Русское золотое шитье.

Золотое шитьё - вышивка золотой и серебряной нитью - очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка - так тогда называлось шитьё золотой нитью.

Выделывали металлическую нить особым способом - волочением , получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой . Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань . Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из битья путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку , называемую также канителью . Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей.

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная - хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.

Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV веке золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские - «светлицы» , где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV века занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI века получили название «царицыных светличных палат» .

Одновременно, а по некоторым сведениям, даже и раньше, чем золотое шитьё, появилось на Руси жемчужное шитьё . Ведь во многих русских реках в изобилии имелся речной жемчуг. Мастера золотого и жемчужного шитья использовали в своих работах и драгоценные камни, и бисер, и стеклярус, а также цветной гарус из натурального шёлка. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, разные сумы, сумки и сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел, ножны и т. п. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.

Постепенно небольшие мастерские укрупнялись, возникали золотошвейные артели . Одним из таких центров стала существующая до сих пор мастерская в Торжке.

Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг - искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический. В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой. Так появился люрекс , а затем и нити с добавлением синтетического блестящего волокна, придающего металлический блеск шёлковой и хлопчатобумажной нити. Изобилие новых материалов, называемых золотными , имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц. Однако новые материалы остаются хрупкими и непрочными, что требует навыка в работе с ними и знания особых приёмов шитья. В следующем номере журнала мы познакомим вас с правилами, швами и приёмами золотного шитья.

Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.

Искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, принято считать, что к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки. Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом, создаются артели вышивальщиц. Золотыми нитями расшиваются пояса, сафьяновая обувь, женская одежда, головные уборы, изделия вышиваются по заказу и просто на продажу. В монастырях золотом расшивают предметы церковного обихода. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.

Известно несколько разновидностей техники золотного шитья , но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.
При шитье вприкреп нить укладывается на лицевой стороне ткани вертикальными рядами вплотную одна к другой. Закрепляется при помощи вспомогательной нити поперечными стежками. Регулируя расстояние между ними, получают геометрический орнамент, который образуется на фоне золотной нити. Эти орнаменты и называются швами шитья в прикреп. У каждого из них есть несколько разновидностей и свое название – «перышко», «черенок», «городок», «ягодка». Кроме золотистой нити для швов в прикреп используют и цветные,

Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий.

Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие. Лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях, в Эрмитаже можно увидеть парадное платье Екатерины II.

Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.

Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» - прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.

В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.

Способы золотного шитья

Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
очень редкой профессии - золотошвейка.

Редкая умелица - она вышивает
Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
жемчуг и пр.)

При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

У нее
высшее образование - сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
дарованный свыше талант.
Кроме того, она работала в мастерской Валентина
Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

Но самое
удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
Темы для рисунков
Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
- бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни - сначала покупала на свою
учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
культуры

Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
коллекционеров.

В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
чудесные пасхальные яйца.

"СПАСИТЕЛЬ"

Первое место по красоте и эффектности среди вышивок следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, известному под названием золотого шитья. В XVII - начале XVIII в. в этой технике работали преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где вышивка золотом использовалась для украшения церковных облачений. Шитье золотом - работа довольно трудная, требующая тщательного исполнения, поэтому ею занимались большей частью в монастырях и специальных золотошвейных мастерских.

У нас в России этот вид шитья известен также очень давно. Золотошвейные мастерские были во многих женских монастырях, где этим неповторимым по красоте шитьем украшались церковные облачения и хоругви.

До сих пор существовало мнение, что для безукоризненного исполнения этих работ шитье золотом нужно изучать, по крайней мере, в течение нескольких лет.

В последнее время, когда этот вид рукоделия стал довольно популярным, придумали различные более легкие способы вышивания золотом, не требующие такого большого труда, как прежде. Материалы для шитья золотом теперь используются другие. Конечно, сейчас таких нитей из чистого серебра и золота, которые были в дореволюционной России, нет. Их заменили крученые и пряденые нитки с добавлением небольшого количества драгоценных металлов, реже встречаются металлизированные нитки. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья - французские.

