Сценарий мероприятия на экологическую тему. Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

Определение темы:

Посмотри, юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И потому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш зеленый природный дом

Как вы думаете, о чём речь в этом стихотворении? А знаете он вы, чему посвящён 2017 год? Год посвящён экологии. А знаете ли вы, что такое «Экология»? Экология – наука о взаимоотношениях живой и не живой природы.

Как прекрасна наша природа! Она всегда привлекала к себе внимание поэтов и художников. Перед нами – фотографии разных времён года. Каждое из них удивительно по красоте и неповторимо (перед детьми слайды с изображением времён года).

Осень привлекает нас ярким цветом листвы и ароматом грибов.
Зима дарит нам свежесть морозного дня и красоту заснеженных деревьев.
Весна встречает нас щебетом птиц и первыми цветами.
Лето щедро дарит нам тёплые солнечные дни.

Правила поведения в природе
- Ребята, а вы любите ходить в гости?

Давайте отправимся с вами в гости к природе. Выполним интересные задания. И узнаем что-то новое для себя.
Но мы должны помнить, что мы в гостях и должны соблюдать определённые правил
- А вы знаете основные правила поведения в лесу?
Первое: Не сори!
Второе: Не шуми!
Третье: Не губи!

И первое наше задание – игра «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Следующая наша станция называется «Лесная почта».

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят совета. Вам нужно внимательно прослушать их и устно дать ответ на них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.

Письмо №3

Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? - спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Следующая станция « Прилетели птицы »

Мы с вами в весеннем лесу, а значит, что прилетают птицы. Ребята, а много вы знаете птиц? Давайте проверим?

– Всего две буквы знает, в своей песне повторяет? (кукушка)

– Белокрылая птица над морем летает, рыбу увидит, клювом хватает? (чайка)

– Желтые комочки, дети мамы квочки? (цыплята)

– Какая птица выше всех летает? (орел)

– Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (сова)

Вед. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

/Дети хлопают/

Вед. Что неправильно?

Дети. Мухи.

Вед. А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Вед. Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! /Хлопают/

Вед. Начинаем снова!

Прилетели птицы:

Голуби, куницы! /Хлопают/

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары , кукушки. /Хлопают/

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Следующая станция «Маленькие тайны природы».

Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. А знаете ли вы, что…

Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть до 100 гусениц. В лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

А знаете ли вы, что:

Журавль живёт от 12 до 50 лет;

Белка – от 6 до7 лет;

Медведь - от 15 до 20 лет.

Кукушка – от 10 до 40 лет;

Лошадь – от 20 до 60 лет;

Слон – от 70 до 120 лет;

Конкурс «Реши задачу».

Конкурс на правильное и быстрое решение задач. Здесь вам нужно внимательно послушать, быстро сосчитать.

Выходите! Кто готов?

Если знаешь ты таблицу,

На вопрос ответишь смело,

Сколько птичек невеличек

На кормушку прилетело?

Воробьев драчливых пара,

И синичек тоже пара,

Пара сизых голубей

И две пары снегирей. (10)

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек,

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят? (4)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки собирал.

Положил в корзинку восемь,

Потом десять, ещё семь.

А всего их сколько? – спросим.

Отвечай, Мишутка, всем! (8+10+7=25)

Вед . Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, защите. Что же нас радует в природе? Конечно же её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

Сценарий экологического вечера искусств «Прекрасного касайся осторожно». Учащиеся старших классов.

Библиотекарь 1 категории Кубанской сельской библиотеки филиала №11 МБУК «Переволоцкая МЦБС» Янцен Елена Гергардовна.
Цель: формирование экологической культуры личности старших школьников через произведения искусства.
Задачи: воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Однажды кто-то сказал, что природа - лучший художник, природа - лучший композитор. И с этим трудно поспорить. Понимаешь это, когда оказываешься наедине с нею, слышишь пение птиц, шелест листвы, звук дождя и стрекотание кузнечика. Даже полная тишина на лоне природы превращается в некую неповторимую симфонию. Попадая в эту атмосферу чувственности, так легко думать о прекрасном.
Ведущий 2: Еще проще творить прекрасное самому. И это неудивительно - ведь природа дарит огромный поток вдохновения и свежих идей. Проблемой остается лишь то, что этот поистине неиссякаемый источник все-таки может быть исчерпан.
Ведущий 1: В мире остается все меньше мест, наполненных простотой и величием природных объектов. Творческий человек понимает это как никто другой. Именно поэтому большинство экологических движений неразрывно связаны с творчеством. Появились особые жанры в искусстве, ориентированные на экологию. Это экологическая художественная фотография, экологические плакаты, экспозиции из которых собирают сегодня огромное количество людей. Существует экологическое кино, эко-живопись. Экология оставила свой след даже в моде – сейчас довольно быстро обретают популярность наряды из натуральных тканей, а также флористика в дизайне одежды. На сегодняшний день существует множество жанров экологического искусства, о них мы и поговорим сегодня. А начнём мы с музыки.
Ведущий 2: Этот вид творчества, пожалуй, один из самых душевных. В музыке мы ищем выход из сложной ситуации, уверенность в завтрашнем дне, заряд положительной энергии или долгожданную гармонию. Почерпать в мелодиях можно и экологическую сознательность, которой так не хватает современному обществу. Звезды шоу-бизнеса все чаще стараются подавать свой пример «зеленой» жизни. Кумиры миллионов поднимают столь важные и актуальные темы со сцены перед миллионной публикой.
Ведущий 1: Впервые экологические темы были раскрыты в музыке в 50-60-х годах американскими хипперами. Тогда эта субкультура была массовой и показательной. Хипперы устраивали целые коммуны и ездили с концертами по всей стране. Главная цель движения хиппи была донести до людей, что они в ответе за Матерь-природу. Себя они называли «детьми цветов», а стиль в музыке - регги. В своих песнях они часто поднимали тему защиты Земли и благодарности Природе, за все, что она делает для человека. Пожалуй, самым знаменитым хитом хипперов в защиту природы можно назвать композицию Калча Канделы «Mother Earth». (Звучит песня)

«Mother Earth»
Матерь Земля

Она создает птиц и бабочек,
Реки и горы,
Но ты никогда не узнаешь,
Каким будет её следующий шаг.
Ты можешь попытаться,
Но спрашивать бесполезно.
Её невозможно контролировать,
Она идет по своему пути


Дарит и забирает
Она управляет всем до конца времен
Она идет по своему пути

С каждым вздохом
И каждым совершенным выбором,
Мы лишь проходим по её пути.
Я чувствую свою силу,
Веря, что твоя душа жива
До конца времён
Я пронесу с собой эту веру

Однажды ты узнаешь, дорогой мой:
Тебе не нужно бояться
Конец - это всегда начало чего-то.
И так будет до конца времен.

