Воспитание детей 12 лет мальчику. Возраст, в который мы вступаем

Двенадцать лет - это ранний подростковый возраст. В это время в ребёнке происходит масса изменений: физических, социальных, эмоциональных. Именно 12 лет - возраст, при котором ваш ребёнок начинает взрослеть по-настоящему.

Каковы особенности развития ребёнка в 12 лет? Есть ли отличия между развитием у 12-летних мальчиков и девочек? Давайте попробуем разобраться.

Особенности развития детей 12 лет

Ребёнок 12 лет умеет более широко мыслить и задаваться различными вопросами, что не может не отразиться на его отношении к учёбе и жизни в целом. Он начинает смотреть на мир с нового ракурса и обнаруживает недостатки окружающих. Ребёнок старается показать свою индивидуальность, из-за чего у него могут возникнуть конфликты с социумом.
Также в организме ребёнка происходят физические изменения. У девочек в этом возрасте начинается менструация, появляются жировые отложения на бёдрах и талии, вторичные половые признаки. Некоторые дети гордятся такими переменами в своей внешности, а некоторые, наоборот, пугаются.
Основная масса мальчиков в 12 лет ещё не меняется. Но случаются и исключения, и у ребят также появляются вторичные половые признаки, меняется голос. Часто дети чувствуют себя неудобно друг с другом. У некоторых развиваются из-за этого комплексы. Ребёнок, чтобы скрыть, как он считает, недостатки (выросшую грудь, взрослеющую фигуру), изменяет походку и осанку.

Задача родителей - объяснить ребёнку, что все изменения, которые с ним происходят, это вполне нормально. Не нужно бояться серьёзных разговоров со своим повзрослевшим чадом. Поймите, что только от вас зависит его отношение к себе и окружающим, его внутренняя гармония.

Вес и рост мальчиков и девочек в 12 лет

Сколько весит ребёнок в 12 лет? Какой у него рост? Всё, в данном случае, индивидуально. Но в целом, параметры колеблются в следующих пределах:

  • у девочек: рост от 145,9 до 154,2 см., вес - от 36 до 45,4 кг;
  • у мальчиков: рост от 143,6 до 154,5 см., вес от 34,4 до 45,1 кг.

Что должен уметь ребёнок в 12 лет

Что должны уметь 12-летние девочки и мальчики? Практически всё, потому что они уже совсем взрослые. Например, дети в 12 лет должны прислушиваться к мнению окружающих и проявлять самостоятельность. Они должны уметь планировать собственное время, заполнять его с пользой. 12-летний ребёнок вполне способен отвечать за свои поступки.
Кроме того, у ребёнка в этом возрасте расширяется круг домашних обязанностей. В 12 лет он должен уметь убирать квартиру, стирать мелкие вещи, мыть посуду, гулять с домашним любимцем. Не нужно растить из своих детей «белоручек», иначе ко взрослой, самостоятельной жизни они будут совсем не приспособлены.
Будьте готовы к различным сложностям, которые могут возникнуть с вашим взрослеющим ребёнком. Наберитесь терпения, и находитесь всегда рядом с ним, оказывая ему свою поддержку и показывая свою родительскую любовь.

«Однажды я был в детском лагере на море. Мне тогда было 12. Рядом со мной были абсолютно незнакомые ребята, которым можно было рассказать все, что хочешь. Мне было приятно немного приукрасить свою жизнь. Папа у меня был выдающимся физиком вместо рядового сотрудника института. Нашу однушку на окраине города я превратил в огромную трешку в центре. Процесс вранья так увлек меня, что я никак не мог остановиться» - эту историю нам рассказал Сергей, ему сейчас 35, но она у него перед глазами, будто это было неделю назад. «Такое сочинительство помогало мне стать увереннее, добавляло мне социального статуса, временно «улучшало» мою жизнь».

Иногда ребенок врет не из корысти или страха, а из-за избытка воображения. Ему хочется представить окружающим свою жизнь более интересной, сказочной, значимой

Зачастую ложь помогает решать некоторые психологические проблемы ребенка. Меняя мир таким образом, он учится понимать внутренние взаимосвязи и законы. Прибегая ко лжи, дети проще переживают тяжелые моменты в жизни, становятся увереннее и счастливее.

