Праздник благоверных петра и февронии. Православный календарь

8 июля 2017 года Русская Православная Церковь отмечает день памяти Святых Петра и Февронии . Этот праздник установлен в XVI веке в честь крепкой любви Муромского князя и его супруги, и всегда отмечается в этот день. Молитва о благополучном супружестве.

Повесть о Петре и Февронии – известное сказание, в котором народное сознание объединило реальные факты из жизни князей и мифологические представления. Этот сказ Церковь относит к апокрифам, а не к житийной литературе, но искренняя любовь двух людей прошла через многие испытания, в которых только крепла и это не вызывает никаких сомнений.

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы, по народному поверию, жили в XIII веке. За несколько лет до того, как стать главой Муромского княжества, святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Во сне князю приснилось, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония. Святой Петр послал в деревню Ласково, под Рязань, своих людей. Предание рассказывает об испытаниях, которые ему пришлось пройти, прежде чем понял, что он, князь, не сможет жить без этой деревенской девушки и принял решение жениться на ней.

Конечно, этот союз не был угоден знатным жителям города и они потребовали, чтобы князь отпустил ее от себя. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. На лодке они отплыли по Оке из родного города. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и простой народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со своей супругой. Предание описывает чудо, совершенное Февронией в пути – опаленное костром деревце все покрылось зелеными листьями за одну ночь.

Святые супруги прославились своим благочестием и милосердием к ближним.

День памяти Петра и Февронии - жития святых, история праздника и народные традиции.

Скончались они в один день и час 25 июня (8 июля по новому стилю). Тела святых были положены в одном гробе, о чуде, связанном с этим событием, также повествуется в сказании.


Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Не так давно установлен светский праздник Любви и верности, который отмечается 8 июля, в день памяти Святых.

Этот день всегда приходится на период , поэтому по православной традиции трапеза в этот праздник всегда постная.

День памяти Петра и Февронии - жития святых, история праздника и народные традиции.

На Руси бытовала поговорка «До Петра девка хитра, а на Петры - хоть лицо ей подотри» , то есть если в хороводах весны и начала лета она не находила себе жениха, то так и оставалась еще на год «в девках».

По погоде люди примечали, что от этого дня устанавливается хорошая погода на 40 дней.

С 1992 года мощи Петра и Февронии открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме, куда не оскудевает людской поток из разных частей России и зарубежья. Святым молятся о благополучном супружестве и об укреплении семьи.


8-го июля Православная церковь отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Их история напоминает добрую сказку о любви – большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

История большой любви

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.

Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

Святые


В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день - это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

День семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме. Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником.

А с 2008-го года в России зародился новый государственный праздник Дня семьи в честь Петра и Февронии Муромских, воспевающий любовь и преданность. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка - цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой - лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

В день Петра и Февронии православные супруги идут в церковь помолиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь. У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.

В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты. Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.


Священный Синод Русской Православной Церкви установил дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев . Дополнительный день памяти святых установлен в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году.
Святые супруги Петр и Феврония Муромские любимы и почитаемы в России, поскольку с их благодатных молитв начинаются успешные браки, благополучно разрешаются семейные споры и неурядицы, те, кто долго не находят свою «вторую половину», обретают ее после сердечного молитвенного обращения к ним. Двадцать пятое июня по старому стилю, иначе восьмое июля по новому - самая первая из дат в году, день памяти святых, когда мы с радостью и благодарностью поминаем их честные имена. В этот день празднуется их память, он считается днем упокоения святых благоверных князя и княгини, хотя некоторые историки полагают, что этот день связан с первым перенесением их мощей из пришедшего в ветхое состояние древнего Борисоглебского кафедрального собора Мурома в новый собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где они хранились под спудом. О существовании собора было уже известно с XV века, примерно в это столетие он был построен и обновлен в XVI веке, здесь мощи хранились до советского времени, пока его не разрушили в 1930 году, а мощи перенесли в местный музей.

