Программа развивающих занятий "мир психологии". Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с обучающимся

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положительные качества характера, познакомимся с добрыми лицами и почитаем сказку. Если справитесь со всеми заданиями, то в конце ждет сюрприз (это может быть книга, игра).

Ребята могут прочитать вслух сказку сами, либо это делает педагог. Затем дети должны рассказать свое продолжение. В зависимости от того, какой конец у сказки, педагог делает вывод о том, насколько ученики усвоили положительные качества характера, правомерного поведения. Если конец сказки получился позитивный, то учащихся нужно похвалить, если же нет, то нужно сказать, что во всех сказках должен быть счастливый конец и им нужно еще разок подумать. С дальнейшим сценарием действий педагога можно ознакомиться в сценарии занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста.

«Путешествие в мой внутренний мир»

(с элементами арт- и сказкотерапии)

Цель: сформировать положительное взаимодействие агрессивного ребенка с другими людьми.

Задачи:

1. Дать понять ребенку, что такое дружба, щедрость, доброта, какое значение они имеют в жизни любого человека.

2. Научить ребенка правильно выражать свои эмоции и настроение.

3. Развитие рефлексии собственного поведения ребенком посредством сказки.

Оборудование: распечатанные задания, карандаши, фломастеры, зеркало, сам сюрприз, если он материального характера.

Ход занятия:

1. Приветствие и знакомство.

Сегодня мы вместе с тобой отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положительные качества характера, познакомимся с добрыми лицами и почитаем сказку. Если справишься со всеми заданиями, то тебя в конце ждет сюрприз (это может быть книга, игра, свободное времяпровождение).

2. Упражнение «Найди противоположное качество».

Перед ребенком выкладывают в хаотичном порядке карточки с различными качествами, нужно, чтобы ребенок охарактеризовал каждое качество в отдельности, если он затрудняется с ответом, ему нужно помочь. Потом ребенку предлагается каждому отрицательному качеству найти положительное, либо наоборот. Ребенок может привести примеры из собственной жизни, когда он проявлял, то или иное качество. (Пример карточек приведен в Приложении).

3. Упражнение «Нарисуй доброе лицо».

Перед ребенком кладется лист, на котором изображено три лица с недостающими чертами. Требуется, чтобы ребенок нарисовал добрые лица, в первом случае – улыбку, во втором случае – добрые глаза и в третьем случае – свое доброе лицо. Если ребенок рисует что-то другое, то нужно уточнить: почему именно он такими видит добрые лица. Потом попросите ребенка посмотреть на себя в зеркале и улыбнуться и сказать, что это надо было нарисовать на первом рисунке. Посмотреть на свои глаза, когда они улыбаются, что такие надо было нарисовать на втором рисунке. И, наконец, запечатлеть свой портрет на последнем. Если ребенок хочет все исправить, дайте ему такую возможность предложив чистый бланк. (Пример бланка в Приложении).

4. Упражнение «Продолжи сказку» (см. Приложение)

Ребенок может прочитать вслух сказку сам, либо это делает педагог. Затем ребенок должен рассказать свое продолжение. В зависимости от того, какой конец у сказки, педагог делает вывод о том, насколько ребенок усвоил положительные качества характера, правомерного поведения. Если конец сказки получился позитивный, то ребенка нужно похвалить, если же нет, то нужно сказать, что во всех сказках должен быть счастливый конец и нужно ребенку еще разок подумать. Если ребенок упрямится, то нужно сказать, то он не получить сюрприз.

5. Заключение. Прощание.

Ребенку стоит предоставить заслуженный сюрприз. Попрощаться с ним на положительной ноте, сказать о возможности будущих встреч.

Занятия могут проводиться воспитателем, учителем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для детей 3-4 лет это 15 мин, для младших школьников – урок, т. е. 45 мин. Методические средства, используемые в программе: ролевые игры, психогимнастические игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические занятия с детьми

Занятия могут проводиться воспитателем, учителем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для детей 3-4 лет это 15 мин, для младших школьников – урок, т. е. 45 мин.

Большое значение имеет то, как рассадить детей. Дошкольников наиболее удобно рассадить «парашютиком», т. е. дети садятся полукругом-куполом, а ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность ведущему держать в поле своего внимания всю группу, а детям – хорошо видеть ведущего. Дети 3-4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Более старших дошкольников можно рассаживать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разложенной полукругом веревочки. Занятия со школьниками лучше проводить, если дети останутся сидеть за партами. Естественно, для тех или иных заданий они будут вставать с мест, но потом возвращаться. И такая посадка детей более разумна не только потому, что детям на занятиях приходится часто рисовать. Любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом, переменой, поэтому при посадке детей в круг достаточно остро может встать вопрос дисциплины.

Перейдем к описанию методических средств, используемых в программе, классифицируя их по теоретическим основаниям, формам осуществления, решаемым задачам.

Ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Ролевые методы можно разделить на три подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы), п с и х о -драму, ролевые ситуации.

Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить, как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т. п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить, как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).

Для старших дошкольников и младших школьников чаще используются ролевые образы, в основе которых принятие учащимися ролей животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.

В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом используется либо смена ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения. Кроме того, драматизироваться или «оживляться» могут мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т. е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок.

В ролевых ситуациях учащийся сталкивается с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности, и ставится перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Руки – звери

Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно

Превратились: лев – зайчик

Ведущий предлагает ребятам превращаться в животных поочередно: больших, сильных и маленьких, слабых (волк – мышонок, слон – котенок, тигр – ежонок).

Большие – маленькие

Дети превращаются поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху – слоненка, кота – котенка, лошадь – жеребенка).

Смелый – трусливый

Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).

Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако для формирования психологического здоровья изменения, предусматриваемые социально-психологическим тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения – формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируется:

а) принятие своего имени;

б) принятие своих качеств характера;

в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

г) принятие своих прав и обязанностей.

Приведем примеры упражнений из этой группы.

Ласковое имя

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик Когда все

дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того произнести его ласковое имя».

Я горжусь

Детям закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я...». После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Путешествие в будущее

Ведущий говорит детям следующее: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: «В будущем я смогу полететь на Марс». А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: «В будущем ты сможешь...». И тогда ваше желание непременно сбудется».

Мы – родители

Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так лее, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий «родитель» отрицает совет предыдущего и дает свой совет. Это может быть, например, так:

Будь всегда честной.

Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать. Приведем примеры упражнений.

С кем я подружился

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки. Соответственно 4-6 участников засовывают руки в коробку (ее придерживает ведущий), закрывают глаза. Затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились, подружились.

Цветок дружбы

Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы | превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала \ он «сажает семечко» – ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку – он «семечко». Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой – поливает. «Семечко начинает расти» – ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок. Мы хотим дружить с тобой».

Мысленная картинка на тему «Настоящий друг»

Ведущий предлагает детям нарисовать такую мысленную картинку, в которой бы присутствовал какой-то хороший друг ребят, а затем рассказать о ней группе. Делается вывод, что хорошим другом может быть брат, сестра или сверстник, а может быть собака, кошка, цветок или даже капельки росы (в зависимости от рассказов детей).

«Маша настоящий друг, потому что...»

В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение «Имя... настоящий друг, потому что...». Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг пригласят все дети.

Настоящий друг в нашей группе (классе)

Каждый ребенок загадывает какого-либо ребенка в группе (классе), которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальным нужно догадаться, кто из ребят был задуман.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Для дошкольников особенно важное значение имеют игры, способствующие формированию у них произвольности. Однако важно, чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому еще дошкольникам вводятся такие понятия, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Сказка о силе воли

Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями. Один брат сказал: «Герой должен быть сильным и смелым». И он стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал в бурной реке. А другой брат сказал, что должен быть упорным и настойчивым, и он стал тренировать силу воли. Ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца. Ему хотелось съесть на завтрак пирожок, но он оставлял его на ужин. Он научился говорить «нет» своим желаниям.

Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой – самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью Дракона», – сказал первый брат. Сначала нужно узнать, в чем его слабость», – сказал другой брат. «Мне не нужно знать, в чем его слабость, – сказал силач, – главное, что я сильный». И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона. «Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!» – закричал силач. Ворота замка распахнулись, и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начала медленно отступать от Дракона. А Дракон стал расти, расти, вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.

Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.

Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство «хочукалок». У человека, попавшего в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в «хочукалку» и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою силу воли, сказал им «нет» и миновал первое опасное королевство.

Далее попал брат в королевство «тыкалок». Его жители все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому там никто не мог ничего делать: ни работать, ни учиться, ни отдыхать. Нашему герою тоже захотелось подергать других за руки, поприставать к прохожим, но он снова использовал свою силу воли, в «тыкалку» не превратился и пошел дальше в самое опасное третье королевство. Называлось оно королевство «якалок». В нем жили люди, которые постоянно выкрикивали «Я! Я! Вызовите меня! Спросите меня», и никого не хотели слушать эти люди, кроме самих себя. Трудно пришлось нашему герою в этом королевстве. Понадобилась ему вся сила его воли, которую он тренировал много лет. Да и то приходилось ему свой рот рукой закрывать, чтобы «Я, Я, Я» из него не выскочили. Но сумел он все-таки благополучно миновать и это королевство и добраться до мудрой Черепахи.

Здравствуй, Черепаха, – сказал он, – Научи меня, как победить Черного Дракона.

Победить Дракона может только человек с очень сильной волей. Но ты прошел три опасных королевства, значит воля твоя очень сильна. А чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.

И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел к воротам замка, где жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища. Но он собрал всю свою силу воли и

поборол страх. Он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше. Пока совсем не исчез. Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее Дракон.

Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, и среди них был и его брат. С тех пор они жили счастливо.

Так сильная воля помогла герою победить зло.

Тыкалки

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. При повторном выполнении водящим становится один из детей.

Хочукалки

Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-либо известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Якалки

Ведущий предлагает ребятам отгадать несколько простых загадок. После каждой загадки он спрашивает: «Кто догадался?». Детям необходимо не выкрикнуть ответ с места, а немного потерпеть и по сигналу ведущего прошептать его хором.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на три группы: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (что произойдет, если учительница припрыгает в класс на одной ножке), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми по-разному, «как можно интереснее», того или иного живого существа или неживого предмета, т. е. несколько пересекаются с ролевыми методами.

Достаточно часто могут использоваться «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (дружба или что-то очень страшное) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик или кусочек мрамора и т.п.). Как мы уже говорили, мысленная картинка может «оживляться». Автор картинки выбирает детей на роли героев и

предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. На «Раз, два, три, картинка, оживи» герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.

Задания с использованием терапевтических метафор. Главная особенность саморазвития – это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и доступ к ресурсам. Наиболее эффективно на данном этапе использовать терапевтические метафоры, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:

метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожесть на других, наличие страхов и т.п.);

метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;

поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

торжество и праздник – приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и трудной ситуации, наличествующим у детей. Мы же полагаем, что, помимо снятия симптомов и разрешения трудных ситуаций, систематическое предъявление детям метафор помогает усвоить им основную идею метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у ребенка формируется «механизм самопомощи»: «Ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь, и ты наверняка победишь трудности». Приведем пример терапевтической метафоры для третьеклассников.

Сказка «Лети вверх, Соня»

Эта история произошла в те давние времена, когда люди умели летать. Ну и уж, конечно, умели летать не так, как курицы или наши городские голуби, еле отрываясь от земли. Люди летали, как чайки – стремительно и самозабвенно. Но как же они учились этому? Вот об этом я сейчас расскажу.

Соня тоже не знала, что ей делать, чтобы лететь, хотя часто она видела во сне себя парящей над озерами, реками, лесами и полянами. И вот пришло время, и ее привели к учителю. Это был очень старый учитель, почему-то похожий на мальчика, излучавший удивительную теплоту и покой. «Хочешь ли ты летать, Соня? – спросил он. – Хорошенько подумай, прежде чем дать ответ. На земле есть у тебя все: игры, сладости, красивые вещи. На земле тебе некуда падать. А летать может быть опасно. И тем опаснее, чем быстрее и выше ты полетишь. И еще ты должна захотеть очень, очень сильно, чтобы твое «хочу» превратилось в жесткий луч, пробивающий все преграды». «Очень хочу», – сказала Соня.

Учитель внимательно посмотрел в ее глаза и согласился. «Да, теперь ты очень хочешь, пойдем со мной». Он взял ее руку в свою, мягкую и теплую, и повел по винтовой лестнице куда-то вверх. И когда у Сони уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадочку на вершине башни. С нее был виден город, маленькие люди, спешащие в автобусы, далекое озеро и горы.

Лети, Соня, – сказал учитель, – ты захотела лететь, теперь поверь, что можешь это сделать.

Боюсь, – прошептала Соня.

Боишься – значит не веришь.

И Соня вдруг поняла, что она действительно верит, потому что... потому что не может быть по-другому, потому что она должна лететь. Она спрыгнула с площадки и, падая, услышала сильный голос:

– А теперь старайся, Соня. Очень старайся. Сильно старайся, Соня.

И Соня замахала всем, чем могла. Падение приостановилось. А потом махать уже стало не нужным. Что-то щелкнуло внутри, и Соня ощутила в себе неведомую ранее силу. Соня полетела. Над городом и автобусами. Над озером. К горам. С тех пор она летала часто и много. Иногда падала. Но вспоминала тогда слова Учителя: хотеть, верить, стараться, стараться. И поднималась снова к свету, к радости, к полету.

Задания на формирование у детей «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение пониманию дуальности чувств; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Необходимость данных умений можно понять, обратившись к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылки психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Поэтому так важно сформировать «эмоциональную грамотность» у детей до подросткового возраста – кризисного этапа в развитии.

Теоретической базой, на которой основываются эти задания, – теория фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. К. Е. Изардом выделяется десять фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Знакомство детей с доступными по возрасту фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого шага работы внутри данного блока. Здесь используются следующие технологии: «Незаконченные предложения», «Рисунок чувств». Детям предлагается представить себя иллюстраторами детских книг

и выполнить рисунок на тему «Радость» («Гнев», «Страх» и т. д.) Приведем примеры упражнений из этой группы.

Закончи предложение

Дети вспоминают самое счастливое чувство – радость. Далее они заканчивают предложение:

«Для ребенка радость – это...»;

«Для ученика радость – это...»;

«Для мамы радость – это...».