Она управляет всем до конца времен
Дарит и забирает
Она управляет всем до конца времен
Она идет по своему пути
Ведущий 2: Примерно в это же время (50-60-е годы) о защите окружающей среды задумались и в Советском Союзе. Тема природы все чаще стала звучать в бардовских песнях. Конечно, открыто выступать с экологическими манифестами барды не могли, так как в стране тогда было принято считать, что проблем с экологией нет. Но, несмотря на это, бардовская культура изначально была тесно связана с природой. Ее еще называют культурой «песен у костра». Поэтому барды просто не могли не восхвалять в своих песнях мир, его красоту и величие. Такая музыка была чувственной и проникновенной, поэтому хоть как-то затрагивала сердца советских людей, практически не задумывающихся о сохранности окружающей среды. Естественно, не всегда можно назвать бардовские песни пропагандой защиты окружающей среды. Наверное, многие из этих людей даже и не ставили эту цель. Они просто восхищались красотой природы, пели о лесах, полях, реках. Но, тем не менее, бардовская песня самым естественным образом пробуждает уважение к природе и тягу к её защите. Сейчас с уверенностью можно говорить, что барды как никто другой в СССР, да и сейчас, способствовали экологическому воспитанию. В качестве примера предлагаю послушать песню Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса» (Звучит песня)

Я приглашаю вас в леса,
Мы так давно там не бывали,
Что вспоминается едва ли
Их несравненная краса,
Я приглашаю вас, пока
Они уютны и зелены,
Мы там коленопреклоненно
Испьём воды из родника.
Я по тропе вас поведу,
Она усталость вашу снимет,
И станем снова молодыми
Мы у нее на поводу,

Под вечер сосны запоют,
Над головой сомкнутся ветки,
И нам покажется некрепким
Наш крепкий городской уют.
И под костра знакомый звук
Я приглашаю вас к поляне,
Где бросим между тополями
Мы скатерть прямо на траву,
Здесь юность звонкая моя
Живет, пронизанная солнцем,
Здесь, может мы и прикоснемся
К великой тайне бытия.
Ведущий 1: Несомненно, не каждый представитель бардов ставил перед собой цель призвать людей к экологической ответственности. Эти люди просто пели о лесах и реках, восходах и закатах. Они передавали свое восхищение природой через музыку, тем самым, пробуждая у слушателя уважение к нашей Земле, тягу к ее защите.
Ведущий 2: Потрясающий гимн в защиту природы, бессмертный хит исполнил всеми известный музыкант Майкл Джексон, – “Earth Song”. (Звучит песня. Видеоклип.)

Earth Song (Michael Jackson)

Песнь Земли
А как же рассвет?
А как же дождь?
А как же всё то,
Что вы нам сулили?
А как же уничтожение полей?
Есть ли у нас еще время?
А как же всё то, что вы называли
Нашим общим достоянием?
Вы хоть раз замечали
Всю пролитую нами кровь?
Вы хоть раз замечали

Аааааааааа... аааааааааа...

Что мы сделали с планетой?
Посмотрите, что мы наделали!
А как же мир,
Обещанный вами единственному сыну?
А как же цветущие поля?
Есть ли у нас еще время?
А как же все наши общие,
По вашим словам, мечты?
Вы хоть раз замечали
Всех детей, которых убила война?
Вы хоть раз замечали
Как плачет Земля и рыдают берега?

Аааааааааа... аааааааааа...

Когда-то я мечтал,
Я заглядывал за звезды,
Теперь я не знаю, где мы,
Хотя знаю, что нас занесло далеко...

Аааааааааа... аааааааааа...
Аааааааааа... аааааааааа...

Эй, а как же вчерашний день?
(А как же мы?)
А как же моря?
(А как же мы?)
Небеса обрушиваются
(А как же мы?)
Мне нечем даже дышать
(А как же мы?)
А как же кровоточащая Земля?
(А как же мы?)
Разве мы не ощущаем ее ран?
(А как же мы?)
А как же ценность природы?
(ооо, ооо)

Это лоно нашей планеты
(А как же мы?)
А как же животные?
(А как же мы?)
Мы стерли королевства в пыль
(А как же мы?)
А как же слоны?
(А как же мы?)
Мы потеряли их доверие?
(А как же мы?)
А как же кричащие киты?
(А как же мы?)
Мы опустошаем моря
(А как же мы?)
А как же лесные тропы,
(ооо, ооо)

Выжженные несмотря на наши мольбы?
(А как же мы?)
А как же Святая земля,
(А как же мы?)
Развороченная догмами?
(А как же мы?)
А как же обычный человек?
(А как же мы?)
Нельзя ли нам оставить его в покое?
(А как же мы?)
А как же умирающие дети?
(А как же мы?)
Разве вы не слышите их плач?
(А как же мы?)
Что мы сделали не так?
(ооо, ооо)

Кто-нибудь, скажите мне, зачем?
(А как же мы?)
А как же младенцы?
(А как же мы?)
А как же дни?
(А как же мы?)
А как же вся их радость?
(А как же мы?)
А как же человек?
(А как же мы?)
А как же плачущий человек?
(А как же мы?)
А как же Авраам?
(Кем мы были)
И еще раз о смерти
(ооо, ооо)
Наплевать ли нам?

Аааааааааа... аааааааааа...

Ведущий 1: В современном мире тема экологии становится все актуальнее. А поэтому «зеленые» песни все чаще появляются в массовой музыке. Несмотря на то, что многие композиции исполнены в жанре поп, в них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв - «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!». Трогательность современных экологических клипов наводит лишь на одну мысль - пора что-то менять, иначе совсем скоро футуристические серые картинки станут обычной реальностью. (Звучит песня)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

Слова: Вольта Суслова Музыка: Оксаны Бражников





Все сильнее ощущаю боль утраты,
Худо с флорою и с фауной разлад.
А в салатах, говорят, одни нитраты,
И нитриты в каждой рыбине сидят.

ПРИПЕВ
В окружающей среде, в окружающей среде
Не понюхаешь цветочка,
Не поплаваешь в воде!
В окружающей среде, в окружающей среде,
Не поплаваешь в воде!

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Все тревожней на планете год от году!
И понятно даже-даже комару:
Или будем мы беречь свою природу,
Или вылетем в озонную дыру!

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
Сами бросились с нахоженных путей.
Ведь другой такой нигде на свете нету,
Да и нету у природы запчастей!

Ведущий 2: Как видите, экологические песни есть в различных стилях музыки. Мы можем не любить тех или иных исполнителей, но подобные композиции вряд ли оставят нас равнодушными. Ведь главная цель «зеленых» песен - достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.
Ведущий 1: Экологические мотивы не могли возникнуть в древнем искусстве по вполне понятной причине – этой проблемы тогда просто не существовало, а сам человек ощущал себя частицей природы. Однако уже с эпохи позднего возрождения на полотнах живописцев начинает угадываться тревога за чрезмерное вторжение человека в природу. В ХIХ веке обозначились собственно экологические мотивы.
Мысль о беспомощности человека перед силами природы передана в картине Ф.А.Васильева «Оттепель». Художник подчёркивает зависимость человека от природы, его бессилие перед ней.

