Как развить внимание усидчивость школьника. Как развить усидчивость у ребенка? Несколько эффективных советов от опытной мамы

Как развить усидчивость у ребенка

Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.

Усидчивость - ключ к успеху

Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.

Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность - СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте - один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.

Развиваем усидчивость

Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто - нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

  • Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время малоинтересующих занятий и взрослый человек может с трудом, не говоря уже об активных детках.
  • В семье принято завершать все начатые дела. Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами - готовьте полноценные обеды, досматривайте до конца мультфильмы, дочитывайте сказки и т. д.
  • Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
  • Отсутствие жестких ограничений детей 3−4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны - их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, родители лишают детей возможности познавать мир. Требовать усидчивости все же стоит у малышей постарше - в возрасте 5−6 лет. В этот период они уже способны осознанно концентрировать внимание.

Упражнения и занятия

Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на развитие внимательности и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:

  • Паззлы, конструкторы, мозаики. Чтобы собрать красивую картинку или построить впечатляющее игрушечное сооружение, ребенку нужно потрудиться - внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом. Работа для неусидчивого малыша щепетильная и сложная, но ее результат потраченных усилий определенно стоит.
  • «Найди отличия». Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия - отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Скорее всего, это будет получаться не сразу, и малышу может понадобиться помощь взрослых, но со временем ему и самому станет интересно. Главное - подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать.
  • Творчество. Рисованием можно увлечь далеко не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие не только способствуют приучению к усидчивости, но и развивают моторику пальцев.

Усидчивость — это умение длительно концентрироваться на чем-либо. Маленьким детям сложно усидеть на месте длительное время, не отвлекаясь. Любопытство и активность мешают дошкольнику сосредоточиться на каком-то одном занятии. Но для того чтобы впоследствии не возникало проблем с обучением в школе, необходимо приучать ребенка к дисциплине с раннего возраста. Усидчивость — это важное условие успеха. Если малыш не умеет концентрировать внимание и сохранять терпение, ему будет сложно усвоить материал. Постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие занятия, невозможно достичь положительных результатов в обучении.

Развиваем усидчивость

Родители часто уверенны, что усидчивость - это особенность темперамента ребенка. Но это качество может быть также приобретенным навыком. Научить малыша не отвлекаться достаточно сложно. Это требует смены образа жизни, распорядка дня. Кроме того, вырабатывается такое качество не сразу, а появляется с возрастом. Чтобы развить усидчивость, понадобятся терпение, выдержка. Необходимо постараться изменить отношение крохи к событиям, которые происходят вокруг, а для этого нужно придерживаться определенных правил.

Условия, необходимые для развития усидчивости

Как научить ребенка усидчивости и что для этого нужно делать? Для того чтобы достичь успеха в развитии такого полезного качества, необходимо учитывать важные моменты.

Соответствие занятий возрасту

Малыш, которому исполнилось три годика, вряд ли придет в восторг от изучения иностранных языков. Ему больше нравятся подвижные игры, занятия с конструктором или рисование. Во время занятий нужно убрать все лишнее из виду, выключить телевизор. Даже взрослым трудно сосредоточиться на занятиях, которые им совсем неинтересны, а для активного малыша это еще сложнее.

Завершение начатых дел

Задумываясь о том, как привить усидчивость малышу, прежде всего, нужно начинать с себя. Поведение взрослых - это пример для крохи. Чтобы научить ребенка завершать начатое дело, нужно придерживаться этого и родителям. Не беритесь за что-то новое, не закончив предыдущего занятия. Если это уборка, то она не должна быть сделана наполовину. Если прием пищи, то он должен быть полноценным. Дайте понять ребенку, что выполнение любых заданий должно быть качественным. Не забывайте хвалить и поменьше критикуйте.

Спокойствие и терпение

Нельзя ругать ребенка за то, что он интересуется чем-то другим во время текущего занятия. Маленькие дети такого не понимают. Привить усидчивость насильно не получится. Такие методы только приведут к тому, что малыш получит стресс, а это усугубит ситуацию еще больше. Спокойное отношение родителей принесет пользу и поможет справиться с неусидчивостью.

