Натуральный шелк мнется или. Три мифа о шёлке

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Современные точки продаж одежды поражают своим многообразием, прилавки забиты одеждой из самых разных материалов, как натуральных, так и искусственных. Но основные позиции, как и прежде, занимает шелк, используемый для производства разных вещей. Этот факт объясняется в первую очередь уникальными свойствами материала.

Шелковая ткань не растягивается и не садится. Поверхность обладает приятным блеском, который при попадании солнечных лучей переливается разными оттенками и привлекает внимание окружающих. В процессе стирки материал впитывает в себя большое количество воды (практически половину от собственного веса), но это не препятствует его быстрому высыханию. Особенно ценным свойством шелка является прочность. Благодаря всем этим свойствам шелк заслужил любовь многих потребителей.

Есть у шелка и существенный минус - цена. Дорогая шелковая ткань многим не по карману, но и с этим удалось справиться благодаря технологическому прогрессу, в результате которого на полках магазинов стали появляться изделия, изготовленные из искусственного материала. Эта ткань так же пользуется популярностью у покупателей, хотя не обладает такими свойствами, как натуральный.

Из чего производится шелковый материал

Ткут из натуральных, синтетических, а также искусственных нитей. Две последние вариации смело можно отнести к одной группе - химической. Искусственная материя производится из целлюлозы с химическими примесями, она имеет несколько отличные характеристики и доступную стоимость.

Натуральный материал состоит из тоненьких волосков, в состав которых входит воск, жир и белки. создается из белков фиброина и клейкого вещества серицина. Красильные и минеральные элементы входят в состав волокон. Натуральный материал, так же, как и относится к разряду дорогостоящих элитных тканей с большим перечнем положительных качеств, которых нет у его синтетических аналогов, а именно:

  1. Повышенная гигроскопичность. Способность впитывать большое количество влаги, но при этом быстро высыхать.
  2. Гипоаллергенность. Материал не впитывает пыль, не электризуется, подходит для людей, страдающих аллергией, препятствует распространению микробов и маскирует неприятные запахи.
  3. Хорошая терморегуляция. В одежде из шелка у человека сохраняется оптимальная температура тела в любую погоду.
  4. Воздухопроницаемость и паропроходимость. Несмотря на то, что изделия из натуральной шелковой ткани имеют высокую плотность, природные волокна отлично пропускают водяные пары и воздух. Это обеспечивает наилучшие условия для функционирования человеческого организма.
  5. Износостойкость и долговечность. Шелковая материя обладает продолжительным сроком службы, не утрачивая качества. Она устойчива даже к воздействию уксусной кислоты и спирта. Навредить шелку может только концентрированный щелочной раствор или кислота, а также постоянное нахождение на солнце.
  6. Огнестойкость. Сказать, что натуральный шелк не горит, конечно, нельзя, но при попадании искры на ткань она не загорается, а начинает медленно тлеть, распространяя вокруг запах паленых перьев.

Преимущества искусственной ткани

Научно установлено, что химический состав качественных волокон благотворно влияет на человеческий организм. Рассмотрим свойства шелковой ткани:

  1. Облегчает болезнь суставов.
  2. Оказывает положительное влияние при сердечных и кожных болезнях.
  3. Помогает при вирусных и простудных недугах.
  4. Способствует процессу клеточного обновления, продлевая тем самым жизнь человека.
  5. Искусственный шелк успокаивает раздражение на коже и избавляет ее от сухости.

Шелковый материал отлично драпируется, а значит идеально подходит для пошива платьев и штор. Складки получаются ровными, а изделия легкими и воздушными.

Следующее преимущество шелка заключается в его стойкой окраске. Одежда из этой ткани не полиняет при стирке и не окрасится. Изделия можно сушить на солнце не опасаясь, что оно выгорит. Но, несмотря на вышесказанное, следует помнить, что уход за изделиями из шелка должен быть подобран в соответствии с его плетением и видом (о них мы поговорим ниже).

Недостатки искусственного материала

Несмотря на большое количество преимуществ у искусственного материала есть и минусы:

  1. К основным недостаткам можно отнести его способность накапливать электричество. Это свойство доставляет потребителям большие неудобства при носке, поскольку в самый неподходящий момент платье или юбка может прилипнуть к телу. Но решается проблема достаточно просто - нужно пользоваться специальным средством, антистатиком. У натурального материала такая проблема отсутствует.
  2. С тканью сложно работать. Искусственный шелк хорошо режется и гладится, но при этом края изделия сильно осыпаются. Поэтому многие начинающие мастерицы не рискуют брать его в работу. К тому же у ткани наблюдается повышенное скольжение, соответственно проводить раскройку деталей тоже непросто.
  3. Работать с шелковой тканью можно исключительно специальными иглами (они очень тонкие). При неправильно подобранной иголке в местах сшивания будут оставаться прорубленные дырки.
  4. Искусственный шелк сохраняет пятна на одежде. В отличие от натурального материала, маскирующего пятна и запахи, здесь, если человек вспотеет, останутся пятна. Отстирать их бывает сложно, на вещах остаются разводы даже при попадании чистой воды. В процессе глажения также нельзя мочить ткань, поскольку останутся следы, и вещь придется перестирывать.