Позже честные мощи святых перенесли в Благовещенский мужской монастырь Мурома, а в сентябре 1992 года они были с почестями перенесены в соборный храм Свято-Троицкого женского монастыря города, где ныне почивают открыто. Во время перенесения мощей икона святых, ранее расположенная на раке с мощами, замироточила, наполняя все вокруг чудесным ароматом мира. Также с той поры, как говорят сестры обители, над Муромом ночами стали подниматься два светящихся столпа и перед мощами сами возгораться лампадки, пригашаемые на ночное время, и в обители было решено установить перед ними неугасимую лампаду.

Икона Cвятых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
Поскольку праздник 8 июля приходится на пору Петрова поста, который является строгим, а к этой дате ныне приурочен День семьи, то многие верующие, кто хотел бы совершить бракосочетание или венчание в этот день, не могут этого сделать, так как праздник приходится на пост. В связи с этим решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 2-5 февраля 2011 года, Синодальной богослужебной комиссии было поручено «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества», и в 2013 году Архиерейский собор установил еще одну дату памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских - в честь перенесения их мощей в 1992 году. Память святых теперь будет ежегодно праздноваться каждое второе воскресенье сентября.

В дни, посвященные памяти святых Петра и Февронии, за Божественной литургией на сугубой - то есть посвященной смыслу праздника - ектенье будут совершаться прошения о пребывании брачных уз, скрепленных Богом, «в мире и единомыслии, благочестии и чистоте», о даровании «домашним их церквам несокрушимой крепости и преспеяния в любви нелицемерней», и об умножении народа - «да возвеселятся люди Твои видением сынов и дщерей, и да умножится народ наш и благословение Твое наследуется в нем в род и род». Еще Синодом было поручено Синодальной богослужебной комиссии составить «текст молитвы для прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых Петра и Февронии, об умножении любви, укреплении семей, сохранении супружеской верности, даровании целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи им, готовящимся к вступлению в семейную жизнь».

От нетленных мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских до сих пор совершаются чудеса, счастливо меняются судьбы, совершаются исцеления, а сестры Свято-Троицкого монастыря по-прежнему записывают эти свидетельства, ценные для нас и наших потомков, для всей Русской Православной Церкви, ибо: «Дивен Бог во Своих святых»!

Дорогие читатели, поздравляю вас с Днем памяти святых
благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев!

Дни их памяти: 8 июля в День семьи, любви, верности и 13 сентября (перенесение мощей 1992г.).

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.
Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака.
Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака.
Значит каждый из тех, кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии».
Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.
В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!". Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.
Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра.
Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия.

Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь безпрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.
Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.
Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля). Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
«Радуйтеся, святии и преславнии чудотворцы Петре и Февроние».

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.
В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ в своей проповеди сказал:
"Сегодня мы возносим ко Господу, благоверным Муромским князьям сугубые молитвы о православных семьях, об умножении любви, об укреплении мира, согласия и взаимопонимания среди супругов, о даровании им детей, об их благополучии и долгоденствии.

Князья Петр и Феврония явили нам пример подлинно христианской семьи. Исполняя евангельские заповеди, возрастая в вере, надежде и любви, они достигли святости, благочестиво живя в браке. Супруги хранили верность друг другу до последнего дня, выдержав с помощью Божией все испытания, отвергнув все соблазны. По особой милости Господней они перешли в мир иной в одно и то же время и были погребены вместе. Так Премудрый Создатель самой смертью прославил своих верных угодников, исполнивших Его повеление: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5-6).

Житие святых благоверных Петра и Февронии Муромских являет нам пример чистоты, святости, красоты семейной жизни и счастья от общения двух любящих сердец. Неслучайно в этот день нашему вниманию предлагается Евангелие от Матфея — в той части, где повествуется о заповедях блаженства (Мф.4,25—5,12). Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские в жизни своей осуществили этот возвышенный христианский идеал, что раскрывается нам в заповедях блаженства.