Ведущий 2: Запустение и неухоженность пейзажа видим мы на картине И.И.Левитана «Саввинская слобода перед Звенигородом». Результаты деятельности человека (жилище, улица) выступают здесь как фактор, нарушающий гармонию природы.


Чувство неясной тревоги выразил Левитан в своей картине «Владимирка». Бесконечная даль, в которой теряется дорога, навевает ощущение, что дорога непростая, что с ней связано нечто тягостное для человека.


Продолжает тему картина «У омута». Ветхость, заброшенность плотины, ненадёжность перехода по скользким брёвнам. Общий сумеречный тон полотна, хмурое вечернее небо. Исчезающая, словно прячущаяся в кустах, тропинка. Недобрая тишина и тревожная настороженность. Художник сознательно создаёт ощущение «гиблого места» и того, что оно – творение человеческих рук.


Ведущий 1: Обеспокоенность будущим человечества прослеживается в картине А. Васнецова «Кама». Простор и размах, мощь природы – первоосновы жизни и фрагмент безжалостного, потребительского вмешательства человека в её гармоничный мир. Художник встревожен разрушительными последствиями деятельности человека, отсюда подспудное опасение, что фрагмент этот будет расширен, что вся Земля подвергнется такому разрушению.


Глубоким философским смыслом наполнена картина К.А.Коровина «Сарай». Бросается в глаза резкий контраст между жизнью леса, который выражает природную силу вечного обновления и не нуждается в человеке, и ненужностью забытого, отслужившего своё, сарая, некогда возведённого на опушке леса. Конечность бытия человека, его дел и вечность природы – такова основная мысль художника.


Ведущий 2: Экологические проблемы глобального масштаба исследуются современными художниками очень часто. В наши дни художнику требуется не только изображать окружающую действительность и документировать происходящее, но и быть философом, мыслителем, теоретиком и проницательным критиком происходящего. Тогда он будет не просто современником, каких много, а по-настоящему актуальным персонажем. К счастью, пространство творческой среды сегодня намного более расширено. В мире постмодернизма перед мастером открывается масса возможностей.
Ведущий 1: Красоту можно найти и в самых, казалось бы, невзрачных вещах. Современные художники могут увидеть прекрасное даже в обыкновенном мусоре! Том Денингер (Tom Deininger) без сомнения, является самым креативным из всех художников, которые работают с таким творческим материалом, как хлам и мусор. Его пейзажи и портреты издалека похожи на настоящие картины, написанные красками, но это все лишь искусно выполненные коллажи, которые объединяют в себе самые разнообразные предметы, все, что только художник смог найти под рукой.


Ведущий 2: Художник-фотограф Крис Джордан фотографирует обычные предметы, как крышки бутылок, лампочки и алюминиевые банки и превращает их в искусство, программными методами перестраивая их для создания одного центрального образа. Однако его произведения такие поразительные и экологически ценные благодаря именно маленьким частям, создающим единое произведение искусства. Например, его работа «Пластиковые крышки» (сверху), созданная в 2008 году, изображает 1 миллион пластиковых крышечек для бутылок. Именно такое количество крышек используется в США каждые шесть часов во время авиарейсов.


Ведущий 1: Через полотна художников можно не только изучать нынешнию экологическую ситуацию,но и ту которая была много лет назад. В полотнах старинных мастеров живописи нередко можно столкнуться с настоящей фантасмагорией красок, использованных для изображения восхода или заката солнца: небеса словно пылают багровыми, медными, алыми и пурпурными языками пламени. Изучением этого вопроса занялся специалист по физике атмосферы, профессор Кристос Зерефос (Christos Zerefos) из Афинской академии в Греции.
Ведущий 2: Он и его коллеги из Греции и Германии утверждают, что насыщенность красного в небесах (а точнее, соотношение красного и зелёного) – надёжный показатель степени загрязнённости земной атмосферы. Поскольку цвет заката является результатом рассеивания солнечных лучей частицами в воздухе, то чем темнее красный, тем больше аэрозолей (мельчайших частиц) в атмосфере. Раньше они имели исключительно природное происхождение: пыль и дым образовывались из-за извержения вулканов, лесных пожаров или песчаных бурь.
Ведущий 1: Возьмём написанное в 1818 году полотно немецкого романтика Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich) «Женщина. Восход солнца». Казалось бы, что ещё можно увидеть здесь, кроме условной фигуры женщины, приветственного жеста, обращённого к ещё сокрытому светилу, и небес цвета тёмной охры? Но Зерефос усматривает здесь прямую связь с мощным извержением вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 году. На протяжении трёх лет после этого частицы, выброшенные вулканом в воздух, создавали ярко-красные и оранжевые закаты по всей Европе.


Ведущий 2: Не менее примечательны и работы русско-украинского художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), мастера пейзажной живописи. В 1876-1890 годах он создает полотно «Закат». Солнце тяжело погружается в пурпурную пелену туч, но даже безоблачный фрагмент неба как бы изнутри светится оранжевым, словно хвост кометы... Учёные связывают великолепие этого пейзажа с извержением вулкана Везувий в Италии, произошедшим в апреле 1872 года.


Ведущий 1: Ещё одна картина Куинджи «Красный закат» была написана в 1905-1908 годах. О ней особенно любят поговорить искусствоведы: такое изобилие красного цвета на полотнах не часто встречается! И снова разгадка кроется в извержениях Везувия, который просыпался в октябре 1902 года и затем в марте 1905... Возможно, именно эта вулканическая деятельность и стала источником вдохновения художника, который на протяжении десятилетий настойчиво пытался реализовать восхищение солнцем в «полыхающих» картинах.