Причины, побуждающие к вранью

Все дети рано или поздно врут. Некоторые лгут чаще - зачастую это неуверенные в себе детки. Для чего чаще всего дети используют ложь? Наиболее часто ребенок врет, чтобы прибавить себе «цены» в глазах сверстников и старших по возрасту или во избежание наказания. Под казалось бы поверхностными проявлениями лжи стоят глубокие внутренние проблемы, решение которых требует от родителей большого такта и особого подхода. Автор нескольких книг о психологии детей психолог Лоренс Катнер называет 5 основных причин, ложащихся в основу вранья.

Страх наказания

Часто причиной родительских наказаний являются завышенные ожидания к детям. Наказание пугает детей, они пытаются «защититься» ложью. Пятилетний малыш еще не способен без напоминания прибрать за собой после обеда или аккуратно складывать постель. Тогда на мамин вопрос, все ли малыш убрал, тот отвечает, что все в порядке, хотя на самом деле он это еще не сделал. Теперь ясно, почему завышенные требования к детям вредны – они развивают в них способности ко лжи. Пятилетка еще не может самостоятельно отстоять свою позицию. Ребенок врет, чтобы адаптироваться к условиям быта.

Повышение самооценки - еще одна распространенная задача «врунишек». Возвысить себя в глазах одноклассников и стать на ступеньку выше дети пробуют с помощью обмана. Для красного словца детки привирают, что встретили на днях популярного певца или знаменитого футболиста. Часто в своих рассказах вруны преувеличивают о доходах и богатстве родителей. Такое хвастовство вполне обычное дело, мамы и папы не должны об этом беспокоиться. Если ребенок все чаще врет, чтобы прибавить себе статуса, то стоит с ним обсудить этот вопрос и узнать, в чем кроется причина такого обмана - возможно, его высмеивают товарищи или попросту не обращают на него внимания.

Протест

Слишком жесткий авторитарный режим в семье – еще одна распространенная причина лжи. Когда ребенку исполняется 10-12 лет, он чувствует, что подчиняется власти родителей и вынужден рассказывать им все, а значит, в его задачу входит начать обманывать, чтобы обособиться и самоутвердиться.

Установление личных границ

С возрастом подросток ощущает потребность в независимости. Ему необходимо личное пространство, а родители, пытающиеся в эти личные границы залезть, получают от своего чада ложь и укрывательство. Особенно заметно желание побыть в одиночестве, когда ребенок в ответ на вопрос взрослого врет и сопровождает это хамством и грубостью.


Когда ребенок взрослеет, он может несколько отдалиться от родителей и пытаться очертить границы своей личной жизни. Если мама и папа будут давить на ребенка, они могут получить в ответ ложь

Проблемы в семье

Регулярная ложь свидетельствует о наличии проблем в семье. Усугубляться вранье может воровством и вандализмом. Если чадо целенаправленно хочет испортить вещи близких людей, то он выражает свой крик о помощи, который говорит лучше всех слов. В семье на грани развода очень часто заметны подобные всплески агрессии. Украсть что-то у родителей или испортить нужную вещь – способы соединить разрушающуюся семью, примирить родителей хотя бы на короткое время. Ребенок делает это неосознанно, но в этих поступках ярко выражаются его потребности.

Когда дети начинают врать?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • До 3-5 лет

Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт - обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.

  • От 6 до 12 лет

Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.

Школьник 8-11 лет уже понимает, что есть выдумка, а что – реальность, он с легкостью лавирует между правдой и ложью, проводя своеобразные эксперименты, которые показывают его способности в деле обмана. Если ребенок врет постоянно, то это является сигналом серьезных проблем.

О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала:

детский психолог
немедицинский психотерапевт

Что делать, если ребенок врет?