Зоопарк

Детям раздаются карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя). Предлагается по очереди показать радостных животных. Затем подумать, как им удалось изобразить радость, и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства. Вводится понятие о мимике как средстве выражения чувств.

Рисунок радости

Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

Художники

Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.

Попугай

Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

Покажи дневник маме

Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».

Дискуссионные игры. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Однако введение метода дискуссии в нашей программе имеет свою специфику, поскольку младшие школьники, как правило, не обладают умениями вести дискуссии: для них более привычным является принятие мнения взрослого, а не выработка своего собственного.

Поэтому потребовалось сконструировать особые игровые формы ведения дискуссии, например «Выбор пути».

Выбор пути

Ведущий напоминает ребятам сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трех дорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. И оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к успеху. Ведущий предлагает ребятам подумать: «А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог и от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Далее ведущий предлагает для примера рассмотреть школу в качестве точки выбора дороги. Рисуется на доске одна дорога, ведущая детей в школу, а дальше несколько расходящихся. Ребята вместе с педагогом дают им названия: «к пятеркам любой ценой, чтобы похвалили», «к знаниям через старание», «к тройкам через лень». Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху.

Как видно из данного примера, введение игровой формы может заметно повысить эффективность дискуссии у детей. Понятно, что дискуссионные методы используются в основном с младшими школьниками.

Эмоционально-символические методы. Они основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личностной интеграции. Нами использовались две основных модификации эмоционально-символических методов, предложенные Д. Алланом.

А. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения.

Б. Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы. В нашей программе использовалось рисование при прослушивании терапевтических метафор. Детям предлагалось рисовать любой рисунок, который навевается метафорой. Направленное рисование так же может использоваться на начальном этапе работы перед серийным рисованием, ибо облегчает процесс самораскрытия детей и процесс принятия решений.

Релаксационные методы. Основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.

Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.

В основе визуально-кинестетических техник лежит использование визуально-кинестетических образов. Приведем примеры упражнений 3 групп.

«Зайчик испугался – зайчик рассмеялся». Учащимся предлагается поочередно принимать позы зайчика, который испугался, а затем рассмеялся (чередование напряжения - расслабления).

«Воздушный шарик». Дети коллективно «надувают» один очень большой воздушный шарик до тех пор, пока он не лопается.

«Вижми лимон». Ведущий просит ребят представить, что в левой руке у них находится лимон, постараться выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон и то же самое проделать другой рукой.

Когнитивные методы. Они основываются на утверждении о каузальной функции когнитивных факторов при возникновении эмоциональных расстройств. Поэтому необходим пересмотр мышления, освобождение его от иррациональных убеждений, т. е. «умственного мусора», который вызывает эмоциональную боль. Большинство авторов, пишущих о когнитивной терапии, полагают, что наиболее важным является освобождение человека от абсолютистского мышления, содержащего убеждение о том, что люди и весь мир должны принадлежать индивиду или же, наоборот, сам индивид должен полностью принадлежать окружающим.

В качестве примера разработанного нами упражнения для освобождения от абсолютного мышления приведем следующее.

Педсовет

Представим себе педсовет учеников. И теперь ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем так же, как и в предыдущем упражнении, по схеме «должен – не должен». Это может быть, например, так.

Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.

Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель должен быть веселым.

Кроме того, достаточно эффективным оказалось наполнение «мусорного ведра», в которое учащиеся складывают такие фразы: «А можно так? А как надо? Я не смогу никогда. Меня никогда не спрашивают первым».

Когнитивные методы, так же как и дискуссионные, используются только для младших школьников.

Описав методические средства программы, приведем далее примерные варианты занятий для детей разных возрастов.

Занятие на тему: радость, страх, злость (дети 3-4 лет)

«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут это сделать, то он помогает им), а затем изобразить его (при этом сам ведущий тоже изображает это же чувство).

«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, т. е. опустить руки на стол плавно в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

Занятие на тему: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи» (дети 4-5 лет)

«Мысленная картинка на тему: мальчик (девочка) обиделся (обиделась).

«Простучи обиду на барабане». Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то обиделись. Затем «простучать» обиду на барабане, чтобы остальные догадались, на кого она направлена.

«Сказка о лисенке, который обиделся». Дети слушают и обсуждают сказку о лисенке. Приходят к выводу, что следует рассказать о своей обиде, она тогда обычно проходит. Затем разучивают секрет «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

Сказка о лисенке, который обиделся

В большом лесу, где живет много зверюшек, жила-была семья лисичек с сыном лисенком. Лисенок любил играть со своими друзьями на поляне, которая была в самой середине леса. Это была самая красивая поляна. На ней росло много цветов: ромашек, колокольчиков, маков. А между ними была мягкая зеленая травка.

И вот в один теплый летний день лисенок собрался пойти погулять. Он уже почти выходил из дома, но в этот момент его позвала мама. Она попросила лисенка не уходить из дома и помочь ей.