Сегодня наши семьи, особенно молодые супружеские пары, помимо испытания бытом, материальными проблемами подвергаются другой, еще более серьезной опасности: современный мир предлагает нам совсем иную модель поведения, иной образ жизни, отличный от того, к которому призывает нас Христос и которому последовали благоверные Муромские князья.
Вступление в брак — законный союз мужчины и женщины — зачастую уже не рассматривается в качестве необходимой нормы, регулирующей отношения между полами. Единственной нормой, которая предлагается секулярным сознанием, игнорирующим Божественные установления, является сиюминутная прихоть, жажда новизны, поиск порочных удовольствий.
Жизнь такого человека, порабощенного инстинктами, находящегося в плену у своих страстей, в конечном итоге оказывается пустой и безрадостной, одинокой и несчастной.

Опасная тенденция, направленная на разрушение семейных отношений, началась во второй половине XX века. Ее окрестили странным наименованием «сексуальная революция». На самом деле то была не революция, а если революция, то в самом плохом смысле этого слова. То была попытка — удавшаяся попытка — раскрепостить человеческий инстинкт, поставить его над разумом, над человеческой свободой, над человеческим достоинством, создать культуру поклонения этому инстинкту, ввести его как некую норму жизни, как некое правило общения между мужчиной и женщиной.
Если бы еще сто лет назад кому-то сказали, что люди сами, своими руками, в том числе опираясь на государственную поддержку, на поддержку общества, могущественных средств массовой информации, будут разрушать семью, — то никто бы в это не поверил, как еще совсем недавно никто бы не поверил в то, что во многих странах будет законодательно закрепляться возможность устраивать «семью» на основе греховных отношений между людьми одного пола.
Никакой «продвинутостью», никаким интеллектуальным развитием невозможно объяснить движение людей в бездну. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, — там бездна, там гибель.

А почему так? А потому, что Бог создал человека и этот мир. Кто-то в это верит, как в непреложную истину, кто-то сомневается, а кто-то эту истину отвергает. Но от этого сама истина не исчезает. И Богу было угодно положить в основу бытия этого мира законы и правила. Именно так функционирует физический мир — по законам и правилам. Некогда эти законы были скрыты от человеческого разума, но затем человек проник в их смысл — нередко это проникновение приводило людей к отрицанию Самого Законотворца, Бога, Творца мира.
Однако проникновение в законы бытия, физические законы, ни перед кем не ставит задачу отменить эти законы, разрушить их — хотя бы потому, что нет такой силы в мире, которая могла бы это сделать. А если бы это удалось сделать, то мир бы разрушился, — все это хорошо понимают. Никому ведь в голову не придет испытать закон тяготения на своем собственном опыте, спрыгнув с десятого этажа, — разве только человеку в состоянии умопомрачения или разрушительного стресса.

Но Бог положил в основу человеческой жизни и нравственные законы, нарушение которых так же опасно, как игнорирование законов физических. И один из этих законов связан с созданием человеческой семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене, и будут два в одну плоть. И то, что Бог соединил, человек да не разлучает» (Мф.19,5-6).
Это Божественное слово — это не человеческое слово, это не человеческая мудрость. И если, опираясь на человеческие знания, человеческий опыт, люди пытаются эту истину и эту мудрость отменить, то результат — гибель, потому что в них — один из основополагающих законов человеческого общежития.

А почему же так? А потому, что именно в жизни двух людей, соединяющихся в одну плоть, проявляется как ни в чем больше любовь одного человека к другому — до полного соединения, до жертвенного служения друг другу. И если разрушить семью — ту самую, где проявляется сила Божественной любви, — то и сама любовь исчезнет. Она будет заменена некими эрзацами, которые уже сегодня нам пытаются предложить в качестве опасной подмены семейных отношений.
Господу было так угодно, и именно поэтому семейные отношения, брак с апостольских времен благословляются Церковью. Первое свидетельство о благословении брака мы находим в письмах святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, жившего во второй половине I — самом начале II века.

