных японцами, только двое: Осада Стив и Филип Анн. Артем уже несколько месяцев учится у последнего. В Беларуси же риггеров немного, открыто связыванием занимаются всего пару человек.

«Для меня самое главное - это результат, возможность наблюдать такую красоту. Однажды на улице шел дождь, а я связывал модель прямо у ворот. Это было потрясающе. Просто сел и любовался », - рассказывает Артем, развязывая часть узлов и перекидывая веревку через кольцо. За мной начинается движение. Левая голень привязывается к бедру, для правой ноги находится опора, которой я не вижу. Опять я в воздухе, но сейчас это даже приятно. Умиротворение растекается по телу. Внутри поднимается волна совершенно нового, не похожего на сексуальное, возбуждения.

«Это называется “поводья лошади”. Видишь, я могу делать с тобой все, что захочу»

А ты что-нибудь чувствуешь сейчас, когда связываешь? - интересуюсь я.

А ты вот сейчас?

Значит, у нас состоялся обмен важными чувствами.

Какие именно это чувства, мой риггер не признается, снова переходит на «вы» и предлагает взять веревку в зубы, чтобы я сама контролировала натяжение. Я соглашаюсь. «Веревки - это фикция. Вы думаете, что вы супербеззащитны и ничего не можете сделать. Но посмотрите, здесь у каждого узла можно два пальца просунуть. Вы не “не можете”, вы “не хотите”. Главное здесь я и вы, то, как мы с вами общаемся, и что, как вы думаете, я с вами делаю. И вы решаете, чувствовать ли это ».

Прихожу в себя, уже сидя на полу. Я чувствую что-то вроде легкой эйфории. Левая рука онемела - это иногда случается, особенно с худыми моделями. С трудом осознаю, что конкретно происходило последние два часа. Развязав все узлы, Артем резким движением сгребает все веревки и засовывает мне к груди в футболку: «Это вам ». «Навсегда ?» - уточняю. «Нет, но их можно пощупать, возможно, еще какие-то ощущения возникнут ». Я зарываюсь пальцами в веревки. На самом деле я не знаю, как далеко могу зайти в поисках ощущений, названия которых пока не могу определить. Но спасибо, что именно от меня зависит, когда и как двигаться в глубь себя, когда - получать новый опыт, а когда - время что-то понять и остановиться.

О шибари нам рассказал человек, который давно практикует эту технику. Не удивительно, что он пожелал остаться инкогнито. На Сахалине сложно найти партнера. Знакомятся в основном через интернет. Наш мастер шибари рассказал, что в последнее время к нему обращается много «нижних» мужчин, которые хотят обучиться БДСМ. Это значит, что им нужно, чтобы воздействие оказывали на них. И приходит много женщин, которые хотят занимать «верхнюю» позицию, вести в паре и быть активными. «Мужчины мельчают», - печально вздыхает рассказчик.

Шибари - красота связанной женщины

Мы привыкли, что все японские техники и традиции берут свое начало из древности. С шибари не так. Техника зародилась после второй мировой. Оказалось, что американские солдаты готовы платить деньги за то, чтобы смотреть, как женщин эстетично связывают на сцене.

Смысл японского шибари - это красота, шоу. Европейцы чуть видоизменили контекст, поэтому

Шибари не подразумевает секс

Европейское шибари - это воздействие. Европейцы занимаются связыванием, чтобы достичь определенного эффекта - болевые ощущения, сдавливание, стягивание. Сразу оговорюсь, что шибари совсем не обязательно подразумевает секс.

Шибари может вызвать слезы и нервный срыв

По словам тех, кто практикует эту технику, шибари - медитативное занятие, и тот, кого связывают, буквально улетает. Шибари может разбудить самые разные эмоции - страх, гнев, грусть, стыд, может вызвать слезы и нервный срыв. Браться за веревки стоит только опытным, обученным людям, чтобы не причинить вреда партнеру - как физического, так и морального.

В Японии за это платят большие деньги

Вообще считается, что у женщины стремление быть покорной и ведомой (попросту говоря - чтобы ее мучили) - врожденное качество. Настоящий мастер шибари может связать любую женщину так, чтобы добиться от нее нужных эмоций. В Японии за это платят большие деньги. Приходит такая мать семейства, ее связывают, она проплачется там, или просмеется, выплеснет все, и уходит.

В шибари нет «стоп-слова»

Хочу отметить, что шибари - далеко не безобидная вещь. Не даром это искусство относится к категории садо-мазо. В шибари нет «стоп-слова». Ведомый партнер может не почувствовать тот момент, когда ему становится некомфортно. Это должен почувствовать активный партнер.

«Когда ты чувствуешь, что женщина перестает получать удовольствие от того, что ты с ней делаешь, ты сам перестаешь ловить кайф».

Шибари на полу и шибари-подвешивание дарят разные ощущения. Подвешивание дарит человеку ощущение полета. Шибари на полу - более сложная практика, они требует от партнёров большего контакта, а значит, большего доверия. Если партнеры, скажем, не очень хотят друг друга, могут возникнуть сложности.

Можно ли прикасаться к груди? Возможен ли секс? Можно ли оставлять следы?

Сессия обычно длится минут 40. Заранее партнеры оговаривают, что можно, а что нельзя. Разрешены ли поцелуи? Можно ли снимать одежду?

«Я люблю резать одежду. Я предупреждаю женщин, чтобы приходили ко мне в чем-то, что не жалко».

Можно ли прикасаться к груди? Возможен ли секс? Можно ли оставлять следы? Веревки - вещь травматичная. Степень стяжки зависит от материала, от толщины веревки и от мастерства партнера, конечно. Остаются синяки, отметины - все это нужно учитывать, желая попробовать что-то новенькое.

