Как произошло выражение иван родства непомнящий. Иваны, не помнящие родства

В начале 90-х, начали рушить памятники, переименовывать города и улицы. Кто видел по ТВ лица тех, кто "низлагал" памятник Железному Феликсу, Ленину наверное заметили с каким удовольствием и злорадством это делали люди, выросшие именно в эту эпоху. Люди получившие бесплатное образование, жилье, мед.обеспечение, соц.гарантии и т.д. Задавал себе вопрос. Зачем, почему, что в головах этих людей? Ведь это наша история, а не политика. Зачем практически каждый Верховный Правитель пытается переписать историю под себя. И сам же себе отвечал:- Это Иваны, не помнящие родства!
Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого русского имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок.
Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые каторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околоток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства”. Подтверждает это и А.П. Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков Беспрозвания, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку””. Упоминает он в “Острове Сахалине” и “Удостоверение поселенца Тымовского округа, селения Рыковского, не помнящего родства Ивана, 35 лет”.

Потом формула розыскного и уголовного делопроизводства была переосмыслена. И не последнюю роль в этом сыграл Салтыков-Щедрин. Этого имени он “удостоил”, например, беспринципных, “мелкодушных” газетчиков, о которых писал в “Мелочах жизни”: “Без идеи, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю…”. “Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства”, – это уже цитата из щедринского “За рубежом”. Ну правильно, человек, который не помнит, откуда родом, и не хочет называть себя – подозрительная личность…

Фото 1. Первый день на Курильском озере, в Кроноцком заповеднике.

Фото 2. Директор Т.Шпиленок обходит территорию кордона Озерный. Подзывает меня и указывая на валявшийся за инспекторским домиком бюст Ленина, говорит:- Посмотри художественным взглядом и пристрой бюст на какой либо постамент. Где нибудь здесь!

Фото 2. Мы с напарником Алексеем соорудили постамент, водрузили Ленина, отмыли, очистили. Интересно, кто был на Курильском озере, на месте бюст?

Вспоминая слова и просьбу директора Кроноцкого заповедника Т.Шпиленка, думаю, не все люди Иваны, родства не помнящие. Значит правильно его родители воспитали. Молодец!

Иваны, родства не помнящие

Иваны, родства не помнящие
В России в эпоху крепостного права пойманные беглые каторжники, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят - ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не помнящими».
Иносказательно: человек, не уважающий своей истории и традиций (презрит., неодобр.).
В русской литературе XIX в. был более популярен другой обобщенный образ, созданной на той же основе. Например, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сатире «Мелочи жизни», («Газетчик», 1886) пи сал об «Иване Непомнящем» (последнее слово здесь заменяет фамилию), имея в виду беспринципных литераторов, журналистов и газетных дельцов: «Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства (интересов правительства, «начальства». - Сост.), не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик... Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими «узами».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Иваны, родства не помнящие" в других словарях:

    Из романа «Буранный полустанок, или И дольше века длится день...» (1980) советского киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова. 1928). По народной легенде, манкуртом называли человека, которого враждебное племя еще ребенком похищало у… … Словарь крылатых слов и выражений

    М. разг. Обобщённо отрицательное название русского человека (иваны, не помнящие родства). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Штурмовой флаг 150 й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Минин. Минин, Михаил Петрович Ветеран Минин М. П. в 200 … Википедия

    Государственная дума России 4 созыва российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации … Википедия

    - «Школьная реформа», или «реформа 2004» увеличение доли предметов, преподаваемых на латышском языке в профессиональных и средних (10 12 классы) муниципальных и государственных школах национальных меньшинств (главных образом в русских школах)… … Википедия

    Великая Отечественная война … Википедия

    Гизий Казыханович Загитов Г.К.Загитов Дата рождения 20 августа 1921(1921 08 20) Место рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бобров. Бобров Алексей Петрович Бобров А. П. Дата рождения 1919 год(1919) Место рождения … Википедия

    Государственная дума Российской Федерации 4 созыва российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания… … Википедия

Книги

  • Тайны древней истории , Ткачев А.. Книга рассказывает о неизвестных страницах древней мировой и русской истории. Новый исторический материал получен на основе расшифровки тайнописей книг «Ветхогозавета». Как показала…
  • Кто сделал Россию Великой. Правители от Рюрика до Владимира Путина , Владимиров В. В.. Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца? - так писал А. С. Пушкин. Даже простой перечень имен тех, кто на…

ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА

После революции в Советском Союзе проводился глобальный эксперимент по
установлению социальной однородности. В результате были уничтожены различные
объединения людей: сословия, общины, землячества, партии, церковные приходы.

Чтобы облегчить воспитание «нового человека» на принципах совершенно
новой идеологии, была поставлена задача максимально уменьшить значение рода,
так как именно он нёс в себе традиции прошлого и мешал укорениться новому,
коммунистическому мировоззрению.

Политические взгляды разделили людей, а гражданская война поставила друг
против друга людей из одного рода и часто - из одной семьи. Многие погибли в
братоубийственной войне, другие уехали в эмиграцию, третьи умерли от голода,
четвёртые сгинули в лагерях и тюрьмах... Большинство дворянских семей, не успевших
или не захотевших эмигрировать, были вынуждены менять свои анкетные данные и
открещиваться от своих корней, а детей заставляли отказываться от родителей. И они
делали это ради своего будущего, ради своих детей. Родовые отношения претерпели
большое насилие, когда люди жгли семейные документы и фотографии, меняли
фамилии и национальность.
Затем началась индустриализация с её насильственным перемещением
миллионов людей. У большинства просто не стало дома, родственников, рода с
бабушкой и дедом, с традициями и воспоминаниями. Люди по принуждению или ради
идеи срывались с родных мест, забрасывались в чужие края на освоение Севера,
Дальнего Востока и целины, на новостройки: Днепрогэс, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре,
Магнитка, Кузбасс, Братск, Красноярск, БАМ и ещё сотни городов, куда на энтузиазме
уезжала молодёжь, отрываясь от своих корней.
Война и послевоенные репрессии в адрес отдельных людей и целых народов
привели к дальнейшему разрыву родовых отношений. Трудно в истории найти подобные
по масштабности и последствиям эксперименты с родами. Так формировался «советский
человек»…

Человека отрывали от рода и семьи для того, чтобы он остался один на один
с мощной государственной машиной и превратился в её винтик. Так создавались
«иваны, не помнящие родства».