Он пишет, что желающие соединить свои жизни должны прийти и получить благословение епископа. Зачем же это нужно? На этот вопрос замечательно ответил Григорий Богослов. Размышляя о браке и вспоминая то, что произошло в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино, чтобы порадовать участников брачной трапезы (Ин.2,1-11), Григорий Богослов говорит: там, где Христос, там все обретает достоинство, — и вода претворяется в вино, и все изменяется к лучшему.
Эти замечательные слова отца Церкви, проникновенного богослова и духовного учителя, помогают нам многое понять. И на вопрос, почему нужно благословение Церкви на семейные отношения, мы отвечаем: там, где Христос, там все обретает достоинство. Там особое достоинство обретают личности мужа и жены. Там особое достоинство обретает сам брачный союз, и все меняется к лучшему, подобно тому, как вода в Кане Галилейской преложилась в вино.

Именно в браке рождаются дети. Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные, проникновенные слова: человеколюбивый Бог, чтобы исцелить человека от страха смерти, даровал деторождение, в котором является нам образ воскресения. Действительно, даже неверующие люди, когда их спрашиваешь: «а вы действительно предполагаете, что с концом вашей жизни прекращается все?», — и то говорят обычно: «нет, я верю, что я буду продолжаться в своих детях».
Действительно, деторождение, по слову Златоуста, являет нам образ воскресения, потому что уходящие в неведомое будущее поколения людей как бы переносят каждого, кто им предшествовал, в это будущее, навстречу грядущему Спасителю. Великое таинство брака и деторождения не может быть отменено злой человеческой волей и человеческой мыслью, потому что эта отмена означала бы прекращение жизни рода человеческого.

Как бы ни были соблазнительны тот образ жизни, та модель поведения, которые предлагают нам сегодня средства массовой информации, художественная литература, кинематограф, раскрепощая инстинкт человека, поставляя его не на службу, не на созидание, не во образ воскресения, а в гибель человеческую, — брак и деторождение, несомненно, всегда сохранятся в роде человеческом, потому что так восхотел Господь.
И те, кто будет склонять главу свою в послушании перед этой великой тайной единства двух людей в одну плоть, кто со смирением и надеждой будет принимать благословение Божие на эту жизнь, — всегда, даже в скорбях, будут обретать радость и силу и продолжать род человеческий.

Сегодня перед людьми стоит и другая проблема. Безбожный XX век с его страшными гражданскими конфликтами и войнами, с морем крови, что принес он роду человеческому, утвердил в сознании людей и другую греховную мысль — о том, что законно и возможно проливать кровь неродившихся младенцев. Ничего более чудовищного люди придумать не могли — чтобы во имя каких-то прагматических целей, чаще всего связанных с обеспечением более комфортной жизни, идти на то, чтобы убивать исчадия своя.
Сегодня Церковь призывает законодателей, на чьих столах в Государственной Думе лежат поправки, которые могут хотя бы символически сократить количество невинно убиенных детей, — проникнуться сознанием ответственности пред Богом. А уж если этого не дано — то перед народом своим!

Для чего нам экономика, для чего модернизация, для чего продвинутая инфраструктура, для чего социальное обеспечение, если народа не будет?
Какое освоение сибирских пространств и Дальнего Востока, Севера и моря, когда людей не будет, или их будет недостаточно, или они будут больны?
И потому Церковь возвышает свой голос — не как политическая сила, не как участник политической борьбы, а как община, сохраняющая веру в Бога-Творца, заложившего нравственный закон в природу человеческой жизни.