Перед первым разом нужно многое знать о партнере - его хронические заболевания, физические и психологические проблемы. Некоторые скрывают проблемы, боятся, что им откажут. В таком случае «сюрпризы» могут вылезти в процессе сессии, и партнеру может быть нанесен вред.

В шибари строгие правила, которые нельзя нарушать

Тяга к садо-мазо практикам в обществе усиливается с кризисами и нестабильностью. Потому что в СМ - строгие правила, которые нельзя нарушать. Стабильность традиций сама по себе помогает сохранить и стабильность психики. Шибари - адреналиновый коктейль, на который легко подсаживаются. Не шутите с веревками. Помните - безопасность, разумность, добровольность.

Спасибо нашей смелой Даше Кашиной и гениальному фотографу Алене Николаевой.

И, конечно, нашему рассказчику)

Первый, главный, и, в общем-то, единственный инструмент бондажиста - верёвка. Ну, на самом-то деле, инструмент этот не единственный. Есть ещё руки, голова и фантазия. Но фантазию свою мы не выбираем - она или есть, или её нет, - а вот подходящую лично нам верёвку выбрать вполне в состоянии.
Кстати, небольшая ремарка в сторону. Бондажистами я буду в дальнейшем называть не бондажистов вообще, а тех, кто вяжет японский бондаж, в частности. От того, что так удобнее.
Так вот, о верёвках, о том какие они бывают, какими они должны быть обязательно и какими они быть не должны, я вам тут и попробую рассказать.

Сперва немножко истории. Судя по всему, верёвками человек умел пользоваться ещё в неолите. Во всяком случае, в Финляндии, были обнаружены самые древние узлы, относящиеся именно к этому периоду. Уж не знаю где и у кого они хранились, и почему их никто не распутал за столько времени, но факт остаётся фактом.
Правда, в те далёкие времена не было ни нейлона, ни капрона, ни даже болоньевых плащей. Поэтому предки наши пользовались верёвками из натуральных материалов. Из пеньки, льна, шерсти. В общем, изо всего, что можно было разобрать на длинные гибкие волокна и потом скрутить, или сплести. Некоторые даже умудрялись делать верёвки из собственных волос, о чём нам авторитетно поведали братья Гримм. Конечно, если бы предки умели делать мономолекулярные нити, то ни сплетать, ни скручивать верёвки им бы не понадобилось.
Но они не умели.

Изо всего этого можно сделать четыре вывода.

Вывод первый: верёвки бывают из синтетических материалов и из натуральных.
Вывод второй: верёвки бывают плетёные и кручёные.
Вывод третий: предоставленная сама себе верёвка, раз уж она скручена, или сплетена, запросто может раскрутиться, или расплестись.
Вывод четвёртый: человечество не произошло от инопланетян, поскольку иначе мы давно пользовались бы мономолекулярными нитями. Даже в неолите.

Натуральные материалы - это всё, что можно собрать, состричь, ободрать или просто вырастить в природе. Как то: пенька, лён, шерсть, луб некоторых древесных пород, солома, хлопок, даже асбест. Человеческая фантазия в отношении использования разнообразных подручных материалов неистощима.
Синтетические материалы - это то, из чего делается нынешняя одежда и, как я лично подозреваю, некоторая еда. Во всяком случае, если сравнить на вкус капроновую верёвку и булочку из стандартного железнодорожного обеда... Впрочем, я отвлёкся.
Так вот, синтетические верёвки изготавливают, в основном, из капрона и полипропилена. Не совсем понятно, почему при всей мощи современной науки и техники на изготовление синтетических верёвок идут лишь эти два синтетических материала. Не думаю, что все остальные виды уходят в железнодорожные столовые. Хотя от этих железнодорожников всего можно ждать.

От материала, из которого изготовлена верёвка, зависит несколько важных для нас (бондажистов) качеств. Открываем конспекты и пишем.
Три самых важных, на мой взгляд, качества это прочность, тянучесть и скользючесть. То есть, какую нагрузку может выдержать верёвка, насколько она может растянуться и насколько хорошо удерживает узлы.
С нагрузкой всё понятно. Думаю, мало кого обрадует, если в самый неподходящий момент ваш нижний, заботливо привязанный к стеночке, вдруг грянется, не имея возможности подставить зафиксированные руки, или ноги. Поэтому необходимо крайне внимательно следить за допустимой нагрузкой на верёвку. При продаже верёвки всегда указывается её предел на разрыв и на растяжение. Это разные виды прочности. То есть, одна и та же верёвка может выдерживать груз при статической нагрузке, но если тот же самый груз рывком уронить, она лопнет. Для нас важнее прочность на растяжение, поскольку нагрузки при бондаже статичны. Но всё же лучше перебдеть, чем недобдеть и обзавестись верёвками с высокими показателями прочности как на растяжение, так и на разрыв. Не поленитесь спросить у продавца какую нагрузку она выдерживает.
Кроме того, надо всегда иметь в виду, что верёвка из натурального материала может со временем менять свои свойства. При неправильном уходе она может попросту сгнить и порваться от легкого рывка.
Более прочны и менее чувствительны к условиям хранения верёвки из синтетики. Но. Есть у них пара не очень приятных особенностей. Во-первых, они растягиваются. А это значит, что, работая с синтетической верёвкой, вам будет сложно проконтролировать степень её натяжения. Во-вторых, синтетика не очень хорошо держит узлы. Под нагрузкой узлы на синтетике имеют обыкновение скользить и развязываться.
Натуральные верёвки, наоборот, лишены этих недостатков. Они и не тянутся, и узлы держат хорошо, но за это требуют ухода за собой. Особенно они боятся гниения, а потому их нужно тщательно сушить после воздействия воды, и хранить в сухих местах. Между прочим, даже если вы не склонны к соблюдению гигиены, всё равно натуральные верёвки стоит как минимум, хорошенько просушить после сессии. Поскольку пот вашей модели - жидкость не хуже иных прочих, да ещё и органическая. Что умеет делать гниющая органика, знает любой, кто хотя бы раз видел неумытого бомжика. Так что лучше всё таки периодически отправлять верёвки в стирку.
А ещё натуральные верёвки можно дополнительно обработать, о чём я более подробно расскажу чуть позже.

