Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей. Когда ребенок начинает разговаривать? Причины нежелания говорить

Уже сейчас вы научились интерпретировать разные звуки, которые издает ваш ребенок - от восторга до крайнего расстройства. Когда вы научитесь слушать ребенка внимательно, вы станете все лучше и лучше понимать его вербальную и невербальную коммуникацию.

У детей реакции проходят медленнее, чем у взрослых. Это нужно учитывать, когда вы учите ребенка говорить. Слушая ребенка, учитывайте, что ему может понадобиться время, чтобы дать вам обратную связь. Если вы не можете понять, что говорит ваш ребенок, не волнуйтесь. Ни один родитель не может понять каждый крик и лепетание своего ребенка. Тем не менее, когда вы внимательно слушаете ребенка и пытаетесь понять его, происходят две вещи. Во-первых, ребенок понимает, что кого-то интересуется его мыслями и чувствами. Во-вторых, со временем, методом проб и ошибок, вы в конечном счете начнете понимать большинство слов своего ребенка.

В возрасте пяти-шести месяцев ваш ребенок будет издавать непонятные звуки, часто бессмысленные, но как радостно слышать их папе и маме. Этот лепет служит хорошей практикой для развития речи. К шести месяцам ваш ребенок захочет попрактиковать свой новый «язык» с любым, кто готов его слушать. Шесть месяцев - это очень социальный возраст. Ваш ребенок будет рад компании других людей и начнет говорить с ними по-своему. Практически каждый человек, которого увидит ребенок, будет объектом его новых речевых навыков.

Самый приятный собеседник - ребенок

Как только ваш малыш начинает произносить гласные звуки, он начинает считать себя настоящим собеседником. Не имеет значения, что вы не можете понять его, а он не может понять вас. В конце концов, то же самое верно для многих разговоров между взрослыми. Ваш ребенок хочет поговорить с вами точно так же, как вы говорите с другими.

Вы можете удивиться в первый раз, когда поймете: ваш ребенок, кажется, ждет от вас, что вы ответите на его непонятные звуки. Кажется невероятным, что всего за шесть месяцев он начинает понимать отдельные слова и фразы взрослых. Когда он начинает делать паузы в своем лепете (возможно, чтобы убедиться, что вы слушаете), вы должны отнестись к нему, как ко взрослому. По вашему поведению ребенок начнет понимать, когда его очередь слушать и ваша очередь говорить. Прислушайтесь и присмотритесь к малышу: он останавливается, чтобы послушать, что вы говорите, и вправду может быть лучшим собеседником, чем взрослые.

Имитация речи ребенком

Подражание и повторение вашим ребенком ваших слов в течение ближайших нескольких месяцев может быть очень частым. Даже если вы не поймете его, все равно оба можете получать удовольствие от «разговора», и ваш ребенок тоже будет наслаждаться разговором с вами.

Когда ваш ребенок старается "разговаривать" с вами, будьте вежливы. Реагируйте на слова вашего ребенка так же, как на слова любого взрослого. Участвуя в разговоре с ребенком лицом к лицу, держите с ним зрительный контакт. Вы можете отвечать на лепет ребенка, используя реальные слова или повторяя звуки и слоги за своим ребенком. Как только вы прекратите говорить, ваш ребенок может начать «говорить» с вами снова, пытаясь поддержать разговор.

В беседе с вашим ребенком учтите: разнообразие общения ускоряет процесс обучения. В общем, чем больше вы говорите, тем больше ваш ребенок будет пытаться говорить вместе с вами. Так он получает первые социальные практические навыки. В ближайшие месяцы ваши разговоры станут для ребенка способом изучать более сложные звуки. Обсуждайте с ребенком что-нибудь, но не монополизируйте разговор. Не забудьте дать вашему ребенку понять, что вы его слушаете.

Следите за своей речью

Пусть хорошей привычкой для вас станет рассказывать своему ребенку что-нибудь даже до того, как он сможет понять что-то из ваших слов. Описывайте ему то, что вы делаете. К примеру: "Сейчас я собираюсь сменить свой подгузник. Сначала мы должны снять ползунки..."

Также описывайте то, что делает ребенок. "Посмотри, как ты испачкался. Давай подойдем к ванной и умоемся." Ваш разговор будет поддерживать интерес ребенка, поможет ему отполировать свои социальные навыки и заложить основы для изучения слов.