Отсутствие жестких ограничений

Малыши, которым исполнилось три или четыре годика, очень любопытны. Все, что их окружает, вызывает непреодолимый интерес. Не стоит ограничивать доступ к новым познаниям. С пятилетнего возраста уже можно требовать от ребенка быть усидчивым, в этом возрасте он уже может сконцентрироваться.

Упражнения и занятия

Как развить усидчивость у чрезмерно активного малыша? Таким деткам очень полезны занятия и упражнения, для выполнения которых необходима концентрация и сосредоточенность.

Игры с пазлами, конструкторами, мозаикой требуют усидчивости. Для получения хорошего результата ребенку необходимо приложить немало усилий. Для активных детей это сложная задача, но зато результат порадует.

Можно заняться с ребенком чтением. Слушая сказку, малыш концентрируется на услышанном, представляет сюжет и персонажей. Читать нужно часто. Это расслабляет и успокаивает. Чтобы крохе было проще представлять героев, стоит выбирать книги с иллюстрациями.

Можно поиграть с ребенком в кукольный театр. Пусть малыш сам выберет сюжет и роль, которая ему больше всего нравится.

Занятия на поиск отличий - это тоже хороший способ научиться концентрировать внимание. Не стоит ожидать, что все получится сразу. На первых порах малышу не обойтись без помощи родителей. Но со временем это занятие увлечет и его самого. Важно, чтобы задание было подобрано соответственно возрасту ребенка, чтобы не отбыть охоту непосильными задачами.

Творческие занятия. Не каждый ребенок любит рисовать, но можно воспользоваться альтернативными вариантами. Можно предложить что-то вылепить, сделать аппликацию, фреску, можно заняться плетением. Детям очень нравится рисовать пальчиковыми красками. Можно расстелить на полу большой лист бумаги и разрешить малышу оставлять следы от ручек и ножек, рисовать разноцветные узоры. Это увлечет непоседливого кроху надолго. Можно найти множество других интересных занятий, которые помогут приучить к усидчивости, и, кроме того, способствуют пальцев.

Труд - это то, что помогает выработать терпение и желание добиваться результатов. Как повысить усидчивость таким образом? Предложите малышу помогать вам по хозяйству и каждый раз хвалите и акцентируйте внимание на результатах его стараний.

Будьте готовы к тому, что не все будет выполнено так, как хочется вам, возможно, после такой помощи вам еще придется потрудиться или собирать разбитые осколки. Главное, не давать воли гневу, чтобы у малыша не пропало желание вам помогать.
Поддерживайте инициативу ребенка. Искренне хвалите за старание, помогайте выполнять задание правильно.

Строгий распорядок дня - это важное условие. Малыш должен понимать, что это необходимо.

Ребенку нужны активные для того чтобы иметь возможность побегать, попрыгать и покричать вволю. Нужно чаще бывать на природе, в парках.
Предлагая ребенку игры, которые требуют лучше разбивать задания на части. Обратите внимание на те занятия, к которым малыш проявляет больший интерес.

Важно ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры. Лучше предложить малышу занятия, которые принесут больше пользы.

Необходимо приучать кроху к дисциплине. Даже маленький ребенок способен сложить свои игрушки.

Чего делать не стоит

Как выработать усидчивость и не навредить малышу? Нельзя критиковать и упрекать ребенка за то, что из-за чрезмерной активности ему что-то не удается.
Не стоит ругать малыша за то, что он в процессе выполнения задания что-то испортил. Например, что-то уронил, разбил, порвал. Лучше обратить внимание на то, что у него получилось, чего он достиг.

Нельзя запрещать проявлять любопытство. Таким образом дети познают мир. И если результатом этого познания стало то задача мамы не дать малышу порезаться, а не ругать его за разбитый предмет.

Конечно, у малыша может не все получаться. Родители должны успокоить его, дать понять, что не всегда все получается с первого раза. Дайте возможность малышу отдохнуть, прежде чем он возьмется за дело снова. Помогите ребенку стать более уверенным в себе, говорите, что у него обязательно все получится.