По способу изготовления верёвки, как я уже сказал, делятся на плетёные и кручёные. Разница между ними заметна невооружённым глазом. Кручёные верёвки изготавливаются скручиванием нескольких жил, а плетёные - переплетением. Традиционно в шибари используются кручёные верёвки из натуральных материалов, но это не догма.
Нельзя однозначно сказать, что от способа изготовления зависят какие-то важные качества верёвки. Но, по моим, наблюдениям, плетёные верёвки часто оказываются менее гибкими, чем кручёные. Справедливости ради надо отметить, что у меня никогда не было верёвок, изготовленных различными способами из одного и того же материала. Так сложилось, что плетёные верёвки, попадавшие в мои руки, были синтетическими, а кручёные натуральными. Возможно, дело именно в этом.

Независимо от того, каким способом верёвка была сделана, разобрать себя на составляющие она стремится всегда одинаково. Она расплетается на концах. Чтобы этого не происходило, концы необходимо обрабатывать. Даже если вам нравятся мохнатые кисточки. Мы ведь учимся связывать, а не пользоваться мохнатыми кисточками.
Обрабатывать концы для предохранения от самороспуска можно по-разному. Проще всего в этом отношении синтетика. Концы синтетической верёвки достаточно слегка оплавить на огне и распускаться они уже не будут. Но надо сказать, что способ этот, хотя он и прост, всё же имеет существенный недостаток: оплавленная синтетика становится твёрдой и таким твёрдым наконечником вы можете оцарапать свою модель. А это не всем нравится.
Чтобы избежать подобного вредительства, можно обработать оплавленные концы напильником, а можно поступить совсем иначе. Если уж вы решили связаться с синтетикой, то можно быть последовательными до конца и зафиксировать концы не плавкой, а, например, скотчем. Это тоже довольно простой способ: просто обмотайте скотчем верёвку в том месте, где собираетесь её резать и режьте прямо по центру обмотки. В результате у вас получится два конца, зафиксированных скотчем. (рисунок) Этот способ удобен ещё и тем, что, используя скотч различных цветов, вы можете промаркировать куски верёвки различной длины. В дальнейшем вы убедитесь, что это весьма удобно.

Если же вы решили отдать предпочтение натуральным материалам, то скотч уже не подойдёт. И вовсе не из соображений качества. Дело в том, что, поскольку мы будем вязать шибари, а шибари по определению эстетичен, то озаботиться единством стиля следует заранее. Так что обрабатывать натуральные верёвки мы будем такими же натуральными способами. Пока что мне известен лишь один хороший способ обработки концов натуральной верёвки. Обшивка. (рисунок)
Если вам когда-нибудь доводилось держать в руках иглу, то обшивка не доставит вам хлопот. Пару раз прошейте верёвку насквозь в полутора-двух сантиметрах от края. Этого будет достаточно, чтобы закрепить нитку. Затем виток к витку плотно намотайте нитку по направлению к концу верёвки. Сантиметровой обмотки вполне хватит. Ещё раз прошейте верёвку насквозь в конце обмотки, а затем сделайте два-три крупных стежка поперёк всей обмотки. Это предохранит её от распускания. Всё.
Такой способ удобен ещё и потому, что, используя разноцветные нитки, вы можете промаркировать свои верёвки.
Несколько раз я слыхал, будто есть способы заплетать концы верёвок, не прибегая к дополнительным средствам. Но мне эти способы неизвестны. Если кто-нибудь их знает и может меня им научить, я буду только рад.

Я уже дважды упомянул о цветовой маркировке. Для чего она нужна?
Дело в том, что в шибари используются верёвки различной длины. Например, двух-трёхметровые отрезки удобны для связывания рук и ног. А ещё, если вам где-нибудь не хватит длины верёвки, вы сможете надставить её таким трёхметровым куском. Пяти-шести трёхметровых отрезков в хозяйстве будет вполне достаточно. Или пусть их будет семь-восемь, чтобы заведомо хватило с лихвой на всё, что вы придумаете.
Куски длиной восемь-двенадцать метров используются в обвязках груди, бёдер. Или для комбинированных обвязок. Таких отрезков вам понадобится три-четыре. А отрезки от двенадцати до пятнадцати метров предназначены для обвязок, охватывающих всё тело. Их нужна всего пара.
Так вот, чтобы выбрать из спутанной груды нужный вам кусок, неплохо промаркировать верёвки цветом в зависимости от длины.

Есть и другой выход. Вы можете ничего не маркировать, а просто хранить верёвки таким образом, чтобы у вас ничего не перепутывалось. Короткие куски удобно складывать в два-четыре раза и завязывать узлом посередине (рисунок).
Более длинные куски лучше скручивать в кольцо и обвязать это кольцо одним из концов, создав петлю, за которую удобно подвешивать такую скрутку на крючок, или на гвоздик, или ещё на что-нибудь, на чём вы будете хранить свои верёвки. (рисунок)
Разумеется, если вы очень аккуратный человек, то никто не запретит вам промаркировать верёвки, и хранить их в полном порядке. Это будет лучше всего, поскольку шибари требует аккуратности. Но, с другой стороны, дзен учит не очень-то фиксироваться на форме, отдавая предпочтение содержанию. Иными словами, поступайте как хотите, лишь бы это помогло вам хорошо вязать.