Виды шелковых тканей

При производстве шелковых полотен применяются различные способы плетения. К самым популярным относятся:

  1. Атласное.
  2. Саржевое.
  3. Полотняное.
  4. Мелкоузорчатое.
  5. Крупноузорчатое.

Основным отличием всех перечисленных видов является красивый блеск присущий шелку.

По составу волокон полотна разделяют на присутствие нитей:

  1. Натуральных.
  2. Ненатуральных.
  3. Синтетических.
  4. Смесовых.

Интересно. К смесовым материям не всегда относится состав из натуральных и синтетических волокон. Полотно может включать в состав исключительно натуральные волокна, но разного происхождения. Например, в последние годы для пошива костюмов и платьев довольно часто используют материалы, в которых смешаны шерстяные и шелковые волокна в разных пропорциях.

  1. Креповые.
  2. Жаккардовые.
  3. Гладьевые.
  4. Ворсовые.
  1. Определенного направления.
  2. Поштучные (для пошива салфеток, скатертей и покрывал).
  3. Промышленные.
  4. Курточные и плащевка.
  5. Декоративные.
  6. Для текстильной галантереи.
  7. Подкладочная ткань.
  8. Сорочечная.
  9. Плательная и костюмная.
  10. Плательная и блузочная.

Креповые материи

К креповому типу шелка принадлежат полотна, которые были изготовлены с использованием правой или левой креповой крутки в основе или при помощи утке. Эта техника позволяет сделать материал шероховатым, мелкозернистым с подвижной структурой. Он отлично драпируется, тянется и обладает хорошей эластичностью. В этой технике используются два вида переплетения, в зависимости от того, что требуется на выходе - крепополотнянное или полностью креповое.

К самым распространенным типам креповых материй относятся:

  1. Креповый шифон - просвечивающая, легкая шелковая ткань, состоящая из двойной или тройной нитки крепа.
  2. Креп-жоржет - изящная шелковая материя, не такая прозрачная, как предыдущий представитель креповых тканей, к тому же она, более блестящая, и состоит из трех и четырех нитей.
  3. Креп-гофре - тонкая шелковая ткань, которая является производной от крепдешина либо креп-жоржета. Отличительная черта этого материала, как можно догадаться из названия, это «жатая» поверхность, которая получается при применении уточных ниток с различной креповой круткой.

Полукреповые материи

К этой разновидности, прежде всего, относится крепдешин и легкий шелк. В основу полукреповых тканей входит шелковое сырье метакса, которое добавляет материалу глянцевую привлекательность, а за счет использования полотняной технологии плетения, структура ткани хорошо драпируется, приобретает устойчивость и эластичность. Изделия, изготовленные из крепдешина, практически не мнутся, соответственно, очень практичны в носке.

Следующие представители полукреповых материалов - креп-сатин и креп-атлас. Описание тканей-шелк можно выразить таким образом: имеют довольно плотную текстуру, тяжелые, внешне почти не отличаются друг от друга. Лицевая сторона крепового сатина и атласа гладкая, а изнанка мелкозернистая. При производстве применяется атласное витье с креповым кручением нитей утка. Креп-сатин и креп-атлас используется для изготовления практически любых изделий: ежедневная одежда, вечерние наряды, облачение для сна и отдыха, занавески, дорожки, чехлы и другое.

К репсовым полукреповым тканям относится креп-марокен с выраженной скруткой нитки в основании. Такие ткани отличаются практичностью, прочностью, очень устойчивы в носке, имеют шероховатую и рельефную текстуру. Из креп-марокена отшивают деловые костюмы, повседневные и парадные наряды.

Еще одним представителем репсового плетения является файдешин (вариация крепдешина). Этот материал имеет довольно плотную специфическую структуру, за счет чего на лицевой стороне полотна поперечный рубчик выражен слабо. Применяется эта ткань для пошива одежды, в исключительных случаях занавесок.

Гладьевые материи

Гладьевые шелковые ткани различаются по составу волокна на следующие виды:

  1. Основа из вискозы с ацетатным утком.
  2. Основа из ацетата с вискозным утком.
  3. С основанием из вискозы с триацетатным утком.
  4. С основанием из триацетата с вискозным утком.

Всю гладьевую подгруппу шелка связывают одинаковые свойства, такие как совершенно сглаженная поверхность полотна и средняя плотность. Материал производится по полотняной, саржевой, атласной либо мелкоузорчатой технологии свивания из метаксы ослабленной пологой крутки, которая не дает крепового эффекта. Ткани гладьевой группы визуально похожи на хлопковых представителей, но они мягче и больше блестят.