Ведущий 2: Всего исследователи проанализировали 124 заката, написанных европейскими художниками с 1500 по 2000 год. За это время на Земле произошло более 50 крупных извержений вулканов, и насыщенность красного цвета на холстах менялась в соответствии с этими событиями. Кроме того, закаты последовательно становились всё краснее и краснее, начиная со времён промышленной революции, - причём даже в те периоды, когда вулканы спали. Художники, даже не подозревая об этом, составили летопись антропогенного загрязнения атмосферы.
Ведущий 1: У каждого кино-течения есть свои «столпы». Фильмы, с которых все началось. И хотя ученые говорят об изменении климата и его последствиях начиная с середины 1980-х, до масс - документального кино (если о таком можно говорить) эта тема дошла в середине 2000-х. Так что это за фильмы, после которых разговор о глобальном потеплении, проблеме мусора, чистоты и безопасности воды вышли за пределы лабораторий и кабинетов? И видели ли вы «фильмы-основатели» эко-кино-движения?
А какие фильмы оказались «поворотными» для вас?
Ведущий 2: НЕУДОБНАЯ ПРАВДА (AN INCONVENIENT TRUTH)
Режиссер Дэвис Геггенхайм, при участии бывшего вице-президента США Эла Гора. США, 2006
Ученые спорили о глобальном потеплении и до этого фильма. Но спорили между собой, в специализированных журналах и серьезных конвенциях, обмениваясь диаграммами и расчетами. Эл Гор сделал удивительное – он разъяснил все это доступным языком. Он собрал факты, мнения, результаты исследований, добавил красивых картинок и анимации, вставил хорошую музыку (песня к этому фильму выиграла Оскар), и у него получилось то, что Американский институт кино назвал его одним из крупнейших событий года.
Фильм получил еще один Оскар в номинации «Лучший документальный фильм», а самого Эла Гора, в итоге, наградили Нобелевской премией мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению».
После «Неудобной правды» документальное кино на экологические темы становится все более и более популярным жанром. Хотя мнения экспертов-экологов до сих пор делятся как за, так и против работы Гора.(Трейлер)
Ведущий 1: ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (STORY OF STUFF)
Режиссер Анни Леонард. США, 2007 год
Это двадцатиминутный мультик, который с 2007 года доступен онлайн, в том числе, и на русском языке. Мультик откровенно осуждает чрезмерное потребительство и мягко намекает на устойчивое развитие. Фильм – поразительный по своей простоте и фактам, сегодня показывают в школах, университетах, корпоративных тренингах. Создатели подсчитали, что уже к 2009 году фильм показали в 228 странах, где его посмотрели более 12 миллионов человек.
Как и любой фильм, который обнажает острую тему, «История вещей» до сих пор вызывает споры. В 2009 году The New York Times посвятил ему первую полосу. В США, пока в одних школах учителей награждали за показ этого фильма, в других обвиняли учителей в «левой» пропаганде и не уважении к американским ценностям.
К «Истории вещей» прибавились «История пластиковых бутылок» и «История элеткронного мусора», а сейчас проект взял новое направление и рассуждает о воде, земле, праве принимать решения и демократии. (Трейлер)
Ведущий 2: ДОМ (HOME)
Режиссер Ян Артус-Бертранд, Люк Бессон. Франция, 2009 год
Без этого фильма не обходится не один список. А еще - этот фильм - одиа из немногих картин, которую смотрели даже те, кто не очень включен в эко-разговор.
5 июня 2009 года во Всемирный день окружающей среды фильм «Дом» одновременно показали на открытых площадках в 87 странах мира. Ян Бертранд – известный фотограф – снял весь фильм с борта вертолета. Его команда облетела 53 страны, показывая и рассказывая о том как красива наша планета с высоты птичьего полета, и как она беззащитна перед человеческой деятельностью. Некоторые кадры настолько откровенно доказывали, что государства могут сделать со своей землей, что, например, в Индии половину материала конфисковали, в Аргентину съемочную команду посадили на неделю в тюрьму, а в Саудовской Аравии и Китае просто отказали в проведении съемки. Сам Бертранд говорит, что все комментарии в фильме основаны на известных и доступных фактах и цифрах. (Трейлер)
Ведущий 1: Основной элемент. Антропогенный фактор.
Россия, 2014 год
В последнее время всё чаще встречается сценарий апокалипсиса, где главную роль сыграет не природная катастрофа, а люди. Неужели люди стали настолько могущественны, что способны уничтожить целую планету? Динозавры доминировали на планете гораздо дольше людей, но внезапно исчезли при загадочных обстоятельствах. Существует много теорий, но ни одна не может объяснить того, что произошло с динозаврами. В общей сложности на нашей планете произошло десятки масштабных вымираний. В 21-ом веке среди популярных версий конца света почти не фигурируют природные процессы. С каждым годом становится больше вероятность того, что человек сам уничтожит себя. Учёные подсчитали, что атомные АЭС могут принести угрозу человечеству только в том случае, если все 400 существующих на земле атомных реактора взорвутся одновременно. Вероятность такой катастрофы очень ничтожна. Конец света по вине атомной энергетике - миф. Сейчас в атмосферу попадает почти вся таблица Менделеева. По вине человека страдает озоновый слой атмосферы. Физики составили несколько сценариев глобального потепления. Самый худший вариант подразумевает, что количество заводов, машин и мусора будет расти как и сейчас. Тогда к концу 21-го века среднегодовая температура поднимется на 4 градуса, а к концу 23-го века уже на 8 градусов. Земля уже вошла в режим быстрых изменений. (Трейлер)
Ведущий 1: На сегодняшний день создано и создается огромное количество анимационных фильмов на самую разнообразную тематику, рассчитанных на различные возрастные и культурные группы зрителей. Западными и отечественными мультипликаторами особое внимание уделяется экологической проблематике.
Ведущий 2: ВАЛЛ-И (WALL-E)
Режиссер Эндрю Стэнтон. США, 2008 год
Научно-фантастический мультик, который часто всплывет в голове, когда начинаешь рассуждать о будущем. Тут тебе и Земля, на которой из-за огромного количества неперерабатываемых отходов нельзя жить, и люди, которые проводят 24 часа, уставившись в крошечный экранчик перед ними, не могут ни ходить, ни работать. Красивый и смешной мультик, который не хочется, чтобы стал реальностью. (Фрагмент)
Ведущий 1: «Принцесса Мононоке»
Режиссер Хаяо Миядзаки. Япония, 1997 год
Хаяо Миядзаки часто в своем творчестве поднимает тему экологии. Один из наиболее любимых зрителями и, пожалуй, самый кассовый мультфильм режиссера «Принцесса Мононоке» - не исключение. Главный герой Ашитака попадает в загадочную страну, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши, вырубая лес и портя все вокруг себя, воюют с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами. И только доброе сердце Ашитаки и дружба с лесными жителями может спасти этот волшебный мир. (Фрагмент)
Ведущий 2: «Это совсем не про это»
Режиссер: Александр Федулов, 1984 год
Советский сатирический мультфильм «Это совсем не про это» изначально создавался для взрослых. В центре сюжета трёхминутного мультика – корова, которая изо дня в день пасётся на мусорной свалке. Здесь она питается объедками и мусором, пьёт воду из реки, в которую сливают производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами. Вскоре за коровой приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать её домой и подоить. Но какое молоко может дать животное после такой прогулки? Вместо свежего напитка хозяйке удаётся надоить только канистру бензина. Полученное топливо она заливает в свою машину и уезжает по делам. Мультик в ироничной манере напоминает людям о том, что загрязнение окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьёзными, зачастую, необратимыми последствиями. (Фрагмент)
Ведущий 2:
Природа танца – в танцах от природы.
Под ветром ива – будто балерина.
И человек под ветром несвободы
Податлив, как танцующая глина.