В зависимости от техники шитье делают на атласе, шелке, бархате, реже - парче, потому что ее качество, к сожалению, тоже далеко не такое, как было раньше, золотая и серебряная нити в ней заменены люрексом. Лучшие ткани для золотого шитья опять же импортного производства - итальянские, неплохи также французские и китайские. Главное требование к этим тканям - они должны быть очень прочными и достаточно толстыми.

Для золотого шитья употребляют не только золотые и серебряные нити, но и золотистый и серебристый бисер всевозможной формы, блестки разной величины, матовую и блестящую канитель (канитель - это тонкая проволочка, свитая спиралью).

Техника золотого шитья следующая. Работа полностью делается вручную. Самой важной ее принадлежностью являются прочные и хорошо сделанные прямоугольные деревянные пяльцы.

Также понадобится деревянная шпулька длиной примерно 20 см. На эту шпульку наматывайте металлическую нитку, которая от прикосновения рук может легко потускнеть или испортиться. Сначала на эту шпульку намотайте белые или серые хлопчатобумажные нитки, а затем крестообразно металлическую нить.

Некоторые металлические нитки для золотого шитья очень жесткие и не гнутся, а ломаются. Шпульку с такими нитками на некоторое время положите в очень теплое место, где металл под воздействием высокой температуры станет мягче и, следовательно, удобней для работы.

Независимо от того, на каком материале вы будете вышивать, вам понадобится подкладочная ткань, лучше всего бязь.

Прежде всего, вставьте подкладочную ткань, хорошо натяните и нашейте на нее материал для вышивки. Затем нанесите узор на лицевую сторону ткани с помощью картонных или бумажных шаблонов. После этого можно начинать вышивку.

В зависимости от техники исполнения различают следующие виды шитья:

Поверх приготовленного настила прикрепите сразу несколько нескрученных золотых нитей, которые должны ложиться плоско. На повороте аккуратно выложите золотые нитки, захватите их ниткой прикрепа и подтяните. Стежки золотой нити должны располагаться плотно друг к другу.

Для акцентирования вышивки с настилом или ее окаймления вы можете использовать шнурочек из 4-5 золотых нитей. Закрепите его за ткань поверх катушечными нитками, располагая стежки прикрепа величиной до 1,5 мм с лицевой стороны работы на расстоянии 5-6 мм друг от друга.

Иногда для заполнения пространства внутри узора шнурок из четырех нитей нашивают петлями (петлеобразный шов). В этом случае закрепите шнурок в трех местах на петле - в начале петли, в середине по центру и в конце. Шнурок при закрытии петли перекроет первый стежок, а в конце сделайте более длинный стежок, захватывающий обе стороны петли.

В золотом шитье широко применяется аппликация из бархата другого цвета или из парчи и блестков разного цвета. Блестки можно пришить с помощью бисера, но более давний и традиционный метод - с помощью канители. Для этой цели иглу с шелковой ниткой, закрепленной на изнанке, выведите на лицевую сторону работы, проведите через кусочек канители длиной 10 мм и снова выведите на изнанку.

Блестки часто используют и для завершения какого-либо узора. Составляются целые композиции из блесток, закрепленных канителью, и стежков ровно нашитой канители.

Узоры, выполняемые металлическими нитями, иногда включают в себя длинные стежки и острые углы. При нашивании золотого шнурочка по контуру узора ниткой несколькими стежками закрепите шнурок, а по острым углам сделайте петли. Середину золоченой петли можете заполнить шелковыми цветными нитками.

Золотым шитьем принято называть вышивку металлической нитью - золотной, серебряной. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченое золото и серебро - нити в виде тянутых проволочек. Позднее вместо волоченых нитей начинают использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. К XVI веку золотая нить почти полностью исчезает, ее заменяет золоченое серебро. Помимо пряденых нитей, в золотом шитье можно было встретить бить, имеющую форму плоской полосы, канитель - тонкую проволочку, скрученную спиралью, а также металлические блестки в виде плоских колец. Выполнялись вышивки металлической нитью в большинстве случаев в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как другая, льняная или шелковая, пришивала металлическую к ткани. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. При этом мастерицы могли прикреплять металлическую нить таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей, поэтому особую роль играла рельефность поверхности. Плоский рельеф шили простым наложением нити на ткань, то есть гладким швом. При желании создать более выпуклый орнамент подкладывали под узор бумагу, вату, бересту или делали настил из нитей. Этот прием, имеющий название "шитье по карте", был известен уже в XVII веке.