Насильственное переселение большой массы людей на «новые земли»,
изменение их социального статуса (например, перерождение в земледельцев, в
металлургов, в шахтёров, в строителей...), прохождение большой части населения через
тюрьмы и лагеря, привели к деформации структуры генофонда России. Никто серьёзно
не изучал ещё более глубокие, поэтому и более важные, кармические проблемы,
вызванные такими процессами.
Почему это произошло? Зачем родовые отношения претерпели такое насилие?
Ничего нового нет под Луной… И описанные процессы, произошедшие в двадцатом веке,
повторяли то, что было ровно тысячу лет назад во время такой же смены одной
идеологии другой - во времена крещения Руси. Тогда было совершено не менее
глобальное по влиянию на общество насилие над родом. Почему повторяется история?
В этих двух процессах есть одни и те же причины.

Первая причина - род мешал развитию человека.

Развитие человека, пришедшего на Землю, является обязательным процессом -
для этого он и приходит сюда. Человек - единственное существо на планете, которое
может самосовершенствоваться. И эта его способность должна быть реализована,
именно для этого и создан этот физический мир и для этого человек приобрёл «кожаные
одежды». В этом и заключается эволюция. И если он не решает этой задачи, то ему
приходится снова и снова приходить на Землю и пытаться реализовать те потенции,
которые в нём заложены.

Поток эволюции не остановить - он неумолимо движется, ведь Мир всегда
новый и в этом заключается жизнь.

Попытка остановить жизнь приводит к тому, что поток эволюции сметает со своего
пути всё то, что мешает его движению. Любое стремление к стабильности, к постоянству
есть попытка остановить поток жизни. И родовые отношения как раз стоят на укреплении
традиций. А время всё ускоряется, поток жизни течёт всё быстрее, и то, что вчера было
прогрессивным, сегодня может оказаться тормозящим. И если это тормозящее не
перестроится, то поток сносит мешающий фактор. Мы видим достаточно примеров того,
как испытывают проблемы и уходят из жизни отдельные люди и целые государства, не
желающие меняться и перестраиваться в соответствии со временем. Советский Союз
развалился именно по этой причине - темп внутренних изменений не соответствовал
темпу процессов, происходящих в мире. По этой же причине ушёл со сцены режим
Саддама в Ираке. По этой же причине ушёл из жизни Ниязов, как главный тормозящий
фактор в Туркмении… То же самое получалось с родовыми отношениями в России и
тысячу лет назад, и в двадцатом веке. Этот фактор нужно учесть и религиям, и другим
учениям, которые не желают развиваться в соответствии с потоком жизни и пытаются
стоять на догматах.

Чем сильнее сопротивляешься переменам, тем большее насилие придётся
испытать со стороны Мира.

Вторая причина насилия над родом - родовые отношения мешали
объединению людей и созданию новых общественных формаций.

Родовые отношения несли в себе обособленность, разделение и тем самым
тормозили вхождение людей в новую эпоху единства. И в России был произведён
эксперимент насильственного разрыва родовых отношений. Гражданская война,
прошедшая через род и семью, эмиграция, сталинские репрессии, Отечественная война,
новостройки и целина - всё это силовым способом разрывало родовые отношения на
протяжении нескольких поколений. Масштабный эксперимент в рамках огромной страны
привёл к тому, что общество форсировано, революционным способом стало осваивать
коллективные формы и жизни и деятельности: коммуны, колхозы, трудовые коллективы,
пионерская организация, комсомол, партия…

Разрушение родовых связей позволило быстро сформировать коллективное
сознание советского человека и заложить фундамент новой общественной
формации - коммунистической.

Но то, что коллективизация в умах и жизни происходила насильственно (всех
несогласных ссылали, расстреливали или просто ставили на колени) заложило обществу
большие проблемы. На насилии никогда ничего не было построено доброго. Это
отрицательно сказалось на жизни общества. Лишённое родовых корней, оно с большим
трудом отстояло свою независимость в войне и просуществовало недолго - всего
восемьдесят лет, что очень мало для государственного образования. Мало того,
сегодняшние процессы деградации в обществе тоже имеют причину в отсутствии мощной
корневой системы у народа. Здесь прослеживается и другое насилие, совершённое над
родовыми отношениями тысячу лет назад. Замкнулся тысячелетний цикл после
насильственного крещения Руси, и уже не только Советский Союз, но и Россия чуть не
распалась на отдельные княжества. Да и всю эту тысячу лет русские испытывали
постоянное насилие и внутри, и снаружи. Причинно-следственные связи работают.