Раз уж зашла речь о размерностях, то самое время рассказать о наиболее распространённых толщинах, использующихся в шибари.
Наиболее ходовая толщина верёвки шесть-восемь миллиметров. Более тонкая верёвка, во-первых, выглядит довольно жалко, а, во-вторых, попросту сильнее врезается в тело модели. Конечно, если вы поставили целью разукрасить свою модель сеточкой а-ля мясной орех, то ваш выбор - четырёхмиллиметровая верёвка. Но лучше использовать её для связывания волос и тому подобной тонкой работы.
Более же толстая десятимиллиметровая верёвка используется там, где необходимо максимально распределить сильную нагрузку. Например, при подвешивании.
Итого, на начальном этапе вам понадобятся пять-шесть трёхметровых кусков, три-четыре двенадцатиметровых и один длиной в пятнадцать метров. Толщиной в шесть-восемь миллиметров. Лучше всего, чтобы это были отрезки одной и той же верёвки. Как вы понимаете, обвязка, состоящая наполовину из синтетики, наполовину из пеньки будет выглядеть несколько эклектично.

Лично я использую джут-восьмёрку и вполне этим доволен. На выборе материала сказалось несколько причин. Во-первых, джут выглядит довольно аутентично при вязке шибари. Ещё лучше было бы использовать натуральную пеньку, но, между прочим, пенька - это ни что иное, как конопля. Потому-то её (пеньку) так сложно найти. Видимо, наркоманы скуривают верёвки дотла по пути от производителя до магазина.
Во-вторых, джут - грубый материал. Поэтому верёвки из него получаются более кусачие, чем из других материалов. Моим моделям это нравится.
Ну, и в-третьих, случайно обзаведясь шестьюдесятью метрами джута, я решил, что от добра добра не ищут и остановился именно на нём. И, хотя с тех пор в мои руки попадали верёвки из разнообразных, часто довольно экзотических материалов, теперь это уже дело привычки. Я привык к своим верёвкам. Мы вместе натворили уже довольно много всякого.

Между прочим, верёвки из натуральных материалов можно дополнительно обрабатывать для придания им более специфических свойств. В частности, натуральную пеньку, или джут часто рекомендуют депилировать. Кроме шуток. Удалять с них лишний жёсткий ворс. Лучше всего это делается при помощи огня. Возьмите свою ворсистую верёвку и опалите её над огнём как курицу. Из мохнатой верёвки вы получите лысую.
Или ещё натуральные верёвки можно варить для придания им дополнительной мягкости. Рецептура такого варева меняется у каждого источника, но все сходятся на том, что в самом конце верёвку нужно прополоскать в течение пары часов в ополаскивателе для белья. Лично я однажды попробовал воспользоваться одним лишь ополаскивателем. Результат получился точно такой же, как и после трёхчасовой варки с последующим ополаскиванием.
Короче говоря, как измываться над своими верёвками, выбирайте сами. Всё, что я сделал со своим рабочим джутом - это лишь выбрал из него всевозможный мусор и щепочки. Что и вам настоятельно советую.

Shibari - японское искусство связывания веревкой. Другое название - Kinbaku . Слово "Сибари" (часто у нас пишут шибари) произошло от глагола "сибару" - вязать что-либо. Две части слова пишутся как "сиба" и "ри". Первый иероглиф "сиба" (он еще читается как "баку") - означает "связка", "фиксация", "связь", "ограничение". Второй иероглиф "ри" - частица. А сибари можно интерпретировать как переплетение, действие по связыванию кого-то. Для большинства японцев это слово просто означает что-то вроде "переплетаться", что по сути дела и является внешней формой этого термина. Это крайнее проявление стремления доминировать над женщиной, когда даже способность двигаться или дышать зависит от мужчины. В сегодняшнем мире сибари прочно ассоциируется с японской культурой. Ценителей искусства японского связывания в самой Японии предостаточно.

Введение в искусство Shibari

Окинава. Маленький островок на юге Японского архипелага, где издревле сходились торговые пути, а значит и знания окрестных побережий. Задолго до нашей эры на Окинаву были привезены первые семена льна, и началась история японской веревки. История шнуров, шпагатов, и даже тросов, уже не одну тысячу лет заменяющих японцам железные гвозди, кожаные ремни, костяные пуговицы и прочие бытовые мелочи. А уж умению японцев использовать веревку для удовольствия можно только позавидовать.

Для практики искусства "японской веревки", прежде всего, нужно Место, как пространство для пьесы и два (как минимум) ее исполнителя. Место должно быть больше двух татами и его нужно очень тщательно подготовить. Для начала нужно убрать все лишнее, отвлекающее взгляд, обоняние, слух и осязание, все, способное нарушить гармонию того, что будет происходить. Но только гармония сама по себе не появится, не возникнет сама по себе из воздуха и ваших желаний, ее нужно создавать. И вот на сцене и подмостках появляются декорации и реквизит, которым вы заранее и хорошо научились пользоваться. Икебана и бонсай, оригами, какие-то элементы кимоно и причесок, запахи, набор для чая - все хорошо, чтобы создать атмосферу Страны Восходящего Солнца. И, конечно, веревки.

Какой длины и толщины будут веревки, из какого материала сделаны, будет ли их достаточно, чтобы многократно обмотать вашего партнера с ног до головы или это будет пара коротких шнуров - дело исключительно вашего вкуса, пристрастий и владения техникой связывания.