Золотое шитье являлось одной из наиболее распространенных вышивок, с неизменным успехом используясь в быту всех слоев населения. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода. Обратимся к использованию шитья в области одежды, поскольку здесь металлическая нить нашла самое разнообразное применение.


В XVII столетии, когда в России не существовало своего производства парчевых и шелковых тканей, при царском дворе нередко используют вместо дорогих привозных материалов вышивку золотым шитьем. Помимо русских национальных узоров, золотым шитьем воспроизводили орнаменты привозных тканей. Так возникает шов "на аксамитное дело", подражающий петельчатой ткани аксамиту. Вышивают шелком, повторяя узоры бархата. В одной из кроильных книг Мастерской палаты Кремля под 1628 годом мы читаем: "Скроен государю налатник тафта бела под шитье, земля зашивать серебром, а травы аксамитить золотом и бархатить" 1 . Русские мастерицы так искусно имитировали узор и технику, что отличить ткань от вышивки, без изучения изнаночной стороны, бывает затруднительно.

1 (А. Викторов. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584 - 1725 гг. Вып. I. М., 1877, с. 287, 291. )

В XVIII и XIX веках в купеческих домах и у зажиточного крестьянства можно было увидеть душегреи, платки, рубахи, кокошники и сорочки, покрытые золотым шитьем. Фантастические цветы XVIII века, обобщенно или реалистично трактованные цветочные узоры XIX века поблескивали позолотой и серебром на цветном фоне бархата или шелка. На ветках или между ними размещались фигурки птиц. Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах - в виде букетов или пышного дерева. При этом орнамент располагался или свободным узором по бархату, камке, атласу, или сплошь закрывал фон. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Сочетание золоченых блестящих нитей с ярким праздничным цветом фона мы часто встречаем на головных уборах и епанечках. В Нижегородской, Архангельской и других губерниях праздничными головными уборами женщин являлись головные платки и косынки с шитьем на налобной части и по углам. То плотные, как бы кованые из металла (этот шов и носил название "кованый"), то легкие, разбросанные по фону стебли со множеством листьев, цветов, гроздей винограда составляли причудливые орнаменты на белых, фиолетовых, черных и красных платках.


Примером украшения светской одежды золотым шитьем в XVIII веке может служить парадное платье Петра I из голубого гродетура работы русских портных. Кафтан, камзол и штаны этого комплекта богато расшиты серебряной нитью. Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых "на проем", способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья.


Не менее богато декорировались золотым шитьем одежды 1730 - 1740-х годов. После небольшого перерыва, падающего на середину столетия, к этому виду отделки возвращаются вновь, украшая им парадные и бальные мужские и женские платья, официальные придворные костюмы, военные мундиры. В XVIII веке богатые барочные мотивы проникают и в сферу культового шитья. Одежды священнослужителей, покровцы и пелены нередко перешивали из принесенных в дар женских и мужских платьев. Широкие робы, самары, юбки, носившиеся на фижмах, сшитые из богатых тканей и украшенные пышным шитьем, позволяли снова выкроить из уже готовых вещей более простые по форме облачения для церковнослужителей. В музейной практике имеются случаи, когда церковные облачения после реконструкции вновь принимали форму женского платья. Но даже тогда, когда облачение кроилось из новых материалов и вышивалось в монастырях, оно получало настолько светское оформление, что могло служить образцами шитья, характерными и для гражданского платья. Последнее особенно важно при незначительном количестве сохранившихся до наших дней мужских и женских костюмов XVIII века. Барочные завитки из металлической нити, бити и блесток первой половины XVIII века или идущие бордюром растительные мотивы, дополненные стеклянными блестками, характерные для конца XVIII столетия, или строгие гирлянды начала XIX века наглядно показывают изменение орнаментальных узоров золотого шитья.