Не забывайте: лучшим примером для детей являются их родители. Если они терпеливы, доводят начатое до конца, выполняют обещанное, то и малыш непременно всему этому научится.

Привить малышу усидчивость — это непростая задача. Но терпеливые и понимающие родители, проявив фантазию, способны добиться успеха в этом нелегком деле.

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемой непослушания ребенка, его . Бывает, нам хочется почитать или полежать, посмотреть вместе с ним интересную передачу, а ребенку не сидится на месте.

Усидчивость у ребенка – мечта каждого родителя. Пока они он маленький – неусидчивость не доставляет особых хлопот. Но чем дальше, тем сложнее. Кажется, вот он сидит и играется конструктором, но еще миг — и он уже с машинкой. Это их особый способ познать мир. Поверьте, когда он немного подрастет, то станет более последовательным, сможет сосредотачиваться на одном задании.

Родителям стоит помнить, что ребенку нужно помогать, поддерживать его. Ведь без их помощи, он никогда не сможет стать самостоятельным и дисциплинированным. Для этого следует с самого детства работать с ребенком.

Наиболее интересные и полезные игры

Не следует забывать, что дети любят все яркое, то, что привлекает внимание. При покупке игрушек руководствуйтесь игрушки яркой расцветки. Можете придумать интересную историю, а затем предложите ребенку выполнить задание к ней.

Играйте в приятной, спокойной обстановке. Телевизор и музыка не должны отвлекать ребенка от игры.

Психологи говорят о том, что пальчиковые игры для детей – одно из важнейших занятий. С их помощью развивается мелкая моторика, улучшается работа мозга.

Не стесняйтесь показывать свои эмоции – радость и интерес к игре. Ребенок обязательно будет стараться повторить ваши действия.

Хвалите малыша – это стимулирует его на положительные действия.

Если ребенку не интересно занятие, отложите игру на некоторое время. Возможно, ваш ребенок просто не готов к таким играм. Подыщите ему более интересное занятие.

Помните, что развивая усидчивость и внимание малыша, мы учим его терпению, тому, что следует доводить дело до конца. Мы учим его на своем примере – контроль эмоций, правильное поведение. Если же в игре участвует несколько человек, то ребенок подстраиваться под них, учится терпению и целеустремленности.

Самый лучший способ выработать усидчивость у ребенка – это труд. Практически все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. Не отгоняйте их, пускай они помогут вам. Это лишь увеличит их стремление и желание помочь вам.

Не забывайте спросить у ребенка перед игрой, во что именно он хочет поиграть.

Игры для развития внимания и усидчивости ребенка.

Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые помогут выработать внимание и усидчивость у ребенка .

Съедобное-несъедобное

В оригинале эта игра проводится с помощью мяча, но давайте немного усовершенствуем ее. Используйте для игры хорошо знакомые малышу слова. К примеру, хлеб, камень, вода, игрушка. В качестве же мяча используйте эти же предметы-слова. Представьте, что это находится у вас в руках. Пускай ребенок отщипнет от воображаемой булочки кусочек, а камень положит на пол.

Найди отличия!

Покажите ребенку две похожих игрушки или картинки. Пускай он попробует найти различия между ними. Стоит начинать с легких картинок, постепенно усложняя задачу.

Что украли?

Возьмите несколько игрушек и рассмотрите их вместе с малышом. Затем попросите его закрыть глаза и спрячьте одну из игрушек. Пускай ребенок попробует понять, что же украли.

Еще несколько вариантов

Для выработки усидчивости у ребенка также можно использовать такие занятия, как лепка пластилином, сборка пазлов и мозаики, и также рисование или аппликации.

Имея богатую фантазию, можно придумать еще много игра, которые помогут разнообразить ваше с ребенком времяпрепровождение.

Чрезмерная активность в раннем детском возрасте может стать причинной плохой успеваемости и постоянных конфликтов со сверстниками. Психологи советуют воспитывать усидчивость с раннего девства!