В истории России за тысячу лет не было периода и в пятьдесят лет, чтобы
не было войны, голода, или бунта… Всё построенное на крови кровью и
умывается…

Пришло время более мудро подойти к вопросу родовых отношений. Нужно помочь
людям привнести в жизнь родовые энергии, а с другой стороны, не допустить разделения
на этой почве. Непростая это задача, но при сегодняшнем состоянии сознания это стало
возможным.
Нам нужно восстановить корни не только своих индивидуальных родов, но и
глубинные корни народа. Нужно научиться уважать и любить свою историю, уходящую в
глубь десятков тысяч лет! Пока мы этого не сделаем, мы так и будем иванами не
помнящими своего родства и будем продолжать испытывать проблемы. Чем глубже
корни, тем мощнее растёт дерево! Сейчас делаются многочисленные попытки
обратиться к той давней славянской истории, но не всегда это происходит гармонично,
возникают националистические чувства, национальная гордыня и на этой почве - новое
разделение народов. Так снова проявляется обратная сторона родовых отношений.

Каждый народ должен вырастить своё дерево в саду человеческом!

Вот путь развития эволюции. Ценность огромного числа народов на Земле в их
индивидуальности, разнообразии. Но не обособленность должен создавать род, а
развивать индивидуальность и создавать богатое разнообразие веточек человеческого
общества. Пришло время более мудро подойти к вопросу родовых отношений. Нужно
помочь людям привнести в жизнь родовые энергии, а с другой стороны, не допустить
разделения на этой почве. При сегодняшнем состоянии сознания это стало возможным.
Да, наступает эпоха Единства, и человек в своём сознании выходит на глобальный
масштаб. Но что будет собой представлять сад человеческий - единство кустарников,
ухоженный сад с ровными рядами деревьев или естественный лес со множеством
разнообразных красивых деревьев?

Вырастить своё родовое дерево, помочь укрепить корни и вырастить дерево
своего народа, а затем помочь расцвести всему саду человеческому - вот путь
развития каждого человека и выход его на глобальный уровень.

В последнее время много сделано для раскрытия индивидуальности человека.
Идёт освоение следующего этапа - формирования роли семьи. Этот вопрос уже звучит
на государственном уровне, в президентской Программе 2008 год объявлен годом Семьи
в России. Я предлагаю сделать следующий шаг - оживить родовые корни, возродить
родовые связи, пустить родовые энергии в новую жизнь. Человек, имея современное
сознание, не даст роду превратиться в жёсткую структуру, мешающую развитию
личности и общества и, с другой стороны, не будет оторван от питающих род корней.
Связь поколений, их гармоничное взаимодействие очень важно для всех членов рода.

Духовное развитие возможно без взаимодействия с родом только до какого-
то состояния, дальше которого можно идти, наполнившись энергиями
индивидуального рода и рода общечеловеческого.

Для этого особенно важно среди родственников учиться понимать друг друга и
помогать друг другу. Род воспитывает уважение друг к другу, почитание старших, а это
необходимое условие духовного развития. Вложенные силы и энергии в построение этих
отношений окупаются сторицей.
В повседневной суете и за решением глобальных вопросов многие люди забыли о
существовании рода, зачастую плохо знают свою родословную. Не знают важных
деталей жизни даже предыдущего поколения, не говоря о более глубоких корнях. Где
родились ваши родители, как проходило их детство, как они познакомились и как строили
свою жизнь, какие у них были интересы, как развивались их отношения, какие были
проблемы и задачи, как они их решали - и многое другое нужно знать, для того чтобы
разобраться в своей жизни, понять причины того, что происходит с нами. Зная всё это, и
глубоко разобравшись в этих вопросах, можно очень многое решить в своей жизни. А
если так же глубоко понять жизнь бабушек и дедушек, то это ещё более может
продвинуть в решении сегодняшних задач.
Некоторые сконцентрировали силы на поиске своих корней в предыдущих
поколениях, стараются заглянуть как можно глубже и найти знаменитых в прошлом
родственников.

Важно не количество открытых колен рода, а качество, то есть глубина
понимания жизни предыдущих поколений.

Каждый человек имеет возможность заряжаться энергиями рода и отдавать ему
свои энергии. Таким образом, происходит постоянный обмен энергиями, и в результате
этого идёт эволюция рода и человека. Представьте образ дерева, где человек - одна его
веточка. Она тянется к свету, к солнцу, получает эту энергию, преобразует её в себе и
передаёт роду. А по стволу идёт встречный поток жизни от корней рода...

Духовность есть глубочайшая человечность, а такое состояние возможно
только в соединении с родом своим!

________________

КРОВНОЕ РОДСТВО

По летописям слово «род» имеет очень широкое значение. Оно означает
рождение, колено, племя; породу, родство, родню; в некоторых случаях может
обозначать семью в широком смысле.

Семья составляет корень каждого рода, а затем она разрастается многими
ветвями, целым древом. Став таким древом, семья получает название «род», то
есть, становится союзом, общиною многих семей, связанных между собой
естественной последовательностью рождения.

Было время, когда такое древо существовало живьём на своём родном корне,
тесно и крепко переплетаясь своими ветвями около родного ствола. Во время родового
господства семья была не более, чем частица рода. Семья представляла частный,
домашний круг жизни и не носила никакой самостоятельной и независимой силы. Она
рождала род и растворялась в нём. Такое обезличивание семьи сказалось отрицательно
на судьбе и семьи, и самого рода.
Слово «род» оставило в русском языке очень большой след, как ни в одном
другом! Это и «родина», «родинка», «роды», «природа», «родник», «урожай»... Слово
«род» означает и биологический род, и грамматический, и сорт, и человечество, и семью.
Из поколения в поколение человеку внушались значимость родовых понятий,
первостепенность родовых ценностей. Каждый входящий в род пользовался его защитой,
а лишённый покровительства рода изгонялся, становился изгоем. У изгоя не было
никаких прав, поэтому люди держались за родовые связи.

