Конспект занятия психолога: «В поисках Цветка Доброты. Организация благотворительной акции в детском саду «Поиграл сам, научи другого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида» г. Северодвинск

МИССИОНЕРСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Уроки добра и милосердия.

Благотворительность в условиях современного детского сада»

,

заместитель заведующего

Время шло формы благотворительности видоизменялись и совершенствовались. В 1857 году в Архангельске образовалось женское попечительское общество, цель которого заключалась в оказании помощи бедным и в которое устраивали старух и сирот. Местный благотворитель в 1859 году пожертвовал для приюта деревянный дом на Петербургском проспекте, а в 1861 году пожертвовал 1500 рублей, на проценты с которых содержались пансионеры в приюте, получившим название «Убежище Святого Петра». Было в Архангельске еще Кузнечевское дневное убежище, открытое в 1872 году женским попечительским обществом. В убежище находили призрение мальчики в возрасте от 8 до 15 лет. Они получали в убежище пищу, одежду и обучались в одном из приходских училищ, а в свободное от занятий время осваивали одно из наиболее употребимых ремесел.

Архиепископ Нафаил 1 обратил отеческое внимание на судьбу бедных и сирот и в 1862 году предложил бесплатное обучение воспитанниками семинарии.

Первая мужская воскресная школа в Архангельске была открыта 17 апреля 1860 года. Цель такой школы – распространение грамотности и «развитие нравственных начал среди ремесленных учеников». Женская воскресная школа была открыта 1 марта 1861 года в доме второго приходского училища и предназначалась для обучения грамоте дочерей горожан бедных сословий.

Перечень о добродетелях Архангельска и области можно было бы продолжить, но давайте спросим себя, имеем ли мы в себе сострадание и милосердие, способность к пожертвованию, любовь к ближнему?

Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас?

Любовь к ближнему основывается на твердом убеждении, что все человечество – есть единая семья. Милосердие -любовь ко всем людям. «Милосердие состоит не только в той милостыне, которую вы подаете, не только в тех словах утешения, которые вами иногда говорятся страждущему человеку, но в полном нераздельном внутреннем доброжелательстве, отнесенным ко всем поступкам его, в теплом участии», писал протоиерей Валентин (Мордасов). Отсюда и сделаем выводы: на земле нет чужих ‑ все родные.

«Главные дела милости телесной, общие для всех следующие, ‑ перечисляет святой праведный Иоанн Кронштадтский-алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, или имеющих недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить больного, послужить ему, и помочь его выздоровлению …». Как видим, милость является добродетелью, которая доступна всем людям.

Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка.

Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат.

Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ?

Для того, чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление Российской молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы, предназначенные для детей дошкольного возраста, ничего в себе не несут, и имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии

Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески?

Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.

Видя такую проблему, перед педагогическим коллективом была поставлена задача: разработать проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительные акции в условиях современного детского сада». Данный проект содержит в себе основную задачу – сформировать у дошкольников духовно-нравственные чувства по отношению к окружающему миру.

При установлении тесного контакта с Северодвинским домом интернатом для умственно отсталых детей мы разработали план совместных мероприятий и выдвинули основные приоритеты:

1. Создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, родителей, всех работников детского сада при опоре на совместное сотрудничество дома-интерната.

2. Путем совместных мероприятий формировать толерантное отношение дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Сформировать осознанное социально-полезное поведение, которое в дальнейшем позволит быть духовно–нравственной личностью.

Отличительной особенностью представленного проекта является то, что материал, направленный на воспитание духовно–нравственных качеств ребенка-дошкольника не нарушает структуру образовательного содержания программы «Детство», которая является базовой дошкольного учреждения, не нарушает структуру ее разделов, а именно:

¾ дошкольник входит в мир социальных отношений;

¾ в игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Нами доказано, что внедрение инклюзивного образования детей инвалидов в дошкольную среду – доступная ступень для детей-инвалидов.

Это системная и доступная интегрированная модель для образования и воспитания не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивная модель образования предоставляет возможность социализации в атмосфере равенства и социальной справедливости.

Пребывание ребенка-инвалида в здоровом детском коллективе поможет «особым» детям полноценно участвовать в жизнедеятельности детского сада, как в игровой, так и в специально организованной деятельности.

Новизна и оригинальность данного проекта состоит:

¾ в детальности и конкретности обучения общению здоровых детей и «особых» детей. Даются темы, позволяющие воспитывать духовно-нравственное отношение ко всему, что окружает ребенка;

¾ в педагогической практике духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников и их родителей практически не используется такой вид деятельности , как сообщество здоровых детей и детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения;

¾ совершенствование себя как нравственную личность;

¾ социальная адаптация детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения.

Значимость данной работы

Наш проект направлен на усиление акцентов социальной политики, а именно: мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов, как равных себе, обществу необходимо прививать понимание, что все люди равны, а проблемы детей инвалидов – это и наши проблемы.

