Восстановление после инсульта. Психологическая помощь больному после инсульта

Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Ермакова Н.Г.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского Государственного Педагогического университета им. А.И.Герцена

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА И ИХ РОДСТВЕННИКАМ

Аннотация

Психологическая помощь больным после инсульта направлена на формирование позитивной лечебной и жизненной перспективы. Проанализированы результаты использования индивидуальной психологической коррекции у 84 больных с последствиями инсульта в условиях стационарной реабилитации. По завершении коррекции отмечается улучшение настроения больных, повышение самооценки, приверженности к лечению. С родственниками больных проводилось семейное консультирование, направленное на оптимизацию отношений с больными.

Ключевые слова : клиническая (медицинская) психология, реабилитация, инсульт, психологическая коррекция, семейное консультирование.

Ermakova N.G.

PhD in Psychology, Associate professor of the Chair of Klinical Psychology and Psyhological Care, Herzen State Pedagogical University of Russia

PSYCHOLOGICAL CARE OF PATIENTS WITH MOVEMENT DISORDERS AFTER STROKE AND THEIR FAMILIES

Abstract

Psychological care of patients after a stroke is aimed at the formation of a positive medical and life perspective. The results of using the individual correction in 84 patients with stroke in a stationary rehabilitation were analyzed. Upon completion of psychological correction program marked improvement in patients with mood, self-esteem, boost adherence to treatment. With relatives of patients was conducted family counseling aimed at о ptimisation relationships with patients.

Keywords : clinical (medical) psychology, rehabilitation, stroke, psychological correction, family counseling.

Введение . В последние десятилетия отмечается увеличение числа сосудистых заболеваний головного мозга, что делает актуальной медико-социальной проблемой реабилитацию больных с последствиями инсульта, направленную на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, возвращение больного в общество и к посильному труду .Длительный процесс реабилитации больных с последствиями инсульта, нарушение двигательных и когнитивных функций в значительной мере влияют на эмоциональное состояние больного, негативно влияют на его самооценку, на прогноз лечебной и жизненной перспективы, приводят к депрессивным, ипохондрическим реакциям на болезнь. Апатичность, неуверенность в будущем снижает приверженность больного к лечению и активность в мероприятиях восстановительного лечения, что делает необходимым включение психологической помощи в процесс реабилитации больных после инсульта.

В реабилитации постинсультных больных осуществляется принцип единства биологических и психосоциальных методов лечения(Кадыков А.С.). В процессе лечения применяются биологические методы реабилитации (лекарственная терапия, ЛФК, физиотерапия, бальнеотерапия, эрготерапия), направленные на восстановление нарушенных двигательных функций и самообслуживания. К психосоциальным методам относятся: логопедическая помощь, социальная работа, трудотерапия, психологическая помощь. Они направлены на восстановление нарушенных высших психических функций, на коррекцию отношений личности, на психологическую и социальную адаптацию больного. Следует отметить, что в последние годы психосоциальным методам воздействия на больного после инсульта уделяется мало внимания в научных исследованиях. В то время, как особенности личности больного играют большую роль в формировании отношения к лечению, к болезни, к самому себе; влияют на адаптацию к социуму после заболевания . Благоприятный семейный климат также способствует активизации больного в восстановлении нарушенных функций (Кадыков А.С.и др.2008). .

Семья представляет собой систему взаимосвязанных ролей, отношения между которыми определяются, с одной стороны, социально-культурными нормами, а с другой индивидуальными свойствами личностей. Семья и внутрисемейные отношения могут служить не только тонким индикатором наступающих изменений личности, но и быть одним из показателей социальной адаптации в обществе. Велика роль семьи и как ближайшей социальной среды на пути возвращения больного в жизнь, и как важнейшего социотерапевтического фактора, воздействующего на личность больного .В ряде случаев стремление к доминированию у здоровых супругов и других родственников, низкий уровень самоконтроля и конформности, отсутствие у них терпимого отношения к патологическим реакциям больного человека может привести к психологическому конфликту в семье и социальной декомпенсации больных, к ухудшению у них клинического состояния. С другой стороны окружение чрезмерной опекой, отстранение больного после инсульта от всякой домашней деятельности, способствуют развитию у него пассивного отношения к лечению, и препятствует восстановлению самообслуживания, формированию ответственности больного за восстановление нарушенных функций. .

Большое значение на этапе ресоциализации, приобретает работа с родственниками больных, коррекции внутрисемейных отношений (Кабанов М. М. , 1998; Демиденко Т. Д. . 1989, 2004).

Следует отметить, что для родственников внезапная тяжелая болезнь близких с трудно преодолимыми последствиями является стрессом. Реабилитация больного сопровождается моральными и физическими нагрузками родственников и финансовыми затратами, длительным нервно-психическим напряжением, нередко приводит к психосоматическим расстройствам. В связи с чем, большое значение имеет психологическая помощь родственникам больного.

Как отмечают ряд авторов(Кадыков А.С. и др.2007), важно обучить родственников правилам ухода за больными, а также научить врачей проведению школ для родственников больных(Скворцова В.И.,2008;); рекомендовать специальную литературу санитарно-просветительного характера . Архипов В. В. , Прокудин В. И. , 2005;пишут о деятельности психотерапевтической службы на этапе ранней реабилитации больных с последствиями инсульта в стационаре. При невозможности контакта с больными после инсульта на этом этапе (до 60 % больных с речевыми и когнитивными нарушениями), они осуществляли рациональную психотерапию по отношению к родственникам больным и социально значимым людям, осуществляющими уход за больными. Авторы проводили беседы с родственниками, семинары выходного дня, где обучали родственников простейшим приемам ухода за больными, отвечали на вопросы родственников; помещали на стендах информацию для родственников по уходу, отвечали на их вопросы, для того чтобы они смогли грамотно осуществлять уход за больными в домашних условиях.

Работа с родственниками направлена на регуляцию взаимоотношений в семье, коррекцию гиперопеки, на обучение терпимому отношению к больному. Целью исследования явилось изучение динамики самоотношения больных в процессе психологической помощи и выявления наиболее важных мишений воздействия в работе с родственниками в процессе семейного консультирования.

Программа исследования.

Нами наблюдались 84 больных;-55 мужчин, 29 женщин; в возрасте от40-49 лет-13; от50до 59-32 больных; от60-до 70 -39больных. Длительность заболевания от 2до 6 месяцев наблюдалась у 36 больных; от 7 до 12 месяцев у 26; от 1 года до 3-х лет у 22 больных. Первый инсульт наблюдался у 59 больных, повторный у 25. Локализация очага поражения в бассейнах артерий левого полушария наблюдалась у 40 больных; правого полушария у 27, в ветребро-базилярном бассейне у 17 больных. Ишемический инсульт отмечался у 72 больных; геморрагический у 12 больных. Двигательные нарушения в виде гемипареза легкой степени были у 11; средней тяжести у 40 больных, выраженные двигательные нарушения у 24; вестибулярные нарушения у 9 больных. Речевые нарушения наблюдались у 45 больных: из них афазия у 32, дизартрия у 13.Инвалидность 1 группы у 20 больных; 2 группы у 64 больных.В исследование не включались больные с давностью инсульта меньше 2 месяцев и с остаточными проявлениями сенсорной афазией.С больными проводилось клиническое интервью до и после психологической коррекции; оценка самообслуживания по шкале Бартела(БеловаА.Н.), качество жизни(Логунов К.В.), шкала самооценки Дембо-Рубинштейн (Рубинштейн С.Я.). Проводилось сравнение средних значений показателей с применением критерия Стьюдента ,при обработке результатов применялась программа Статистика 6.0.Больные получали комплексное восстановительное лечение в условиях стационарной реабилитации городской больницы №40,Санкт-Петербурга.