«Ну как же так? – подумал лисенок. – Именно в этот день нужно остаться дома, когда мои друзья собрались строить шалаш на поляне. Теперь они будут строить без меня. Но как уйти без разрешения мамы? Если сказать ей про шалаш, она может рассердиться». Поэтому он отправился в свою комнату и заплакал. А когда позже он стал помогать маме, у него ничего не получалось и все падало из рук. Он опять пошел в свою комнату. Но там ему стало еще хуже. Он не стал играть в свои игрушки, просто сидел и обижался. Поэтому, когда мама пришла к нему и стала расспрашивать, что с ним случилось, лисенок не стал с ней разговаривать.

И так он сидел почти до самого вечера. «А ребята, наверное, уже играют в шалаше», – вдруг подумал он и, совсем расстроившись, с криком побежал к маме: «Это все из-за тебя я один тут сижу!». Но мама не рассердилась на него за крик, наоборот, она приласкала его и сказала: «Ну что же ты не рассказал мне о шалаше сразу. Беги скорей, может быть ты еще успеешь».

Лисенок действительно успел поиграть в шалаше и пришел домой совершенно счастливым. Но главное – он теперь знал, как ему справляться со своими обидами.

«Чтоб не обижаться, надо расслабляться». Ведущий говорит детям о том, что иногда от обиды хочется плакать. А чтобы не плакать, нужно научиться расслабляться. Детям демонстрируется мягкая игрушка, они ее трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем стараются стать такими же мягкими сами. Далее ведущий нескольким ребятам по очереди говорит «обидные слова», а остальные проверяют сохранение ими расслабленного состояния.

Занятие «Баба Яга» (дети 6-7 лет)

«Мысленная картинка» на тему: «Что-то очень страшное».

«Конкурс на самую страшную Бабу Ягу». Ведущий говорит о том, что один из самых страшных персонажей сказок – это Баба Яга, предлагает по очереди в нее превращаться. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий при этом проговаривает: «Была Саша – стала Баба Яга». Затем ребенок возвращается в группу и пугает остальных. Определяется, кому удалось показать самую страшную Бабу Ягу. Дети вспоминают секреты, выученные в прошлом году: «Чтобы не бояться, надо расслабляться. Чтобы не бояться, надо рассмеяться».

«У Бабы Яги заболели зубы». Ведущий сажает на стульчик перед группой самую выразительную Бабу Ягу. Предлагает показать, как у нее заболели зубы, как ей больно и страшно идти в поликлинику, а ребятам по очереди пожалеть ее.

«У Бабы Яги нет друзей». Ведущий рассказывает детям, что они так хорошо пожалели Бабу Ягу, что зубы перестали у нее болеть, а сама она сильно подобрела («чтобы злой подобрел, я его пожалел»). Но она все равно Продолжает грустить, потому что у нее нет друзей. Далее ребята по очереди подходят к ней и жмут руку со словами: «Бабушка Яга, я хочу с тобой подружиться». Ведущему нужно следить за наличием при этом контакта глаз. Хорошо, если эту роль после ребят примет ведущий, воспитательница.

Итак, мы рассмотрели примеры занятий для детей разных возрастов, тематическое планирование помещено в приложении.

Однако при работе с младшими школьниками, помимо групповых занятий, в качестве психопрофилактических необходимо применять так называемые рефлексивные технологии, которые используются не в отдельно выделенном занятии, а на уроке.


Для обеспечения нормального развития ребенка в соответствии с нормой для каждого конкретного возраста важно следить не только за интеллектуальной, но и за эмоциональной сферой детей. Важно не только решить проблему, если она уже возникла, но и заранее предупредить появление возможных сложностей. призвана обеспечить полноценное развитие психоэмоциональной системы детей. Занятие по программе коррекционно-развивающих занятий психолога в ДОУ поможет избежать многих сложностей в поведении ребенка.

Цели программы:

  • обеспечение полноценного развития ребенка;
  • предупреждение возникновения проблем с развитием у детей;
  • помощь детям в решении сложностей в социализации, учебе, овладении навыками решения повседневных задач;
  • повышение уровня интеллектуального развития ребенка;
  • помощь в формировании отдельных функций психики;
  • помощь детям в овладении знаниями об окружающем мире, умении самостоятельно искать необходимую информацию;
  • корректирование имеющихся проблем в эмоциональном развитии ребенка и его социальном взаимодействии.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Проблемный ребенок в детском саду: три эффективных решения
2. Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась. Советы педагога-психолога

Особенности программы

Данная программа имеет несколько этапов, помогающих достичь поставленной цели в зависимости от имеющихся проблем.