Многие взрослые умиляются, глядя на активных малышей. Такие детки всегда знают, чем им заняться, всегда в движении и без проблем засыпают по ночам. Но порой такая активность становится причиной возникновения неусидчивости у ребенка, что мешает родителям планировать свой день и становится основным фактором того, что кроху спешат показать специалисту. Если мама и папа стремятся к тому, чтобы их малыш полноценно развивался и в дальнейшем легко адаптировался в и школе, им следует знать, как как научить ребенка усидчивости.

Причины детской неусидчивости

Гиперактивность у детей проявляется с самого раннего возраста. Обычно такие малыши начинают рано ползать, ходить, разговаривать. Родители не могут нарадоваться на свое чадо, первые несколько лет они гордятся успехами ребенка, но ближе к 3 годам начинают хвататься за голову и не знают, как заставить малыша сидеть на месте.

Главным недостатком гиперактивного человечка является то, что он не может провести на одном месте дольше 15 минут. В первую очередь от этого страдают мамы, так как большую часть времени с ребенком проводят именно они. У женщин, занимающихся работой на дому, постоянный шум в доме может стать причиной невыполненных заказов и нервного срыва. Активность ребенка мешает не оставляет времени на и приготовление обеда.

Начинать учить кроху усидчивости следует с того момента, как ему исполнится годик. К этому возрасту ребенок уже понимает речь родителей. Мама и папа должны рассказывать малышу что-нибудь интересное во время прогулок, чтобы он как можно меньше отвлекался, пытался концентрироваться на речи взрослых.

С детьми постарше следует говорить с серьезным тоном. Если вы будете разговаривать в игровом тоне, то малыш решит, что вы хотите с ним поиграть, поэтому не сможет адекватно воспринять речь. При попытке начать читать новую книгу или играть в незнакомые игры мама должна объяснить малышу цель занятий, и что какую выгоду он сможет извлечь из этих знаний и навыков.

В том случае, когда ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки или предметы, следует ему дать время на отдых, к примеру, вместе с малышом выпить чай с собственного приготовления. Таким способом вы добьетесь того, что кроха получит необходимый ему отдых, после чего можно вновь приступать к начатому занятию.

Занятия для воспитания усидчивости

Вот несколько практичных советов родителям, которые не знают, как развить у ребенка усидчивость:

  1. Если ребенок достиг двухлетнего возраста, то стоит его внимание из пассивного режима переводить в произвольный. Читайте малышу сказки, а затем попросите его пересказать вам только что услышанный рассказ. Не ленитесь обсуждать с малышом картинки, мультики, игры. Начните играть в игры, в которых требуется разложить предметы по цветам, а также произвести классификацию и тех вещей, которыми он часто пользуется.
  2. Через 3-4 месяца после рождения малыш может сосредоточить внимание на определенном предмете в течение 3-4 минут. По этой причине родителям важно постараться эти первые месяцы развивать внимательность у чада. Приобретите мобиль на детскую кроватку, позаботьтесь о развивающем коврике, также отдайте предпочтение погремушкам. Еще одним важным моментом является контакт ребенка и родителя. Кроха может смотреть на лицо взрослого в течение 20 минут, так как ему нравится наблюдать за мимикой мамы и папы.
  3. Большинство родителей не знают, как воспитать в ребенке усидчивость в годовалом возрасте, ведь этот период отмечается чрезмерной активность у малыша, его попытками совершать первые шаги. Если вы предлагаете малышу игрушку, то не просто давайте ему ее в руки, а сделайте так, чтобы крохе захотелось ее изучить. Расскажите, где находятся ушки у кошки, для чего предназначены колеса у автомобиля, почему у куклы такое пышное платье.
  4. Активно участвуйте в процессе познания маленьким человечком большого мира. Не забывайте о важности не только предоставления игрушки в распоряжении малыша, но и о разъяснении функций, которые они выполняют.Старайтесь, чтобы за один раз ребенок играл с небольшим количеством игрушек, лучше всего остановиться на трех. Если игрушек будет больше, то кроха не сможет сосредоточиться на них, его внимание будет рассеянным.

