О таланте ребенка как его узнать. В каком возрасте отдавать ребёнка на дополнительные занятия? Из чего состоит талант

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

    интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

    любит конструировать модели, приборы;

    сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

    может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

    любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

    интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

    любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

    очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

    поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

    сочиняет свои собственные мелодии;

    научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

    обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

    умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

    часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

    с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

    не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

    часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

    стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

    с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

    с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

    пластичен и открыт всему новому;

    любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

    хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

    обладает хорошей памятью;

    легко и быстро схватывает новый школьный материал;

    задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

    обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

    гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);

    обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

    очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

    он очень энергичен и все время хочет двигаться;

    он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

    он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

    не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

    лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

    предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

    кажется, что он никогда всерьез не устает;

    неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

    рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

    любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

    выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;

    изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

    любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

    не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

    в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

    серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

    в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

    стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

    не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.

А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.

КАК НАДО

    Понять ребенка и осознать его неординарность.

    Не игнорировать всю уникальность его данных.

    Не восторгаться им сверх меры.

    Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

    Создать условия для "поощрения" таланта.

    Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.

    Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

    Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

    Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.

    Учить терпению и поощрять за все старания.

    Тактично, деликатно помогать ему.

    Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

    Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

    Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

    Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

  • Учить владеть эмоциями.
  • Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

    Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.

    Не возвышать его над остальными детьми в семье.

    Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

    Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

    Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

    Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

    Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.

    Учитывать его индивидуальность.

    Все время ободрять его.

    Тактично обращаться с ним.

    Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

    Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

    Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

    Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.

    Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.

    Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

  • Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  • Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

    Не помогать решать проблемы с воспитателями.

    Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

  • Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  • Драматизировать все неудачи.
  • Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

    Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.

    Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.

  • Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  • Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

    Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.

    Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

    Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

    Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

    Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.

    Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.

    Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

    Я беру ребенка с собой в интересные поездки.

    Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

    Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.

    Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

    Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

    Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

    Я регулярно читаю ребенку.

    Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

    Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

    Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

    Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

    Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

    Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

    Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

    Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

    Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.

    В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

    Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

    Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

    Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.

    Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

    Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

    Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни.

Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...

Татьяна Козак, психолог

Для большинства родителей их ребенок талантлив. Но иногда распознать природные способности или отличить талант от обычного увлечения бывает нелегко. Как это сделать, нам рассказал психолог, директор тренингового центра "Школа успеха" Дария Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua).

Getty Images/Fotobank

Если способность не видна

Бывает, родители приходят к психологу с проблемой, они говорят: "Все дети вокруг обладают каким-то талантом: Машенька рисует, Оксана поет, Максим танцует. А в нашем ребенке мы, как ни стараемся присматриваться, не видим никаких талантов". Таким родителям можно с уверенностью сказать: способности и таланты есть у каждого ребенка, просто есть дети, у которых способности слабо выражены. В этом случае лучше обратиться к психологу, который проведет комплексную диагностику личности и определит природные способности и таланты ребенка. Специалист также подскажет, как природные задатки ребенка можно развивать.


Getty Images/Fotobank

В каком возрасте проявляются таланты

Если вовремя выявить природные способности ребенка и правильно их развивать, с возрастом это занятие может стать профессией. Оптимально проводить диагностику природных способностей в 13 лет. Но можно уже с 10 лет целенаправленно и выявлять те занятия, к которым он больше имеет склонности, к которым он проявляет больший интерес. До этого возраста имеет смысл делать упор на всестороннее развитие ребенка. К окончанию школы ребенок, чьи способности были выявлены несколькими годами ранее и он имел возможность их развивать, уже осознанно может сделать выбор, в какой вуз поступать и к освоению какой профессии готовиться.

Талант или увлечение?

Бывает, что за таланты родители принимают увлечения, которые могут меняться со временем – через месяц, через полгода или даже через два занятия. Если же речь идет о природных способностях, то ребенку это направление будет интересно не только сейчас, но и через год, даже через 10 лет. Это то, что будет вызывать у ребенка постоянный интерес, чем он будет заниматься с удовольствием на протяжении долгого времени, что будет даваться легче, чем какое-либо другое занятие. Это занятие с очень большой вероятностью в будущем становится профессией, если родители сумели распознать талант и развивают его.


Getty Images/Fotobank

Как развить способности

В успехе участвует лишь 1% природного таланта, а 99% – это работа над шлифовкой способностей и развитием талантов. Задача родителей – помочь ребенку в этом развитии. Если , хорошо бы отдать его в художественную школу либо нанять преподавателя по рисованию или художника для индивидуальных занятий. Если вы видите, что ваш ребенок нашел себя в какой-то деятельности, то дальше нужно поискать специалиста, курсы, семинары или тренинги в соответствующей сфере. И если, позанимавшись полгода, ваш ребенок придет и скажет: "Мама, ты знаешь, мне это уже неинтересно, у этого учителя я уже взял все, что мог, и я бы хотел другого", – это нормальный процесс личностного роста.