Какой самый лучший способ для родителей поговорить со своим ребенком? Давайте начнем с основных ориентиров. Старайтесь не чувствовать себя слишком глупо, когда говорите с ребенком. Даже если у вашего ребенка еще слишком маленький словарный запас, он начинает понимать сам разговорный процесс. Чем больше вы говорите с ним, тем больше он узнает.

Не стесняйтесь говорить со своим ребенком тем высоким, певучим голосом, который использовали родители с грудными детьми на протяжении веков. Дети лучше реагируют на более высокие звуки, поэтому использование высокого голоса будет удерживать внимание вашего ребенка дольше.

Помните, что обсуждать что-то с малышом – это естественно. Вам не нужно упрощать свои слова и грамматику ради ребенка. Помните, неважно, насколько вы упростили свой язык, ваш ребенок не понимает все, что вы говорите (по крайней мере, пока ему не исполнится шесть месяцев, но ему нравятся ваши рассказы. Ваш ребенок просто любит общаться с вами. Ему все равно, говорите вы о погоде, работе по дому или термодинамике ядерного синтеза.

Не тратьте много времени и энергии на то, чтобы понять, что именно говорит ваш ребенок. Он, возможно, вообще ничего не говорит, просто произносит звуки. Смысл во фразах ребенка обычно появляется до года. А пока ребенок просто пытается издавать звуки и учиться быть общительным, именно так, как он видит это у взрослых.

К концу шестого месяца, прежде чем ребенок произнесет свои первые слова, он начинает понимать несколько простых фраз, которые вы говорите. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы начать учить его словам. Чем больше вы говорите с ребенком о том, что происходит здесь и сейчас, и описываете, как это происходит, тем легче будет ребенку установить связи между тем, что он видит, и собственной речью.

Как научить ребенка правильной речи?

Если вы любите музыку, вы можете выбрать ее из огромного ассортимента мелодий. Большинство из ритмических песенок будут хорошей инвестицией в развитие речи вашего ребенка. Пусть тексты и мелодии будут простыми, но от этого ваш ребенок будет наслаждаться не меньше, слушая их снова и снова.

С ребенком от шести месяцев (или даже раньше) до года, нужно говорить медленно и четко, чтобы дать вашему ему больше возможностей понимать и различать отдельные слова. Подчеркните в своей речи самые важные слова, особенно существительные (человек, место или вещь), через музыкальные акценты и частые повторения.

Если вы достаточно часто будете повторять в стихах одни и те же существительные, ваш ребенок скоро поймет, что обозначают эти слова: названия вещей, имена, события, явления. Даже если ребенок пока что не понимает, для чего предназначены эти предметы, он будет ассоциировать названия с реальными объектами.

Развитие речи и танцы

Хотя разговор с вами обеспечит ребенку основную часть довербального обучения языку, существуют и другие способы научить ребенка говорить. Как и все средства обучения языку, для детей лучшими являются те, которые поощряют их говорить. Этим средством, веселым и забавным, могут быть танцы. Во время танцев можно рассказывать ребенку, как и что нужно делать, петь песенки, и он очень быстро запомнит слова.

Обучать ребенка чтению и речи еще рано. Он может читать что-то с вами или играть сам по себе, но в этом возрасте стоит избегать книг с бумажными страницами. Ваш ребенок будет не только "читать" книги, но станет рвать страницы, жевать их, бросать и всячески портить.

Для детей есть специальные книги из толстого картона или пластика. Их сложно порвать или испортить. Эти книги можно дать ребенку для изучения слов и простейших фраз.

Что еще можно предпринять, чтобы научить ребенка говорить?

Отвечайте на зов и крики ребенка

Младенцы не могут вам сказать ничего внятного, зато через плач могут передавать сигнал о своих эмоциях и потребностях. В первый год плач - это основа их системы связи. Когда мы отвечаем на крик, дети понимают, что они находятся в мире, который их услышит, что они сейчас в безопасном месте, где их потребности удовлетворят.