На Руси произошёл сплав преувеличенного значения рода и
преувеличенного значения матери. Это привело к тому, что женщина стала как бы
неформальным лидером рода. А мужчина в родовом клане выполнял, в какой-то
степени, роль своеобразной иконы.

Его уважали, почитали, но фактически командовала жена. (Вспомните сказку про
золотую рыбку.) Пока была жива мать, чаще всего она была старшей рода. И сейчас
можно встретить семьи, где существует такое фактическое главенство женщины, хотя
редко кто в этом признаётся.
В западной Европе культура общества выстраивалась вокруг семьи, на Руси -
вокруг рода. В Европе воспевались семейные ценности, на Руси - ценности родовые. В
этой системе ценностей главное - род, община. Человек занимал самую низшую ступень.
Поэтому и коммунистические принципы в России были приняты сравнительно легко.
Род не тождествен патриархальности. В частности, славяне уже в древности
потеряли память о своём праотце, и у них нет никакой соответственной личности,
которую можно было бы обожествлять, как, например, у восточных народов, где
народами управляли сами божества, которым народ поклонялся. Такие представления и
понятия об единоличной власти праотца приводили к созданию безграничной власти
царя и в дальнейшем - к понятию единого Бога.
У славян до крещения не было такой личности, и идея о единоличной власти
патриарха, развившаяся в идеал царя, не укрепилась в сознании. В своих преданиях о
первых строителях своего быта славяне начинают не от одного лица, не от праотца, а от
трёх братьев, от Трояна. В дальнейшем это выразилось и в религии - в триединстве
Бога, в Троице. Недаром праздник Троицы является на Руси очень почитаемым
праздником. До сих пор жива древняя пословица: «Один сын - не сын, два сына -
полсына, три сына - сын!».
Границы семьи (если смотреть по мужской линии) определяют отец и сын.
Границы рода - дед и внук. Дальнейшее определение родовых колен определялись
только прибавкой выражения «пра-»: прадед, правнук... Дед в некотором смысле был
уже мифом (дедушка-домовой...).

Я предлагаю включать в понятие род и тех, кто уже ушёл из жизни. Их
влияние на жизнь оставшихся на земле значительно.

И если с ушедшими взаимодействовать мудро, то это принесёт пользу всем. В
образе родового древа их можно представить в виде корней, находящихся в земле и
питающих род эфирной и астральной материей. Каждый должен познать (открыть) свой
род, очистить его, наполнить светом и любовью души своей. Так реализуется принцип
единства в новой эпохе.
Со временем, в процессе эволюции, потребовались более крупные формы
общежития, объединяющие множество родов, что привело к рождению общества и
государства. Там, где такое объединение происходило естественно, родовые связи
сохранились и смягчили формы государственности. А где государство желало обладать
большей властью над людьми, там значение рода принижалось. Именно это произошло
при крещении Руси и во время революции.
В наше время при сильном развитии государственного и общественного быта в
действительности существуют только семья и общество, а родственные связи
растворяются в обществе.

Теперь господствующей формой общежития является общество.

К сожалению, переход от одной основы общества к другой происходил
насильственными, революционными методами. Очень серьёзный удар по роду и семье
нанесла революция и последующий советский период развития. Многие помнят песню:
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» и вот в это «затем» мы сейчас
живём…
Кровно-родственные отношения обладают исключительной устойчивостью перед
любыми катаклизмами. Цивилизации создаются не классами, а родовыми общностями
людей. Поэтому исключительно важно для общества решать эту задачу - пробуждение
рода! И особенно остро этот вопрос встаёт сейчас - на рубеже эпох.
В конце двадцатого века возник большой интерес к корням. Всё больше людей,
даже молодых, стремятся познать прошлое, интуитивно или сознательно ищут
поддержку и защиту в ценностях предков. Причин такой тенденции несколько. Резко
возросла миграция населения, в тысячи раз выросли информационные потоки и
динамика жизни, произошёл значительный разрыв между поколениями. А если
происходит разрыв между поколениями, то род исчезает с земли. И действительно,
родовые отношения нередко воспринимаются уже как архаизм.

Родовые взаимоотношения - это сугубо земные, проходящие только здесь
на Земле и не проникающие в высокие сферы. Но в этом земном человек
проживает полноценную жизнь, решает сложнейшие задачи, и родовые связи
могут помочь в их решении.

В родовых взаимоотношениях взращивается много качеств: терпимость, забота,
уважение и любовь к людям разных поколений. Всё это происходит в тесном
родственном общении, где возникают различные трудности в социальных,
имущественных, возрастных и других аспектах. Это одна из ступеней развития личности,
приобретения опыта и раскрытия Себя.
Как правило, с родственниками построить отношения значительно сложнее, чем с
посторонними людьми, так как с родными происходят очень тесные, близкие и
многоплановые взаимоотношения. Часто здесь проявляются такие чувства, как зависть и
даже ненависть.

Многие говорят, что их духовная миссия расходится с целями рода, и я часто
слышу эти слова от разных людей. На мой взгляд, в этих случаях недостаточно глубоко
понимаются духовные задачи. А они заключаются в одухотворении материи.

Одухотворение рода есть величайшая духовная задача, и перескочить на
духовном пути ступень развития «род» - это значит поставить под сомнение
реализацию своей миссии.