В нашем проекте участвует большое количество людей: сотрудники, родители, дети, которые объединены единой целью:

¾ при помощи акций помочь специализированному учреждению пополнить материальную, игровую, учебную базу;

¾ помочь детям – инвалидам социально адаптироваться, находить новых друзей, умение общаться, взаимодействовать с детьми детского сада, иметь общие интересы;

¾ воспитать у дошкольников человеческие качества, которые базируются на духовности и нравственности;

¾ привлечь родителей в организации благотворительных акций в системе инклюзии;

¾ рост социальной сознательности взрослого населения, изгнание из общественного сознания образа «особого ребенка» как «неполноценного человека».

Проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительность в условиях современного детского сада».

1. Постановка проблемы

¾ Дети – инвалиды ограничены в общении со здоровыми детьми, им сложно ориентироваться в социальном мире.

¾ Государство не в силах помочь каждому специальному учреждению, а коммерческие и другие организации зачастую не хотят видеть этой проблемы.

¾ Здоровые дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.

2. Обоснование проблемы (причины)

3. Цель проекта

Путем взаимодействия двух детских коллективов воспитывать в детях – дошкольниках такие качества как милосердие, терпение, взаимопонимание , доброта.

Объединить все подразделения: сотрудники, дети, родители для единой цели – делать добро безвозмездно.

Введение инклюзивоного образования в дошкольном образовательном учреждении.

4.Задачи

5. Действия

Разработать цикл бесед на духовно – нравственные темы с использованием иллюстраций, картин, художественной литературы .

Введение в учебный процесс тематических занятий направленных на духовно – нравственное воспитание ребенка-дошкольника.

Лекторий для родителей и сотрудников. «Благотворительность в условиях детского сада».

Просмотр видеофильма «Чужого горя не бывает».

Разработать цикл занятий для старшего дошкольного возраста на нравственно – этические темы.

Организация совместных мероприятий с детским домом – интернатом.

Сценарии утренников, экскурсий, совместных игр, праздников, развлечений.

Организация благотворительных акций среди родителей и сотрудников.

Подведение итогов совместной работы

6. Календарное планирование (сроки реализации, ответственный)

Месяц

Действия по разработке и реализации проекта

Ответственный

сентябрь

Совместное составление плана работы на учебный год.

Выборы в родительскую инициативную группу (община) «Милосердие».

Зам. заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ № 62,

Зам. директора детского дома – интерната УО детей по психолого-педагогической работе

Изготовление именных приглашений для экскурсии в детский сад детям интерната.

Зам. заведующего по ВМР, воспитатели старших и подготовительных групп.

Встреча гостей. Экскурсия по детскому саду.

Введение детей-инвалидов в детский коллектив.

Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, психолог, специалисты дома-интерната.

Благотворительная акция «Веселое Рождество ‑ каждому ребенку».

Сбор подарков для детей детского дома-интерната.

Зам. заведующего, сотрудники ДОУ, родители.

Встреча гостей. Совместный утренник для детей ДОУ и детей детского дома - интерната «На землю тихо опустилась святая ночь под Рождество».

Зам. заведующего МДОУ, музыкальный руководитель ДОУ, музыкальный

руководитель дома-интерната, воспитатели учреждений, специалисты.

Подготовка к объединенному конкурсу «Радуга стихов».

Конкурс «Радуга стихов».

Оформление грамот и поощрений для детей-конкурсантов.

Зам. заведующего МДОУ, воспитатели, музыкальные руководители;

специалисты дома-интерната: дефектолог , логопед , музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели учреждения.

Благотворительная акция «Чужих детей на свете не бывает». Чествование детей - именинников интерната. Изготовление для них поздравительных открыток, поделок, подарков.

Составления сценария утренника «День рожденья, день варенья, день конфет и угощенья».

Заместитель заведующего, сотрудники, родители, дети.

Музыкальные руководители учреждений.

Совместный концерт для детей – именинников детского дома-интерната. Чествование именинников и вручение подарков.

Воспитатели, музыкальные руководители, родители воспитанников МДОУ.

Воспитатели ДДИ, специалисты, музыкальный руководитель.

Анализ работы. Составление плана-проекта на следующий учебный год. Обобщение опыта работы и передача опыта работы по проведению благотворительных акций другим учреждениям «Эстафета благородных дел».

Коллектив ДОУ, родительская община «Милосердие».

7. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на учебный год

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Нас много и мы все разные.

Рассматривание картины К. Пынеев «По миру».

Расширить у детей представление об окружающей действительности. Развивать восприятие образа ровесника по внешнему виду и индивидуальным особенностям.

Что такое дружба. Встречаем гостей.

Чтение Д. Михаловский «Два друга».

Познакомить детей с правилами гостеприимства, учить детей общаться с незнакомыми людьми. Воспитывать чувство доброжелательности. Дать определение слову дружба. Разобрать стихотворение по смыслу.