К гладьевой подгруппе шелка относятся:

  1. Атлас/сатин/мокрый шелк. Это переливистые шелковые полотна атласного свивания, ровные и глянцевитые с лицевой стороны и матовые с изнанки. Эти ткани отлично драпируются.
  2. Шелковое полотно. Материал средней плотности с нежным блеском и наименьшей степенью прозрачности. По наружным признакам материал похож на штапельное полотно, но практически не мнется.
  3. Тонкая, не совсем прозрачная шелковая ткань с переливами из ниток муслинового кручения средней степени. Полотно имеет привлекательный внешний вид, но есть и минус - расхождение нитей.
  4. Шифон. Тонкий и воздушный материал. Он может быть однотонным, а также встречается шелковая ткань с узорами. Чаще всего применяется для изготовления рубашек и платьев.
  5. Туаль, фуляр. Оба полотна изготовляются полотняным свиванием, характеризуются воздушностью и пластичностью. Фуляр более легкий материал.

Мокрый шелк можно разделить еще на несколько видов:

  1. Дюпон.
  2. Шармез.

Все эти ткани имеют разную степень плотности и блеска. Применяются они для пошива нарядов для вечернего выхода и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Полотна, относящиеся к этой группе, выделяются высокой декоративностью. Жаккардовое плетение за счет разнообразных цветных переливов от светлых до темных тонов придает объема полотну. А блеск, присущий переливчатой шелковой ткани с рисунком, визуально обеспечивает поверхности металлизированный эффект. На жаккардовых полотнах могут встречаться самые разнообразные узоры: цветочные, многоцветные, геометрические или двухцветные. Для подчеркивания рельефа и фактурных контрастов применяются дополнительные вкрапления.

В жаккардовой подгруппе коллекция тканей не очень разнообразная. Основным сырьем для их изготовления является ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые материи обладают высокой плотностью и довольно жесткие на ощупь, важное преимущество этого материала в том, что он не прихотлив в уходе. Сфера применения - пошив повседневной и нарядной одежды, костюмы для сцены и текстиль для дома.

Ворсовые материи

Эта группа тканей обладает высокой степенью декоративности и нарядности. Работать с ворсовыми полотнами достаточно сложно, поэтому пошив изделий осуществляется только профессиональными мастерами, обладающими навыками раскройки лекал, обработки швов и прочими.

Материи, относящиеся к этой подгруппе, выделяются тем, что имеют плотное ворсовое крепление, идеальный и выразительный рисунок.

К ворсовым тканям относятся:

  1. Бархат для пошива платьев. Полотна со сплошным, довольно плотным ворсом и устойчивым вертикальным расположением. Чаще всего этот материал производится однотонным, но в редких случаях можно встретить образцы с набивным рисунком.
  2. Велюровый бархат. Плотный материал с приглаженным, слегка наклоненным вискозным ворсом, высотой до 2 мм. Эта ткань значительно увесистее той, что применяется для пошива платьев.
  3. Вытравной велюровый бархат. Вискозный ворс расположен не сплошным полотном, а только на самостоятельных участках, предусмотренных рисунком.

Отличия натурального материала от аналогов искусственного и синтетического происхождения

Натуральные ткани от искусственного аналога отличить бывает достаточно сложно, чего не скажешь о синтетических полотнах, не существующих в природе, а являющихся исключительно непростыми химическими соединениями. При выборе изделий из шелка или материала остается полагаться на личные ощущения, которые могут подвести либо устроить проверку на горение (что вряд ли позволит сделать продавец). Как отличать материалы?

Для того чтобы понять, что находится перед вами, необходимо обращать внимание на следующие особенности:

  1. Синтетические материалы немного жестче, сильно электризуются, не садятся и не впитывают влагу. Внешне синтетика обладает переливами, блеск которых гораздо ярче, чем у натурального шелка. При горении нити плавятся, процесс сопровождается запахом горелой пластмассы.
  2. Искусственный шелк менее эластичен и очень мнется. По второму признаку, очень легко определить какой материал перед вами, для этого достаточно сильно стиснуть изделие в кулаке и подержать несколько секунд, после этого нужно разгладить его и оценить результат. На целлюлозных полотнах, прошедших процесс мерсеризации для получения натурального сияния остаются четкие заломы. Помимо этого, искусственный шелк можно проверить путем поджога нитки. Она будет загораться ровным огнем как бумага с характерным для нее запахом.
  3. Натуральный китайский шелк очень гладкий и приятный на ощупь, при наложении материала на руку он как будто «стекает» с нее. При соприкосновении с кожей шелк не вызывает дискомфорта, быстро принимая температуру тела и образовывая эффект второй кожи. Это свойство объясняется тем, что натуральные нити представляют собой протеиновый продукт жизнедеятельности насекомого, поэтому не отторгаются кожными рецепторами. Если натуральный шелк поджечь, он не пылает, а тлеет, выделяя в процессе запах горелых волос или шерсти. После догорания остается запекшийся комочек, который можно легко растереть пальцами.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

История

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Виды шелка


Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

Как определяют искусственный шелк:

  • не имеет переливчатого блеска, искусственная ткань «светится» тускло;
  • в отличие от полиэстровых тканей, даже гладкий вид шелка имеет некоторые погрешности на поверхности;
  • шелк-холодок ткут из нитей искусственного происхождения;
  • шелковые нити растворяются в теплом 10% растворе щелочи;
  • подожженные искусственные волокна издают запах горящего пластика или древесины;
  • при сжатии в кулаке образуются заломы с четкими линиями.