  1. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Психолог изучает степень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, его особенности личности. Специалист исследует динамику развития детей и отмечает полученные результаты.
  2. Коррекция сложностей. В этот блок входит:
  • помощь ребенку в развитии внимания;
  • развитие у воспитанников аналитико-синтетической сферы;
  • помощь в развитии памяти;
  • помощь в развитии воображения и пространственного восприятия;
  • содействие ребенку в развитии личностно-мотивационной сферы.
  1. Полученные результаты:
  • повышение уровня внимания и концентрации;
  • развитие умения контролировать и организовывать себя;
  • увеличение объемов памяти, улучшение умения запоминать информацию;
  • улучшение умений размышлять, анализировать полученную информацию, обобщать понятия.

Основные принципы деятельности психолога

В процессе ведения коррекционной деятельности стоит следовать определенным принципам. предполагает выполнение следующих предписаний.

  1. Применение индивидуального подхода к каждому ребенку в детском саду.
  2. Принцип наглядности. Он необходим из-за важности обобщения воспитанниками получаемого материала, потребности в его активном восприятии. Также принцип необходим для развития уровня любознательности у воспитанника.
  3. Поддерживание единения обучения, воспитания и корректировки психологической и эмоциональной сферы каждого воспитанника детского сада.
  4. Последовательность. Все знания и умения, приобретаемые детьми, должны подаваться в виде последовательной системы с поэтапным освоением.
  5. Содействие ребенку в развитии самостоятельности, активности и сознательности у детей во время коррекционных занятий.
  6. Доступность. Весь материал, который подается детям для освоения, обязан адаптироваться под уровень интеллектуального и эмоционального развития детей в каждой возрастной категории.
  7. Нравственность. Важный принцип, предполагающий этическое и морально воспитание детей.

Особенности диагностики уровня развития ребенка

Программа коррекционно-развивающих занятий должна содержать не только индивидуальный подход к каждому ребенку, но и представлять собой определенную систему. Дети, воспитывающиеся в одной группе, имеют разные степени развития эмоционально-волевой, психологической и интеллектуальной сфер. Именно поэтому стоит учитывать особенности развития детей при ведении коррекционных занятии. Диагностика проводится с учетом нескольких рекомендаций.

Скачать полную таблицу о принципах и особенностях развития детей
Скачать в.docx

Принципы

Важность каждого принципа

Фиксация на постоянных изменениях в психике каждого воспитанника.

Обусловлена нахождением на разном уровне развития каждого ребенка, различий в знаниях об окружающем мире, особенностях интеллектуального развития.

Комплексный подход.

Важно исследовать не только конкретные сложности ребенка на начальном этапе. Необходимо исследования степени развития памяти, восприятия мира, ощущений, мелкой и крупной моторики, уровни развития речи. Немаловажными будут и коммуникативные способности ребенка, его эмоционально-волевая сфера.

Получение первичных данных не от ребенка, а от воспитателей и его родителей.

Дети имеют разные особенности психоэмоциональной сферы. Ребенок может разволноваться перед общением с психологом, и результаты диагностики будут неправильными и не отражающими действительность.

Коррекционные занятия с психологом в детском саду должны предполагать комплексный подход к исследованию всех сфер развития ребенка.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Компетенции воспитателя . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Тонкости структуры занятий

Программа коррекционно-развивающих занятий психолога в ДОУ обязана предусмотреть сочетание различных разновидностей форм проведения работы. Важно грамотно чередовать дидактические игры, обсуждение способов решения сложных ситуаций, выполнение музыкально-ритмических упражнений. Хорошие результаты дает создание графических изображений и проигрывание проблемных ситуаций по ролям.

На занятиях важно придерживаться нескольких правил.

  • следить за степенью утомляемости воспитанников с помощью планирования и чередования разных типов заданий;
  • при индивидуальной работе важно подобрать оптимальный темп взаимодействия с конкретным ребенком;
  • важно организовывать перерывы с применением специальных упражнений для релаксации;
  • применение материалов для развития ребенка, которые полностью соответствуют его возрасту и уровню развития.

Грамотное построение программы коррекционно-развивающих занятий психолога в ДОУ помогает достичь нужного результата и повысить адаптацию воспитанников к окружающему миру, развить нужные навыки и умения.

Татьяна Колпакова
Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста

Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 5-6 лет )

Приготовила : педагог -психолог д/с № 6 Колпакова Т. В.

Тема «Сказка на песке»

Цели :

Снятие психоэмоционального напряжения у ребенка .

- Развитие мелкой моторики рук .

- Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

Задачи :

1. Улучшение психологического самочувствия ребенка .

2. Формировать у ребенка представления об окружающем мире.

3. Разыграть сказку, используя песок и мелкие игрушки.

4. Способствовать развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, воображения.

5. Формирование навыка экспериментирования с песком.

Оборудование :

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, маленькие игрушки насекомых, две мышки.

1. Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения, напряжения с мышц пальцев рук.

Психолог :

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек : хочешь – рой, а хочешь – строй.

Давай мы с тобой погрузим пальчики в песок, и будем сжимать разжимать кулачки. Создадим с тобой «волны»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель : развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование : Песочница.