И сегодня Церковь обращается к народу нашему, молодым мужчинам и женщинам, с призывом принять на себя ответственность за рождение детей — возможно, принимая вместе с тем и скорби, и лишения. Но разве от этих скорбей кто-то становился несчастным? Разве от этих лишений кто-то становился еще более ограниченным в своих возможностях?
Вся история народа нашего свидетельствует о том, что это не так; и даже при невысоком жизненном уровне люди, имея большие семьи, радовались каждому рождаемому младенцу. Величие страны нашей, величие всей исторической Руси невозможно в условиях резкого сокращения рождаемости и опасности вымирания нации.

Пусть Господь всех нас вразумит: верующих людей укрепит в страхе Божием, в желании исполнять заповеди, а у неверующих — хотя бы разовьет инстинкт самосохранения, потому что состояние семьи и рождение детей есть непременный залог успеха национальной жизни и государственного развития.

Мы вспоминаем сегодня святых благоверных Петра и Февронию Муромских, в жизни которых было все: и сильная любовь, и чистота взаимных отношений, и судьбоносная помощь жены мужу, и взаимные испытания, и даже гонения — все то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие в заповедях блаженства. Они умерли в один день и в один час, и жизнью, и смертью являя нам пример любви.
И, размышляя на тему любви, семьи и верности, мы должны также сказать и о тех людях, у кого нет семьи или детей. Это не означает, что такие люди являются Богом обиженными. Бог каждому определяет путь в жизни и каждому дает свое призвание. Люди, лишенные семьи и детей, не лишены любви Божией. И на них проливается милость Божия, и чаще всего эти люди становятся способными нести жертвенное служение ради ближних, исполняя слова апостола Павла из послания к Галатам, которые мы сегодня слышали: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал.6,2).

У Бога нет детей первого и второго сорта. Бог каждого призывает к служению, Бог каждого призывает к жизни по Его заповедям. Нам же остается лишь откликнуться на этот призыв и идти навстречу Богу, утверждая любовь, мир и правду в своей жизни и в жизни окружающего нас мира".

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре, купно с супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше. Темже, и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Величание
Ублажаем вас, святии чудотворцы Петре и Февроние, и чтим святую память вашу, вы бо молите за ны Христа Бога нашего.

Молитва святым Петру и Февронии Муромским

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!
К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину.
Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ ПЕТРЕ И ФЕВРОНИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

В этой истории были испытания, проверка мужества, но самое главное - в ней победила любовь. 8 июля Православная церковь празднует память святых Петра и Феврония Муромских, прославленных как пример верности, терпения и крепкой семьи.

Жена

Сначала Петр, муромский князь, сомневался в Февронии. Могла ли дочь деревенского бортника - человека, который занимается тем, что добывает пчелиный мед, стать ему - князю - женой? - так размышлял он. И приходил к выводу, что это маловероятно.

Условие о браке поставила князю сама Феврония. Петра, князя, привели к ней, изможденного болезнью - не мог он, как гласит сказание, ни ходить сам, ни сидеть в седле. Ермолай-Еразм, писатель XVI века, автор «Повести о Петре и Февронии Муромских», добавляет мифологических красок в рассказ: к болезни молодого муромского князя Петра привело противоборство с летающим змеем. Змея, утверждает писатель, послал в Муром сам дьявол: умел змей принимать облик других людей и входить с их женами в блуд. Его-то и убил князь Петр - чудесным найденным в церкви мечом. Но, умирая, брызнул змей кровью, и часть этой крови попала на князя - от крови пошли язвы, и сделалась болезнь.

Тогда-то в жизни Петра повстречалась Феврония - деревенская девица-целительница. И она поставила князю условие: «Женишься - вылечу тебя». И князь вроде был согласен, и лечение началось, но потом, возвращаясь в Муром, он все же решил, что так не бывает: не выходят крестьянки замуж за князей. И тогда язвы появились вновь, болезнь вернулась. Так Феврония стала ему женой.

Испытания

Введя Февронию в свой дом, князь продолжал проверять ее и с каждой проверкой все более убеждался, что жену ему послал сам Бог.