Свойства шелка

  • Натуральный шелк обладает уникальным приятным умеренным блеском, который не исчезает с годами. В лучах солнца шелковая ткань будет сверкать и переливаться, играя различными оттенками в зависимости от угла падения света.
  • Шелк отличается высокой гигроскопичностью (все шелковые ткани впитывают влагу, равную по количеству половине собственного веса и при этом очень быстро сохнут).
  • Внешний вид нитей: белые, слегка кремовые, гладкие, длинные (около 1000м), тонкие, мягкие.
  • Толщина элементарной нити – 10-12 мкм, комплексной – 32мкм.
  • Шелк настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
  • Шелк обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение – порядка 40 кгс/мм? (1 кгс/мм?=107н/м?); разрывное удлинение 14–18%.
  • Во влажном состоянии разрывное напряжение падает на 10%, разрывное удлинение растет на 10%.
  • Шелк малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется.
  • Шелк не тянется и не дает усадку
  • Шелк прекрасно драпируется. Это свойство позволяет использовать шелк не только для создания одежды практически любых форм, но и для штор, постельного белья и др. предметов домашнего интерьера
  • К действию света устойчивость шелка невелика. При попадании прямых солнечных лучей разрушение шелка происходит быстрее, чем у других натуральных волокон.
  • Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени горение само затухает, присутствие слабого запаха жженого волоса, продукт горения – черный пушистый хрупкий пепел.
  • Получение шелка связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалом.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Уход

Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Стирать шёлковые платки (шарфики и др. изделия) нужно вручную, в теплой (30-40 градусов) воде, причём без предварительного замачивания, без отбеливателей.
  2. Для стирки использовать мягкие моющие средства для шелка (типа Ласка), нейтральный шампунь или детское мыло. Налейте воды в тазик, добавьте пару капель (много не нужно) моющего средства, взболтайте его до пены. Только после этого опускайте шёлк в воду.
  3. При стирке и полоскании шёлк не рекомендуется тереть руками, т.к. ткань очень нежная и от сильного давления может потерять свою красоту. Поболтайте ткань в мыльном растворе пару-другую минут, несколько раз поднимите её из воды и опустите вниз. После таких несложных движений в мыльном растворе шёлк можно полоскать в прохладной воде. При этом при первых стирках возможно незначительное окрашивание воды. Не пугайтесь! Если вода осталась такая же прозрачная, но чуть-чуть окрасилась, изделие цвет не теряет. Это выходят излишки краски из очень ярких изделий.
  4. Для освежения цвета шёлк желательно полоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (2 ст. ложки на 10 л воды). Вода должна быть слегка кисленькой. Но можно этого и не делать. Полощите шёлк и сливайте воду до тех пор, пока не останется пены.
  5. Отжимать шёлк надо бережно, без выкручивания. Не забывайте, что шёлк, даже атласный – очень нежная и деликатная ткань! Сжимайте её, зажав между двумя руками, пока не перестанет течь вода. После этого – можно отжать в чистом полотенце.
  6. Сушить шёлк лучше в расправленном виде, вдали от отопительных приборов, чтобы не образовались складочки, которые потом придётся снова намочить, чтобы разгладить. Исключение – шёлк, окрашенный способом шибори, когда ткани специально придают фактурность. После заключительной стирки её скручивают жгутом (не сильно) и сушат, не разворачивая.
  7. Гладить шёлк лучше всего пока он влажный, т.к. шёлк разглаживается лучше во влажном состоянии максимально горячим утюгом в режиме «хлопок». Натуральный шёлк температуры не боится и не расплавится, как искусственные (вискоза и ацетат) или синтетические (полиэстер и капрон) ткани. С изнаночной стороны в режиме «шёлк» нужно гладить также изделия, окрашенные акриловой краской и имеющие контурный (выпуклый) рисунок. Для надёжности их лучше гладить через тонкую хлопковую ткань.
  8. Избегайте попадания на шёлковые изделия химических средств (духи, крем, лак для волос, дезодорант). От этого краски могут потерять яркость или даже обесцветиться. Чтобы этого не произошло, повязывайте платок (шарф) после того, как парфюмерия высохнет.
  9. Пятна от пота и другие сильно загрязненные места аккуратно протрите спиртом.

  1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда. Для формирования мотка шелковой нити весом 250 грамм требуется 12 часов работы.
  2. Шелковая нить обладает потрясающей прочностью, она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником).
  3. В изделиях из натурального шёлка не заводится пылевой клещ. Этому свойству шёлк обязан серицину. Серицин, шёлковый клей, вязкий белок натурального шёлка. Большая его часть вымывается при обработке (промывке) шёлка в горячей воде, но то что остаётся, достаточно для того, что бы противостоять появлению пылевого клеща. Благодаря этому натуральный шелк абсолютно гипоаллергенен.
  4. Отличить натуральный шёлк от не натурального можно с помощью теста «на горение». Как и в случае с шерстью, от горящего шелка исходит неприятный запах, а если убрать источник огня, материал прекращает гореть, а сама нить затем рассыпается в пепел.
  5. 80% всего производимого шелка в мире принадлежит Китаю.
  6. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
  7. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
  8. Для создания всего одного метра шелковой материи требуется в среднем от 2.800 до 3.300 коконов, на галстук уходит 110, 650 требуется для изготовления блузки, а для шелкового одеяла может потребоваться до 12.000 коконов тутового шелкопряда.
  9. Если распутать нити десяти коконов тутового шелкопряда, их хватит, чтобы овить ими Эверест.
  10. Одно из самых ценных свойств шелка – терморегуляция. В жару натуральный шелк «холодит», а зимой прекрасно держит тепло. При этом изделия из шелка отлично впитывают влагу.