Ход игры:

Психолог говорит и одновременно показывает движения ребенку , ребенок повторяет слова и движения за психологом.

«Идёт медведь» - кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Мишка косолапый.

По лесу идет, Топ-топ-топ…

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

4. Сказка «Мышонок, который всего боялся»

Психолог : Рассказывает сказку, ребенок должен используя имеющиеся игрушки, выполнять действия по сценарию сказки.

Жил был в норке (предварительно с ребенком необходимо построить норку) маленький мышонок, он боялся всего на свете, боялся дождика, капли которого часто проникали в его норку (ребенок делает дождь из песка, он боялся ветра, солнца, насекомых, которые часто пытались залезть в норку к мышонку. Он так и сидел, пока однажды не услышал, как кто-то недалеко от норки кричит. Это был другой мышонок, который попал в беду, он упал в ямку, и теперь не мог выбраться, пищал и звал на помощь. Трусливому мышонку очень хотелось помочь бедняжке, но он все еще боялся выйти из своей норки. Мышонок так кричал, так звал на помощь, что мышонок больше не мог сидеть и ждать. Он потихоньку начал выходить из своей норки, шаг за шагом, оглядывался по сторонам, боялся каждого шороха и звука, но помочь хотелось сильнее, и он храбро двигался вперед. Наконец, мышонок был у цели, он сказал другому мышонку, что больше беспокоиться не нужно, и помог ему выбраться. С тех пор мышонок ничего не боялся, а с другим мышонком, они стали хорошими друзьями.

5. Обсуждение с ребенком занятия .

Что тебе сегодня понравилось на занятии ?

Следы, каких животных, ты сегодня изображал?

Чего боялся мышонок?

Что помогло справиться мышонку со своим страхом?

Как бы ты поступил, если кому, то была бы необходима твоя помощь.

Использованная литература :

1. Практикум по песочной терапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке»

Публикации по теме:

Конспект адаптационного занятия педагога-психолога с детьми второй группы младшего возраста «Домашние животные» Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Создание положительного эмоционального настроя.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышления Конспект индивидуального занятия с ребёнком подготовительной группы «Развитие словесно-логического мышления» Задачи: Образовательные: 1.

Конспект НОД педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста в сенсорной комнате «Волшебная комната» Конспект НОД педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста в сенсорной комнате «Волшебная комната» Цели: - развивать когнитивную.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи:.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Страна понимания» Кротова ГалинаКонспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"Цель:создание условий для ознакомления.

План работы педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Сказка» УТВЕРЖДЕНО МБДОУ №22 «Сказка» От «___».

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

(МОУ Степановская СОШ)

Согласовано:

Зам директора по УВР:

Грибова С.Ю

Рассмотрено на

Педагогическом совете

Протокол №

От « »________20

Утверждаю

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »__________20

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с обучающимся 2 класса Фамилия Имя.

Рабочая программа составлена педагогом-психологом Акатовой И.А

Пояснительная записка

Младший школьный возрастважнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих задержку в умственном развитии. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих задержку в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

В условиях инклюзивного и интегрированного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психологические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель коррекционных занятий: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Цель данной программы - обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с задержкой в психическом развитии.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формировать пространственно-временные ориентировки;

формировать способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии, грамматических норм речи.

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

Совершенствовать психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

Развивать коммуникативную направленность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

Основные направления работы

Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

устойчивости внимания;

наблюдательности;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

познавательной активности;

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

применение знаний в новых жизненных ситуациях;

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением; подведение итогов занятия;

формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

развитие моторики, графомоторных навыков; (расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога). тактильно-двигательное восприятие; (формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей)). кинестетическое и кинетическое развитие; (формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве). восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; (способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов). восприятие пространства; восприятие времени; (формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).

Концептуалъность:данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует психологические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

этиопатогенетический;

системности учета структуры психо-речевого нарушения;

комплексности;

дифференцированного подхода;

поэтапности;

учета личностных особенностей;

использования обходного пути.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:

различные упражнения по развитию мышления и воображения;

игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;

осложненные задания логического и грамматического характера;

слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

графический диктант.

Средства ИКТ - интерактивную доску, интерактивные пособия (игры и тесты) для занятий в виде презентаций, CD «Психологические упражнения»

Условия реализации программы

Дидактический и наглядный материал;

Медицинские показания для детей.

Оздоровительная работа:

расслабляющий массаж, дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастика

развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики

развитие ориентировки в пространстве

Расслабляющие и релаксирующие упражнения

Ожидаемые результаты:

Значительное облегчение в усвоении учебного материал

Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

Скорректированы недостатки познавательной деятельности

Сформированы пространственно-временные ориентировки;

Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Усовершенствована сенсорно-перцептивная деятельность;

Учащиеся умеют применять полученные знания, умения и навыки в социуме.