Беседуйте со своим ребенком, даже если вам кажется, что он вас пока что не понимает и не может вам ответить. Рассказывайте ему о своих чувствах, эмоциях, описывайте самые простые действия. Ребенок привыкнет к потоку речи и постепенно начнет различать слова. А потом и сам будет говорить с вами.

Общайтесь с ребенком регулярно

Если вы регулярно говорите с маленьким ребенком и слушаете его, ему будет легко выучить язык. Моделирование речи - лучшее учебное пособие. Дети, слушая правильную речь, и сами учатся говорить правильно. При моделировании правильной речи они будут постепенно учиться строить предложения и фразы.

Пойте малышу песни

Эти песни могут быть какими угодно: песня во время купания в ванной, во время мытья посуды, во время гуляния в парке, во время смены подгузников, а также традиционная колыбельная перед сном. Ритмы и мелодии музыки, по словам психологов, способствуют изучению языка. Через год регулярного прослушивания песенок ребенок узнает массу новых слов и сможет повторять их.

И помните: когда вы покупаете музыкальные диски для детей, это только полдела. Ваш ребенок запомнит гораздо больше слов посредством вашего живого пения, чем при прослушивании электронной музыки.

Чтение, песни, стихи, разговор с ребенком - все это способствует развитию языка вашего ребенка и навыкам его общения. Но главный стимул для ребенка - это звук вашего голоса и вся та любовь, которую вы можете ему дать. Чтобы научить ребенка говорить, наслаждайтесь общением с ним.

С самого рождения малыша родители с нетерпением ждут его первых слов. В три месяца у многих младенцев уже получается пропеть несколько гласных звуков. В 4-5 месяцев малыши могут произносить несколько слогов. В 7 месяцев они внимательно прислушивается к взрослым разговорам, повторяют простые слоги по несколько раз (ма-ма-ма, ба-ба-ба) и понимают значение слов: да, нет, дай. В 8-10 месяцев у ребенка начинается звукоподражание людям, животным, звукам транспорта и бытовой техники.

Факторы, влияющие на развитие речи





В год малыши обычно знают свое имя и произносят его (многие, по-своему, смешно коверкая звуки), могут повторять одно- и двусложные слова за родителями, понимают значение около 20 часто употребляемых слов.

Формирование речи – сложный процесс, чтобы он протекал нормально, необходимы:

  • постоянное общение с малышом без сюсюканья. Разговаривайте с ребенком, читайте ему стихи, рассказывайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в детских книжках , играйте, занимайтесь рисованием и лепкой . Все это должно сопровождаться разговорами;
  • игрушки, развивающие мелкую моторику . Чем раньше начать этот процесс, тем быстрее заговорит ребенок;
  • адекватная психологическая обстановка в семье. Спокойные, доброжелательные отношения между членами семьи способствуют своевременному формированию речи;
  • нормальное развитие нервной системы ребенка. Неврологические проблемы могут вызвать задержку речи. Причиной бывают болезни при беременности, осложнения во время родов.

Важно!

Если есть подозрение на нарушение психического состояния малыша, немедленно проконсультируйтесь с неврологом. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее преодолеть.

Выводы

Если ребенок в состоянии произносить слоги, пытается подражать звукам животных и техники, он скоро заговорит. Не волнуйтесь, если ровесники сына уже вовсю разговаривают, а он произносит только несколько слов, у каждого своя индивидуальная программа развития. Он заговорит и нагонит друзей. Словарный запас интенсивно увеличивается после 4-5 лет, когда малыши хорошо соотносят значение слова с его звучанием. Следует помнить, что девочки начинают говорить на пару месяцев раньше мальчиков, поэтому не сравнивайте разнополых детей.

Интернет-магазин «Дочки-сыночки» предлагает развивающие игрушки , которые тренируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, развивают мелкую моторику, память и фантазию. Все это способствует формированию речевых навыков.

Когда малыш уже говорит - пусть даже не очень много, - это дает возможность родителям как-то ориентироваться.

Если на вопрос «Что ты будешь есть сегодня на ужин?» он отвечает «кафету» - ясно, что вопрос он понял.

Но в основном между годом и двумя нам приходится полагаться на слабые и ненадежные источники информации вроде кивков, улыбок, отрицательного покачивания головой, а также выполнения простых указаний. Впрочем, в этом возрасте степень «разговорчивости» малыша не может служить мерой того, сколько на самом деле он понимает.

