Что важнее социализация или воспитание. Что такое социализация и воспитание? Воспитательные системы в социуме

Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. В процессе воспитания человек стремиться стать частью общества, принимать активное участие в его развитии и пользоваться правами, предоставляемыми обществом. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает ценный и незаменимый социальный опыт, на практике учится правильно воспринимать и разрешать различные возможные ситуации, неизбежно возникающие в процессе общения, взаимодействия. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь. Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний, потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание. В современной педагогической науке определены и достаточно глубоко изучены основные механизмы социализации. К ним относятся: подавление, изоляция, самоограничение, проекция, идентификация, интроекция, эмпатия, интеллектуализация, рационализация, аннулирование действий.

Суть механизма подавления заключается во внешнем или внутреннем вытеснении из сознания мыслей, желаний, чувств и т. д. Внешнее подавление создается усилиями других людей или окружающей среды. Внутреннее подавление исходит от сознательных волевых усилий самой личности или происходит произвольным образом.

Изоляция – механизм подавления неприятных для человека мыслей, воспоминаний, впечатлений, ассоциаций. В процессе изоляции человек улучшает свое психическое состояние, настраивается на оптимистический лад, учится справляться с конфликтными ситуациями.

Самоограничение – принижение собственных возможностей и способностей относительно результатов деятельности окружающих людей. В малых временных интервалах самоограничение помогает избежать стрессовых ситуаций и адаптироваться к возникшей ситуации. Однако постоянное отступление перед трудностями, боязнь ошибок и неудач рождает неспособность к их преодолению, тормозит развитие личности, «убивает» веру в себя.

Сущность механизма проекции состоит в восприятии окружающих людей, как обладателей собственных качеств, неспособности объективного суждения о людях, выделении и преумножении в них того, что человек хочет видеть и игнорирование на фоне этого основных личностных качеств других людей.

Идентификация – важнейший механизм социализации. Он заключается в уподоблении человеком себя с какой либо другой личностью, подражание ей. Человек перенимает привычки, взгляды, интересы другого человека, копирует его поведение, манеру общения, вкусы. Идентификация может быть осознанной или спонтанной. При условии принятия сознанием человека качеств и установок другого в неизменном виде, без адаптации к собственному мировоззрению, идентификация переходит в интроекцию.

Эмпатия – формирование способности сочувствовать, переживать, волноваться за другого человека. Этот механизм особенно сильно влияет на процесс социализации эмоциональных личностей.

Интеллектуализация – механизм, начинающий действовать при возникновении проблемных ситуаций, когда человек пытается найти выход, сделать выбор, преодолеть трудности. Эмоциональные люди больше других подвержены влиянию внешних и внутренних факторов разного рода, склонны к преувеличению тех или иных трудностей, поэтому интеллектуализация происходит у них наиболее интенсивно.

Совершая поступки, человек всегда стремиться дать им разумное объяснение, логически обосновать, что приводит в действие механизм рационализации. С одной стороны, рационализация, оправдывая действия человека, утверждает его веру в себя, с другой стороны, постоянное удовлетворение собственными личностными качествами тормозит их развитие и совершенствование.

Аннулирование действий – механизм, ослабляющий ответственность за свои поступки посредством признания их отрицательных сторон. Осознавая и извиняясь, человек считает тему исчерпанной и освобождает свою совесть от «груза» вины. Привыкая к такому решению подобных ситуаций, человек легко совершает плохие поступки, так как заранее знает, как избавиться от последствий.

На процесс социализации оказывает влияние множество факторов. Их классификацию по признаку массовости влияния разработал профессор А. В. Мудрик:

1) макрофакторы – факторы, влияющие на человечество в целом или на большие группы людей, например, проживающих в определенном климатическом поясе, на одном континенте, в одной стране;

2) мезофакторы – средства массовой информации, национальная специфика общества, региональные особенности политического, культурного и социального характера, условий окружающей среды;

3) микрофакторы – семья, образовательные учреждения, рабочие и учебные коллективы, друзья и близкие знакомые. Все эти факторы оказывают влияние на социализацию отдельного человека.