Как только малышу исполнится полтора года, родителям необходимо приобретать развивающие игрушки. Желательно купить большие мягкие пазлы, которые благотворно влияют на развитие и внимание крохи. Первое время взрослым придется помогать суну или дочке собирать из мелких кусочков цельную картину, но со временем он сам научиться это делать. Если карапуз уже умеет держать карандаш в руке, то приобретите ему раскраску или освойте новые

Тот, кто не способен сосредоточиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и сил. Но все поправимо!

Любому родителю хочется, чтобы его чадо росло усидчивым и упорным. Когда родители вправе ждать от своих детей появления этих полезных качеств и как помочь им развиться?

Внимание — прежде всего!

„Твой малыш может заниматься сам? А наш посидит немного со мной за книжкой и убегает. Все время отвлекается, такой невнимательный, неусидчивый!” — жалуется мама Вани. Думаю, многие мамочки не раз слышали подобные разговоры или были их участниками.

Усидчивость — это способность концентрировать свое внимание на каком-либо объекте (даже непривлекательном!) в течение довольно длительного времени и терпеливо доводить работу до конца. Воспитание усидчивости невозможно без развития внимания.

Часто родители ждут проявлений внимания у детей уже с 2-3 лет, в то время как даже у 5-6-летних оно носит еще непроизвольный характер. Непроизвольный — это значит „не управляемый волей”, то есть ребенку трудно сосредоточить внимание по требованию. В старшем дошкольном возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенка можно легко чем-то отвлечь, он не хочет заниматься тем, что для него непривлекательно, неинтересно, он часто меняет свои занятия, хватается то за одно, то за другое.

„А как же, — скажете вы, — когда ребенок часами занимается конструктором или рассматривает книгу, он ведь концентрирует внимание, да еще как! Обедать не дозовешься”. Совершенно верно! Особенность внимания дошкольника как раз в том, что он способен долго заниматься тем, что для него интересно. Если вдруг рядом возникнет что-то еще более привлекательное (ребенок смотрел книгу, и тут по телевизору стали показывать его любимые мультфильмы), то он может резко переключиться на новое занятие. А когда добавится еще что-то (мама пришла из магазина и принесла новые карандаши), — малыш бросит все прежнее и схватится за то, что стало для него более интересным на данный момент.

И это вовсе не так уж плохо. Как раз эта непроизвольность внимания и позволяет малышу еще за 3-4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и многое перепробовать.

„Хорошо, — скажет кто-то, — если кроха хоть конструктор собирает. Мой-то вообще слоняется из угла в угол: то за одно возьмется, то за другое, ничем толком увлечься не может!”

Нам почему-то кажется, что ребенок должен тихо заниматься в своем уголке, не мешая родителям отдыхать или делать домашние дела. В то же время нам хочется, чтобы он потом успешно учился в школе (опять-таки лучше самостоятельно), был усидчивым и аккуратным.

Тут важно понять: над развитием детского внимания следует потрудиться вместе. Не всем детям удается увлечь себя самим, и здесь им на помощь должны прийти мамы и папы, воспитатели.

Если вы хотите привлечь ребенка к какой-либо работе или занятию, опишите привлекательные стороны этой деятельности.

Дети любят все яркое, неожиданное, эмоциональное. Можно придумать небольшую сказочную историю о задании, которое надо сделать, или придать занятию элемент соревнования.

Занимаясь с ребенком, выражайте свои эмоции: хвалите его за успех, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним.

Одно из главных средств организации внимания — речь. Пусть ребенок проговаривает задание вслух, комментирует свои мысли, как он будет выполнять его. Это поможет крохе спланировать свои действия.

Взрослый должен помочь ребенку выстроить план: „Что ты будешь делать сначала? Что потом? Посмотри туда-то…” Инструкции должны быть понятны и доброжелательны.

Постарайтесь создать для занятий спокойную, тихую атмосферу. Сведите к минимуму отвлекающие факторы — выключите телевизор, музыку, отложите подальше игрушки.

И все же малыша может многое отвлекать. В этих случаях взрослому лучше направлять внимание ребенка не приказами: „Не вертись!”, „Куда ты смотришь!”, а предложением закончить то дело, которым вы вместе занимались: „Давай поставим еще два кубика”, „Посмотри, тебе осталось немного — только цветок раскрасить”.