В лечение входили биологические методы(лекарственная терапия, лечебная физкультура, физиотерапия); и психосоциальные методы (логопедическая,психологическая помощь).У всех больных было получено информированное согласие на проведение психодиагностики и психологической помощи. Психологическая помощь была направлена на формирование приверженности к лечению, отношений сотрудничества с персоналом, позитивного самоотношения. Применялась индивидуальная психологическая коррекция1-2 раза в неделю, в течение 30 минут в условиях кабинета; и занятия в малой группе(5-6)человек 1-2 раза в неделю, в процессе которых проводилась арттерапия и музыкотерапия.

Нами наблюдались 84 родственника больных. Среди родственников были преимущественно женщины в возрасте от 25 до 65 лет-64человека разного семейного статуса:из них матери-3; жены-42, дочери-14, сестра и другие родственники-5, Среди родственников мужчин наблюдались 20 человек; от 42-до 67лет,из них мужья-17,сын-2, отец 1. С родственниками больных; применялось информирование и семейное консультирование (ДемиденкоТ.Д.,ЕрмаковаН.Г.); (ЭйдемиллерЭ.Г.); (Архипов В.В., Прокудин В.И.). Родственникам предоставлялась информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоционального состояния; реакциях личности на заболевание, информация о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного и локализации очага поражения; о целях и задачах психологической реабилитации на разных этапах. Информирование проводилось индивидуально и в виде настенной печати (санлистков для больных и для родственников).Семейное консультирование было направлено на улучшение возможностей взаимодействия родственников с больным. Социальная поддержка больных со стороны родственников имела важное значение в укреплении позитивного самоотношения больных после инсульта.

Результаты и их интерпретация .

Больные наблюдались в условиях стационарной реабилитации и характеризовались трудностями в принятие своей болезни, её последствий, своего участия в лечении; недоверием к лечению; трудностью формирования отношений сотрудничества с персоналом. В этой группе были больные преимущественно с астено-депрессивными и астено-ипохондрическими реакциями на болезнь.

Таблица 1 – Сравнение показателей больных (n=84) до и после коррекции с помощью критерия Стьюдента (M ± σ)

Показатель Период коррекции p* <
До После
Шкала самообслуживания Бартела 79,7 ± 3,8 85,0 ± 3,5 0,05
Качество жизни 2,2 ± 0,5 2,7 ± 0,2
Шкала самооценки Дембо–Рубинштейн:
Здоровье 31,4 ± 4,3 42,6 ± 3,7 0,05
Настроение 31,3 ± 3,4 47,1 ± 3,2 0,05
Самообслуживание 48,2 ± 4,2 66,1 ± 3,8 0,01
Участие в лечении 46,8 ± 3,3 63,3 ± 3,5 0,01

После проведения комплексного восстановительного лечения с применением индивидуальной и групповой психологической коррекции отмечается улучшение самообслуживания(шкала Бартела). Средний балл по шкале самообслуживания Бартела до коррекции 79,7 после -85,0-частичная зависимость. Отмечается значимое повышение самооценки самообслуживания и участия в лечении, что свидетельствует о большей включенности больного в процесс лечения.

Наблюдалось также повышение самооценки настроения и здоровья,что связано с осознанием больными возможности восстановления нарушенных функций, появлением надежды и веры в выздоровление. В тоже время в процессе реабилитации происходило осознание больными длительного процесса восстановления нарушенных функций, необходимости самостоятельного ежедневного многократного повторения упражнений лечебной физкультуры, требующих воли, терпения, и усердия и это обстоятельство приводило к тому, что самооценки здоровья и настроения повысились не намного.

С родственниками больных проводилось информирование и семейное консультирование. Нередко инициаторами обращения к психологу были родственники больных, обеспокоенные их эмоциональным состоянием, неверием в выздоровление, апатичностью, нежеланием участвовать в лечебных мероприятиях. В ряде случаев родственники интересовались возможностью восстановления нарушенных функций (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) больных; а также возможным их участием в сопровождении процесса восстановления.

При работе с родственниками нами выделены типы отношений родственников к своим подопечным:

1.Эмпатичный, сопереживающий. Наблюдалась забота и уход в сочетание с эмпатией и теплом в отношениях-29 (34,5 %) человек с разными семейными ролями: мать,отец,сестры,жены,мужья,дочери.Отношения взаимопонимания и сочувствия сложились до заболевания и сохранялись после заболевания

2.Побуждающий, нравоучающий. Наблюдалась забота, уход и наставничество.-21 (25%). Побуждение больного родственниками не сочеталось с сочувствием и сопереживанием и носило характер долженствования и нравоучения.(«Вот будешь сам заниматься, будешь ходить»; «Нечего лениться, давай разрабатывай руку»).Со слов родственников этой подгруппы больных до заболевания они не выполняли назначений врача-терапевта (прием гипотензивных средств, соблюдение гипохолестериновой диеты); часть больных злоупотребляли алкоголем, курением. Часто родственники(жены,мужья,дети) считали, что больные сами виноваты в своем заболевании.

3.Организующий,формальный: Родственники ограничивались организацией лечения, не проявляя эмоциональной поддержки и сопереживания-26 (30,9%). Семейные роли: дети, мужья, жены. Они организовывали и оплачивали лечение: работу сиделки, лекарства, ортопедические средства (судно, прикроватный туалет, трость и др.) и считали,что на этом их миссия исчерпана. Защитное дистанцирование родственников этой подгруппы связано со сложными отношениями с больным до его заболевания (доминантными, деспотичными чертами характера больных; капризностью, своенравностью).(«С мамой трудно спорить, она все сделает так, как хочет сама»).Неготовность родственников изменять сложившиеся отношения. 4.Безучастный,попустительствующий:Наблюдался частичный уход и забота. Родственники сами являлись источниками проблем (злоупотребление алкоголем)-4(4,7%), как правило мужчины (отец,муж).С трудом выполняли просьбы больных (привести документы, одежду, продукты, лекарства).

5.Растерянный, инфантильный: недостаточное понимание тяжести болезни заболевших родственников и необходимости помощи им по уходу;- 4(4,7%).Родственники больных – взрослые дети, проживающие отдельно от родителей в своих семьях. Они недостаточно понимали, что настало время отдавать долги своим родным по уходу и заботе.