Так, однажды, испытывая ее мудрость, он дал ей пучок льна и приказал соткать ему рубашку. В ответ Феврония дала ему обрубок полена, чтобы князь сделал ей ткацкий станок. «Это невозможно!» - возмутился Петр. «Как и то невозможно, чтобы сшить тебе рубашку из этого пучка», - отвечала она.

В другой раз князь, усадив жену за свой стол обедать, обратил внимание, что она собирает в руку крошки после еды - так было заведено в ее небогатом доме. Взяв ее за руку, Петр сказал не делать этого больше. Но, раскрыв ее ладонь, увидел, что крошки превратились в благовонный фимиам, сообщает писатель Ермолай-Еразм. С тех пор князь более не испытывал жену, и в доме их воцарились мир и любовь.

Но настоящие испытания пришли Петру и Февронии с неожиданной стороны. В Муроме взбунтовались бояре, не желая видеть своей княгиней простолюдинку. В итоге они поставили ультиматум: князь должен сложить полномочия и оставить город. Или предложили второй вариант: Феврония берет какие хочет богатства и уходит из Мурома одна, без князя. «Из всех богатств нужно мне только одно - и это муж мой», - ответила боярам княгиня. Так князь с женой стали изгнанниками.

Святые Петр и Феврония. Фото: pravoslavie.ru

Они взяли корабль и уплыли по Оке, сообщает предание. Вместе с ними на корабле плыл некий человек со своей женой: «…и стал он смотреть на Февронию с плотским помыслом». Заметив это, она попросила его: «Зачерпни воды с левого борта ладьи и выпей». Он проделал это. «Теперь зачерпни с правого борта и выпей. Есть ли разница?» - «Нету разницы», - отвечал человек. «Вода одинакова, - сказала Феврония. - И одинаково же женское естество. Зачем же, свою жену оставя, помышляешь о другой?».

Так мыслила и так поступала Феврония - оставаясь верной князю и стараясь поддержать его в изгнании. Один из эпизодов повести говорит: когда супруги сошли на берег, предался Петр унынию, что оставил Муром. Феврония же сказала ему: «Бог,Творец и Промыслитель, не оставит нас».

И она вновь оказалась права: вскоре пришли к ним бояре из Мурома и, пав на колени, молили вернуться и княжить. «Так жили Петр и Феврония в любви и правили городом кротко и справедливо», - заключает предание.

Завещание

В летописных источниках нет упоминания о муромском князе Петре. В связи с этим ряд историков предполагает, что в «Повести о Петре и Февронии» под именем Петра выведен муромский князь Давид Юрьевич, живший в начале XIII века.

Одним из указаний на это стал финал повести, где Петр и Феврония, прожившие вместе много лет, на закате жизни принимают монашеский подвиг и расходятся встречать свой конец в разные монастыри. Петр, сообщает повесть, при пострижении в монашество получил имя Давид.

Реально существовавший князь Давид в конце жизни тоже ушел в монастырь, где его нарекли Петром. Писатель Ермолай-Еразм, сочинявший свою повесть спустя три столетия, вероятнее всего, просто перепутал имена, поменял их местами, полагают историки.

Муромского князя и его супругу прославили в лике святых в 1547 году, однако народное почитание их, судя по всему, возникло раньше. К супругам обращались в молитвах с просьбой о помощи в семейных делах, о счастье и потомстве, о том, чтобы в доме был лад.

В современной России день памяти святых Петра и Февронии Муромских стал Днем семьи, любви и верности. В этом году его будут праздновать в восьмой раз.

Подчеркивая крепость любви муромских святых, повесть так описывает конец их жизни: они умерли в один день, но хотели быть похоронены вместе, для чего заранее был вытесан общий гроб. Однако люди решили, что так нельзя, и похоронили супругов отдельно. Когда же наутро пришли, то увидели, что князь с княгиней лежат в церкви в общем гробу.

Разводить их более не посмели, и так свершилось завещанное: и после смерти любящие супруги не оставили друг друга.


Top