Это важная ступень любви и близости к своим родственникам. Не зря существует и
другая мудрость: «нет пророка в своём отечестве». Действительно, родственникам очень
сложно принять те изменения, то новое, что приходит через одного из них. Тем более,
которого они знали с пелёнок, видели его во всех жизненных ситуациях, знают его «как
облупленного», то есть полностью открытого, со всей подноготной. Поэтому им
исключительно трудно признать в нём учителя. И такой человек вынужден отдаляться от
рода, иначе они своим неверием в его новые возможности не дадут ему подняться.
Чаще всего так и происходит: получив признание на стороне, человек может
получить какое-то понимание и у близких. А это в корне неправильно! Кто, как не род
должен быть заинтересован в том, что его веточки развивались и приносили роду новые
энергии? А чаще всего происходит наоборот. И это из-за непонимания смысла жизни
человека на Земле. Род уважает тех, кто добился богатства, известности, ими гордятся и
почитают в поколениях. А зачастую именно эти люди приносят роду наибольшие
проблемы, которые отражаются во многих поколениях. Потому что богатство, власть и
слава приходят, как правило, за счёт потери высоких человеческих качеств.

Духовная составляющая как-то мало ценится родом, а ведь это очень важно
именно для рода. И тот род, кто примет и оценит духовный путь одного из своих
членов, будет процветать.

С другой стороны, род прав, оценивая своих членов по материальным
достижениям. Как говорится, во всём есть зерно истины. Истинная духовность должна
проявиться в счастливой жизни на Земле. Подтверждать свою высокую духовность нужно
достижениями во всех сферах, максимальной гармонией жизни. В этом случае
родственники глубже примут те истины, которые проповедует самый духовный из них, и в
роду быстрее пойдут изменения.

Нужно осознать истинное значение рода. Род является важной ступенью
раскрытия любви к людям, к человечеству, ко всему Миру. Это его миссия.

Чаще всего это и не учитывается. Следующая по значению роль рода, тесно
связанная с его миссией, это создание материальных условий для развития души здесь,
на Земле. Чаще всего это и ставится во главу угла, и добывание хлеба насущного
становится высшей целью жизни для рода и для его членов. Чем больше членов рода
осознают сказанное, особенно старшее поколение, тем значительными будут изменения
в роду, тем большая перспектива открывается у его членов. В действительности вопрос
о кровно-родственных отношениях ещё более глубок.

Учёные доказывают, что все люди произошли от одной праматери.
Получается, что мы все в той или иной степени родственники!

А это открывает новое понимание родственных отношений. И в структуре кровно-
родственных отношений роль родителей и бабушек с дедушками составляет половину, а
вторую половину формируют все остальные родственники и все люди Земли! За время
существования цивилизации всё так перемешалось, что практически все люди Земли
стали кровными родственниками. Принцип «мы все - одно» имеет конкретное
родственное проявление в жизни

ДУХОВНОЕ РОДСТВО

О духовном родстве мало кто задумывается, а оно оказывает значительное
влияние на жизнь людей. Человек - существо не только земное, но и космическое. И вот
эта космическая часть присутствует в жизни, независимо от того, осознаёт человек её
присутствие или нет. И чем глубже осознаёшь свои космические корни, своё духовное
родство, тем более жизнь становится предсказуемой и управляемой. Сделаем несколько
шагов и в этом направлении.
С кровно-родственными отношениями более или менее понятно, а что собой
представляют духовно-родственные отношения?

Духовное дерево существует и тоже довольно ветвистое...

Во-первых, оно состоит из основных веток, а их может быть более двадцати,
произошедших из одной Души. Это основные ветки, а сколько ещё дополнительных
веток, приобретённых в течение многих жизней?! Получается, что духовное дерево тоже
настолько ветвистое, что объемлет практически все души. И здесь принцип «мы все
одно» тоже действует. А если учесть, что в духовных сферах нет прошлого и будущего,
всё происходит одновременно здесь-и-сейчас, то картина становится ещё более
интересной.

Полностью в духовном родстве разобраться трудно, но желательно идти в
этом направлении, ведь это позволяет ещё глубже понять себя и свою
взаимосвязь с Миром и осознать Кто Ты Есть на самом деле.

Существует три этапа рождения Человека. Первый этап - физическое рождение.
Второй этап - психическое рождение. Это становление зрелого человека, выход его в
самостоятельную жизнь. Третий этап - рождение духовное. В Библии об этом состоянии
говорится: «Родиться свыше».
Духовное рождение зависит от кровного родства в малой степени. А вот духовное
родство влияет на духовное рождение значительно сильнее, чем кровное родство. Но в
ещё большей степени духовное рождение зависит от самого человека, от его желаний и
устремлений.

В духовном рождении есть ещё один важный фактор - наличие Учителя,
Посвященного, который и переводит человека в новое состояние.

По мере развития человека кровно-родственные отношения уходят в тень и на
первое место выходят духовно-родственные. Отсюда ясно, если человек слишком
погружён в кровно-родственные отношения, то ему очень трудно родиться духовно.
Именно поэтому Христос и сказал свои слова: «Родственники мои - враги мои».
Физическое, психическое и духовное рождение должны происходить вовремя. Но и
духовное рождение - не последняя стадия развития человека! Совершив все три
рождения в одной жизни, человек может перейти в новое состояние.

Пройдя путь человека разумного, он становится человеком осознающим. На
этом этапе и кровно-родственные, и духовно-родственные отношения сводятся к
минимуму.

Что же такое духовное родство? Предлагаемое описание отражает только
небольшую часть духовного дерева. Полностью увидеть все корни и всю крону мы не
можем из-за ограниченности нашего сознания. Картина на самом деле ещё более
объёмная. Но попытаемся всё-таки немного разобраться. Начнём с самой основы, на чём
всё и держится в этой жизни…

Весь Мир наполнен энергией притяжения, которую мы, люди, называем
любовью.

Это сквозное качество Мироздания, которое проявляется в микромире, в камнях, в
растениях, в человеке и в космических объектах, то есть во всей Вселенной. Благодаря
любви всё стремится друг к другу, зарождается жизнь, Мир удерживается в единстве.
Всё это происходит на основе глубинного притяжения, которое есть Любовь. Эту энергию
ещё называют Богом.