Что такое вера? Во что мы верим.

Чтение Л. Толстой «Старик»

Дать детям понять, что человек должен верить в добро, в дружбу, любовь; как и во что мы верим, что помогает человеку совершать добрые поступки.

Что такое хорошо, и что такое плохо?

Чтение произведения

П. Зосимский «Бабочка и дитя»,

Чтение русских народных сказок.

Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений. Уметь соотносить слова и поступки добро-зло, хорошо - плохо. На примере произведений показать детям, как происходит исцеление человеческой души добрыми поступками.

Наши добрые поступки, наши добрые дела

Рассматривание картины

Н. Орлов «Подати»

Закрепить представление у старших дошкольников о добре и зле. На примере доказать, что добро всегда побеждает зло.

Формировать представление о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения при общении с другими людьми.

Воспитывать у детей такие качества, как щедрость, честность.

«Дела милосердные»

Чтение стихотворения К. Петерсон «Сиротка»

Дать детям понять, что такое благотворительность, почему мы помогаем

Нуждающимся в помощи людям.

Дать возможность поразмышлять, чем можно помочь нуждающимся.

Учить детей сопереживать, сочувствовать другим людям.

«Что такое день рожденье? День Ангела?»

Чтение стихотворения

М. Пожарова «Бумажный петушок»

Установить два понятия: день рождение и день Ангела. Учить детей хорошим манерам – дарить подарки. Раскрыть понятие, что такое подарок

(безвозмездное дарение чего-либо другому человеку).

«За добрые дела всегда похвала»

Секрет хороших слов.

Чтение стихотворения Я. Полонский «Нищий»

Раскрыть детям значение вежливых слов, формировать представление и потребность общаться с другими детьми.

Стараться делать хорошие поступки и добрые дела. Совершать поступки милые сердцу людям.

Заключительная беседа

Кто я? Какой я?

Обмен рисунками с детьми дома-интерната «Дарю тебе на память».

Выявить роль памяти ребенка в результате общения с другими детьми. Отразить в своем рисунке отношение к детям – инвалидам. Умение дарить рисунки на память своим друзьям и принимать их от друзей.

Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.

8. Бюджет проекта и комментарии к нему

Наименование расходов

Стоимость работ

Источники финансирования

Комментарии

Школьно-письменные принадлежности

Безвозмездно

Сотрудники,
родители

Подарки детям

Безвозмездно

Сотрудники,
родители

9. Персонал проекта

Должность

Функции, выполняемые в проекте

Заведующая МДОУ

Составление договора о сотрудничестве с детским домом-интернатом для умственно-отсталых детей.

Заместитель директора по психолого-педагоги-
ческой работе детского дома - интерната, заместитель заведующей по воспитательно-методи-
ческой работе ДОУ

Планирование совместной работы на учебный год.

Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ

Разработка положения об организации проведения благотворительных акций в дошкольном образовательном учреждении. Организация всех проводимых мероприятий.

Музыкальные руководители МДОУ и детского дома-интерната

Разработка сценариев праздников, музыкальных развлечений и проведение их.

Специалисты дома-интерната: дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог,

воспитатели.

Психолого-педагогическая подготовка детей - инвалидов для проведения совместных мероприятий. Сопровождение детей. Участие в разработке и проведении мероприятий.

Воспитатели МДОУ, специалисты, сотрудники.

Участие в разработке конспектов, бесед, занятий, совместных игр и развлечений. Организация лекториев, благотворительных акций среди родителей.

Родители

Участие в лекториях, сборах пожертвования, в проведении акций, тематических дней.

10. Результат.

Высокая заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий.

Выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения.

Дети детского дома интерната легко адаптировались в стенах дошкольного учреждения, чувствуют себя комфортно и непринужденно.

У дошкольников детского сада наблюдается стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела.

11. Критерии эффективности.

Цель, поставленная нами в начале своей работы - достигнута.

За три года работы в детский дом – интернат для умственно отсталых детей было передано:

¾ около 10 наименований школьно-письменных принадлежностей в количестве около 700 штук (тетради, ручки, фломастеры, карандаши, линейки, цветная бумага, альбомы для рисования, пластилин, ранцы и т. д.);

¾ дидактические игры и пособия, настольно-печатные игры;

¾ конструктивный материал – напольный и настольный (конструктора различных модификаций);

¾ игровой материал (куклы, машинки, каталки, кукольная посуда, игрушки для сюжетно-ролевых игр);

¾ игры и пособия для ручного труда (бисероплетения, лепки, рисования, вышивания, аппликации , шитья);

¾ сладкие подарки для детей.

Все вышеперечисленное позволило детскому интернату повысить материально-учебную и игровую базу, а остальным свершить благие дела и намерения.

Активность и заинтересованность родителей и сотрудников участвовать в благотворительных акциях в среднем повысилась на 42%. Выросло понимание родителями своей роли в деле формирования гражданской позиции, духовно-нравственного воспитания своего ребенка.