Как реагировать родителям на проявление лжи маленького человека: наказать его, пропустить мимо ушей или посмеяться над его словами? Предлагаем несколько профессиональных советов специалистов:

  • Доверять : любые отношения, а тем более между родителями и детьми, немыслимы без доверия. Родители должны придерживаться презумпции невиновности, т. е. ребенок изначально не виноват. Не стоит сразу критиковать его высказывание, сначала выслушайте.
  • Посмеяться вместе : маленькая ложь вполне может быть встречена с юмором - этот способ отлично подходит в отношении малышей, которые только-только начинают упражняться в обмане, немного осознавая, что реальность и вымысел – разные вещи. Игровая форма реакции поможет сгладить неприятную ложь. К примеру, маленькая 5-летняя Танечка сказала, что почистила уже свои зубки и убрала пасту и щетку на полку, а мама видела, что все это брошено в раковину. «Как это наши паста и щетка прилетели в раковину? Не иначе как у них выросли крылья!» Смешная реплика мамы станет стимулом для Тани пойти и убрать все по местам.
  • Оценить последствия : ребенок, только начинающий врать, заслуживает того, чтобы ему объяснили в понятной и доступной форме о вреде вранья. Делать это стоит наедине, чтобы не травмировать психику малыша унижением. В разговоре упомяните, что каждое действие или слово имеют свой результат, отклик, что этот результат не всегда может быть положительным. Такой способ поможет малышу понять связь между настоящим и будущим, отучит его обманывать.

Смех - лучшая терапия и лучший способ сближения. Если ребенок соврал по-мелочи, маме лучше обернуть все в шутку, но дать понять, что она заметила ложь

Наказание соразмерно проступку

Если спросить у 5-9-летнего малыша, что случится, если сказать неправду, то в большинстве случаев вы услышите в ответ, что его накажут - основной сдерживающий фактор в этом возрасте. Малыш еще не осознает последствий своего вранья (перестанут верить друзья, начнутся проблемы в школе). Если ложь была серьезной, то ребенка следует непременно наказать. Подкрепляя свои слова действиями, мы поможем установить дошкольнику причинно-следственные связи. Если мы объясняли прежде, что каждое действие или слово будет иметь свои последствия, а сами не проявили должной твердости в этом вопросе, то ребенок будет понимать, что все можно делать, ведь последствий никаких нет. Наказание стоит соизмерять с глубиной вины. В качестве наказаний можно выбрать лишение удовольствий или развлечений, но не стоит отменять моменты, важные для детского здоровья и развития.

Не стоит драматизировать

Произнесенная ложь – это не что-то сверхъестественное. Каждый человек хотя бы раз в жизни «пробовал» неправду на вкус. Патологическая склонность ко лжи, которую следует разбирать и «лечить» взрослым, всегда имеет рядом с собой и другие дополнительные проявления. Возбужденный ребенок не имеет своей целью выгоду или желание избежать наказания - часто такие дети убегают из дома или являются зачинщиками конфликтов в школе.

Будьте честны

Часто родители, сами того не замечая, учат свое чадо вранью, когда противоречат друг другу в тех или иных вопросах. Вранье и обман, включенные в повседневную жизнь, будут основной схемой построения отношений с другими людьми. Как отучить ребенка врать (рекомендуем прочитать: )? Главное правило для родителей – никогда не лгать самим, ведь вы образец для подражания. Поощряйте ребенка за сказанную правду, особенно если это было не так просто сделать. Будьте чуткими и внимательными, чаще обсуждайте, что такое хорошо и что такое плохо. Анализируйте возможные варианты решения проблемы. Честность и доброта – залог крепких отношений между поколениями.

Ребенок вступает в сложный как в физическом, так и в эмоциональном плане период. Происходят изменения тела, формируются взрослые черты, перестраивается обмен веществ, что приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Родителям нужно проявить много терпения и понимания в этот период к своим детям.

Вступление в период ранней фазы полового созревание напросто для самого ребенка. Изменения тела, некоторая неуклюжесть и угловатость приводит к тому, что ребенок испытывает комплексы. Отсюда зажатость, стеснение, изменение поведения, и даже вспышки гнева и агрессии. В этом возрасте дети отдаляются от родителей, становятся все более самостоятельными. Однако, даже не признавая этого, в 11 лет дети все еще нуждаются в поддержке, одобрении и советах родителей.

В этом возрасте активно развивается мышление, интеллектуальные способности, логика абстрактное мышление. Дети вполне могут планировать свои дела и просчитывать поступки, понимают вытекающие из них последствия. Сейчас для детей важно социальное взаимодействие, на первое место уже выходит не учеба успехи в ней, а мнение о ребенке его способностях со стороны коллектива и окружающих. Постепенно проявляется и интерес к противоположному полу, хотя пока еще контакты более активны с детьми своего пола.