Итак, что же делать после того, как из комнаты в Большом Городе вынесена вся мебель и вещи, после того, как убраны книжные полки, картины и фотографии, снята люстра? С чего начать, когда лишь одинокий чайный столик на паркете, да ветка вербы в старенькой вазе позволяют вам представить себя в нескольких километрах от Киото в ожидании ещё одного актера? Кто напишет сценарий угодный актерам и, в том же лице - ценителям, критикам и восторженным зрителям? Как предвидеть опасности и неожиданности, способные нарушить ваши замыслы? Понравится ли вашему партнеру то, что вы уже сделали и собираетесь делать дальше?

Настоящие японцы до мурашек обожают всякие правила и ритуалы, которые с удовольствием для себя придумывают и, с не меньшим удовольствием, сами же потом и исполняют. Ката (правила), гири (долг) и мичи (путь) - являются тремя китами, на которых основан мир любого японца.

В чем же состоят правила отдельно взятой пьесы с участием двух человек и веревки? Вторым пунктом, после подготовки места (ба) автор этой статьи назвал бы декларацию намерений обоих партнеров. Именно она служит основой для понимания действий того, кто сыграет главенствующую роль, назовем его "Тори" и того, который будет помогать, назовем его "Уке".

Тори подобен одной из шести стихий (земля, воздух, огонь, вода, дерево или металл), каждой из которых соответствуют некоторые известные признаки:
Земле - покой (кю), понимание, рождение, созидание - а значит все связанное с управлением, рождением новых форм, приятием желаний уке;
Воздуху - движение, эстетика, легкомыслие, юмор - возвышенность, несерьезность, легкость происходящего весьма помогающие в качестве разрядки после каких-то серьезных событий, происходящих в нашей жизни;
Огню - разрушение, насилие, свет, тепло - опасность, непредсказуемость, напор, которые очень трудно, порой невозможно остановить;
Воде - проникновение, холод, опасность - ведь даже капля воды способна разрушить камень, если упадет миллион раз. Вода проникает в любые щели и трещины и, пожалуй, является самой опасной стихией, поскольку объем ее поистине чудовищен;
Дереву - строительство, созидание - все, связанное с творчеством, совершенствованием, раздумиям, медитации;
Металлу - боль, изобилие, холодный расчет - металл может быть холодным или горячим, но всегда отличается конкретикой, целеустремленностью, для японца ассоциируется, прежде всего, с клинком, а значит - с болью или смертью, им приносимым.

Набор свойств стихии - это из основных правил, по которому действует Тори. В течение одного действия смешивание стихий совершенно недопустимо, поскольку может разрушить гармонию (ва), ибо не бывает творчества в шутку или легкомысленного обращения с клинком. Не только разрушить, но и привести к серьезным отрицательным последствиям для психического и физического состояния Уке - второго равноправного партнера.

Уке занимает одну из двух позиций (состояний) - активную (Ян) или пассивную (Инь)
У Ян есть два состояния:
Атака - от откровенной агрессии в сторону Тори, до активного, на грани вторжения, противостояния действиям и намерениям партнера - в этом состоянии Уке будет агрессивным от начала и до конца. Даже лишившись возможности сопротивляться, Уке ни за что не покорится, продолжая настаивать на своем суверенитете;
Защита - от контратакующих действий до панического бегства (отступления) - состояние, когда Уке предполагает возможность пленения, но, поскольку он занимает активную позицию, то Тори придется приложить для этого немало усилий.
Инь, как и Ян, также имеет два состояния:
Движение - когда Уке готов помогать Тори во всем, позиционируя себя все же, как ведомого партнера;
Покой - состояние, когда Уке представляет собой подставку (дай), форму или чистый лист бумаги (холст), на котором Тори создает свое произведение, или сам находится в состоянии медитации, наслаждаясь формами и ощущениями, ими приносимыми.
Так же, как Тори не должен переходить из одной стихии в другую, для Уке крайне нежелательно менять состояние, если об этом не было предварительной договоренности с партнером.

Чередуя стихии, представляемые Тори, и позиции, занимаемые Уке, в разных комбинациях, можно десятки раз не повторяться, используя всего лишь одну технику вязки. Техник же вязки, к счастью, не одна: сотня, и способы обвязок, узлы, положения и формы крайне разнообразны.

Как же все-таки происходит декларирование намерений одним партнером другому? Конечно не словами, ибо заявление "Я - Земля!" ничего, кроме восторженного хрюканья Уке вызвать не может.

Самое простое для Тори - определить стихию ее физическим присутствием на Месте (ба) - свеча, чашка воды, деревянная трость и т.п. Более сложные формы выражения заключены в оригами, экибана, каллиграфии, стиле одежды и даже в поведении. Тоже самое верно и для Уке - прически, предметы одежды, составление букетов и композиций, коротенькие стихи (хокку или танки) - могут декларировать его позицию или желание состояния Тори. Сообщение друг другу о намерениях может превратиться в интереснейшую игру по совместному составлению композиций из цветов или бумажных фигурок, когда Уке может участвовать в создании сценария действа, которое будет происходить. Мастера искусства "японской веревки" часами разыгрывая сложнейшие сценарии, не произносят ни одного слова, если слова не являются частью пьесы. Каждый художник скажет, что любой штрих на холсте может оказаться лишним и все испортить. При этом допускается некий безмолвный спор, когда Тори хочет видеть одну комбинацию, а Уке другую, но он не должен затягиваться. Окончательное слово для принятия решения все же останется за Тори, поскольку именно Тори несет ответственность за гармонию - результат, к которому оба партнера стремятся.

Восприятие верёвки. Ощущение тела.