Как убить талант в ребенке

Часто родители, не осознавая, делают многое для того, чтобы талант ребенка не проявился и не развился. Это хорошо иллюстрирует анекдот, про Вовочку, который принес домой оценки: математика – 3, украинский язык – 3, чтение – 3, пение – 5. Реакция родителей была такой: "Этот глупый ребенок еще и поет?" Может, действительно, у вашего ребенка способность к пению или рисованию, а вы ему говорите: "Ну какой из тебя певец! Иди лучше математику решай!", или: "Вот соседский мальчик интересуется программированием, а ты какие-то каляки-маляки рисуешь", – так вы губите в ребенке его таланты. Если родители говорят, что любимое занятие ребенка – это глупость, мимолетное увлечение, что-то абсолютно незначимое, и лучше ему заняться чем-то стоящим, это убивает желание ребенка, очень занижает его самооценку, ребенок перестает верить в себя и свои силы.

Татьяна Корякина

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Говорят, что каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родителям нужно будет просто помочь малышу развить его способности.

Как определить таланты ребенка

Психологи утверждают, что уже в самом раннем возрасте у ребенка начинают проявляться специфические способности. Для того чтобы своевременно их распознать, необходимо внимательно проследить за малышом. Понаблюдайте, чем занимается малыш в свободное время. Как он себя ведет в окружении других ребят. Предложите ему несколько видов занятий и проследите, чем он чаще всего предпочитает заниматься – вот как раскрыть талант ребенка. Если у вас не получается самостоятельно сделать это, вам поможет семейный психолог – специалист сразу же увидит, чем отличается именно ваш отпрыск.

Если ребенок в процессе разговора любит жестикулировать, выражает собственные чувства мимикой и активными движениями, то это явные признаки артистических способностей. Такие ребята часто пытаются вызвать какие-либо эмоции у окружающих собственными рассказами и действиями. Очень любят выступать перед аудиторией. Зачастую передразнивают других детей, копируя их привычки и действия. В данном случае родителям важно вмешаться и объяснить ребенку, что так вести себя некрасиво.

О том, что у вашего дитя незаурядный интеллект можно догадаться по манере его рассуждений. Обычно такие ребята понимают недосказанные вещи, легко усваивают школьные предметы, понимают истинные побуждения поступков других людей. Если ваш малыш обладает неординарным интеллектом, то он будет преимущественно выделяться среди его ровесников. Его отличительными чертами будут являться: широкий кругозор, хорошая память, рассудительность, наблюдательность. Психологами было отмечено, что такие детки зачастую очень восприимчивы к новым изменениям в жизни.

Как развить талант ребенка

Как же быть, когда ваше дитя очень энергичное и активное? Не сердитесь на него. Его всего лишь нужно отдать в спортивную секцию. Возможно, у ребенка проявится спортивный талант. Изучите его поведение и сделайте соответствующие выводы о выборе определенного вида спорта для него. Как правило, дети с ярко выраженным спортивным талантом смелые и отважные. Синяки, ушибы и шишки их не пугают. Они прекрасно физически развиты. Очень любят различные соревнования и спортивные состязания. Порой кажется, что они никогда не устают…

Ребята с музыкальным талантом всегда будут стремиться туда, где звучит музыка. Они прекрасно чувствуют ритм и напевают мелодию. Когда же они поют, они вкладывают в музыкальные произведения собственные эмоции и чувства. Обычно ребенок с хорошо развитыми музыкальными способностями либо сам выучивается играть на музыкальном инструменте, либо настаивает, чтобы родители купили ему инструмент и отвели его в музыкальную школу.

Как выявить талант у ребенка к рисованию? Художественные способности проявляются в желании ребенка постоянно что-то рисовать, лепить, чертить. Обратите внимание на рисунки вашего малыша. Если у него есть художественные способности, то он вместо того, чтобы рассказать о каком-либо происшествии или событии, постарается это изобразить на бумаге. Он будет вдумчиво комбинировать различные краски и материалы, с которыми работает.

Технические способности, в отличие от всех предыдущих, проявляются гораздо позднее. О том, что у вашего юного дарования есть данные способности, можно догадаться по его стремлению к разбору и сбору конструкций и предметов. Они очень любят находить самостоятельно причину неисправности различных механизмов. С легкостью чинят поломавшиеся игрушки, поделки, приборы. И, конечно же, увлекаются взрослой технической литературой.

В заключение следует отметить, что, к примеру, музыкальные и художественные способности проявляются намного раньше, чем литературные либо технические способности. Для развития последних недостаточно просто увлечения ребенка, необходима помощь специалистов, родителей и учителей.

Не стоит также забывать и о том, что у детей таланты и способности могут проявиться не в детстве, а в юношеском возрасте. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» – это своевременная поддержка родителей и учителей. В первую очередь, родителей, потому что именно они больше времени проводят со своими малышами. Знают их привычки, вкусы, предпочтения, манеры поведения, которые в присутствии других людей, зачастую, проявляются в иной форме. Задача родителей заключается не в навязывании ребенку собственных целей и желаний, а в выявлении его собственных талантов и их целенаправленное развитие.


Top