Сравнительная характеристика активности и заинтересованности участников проекта

Участники

Учебный год

Сотрудники

Родители

Динамика роста нравственных ориентиров старших дошкольников по отношению к другим людям

(период год)

Критерии оценки

2008– 2009 уч. год

202009 – 2010 уч. год

22010– 2011- уч. год

Понимает значимость своего Я творить и делать добро: активно включается в работу по изготовлению подарков, вовремя приходит своему новому товарищу на помощь, видит, что другие нуждаются в его поддержке и помощи.

Владеет навыками социального поведения, умения контролировать свое поведение и управлять им при общении с другими детьми (инвалидами).

Осознает и делает правильный выбор в проблемной ситуации по отношению к больным детям, старикам.

12.Перечень рабочей и отчетной документации:

¾ договор о взаимном сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и Северодвинского дома-интерната для умственно-отсталых детей;

¾ положение об организации проведения благотворительных акций на базе дошкольного учреждения;

¾ план совместной работы;

¾ смета расходов для проведения мероприятий;

¾ данные результативности работы с детьми;

¾ данные анкетирования родителей;

¾ реестр передачи благотворительных средств из дошкольного учреждения в дом-интернат;

¾ подбор художественной литературы и иллюстраций на духовно-нравственные темы;

¾ конспекты занятий;

¾ конспекты бесед;

¾ конспекты утренников, тематических занятий, развлечений, конкурсов;

¾ видео и фото материалы;

¾ анализ проделанной работы.

На сегодняшний день наш проект завершен. Но в обществе не стало меньше людей, нуждающихся в нашей помощи.

Дальнейшая работа детского сада заключается:

¾ в совершенствовании работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольника – будущего гражданина;

¾ в пробуждении общественности к нуждам детей-инвалидам;

¾ активное внедрение инклюзивного образования в образовательный процесс.

Учитывая достаточно хороший результат по взаимодействию всех заинтересованных сторон: родители, сотрудники ДОУ, сотрудники детского дома – интерната, дошкольное учреждение планирует расширить границы благотворительности за счет привлечения других структур.

Активно внедрять инклюзивное образование в педагогический процесс ДОУ.

Данный проект может служить примером и руководством в применении опыта работы в других дошкольных и образовательных учреждениях.

Важно понимать, что, решая проблемы детей – инвалидов, надо концентрироваться не только на том, чтобы ребенок был сыт и ухожен, но и на эффективности обучения всех детей, независимо от того, болен он или здоров.

Мероприятия:

1. Знакомимся с детским садом

Цель экскурсии:

Познакомить детей детского дома-интерната с детским садом и с детьми для создания теплых дружеских взаимоотношений .

Познакомить детей детского сада с гостями - детьми из интерната. Напомнить детям правила поведения по приему гостей.

Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что я есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение и еще многое других «само». А, по сути, начинается самостояние.

2. Знакомимся с детьми – нашими новыми друзьями

Цель: Учить детей знакомиться с другими детьми, замечать их индивидуальные особенности. Помочь детям понять особую индивидуальность других людей. Проявлять внимание, уважение и выполнять правила вежливости .

3. Общаемся и играем вместе

В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог постепенно влияет на духовно-нравственные качества детей, корректирует их поведение по отношению к сверстнику, отмечает те или иные закономерности.

Цель: развивать у детей способность воспринимать реальный мир. Выражать свое мнение по поводу индивидуальных особенностей сверстника. Оценивать в игре свои поступки и поступки окружающих. Побуждать детей совершать добрые дела.

Игра в коллективе с другими детьми, которые научились тебя понимать, дает возможность чувствовать себя комфортно. Но, педагог постоянно напоминает правила этикета и ищет повод одухотворить и осмыслить игру, сделать ее уроком жизни.

4. Проведение совместных мероприятий

Утренник «Веселое Рождество»

Цель: Доставить своим друзьям радость и веселье. Создать положительное эмоциональное настроение, обучать согласовывать свои действия с действиями других детей. Нести ответственность за другого. Общаться с детьми в духе добра и милосердия. Уметь дарить подарки, совершенствовать себя как нравственную личность.


https://pandia.ru/text/78/282/images/image005_131.gif" width="230" height="275"> https://pandia.ru/text/78/282/images/image007_71.jpg" align="left" width="265" height="299">Учить детей понимать язык мимики и жестов. Дать детям понять, что есть неговорящие дети, но они умеют выражать свои мысли, эмоции по-другому.

Доставить детям – инвалидам радость от эмоциональной выразительности чтения юмористических стихов. Проявлять творчество, выразительность движений. Порадовать своими стихами других детей.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытия Мира для себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся во взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, неудач или побед.