Основные факторы воздействия шибари - это ощущение тела, ограничение подвижности и эстетизм. Ощущение верёвки означает необычно, непривычно сосредоточенное восприятие своего тела и позы. Очерченное верёвкой тело легче рассматривать и чувствовать как бы слегка отстранённо, осмысленно, концентрируясь на возникающих чувствах и в полной мере переживая, смакуя их. Можно осознавать те или иные части тела в отдельности и "слушать" их. Верёвка, обнимая торс, подчёркивает дыхание и сердцебиение. Тело таким образом из простой оболочки, некоего материального деятельностного аппарата, источника ощущений становится их адресатом, в каком-то смысле обретает самостоятельное, "умное" существование. Удивительно, насколько это похоже на принципы йоги. Классические позы нижнего в шибари совпадают с основными йогическими асанами редко (хотя на картинках, изображающих некоторые из них, на мой вкус, сильно не хватает верёвки:)) и скорее всего случайно, но смысл йоги - не в асанах. Точнее, любое положение тела в пространстве может быть асаной, и это определяется не тем, куда вытянута рука или как согнута нога, а восприятием тела, ощущениями от позы, которые задают логику положения тела и подсказывают всю его архитектуру. Принять асану - это не столько встать определённым образом, сколько почувствовать одновременно всё тело таким, каково оно применительно к этой позе. А когда асана сделана правильно, об этом говорит не преподаватель в классе и не зеркало. Об этом говорит внезапное и очень острое внутреннее чувство лёгкости, парения, свежести и какой-то чистоты, несмотря на то, что тело в это время напряжённо работает и некоторые мышцы растянуты до предела. Это же самое чувство невесомости у меня является одним из существенных компонентов бондажного сабспейса. Возможно, не у меня одной. Поэтому позволю себе порекомендовать практикующим шибари воспользоваться одним из правил йоги, которое гласит, что в любых положениях шея и лицо должны оставаться полностью расслабленными, чтобы ум не участвовал в работе тела, а наблюдал за ними со стороны.

Пассивность ограниченного в подвижности тела также обладает огромным потенциалом чувственного воздействия. Лишение возможности действовать "на передачу" переключает человека "на приём". На приём сигналов от органов чувств, прежде всего, осязательных (ещё более этот эффект усиливается при депривации, например, завязывании глаз и/или ушей, запрете говорить или использовании кляпа). Это помогает извлечь из них максимум, полностью их пережить и почувствовать, познать особость, уникальность и неповторимость каждого прикосновения. Именно поэтому, наверное, в традиционном шибари предпочтение отдаётся грубым, даже колючим верёвкам из пеньки или джута: они чувствуются не только в местах наибольшего натяжения, но по всей длине. Переключение коммуникации между партнёрами с обычной (речь, взаимные прикосновения, мимика, жестикуляция) на скудную, обусловленную дефицитом механизмов обратной связи со стороны нижнего, обостряет эмпатию. Это удивительное переживание близости, даже слияния, единства двух человек, не только несёт огромную одномоментную эмоциональную нагрузку, но и, несомненно, способствует углублению взаимопонимания между партнёрами и в целом укреплению взаимоотношений между ними.

Описанные позитивные переживания не приходят сразу, им нужно учиться, искать нужное чувство, ловить и запоминать его.

Основное препятствие, мешающее спокойно и расслабленно заново познакомиться с телом и услышать непривычное разнообразие и глубину ощущений, - нелюбовь к собственному телу. Мы все несовершенны. Мы все, кроме самих фотомоделей, не похожи на фотомоделей. Шибари может помочь научиться прощать телу то, что оно не вписывается в стандарт 90-60-90 (потому что ведь это прощает Мастер, иначе бы он не возился с верёвкой и не разглядывал бы потом долго и с удовольствием своё произведение, а наоборот, выключил бы свет и прикрыл бы чем-то некрасивое, чтобы его не было видно), но только тогда, когда научиться прощать действительно хочется. Если же недовольство своим видом зашло так далеко, что отвлечься от него не удаётся никакими средствами, а кукла Барби видится как эталон счастья, то от сессии шибари лучше отказаться вообще, так как тогда она может предстать нестерпимым унизительным воздействием, обострённым беспомощностью, и вылиться в лучшем случае в истерику.

Другой фактор, препятствующий концентрации внутрь себя, - это "чрезмерная" экстравертность нижнего. Человеку, по своему темпераменту не склонному к созерцательности, покою, пассивности, возможно, даже некоторой нелюдимости, а наоборот, энергичному, активному, непоседливому, учиться быть нижним в шибари значительно сложнее. Кстати, именно такие нижние обычно пытаются превратить сессию шибари в спортивное состязание с Верхним, немедленно принимаясь выпутываться из бондажа. Просто потому, что им скучно лежать (сидеть, стоять, висеть) спокойно. Конечно, и в этом есть своя прелесть. Конечно, каждый получает то удовольствие, какое умеет. Стоит ли "перевоспитывать" такого активного нижнего, и если стоит, то зачем, - решать его Верхнему. При обоюдном желании "перевоспитаться", безусловно, можно, хотя это непросто и небыстро, и может даже оказаться небесполезным для повседневной жизни нижнего, например, поможет ему развить усидчивость, способность к концентрации и т.п.

Ограничение подвижности

Бондаж вообще и шибари в частности относят к BDSM именно в силу физической беспомощности связанного нижнего. Помимо непосредственной, буквальной передачи власти над обездвиженным телом, связывание несёт в себе глубокую и многослойную символическую нагрузку. Что же происходит с нижним благодаря тому, что он недееспособен и беззащитен?