Но танец, растворимый, словно кофе,
У глины проявляет твердь гранита,
Когда любовь тождественна Голгофе,
И память пляской ветра не сокрыта.
Ведущий 1: Рождение танца произошло вместе с миром, тогда как возникновение всех остальных искусств, стало результатом изобретений человека. В этом мире в круге танца находиться все, в том числе и атомы, простейшие молекулы и конечно живые организмы. Говоря другими словами все, что относится к живой и неживой природе. (Танец)
Ведущий 2: Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние.
Ведущий 1: Но, развиваясь, танец всё более удалялся от жизненной первоосновы и приобретал обобщённо-условный характер, наполняясь своеобразными символами, знаками, кодами. Хореография научилась одним штрихом, одной деталью изображать целое (руки, поднятые над головой и напоминающие оленьи рога, - символ самого оленя); она собрала большой фонд лексики и рисунков, где каждое движение и построение участников на плоскости, несущие первоначально конкретную функцию и понятный всем смысл (притопы как способ пробудить весной землю от сна, круг как отражение солярного культа и т.п.), приобрели затем условно-обобщённый характер. Учась передавать приметы внешнего мира, человек в то же время хотел танцевальными средствами воплотить и своё отношение к нему, свой внутренний мир.
Ведущий 2: Человек старается выразить через танец красоту природы, донести зрителям красоту зеленого леса, шум волн, пьянящий аромат лета или завораживающий хруст снега под санями, научить ценить окружающую среду, край в котором они живут.
Ведущий 1: Красота природы показана и в классическом балете. «Балетмейстер должен знать природу - как ее красоты, так и ее несовершенства. Это знание всегда поможет ему определить, что именно следует в ней выбирать», - писал Новер. Далее он указывал, что только зная жизнь, хореограф сможет найти для своего произведения ту долю правды, которая даст возможность раскрыть ее подлинные черты на сцене: «Ближе к природе, - и произведения наши станут прекрасными».
Ведущий 2: Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета. (Фрагмент из балета)
Ведущий 1: Современный балет также очень часто обращается к теме экологии. Балет Натальи Гуслистой «Стелла» один из них. Постановка рассказывает историю нашей планеты с её появления – зарождение жизни на Земле, первые люди, первые человеческие сообщества, разрушение гармонии, распри, войны, экологические потрясения... Эти глобальные темы тесно переплетены с трагической историей двух влюбленных – Астрофила и Стеллы, которые теряют друг друга на Земле и ищут в иных мирах.
Ведущий 2: И содержание балета «Стелла», и сама техника танца настраивают зрителя на размышления о связи человека и природы, о любви к своей планете, о вселенском счастье, которое должно существовать в жизни каждого человека, но многие из современных людей утратили это чувство. «Жизнь – самое ценное, что есть, самое прекрасное, но разрушение экологии отбирает у нас здоровье и жизнь, будущее наших детей и наше настоящее. Мы обязаны думать об этом каждый день, утром и вечером. Мы должны говорить об этом постоянно, поднимать проблему на самом высоком уровне и находить ее решения», – так считает постановщик балета «Стелла» Наталья Гуслистая. (Фрагмент из балета)
Ведущий 1: Видя ту красоту, которую даёт нам природа, ощущая то беспредельное восхищение простотой и величием её творений, невольно думаешь – вот оно, настоящее искусство, шедевральный апофеоз творческой чувственности, к которому, наверное, стремится любой творец. Бывая на природе, каждый из нас думал, что природа – лучший художник, природа – лучший композитор. Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика – всё это оборачивается какой-то неповторимой симфонией. Не зря движения в защиту окружающей среды почти всегда неразрывно связаны с различными творческими акциями – ведь думая о природе, невольно думаешь об искусстве.
Ведущий 2: Чтобы в мире не возникало экологических проблем, сам человек внутри должен быть экологически чистым, сохранять в себе человека, доброе отношение к окружающему миру, а помогает ему в этом искусство в чем сегодня мы с вами и убедились.
Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
И совершенства хрупкое стекло
Лишь издали нам наблюдать возможно.
Чтоб ещё долго тайною влекло,
Прекрасного касайся осторожно.
Не рви цветок, и не лови жука,
И не топчи созданья под ногами,
Любуйся красотой издалека,
И красота тогда пребудет с нами.
Ольга Романенко «Красота»

Сценарий мероприятия для учащихся 5-6 классов «Природа – наш дом»

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой, МБОУ СШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО
Описание материала: Экологическое сознание, основы экологических знаний закладываются с детства. Нужно только пробудить у детей интерес к живой природе, бережное отношение к ней. А через интерес к живой природе легче добиться прививания начальных экологических знаний. Предлагаю Вам сценарий мероприятия для учащихся 5-6 классов на экологическую тему «Природа – наш дом». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель: Воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.
Задачи: Углубить и обобщить знания детей о многообразии животного мира. Воспитать чувство любви к природе родного края.
Демонстрационный материал: Презентация «Природы Храм». Запись песни «Как прекрасен этот мир»: музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова. Запись песни «Раненая птица (Просьба)»: слова Р. Рождественский, музыка А. Пахмутова. Выставка книг «Экологическая тревога». Рисунки детей.
Ход мероприятия:
Звучит запись песни «Как прекрасен этот мир»
Демонстрируются слайды с видами природы. (Слайд №1, №2, №3)

Ведущий 1:
Есть просто Храм,
Есть Храм науки.
А есть ещё природы Храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
С. Смирнов
Слайды: №4, №5. Аудиозапись с пением птиц.


Ученик 1:
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички и только!
А. Яшин
Ведущий 2:
Ребята! А что знаете вы о птицах?
Викторина:
1.Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда?
(Нет)
2.Какие птицы выводят птенцов зимой?
(Клесты) (Слайд №6)


3.Какая птица ловит рыбу про запас?
(Пеликан) (Слайд №7)


4.Чем полезны совы?
(Истребляют мелких грызунов) (Слайд №8)


5.Поёт ли жаворонок на земле?
(Нет. На земле он только свистит.) (Слайд №9)


6.Какую птицу называют лесным доктором?
(Дятла) (Слайд №10)


7.Какая птица самая большая в мире?
(Страус) (Слайд №11)


8.Как меняются местами журавли в полёте?


(Впереди летит самый опытный и самый сильный журавль. Когда он устаёт, то переходит в конец стаи, а на его место становится другой вожак.) (Слайд №12)
Звучит запись песни «Раненая птица (Просьба)»
Ученица 1:
Я не убью тебя, лебедь,
Взмывший над сонным прудом;
Что ж ты в безоблачном небе
Машешь тревожно крылом?

Я не срублю тебя, ёлочка,
В эту прозрачную тишь;
Что же ты каждой иголочкой
У придорожья дрожишь?