Что же лежит в основе этой магнетической силы - любви? Это
взаимодействие двух полярных энергий, которые в нашем мире ассоциируются с
мужскими и женскими энергиями.

Можно сказать, что мужское и женское начала существуют в самой основе
проявленного Мира. Это непрерывно творящие и сохраняющие себя энергии. Бог
воплощает в себе тот же принцип, что и каждая порождённая им душа: оно разделяется,
а потом возвращается к своему единству. И все души повторяют двойственность Бога,
неся в себе эти полярные энергии. И мы, люди, также похожи в этом - в каждом из нас
также присутствуют мужские и женские энергии, которые реализуются в
соответствующие мужские и женские тела.
Становится понятно, для чего Богу нужно было разделить Себя на
противоположности, нарушая единство и целостность, а значит гармонию, покой и
блаженство. Отделиться - это единственный способ узнать что-либо, в том числе и себя.
В единстве нет познания, есть только Бытие. В нём затухают все стремления и желания,
гаснет движение, потому что нет ничего внешнего, к чему можно было бы тянуться.

Значит, разделяя единое на противоположности, преследуется одна цель -
эволюция жизни.

Это величайшее, непреодолимое желание сознавать себя, развиваться, расти
толкнуло нас отделиться от единого источника и пуститься в невероятное путешествие,
называемое жизнью. Так что жизнь - это не случайность, это выражение сильнейшего
желания прорасти и расцвести. Это наше желание! Будьте верны этому желанию. Далее
начинается другой процесс - стремление к единству, к тому, что осталось в памяти.
Поэтому противоположности время от времени объединяются и в результате появляются
новые формы жизни.

Нельзя одну энергию предпочесть другой - без одной не будет и второй.

В системе мироздания эти две формы бытия, взятые отдельно, не создают ничего.
Но соединение их даёт жизнь. Разделённость на мужские и женские энергии,
всепроникающая и всенаполняющая любовь лежит в основе отношений мужчины и
женщины, вызывает стремление к поиску друг друга, к их объединению.
Такой экскурс в основу мироздания показывает, что Небо, как и Земля, пронизаны
едиными энергиями и одними принципами развития, и род земной имеет аналог - род
духовный.
Каждый из нас - микрокосм, служащий отражением макрокосмоса. Каждый из нас
несёт в себе вселенные и является богом для них. Поняв природу себя, мы понимаем
природу Вселенной и Бога. Поняв природу Вселенной, мы понимаем себя и Бога. Всё
едино в этом Мире, всё есть одно!

Бог, желая познать Себя, разделяется на множество душ.

Затем, постепенно шаг за шагом, каждая Душа, делясь на отдельные части, входит
в более плотные слои материи и достигает физического мира, где она желает испытать
себя в теле человека, причём одновременно во множестве людей. Одна Душа может
находиться в 20 телах! По другому можно сказать, что Душа, отделившись от Мировой
Души, распускает «веточки», которые всё более ветвятся по мере вхождения в плотные
слои материи душами конкретных людей. Так рождается духовный род, создаётся
духовное дерево.

У каждой ветви развития души свой набор задач, свой набор качеств, свой
опыт, и чем глубже в материю, тем эта индивидуальность больше.

Поэтому зачастую людям бывает так трудно понять друг друга. Но всё это
необходимо для ещё большего набора опыта. Опыт, полученный одной индивидуальной
душой, становится опытом всего духовного рода, всех душ, входящих в него. Таким
образом, ускоряется процесс эволюции, процесс набора опыта всеми душами. Так как
здесь, на Земле, люди из разных духовных родов имеют возможность тесно общаться
друг с другом, в своих близких отношениях соединять все планы Бытия, то при таком
слиянии происходит передача опыта из одного духовного рода в другой.
На пути самосознания в каждой такой ветви происходит набор определённых
энергий, индивидуальных качеств, которые могут отличаться от энергий и качеств других
ветвей. В материальном мире среди людей по этой причине могут возникать симпатии и
антипатии, притяжение и отталкивание, терпимость и неприятие. В земной жизни
возникает довольно сложная картина: всё перемешивается - все духовные ветви разных
душ. Люди, тесно взаимодействуя друг с другом на физическом плане, создавая пары и
семьи, рожая детей, творят кровное родство.

Бывает трудно найти согласие между теми людьми, которые приобрели иной
опыт и имеют другие вибрации, так как они из другого духовного рода.

Они другие, они «чужие», это ощущается, и человеку иногда бывает очень трудно
из-за этого принять другого. Если даже он силится отыскать добрые стороны в действиях
неприятного ему человека, принять «всей душой» его не удаётся - у него другие энергии,
он испускает другие импульсы, у него другой опыт. Рассудок может замаскировать
чувства, воспитание может предписать соответствующее поведение, но разность энергий
будет всё равно сказываться.
Необходимо также учитывать следующий опыт. Мужчина и женщина, сильной
любовью, глубокими энергетическими взаимодействиями во время сексуальных
отношений могут запустить многие программы, уходящие в другие миры, в иные жизни. В
такие моменты, в зависимости от глубины чувств и от осознанности, они могут
одновременно проживать очень много жизней (ведь прошлое и будущее находится
здесь-и-сейчас) и объединять энергии из разных духовных родов. Точно так же
происходит соединение двух разных кровных родов.
Здесь происходит ещё одно важное действие. Во время сексуальных отношений
происходит не только образование духовных родов, но рождение астральных детей! Всё,
как и в земном, кровном роду. И эти астральные дети тоже действуют на отношения
мужчины и женщины, привязывая их друг к другу. Это заставляет более ответственно
относиться к сексуальным отношениям. Знания об этом мало кому известны и поэтому
мало исследованы, но это всё есть и действует в нашей жизни.