Важно соответствие темпов социализации темпам развития общества, которые не всегда совпадают. В этом случае происходит торможение в развитии как общества в целом, так и людей, его пополняющих. Человек, неподготовленный к полноценной реализации своих возможностей и стремлений, своего потенциала в условиях действующих механизмов современного общества, отвлекается от осуществлений важных для него целей на адаптацию к общественным требованиям и нормам.

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗЛИШНИМ

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Как указывал Л.С. Выготский, "…Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Сходства и различия

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Социализация - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), так как являясь планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики, но общепринятого определения нет. Многозначность воспитания можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

Воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией;

Воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

Воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

Воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. В случае, когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Если все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.

Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности, когда, "приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность. Здесь происходит интернализация культуры, обучение ролям. Кроме этого, есть такая часть социализации, которая направлена только на поддержание общества. Здесь личность включается в систему общественных отношений, приобретает социальную природу, социальный опыт, адаптируется к обществу". Аналогично, есть часть воспитания, направленная только на развитие личности, ее духовный рост. Здесь происходит определение смысла жизни, нравственных ориентиров личности, развитие и самоизменение человека. Это сфера не только морали, но и религии, и веры.

Благодаря тому, что в процессе социализации личность приобщается к нормам морали и права, происходит развитие личности. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера действия нравственности в жизни общества. Чем выше уровень духовного здоровья общества, тем в большей степени социализация способствует развитию личности. Духовное здоровье общества создается не столько общественным устройством или развитостью морального сознания правящих слоев, сколько уровнем духовного развития каждого члена общества. Наибольший вклад в развитие личности вносит дальнейшее самодвижение по пути именно духовного роста. Если же в процессе приспособления человека к обществу происходит отклонение от норм морали и права, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может стать анормичное (безнормное) состояние не только индивида, но и общества.

Может ли быть образование излишним

Всегда ли высшее образование идет на пользу? Надо ли получать второе, третье или тратить лучшие годы на первое, которым всё равно заведомо не воспользуешься? Является ли непрофильное высшее образование или степень преимуществом или помехой при приеме на работу? Вопросы не такие простые, как может кому-то показаться. С другой стороны, есть более очевидные проблемы: падение уровня и престижа высшего образования в разных странах, получение дипломов без получения сколь-нибудь высшего образования и т.д. Во многом это взаимосвязанные вещи, ведь чем ниже средние требования к дипломам, тем ниже оказывается и предложение.

Высшее образование как институт в России выполняет кучу совершенно ненужных и не свойственных ему функций. Рассмотрим их по порядку, начав со столь модного в последние десятилетия второго, а то и третьего высшего образования. Если в школе ученик овладевает неким установленным набором знаний, то в университете человек учится осваивать знания в том числе и самостоятельно. Дипломная работа - это свидетельство того, что человек сам может пойти в библиотеку, найти книги, прочитать и понять их и выдать какой-то, хоть небольшой, но новый результат. Человек с высшим образованием вполне в состоянии освоить как минимум смежную область знаний, а то и совершенно противоположную. Но тут возникает вопрос об оценке знаний и выдаче соответствующего документа. Этот процесс называется сертификацией и лицензированием, и к институту высшего образования он имеет очень отдаленное отношение. Реально в России люди зачастую вынуждены получать второе и третье высшее именно из-за диплома. Нормальная система сертификации и лицензирования сделает это ненужным.

Еще две причины, толкающие молодых россиян в вузы, - это призыв и поиски брачного партнера соответствующего уровня. Последняя проблема есть не только в России, но и в конфуцианских странах (Японии, Корее, Китае), где сопоставимость уровня престижности вузов молодых необходима для получения родительского благословения.

Наконец, есть еще одна сила, которая гонит россиян в вузы, - это незаконные требования работодателей к образованию. Если утрировать, то объявления в стиле «требуется уборщица с в/о» отнюдь не редкость.

В Северной Европе, где нет упомянутых выше российских проблем. Там часть учеников еще на школьной скамье выбирает рабочие профессии и спокойно идет в аналоги наших ПТУ. В 20 лет они не корпят над учебниками, а уже получают первую зарплату и платят налоги. Но при этом, если ученик передумает, он снова может вернуться из «ПТУ» в школу. Если человек решил стать инженером или бухгалтером, то после школы он идет не в университет, а в «высшую школу», где за три года овладевает специальностью и быстрей бежит на работу. И только люди, решившие заниматься наукой или желающие «прокачать мозг» так, чтобы потом достигнуть высот в карьере, идут в университет. Эти люди отлично осознают, что теряют несколько лет рабочего стажа и выплат в пенсионные фонды ради своих планов, поэтому в Северной Европе количество студентов в вузах на душу молодого населения на порядок меньше российского.