Есть дети, которые в год и восемь месяцев уже болтают без передышки. Другие - совершенно нормальные и вполне толковые - не говорят почти ничего. Если применить специальную методику тестирования, выясняется, что понимают они не меньше, чем их разговорчивые ровесники. Вообще уровень понимания у маленьких детей значительно более предсказуем и единообразен, чем активная речь.

Так сколько же на самом деле понимают маленькие дети?

Недавно в США завершено исследование на эту тему, длившееся 25 лет. В нем приняли участие две тысячи семей. Родители малышей в возрасте от 8 до 16 месяцев записывали слова, которые их дети понимали, и те, которые они умели произносить. Родители детей в возрасте от 17 до 30 месяцев фиксировали активный словарь своих чад и использование ими грамматики (т.е. умение грамматически правильно изменять слова и составлять фразы).

Результаты исследования выразились в следующих цифрах. Половина годовалых детей понимает примерно 50 слов. К 16 месяцам средний ребенок понимает примерно 170 слов и произносит около 20.

Первые слова - это в основном существительные: имена близких, части тела, названия животных и видов пищи. К 16 месяцам сюда прибавляются глаголы действия: ходить и прыгать, открывать и класть (давать и есть обычно приходят раньше).

Тот факт, что ребенок, по всей видимости, знает или даже произносит какое-то слово, еще не означает, что он действительно понимает его смысл. Существуют разные уровни понимания. Малыши ориентируются на контекст при определении смысла слова. Например, если слово «ванна» он слышит только во время купания, то может назвать ванной пруд, в котором его купают летом. В то же время настоящая ванна, но без воды не вызовет ассоциации с этим словом.

Игра в слова

Вы можете использовать простые приемы, которые обычно применяют педагоги и исследователи для выявления познаний малыша. Положите на стол три-четыре предмета и попросите найти среди них и дать вам… ну, скажем, часы или платок. Только не подсказывайте ему ни жестом, ни глазами. Вы же просто хотите понять, знает ли он слово. (Не используйте при этом его любимые игрушки и слишком вожделенные предметы - малыш сграбастает их сразу, даже не выслушав ваше задание). Или покажите ему две картинки и спросите, где тут жираф. Если он укажет правильно - предложите следующую пару. При достаточном количестве картинок вы сможете довольно точно определить объем пассивного словаря ребенка.

Многие родители замечают, что между полутора и двумя годами у детей происходит резкий «скачок» в освоении языка. Четверо из пяти в это время начинают болтать вовсю. После первых 50 слов процесс идет быстрее, словарь пополняется в три раза больше.

«Вот это стул - на нем сидят...»

В какой-то момент ребенок обнаруживает, что не только близкие люди и хорошо знакомые предметы (мама, папа, чашка, ложка, глазки, ротик), но все, что он видит вокруг себя, имеет имена. Дети, которые постигли эту поразительную истину, активно стремятся узнать, что как называется. Они показывают пальцем на каждый новый предмет и вопросительно смотрят на вас, рассчитывая, что вы откроете им тайну.

Многие родители, не успев перестроиться на новые, лингвистические интересы ребенка, думают, что указывание пальцем, как и прежде, означает желание заполучить предмет. Они пускаются в длинные объяснения, почему нельзя трогать лампочку или папину бритву. Но все, что от них требовалось, - это дать вещи имя.

На этом этапе чем меньше объяснений - тем лучше. Нужное слово может затеряться среди других в длинной фразе, и малыш так и не узнает то, что хотел узнать. Если же вы намерены дать ему дополнительную информацию, сначала назовите предмет, а потом рассказывайте о нем. Как у Маршака: «Вот это стул. На нем сидят. Вот это стол. За ним едят...»

Часть слов дети вычленяют сами из речевого потока - сидя со взрослыми за столом, слушая наши разговоры или сказку, которую им читают на ночь. Это сложнейшая задача, требующая серьезных умственных усилий. Представьте, что вместо учебного диалога на уроке иностранного языка вам нужно понять живую речь настоящего иностранца. Если вы проходили через такое испытание, то понимаете, каково приходится двухлетнему малышу.

