Детские кризисы, на заметку. Возрастные кризисы у детей — как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, что в эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребёнка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом. Преодолевая кризис, ребёнок переходит на новую ступень психического развития и в зависимости от того, как маленький человек преодолеет трудные периоды, зависит формирование его характера, внутреннего мира и самосознания. Если родители будут неправильно вести себя в это сложное для ребёнка время, то риск возникновения у него нервно – психических заболеваний будет очень велик.

Кризис у детей обычно начинается и заканчивается незаметно. Длится несколько месяцев, но при неблагоприятном течении может затягиваться до 1- 2 лет.

Различают несколько критических периодов:

Период 1 года
- период 3х лет
- период 7ми лет

Кризис годовалого ребёнка

У ребёнка в этом возрасте открываются новые возможности по освоению окружающего мира. Он умеет ходить и говорить несколько слов. Появляется чувство самостоятельности, начинают проявляться эмоции. В этот период многое, что хочется ребёнку, делать нельзя.

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны. Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое. В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.

Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился. Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Кризис 3-х летнего ребёнка

Если малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.
Хочется всё решать самому и всё делать самому. На просьбу взрослого о чём-то следует противоположное действие.

Возникает протест против требований. Малыш кажется упрямым, но упрямство это вызвано желанием быть услышанным и стремлением показать, что у него тоже есть свое мнение, которое должны учитывать.

Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:

Ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,
- он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,
- в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.

Как выйти из этого кризиса?

1. Нужно понимать, ваш малыш ведет себя так плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что пока не умеет по-другому. Но, конечно, одного понимания часто оказывается недостаточно, чтобы справиться с истериками. Поэтому, надо заранее подготовиться к вероятным конфликтам.

Не нужно ничего предпринимать до тех пор, пока ребёнок полностью не успокоится. Скорее всего, вы уже нашли несколько способов успокоения своего малыша. Кто-то игнорирует такие вспышки негативных эмоций. Но всё же лучше всего назревающую истерику останавливать просто переключением внимания. Трёхлетние малыши очень быстро отвлекаются, и новая игрушка, сказка или предложение заняться чем-то другим может остановить истерику и сохранить вам нервы.

2. Поощряйте своего малыша к самостоятельности. Пусть он делает ошибки, но это ничего, потому, что они происходят на ваших глазах. Зато потом, во взрослой жизни он избежит множества серьезных проблем. Было подмечено, что когда родители ограничивают или высмеивают желание ребенка быть самостоятельным, развитие маленького человечка идёт неправильно: воля и независимость трансформируются в острое чувство стыда и неуверенности. Определите для него ту грань, выходить за которую ребенок не должен никогда и в любых ситуациях их соблюдать. Например, нельзя трогать электрическую розетку, переходить дорогу на красный свет, и т.д. В других случаях предоставьте малышу свободу поступать по его собственному усмотрению.

3. Предоставьте ему право на выбор. Не заставляйте его делать того, чего он не хочет. Предложите ему альтернативу, и пускай сам выбирает. Вы сохраните спокойствие, а ребенок получит уверенность в том, что с его мнением считаются. Упрямство впоследствии перерастает в волю, в достижение поставленной цели. И вы в состоянии повернуть его именно в эту сторону, а не превратить в «ослиную» черту характера на всю жизнь.

4. Ребёнку в этом возрасте важна игра, которая служит сейчас для него основным источником познания мира. Подбрасывайте жизненные темы для этой игры, участвуйте, разыгрывайте роли, и ваш ребёнок будет всецело доверять вам.

Кризис 7-ми летнего возраста

У некоторых детей он может возникать в 6 или в 8 лет. В этом возрасте идёт интенсивный рост организма, происходят некоторые изменения, меняются зубы. Ребёнок входит в новый статус – он становится школьником.

Может появиться негативизм к своей прошедшей жизни. Дети смеются над тем, что их интересовало раньше, над той одеждой, которую они носили, над теми играми, в которые они играли. Теперь их привлекает школа. Появляется стремление к учёбе, к общению со сверстниками. В то же время, бывают моменты, когда в школу идти не хочется, как правило, это связано с боязнью не оправдать ожидания учителей, сверстников.

Основные проявления этого периода заключаются в обострении агрессивности или застенчивости, появлении страхов, неуверенности в себе, частых сомнений в своих способностях. Ребёнок начинает не просто испытывать чувства, но и осмысливать их, искать причину.
Анализируя себя самого, он обращает внимание на то, как реагируют на него, его действия и поступки окружающие. Слабое самолюбие часто бывает уязвлено и самооценка становится завышенной или заниженной.

Ребёнок начинает подражать сначала взрослым, а потом сверстникам, любит кривляться и гримасничать, что очень раздражает родителей. Он может замыкаться, а может, наоборот, быть нарочито весёлым.

Теперь, перед тем, как что-то сделать, он всё чаще задумывается и просчитывает последствия своих действий. Игра всё ещё сохраняется, но отходит на второй план - приходит понимание того, что есть и другая, взрослая жизнь. Больше всего ребёнок сейчас хочет, чтобы его уважали.

Пути разрешения кризиса

1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе, уделите время интеллектуальной и психологической подготовке. Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.

2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.

3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.

4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего действия или своего бездействия. В результате он начнёт взрослеть и станет сознательнее.

5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и участия, сославшись на утомление или неважное самочувствие.

Врач педиатр Сытник С.В.

Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.

Что такое возрастной кризис

Развитие маленького человека - процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.

В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:

  • Кризис новорожденности
  • Одного года (младенчества)
  • 3-х лет (раннего детства)
  • 7-ми лет (детства)
  • 13-ти лет (подростковый)
  • 17-ти лет (юности)

Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.

Кризис новорожденности

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.

Кризис одного года

Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.

В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину.

Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).

Кризис 3-х лет

Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:

  • Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
  • Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
  • Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
  • Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
  • Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
  • Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
  • Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.

Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.

Кризис семи лет

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.


Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.

Кризис 13-ти лет

Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:

  • Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
  • Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.

Этому парню точно удалось выглядеть взрослее…

  • Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
  • Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
  • Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.

Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.

Кризис 17-ти лет

Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.

Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.

Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.

У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.

Кризисы у детей по годам можно преодолеть , если прислушаться к советам психологов.

Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит .

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным , то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже . На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в . Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать . Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса . Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признаки Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие . Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется : чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрасте Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзя Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и .

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например : он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки :

Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка . У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша , но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

В два года

В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность .

Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость .

Большинство детей в этом возрасте говорят: "не хочу", "не буду", "нет", "я сам". Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать . Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать "нет". Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности . Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

3 года

В три года ребенок становится еще самостоятельнее : пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

Основными признаками кризиса трех лет являются:

  1. Негативизм . Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
  2. Строптивость . Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
  3. Деспотизм . Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
  4. Своеволие . Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

6 лет

Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.

Чадо уже не , не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.

Перестройка организма проявляется по-другому:

  1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
  2. Формирование страхов . Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
  3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

В 7

Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья , нужно будет принимать многие решения самостоятельно.

Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.

Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.

Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

В 8

В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость . Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и , может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.

Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.

Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом , но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение .

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

У детей дошкольного возраста условно выделяют:

Кризис новорожденности. «Я родился!»

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

Кризис у ребенка 3-х лет

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Кризис у ребенка 7 лет

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.


Top