Особенности воспитания детей в 11 лет

Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике.

В этом возрасте важно прививать любовь к труду и помощь ближним, развивать таланты, кулинарные способности, страсть к рукоделию. В воспитании девочки прежде всего нужно уделить внимание вопросам бытового характера - необходимости посильной помощи взрослым, подержания порядка и ухода за младшими, животными. Не менее важно воспитание высоких нравственных качеств девочки. В этом возрасте приходит время поговорить о половом воспитании, интимной близости и последствиях необдуманных шагов. Важно стать девочке другом, чтобы она могла доверять вам самые деликатные и серьезные тайны.

Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества - ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания - это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.

Психология 11-летних детей

Особенности психологии детей в этом возрасте - изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.

В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать - постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос, оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.

Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей

В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто, переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.

Большинство родителей сталкиваются с проблемой . Переходный возраст у мальчиков в 12 лет чаще всего вступает в самую активную форму.

Как узнать, что у ребенка проблемы именно по этой причине? Как вести себя с ним в это время?

Каждый ребенок по-своему переживает период взросления. Переходный возраст — индивидуальный процесс. Его наступление зависит от наследственности, национальности, образа жизни. У мальчиков первые признаки проявляются в возрасте с 9 до 11 лет. Заканчивается подростковый возраст до 17 лет.

В организме подростка происходят существенные изменения. Становятся заметны первичные половые признаки. Половые органы увеличиваются в размерах, появляется пушок на лобке. Начинают расти волосы под мышками, а на других участках тела они становятся более заметными.

У некоторых ребят плечи становятся шире, нарастают мускулы.

Им становятся любопытны интимные стороны жизни.

В возрасте 12 лет такие изменения особенно заметны. Мальчик быстро растет. За год он может вырасти на 10-15 см. Ломается голос, обычно это бывает ближе к 13. В течение примерно двух лет он может быть то низким, то высоким. Постепенно голосовые связки утолщаются, и звуки речи становятся низкими. Голос мальчика превращается в мужской. Важно помнить, что громким криком можно надорвать связки. В 12-13 лет у подростка появляется кадык (Адамово яблоко).

Досадным проявлением становится угревая сыпь. Она бывает у многих в этом возрасте. Угри могут быть на лице, груди, спине. Следует объяснить подростку, как правильно ухаживать за кожей, какие косметические средства можно использовать. Нельзя давить угри, иначе воспаление усилится, могут остаться шрамы. В серьезных случаях лучше обратиться к дерматологу.

Идет гормональная перестройка организма. Из-за этого могут появляться головные боли, тошнота, слабость. Скелет растет быстро, а другие системы органов иногда не успевают за ним. Могут возникать сердечные или мышечные боли. Чтобы исключить серьезные нарушения в работе организма, лучше обратиться к врачу.

Психологические изменения в поведении подростка

Поведение ребенка может измениться, часто не в лучшую сторону. Послушный сын вдруг становится неуправляемым, может закатить истерику. Иногда его . Но надо помнить, что обычно это ответная реакция на агрессию.

Кто-то, наоборот, становится замкнутым. Причиной этому является нестабильный гормональный фон.

У мальчика появляются свои взгляды на жизнь. Он учится по-новому строить отношения с родителями, сверстниками, взрослыми.

Часто подросток думает, что его никто не понимает. Он переживает, что с ним что-то не так, он не похож на других, может возникнуть депрессия. Порой такие мысли приводят к трагическим последствиям. Бывает, на фоне таких терзаний ребенок приходит к суициду. К сожалению, покончить жизнь самоубийством среди некоторых групп подростков стало в наше время модной тенденцией.

Многие подростки становятся гиперсексуальными. Их влекут материалы эротического и даже порнографического характера.

Мальчики этого возраста нередко занимаются мастурбацией. Порой родители воспринимают это как катастрофу. Не стоит ругаться, это нормальное явление. У подростка может быть ночное непроизвольное семяизвержение — поллюции. От подобных проявлений он может чувствовать себя извращенцем.

Многие ребята этого возраста не довольны своей внешностью.