Больше вопросов к психологу было у родственников 1 и 2 группы, по оптимизации взаимодействия с больными, об особенностях восстановления психических функций. Им давались рекомендации по взаимодействию с больными, восстановлению когнитивных функций в домашних условиях. Родственникам 1 и 2 группы рекомендовалось также делегировать часть нагрузки по уходу в домашних условиях и другим членам семьи и знакомым больных, как профилактика психосоматических расстройств ухаживающих родственников. С 3 подгруппой родственников психологическая коррекция была направлена на усиление сопереживания и поддержки по отношению к больным и по возможности большего личного участия в общении с больным или подключения к попечительству кого-либо из родственников (внуков, племянников).С 4 и 5 подгруппой родственников проводилась беседа о необходимости помощи больным в осуществлении самообслуживания; необходимости организации ухода и заботы. Обсуждалась возможность прикрепления социального работника к больному в домашних условиях после выписки из стационара. Нередко взрослые дети больных не до конца понимали всю тяжесть заболевания их родственников и пребывали в растерянности. Они нуждались в помощи по организации ухода за больными.

Выводы.

Длительный процесс реабилитации больных с последствиями инсульта, нарушение двигательных и когнитивных функций в значительной мере влияют на эмоциональное состояние больного, негативно влияют на его самооценку, на прогноз лечебной и жизненной перспективы, что делает необходимым включение психологической помощи в процесс реабилитации больных после инсульта.

Психологическая помощь направлена на коррекцию отношений личности к самому себе, к болезни, к лечению, к социуму, ориентирована на психологическую и социальную адаптацию больного.

После проведения комплексного восстановительного лечения с применением индивидуальной и малогрупповой психологической коррекции отмечается значимое повышение самооценки самообслуживания и участия в лечении, что свидетельствует о большей включенности больного в процесс лечения. Наблюдалось повышение самооценки настроения и здоровья, что связано с осознанием больными возможности восстановления нарушенных функций.

Отношения родственников к больным базировались на отношениях, сложившихся до заболевания: либо отношения взаимодействия и взаимопомощи; либо отношения соподчинения и зависимости. При работе с родственниками нами выделены различные типы отношений родственников к своим больным,выявлены мишени воздействия в процессе семейного консультирования. В зависимости от типа отношений проводилось информирование и семейное консультирование родственников больных.

Литература

  1. Александровский Ю.А. Психические расстройства в общемедицинской практике.М.:Гэотар-Медиа,2004.-240с.
  2. Архипов В.В., Прокудин В.И. Методологические основы ранней психосоциальной реабилитации в неврологической клинике у больных, перенесших инсульт. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, Приложение Инсульт, вып. 14, 2005, С.35-42.
  3. Балунов О.А., Демиденко Т.Д., Янковская Е.М., Алемасова А.Ю., Ермакова Н.Г., Коцюбинская Ю.В. Роль семейных взаимоотношений в реабилитации больных, перенесших инсульт. Метод.реком.-СПб.:2000.-31с
  4. . Белова А.Н., Щепетова О.Н. Шкалы, тесты, опросники в медицинской реабилитации. – М. : Антидор, 2002. – 440 с.
  5. Белянская Е.Н., Краснова Л.В. Инсульт. Как жить дальше?.М.:Изд-воЭксмо,2005.-192с.
  6. Григорьева В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронические боли. Н.Новгород: Изд-во НГМА,2004.-420с.
  7. ГусевЕ.И.,Боголепова А.Н. Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.-.-М.:МЕДпресс-информ,2013.-176с.
  8. Данилов Д.С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации.// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014;(2):С.4–12
  9. Демиденко Т.Д. Реабилитация при цереброваскулярной патологии.Л.:Медицина,1989.-208с.
  10. Демиденко Т.Д.,Ермакова Н.Г. Основы реабилитации неврологических больных.СПб.:Фолиант,2004.-304с.
  11. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998,255c
  12. .Кадыков А.С.,Манвелов Л.С.,Шахпаранова Н.В.Шаг за шагом после инсульта. (Пособие для пациентов и их родственников) М.: Товарищество научных изданий КМК,авторская академия. 2007, – 122с.
  13. Кадыков А.С.,Черникова Л.А.,Шахпаранова Н.В.Реабилитация неврологических больных.-М.:Медпресс-информ,2008.-560с.
  14. . Клочихина О.А., Стаховская Л.В. Анализ эпидемиологических показателей инсульта по данным территориально-популяционных регистров 2009–2012 гг. // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – № 6. – С. 63–70.
  15. Курпатов В.А.Психотерапия в соматической клинике.//В кн.: Психосоматические расстройства в практике терапевта. Руководство для врачей.(под ред. В.И.Симоненкова). СПб.:Спецлит,2008.С.250-278.
  16. Логунов К.В. Оценка эффективности лечебных и диагностических методов. – СПб. : СПбМАПО, 1999. – 26 с.
  17. Парфенов В.А.,Вербицкая С.В. Вторичная профилактика ишемического инсульта; международные рекомендации и клиническая практика // Неврологический журнал/2014,№2.С.4-11.
  18. Попп А.Д.,ДэшайеЭ.М.Руководство по неврологии (пер.с англ.) М.:Гэотар-Медиа,2014.-688с.
  19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии и опыт их применения в клинике.--М.:изд-во института психотерапии,2010.-384с.
  20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии – СПб.: Речь, 2007 – 350с.
  21. Скворцова В.И.(ред).Школа здоровья. Жизнь после инсульта.Руководство для врачей.М.ГЭОТАР-Медиа,2008,208с.
  22. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В.. Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2005.- 336с.
  23. Янковская Е.М.Комплексный подход к психотерапевтическому сопровождению семей больных, перенесших инсульт. Автореферат дисс. канд. психол. наук, СПб.: 2008, 25с.
  24. Barton J.Stroke and Rehabilitation:Psychological Perspectives//In: Oxford Handbook of Rehabilitation Psychology(Oxford Library of Psychology)/ Kennedy P.(Ed.) ,N.Y.,2012,Oxf.Univ.press.-576p./ 235-248p
  25. S.,Smith D.S. Changes in family functioning for stroke rehabilitation patients and their families // International Journal of Rehabilitation Research.- 1999.-V.22.-P.171-179.
  26. Palmer, S.; Glass, T. A. Family Function and Stroke Recovery: A Review.//Rehabilitation Psychology, Vol 48(4), Nov 2003, 255-265.