Радуем детей детского сада своими выступлениями

Дети детского сада в гостях у своих сверстников

https://pandia.ru/text/78/282/images/image009_52.jpg" width="273" height="212">.jpg" width="455 height=283" height="283">

День рожденья, день варенья, пирогов и угощенья …

Цель: Учить детей понимать важность и значимость праздника – доставить другому человеку радость. Умение делать и дарить подарки. Желание оказывать посильную помощь.

Подарок - добровольная и безвозмездная передача части собственности другому человеку. Дар имеет практическую составляющую – оказать помощь, снискать благоволение. Подарок от души, от всего сердца выше денежной стоимости.

Выводы:

В нашей стране для детей с тяжелыми нарушениями в психическом и умственном развитии созданы и успешно функционируют специальные учреждения, в которых они получают полноценную комплексную медико–психолого-педагогическую помощь и поддержку. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от года № 000 – ФЗ предусматривает реализацию ряда мер социальной защиты инвалидов, направленных на их реабилитацию, а мировое сообщество - ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЭФ и иные международные организации закрепляют новую систему ценностей в нормативных актах , делающего инвалида – человека с ограниченными возможностями здоровья – полноправным гражданином.

В новом политическом контексте специальное образовательное учреждение признается сегрегационным, (находящемся в социальной изоляции). Такая система не удовлетворяет ни правозащитников, ни родителей. Идеалом обучения ребенка-инвалида признается сначала интеграция, а затем инклюзия (включение).

Дети из детского дома интерната – частые гости в нашем детском саду. Дети детского сада и сотрудники хорошо знают наших гостей и всегда им рады.

В стенах детского сада они хорошо и комфортно себя чувствуют и конечно, ждут новых встреч!

Вопрос: Здравствуйте, у меня вопрос немного непопулярный. Мы инициативная группа родителей. Хотим докупать какие-то игрушки, поздравлять воспитателей, покупать какие-то средства личной гигиены. Собрали по три тысячи рублей с родителем со словами, что это необязательно принудительные сборы. А именно инициатива родителей, что все, кто не может или не хочет по каким-либо соображениям, могут не сдавать деньги или сдавать столько, сколько посчитают нужным.

К сожалению, нашлась одна мама, которая, не сдавая ни копейки, пошла жаловаться во все инстанции, от заведующей детского сада до департамента образования! Влетело естественно ВСЕМ. Воспитателей наших и логопеда, просто замечательнх, довели до увольнения. Мы, все остальные родители 15 детей, просто в шоке.

Никакой диалог с ней не получается. Она ничего не хочет слушать, а просто ходит и пишет жалобы. Как нам обезопасить себя и воспитателей юридически, чтобы такого больше не повторялось? Почему мы не можем что-то купить в нашу группу?

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Исходя из норм действующего законодательства, Ваши средства следует квалифицировать (называть) пожертвованием.

В данной связи следует указать, что согласно ч. 1-3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ):

  • пожертвование – это дарение вещи (денег, имущества и пр.) или права в общеполезных (!) целях, которое может делаться образовательным учреждениям (ДОУ) в соответствии с законом;
  • на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

То есть для юридического оформления Ваших благих стремлений сперва надо согласовать порядок пожертвования с заведующим и бухгалтером ДОУ.

Общие стадии пожертвования могут включать:

  • сбор (аккумулирование) уполномоченным жертвователем от индивидуальных жертвователей имущества (денег и пр.) для передачи его ДОУ с оформлением согласия индивидуального жертвователя;
  • непосредственно передача имущества (денег) по договору пожертвования (с ОБЩЕПОЛЕЗНыми ЦЕЛями (!!!), например, в сфере профессиональной деятельности педагога, в уставной сфере ДОУ, для использования в учебном процессе группы ______, и пр.);
  • оформление и использование по назначению пожертвований в ДОУ (в рамках обособленного учета пожертвований);
  • отчет бухгалтера об обороте пожертвования в рамках обособленного учета.

На мой субъективный взгляд этот порядок может включать следующие документы:

  1. в произвольной форме согласие жертвователя на дарение ___________ (денег, вещи и пр.) детскому саду ___________ для использования его по определенному назначению (в сфере профессиональной деятельности, в уставной сфере ДОУ, для использования в учебном процессе группы ______, и пр.) определенным лицом _____________________ (заведующей, воспитателем, няней, медсестрой и пр.); при этом жертвователь в согласии указывает, что передает полномочия на сбор (аккумулирование) и передачу пожертвований ДОУ ____ уполномоченному лицу ________;
  2. в произвольной форме договор пожертвования ДОУ, аккумулированного (собранного) от жертвователей суммы денег (имущества) с приложением к нему копий (вторых экземпляров) вышеуказанных согласий каждого жертвователя, подписанный уполномоченным жертвователем и заведующим ДОУ. Такой договор согласно ст. 582 ГК РФ должен включать описание пожертвования (перечень имущества, сумма денег и пр.), ОБЩЕПОЛЕЗНУЮ ЦЕЛЬ (!!!) — назначение пожертвования (можно указать лицо, которое должно использовать определенное пожертвование в конкретных общеполезных целях и пр.);
  3. документ, подтверждающий принятие на учет ДОУ пожертвования;
  4. приходно-расходные документы бухгалтерии ДОУ в рамках обособленного учета пожертвований (акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании по назначению полученных в рамках пожертвований товаров или денежных средств и др.)