Любовная связь на земном плане бывает такой сильной, что может
соединить ветки разных духовных родов. Таким образом, при соединении
мужчины и женщины в пару и семью происходит более глубокое взаимодействие,
происходящее на всех планах бытия.

Отделив себя от духовных частей, человек отделяет себя от большей части Мира
и чаще всего он реализует себя в этом мире именно как физическое тело. Но это
неполноценное развитие. Только выйдя за пределы физического тела, соединившись с
душой, со всеми своими планами, человек принимает участие в сотворчестве с Богом. И
вот тогда он истинно живёт и действует «по образу и подобию» божьему.

Серия сообщений " ":
с 1 - 19 - книга "Путы материнской любви" с 20 - 26 книга "Вторая Зрелость." Старость – это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени. 27 - 35 - книга "РОД.СЕМЬЯ. ЧЕЛОВЕК" с 36 - 44 книга "Три Рождения Человека. Байкальские встречи" Автор книг - Некрасов Анатолий Александрович. "В моей книге много практических советов для тех, кто желает их слышать и принять, но многие читатели говорят:«Я это всё знаю. Для меня ничего нового нет».Знать-то они знают, но почему живут по-старому? Почему проблем полон дом? Если и вы «всё знаете», предлагаю с помощью данной главы посмотреть на себя совершенно другими глазами... Вдруг окажется, что именно такой, шокирующий взгляд поможет вам включить внутренние резервы и начать что-то делать..."
Часть 1 -

Здравствуйте, Наталья Леонидовна! Мне может быть, не совсем понятен ваш вопрос, и поэтому я не уверена в точности своего ответа.

Возможно, вы имеете в виду наглого и бесцеремонного родственника, которого можно охарактеризовать как «Здравствуйте, я ваша тетя. Приехала к вам из Киева и буду у вас жить…» Данная фраза пошла из отечественного кинофильма «Легкая жизнь» и произносила ее героиня замечательной актрисы Фаины Раневской - Маргарита Ивановна.

Но, возможно вы имеете в виду что-то другое и подразумеваете «Ивана, родства не помнящего». Откуда взялось такое выражение?

Когда-то в Российской империи одним из способов наказания преступников была ссылка на каторгу. А народ с этой каторги бежал. Тот, кого полиции удавалось изловить, при допросе, как правило, назывался Иваном. А когда полицейский спрашивал фамилию, утверждал, что родства своего не помнит.

Точно так же скрывали свое имя и происхождение крепостные крестьяне, сбежавшие от помещика, солдаты, не вынесшие тяжести рекрутчины, прочие «беспаспортные бродяги». Их так и записывали в документах: «Иван родства не помнящий». Был даже такой юридический термин: «не помнящие родства».

Простой народ, которому никогда нельзя было отказать в находчивости, стал называть Иваном родства не помнящим каждого, кто отрекается от родных, друзей, старых связей. Юристы выработали на этом основании даже такой ученый термин: «не помнящие родства».

Сейчас это выражение в широком смысле значит «человек без убеждений и традиций». Кроме того, Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков…

У поэта Владимира Кострова есть одноименное стихотворение

«Иван, не помнящий родства»

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ -

Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести.

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

Не уродство,

Не тать - рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.

Интересно, что имя Иван по своему происхождению не русское. Иваны живут во всех странах, только звучат имена этих тезок по-разному. На самом деле родство у нашего Ивана самое что ни на есть древнее. Тысячелетия назад среди иудеев было распространено имя Иехоханан. На их языке оно означало: «милость Божья», «дар Бога».

С распространением христианства имена древних пророков стали появляться у других народов. Так, у греков, Иехоханан превратится в Иоаннэса. От греков имя это пошло по всей Европе и зазвучало на разных языках:

по-немецки — Иоганн по-фински и эстонски — Юхан

по-испански — Хуан

по-итальянски — Джованни

по-английски — Джон

по-русски — Иван

по-французски — Жан

по-армянски — Ованэс

по-португальски — Жоан

Иваны, родства не помнящие
В России в эпоху крепостного права пойманные беглые каторжники, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят - ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не помнящими».
Иносказательно: человек, не уважающий своей истории и традиций (презрит., неодобр.).
В русской литературе XIX в. был более популярен другой обобщенный образ, созданной на той же основе. Например, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сатире «Мелочи жизни», («Газетчик», 1886) пи сал об «Иване Непомнящем» (последнее слово здесь заменяет фамилию), имея в виду беспринципных литераторов, журналистов и газетных дельцов: «Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства (интересов правительства, «начальства». - Сост.), не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик... Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими «узами».

  • - Количественный показатель, указывающий насколько сходство двух конкретных животных превышает сходство двух случайно выбранных особей из той же популяции. Он колеблется от 0 до 1...

    Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • - последовательность родственников, связанных между собой отношениями порождения. Обычно различают прямую и боковые Л. р. Прямой Л. р. связаны лица, происходящие друг от друга...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - крыл. сл. Старинный юридический термин, который применялся к беспаспортным бродягам...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - coefficient of parentage - .Вероятность гомологии генов родителей, приводящей к образованию гомозиготы; К.р. родителей равен коэффициенту инбридинга , рассчитанному для потомства...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - дьяки: 1-й Царский; 2-й - приказа Костром...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - показатель родства в популяции: доля генов, идентичных по происхождению, т. е. унаследованных от общего предка, среди всех генов у двух сравниваемых...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Системы родства...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Непомнящій родства безучастно относящійся къ родинѣ своей. Ср. Я не со всякимъ встрѣчнымъ связываюсь и предпочитаю быть осторожнымъ съ людьми, непомнящими родства. Салтыковъ. За рубежемъ. 1...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - не по/мнящий...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ива́ны мн. разг. Обобщённо-нарицательное название русских людей...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - безучастно относящийся к родине своей (намек на Иванов, не помнящих родства, - бродяг, скитающихся на чужбине Ср. Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ирон. 1. Человек, порвавший все связи со своей средой, с близкими и родными. 2. Человек, отказавшийся от своих прошлых убеждений, верований...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Разг. Неодобр. 1. Порвавший все связи с воспитавшей его средой, с родными и близкими людьми. 2. Отказавшийся от своих прежних убеждений, прошлой деятельности. 3...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 1 порвавший связь с воспитавшей его средой...