Я не сорву тебя, ландыш,
В чуткой лесной полутьме;
Что ж ты, невиннейший, плачешь?
Или не веришь ты мне?!
В. Сапронов

Исполняется танец цветов. (Слайд №13 Цветы)


Ученик 2:
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены – сеном
Ведущий 1:
Предлагаю вам цветок
Где загадка – лепесток
(На экране цветок ромашка, на лепестках которой написаны загадки. При правильном ответе появляются отгадки.) (Слайд № 14)
Загадки:
1.Кувшины и блюдца не тонут и не бьются.


(Кувшинки)
2.У занесённых снегом кочек нашли голубенький цветочек.


(Подснежники)
3.Эй, звоночки, синий цвет,-
С язычком, а звону нет.


(Колокольчики)
4.Отцветает быстро,
Изменяет цвет.
Станет он пушистым,
Дунь – его и нет.


(Одуванчик)
5.На зелёном шнурочке
Белые звоночки.


(Ландыши)
6.Белая корзинка –
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.


(Ромашка)
7.На нём платок пуховый,
Всегда слететь готовый.


(Одуванчик)
8.На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки


(Лилия водяная)
Сценка «Девочка и Мотылёк» (Слайд № 15)


Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай
Ученица 2:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягоде роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый дождь.

Лесная тень, лесная тишь
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги.
Е.Карганова

Ведущий 2:
А сейчас играем,
Жителя лесного называем
(Ведущий передаёт детям яблоко и называет любого обитателя леса. Дети передают по очереди друг другу яблоко и продолжают перечислять лесных жителей.)
Ведущий 1:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
Ведущий 2:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М.Дудин

Список использованной литературы
1.В гармонии с природой/Ред.сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Пинт, 2002.- 128с.
2.Дудин, М. Книга лирики: Стихотворения. Поэмы/Сост. Н. Банк.- Л.: Худож. лит., 1986.- 860 с.
3.Нестеров В.В. Зоовикторина/Оформление А.Лурье.- СПб: Лань, 1997.- 160с.: ил.
4.Русская поэзия: Сборник.- М.: Дрофа: Вече, 2003.- 275 с.
5.Соколова Е.И., Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Загадки о растениях/Художники М.В.Душин, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-112с.: ил.
6.Экологический /Ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2013.- 128с.
7.Энциклопедия для детей. Птицы и звери/Глав.ред. В.А.Володин, вед.ред. Г.Е.Вильчек.- М.: Аванта+, 2003.- 448с.:ил.
8.Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Глав.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2001.- 448 с.: ил.

Использованные материалы:
1.Мои любимые песни (Электронный ресурс). - 2010, SIMAZ
2.Природа – фото дикой природы. Фото.сайт

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

«Репортажи из леса»

Предварительная подготовка:

Накануне мероприятия объявлены общешкольные конкурсы на лучшее сочинение по теме «Лес наш лучший друг» и на лучший рисунок «Зеленая планета глазами детей». Выставка рисунков и сочинений организовывается на месте проведения мероприятия.

Звучат позывные передачи. В студии появляются «телеведущие». 1

Ведущий 1. Мы рады видеть вас в нашей студии и цикл сегодняшних репортажей будут называться «Репортажи из леса».

Ведущий 2: 2-5

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Ведущий 1 Строки, прозвучавшие в самом начале передачи, вызывают тревожные чувства, они затрагивают актуальную на данный период тему - сохранение нашего главного богатства - лесных массивов.

6 Ведущий 2. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Лес - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат А.П.Чехову. И, действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Ведущий 1. Но чтобы любить лес по-настоящему, чувствовать красоту, нужно его знать! Сегодня в нашей передаче мы постараемся раскрыть разные грани этой природной драгоценности.

Нам помогут специальные корреспонденты

Ведущий 2 . Вот уже с нами на связи Алексеева Ольга и Актуганова Лера с репортажем «Этот загадочный лес».

1-й корреспондент. Добрый день, дорогие друзья! Задача нашей рубрики выяснить, что вы знаете о лесе и его обитателях. Для этого мы будем загадывать вам загадки.

2-й корреспондент. Самые догадливые и активные получат призы от нашего канала.

Загадки:

Его весной и летом, мы видели одетым,

А осенью бедняжке сорвали все рубашки. (Лес)

В птичник повадится - ждите беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки

На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж)

Зверька мы узнаём с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубе беленькой зимой

И в серой шубе летом. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

Летом ходит без дороги, между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень).

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки. (Рысь).

Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

Жу-жу-жу, я на ветке сижу, букву Ж твержу,

Зная твердо букву эту, я жужжу зимой и летом. (Жук).

Он по рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

Еще на свет не появился, в чужом гнезде он очутился. (Кукушонок).

Всю ночь летает - мышей добывает

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова).

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

В сенокос - горька, а в мороз - сладка,

Что за ягодка? (Рябина).

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Не спорю - не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик).

Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

1-й корреспондент.. Отгадав все эти загадки, и просмотрев картинки, вы теперь знаете, какие растения и животные находятся в наших лесах. Именно они составляют главное богатство природы. Некоторые растения и животные занесены в Красную книгу Татарстана. Книгу вы можете найти на выставке «Все о Зеленом Доме».

Ведущий 1. Спасибо, Оля и Лера. А сейчас на связь выходят Оля Силачева и Ратов Александр Тема репортажа «Лесная аптека».

1-й корреспондент. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью,

Мята, пижма, зверобой.

2-й корреспондент. Здравствуйте, уважаемые зрители! На самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то, что нас окружает. С наступлением весны, появляются цветы, травы. И мы начинаем их рвать охапками. Но оказывается вокруг нас растет очень много полезных растений. И в этом вы сейчас убедитесь. Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем использовать растения в лечебных целях, его нужно тщательно проверить. Сведения, которые мы вам представим, проверены временем и подтверждены специалистами.

1-й корреспондент. Посмотрите на стенд «Зеленая аптека» - здесь представлены препараты из растения нашего леса.

На стенде изображения ландыша майского, веток сосны, веток березы, калины, рябины и др. растений.

2-й корреспондент. О некоторых мы расскажем подробнее.

Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще на ландыши взглянуть…

С древних времен человеческая молва приписывала этому оригинальному пахучему цветку множество целебных свойств и поверий, что отражается в многочисленных сказках и народных преданиях. Считается, что ландыш помогает от всех недугов.

1-й корреспондент.

Она весну встречает-

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску.

Ты узнаешь … Березку.

В состав березы входит органический краситель бетулин, содержащий большое количество ионов серебра, благодаря чему лекарственные препараты из неё обладают отличным антимикробным действием. По достоинству оценят свойства березы любители банных процедур. Дело в том, что под воздействием горячего воздуха её листья выделяют целебные фитонциды, прекрасно стерилизующие воздух и наполняющие его антисептиками.
2-й корреспондент. А вот слова из русской песни на слова И.Сурикова

Что стоишь качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

В народной медицине используют ягоды рябины, кору, цветки, листья. Лечебные свойства красной рябины в ее мочегонном, кровеостанавливающем, желчегонном, слабительном, потогонном действии. Рябина красная очень хорошее средство при авитаминозе.