Прежде всего, беспомощный человек нуждается в заботе и попечении. Как ребёнок, которого кормят с ложечки, переворачивают с боку на бок, укутывают, если холодно, и раскрывают, если жарко, укачивают, чтобы успокоить. Игровое воссоздание детского статуса может обусловливать психологический регресс в детство, освобождение от ответственности, от необходимости думать и принимать решения, возвращает в состояние безмятежной невинности, создаёт идиллический настрой. Верхний, в свою очередь, входит в роль Родителя, умиляется своему подопечному, радуется возможности позаботиться о нём.

Затем, поневоле снимаются ограничители сексуальности. Что бы со связанным человеком ни делали, ему, как в классической шутке, остаётся одно: расслабиться и получить удовольствие. Выражаясь метафорически, путы на теле развязывают путы в голове, потому что не остаётся ничего, кроме как принять происходящее, смириться с ним. Неслучайно шибари изобрели именно японцы, чья культура строго целомудренна. Описанный выше эффект тонкого и глубокого ощущения своего тела, возникающая жадность до прикосновений, вкупе со снятием ответственности за "неприличный" вид и поведение, дают возможность забыть на время о социальных условностях, комплексах и предрассудках, заложенных пуританским воспитанием. Акцент на сексуальности усиливается тем, что традиционные обвязки подчёркивают прежде всего грудь и гениталии.

Герои гениальных "Кукол" Такеши Китано бродили по городам и весям, связанные верёвкой. "Мы с тобой одной верёвкой связаны", - пел бард. Мы говорим об узах любви, о связи сердец, о привязанностях, о пленительности. В образе верёвки заложен глубокий любовный символизм. Поскольку любовь - вещь непостижимая и в некотором роде эфемерная, развивать эту идею в подробностях вряд ли стоит. Но тем, для кого любить - значит безоговорочно верить и отдавать себя, с одной стороны, и заботиться и беречь, с другой, шибари поможет выразить лирические чувства.

Наконец, обездвиживание - это квинтэссенция власти, полной физической свободы делать с человеком что угодно, тотального контроля над всем его существом, а с позиции нижнего партнёра - абсолютной покорности и смирения. Связанный человек не может ни сражаться, ни спасаться бегством. Он может лишь отдаться на милость того, в чьём распоряжении оказался. Для этого требуется огромное доверие, только оно способно преодолеть страх. Ни в одной из BDSM-практик нижний не отдаёт себя столь полно и непосредственно осязаемо, как в бондаже. Здесь передачу власти можно увидеть и потрогать. Таким образом создаётся психологический "якорь", партнёры будут помнить это чувство и после того, как верёвка снята. Порой мне кажется, что люди, утверждающие, что их отношения, за исключением бондажных сессий, полностью ванильны, не вполне отдают себе отчёт в том, что психологическая и телесная память о состоянии власти / подвластности в никуда не уходит, она сохраняется как фактор, влияющий, пусть, возможно, и совсем незначительно, на формат повседневных отношений. Этот фактор лучше не игнорировать.

Психологическое воздействие несвободы определяет затруднения, с которыми могут столкнуться партнёры. Во-первых, нижний может оказаться клаустрофобом. В этом случае его перспективы как бондажиста весьма сомнительны. Конечно, можно действовать медленно и осторожно, начиная с обвязок, не стесняющих движений, затем постепенно переходя к фиксации, из которой легко освободиться самостоятельно, и так далее. Можно попробовать прибегнуть к помощи психологов, иногда это эффективно в борьбе с такого рода неврозами. Проблема только в том, что всё это не гарантирует внезапного и очень резкого срыва. И, конечно, встаёт вопрос этики - насколько допустимо "насиловать" природу человека?, - и он решается, очевидно, в зависимости от ответственности, которую Верхний взял на себя - или не взял - в отношении не просто "механической" безопасности сессий, но в отношении личности своего нижнего и его судьбы.

Во-вторых, есть люди, которые вообще не умеют подчиняться, отдавать контроль. Для них ужасна сама мысль, что кто-то может делать что-то за них. Они не умеют принимать дары. Они, как правило, не могут воспринимать окружающих такими, какими те являются, но стремятся переделать их под себя, рассматривают их сквозь призму себя. Они и к себе относятся так же: обращают внимание не на сущее, а на должное, конечно, в соответствии с собственными же об этом представлениями. Они сверхпопечительны и зачастую гиперответственны, уверены, что без них этот мир немедленно провалится в тартарары. Они не "лучше" и не "хуже" тех, кто устроен иначе. Просто они не нижние. Потому что не умеют доверять.

В-третьих, иногда спокойно принять свою беспомощность в бондажной сессии мешает страх, особенно важную роль этот фактор играет, кода партнёры не слишком близки друг с другом. Это может быть страх "заученный", вызванный предыдущим негативным опытом, или же страх перед данным партнёром.

Если партнёры дороги друг другу и хотят продолжать и укреплять свои отношения, каждый срыв сессии должен стать предметом тщательного и долгого разговора. Обязательно нужно докопаться до истинных причин резкой реакции нижнего, а затем вместе решить, можно ли попытаться устранить причину, или же она представляет собой непреодолимое препятствие (точнее, так: непреодолимых препятствий нет, есть только человеческая лень, поэтому - несоразмерно тяжело преодолимое препятствие), и от бондажных сессий лучше отказаться вообще.

Эстетизм

Нижний, выступая в роли модели для Мастера, получает зримое и осязаемое доказательство своей востребованности. Ведь фигура шибари - это произведение искусства. Оно создаётся неспешно, бережно, внимательно, аккуратно. Раз Верхний берёт на себя такой труд, а потом ещё и хлопоты по заботе о связанном, значит, нижний ценен, дорог, нужен. Для многих это очень важно - быть нужным.