Шелк не зря именуют "королем тканей", ведь это полотно очень красиво, обладает многими достоинствами и может применяться как в производстве одежды и аксессуаров, так и в оформлении интерьера. Из чего делают шелк и насколько это сложно? Читайте в статье ниже.

Немного истории

Производство этой удивительной ткани зародилось в Древнем Китае, и очень долго секрета его изготовления мир не знал. Над человеком, решившимся раскрыть эту тайну, висела угроза смертной казни. Поэтому и цена на ткань была соответствующей, позволить покупку себе могли немногие люди. В Римской империи шелк ценился на вес золота! Когда китайцы научились использовать нити шелкопряда для производства тонкого полотна? Точной даты вам не даст ни один историк. Существует легенда о том, что в чай императрицы однажды упал кокон гусеницы и превратился в нить удивительной красоты. Тогда жена Желтого Императора и принялась за разведение гусениц-шелкопрядов.

Только в 550 году н. э. византийский император Юстиниан сумел раскрыть секрет - из чего делают шелк. В Китай с секретным заданием были посланы два монаха. Вернувшись через два года, они привезли с собой яйца шелкопряда. Монополии на этом настал конец.

О гусеницах-шелкопрядах

Ткань натуральный шелк сегодня, как и в древние времена, можно изготовить только при помощи лучших гусениц. Бабочек в семействе шелкопрядов великое множество, но самую дорогую нить способны дать лишь гусеницы под названием Bombyx mori. Данный вид не существует в дикой природе, так как создан и взращен искусственно. Выведены они с единственной целью - кладка яиц для выращивания гусениц, производящих шелк.

Они очень плохо летают и почти ничего не видят, но с главной задачей справляются отлично. Живут гусеницы несколько дней, но успевают найти партнера и отложить до 500 яиц. Примерно на десятый день из яиц появляются гусеницы. Для производства килограмма шелка требуется около 6 тысяч гусениц.

Как гусеницы вырабатывают шелковую нить?

Из чего делают шелк, мы уже уяснили, но как это происходит? Каким образом гусеница вырабатывает такую драгоценную нить? Дело в том, что вылупившиеся существа круглыми сутками поедают листья тутового дерева, на котором обитают. За две недели жизни они вырастают в 70 раз и несколько раз линяют. Наев массу, шелкопряды готовы к производству нити. Тело становится полупрозрачным, а гусеницы ползают в поисках места для выработки нити. В этот момент их нужно поместить в специальные ящики с ячейками. Там начинают важный процесс - вьют коконы.

Переваренные листья превращаются в фиброин, накапливающийся в железах гусеницы. Со временем белок превращается в вещество под названием серицин. Во рту существ находится прядильный орган, на выходе из него две нити из фиброина склеиваются при помощи серицина. Получается одна крепкая которая застывает на воздухе.

Одна гусеница способна свить за двое суток нить длиной более тысячи километров. Для производства одного шелкового платка требуется более ста коконов, а для традиционного кимоно - 9 тысяч!

Технология производства шелка

Когда кокон готов, его необходимо размотать (это называют кокономотанием). Для начала коконы собирают и подвергают тепловой обработке. После этого некачественные нити выбрасывают. Оставшиеся нити распаривают в горячей воде, чтоб увлажнить и размягчить. Затем специальные щетки находят конец, а станок соединяет две или несколько нитей (в зависимости от желаемой толщины). Материал-сырец перематывают, так он и высыхает.

Почему же ткань получается такой гладкой? Дело в том, что по специальной технологии с нее удаляют весь сироцин. В мыльном растворе шелк варят несколько часов. Более дешевая ткань, не прошедшая обработку, грубая и трудно поддается окраске. Именно поэтому шифон не такой гладкий.

Окрашивание шелка

Долгий путь производства ткани еще не окончен, хотя и близится к завершению. После отваривания шелка предстоит еще один важный этап - окрашивание. Гладкие нити красить легко. Структура фиброина позволяет краске проникнуть глубоко внутрь волокна. Поэтому шелковые платки так долго сохраняют свой цвет. Полотно содержит положительные и отрицательные ионы, что позволяет использовать любую краску и получать хороший результат. Красят шелк как в мотках, так и уже готовую ткань.

Для получения более блестящей ткани и ее насыщенного цвета шелк "оживляют", то есть обрабатывают уксусной эссенцией. В конце пути полотно еще раз обдают горячим паром под давлением. Это позволяет снять внутреннее напряжение волокон. Процесс называют декатировкой.