1-й корреспондент. На выставке книг вы сможете найти и книги по народной медицине. В этих изданиях собраны полезные рецепты и другая интересная информация о лекарственных растениях. А мы с вами прощаемся! До новых встреч!

Ведущий 1. А теперь с нами на связь выходят корреспонденты Лена Власова и Алина Миндубаева.

Во время выступления на экран проецируются слайды картин известных художников с изображениями леса.

1-й корреспондент. Здравствуйте, дорогие зрители! Мы подготовили репортаж, который носит название «Поэзия и проза леса».

Образ леса часто встречается в поэзии и прозе. Лес привлекает мастеров пера и кисти своей таинственностью и многообразием красоты весной, летом, осенью и зимой. Особые чувства вызывают темнохвойный лес и многоцветная дубрава, веселая березовая роща и светлый кедровник. И в каждом лесном сообществе своя жизнь, свои животные, растения и грибы.

2-й корреспондент. Чувством восторга перед жизнью исполнены стихи русских поэтов, обращенные к родной природе. В отечественной лирике есть немало проникновенных строк о лесе, деревьях. Травах и цветах русской земли. Лес для поэтов - источник вдохновения, глубоких переживаний и размышлений.

Голубая весна Василия Бакшеева

Николина гора Сосны Анатолия Зверева

Утро в сосновом лесу Ивана Шишкина

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии Шишкин И.И.
«Рубка леса » Шишкин И.И.
Исаак Левитан, Осенний лес

Тропинка в лиственном лесу. И. Левитан

Лес художника Виктора Быкова

Янулевич Геннадий . В лесу

Ведущий 2. А следующий Фоторепортаж приготовили для вас корреспондент Никифорова Сабина по одному проблемному вопросу.

1-й корреспондент. Здравствуйте, друзья! Наш фоторепортаж называется «Ох уж этот мусор!» он не нуждается в лишних комментариях. Смотрите и делайте выводы. Все места на этих фотографиях вам знакомы с детства.Мы призываем всех жителей нашего села и сел поселения прекратить загрязнение окрестных лесов, не лишать нас и наших будущих детей чистого воздуха и, радующих глаз, пейзажей.

На фоне тревожной музыки на экран проецируются фотографии снятые в окрестных лесах: стихийные свалки, выгоревший лес, несанкционированные вырубки деревьев.

Ведущий 1. Литераторами еще на заре прошлого века затронута проблема экологии, проблема исчезновения лесов. А какие же факторы способствуют уничтожению чуда природы - леса? Послушаем корреспондента Лену Ефимову

1-й Здравствуйте, дорогие зрители! Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит людям лес, - а взамен требует только одного - бережного обращения с ним.

1-й корреспондент. Вот несколько правил поведения в лесу. Обратите внимание на экран.

На экране демонстрируется презентация «Как вести себя в лесу».

Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Не разоряйте муравейники

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Не рвите полевые цветы

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно -

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться -

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные - большая беда!

Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники -

Нежно ягодки сорви,

А куст - оставь, побереги.

2-й корреспондент. Если вы будете соблюдать все эти правила, леса многие годы и даже века будут радовать нас и наших будущих потомков.

Спасибо за внимание! С вами была Ефимова Елена.

Ведущий 1 . а сейчас мы осветим ситуацию, связанную с самым страшным врагом леса-огнем. Специальный корреспондент А.Даннил подготовил для вас познавательный мультфильм

Ведущий 2. Спасибо Даниилу. А наш эфир подходит к концу. В завершение хотим вам представить наших специальных гостей. Видео ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводится награждение.

Ведущий 1.

Лес - не только для нашей забавы,

Он богатств нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь.

Библиография:

Журнал «Педсовет».- 2007.- №8.

Журнал «Педсовет».- 2006.- №5

Журнал «Читаем, учимся, играем» .- 2006. - №7.

Журнал «Последний звонок».- 2006. - №10.

Лысаков В. Г. 1000 загадок/ В.Г.Лысаков. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Форма мероприятия: Экологический праздник.
Адрес библиотеки: МУ «ЦБС им. Н.В. Гоголя, библиотека им. Д.С. Лихачева» г. Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Косыгина, 35 «Б».
Телефон: 610296, 610297.
Автор и ответственный за проведение: Лебезова О.Ю., ведущий библиотекарь читального зала.
Цель праздника: повышение экологической культуры школьников (4-6 кл.)
Задачи: познакомить с экологическими проблемами г. Новокузнецка, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.
Оформление: книжная выставка «Это Земля твоя и моя», DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки), музыкальное сопровождение - CD: Бах И.С. Ария из сюиты №3 , Сен-Санс Ш.К. «Карнавал животных» («Лебедь»), «Прекрасное далеко», «Облака», «Дорога добра».

Все мы обязаны своей жизнью планете - прекрасной и единственной Земле-матери - зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета - величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом - планету Земля - и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце - все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку... Поэтому тема сегодняшнего экологического праздника — «сохранить природу — сохранить жизнь».

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн. тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Просмотр DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки).
Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.

Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Но вот наступил век научно - технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...
Послушайте стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа...»

Стихотворение звучит на фоне арии из сюиты №3 И.С. Баха.

Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки -
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой -
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье — Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.

Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

Над Новокузнецком и в ясные дни подчас не увидишь голубого неба: оно закрыто пеленой пыли и дыма.

По данным ученых Международного центра экологических и медикобиологических исследований их содержание в воздухе превышает европейские стандарты в десятки раз.

По совокупности экологических условий города России разделяются на 5 категорий, 5-ая категория означает критическое экологическое состояние. К этой категории и отнесен Новокузнецк.

Основные объекты черной металлургии Кузбасса сконцентрированы в Новокузнецке: ОАО «ЗСМК», предприятия бывшего ОАО «КМК». Кроме этого, источниками воздействия на окружающую среду в городе являются: Западно-Сибирская ТЭЦ, ОАО «НЭК», Кузнецкий цементный завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкая ТЭЦ, ОАО «Завод Универсал» (промстройматериалы) и ряд др. предприятий.

Последствия такой экономической политики оказались для местной природы катастрофическими, в городе поражены практически все сферы обитания человека: воздух, земля и вода.

Основными загрязняющими атмосферу веществами в Новокузнецке являются: оксид углерода, взвешенные вещества, диоксид серы, окислы азота, сернистый ангидрид, фтористый водород. Некоторые из них относятся к высокоопасным соединениям.