Родители — главные помощники в сложный период жизни мальчика

Что делать родителям, ? Кому как не маме и папе помочь своему ребенку преодолеть этот сложный в его жизни период. Важно не упустить время и стараться контролировать ситуацию.

Психологи заметили, что у ребят, которые ведут здоровый и активный образ жизни, переходный возраст не вызывает серьезных проблем.

Мама и папа должны стать друзьями для своего сына. Больше общаться с ним, знать его друзей.

О физиологических особенностях организма с подростком может , вспомнить себя в его возрасте. Родители могут «случайно» оставить на видном месте какую-то литературу, которая поможет ответить на вопросы ребенка.

Важно контролировать, где подросток проводит свое свободное время. В каких социальных сетях он зарегистрирован, с кем и как общается. Конечно, вмешиваться в его личную жизнь демонстративно не следует. Мальчику надо дать понять, что вы ему доверяете.

Подросток уже считает себя более самостоятельным. Однако не следует допускать, чтобы он поздно ложился спать. Режим дня поможет справиться со многими физиологическими и психологическими трудностями. Подростки не любят наставлений и нравоучений. Поэтому делать все надо ненавязчиво.

Пусть ребенок активно участвует в жизни семьи. Определите для него какие-то обязанности. Подчеркните его значимость при их выполнении.

Не обсуждайте ребенка при посторонних людях, поговорите с ним наедине. Иначе он не будет к вам обращаться за советами.

12-летний подросток нуждается в мужском воспитании. Ничто не заменит общение с отцом. Сын берет с него пример. Он должен чувствовать надежную поддержку. Будет правильно, если отец и сын занимаются общими делами: ходят на рыбалку, в походы, что-то ремонтируют и т.д.

Все усложняется, если , или он не занимается воспитанием. Маме или бабушке бывает нелегко установить контакт с подростком. Год за годом трудности могут нарастать.


Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

“Вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.


Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:


1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.


2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье - реальной помощи по хозяйству, ответственности.
5. Изменение положения ребенка в семье - с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка - предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе - мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А. П. Краковский, 1970).

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).


Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:
“эгоцентрическая доминанта” - интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Учение . Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность (Л. И. Божович, 1968). Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий” (Л. С. Выготский). Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. (Л. И. Божович, 1968).

Общение . Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. И. Божович, 1968). Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль.


Мышление

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника.

Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого.


В 12-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности у учащихся средних классов.

Общее интеллектуальное развитие учеников, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, школьник демонстрирует низкий уровень языкового развития. При этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым, создавая у учителя представление о себе как о неспособном, “трудном” ученике.

С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в системы.

Не формировать абстрактное мышление у подростков, значит не научить их по-настоящему мыслить, по сути, остановить их умственное развитие.

Школьники, только начинающие учиться в средней школе, в связи с низким уровнем сформированности абстрактно-логического мышления уже с первых дней начинают испытывать значительные трудности в обучении, и, кроме того, у них может в связи с этим сформироваться стойкое отрицательное отношение к учению и интеллектуальной деятельности в целом.

Целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления должно явиться основной задачей развития учащихся средней школы, начиная с младшего подросткового возраста.
В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

Переоценка ценностей;

Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
Противоречивость морального развития характеризуется следующим типичным проявлением: “Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и, в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.

Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны” (А.Фрейд).

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Божович, 1968).
Самосознание

“Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка” (Л. С. Выготский). В мышлении подростка открывается способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль.

Соответственно самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте - одна из самых динамично развивающихся психологических структур.

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков 12-13 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня - я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной,что довольно редко встречается в этом возрасте, он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям...” и т. п.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?” Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).
Отношения с родителями
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.

В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:

Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых;

Эмоциональные связи с семьей ослабевают;

Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план;

В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).

Отношение к сверстникам
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший - плохой”, “за меня - против меня”, а также - небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%- положительное, 30%- нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.

КРИЗИС 13 ЛЕТ

Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний - как их структуры, так и содержания.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания - пониженная самооценка. По многим критериям - “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. - в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3- 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя - и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Изменившаяся система мотивов и переживаний провоцирует разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и себя самого.

Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер “борьбы с недостатками” оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия - опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.


Top