Теперь вы знаете, из чего делают шелк и какой это долгий путь. В основном он производится в Китае и Индии, но законодателями "шелковой моды" являются Франция и Италия. В настоящее время существует много напоминающих шелк, но по гораздо более низкой цене (вискоза, нейлон). Однако с натуральным шелком соревноваться не сможет ни одна ткань!

Натуральный шелк — замечательная ткань, не имеющая аналогов, его история овеяна древними легендами, а процесс производства мало изменился за несколько тысячелетий.

Публикация будет интересна и поклонникам валяния , т.к. шелк Тусса и Малбери, а также шелковые платочки, очесы, коконы и прочие материалы широко используются в мокром валянии.

Итак, откуда берется шелк.

Натуральный тутовый шелк (

Наверное, практически все знают, что натуральным шелком нас обеспечивают удивительные червячки — неприглядные на вид гусеницы (личинки) тутового шелкопряда. Шелк высокого качества производят именно эти червячки, и часто его называют "тутовым шелком" или шелком Малбери (Mulberry — тутовое дерево в переводе с английского), тутовое дерево у нас называют шелковицей и многие любят его плоды. А личинки любят листья и превращают их в шелковую нитку.

Тутовый шелкопряд (научное название Bombyx mori — лат.) — бабочка из семейства Настоящие шелкопряды, в переводе с латинского языка Bombyx mori означает "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк". Название объясняется тем, что бабочке не позволяют вылететь из кокона, она умирает внутри.

Бабочка очень импозантная, встречала также название "шелковая моль": Размах крыльев 4-6 см, гусеница перед окукливанием может вырастать до 9 см.

Предполагают, что бабочка Bombyx mori произошла от дикой шелковой бабочки, обитающей на тутовых деревьях Китая. Это было очень давно, считается, что история производства шелка насчитывает не менее 5000 лет, и за длительное время разведения бабочек в неволе они утратили способность хорошо летать. Самки практически не летают, самцы летают немного в период спаривания, так сказать в минуты душевного подъема.

Процесс получения тутового шелка-сырца

Бабочка, вылупившись из кокона, спаривается с самцом, и после начинает откладывать яйца. За 4-6 дней она откладывает до 800 яиц, ничего не ест, т.к. ее ротовой аппарат недоразвит, и закончив свой труд — погибает. Яйца проверяют, отбирая здоровые, не пораженные инфекцией. Таким образом контролируется качество будущего шелка и воспроизводство здоровых бабочек.

Каждое яйцо через неделю дает личинку около 2-3мм с невообразимым аппетитом. Личинку нужно кормить регулярно днем и ночью в течение месяца листьями шелковицы (тутового дерева). Листья собираются, сортируются вручную и измельчаются. Все это время личинки находятся в больших поддонах с листьями, поставленными один на другой в специальном помещении с постоянной температурой и влажностью. Личинки удивительно чувствительны — в помещении не должно быть сквозняков, посторонних запахов и громких звуков. Что может произойти при несоблюдении условий? да просто гусеница не станет свивать кокон, умрет, и все старания шелководов окажутся напрасными.

Аппетит у гусениц постоянно растет, и уже через день они съедают в два раза больше, чем в предыдущий.

От постоянной работы огромного количества челюстей шелкопрядов в помещении стоит гул, похожий на барабанный стук сильного дождя по крыше.

На пятый день жизни личинка замирает и спит сутки, крепко вцепившись в листок. Затем резко выпрямляется, и старая тесная шкурка лопается, освобождая подросшую гусеницу. За период кормления личинки 4 раза меняют кожу, и вновь принимаются за еду.

Перед окукливанием гусеницы теряют интерес к еде и начинают вести себя беспокойно, постоянно помахивая головой вперед-назад. Под нижней губой находятся железы, вырабатывающие шелковую субстанцию. К этому моменту они представляют 2/5 массы тела, и переполняются настолько, что за гусеницей тянется шелковая ниточка.

Шелководы перемещают гусениц на настилы из листьев и веток, на деревянные решетки или специальные пучки прутьев для свивания кокона.

Сначала гусеница закрепляется на прутике или другой основе, создавая пушистую сеточку-каркас, и уже потом внутри нее свивает кокон. Она начинает выделять студенистую субстанцию, которая затвердевает на воздухе, образуя шелковую нить, и вращательными движениями обматывается этой нитью в форме восьмерки.

Нить состоит на 75-90% из белка - фиброина и из клейкого вещества серицина, который скрепляет нити и не дает им распадаться, также в нити присутствуют соли, жиры и воск. Полностью кокон гусеница заканчивает за 3-4 дня.

Интресный факт: коконы самцов сделаны более тщательно — они плотнее и длина нити больше, чем у самок. Те, кому приходилось держать коконы в руках, знают, какие они приятные и шелковистые на ощупь.

Через 8-9 дней кокон готов к раскручиванию. Если время упустить — через 2 недели из кокона выйдет бабочка, повредив шелковую оболочку. Т.к. ротовой аппарат бабочки неразвит, она не прогрызает кокон, а выделяет специальное едкое вещество, которое растворяет верхнюю часть кокона. Такой кокон уже нельзя размотать, нить будет рваной.

Поэтому куколку умертвляют, прогревая коконы горячим воздухом, и она задыхается в коконе, откуда и появилось название - "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк".