Немногие взрослые способны в такой ситуации сразу вычленить из речи собеседника то, что им нужно. В то же время многие двухлетки на это способны. Возьмите незнакомый ребенку предмет и придумайте ему имя. Это может быть любое несуществующее слово. Пусть он называется «пишка» или «гугуня». Потом вы что-то о нем говорите. После первого упоминания ребенок будет напряженно соображать, а после второго уже может связать новое слово, мелькнувшее в вашей речи, с новым предметом. Теперь спросите ребенка: «Где пишка?» - и он, с большой вероятностью, покажет правильно.

Но лучше всего малыши осваивают язык, участвуя вместе с вами в каких-то общих делах. Когда они слышат чужие раговоры или речь по телевизору - им трудно эмоционально включиться в ситуацию. Но находясь сами в центре событий, они впитывают информацию с поразительной быстротой. Совместное приготовление обеда или разборка конфликтов в песочнице на детской площадке дают им гораздо больше, чем простой «урок родного языка».

Все родители хотят, чтобы их дети рано научились говорить, чтобы говорили красиво и правильно, имели большой словарный запас, поскольку это один из важнейших критериев умственного развития. Что же для этого нужно?

Это - один из редких случаев, когда специалисты единодушны. Все они советуют одно и то же: как можно больше говорить с ребенком, читать ему вслух, рассказывать о том, что вы в данный момент делаете, давать объяснения всему, что его заинтересовало во время прогулки. Поощрять его собственную речь, придумывать для этого любые игры. Расширять его мир, обогащая новыми впечатлениями. Даже если он пока не все понимает - это стимулирует его развитие.

Советы родителям, как помочь малышу перейти от лепета к связной речи

Говорите внятно: Большинство родителей инстинктивно замедляют темп речи и подбирают простые слова, когда обращаются к малышу. Очень важно говорить отчетливо и раздельно, чтобы ребенку проще было различать знакомые и незнакомые слова.

Не подражайте детской речи: Как бы мило ни звучали детские словечки - ваша задача научить его говорить правильно. Поэтому вы не должны повторять за ребенком его ошибки, чтобы не закреплять их.

Избегайте говорить о себе в третьем лице: Маленькие дети не сразу постигают саму идею местоимения «я» - какое-то время они называют себя по имени. Но это не значит, что вы должны делать то же. Не говорите: «Мамочка хочет, чтобы Лелик доел кашу», пользуйтесь личными местоимениями - только так ребенок постигнет их смысл.

Поощряйте диалог: Многие дети постигают искусство беседы еще до того, как скажут свое первое слово. Когда ваш малыш лопочет что-то выразительное - отвечайте ему, общайтесь с ним. Общение матери и младенца, как разговор влюбленных, полно содержания вне зависимости от слов.

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела , с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Улыбка ребенка

Одним из самых ранних элементов общения ребенка можно считать улыбку. Она выражает радость и удовлетворение ребенка . Эти первые улыбки сопровождаются размахиванием ручками и ножками, а также довольно странными звуками. Ребенок способен улыбаться уже через несколько часов , слегка приподнимая при этом уголки губ. Уже с четвертой недели своей жизни малыш может полноценно улыбаться. Этот момент очень важен для формирования связи между матерью и ребенком. Следующим шагом в развитии эмоциональных чувств является «социальная улыбка », которая предназначена для других людей, а не только для мамы. В это время ребенок открывает для себя, что его окружают разные люди. Со временем кроха научится проявлять и другие эмоции, такие, как гнев, разочарование, веселость. Кроме того, в 5-6 месяцев малыш улыбается с выражением счастья на лице, а в 7-8 месяцев может расхохотаться.

Зрительный контакт

Еще один способ найти «общий язык» с окружающими - это зрительный контакт . После рождения у ребенка еще слабое зрение. Но он учиться распознавать лица своих родных. До третьего месяца жизни дети любят разглядывать лица людей, и тратят на это занятие очень много времени. С развитием навыков зрения их все больше и больше начинают привлекать различные предметы. Начиная с седьмого месяца, кроха уделяет половину времени своего бодрствования наблюдению за находящимися поблизости предметами. Он старается сопоставить их с собственными взглядами на мир. Ваше чадо может подолгу разглядывать игрушку, выискивая на ней различные детали.