Страшная реальность нашего города - смоговые ситуации: суть состоит в том, что происходит не снижение концентраций вредных веществ, а накопление их на уровне нашего дыхания. Как правило, смоговые ситуации приходятся на периоды полного безветрия.
Тревогу вызывает состояние водного бассейна. Река Томь - главный источник водоснабжения - превратилась в своего рода гигантский коллектор химических загрязнений. Среди них немало высокотоксичных хлорорганических соединений. Содержание этих веществ в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации, и водозаборные станции не способны довести очистку воды до необходимых кондиций. В результате в водопроводных трубах течет весьма опасный для здоровья «коктейль», длительное пользование такой водой вызывает поражение почек, печени, отрицательно сказывается на потомстве.
Промышленные выбросы попадают и в почву. Избыток тяжелых металлов в почвах вызывает повышенное накопление их в огородных культурах, что представляет опасность для здоровья человека.
Еще 100 лет назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один - полное самоуничтожение человека.
А русский писатель В. Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».
Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего надо за дело взяться инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появится больше мощных заводов, способных перерабатывать млн. и млн. тонн накопившихся отходов, то все еще можно поправить.
Вы знаете, что в декабре 2008 года в Новокузнецком районе начал работать новый полигон по утилизации твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающий завод. Этот комплекс - первый в Кузбассе, расположен в двух километрах от с. Кругленького. Процесс переработки и утилизации бытовых отходов состоит в следующем: вначале происходит извлечение дерева, пластмассы, бумаги, металла и стекла. Остатки же потом будут спрессованы, герметично упакованы в полиэтилен и захоронены. Согласно проекту, новый полигон прослужит городу и горожанам не менее 75 лет.
А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо - то всем станет жить веселее и свободнее.

Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем?
Поэт М. Дудин призывает:

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю!
Берегите...

Стихотворение звучит на фоне произведения Ш.К. Сен-Санса «Лебедь» («Карнавал животных»).

Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать. Давайте попробуем ответить на вопросы экологической викторины .

1. Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? - Не сбрасывают хвою.
2. Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? - Сбрасывает свои иголки каждый год.
3. Сколько живет гриб? — 5-10 дней.
4. Сколько лет живет грибница? — До 100 лет.
5. Есть ли корни у мхов? - Нет.
6. Влияет ли размер крыльев насекомых на скорость полета? - Нет. Лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.
7. Назовите насекомое, являющееся санитаром леса.
Неприметен в чаще леса, я - малыш, но в нужный час
Больше собственного веса поднял груз в 109 раз. - Муравей.
8. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? - У березы.
9. Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? - Пихты.
10. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. - Ива.
11. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? - Кедры.
12. Какая птица не высиживает яиц? - Кукушка.
13. Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? - Стриж.
14. Эти птицы прилетают к нам с первым снегом. - Снегири.

Игра «Кто здесь лишний?»

В игре участвуют 2 команды («Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики»), в каждой команде по 2 участника. Командам выдаются листы с одинаковым заданием. На листах написаны названия насекомых, птиц, земноводных. Оставить необходимо только насекомых.

Трясогузка (птица)
Тля (насекомое)
Сплюшка (сова)
Японодедка (бабочка)
Зеленушка (птица)
Овсянка (птица)
Тритон (саламандра)
Полоз (уж)
Поползень (птица)
Павлиний глаз (бабочка)

Побеждает команда, не вычеркнувшая тлю, японодедку и павлиний глаз.

Пока команды выполняют задание, зрители слушают песню «Прекрасное далеко» и стараются услышать звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?
Варианты ответов ребят: можно построить скворечники, сделать кормушки, посадить дерево, нужно потушить в лесу костер, ходить в лесу по тропинкам и т. д.
Комментарий. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек - тропу, а тысячи - пустыню. Отдыхаете на природе - убирайте мусор. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка - не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.

Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы?
Ребята хором отвечают, какой погоде (дождь или ведро - хорошая погода) соответствует примета.
1. Мошки и комары летают роем. - В.
2. Много паутины на траве, кустах, деревьях. - В.
3. Стрижи и ласточки летают низко. - Д.
4. Очень рано улетают пчелы в поле. - В.
5. Куры перебирают свои крылья клювом. - Д.
6. Из воды выползают лягушки и громко квакают. - Д.
7. Воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают. - Д.
8. Муравьи работают, «не покладая рук». - В.

Конкурс «Узнай целебное растение».

Одновременно с описанием растения показывается его изображение.

1. Зеленые кусточки,
Алые цветочки.
А плоды - в красной рубашечке, Брюшко камешками набито.
В ягоде этого кустарника много витамина С. А сам куст, на котором она растет, - с шипами. (Шиповник).

2. В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алена. (Береза) .

3. С детворой играю в прятки,
Не прошусь в лукошко к ней.
Кто я? - Ягодок десятки
В каждой ягодке моей.
Сушеные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру. (Малина).

4. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Эти ягоды помогают улучшить зрение. (Черника).

5. Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (Валериана).

6. Весной растет, летом цветет, осенью осыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит он от гриппа, кашля и хрипа.
Это дерево встретишь скорее в парке, чем в лесу. Его пахучие цветы сушат, а потом заваривают при простуде. Пчелы собирают на этом дереве самый полезный мед. (Липа).

7. Цветок как бубенчик, беленький венчик,
Цветет он не пышно, звенит ли — не слышно. (Ландыш).

8. Сколько белых и темно - лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронь - дождем лепестковым Осыпается мокрая дрожь. (Сирень).

9. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей. (Роза).

10. Расцветено повсюду смело.
И порой бывает так,
Что цепляюсь озверело
Даже в самых злых собак. (Репей).

11. На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка -
Все знают, что зовут цветок... (Фиалкой).

12. Цветки белые кистями,
Плоды черные, с костями. (Черемуха).

13. У маленькой елочки колкие иголочки,
Шарики синие, словно бы в инее. (Можжевельник).

14. Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко. (Земляника).

15. Цветочек забавный цветет под осиной:
Был красным недавно - теперь уже синий. (Медуница).

16. На пустырях и по дорогам
Соцветьем беленьким сорняк.
Но, изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он - салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму. (Пастушья сумка).

Конкурс «Живая буква»

Команды «Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики» выстраиваются в две колонны по 6 человек. На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы. Пример таблиц:

Т
О
Цветок
Дерево
Насекомое
Рыба
Птица
Зверь

Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., Т: тюльпан, О: одуванчик) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

Путаница.

В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно определить понятие.

1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, -
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака -
Это место называется... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает - сюрприз,
Дружно скажем: это... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это... киска.
Лев.

Скажите, ребята, без чего, кроме воздуха, человек долго не может прожить? Правильно, без воды. Хотя мы к ней привыкли, она повсюду нас окружает - это настоящее чудо природы. Без нее нет жизни. Наш край богат водными ресурсами. В Кемеровской области насчитывается около 21 тыс. больших, средних и малых рек.
Угадайте названия рек.
1. Главная водная артерия родного края. В переводе с кетского - «темная». (Томь).
2. Протекает в черте нашего города, левый приток Томи, переводится с тюркского — «река, текущая с вершины горы или ущелья». (Аба).
3. Левый приток реки Томи, протекающий по Новоильинскому району. (Петрик).


Top