Вот оно, чудесное сырье для шелка!

Коконы сортируют по размеру и цвету и готовят к размотке.

Промывают поочередно в горячей и холодной воде. Клейкое вещество серицин, скрепляющее нити между собой, растворяется достаточно, чтобы можно было размотать нить.

Согласно всем изученным источникам — только размотка нити механизирована в настоящее время, все предыдущие этапы производства остаются полностью ручным трудом как в давние времена.

Нить одного кокона очень тонка, поэтому при размотке соединяют от 3 до 10 нитей, получая таким образом шелк-сырец. Когда одна из нитей в процессе сматывания заканчивается, к ней прикручивают новую, обеспечивая непрерывность. Оставшийся в нити серицин (клейкое вещество) помогает легко скрепить кончики нити.

Шелк-сырец требует дальнейшей обрабоки, его сматывают в пряжу и отправляют уже на ткацкую фабрику. Фабрики покупают шелк на вес, но в процессе дальнейшей обработки такой шелк-сырец теряет 25% веса — его замачивают для удаления остатков серицина, отбеливают. Чтобы компенсировать свои потери, фабрики обогащают шелк металлическими солями или растворимыми в воде веществами — крахмалом, сахаром, клеем или желатином. Такие пропитки позволяют делать более экономное переплетение нитей, и компенсировать потери веса при ткачестве.

В источниках прямо не сказано, но я думаю, что именно поэтому натуральный шелк дает приличную усадку при стирке. Ведь если вымыть из ткани соли или водорастворимые пропитки — ткань даст усадку освободившегося пространства.

После размотки коконов остается мертвая куколка, которая богата белком и употребляется в пищу!

Сейчас культура тутового шелкопряда разводится исключительно искусственным путем. Коконы, которые плетет гусеница тутового шелкопряда, могут быть различных оттенков от белого до желтого и даже сероватого. Белый сорт коконов содержит самый высокий процент шелкового белка и дает шелк наилучшего качества. Производится тутовым шелкопрядом в Японии, Китае и Индии. Япония первая применила научный подход к селекции и разведению шелковичных червей в специальных лабораториях, и сейчас превосходит другие страны в эффективности шелкового производства, но по объемам производства лидирует Китай.

Считается, что Франция и Италия делают шелковую ткань более высокого качества, чем страны Азии. Но исходное сырье — шелк-сырец закупается европейскими производителями в Китае.

Ткань белый китайский шелк:

Встречала такой пример: на женскую блузку нужна нить 600 коконов шелкопряда.

Традиционный тайский тутовый шелк получают переработкой желтых коконов, которые производятся другой разновиднодностью тутового шелкопряда Bombix Mori. Процесс разведения аналогичный.

Желтые коконы содержат меньше шелкового белка, и нить неровная — она имеет утолщения. При скручивании нить получается неравномерной, и на шелковом полотне тайского производства мы видим такие характерные утолщения нити. Опять же, весь процесс производства — ручной труд, часто даже размотка ведется вручную, поэтому тайский шелк довольно дорогой и в Тайланде доступен только состоятельным тайцам.

Ткань тайский шелк:

Натуральный "дикий шелк", "шелк тусса (Tussah, tussar)"
Что это такое и чем отличается от тутового?

Этот шелк потому и "дикий", что бабочка выращивается в природных условиях, на кустах и деревьях, которые максимум защищены навесами. Шелководы только присматривают за гусеницами и защищают их от птиц. Шелковые коконы собирают уже после вылета бабочки из кокона, и бабочки совсем другие - Antheraea, разновидность ночных павлиноглазок , которых называют дубовым шелкопрядом . Бабочки крупные, прекрасно летают, гусеницы перед окукливанием вырастают до 10см.

Китайский дубовый шелкопряд (есть японский, монгольский и прочие разновидности). Размах крыльев бабочки 10-15 см.

Они могут питаться листьями дуба, яблони, сливы или каштана, и их коконы отличаются коричневатым цветом, более грубой и прочной нитью. Коконы крупные, в несколько раз крупнее тутовых, и могут достигать размера небольшого куриного яйца.

В одних источниках пишут, что нить трудно разматывается, и шелковое волокно счесывают с кокона, в других — что нить разматывается превосходно. Не знаю, где правда!

Также дикий шелк отличается меньшим блеском, его нить блестит не равномерно, а как бы поблескивает.

Шелк, получаемый таким способом, не отбеливается до чисто белого цвета. Ткань долговечна и часто используется для оформления интерьера и производства очень носких плотных костюмных шелковых тканей.

Лично у меня давно на нее руки чешутся расписать, будет шикарная юбка, но все некогда.

Ткань из окрашенного дикого шелка:

Я надеюсь, уважаемые читатели, что статья была вам интересна. Лично я в процессе написания узнала много нового для себя и поняла, оценив масштаб ручного труда, почему настоящий натуральный шелк никак не может быть дешевым:)

На фото в публикации, скорее всего, небольшие частные хозяйства Азии. В Китае очень распространено выращивание шелкопряда фермерами и потом продажа коконов на вес в дальнейшую переработку.