Плач и потребности малыша

Плач - это также важный элемент коммуникации ребенка, свидетельствующий о его потребностях. По данным Американской академии педиатрии нормальный здоровый ребенок плачет от одного до четырех часов в день. Таким образом он пытается передать взрослым информацию. Плач - это естественное поведение ребенка. Но стоит отметить. Что существует много видов плача, которые различаются по высоте тона и ритма.

Крик - громкий, долгий плач, который внезапно появляется - означает боль.

Ритмичный плач - он начинается с беспокойного нытья, похрюкивания, а затем следует то усиливающийся, то уменьшающийся плач - означает голод.

Поплакивание - суетливый и слабый плач - ребенок хочет спать .

Поскуливание - тихий плач, который вдруг взрывается - означает плохое самочувствие.

Выкрикивание - громкий плач, пауза, потом вдох и очередная порция крика - ребенку страшно.

Рев - громкий нарастающий плач, который обычно сопровождается размахиванием руками - означает дискомфортные ощущения в подгузнике.

Стойкие рыдания - долгий плач в основном перед сном - означает усталость и сонливость.

Крик, который передает чувство дискомфорта - ребенок плачет громко, плач то усиливается, то утихает - ребенку некомфортно, слишком горячо или слишком холодно.

Взрыв - полный гнева плач, сопровождающийся внезапным потоком слез - означает ярость.

Ритмичное нытье - низкий, умоляющий крик - это чувство одиночества.

Мимика лица

С момента рождения ребенок может выражать различные эмоции мимикой . Сначала это заинтересованность, боль и акцентирование внимания на чем-либо. В возрасте шести недель ребенок может выражать счастье. Когда крохе исполнится три - четыре месяца, он сможет показать Вам свое удивление, а в пять-девять месяцев - гнев, страх, отвращение, радость и стыд. И только на десятом-двенадцатом месяце жизни при помощи мимики ребенок может выразить скуку, гнев и нетерпение.

Язык тела

Маленький ребенок при виде близкого ему человека часто размахивает руками. Таким образом он пытается сказать о своем волнении. Если же размахивание ручками сопровождается красным, скривленным личиком, это может означать разочарование, страх или гнев. Атаки злости сопровождаются также размахиваниями ножек. Первые жесты малышей основаны на движениях рук. Вытягивая руки в сторону игрушки, ребенок показывает свою заинтересованность. А вот сжатые кулачки могут свидетельствовать о том, что ему что-то не нравится. В возрасте семи месяцев малыш может выступить инициатором игры - он будет подбрасывать предметы, призывая родителей их поднять.

Разговорная речь

Наконец, у ребенка появляется разговорная речь. Уже в возрасте 2-3 месяц он может издавать отдельные звуки. В 6 месяцев малыш начинает лепетать. Он уже способен выговаривать целые слоги, например, ба-ба-ба, да-да-да. Уже на этом этапе речи можно понять, на каком языке разговаривает ребенок . Детский лепет - это своеобразная тренировка перед тем, как ребенок научится разговаривать. Кроха начинает играть со звуками, их интенсивностью и высотой. Сначала он повторяет один слог по нескольку раз, а затем учится сочетать вместе различные слоги. Несмотря на то, что лепет не имеет никакого смысла, у ребенка появляется ощущение, что он таким способом общается с окружающим миром. В этот период необходимо много разговаривать с ребенком и пробовать наладить диалог. Дети, с которыми часто говорят родители, чуть позже могут освоить значительно больше слов, чем их сверстники. Свои первые слова ребенок может сказать в годовалом возрасте, правда, у некоторых это получается раньше, другие же детки начинают говорить значительно позже этого возраста.

И на конец, несколько слов о языке жестов . В последнее время стало модно учить детей так называемым «символическим жестам». Это помогает им в общении с миром, пока они не начнут говорить. В 1982 году ученые обнаружили, что ребенок общается при помощи жестов, которые очень легко показать.

Например:

  • питание - ребенок прикладывает ко рту кончики пальцев
  • напиток - кроха кладет палец в рот
  • шапка - поглаживает себя по головке

Учить ребенка подобному языку нужно с первого года жизни. Это снизит переживания малыша по поводу того, что он хочет общаться, а еще не может. Такого рода жесты могут оказаться веселой игрой и помочь в изучении разговорной речи.


Top