References

  1. Aleksandrovskij YU.A.Psihicheskie rasstrojstva v obshchemeditsinskoj praktike. Moskva:Gehotar-Media,2004.240p. (In Russ.)
  2. Arkhipov V.V., Prokudin V.I. Metodologicheskie osnovy rannei psikhosotsial’noi reabilitatsii v nevrologicheskoi klinike u bol’nykh, perenesshikh insul’t.[ Methodological bases of early psychosocial rehabilitation in neurological clinic in patients with stroke.//Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova, Prilozhenie Insul’t./[ Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova,Suppl.stroke], vyp. 14, 2005, p.35-42.
  3. Balunov O.A., Demidenko T.D., Yankovskaya E.M., Alemasova A.Yu., Ermakova N.G., Kotsyubinskaya Yu.V. Rol’ semeinykh vzaimootnoshenii v reabilitatsii bol’nykh , perenesshikh insul’t. Metod.rekom .- Sankt-Peterburg,.,2000,-31p(In Russ.)
  4. Belova A.N., Shchepetova O.N. Shkaly, testy, oprosniki v meditsinskoi reabilitatsii . Moskva:Antidor, 2002. 440 p. (In Russ.)
  5. Belyanskaya E.N., Krasnova L.V. Insul’t. Kak zhit’ dal’she?.[ Stroke. How to live ?.]. Moskva:Eksmo,2005.192p. (In Russ.).
  6. Grigor’eva V.N. Psikhosomaticheskie aspekty neiroreabilitatsii. Khronicheskie boli .Nizhnii Novgorod:Izd-voNGMA, 2004. 420 p. (In Russ.)
  7. Gusev E.I, Bogolepova A.N. Kognitivnye narusheniya pri tserebrovaskulyarnykh zabolevaniyakh . Moskva:MEDpress-inform, 2013. 176 p. (In Russ.)
  8. Danilov D.S. Terapevticheskoe sotrudnichestvo (komplaens): soderzhanie ponyatiya, mekhanizmy formirovaniya i metody optimizatsii[ Therapeutic cooperation (compliance): maintenance of concept, mechanisms of formation and methods of optimization ]//. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika. 2014;(2):p.4–12
  9. Demidenko T.D.Reabilitatsiya pri tserebrovaskulyarnoi patologii.[ Rehabilitation in cerebrovascular disease]Leningrad.,Meditsina,1989.208p.(In Russ.)
  10. Demidenko T.D., Ermakova N.G. Osnovy reabilitatsii nevrologicheskikh bol’nykh [ Basics of the rehabilitation of neurological patients]. Sankt-Peterburg:Foliant, 2004. 304 p. (In Russ.)
  11. Kabanov M.M. Psikhosotsial’naya reabilitatsiya i sotsial’naya psikhiatriya.[ Psychosocial rehabilitation and social psychiatry].Sankt-Peterburg, 1998,255p. (In Russ.)
  12. .Kadykov A.S.,Manvelov L.S.,Shakhparanova N.V.Shag za shagom posle insul’ta.(Posobie dlya patsientov i ikh rodstvennikov) [ Step by step after stroke.Guide for patients and their families]. Moskva: Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK,avtorskaya akademiya, 2007, 122p. (In Russ.)
  13. Kadykov A.S., Chernikova L.A., Shakhparanova N.V. Reabilitatsiya nevrologicheskikh bol’nykh . Moskva:Medpress-inform, 2008. 560p.(In Russ.)
  14. Klochikhina O.A., Stakhovskaya L.V. Analiz epidemiologicheskikh pokazatelei insul’ta po dannym territorial’no-populyatsionnykh registrov 2009–2012 gg. . Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova . 2014. N 6. Pp. 63–70. (In Russ.)
  15. Kurpatov V.A. Psikhoterapiya v somaticheskoi klinike .Psikhosomaticheskie rasstroistva v praktike terapevta . Ed. V.I. Simanenkov. Sankt-Peterburg:Spetslit, 2008. Pp. 250–276. (In Russ.)
  16. Logunov K.V. Otsenka effektivnosti lechebnykh i diagnosticheskikh metodov . Sankt-Peterburg:SPbMAPO, 1999. 26 p. (In Russ.)
  17. Parfenov V.A.Verbitskaya S.V.Vtorichnaya profilaktika ishemicheskogo insul’ta; mezhdunarodnye rekomendatsii i klinicheskaya praktika // Nevrologicheskij zhurnal/2014,№2,pp.4-11.
  18. Popp A.D.,DehshajeEH.M.Rukovodstvo po nevrologii (per.s angl.) Moskva:Gehotar-Media,2014.-688p. (In Russ.)
  19. Rubinshtejn S.Ya. Ehksperimental’nye metody patopsikhologii i opyt ikh primeneniya v klinike..[ Experimental methods pathopsychology and experience of their use in the clinic];Moskva:Isd-vo Instituta Psihoterapii,2010.384p. (In Russ)
  20. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii . Sankt-Peterburg:Rech`, 2007. 350 p. (In Russ.)
  21. Skvortsova V.I.(red).Shkola zdorov’ya.Zhizn’ posle insul’ta.Rukovodstvo dlya vrachei .Moskva:GEOTAR-Media,2008,208p. (In Russ.)
  22. Eidemiller E.G., Dobryakov I.V.. Nikol’skaya I.M. Semeinyi diagnoz i semeinaya psikhoterapiya[ Family diagnosis and family therapy] Sankt-Peterburg: Rech’, 2005. 336p. (In Russ.)
  23. Yankovskaya E.M.Kompleksnyi podkhod k psikhoterapevticheskomu soprovozhdeniyu semei bol’nykh, perenesshikh insul’t. Avtoreferat kand. psikhol. Nauk. Sankt-Peterburg, 2008, 25p. (In Russ.).
  24. Barton J.Stroke and Rehabilitation:Psychological Perspectives// Oxford Handbook of Rehabilitation Psychology(Oxford Library of Psychology)235-248pp/ Kennedy P.(Ed.) ,N.Y.: Oxf.Univ.press, 2012.576p.
  25. ClarkM.S.,Smith D.S. Changes in family functioning for stroke rehabilitation patients and their families // International Journal of Rehabilitation Research.- 1999b.-V.22.-P.171-179.
  26. Palmer, S.; Glass, T. A. Family Function and Stroke Recovery: A Review//Rehabilitation Psychology, Vol 48(4), Nov 2003, 255-265.

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделениях ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые люди, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (+- 25-45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е.И. Гусев и А.С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, делается актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода в лечению больных инсультом пишет Л.В. Мустафина , в том числе значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе .

Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ — психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что несомненно требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается прежде всего на соображениях удобства применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного .

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень, не препятствующий для усвоения новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «Шкалирование» (С.А. Кулаков, 2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P. Shimer, S. Ferguson, 1990)) .

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировки (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация», №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. А.А. Востриков, психотерапевт, проф. А.А. Табидзе, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия «Целебная музыка» рекомендована Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven — Moonlight Sonata, Grieg — Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky — Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart — Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М. Loscalzo,1996), «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» , которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнением «Дыхание против боли» (по М.Е. Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение» и многое другое.

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитии коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их .

Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых людей по рекомендациям М.А. Краевой, Т.О. Тарасовой, Е.А. Чижовой , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации (часть 1):

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт это не грипп — восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется брать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения на депрессивное состояние, если возникли проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации (часть 2):

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратится на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдениям в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. — 2008.108 (12): С. 27-31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. — Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009: С. 205-230.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. - М.: Медицина, 2001: С. 326.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. — 2008. — Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. — М.: Миклош, 2003: С. 176.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов / — Омск, 2011: С. 76.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003: С. 62.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. — 2012. — №3: С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. — М., 2008: С. 22.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. — М:.Медицинская литература, 2008: С. 128.

Помощь после инсульта

Помощь при психоэмоциональных расстройствах после инсульта

Психоэмоциональные расстройства при инсульте

Эффективные реабилитационные мероприятия при инсульте будут способствовать формированию адекватного отношения больного к себе, болезни, здоровью, стабилизируют и в конечном итоге улучшат его психоэмоциональное состояние. Это позволит достигнуть позиции сотрудничества с больным, принятия им личной ответственности за выполнение рекомендаций и назначений врача. Таким образом повысится уровень мотивации больного в восстановлении собственного здоровья.

В остром периоде заболевания у перенесших инсульт на первый план выступают общемозговые симптомы, проявляющиеся в:

Быстро наступающей истощаемости психической деятельности,

Нарастании утомления в конце задания

Отсутствии интереса к результатам

Отказе от дальнейшего обследования.

Психоэмоциональные нарушения при инсульте могут быть обусловлены как реакцией личности на болезнь, так и специфическими симптомами, зависящими от:

Локализации очага поражения

Обширности очага поражения

Наличия инсультов в прошлом.

При поражении правого полушария головного мозга эмоциональные нарушения выражены ярче, чем при поражении левого. Они могут выражаться в беспричинной эйфории, индифферентном настроении, частом смехе, неспособности к эмоциональному контролю, нарушении субъективной оценки эмоций, легкомыслии, недооценки тяжести заболевания, беспечности, безынициативности, расторможенности вплоть до нетактичности, отвлекаемости и многоречивости. С такими больными необходима упорная работа, на первых этапах требуется постоянная стимуляция извне.

При поражении левого полушария больные беспокойны, озабочены, пессимистично настроены, часто плачут. Однако у них сохраняются необходимые для реабилитации осознание своего дефекта и мотивация на выздоровление.

При имевшихся ранее нарушениях мозгового кровообращения как правило усиливаются депрессивные реакции, слабодушие, плаксивость. Что закономерно и оправдано: при повторных инсультах может наблюдаться более тяжелая неврологическая симптоматика.

На первом месте среди нарушений психических функций, которые описываются как следствие инсульта, стоят депрессивные расстройства.

Депрессия может возникать в различные сроки после инсульта: ранняя депрессия развивается в первые 3 месяца, поздняя – через 2 года и позже. У женщин постинсультная депрессия развивается в два раза чаще, чем у мужчин.

Больные жалуются на сниженный фон настроения, грусть, негативное представление о себе, мире, своем будущем.

Больные тяжело переживают оторванность от привычного образа жизни, ощущают неловкость за свое беспомощное состояние, их сопровождает страх оказаться обузой для родных, остаться инвалидом на всю жизнь, тоска от неподвижности, социальной и физической изоляции. Что дополнительно приводит к усилению депрессивной симптоматики.

Если больные эмоционально удручены - у родственников, с большей вероятностью, возникает депрессия.

Обнаружена и обратная зависимость: наличие депрессии у лиц, осуществляющих уход за больным, приводит к увеличению депрессивных симптомов у самих пациентов.

Среди методов лечения при развитии депрессии во время и вследствие инсульта обращаем внимание на два вида воздействия:

Лечение пластическим изобразительным творчеством (живопись, мелкая пластика, графика) с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного подразумевает:

Активизацию общения с психотерапевтом или в группе

Дифференциацию переживаний больного

Снижение эмоционального напряжения путем творческого самовыражения, сублимацию переживаний

Развитие мотивации к выздоровлению через активизацию побуждения пациентов к самостоятельному творчеству.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Это метод, использующий музыку в качестве психотерапевтического средства при лечении депрессии. Позволяет на уровне чувств или образов создать у пациента модели выхода из состояния напряженности, дает возможность пережить «разрядку» как реальный, управляемый процесс и таким образом переводит ее в разряд достижимых явлений.

Существует в двух формах:

Активная (музыкальная деятельность – воспроизведение, импровизация, проигрывание)

Рецептивная (процесс восприятия музыки с терапевтической целью).

Социально-психологическая реабилитация после инсульта

Инсульт – грозное заболевание и большая беда для человека и его семьи. Человек, переживший инсульт, страдает от своей беспомощности, иногда не находя психологической поддержки у врачей. Психолог, как социальный работник может значительно помочь, оказав психологическую помощь при реабилитации.

Психологи, работающие с больными после инсульта, выявили основные принципы реабилитации таких больных:

§ Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного), что поможет быстрее восстанавливать нарушенные функции, предотвратить развитие вторичных осложнений.

§ Активное участие больного и членов его семей в реабилитационном процессе.

Восстановление психологической и социальной адаптации

Мой опыт психолога позволяет утверждать, что у большинства больных с последствиями инсульта в той или иной мере наблюдается нарушение психологической и социальной адаптации, чему способствуют такие факторы, как выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, потеря социального статуса. Такие больные нуждаются в теплом психологическом климате, созданию которого во многом должны способствовать разъяснительные беседы, проводимые с родными и близкими психологом. Социальная работа психолога, не только поддерживает выздоравливающего человека, но и служит целям обучения и адаптации.

Задачи и содержание психологического сопровождения:

В процессе работе происходит психологическая коррекция следующих нарушений высших психических функций:

§ когнитивных нарушений (снижение памяти, интеллекта, концентрации внимания);

§ эмоционально-волевые расстройства, праксиса (нарушение выполнения сложных двигательных актов при отсутствии парезов, нарушений чувствительности и координации движений);

§ гнозиса, чаще пространственного (дезориентация в пространстве).

В процессе работы с больными проводиться рациональная психотерапия с целью снизить, появившуюся озабоченности по отношению к имеющемуся двигательному дефекту и желания его преодолеть. Преодолению депрессии, сопровождающейся у 40-60% постинсультных больных, наряду с антидепрессантами способствует психологическая коррекция.

Объектом психокоррекционного воздействия психолога являются реактивноличностные наслоения (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление ), особенно выраженные у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций

Задача психолога в социально-психологической реабилитации после инсульта это профилактика повторных инсультов. Для этого психолог собирает сведения об имеющихся у больного факторах риска, и организовать профилактическое лечение с их учетом. Повторные инсульты в подавляющем большинстве развиваются по тому же механизму, что и первые, поэтому необходимо определить возможный генез первого инсульта. Для профилактики повторного внутримозгового кровоизлияния необходимо проведение психологических бесед.

Организация социально-психологической реабилитации

Психологическое консультирование в рамках указанной программы проводится мною с больными 1-2 раз в неделю по 1 -1,5 часа. Количество встреч с психологом и их частота оговариваются в начале программы и в течении.