Форму договора пожертвования ДОУ целесообразно составлять с учетом п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с указанием:

  • наименования документа;
  • даты составления документа;
  • наименования организации (физического лица), от имени которой составлен документ;
  • содержания хозяйственной операции;
  • измерителей хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления;
  • личных подписей указанных лиц.

Следует добавить, что согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ) пожертвование не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль у получателя такого пожертвования (см. письмо Минфина РФ от 2 марта 2010 г. № 03-03-06/4/14. Поэтому счет-фактура на пожертвование оформляется в обычном порядке, но без выделения сумм налога, т.е. в счетах-фактурах и расчетных документах делается соответствующая надпись либо ставится штамп «Без налога (НДС)»).

(Из опыта работы)

Сегодня славные традиции прошлого служат для нас тем прочным фундаментом, на котором основывается уже современная, но столь же необходимая людям, благотворительность. И такие мероприятия, как акция «Поиграл сам, научи другого», дает возможность объединить усилия каждого из нас на пути благородных начинаний.

Благотворительность – это не просто оказываемая помощь, а свидетельство социальной ответственности граждан пред своей страной и пропаганду защиты маленьких граждан. Все мы должны осознавать себя единым народом с общей историей и общим будущим. Добрые, благотворительные дела приведут общество к духовному возрождению.

Люди, принявшие участие в благотворительной акции достойны большого уважения, ведь помогая детям, мы строим будущее всей страны, всего российского народа.

В рамках реализации Концепции математического образования в Российской Федерации в целях повышения качества математического образования в нашем детском саду было решено обновить и дооснастить Центры занимательной математики возрастных групп различными играми математического содержания.

Практика показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. И одной из эффективных форм являются дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений.

В этой связи появилась идея организации и проведения необычной благотворительной акции – привлечь внимание к ней родителей наших воспитанников.

Суть нашей акции «Поиграл сам, научи другого» заключается в добровольной передаче математических игр детям ДОУ и приурочена к проведению Недели математики в детском саду. Все игры, подаренные и собранные надолго «поселятся» на полках развивающих центров, пополнят предметно-пространственную среду группы, и обязательно «подружатся» с ребятами.

Благотворитель - это тот, кто добровольно и бескорыстно передает свои знания, умения, навыки, силы и средства для нуждающихся людей и общественного блага.

В роли благотворителей выступили люди, которые заинтересованы в решении нашей проблемы – оснащении центров занимательной математики в группах, те, кого мы смогли убедить – наши родители.

Организация данной акции в детском саду ставила задачи:

  1. Повысить социальную активность родителей ДОУ.
  2. Привлечь внимание родителей к вопросу математического развития дошкольников.
  3. Вовлечь родителей в деятельность по проведению мероприятий в рамках тематической недели: организовать мастер-классы для детей своих групп по обучению их играм с математическим содержанием.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

  • определение целей и задач;
  • составление плана акции;
  • разработка и реализации мероприятий в интерактивных формах взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы);
  • организация и проведение игровой, познавательной, продуктивной деятельности с детьми;
  • проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
  • подведение итогов совместной работы, поощрение детей и родителей по результатам проведённой акции «Поиграл сам, научи другого».

На протяжении недели благотворительности «Поиграл сам, научи другого», все родители могли «перечислять» свои пожертвования, т.е. приносить изготовленные своими руками или купленные в магазине игры.

В результате акции было собрано 55 различных игр, родителями проведено 8 мастер-классов по обучению правилам. Вся работа была построена на добровольных началах. Самые активные участники награждены благодарственными письмами.

Добрые дела не остаются незамеченными – они как маяки светят тем, кто ждет помощи. Оказывая помощь, участники дарят не просто материальные ценности, а дают детишкам радость и заботу.

Простота Акции заключается в исполнении, она позволила за короткий период времени охватить всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов МДОУ), получить значительный по важности результат.

Активное включение педагогов в данное событие - это возможность стать основными исполнителями ряда действий для достижения цели. Педагоги сами вместе с детьми и их родителями решали определенную проблему, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

Благотворительную акцию «Поиграл сам, научи другого», считаем очень эффективной партнерской формой сотрудничества семьи и ДОУ. Она явилась лишь одним из мероприятий комплекса для повышения уровня математического образования в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Александр Морозов , учитель, соучредитель нескольких благотворительных организаций, отец двоих детей, автор волонтерской программы для школьников «Переменка доброты».

«Занятие благотворительностью, безусловно, воспитывает в ребенке понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это замечательная возможность развить привычку к доброте, научить думать о тех, кому хуже, чем нам.