    Словарь синонимов

"Иваны, родства не помнящие" в книгах

Иваны атакуют

Из книги автора

Иваны атакуют Вскоре после рассвета я был разбужен более грубо, чем мне хотелось бы. Будильником на этот раз оказались русские. Среди голубого неба они создали огневую завесу, не оставлявшую места воображению. Она покрыла весь фронт нашего плацдарма. Только Иваны могли

Не помнящие родства

Из книги Цезарь автора Геворкян Эдуард

Не помнящие родства По преданиям, город Альба-Лонга был основан Асканием, сыном Энея приблизительно за четыре века до того, как в нем объявились Ромул и Рем со своей бандой. Естественно, что к чужакам отнеслись, мягко говоря, неприветливо. И тогда братья решили основать

ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА Ещё в начале жизни в Санкт-Петербурге Бетанкур часто задавал себе вопрос: почему в России так много строят из дерева? Ведь этот материал недолговечен. К тому же по всей стране истребляются огромные леса, каждый год случаются многочисленные

Узы родства

Из книги Мамонты [Книга очерков] автора Рекемчук Александр Евсеевич

Узы родства Бабушкины радости Годовалого еще, меня повезли в Харьков, показать бабушке. Есть фотография, где я - весь в кудрях, в веснушках, щекастый, очень довольный собой - сижу у нее на коленях и ем французскую булку, всю целиком, аппетит у меня и тогда был

Соседи помнящие и непомнящие

Из книги Остров Бога автора Нер Бенджамин

Соседи помнящие и непомнящие «Сосед не для того, чтобы его любить, а для того, чтобы мирно жить». Сейчас я вам расскажу анекдот.Однажды Господь созвал ангелов и говорит: Приступаю к акту творения. Ознакомьтесь. И показывает им схему, где галактики, звёзды, планеты,

XVI век: Иваны Грозный и Ужасный, Молодинская битва 1572 года, Строгановы, Ермак, Сибирь, Смута

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

XVI век: Иваны Грозный и Ужасный, Молодинская битва 1572 года, Строгановы, Ермак, Сибирь, Смута В 1492 году Московский великий князь Иван III Грозный был впервые назван «Государем и самодержавцем всея Руси». Государями титуловали носителей верховной власти, имевших

Иваны.

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Иваны. Настоящие герои русских народных сказок. Среди них есть просто Иванушка или Ивашка, встречаются Иван Богатырь, Иван – крестьянский сын, Иван – солдатский сын, Иван – гостиный сын, Иван голый, Иван Горох, Иван Бессчастный, Иван Быкович, Иван Кобылий сын, Иван Коровий

Иваны, родства не помнящие

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Иваны, родства не помнящие В России в эпоху крепостного права пойманные беглые каторжники, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят - ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не

автора Лапшичев Вадим

Пойдут ли Иваны по следам Чингачгуков?

Пойдут ли Иваны по следам Чингачгуков?

Из книги Самый надежный и правдивый метод избавления от любой вредной привычки. Метод Шичко автора Лапшичев Вадим

Пойдут ли Иваны по следам Чингачгуков?

Срез 7. Российские академики - «Иваны, не помнящие родства»

Из книги Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти автора Кремлев Сергей

Срез 7. Российские академики - «Иваны, не помнящие родства» А КАК ТАМ обстоят у нас дела с апостолами научного знания - членами Российской Академии наук?Великий американский писатель-гуманист Марк Твен справедливо считал, что гражданин, который видит, что политические

Помнящие родство

Из книги Литературная Газета 6241 (37 2009) автора Литературная Газета

Помнящие родство Дмитрий Барсков. Наша фамилия (История рода Барсковых с XVI века). - Владимир: Калейдоскоп, 2009. - 528 с. Российская генеалогия с момента своего возникновения развивалась как дисциплина, изучающая весьма узкий слой правящего сословия государства

Мы не Иваны, не помнящие родства

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

Мы не Иваны, не помнящие родства Кого называли такими словами? Тех, кто не помнил своих предков, не почитал их, не жил по их заветам. Но вообще в России отношение к истории и всей страны, и каждой семьи всегда было самым уважительным. Очень много сделал для прославления

Иваны, помнящие родство

Из книги Тайны русского слова автора Ирзабеков Василий

Иваны, помнящие родство Всякий раз вздрагиваю внутренне, услышав или даже прочитав имя Господа нашего Христа, которым так щедро награждают своих мальчиков некоторые наши братья по вере - те же греки и болгары. Уточняю - не осуждаю, а просто не могу привыкнуть к этому и

Иваны, помнящие родство

Из книги Тайна русского слова. Заметки нерусского человека автора Ирзабеков Василий

Иваны, помнящие родство Всякий раз вздрагиваю внутренне, услышав или даже прочитав имя Господа нашего Христа, которым так щедро награждают своих мальчиков некоторые наши братья по вере – те же греки и болгары. Уточняю – не осуждаю, а просто не могу привыкнуть к этому и


Top