Эмоциональная стабильность в отношениях со сверстниками, сформированная мотивация обучения.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

1. Развитие перцептивных возможностей.

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);

Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);

Развитие тактильного восприятия;

Развитие кинестетических ощущений.

2. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.

(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Работа с модальностями.)

3. Двигательная сфера

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;

Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ);

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).

Формирование пространственно-временных отношений

1. Формирование собственно пространственных представлений

(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка.)

2. Формирования квазипространственных представлений

(формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)

Умственное развитие

1. Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности

2. (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания, межмодальный перенос);

3. Формирование приемов умственной деятельности

4. Развитие интеллектуальной сферы

Нормализация ведущей деятельности возраста

1. Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

2.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению:

устойчивости внимания;

наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения.

Развитие эмоционально-личностных качеств

Эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками,

Сформированности мотивации обучения.

Техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Компьютер (ноутбук)

Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Занятия проводятся 1 раз в неделю и строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности .

Принцип единства диагностики и коррекции.

Деятельностный принцип коррекции.

Учет индивидуальных особенностей личности.

Принцип динамичности восприятия.

Принцип продуктивной обработки информации.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности. Для повышения эффективности коррекционных занятий соблюдаем правила организации предлагаемые М.М. Безруких

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество.

6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.

9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий психолога с учащимися 2 класса

п/п

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие

1

Внимание

1.Диагностика внимания

2.Произвольное внимание

3.Устойчивость внимания

4.Умение работать по инструкции

5.Внимательность

5

Память

1.Диагностика памяти

2.Зрительная память

3Слуховая память

4.Осязательная память

5.Зрительно-моторная координация

5

Мышление

1.Диагностика мышления

2.Развитие наглядно-образного мышления

3.Развитие словесно-логического мышления

4.Умение классифицировать

5.Умение обобщать

5

Зрительно-моторная координация

1.Развитие пространственных представлений

2.Развитие мелкой моторики

3.Ориентировка на листе бумаги

4. Навыки самоконтроля

4

Волевая сфера

1.Развитие произвольности

2.Работа по правилам

3.Навыки самоорганизации

4. Согласованность

4

Итоговые занятия

1

Тематическое планирование

Раздел

Темы уроков

Содержание занятий

Примечание

Вводное занятие

Я= Ты

Знакомство, формирование интереса к занятиям,

позитивного эмоционального фона. Упр. «Дерево»,

«Водопад», игра «Молекулы». Тесты ДДЧ, Рисунок семьи

Внимание 5

1.Путешествие в страну внимания Диагностика уровня развития внимания.

Диагностика уровня развития внимания,

устойчивости, объёма, произвольности. Упр.на развитие внимания: «Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба»

2.Формирование устойчивого внимания

Найди детали», «Зачеркни одну букву», «Впиши знак», «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Чем отличаются?».

3.Игра «Магазин»

4.Путешествие в страну Грамотейка

5. Тест «Корректурная проба»

Память 5

1.Диагностика разных видов памяти

Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий

2Игра «Что изменилось»

3Игра-упражнение «Нарисуем и запомним скороговорку»

4.Упражнение «Я знаю как зовут, Я запомню как зовут»

5.Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов.

Развитие осязательного восприятия.Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино».

Мышление-5

1.Диагностика мышления

Групповые методики диагностики мышления. Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее»,

«Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,

«Найди лишнее слово», «Угадай животное», «Найди общие признаки». Упр. на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию

2. Игры и упражнения на обобщение предметов

3.Игры и упражнения на сравнение предметов

4.Упражнения на классификацию

5.Путешествие в страну «Угадай-ка»

Зрительно-моторная координация-4

1.Диагностика мелкой моторики

Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».

Упр. на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).

Игра «Муха» на развитие ориентировки.

Графические диктанты.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

2.Упражнения на развитие моторики

Упражнение для развития мелкой моторики рук

3.Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

4.Игра упражнение «Рисуем по клеточкам»

Волевая сфера-4

1.Методика опосредованного запоминания

Методика опосредованного запоминания.

Рисование двумя руками одновременно. Упражнения на синхронность работы обеих рук

Графические диктанты. Игры «Расшифруй слова»,

«Зашифруй текст», «Найди путь»

2.Игра упражнение «Рисуем по клеточкам

3.Урок-игра «Рисуем по разному» Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

4.Игра «Шифровальщик »

Итоговые занятия 1

Итоговая диагностика мышления

Итоговая диагностика

Литература

1.Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

2.Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003

3.Логопедия в школе. П/ред. Кукушина В.С. Москва, 2004

4.Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Москва, 2001

5.Психологическая помощь. Минск, 2002

6.Ребенок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум. Ярославль, 2005

7.Рабочая книга школьного психолога. П/ред. Дубровиной И.В. Москва,1995

9.Справочник специального образования. Ярославль, 2004

10.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2001

11.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000

12.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995


Top