В XIX столетии наиболее богато отделывались золотым шитьем введенные в 1834 году костюмы для придворных дам. Кроме вышивки на юбке, лифе и рукавах, особенно красивый и пышный узор покрывал длинные шлейфы. В шитье использовались различные материалы: металлическая пряденая нить, блестящая и матовая бить, часто можно встретить канитель, блестки. Рисунки узоров регламентировались, но в них, несомненно, находили отражение бытовавшие в то или иное время декоративные орнаменты. При этом наблюдается определенное изменение и техники шитья. В платье 1830-х годов встречается накладное шитье в сочетании с шитьем на проем битью - характерные для первой трети XIX столетия; в костюмах конца XIX столетия мы находим вышивку в прикреп, при этом либо прикрепляются предварительно вышитые по холсту узоры, либо шитье выполняется прямо по ткани платья, но без прокладки холста с изнаночной стороны, как это было свойственно народному шитью. Использовались в большинстве случаев бить, пряденая нить и блестки.


Продолжало использоваться золотое шитье и для отделки бальных женских туалетов. В них с наибольшей отчетливостью проявлялись требования своего времени как в общем характере отделки, так и в моделировках узоров. Одно из платьев эрмитажного собрания из розового атласа с вышивкой серебряной нитью и битью в сопровождении цветной глади знакомит с вариантом художественной отделки рубежа XIX - XX веков.


Украшались золотым шитьем и парадные мундиры придворных чинов и сановников. В конце XIX века на мундире обер-камергера вышивка располагалась на обеих полах во всю длину, по швам и разрезам на подоле, на воротнике, обшлагах, карманах. Шитье было настолько плотным и насыщенным, что почти не просвечивал фон ткани. В вышивке использовался целый набор материалов и технических приемов, аналогичных шитью на дамских придворных платьях этого же времени. Великолепие мундиров сановных лиц превосходно передано в картине И. Е. Репина "Заседание Государственного совета". Ярко-красные тона отделки мундиров и блестящее золотое шитье создают впечатление подавляющей пышности.


В продолжение второй половины XVIII и в XIX веке отделывалось шитьем золотной и серебряной нитью офицерское военное платье. Шитые детали военного костюма служили, как правило, для обозначения звания и принадлежности лица к той или иной части. Мундирное шитье XVIII и XIX столетий имело значительные различия в расположении, орнаменте, исполнении узора. Так, на офицерских мундирах ж лейб-гвардии Преображенского полка XVIII века вышитые узоры находились на полах, на клапанах карманов, на рукавах и по разрезу подола. Шитье делали накладным, пришивая уже выполненные по холсту в прикреп детали, из канители, пряденой нити и блесток. Орнамент представлял собой перекрученную петлю из стилизованных листьев, гроздей ягод и розетки. Постепенно видоизменяясь, этотузор в начале ХIХ века принимает более строгие очертания и предстает перед нами в виде вышивки на воротнике и лацкане обшлага. Шитье выполнялось теми же материалами, с добавлением блесток-плащенок на проем (нитью) и в прикреп (канитель и блестки). Шитье на гвардейских мундирах отличалось большей сложностью и изукрашенностью по сравнению с вышитыми отделками мундиров других частей армии.










Платок головной. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния. Шитье "на угол" золотными и серебряными прядеными нитями, битью и блестками. Золотое шитье в прикреп по карте по синей шелковой ткани. 95х92. PT-11734. Поступил в 1933 г. из собрания И. А. Гальнбека


Рубаха от костюма уральской казачки. Деталь. Вторая половина XIX в. Рубаха из белого узорчатого шелка, голубого атласа, ситца и кисеи. Шитье золотными прядеными нитями тамбурным швом, битью и блестками в прикреп. Длина передка 50, рукава 90. PT-102396. Приобретена в 1945 г. ЗК ГЭ



Кафтан и камзол Петра I. Деталь. 1724. Работа придворных мастериц. Шитье серебряными прядеными нитями на проем по шелковой голубой ткани гродетуру. PT-8559. Поступили в 1930 г. из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук СССР



Кисет в форме мешочка со складными боковыми сторонами. Конец XVIII в. Шитье золотными прядеными нитями, битью и канителью на проем и в прикреп по голубому шелку. 13х10,5. РТ-4672 Поступил в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина. Обложка для записной книжки. Конец XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями и сканью в прикреп по черному бархату. 11x15,7. РТ-5285. Поступила в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина



Платье придворное. Деталь шлейфа. Конец XIX в. Мастерская "Г-жа Ольга". Шитье золоченой битью и канителью в прикреп по темно-голубому бархату. РТ-13133в. Поступило в 1924 г. Происходит из Зимнего дворца


Top