Все просто: дети воспитываются примером, и если им с раннего детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина станет их жизненной моделью. Недаром почти все дети воцерковленных родителей часто или не очень, но ходят в храм: дело не в религиозности или убеждениях, во многом это дань традициям, которыми жила семья.

Поэтому, если родители хотят, чтобы милосердие стало значимым качеством для их ребенка и чтобы в будущем он испытывал внутреннюю необходимость помогать тем, кому сложно, безусловно, они должны учить малыша благотворению. Причем делать это можно и нужно с самого раннего возраста.

Например, уже года в два-два с половиной ребенок в состоянии понять, кто такие детдомовцы. Дети уже знают мультфильм про Мамонтенка, и им вполне можно рассказать о том, что у кого-то нет мамы.

Можно найти слова, которые вызовут в сердце вашего маленького человека сочувствие и сопереживание. После этого попробуйте вместе выбрать игрушки для того, чтобы передать их в детский дом – детям, которым никто не приносит подарков.

Еще один хороший вариант развития эмпатии – забота о животных. В любом городе у нас сейчас есть приюты для бездомных животных, и там всегда нужны руки: убирать вольеры, готовить еду, просто приласкать этих несчастных зверей.

Возьмите детей с собой. Конечно, необязательно заставлять их принимать участие в уборке собачьих отходов, пусть просто бегают и гуляют вокруг, пока вы орудуете метлой. Тогда мероприятия подобного рода станут для них нормой.

И не стоит бояться знакомить ребенка с какими-то неприятными, печальными или даже трагичными сторонами жизни. Жизнь такая, какая она есть. И пусть лучше родитель найдет правильные слова для объяснения сложных вещей, потому что ребенок рано или поздно столкнется с этим миром. Дайте ему заранее ответы на главные вопросы».

Александра Г ., психолог, волонтер, соорганизатор благотворительных мероприятий, мама троих детей.

«Вводить детей в работу по благотворительности надо очень аккуратно, и чем позже, тем лучше. Маленькому человеку совсем необязательно знать о гадостях и мерзостях, которые творятся в мире. Ему не нужно специально показывать трагедии и ужасы: поверьте, он успеет на все это насмотреться и решить, как вести себя в тех или иных ситуациях.

Благотворительность – это не развлечение и не удовольствие. Это очень тяжелая и выматывающая история, и не каждый может и должен этим заниматься. Если человек чужд идее помогать другим – это не значит, что он плохой.

Все устроены по-разному, я знаю очень многих взрослых, которым невыносимо тяжело смотреть и даже думать о больных детях. Они не помогают потому, что им проще делать вид, что такой проблемы не существует. Окружающие должны уважать их выбор. Каждому свое.

Также и родители должны уважать своего ребенка и не настаивать на получении такого душевно тяжелого опыта. Я не могу жить без того, чтобы помогать малышам, которых никто не любит. Это огромная часть моей жизни. Но это моя жизнь, и я ни в коем случае не хочу навязывать свой выбор детям.

Нужно помнить: если ребенок не очень добрый по своей природе (а такое, поверьте мне, встречается), если у него нет внутреннего стремления помогать другим и неоформленной, но острой необходимости чувствовать себя хорошим, не стоит заставлять его заниматься благотворительностью.

Ребенок лет до 12 не может сформулировать причину, по которой он не хочет делать что-то, что его близкие считают очень хорошим и правильным.

А в случае с благотворительностью у детей может сработать банальная система самозащиты психики или элементарная брезгливость. Понимая, что ему не нравится делать что-то безусловно хорошее, ребенок будет страдать, считать себя плохим, отсюда появляется масса комплексов.

Одна моя коллега взяла с собой 5-летнюю дочь на Новый год в детский дом для детей с задержками развития, который мы курируем. Ей объяснили, что у малышей нет родителей, что они очень больны, и сказали, что надо устроить им праздник, чтобы им стало повеселее.

Во время мероприятия было видно, что девочка очень напугана. У нас, к сожалению, так устроено общество: мы не видим инвалидов, мы не привычны к людям на колясках и, тем более, к детям с ДЦП. Девочка так впечатлилась, что рыдала почти двое суток напролет. Но не потому, что ей стало жалко этих несчастных детей, а потому, что она боялась стать дауном. А еще больше она испугалась, что мама ее бросит. Стоило ли вести ее на тот вечер? По-моему, ответ однозначный».

Интересные факты

В США благотворительные акции устраивают даже в детских садах. Традиционно все малыши на все праздники собирают мешки с одеждой и игрушками, которые передают в помощь детям из малоимущих семей. Уже в младших классах школьники ставят спектакли и организуют концерты, а деньги, полученные от продажи билетов, передают в помощь всевозможным благотворительным фондам, в том числе и заграничным.