Психологическая помощь больному после инсульта

Следствия пережитого инсульта у пациента определяются присутствием спазма в руках и ногах. Поведенческие характеристики поддаются большим изменениям. С таким человеком становится трудно общаться, появляется депрессия.

После болезни пациент может целыми днями отказываться от принятия пищи и физических занятий, проявлять активность ко всему происходящему вокруг него. Настроение меняется: от сильного чувства гнева, до совсем неожиданного веселья и радости.

Нарушение поведенческих характеристик

За психику и поведение отвечает правое полушарие, там расположена зона мыслительных функций. Ее поражение возникает при обширном ударе правостороннего инсульта, что определяется при мгновенных патологических процессах в коре головного мозга при ОНМК.

Депрессия у людей после инсульта возникает по причине собственной недееспособности, невозможности жить нормально и полноценно. Кажется, что они никому не нужны, даже мир становится не таким, как его ощущали до инсульта. Следите за тем, чтобы пациент не впадал в депрессию или не возникали суицидальные мысли.

Чаще меняющееся внутреннее состояние связывается с психическими отклонениями, когда больной путается в событиях недавнего времени. Это возможно, если у пациента начальная реабилитация проходила после сильного мозгового кровоизлияния.

У большинства на фоне инсульта появляются проблемы со сном, пострадавшие просыпаются по несколько раз за ночь. Из-за недостаточного сна происходит резкий скачок эмоционального состояния, они в эти минуты становятся более агрессивными, не поддающимися контролю со стороны.

Cоциальная и психологическая адаптация

Особенно остро период после инсульта переживается у тех, кто до момента болезни занимался активными видами деятельности или был на высоком посту. Этот возраст составляет от 25 до 60 лет:

  • Такой человек оказывается в патологическом состоянии, когда даже элементарные действия и навыки становятся сложностью:
  • Они не в силах отвечать на простые вопросы, из-за слабости мимических, артикуляционных мышц, отвечающих за контроль и правильность речи.
  • Не нужно обижаться и кричать на такого человека, если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять не сложные упражнения. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, уделяйте ему больше внимания, давая небольшие поручения по дому.

  • Важно, чтобы человек, на реабилитации после пережитого инсульта, находился в кругу людей. Это достигается, если пациент поступит на лечение в санаторный центр для восстановления инсулярных пациентов.
  • Чаще общаться и подбадривать больного. Наделить его верой в скорое восстановление. Вместе вспоминайте веселые моменты из совместной жизни. При особо сложных обстоятельствах воспользуйтесь помощью психотерапевта.

В пенсионном возрасте, можно заниматься различными видами домашних увлечений: научиться вязать или шить из цветных лоскутков игрушки для собственных внуков. Такие люди должны чаще выходить на улицу, на различные городские мероприятия или выставки.

Роль психологической помощи

Помощь психолога после инсульта в основном заключается в том, чтобы человек научился контролировать свои действия и поведение в обществе. Снизить депрессию и переживания, повысить волевую сторону поведенческих факторов, преодолевать трудности самостоятельно.

Совместно с психологической консультацией идет улучшение процессов восприятия пациента. Лечащий врач назначает препараты с седативными свойствами, что оказывает влияние на улучшение кровотока головного мозга и повышение умственных способностей перенесшего инсульт.

Благодаря такому подходу при лечении инсульта врач, на основании полученных итогов психологической беседы, определяет конкретный алгоритм дальнейшей реабилитации. Выбирает соответствующие препараты и наиболее подходящие советы при уходе за больным в домашних условиях.

Задачи психолога

Заключается в коррекции нестабильности поведения, что проявляется по следующим причинам:

  • Поражение участков головного мозга, ответственных за когнитивную сторону мышления после инсульта. Пациент не в состоянии усвоить новую информацию, не может вспомнить сюжеты из своей жизни до болезни. Больной не определяет конкретное положение, ему становится трудно, воспроизводить простые слова, ход его мыслей становится менее адекватным.
  • Решает вопросы, касающиеся волевого характера, который необходим для пациентов в период реабилитации двигательных нарушений после инсульта.

  • Акалькулия, в момент такого признака инсульта, пациент не определяет, где меньше или больше.
  • Помогает выявить имеющиеся расстройства гнозиса. Когда пациент не узнает знакомые лица. В том числе понятия, формы предметов оказываются затруднительными. Имеет дезориентацию в собственных ощущениях, где находится парализованная рука или нога. Люди в таком состоянии не в силах вспомнить, по каким причинам они оказались в больнице. Из-за речевых нарушений больной человек путается в названии предмета.

Психологическое консультирование в домашних условиях

Работа с психологом на дому проводится согласно ходу лечения пациента в стационаре.

Если в стационаре психологический курс проходит по схеме от 1 до 1.5 часа за занятие, проводимое один или пару раз в течение одной недели, то после выписки больной может общаться с психологом дома, не менее 10 раз за 6 месяцев.

Это позволит понаблюдать за тем, как человек после инсульта ведет себя до и после психологического консультирования.

В начале реабилитации

Пациент не представляет реальную картину происходящего с ним. Поэтому даже после частичного возвращения утраченных функций, больной не всегда осознает случившееся в полной мере. Родным во время ухода за таким человеком нужно не только следить за его гигиеной и выполнением физических упражнений, но и уделять внимание изменениям в его поведении:

  • Пациент плачет или находится в подавленном состоянии.
  • Больной ведет себя не слишком активно, отрицает присутствия недомоганий. Отказывается выполнять физические упражнения, часто нервничает.
  • Такие люди, которые вследствие значительных последствий инсульта слишком сильно начинают переживать по поводу самочувствия, чувствуют ненужность.

Полезными могут быть только позитивные эмоции, ни в коем случае не укор и обида.

Психологические online-тесты

Психологическое восстановление после инсульта

Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Психологические и психические проблемы после инсульта

Процесс реабилитации после пережитого инсульта наравне с соматическими осложнениями затрудняется расстройством когнитивных функций, патологическими эмоциональными реакциями больного на последствия болезни. По этой причине возникает необходимость психологической адаптации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Полноценная психологическая реабилитация пациентов после инсульта состоит из нескольких направлений.

Интраперсональная коррекция

Осложнения после инсульта приводят к деформации психических процессов и патологическим изменениям личности больного.

Постинсультная депрессия

Депрессивные состояния не могут быть однозначно объяснены лишь одним сосудистым поражением головного мозга. На раннем этапе восстановления возникает неприятие человеком своего нового физического и психического облика. У больного формируется острое чувство стыда из-за возникшей беспомощности и вынужденной зависимости от окружающих, возникает страх возможной инвалидности, падает самооценка. Обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других - вспышки раздражительности, злобы.

Осознавая длительность и сложность лечения, пациенты зачастую переоценивают тяжесть своего состояния и теряют веру в свою способность выздороветь. В результате падает мотивация на включение в реабилитационный процесс. Вследствие возникшей депрессии больные не только прекращают прикладывать личные усилия ради выздоровления, но также отвергают помощь врачей и близких.