Заключение

В заключение можно сформулировать некоторые выводы.

1. Преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.

2. Успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания.

3. В процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.

4. Перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение.

5. Систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.

Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её реализации.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания), то это общие исходные положения, в которых выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Механизмы социализации молодежи касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.

Может ли в принципе высшее образование быть лишним? И да, и нет. Всё зависит от конкретной личности и частных обстоятельств. Те, у кого есть академический талант, амбиции и кто действительно обладает сильным интеллектом, несомненно, должны идти в университет. Те же, кто такими качествами не обладает (а таких, по мнению американского ученого Чарльза Мюррея, автора многих книг по образованию, больше половины из сегодняшних студентов) и кому нужна лишь «корочка» для резюме, - нет.


Каждый человек при рождении обладает определенными задатками. Но то, каким он станет, когда вырастет, какие его качества разовьются, зависит от воспитания, то есть, от целенаправленного влияния взрослых на него в детском возрасте. Но это во многом зависит также и от обстоятельств его жизни, от тех людей, с которыми он встретится, от особенностей взаимоотношений с окружающими. Эти факторы характеризуют процесс социализации, который также участвует в формировании личности. К сожалению, не все педагоги понимают, что такое социализация и воспитание личности, какую роль они оказывают на развитие индивидуальности ребенка.

Человек – существо социальное, он рождается и живет среди людей. Поэтому очень важно, как он научится взаимодействовать с другими людьми, как усвоит правила поведения в обществе. Многие педагоги считают, что главное в формировании личности малыша – это воспитание. Но многие примеры показывают, что без социализации в раннем возрасте невозможно научить человека ничему, и он уже не сможет приспособиться и жить в обществе.

Об этом говорят такие случаи, когда дети в раннем возрасте были лишены общения с людьми, например, Маугли, или девочка, прожившая в закрытой комнате шесть лет. Научить их чему-то оказалось почти невозможно. Это говорит о том, что развитие, воспитание и социализация личности – это те факторы, которые одинаково необходимы для маленького гражданина общества. Только присутствие их совместно помогает ребенку стать личностью, найти свое место в жизни.

Разница между социализацией и воспитанием личности

Обучение основано на отношениях двух человек: педагога и ребенка, а социализация - это отношения человека и общества.

Социализация - это понятие широкое, включающее в себя разные аспекты, в том числе и обучение.

Социализация – это долгосрочная цель педагога, она осуществляется на протяжении всей жизни человека и нужна для того, чтобы он смог приспособиться и нормально жить среди людей. А воспитание – это процесс, который осуществляется только в детстве, нужный для того, чтобы привить малышу правила, нормы поведения, принятые в обществе.

Социализация и социальное воспитание - это стихийный процесс, почти не поддающийся управлению. На человека воздействуют разные группы людей, часто совсем не так, как хотелось бы педагогу. Часто они не знают его и не ставят целью как-то на него повлиять. Обучение же осуществляется определенными личностями, специально подготовленными для этого и настроенными на передачу знаний и навыков.

Как видно, и социализация, и воспитание ребенка имеют одну цель: адаптацию его в обществе, формирование качеств, нужных для общения и нормальной жизни среди людей.

Роль образовательных учреждений в становлении личности

Воспитание, развитие и социализация человека происходит под влиянием коллектива. Больше всего действуют на формирование личности образовательные учреждения. Они помогают в формировании нравственных ориентиров, освоении социально значимых ролей и дают возможность малышу уже с детства реализовать себя. Поэтому очень важна программа воспитания и социализации школы. Обязанность педагогов - не только дать детям определенные знания, но и помочь им адаптироваться в обществе. Для этого разрабатывается система внеурочной деятельности, кружковая работа, взаимодействие педагогов с семьей и другими социальными группами.

Роль педагогов в социализации детей очень велика. Именно совместная деятельность школы, семьи, религиозных и общественных организаций помогает ребенку стать .


Top