Статья написана с использованием материалов с различных интернет-сайтов.

Автор

Интересно, что упоминавшееся клейкое вещество серицин, названо по имени древнего народа Серы, который, согласно дошедшим до нас записям историков (Геродот), и занимался с древних времен изготовлением шелка.
Как видите, шелк производят разные шелкопряды, не только тутовые.

На территории России распространен сибирский шелкопряд, который является вредителем:

"При благоприятных для развития погодных условиях они способны за небольшой промежуток времени значительно увеличивать свою численность. Таким образом, происходит вспышка массового размножения вредных лесных насекомых. Общая площадь действующих очагов вредителей и болезней в 2001 г. составила более 10 млн. га. Почти 70% этой площади приходилось на долю сибирского и непарного шелкопрядов. Очаги сибирского шелкопряда в Якутии на площади 6 млн. га перешли в разряд затухающих после проведения истребительных мероприятий и под воздействием естественных причин.

Наиболее опасными вредителями в Сибири являются сибирский шелкопряд (основной ареал - Иркутская область, Республика Бурятия и Красноярский край) и черный усач (основной ареал - Красноярский край). Сибирский шелкопряд обладает ярко выраженной экологической изменчивостью, отличаясь в разных частях ареала набором предпочитаемых кормовых пород и особенностями динамики численности , что позволило А.С. Рожкову (1963) выделить несколько регионов, где он питается на определенных видах кормовых растений и вспышки его массового размножения происходят со сходной динамикой (рис. 6). Площадь лесов, поврежденных этим дендрофагом только за 40 лет XX века (1930-1970 г.), составила более 8 млн. га только для Средней Сибири (Кондаков, 1974).

Из болезней леса наиболее широко (на 445 тыс. га) распространен рак пихты. Основным ареал данного заболевания в Сибири является Кемеровская область.

Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Российской Федерации помимо биологических особенностей вредителей и болезней вызвано действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты, такими как ограниченная численность специалистов в регионах, недостаточное финансирование лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д."

Ареал распространения сибирского шелкопряда:

Вредоносность сибирского шелкопряда, по А.С. Рожкову (1963):
1 - наибольший вред; 2 - значительный вред; 3 - небольшой вред; 4 - возможный вред.

То есть, даже при нынешнем суровом климате Якутии и Красноярского Края, Сибири, шелкопряд активно размножается, представляя угрозу лесам. В прошлом Сибирь была гораздо более подходящим местом, если судить о богатой флоре и фауне, остатки которой находят учены при раскопках. А сохранившийся кусочек тропических джунглей Приморья, наглядно иллюстрируют, каков был климат в прошлом. Когда теплое тихоокеанское течение работало на обогрев Дальнего Востока и Сибири.

Собственно, в Приморье и проходит сейчас северная граница ареала тутового шелкопряда:

Шелководство - разведение шелковичных червей для получения шёлка. Согласно конфуцианским текстам, производство шёлка с использованием тутового шелкопряда началось около XXVII века до н. э., хотя археологические исследования позволяют говорить о разведении шелковичных червей ещё в периоде Яншао (5000 лет до н. э.). В первой половине I века н. э. шелководство пришло в древний Хотан ,, а в конце III века - в Индию. Позднее оно было введено в других азиатских странах, в Европе, в Средиземноморье. Шелководство стало важной отраслью в экономике ряда стран, таких как Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Бразилия, Россия, Италия и Франция. Сегодня Китай и Индия являются двумя основными производителями шёлка, охватывая около 60 % мирового годового производства.

Хотан, историческая справка:
История города неразрывно связана с функционированием Великого шёлкового пути, который отсюда шёл либо на юг, в Индию, либо на запад, через ущелья Памира. В древности в оазисе обитали носители тохарского языка, которые рано приняли буддизм и мумии которых были обнаружены европейскими исследователями в начале XX века.
Вероятно, что здешние монахи первыми познакомили с буддийским вероучением китайцев, которых влекли в Хотан запасы высоко ценившегося при дворе императора поделочного камня - нефрита.

Приблизительно со II века до н. э. оазис заселяется сакскими ираноязычными племенами, оставившими довольно многочисленные памятники буддийской литературы на хотаносакском языке I тысячелетия до н. э. С их появлением связано собственно основание города и получение им известного нам названия (иран. xvatan). Начиная с IX-X веков хотаносакский язык постепенно вытесняется тюркскими наречиями.

Хотанский оазис (называемый в старых китайских текстах 和阗) обозначал предел распространения китайских границ во времена империй Хань (в 73 году здесь побывали войска Бань Чао) и Тан (в 630-е гг. здесь была китайская пограничная застава). По преданию, ещё в V веке китайская царевна, выданная замуж за хотанского князя, тайком вывезла из Поднебесной в своей пышной причёске куколки тутового шелкопряда. Таким образом, Хотан стал первым центром шелководства за пределами Китая; именно отсюда секрет его производства просочился в Персию и Византию.

В X веке в Хотане господствовали кашгарские князья. В периоды своего наивысшего могущества оазис пытались подчинить также владыки Тибета. Посетивший город в 1274 г. Марко Поло восхищался качеством местных тканей.


Top