Психологическая помощь

После инсульта показана психологическая коррекция с использованием методов гуманистической психотерапии. Необходимо добиться от пациента принятия своего положения, взятия ответственности за восстановление своего здоровья, сформировать приверженность к лечению. Принятие самого себя происходит благодаря принятию больного в новом состоянии его микросоциумом: психологом, родственниками, друзьями, медицинским персоналом, участниками реабилитационной группы.

Групповые занятия (арт-терапия, видеотерапия) способствуют не только восстановлению тактильной чувствительности и моторики, но и способствуют эмоциональному подъему и удовлетворению потребности в общении.

Применение методов телесно-ориентированной психотерапии, специальные дыхательные упражнения на релаксацию способствуют снятию мышечного напряжения, восстановлению координации движений и налаживанию контакта со своим телом.

Медикаментозная терапия

К сожалению, депрессия после инсульта развивается также в результате некоторых препаратов (кортикостероидов, транквилизаторов, барбитуратов, сердечных гликозидов), назначаемых в целях телесного восстановления. В случае постоянного угнетенного психического состояния больного требуется коррекция курса медикаментозной терапии, подбор антидепрессантов. Пожилым пациентам назначают Эсциталопрам. При умеренном угнетении психоэмоционального состояния и для профилактики депрессивного расстройства рекомендует прием Тазодона, Пароксетина, Флуоксетина, Малнаципрана.


Сосудистая деменция

Установлено, что инсульт левого полушария или несколько микроинсультов увеличивают в разы риск возникновения деменции. Клинические проявления сосудистой деменции весьма разнообразны и определяются локализацией поражения. Чаще всего заболевание диагностируется у пожилых пациентов и характеризуется снижением памяти и нарастанием слабоумия. Психологическая помощь людям с деменцией - это занятия по арт-терапии, музыкальной терапии, направленные на улучшение памяти, поддержание интеллектуальной активности. Показаны занятия в группе для развития коммуникативного потенциала.

Постинсультный психоз

После инсульта нередко происходит регресс психической деятельности пострадавшего. Многие функции психики временно утрачиваются, возникает неадекватное поведение. Отмечается чрезмерное эмоциональное возбуждение, непосредственность, спонтанность или же, наоборот, лживость, подозрительность, агрессивность, навязчивые идеи. Чаще всего агрессия наблюдается у пожилых пациентов. К подобным изменениям ближайший круг родственников и друзей пациента оказывается не готов. Опасность такого состояния в том, что пациент может причинить вред себе и окружающим.

Психоз, преимущественно в виде галлюцинаций и бреда (чаще отмечается бред ревности, ущерба, отравления, воздействия), остается редким осложнением инсульта. Развивается в результате повреждения определенных участков мозга. Может проявиться сразу после ишемической атаки при образовании патологического очага в левом полушарии или даже спустя год и более, если очаг справа. У людей, с уже имеющимися психическими расстройствами в анамнезе или предрасположенностью к ним, вероятность развития психоза после инсульта в несколько раз повышается.

На ранней стадии сосудистого психоза состояние можно контролировать с помощью лекарств (атипичных нейролептиков, антиконвульсантов). Главное - своевременно обнаружить изменение личности близкого человека и обратиться за помощью к врачу (неврологу, психиатру). Он сможет оценить тяжесть состояния больного и объем требуемой медицинской помощи.

Интерперсональная коррекция

В результате заболевания больной переживает утрату прежних социальных ролей и изменение характера взаимоотношений с окружающими. Поэтому особой целевой аудиторией работы психолога являются также родственники больного, которым нужно помочь выстроить с ним правильные взаимоотношения, помочь понять его состояние, разобраться с собственными переживаниями.

Формирование новых жизненных ценностей и смысла жизни

У многих пациентов осложнения после инсульта провоцируют снижение или полную утрату работоспособности. Возникает необходимость преждевременного завершения трудовой деятельности или ее продолжения в измененных условиях. Невозможность реализации профессиональных навыков, потеря прежнего социального статуса, кризис самоидентичности нередко приводят к фрустрации. Поэтому пациентам необходима помощь в приспособлении к фатальным

Члены семьи перенесшего инсульт человека зачастую переживают состояние серьезного психического напряжения, вызванного как переживаниями за своего близкого человека, так и собственным физическим перенапряжением.

Сказываются недосыпание из-за сильных переживаний и дополнительная нагрузка из-за необходимости разрываться между домом и больницей. Не становится легче и когда больного выписывают из больницы, ведь нужно научиться . Инсульт меняет жизнь не только больного, но и окружения.

Период восстановления после инсульта может затянуться на довольно продолжительный период времени. У человека, ухаживающего за больным, накаливается хроническая усталость, и тогда и больного, и ухаживающего начинает одолевать гнетущее чувство тревоги. Надежда на возвращение к прежнему образу жизни начинает таять.

Очень важно не допустить подобное развитие событий, а для этого ухаживающему нужно, прежде всего, позаботиться о своем состоянии.

Памятка родственникам больного по поддержанию своего психологического благополучия

Вы на пределе? Сделайте передышку

Выражение «Загнанных лошадей пристреливают» еще ни кто не отменял. Дайте себе передышку, не загоняйте себя до состояния, когда начнете валиться с ног. Эффективность любой деятельности значительно повышается, если в процессе делать перерывы и давать себе выходные. Вы сможете испытать облегчение от улучшения состояния больного вместе с ним, только если будете отдавать столько времени и сил, чтобы не чувствовать себя жертвой и не жалеть о затраченных усилиях. Вы чувствуете себя виноватыми, позволяя себе отдохнуть? Поймите простую вещь – больного тяготит ваше самоотверженное принесение себя в жертву.

Распределите обязанности

Определите, в чем будет состоять Ваша помощь больному, а какие обязанности можно перепоручить другим членам семьи. Не взваливайте все на собственные плечи! Помните, что Ваша жизнь также важна, как жизнь того, за кем Вы ухаживаете. Не стесняйтесь просить окружающих о помощи и не отвергайте поддержку, которую они сами готовы оказать. Подыщите человека, который сможет временно заменить Вас, когда Вы отправляетесь в магазин или аптеку, когда отдыхаете. Этим человеком могут стать не только члены семьи, но и соседка или подруга. Возможно, кто-то из знакомых поможет с лекарствами или средствами по уходу за больным.

Поддерживайте связь со своим окружением

Не отгораживайтесь от мира, делитесь переживаниями с окружающими Вас людьми. Проконсультируйтесь у врачей, поговорите с друзьями о своих трудностях. Может оказаться, что у кого-то из вашего окружения есть опыт по уходу, и он сможет помочь Вам советом.

Учитесь заглушать негативные мысли

Подыщите занятия, которые отвлекут Вас от негативных мыслей и поднимут настроение. Процесс восстановления больного может продолжаться несколько месяцев и очень важно все это время сохранять позитивный настрой. Радуйтесь мелочам: хороший вкусный чай или кофе, любимая музыка, хорошие интересные книги. А может, у Вас есть хобби, которое вы забросили из-за возникших сложностей? Покупайте себе приятные мелочи, ходите в гости – это поможет отвлечься и порадовать себя.