В большинстве европейских стран детей начинают приучать к благотворительности с самого раннего возраста. В больших городах несколько раз в год устраивают массовые благотворительные марафоны, ярмарки и уличные праздники, во многом ориентированные именно на привлечение детей. Большинство магазинов игрушек устраивают благотворительные акции, призывая малышей приносить свои игрушки в помощь нуждающимся.

В октябре 2012 года школьники одной из московских школ собрали несколько миллионов рублей на операцию своей однокласснице, больной раком.

Эта довольно щепетильная тема, волнует многих родителей, ведь с недавних пор, «благотворительные» взносы, которые от нас требуют в детских садах, выросли до невероятных размеров.

Еще несколько лет назад, отдавая ребенка в сад, папы и мамы переживали, в первую очередь, за то, как малыш перенесет адаптацию в новой обстановке, и в чужом для него коллективе. А теперь, главным вопросом становится – во сколько обойдется посещение садика и сколько денег придется выложить, чтобы в него попасть?

Поборы с родителей начинаются еще задолго до того, пока ребенок вырастет, и детский сад «радостно примет его в свои объятия». Для того чтобы двухлетний малыш, который стал уже вполне самостоятельным, научится сам кушать, одеваться и садиться на горшок, смог попасть в детский сад, заранее выбранный родителями, нужно «стать в очередь ». Садиков на всех не хватает, и места в них, нужно бронировать заранее. По закону, ребенка обязаны принять в дошкольное учреждение, которое находится рядом с домом, в котором зарегистрирован малыш. Но заведующие, практически всегда, уверяют родителей, что мест нет. Услышав отказ, папы и мамы действуют по-разному. Кто-то начинает умолять о том, чтобы дите приняли, хотя бы через год, кто-то ищет другой детский сад, ну а кто-то, дает взятку, понимая, что по-другому этот вопрос никак не решить. И это только начало…

Затем, приходится заплатить, так званный добровольно-принудительный «благотворительный» взнос, на нужды детского сада, размер которого, порой, зависит от аппетитов той самой заведующей. Но эта плата, практически, официально узаконена. Внести вы ее должны на счет детского сада, а никак не наличными в руки, кому-либо из работников данного учреждения. Но не многие знают, что от этого взноса можно отказаться , ведь заставить вас платить, никто не имеет права. Просто зачастую, родители боятся, чтобы к их ребенку не было «особенного» отношения и предпочитают, но вступать в полемику из-за каких-то 2000 рублей, тем более они наивно полагают, что на этом «вымогательства» закончатся, и малыш будет обеспечен всем необходимым.

Следующий этап – это ремонт группы. Причем, самое интересное, что это снова-таки добровольно-принудительный взнос, от которого вы можете отказаться, но вряд ли будете это делать, ведь со всех сторон будет оказано сильнейшее давление. «Посмотрите, какие обои страшные, пол ужасный, мебель старая! Неужели вы хотите, чтобы ваши дети проводили по восемь часов в день в таких невыносимых условиях? Кстати, было бы неплохо, и окна, на металлопластиковые, заменить». К сожалению, и от этого взноса, мало кто может «отмазаться», потому что никому неохота покупать каждую неделю пару новых колгот, которые будут рваться о старые стулья, да из окон так дует, что в группе постоянно холодно…

Моющие, чистящие средства и туалетную бумагу, покупают родители. Игрушки и канцтовары – это забота никак не государства, а мам и пап, которые хотят, чтобы их дети нормально развивались. В общем, буквально все приходится оплачивать нам и поделать с этим, ничего нельзя.

Единственный момент, где можно было бы существенно сэкономить – это подарки воспитателям, заведующей и другим сотрудникам, которым вы в принципе, ничего не должны, ведь за свою работу, они получают пусть и небольшую, но зарплату. Но почему то чаще всего происходит наоборот и, стараясь ублажить воспитателя, которому приходится доверять свое сокровище, родители тратят большие деньги и покупают дорогие подарки, так сказать - в качестве благодарности. Но это вопрос спорный, ведь любовь купить нельзя. Если человек любит детей, то он к ним будет относиться хорошо, вне зависимости от того, будут ли родители его задабривать дорогими подарками или нет. А вот разбаловать можно запросто, и, к сожалению, от этого отношение к детям вряд ли изменится, а вот аппетиты вырастут.

Дополнительные занятия хореографией или изучение английского языка, тоже проводятся за счет родителей. И в этом случае, можно было бы порадоваться, ведь никто вас заставлять или принуждать не будет, но… Никому не хочется, чтобы его ребенок был хуже других, и поэтому, только в редких случаях, когда в семье каждая копейка на счету, родители вынуждены отказываться от дополнительных занятий, а в основном, все исправно платят.

Очень хочется надеяться, что в скором времени, нам не придется еще и зарплату платить сотрудникам детского сада, ведь если разобраться, то на плечах мам и пап лежит не менее 50% финансирования. Почему бы и не увеличить эту цифру до 100%? Ведь девать детей нам все равно некуда, а нанимать няню будет гораздо дороже…


Top