К этому добавляется специфическое чувство востребованности нижнего как художественного материала. Не каждый день в обыденной жизни нам удаётся побыть Пигмалионом и Галатеей. Роль модели требует покорности, пассивности, пластичности, но не только. Живой человек всё же отличается от глыбы мрамора или комка пластилина. Отличается способностью к сотрудничеству, к "умной" отзывчивости, что помогает каждый раз создавать не обвязку вообще, а обвязку данного человека в данном контексте времени, места, настроения и так далее. Творчество вообще приносит людям огромную радость и удовлетворение (я не знаю точно, что именно движет Мастерами шибари, заставляя их осваивать это непростое искусство, но, подозреваю, не в последнюю очередь именно возможность создавать прекрасное), совместное творчество сближает, создаёт общий понятийный, символический и эстетический ряд, а уж когда предметом его становятся самые интимные сферы жизни, образы и переживания, восторгу нет предела.

Шибари - японское искусство. Женщина, связанная по-японски, обязательно чувствует себя немножко японкой. Сдержанной, благовоспитанной, почтительной, скромной, изящной, загадочной и слегка развратной.
Шибари и сабспейс

Подчёркнутая пассивность, покорность, подчинённость (Инь) вызывает острое ощущение собственной женственности. Эта женственность привлекательна, потому что тело, даже несовершенное, полностью принимается, становится красивым. Привлекательность чувственна, потому что тело узнаёт само себя и радуется себе. Чувственность сексуальна, ведь сняты все запреты. Всё это - женственность, привлекательность, чувственность, сексуальность, - принадлежит Мастеру, который их создал, пусть даже всего лишь здесь-и-сейчас. Он волен распорядиться ими по своему усмотрению. Он бережёт своё создание, и поэтому верёвка греет: это тепло заботы. Тело, чувства и разум обретают редкую гармонию. Вдруг оказывается, что растворение в Мастере и уход в себя - это одно и то же. Это спокойное, тихое, счастливое, благодарное, светлое, радостное, полное и безоговорочное принятие всего происходящего и своего в нём места. Это абсолютная свобода, ибо что есть свобода, как не быть собой и на своём месте?


Несмотря на то, что мода на шибари (или, как его еще называют иначе – сибари) появилась сравнительно недавно, данное искусство (а это не что иное, как искусство) зародилось еще в Древней Японии. Шибари представляет собой одну из разновидностей бондажа – технику эротического связывания. По большому счету, все, что необходимо мастеру данной методики, - веревка и фантазия. В ходе таких сексуальных игр мужчина связывает партнершу, которая должна ему во всем подчиняться. При этом мнение о подобном связывании очень различно: некоторые считают его необычным, но очень интересным и привлекательным развлечением, в то время как другие определяют шибари как извращение и отклонение.

Искусство воинов

Вообще, первоначально искусство шибари ведет свое начало от связывания поверженных и плененных врагов – таким нехитрым образом восточные воины воздействовали на активные точки на теле своего противника. Истоки данного искусства часто находят в национальной культуре и ментальности жителей Японии, которым всегда была присуща склонность к созерцательной эстетике. Кроме того, национальная одежда обитателей этой страны практически не имеет пуговиц – их заменяют пояса. К примеру, для завязывания пояса женского кимоно существует огромное количество способов, выбор которых зависит от социального положения дамы и непременно представляет собой особый ритуал.

Красота и эстетика

Правда, выраженный эротический уклон шибари получило, уже став известным в государствах Запада. При этом, даже если в ряде случае допускаются достаточно тугие узлы, из-за которых веревка неслабо врезается в кожу девушки, данное искусство вовсе не преследует цель доставления партнерше болезненных ощущений или мучений – все должно происходить по обоюдному согласию. Большое значение уделяется тому, насколько красиво выглядит получившееся в итоге плетение узлов, нередко практически ни в чем не уступающее макраме. Отдельная тема – поклонники эротического связывания, получающие удовольствие от фотографирования своих творений.

Статичность и покорность

Шибари – это статичное искусство. В нем имеет значение абсолютно все: начиная от положения рук, ног и головы женщины, и заканчивая рисунком, который создают узлы веревки. Считается, что в ходе подобных сексуальных игр и сейчас осуществляется воздействие на биологически активные точки, в том числе, и эрогенные зоны. Однако противники данной Символика веревкитеории заявляют, что она необоснованна: ведь, к примеру, точки, расположенные на голове или на стопах не затрагиваются. Процесс связывания осуществляется подчеркнуто неторопливо, иногда он может занимать до нескольких часов, по причине чего данное искусство также часто сравнивают с медитацией или тантрическим сексом.

Символика веревки

Восприятие самой веревки также является чрезвычайно символичным. С одной стороны, данный атрибут ассоциируется с ограничением движений и свободы, а девушка, согласившаяся на то, чтобы возлюбленный связал ее, таким образом, в определенной степени демонстрирует свою покорность и готовность подчиниться ему. С другой стороны – веревка может выступать в качестве объекта, при помощи которого устанавливается связь между двумя людьми, не только физическая, но и эмоциональная. К слову, половой акт следует за ритуалом шибари далеко не всегда.

Важность подготовки

Тем не менее, как подчеркивают знатоки данного искусства, для подобных практик необходима соответствующая подготовка. Прежде всего, нужно обладать хотя бы элементарными знаниями в области анатомии. Это объясняется тем, что вследствие непродуманных действий велик риск повреждений кожи, суставов и даже пережатия артерий. В результате женщина может потерять сознание или задохнуться. По этой причине, перед тем как пробовать разнообразить свою сексуальную жизнь при помощи связывания, рекомендуется изучить основные элементы техники шибари, либо записаться на соответствующие курсы.


Top