Подберите способы снимать напряжение

Снять напряжение можно разными способами. Это могут быть пешие прогулки, принятие расслабляющей ванны, занятия спортом, йогой, массаж, успокаивающие травяные настои. Многие люди успокаиваются, занимаясь вязанием или вышиванием.

Хороший способ избавиться от напряжения — изложение своих переживаний на бумаге или рисунок, изображающий Ваши страхи, усталость или обиду. Воспользуйтесь методиками самовнушения и аутотренинга. Здесь можно посоветовать книгу известного психолога Владимира Леви «Искусство быть собой». Занятия занимают совсем не много времени, но эффект Вы почувствуете обязательно.

Укрепляйте здоровье витаминами

Дополнительная нагрузка и стресс подтачивают силы Вашего организма. Витаминные комплексы помогут справиться со стоящими перед Вами задачами. В аптеках представлен широкий ассортимент витаминных препаратов – подберите что-то для себя.

Обратитесь к психологу

Нам часто становится легче, если есть возможность выговориться. Психолог – не один из Ваших знакомых, перед которыми надо «держать лицо», и неслучайный знакомый, который вряд ли сможет дать дельный совет. Психолог же сможет дать Вам совет, который поможет справиться с ситуацией с учетом именно Вашей ситуации и Ваших психологических особенностей. Можно и посещать «группы поддержки», созданные для людей с проблемами, аналогичными Вашей. Но помните, что во всем должна быть мера – не увлекайтесь, иначе рискуете привыкнуть все время жаловаться на жизнь окружающим Вас людям.

Воспользуйтесь услугами сиделки.

Подберите в помощь . Профессионально подготовленные люди облегчат жизнь Вам и подопечному. Ведь сиделка занимается не только уходом за больным, но и общается, вселяя надежду и оптимизм на скорейшее восстановление. А как Вы понимаете, внутреннее спокойствие и вера в хороший исход, это основная база в любом лечении.

К примеру, скажу, что сиделки агентства «Семейный круг НН» проходят в первую очередь проверку психолога и отбираются для работы по очень строгим критериям. Тут работают люди с большим опытом, обладающие доброжелательностью, терпением, с умением найти подход к подопечному. Важно, что подбор сиделки осуществляется для каждого конкретного больного. И происходит это с учетом того, что сиделка уже не раз успешно справлялась с подобным случаем. Хорошее расположение сиделки к больному повышает качество жизни подопечного и позволяет родным оставаться спокойными за его благополучие.

Оптимизм и вера в победу

Все перечисленные здесь методы приведут к успеху только в том случае, если Вы будете сознательно настраивать себя на победу. Усталость и тревога могут привести к появлению ощущения безнадежности, к раздражению и даже неприязни по отношению к больному. Это вполне естественно, поэтому не осложняйте положение осуждением самих себя за такие чувства. Просто не позволяйте себе долго находиться в этом состоянии. Немного усилий, переключение внимания на что-то приятное, прогулка – и вы сможете вернуть себе доброжелательность и оптимизм. Верьте в победу!

На мой взгляд эти советы пригодяться для родственников при любом длительном и тяжелом заболевании близкого человека.

Статью увидела здесь:

Родственникам больного, перенесшего инсульт, тоже нужна психологическая помощь.

Инсульт резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев.

Они переживают случившееся не меньше, а часто даже больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, работой и посещениями больницы.

Затем, после выписки, начинается освоение нелёгкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость — и эмоциональная, и физическая, и так называемая “усталость от ответственности”.

Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее чувство тревоги.

А порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Основные правила и приёмы, которые помогут Вам бороться со стрессом и усталостью

1. Если Вы почти на пределе, остановитесь и отдохните.

Этим простым правилом многие, как ни странно, пренебрегают, не давая себе передышки до тех пор, пока усталость буквально не сваливает с ног. Между тем перерывы, перекуры, переменки и выходные значительно повышают эффективность любой деятельности.

2.Обращайтесь за помощью к другим людям.

В том, чтобы попросить помощи в тяжёлой ситуации, нет ничего позорного. Помощь бывает самой разной — соседка или подруга может посидеть с больным, пока Вы отдыхаете, сходить в магазин или аптеку. Кто-то из знакомых или благотворительная организация, возможно, поможет с медикаментами или средствами по уходу за больным.

3. Наконец, Вам тоже может быть нужна консультация психолога.

Попытайтесь найти или организовать “группу поддержки” для людей с похожими проблемами. Иногда бывает очень хорошо просто выговориться. Однако в этом нужно знать меру и не привыкать беспрестанно жаловаться на жизнь всем вокруг.

4. Находите способы отвлечься от тягостных мыслей и повысить себе настроение.

Когда травмирующая ситуация продолжается месяцами, особенно важно умение радоваться мелочам жизни. Учитесь “выключать” поток негативных размышлений. Осознавайте то хорошее, что всегда есть вокруг Вас, — вкус пищи, вид из окна, звуки любимой музыки и радость от того, что очередной трудный день, наконец, завершён... Дарите себе маленькие подарки, выбирайтесь в гости, — это поможет Вам продержаться.

5. Используйте традиционные способы снятия напряжения.

Среди них — пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, точечный массаж, ароматерапия, приём успокаивающих травяных сборов и прослушивание музыки. Многих успокаивает вязание или перебирание чёток. А ещё полезно бывает описать на бумаге или нарисовать свой страх, обиду или усталость (при этом не важно, профессионально Вы это делаете или нет).

6. Применяйте методики самовнушения и аутотренинга.

Сейчас выходит в свет множество изданий, посвящённых таким методикам. Например, уже много лет неизменной популярностью пользуется книга известного психолога Владимира Леви, посвящённая аутотренингу “Искусство быть собой”. Занятия могут отнимать всего несколько минут в день (перед сном и сразу после пробуждения), но эффект Вы почувствуете обязательно.

7. Подберите для себя комплекс витаминов, адаптогенов, общеукрепляющих и иммуностимулирующих пищевых добавок.

К Вашему организму и, в частности, к нервной системе жизнь сейчас предъявляет повышенные требования. Поэтому Вам необходима дополнительная поддержка. В любой аптеке Вы найдёте достаточный ассортимент витаминных и общеукрепляющих средств. Выберите из них наиболее подходящие для себя.

8. Не теряйте оптимизма.

Все методы, перечисленные выше, помогут Вам только в том случае, если Вы сознательно будете настраивать себя на победу.

Конечно, периодически чувства безнадёжности, раздражения и даже неприязни к больному могут охватывать и самого терпеливого человека, и не стоит осуждать себя за них.

Важно только не оставаться в этих состояниях надолго, а упрямо возвращать себя к доброжелательности, терпению, выдержке и оптимизму.


Top