Помните, что болезненные, ослабленные, впечатлительные дети чаще отвлекаются, уровень концентрации внимания у них ниже. Учитывайте это, занимаясь с детьми.

Не забывайте, что 5-летний малыш может удерживать внимание на одном занятии около 15 минут. Потом ему необходимо переключиться на что-то другое. Поэтому не усердствуйте и не требуйте от ребенка заниматься больше, чем он способен это делать в своем возрасте.

Развивая внимание малыша, мы одновременно учим его и доводить до конца начатое дело, достигать определенной цели. Это умение необычайно важно для последующего обучения в школе.

Учимся терпению

Достигнув определенных успехов в развитии внимания, ребенок уже может довести до конца начатое занятие. Но ему потребуется и определенное терпение. В силах родителей и воспитателей научить детей трудиться и добиваться результатов!

Терпеливость и усидчивость развиваются у ребенка прежде всего в игре. Игра способствует становлению произвольности поведения, то есть способности ребенка контролировать собственное поведение, а значит, выполнять необходимые правила и доводить до конца начатое дело. Умение и способность соблюдать правила игры требуют от ребенка проявления терпения, ведь иначе его не примут в игру.

Труд, как ничто другое, способствует выработке терпения и желанию добиваться результатов. Трудиться можно везде. Пусть ребенок помогает вам выполнять дела по хозяйству. Летом работайте вместе на дачном участке, делайте дома поделки, аппликации, лепите из пластилина. Всегда обращайте внимание малыша на результаты его труда: „Посмотри, как стало чисто!”, „Теперь морковка вырастет сочной — ни одного сорняка ты не оставил!”, „Бабушка очень обрадуется твоей поделке!”. Не забывайте хвалить малыша за хорошо выполненное дело.

Только вот детское желание трудиться не всегда одобряется родителями: полы могут быть вымыты банным полотенцем, а в процессе мытья посуды вполне реально не досчитаться пары чашек. И здесь главное — не дать волю гневу, чтобы начисто не отбить детское желание помогать вам. Малыш-то от души хотел помочь!

Необходимо поддерживать детскую инициативу. Искренне похвалите ребенка за помощь и укажите, как нужно действовать в следующий раз ("для пола есть специальная тряпка”, „чашечку надо держать за ручку покрепче”).

Терпение малыша можно развить практически в любой деятельности. Важно помнить несколько моментов.

Не стоит ждать, что ребенок (особенно впечатлительный и непоседливый) начнет сам проявлять терпение. Как всегда, ответственность за это — на взрослом.

Взрослые должны организовать деятельность ребенка. Пусть сначала ответит на вопросы: „Что ты хочешь получить в результате? Что для этого нужно? Что делать сначала, а что — потом?”

Необходимо эмоционально поддерживать малыша — подбадривать, направлять, поощрять. Не забывайте о похвале! Но это не должны быть просто слова „хорошо”, „молодец”. Покажите крохе, с чем он справился особенно хорошо, что сегодня что-то ему удалось лучше, чем в прошлый раз. Обязательно скажите, почему он достиг успеха: „Ты старался и был терпелив!”.

Наблюдая за любым занятием малыша, следите, доводит ли он его до конца — не бросает ли кормить куклу на полпути, довозит ли машину до пункта назначения. Если нет, включитесь в игру, мягко направьте его к завершению сюжета: „Давай накормим куклу и уложим спать”, „Как же мы построим дом, если не выгрузим кирпичи?”

Если у ребенка что-то не получается, успокойте его. Напомните, что иногда нужно попробовать много раз, чтобы получилось. Предложите отдохнуть, а потом начать снова. Ободряйте ребенка, говорите, что он обязательно справится, надо лишь еще немного постараться.

Помните: лучший пример для детей — его родители. Будьте сами терпеливы, доводите дела до конца, выполняйте обещанное, поддерживайте детские начинания и хвалите за достижения — и вы непременно увидите положительные результаты.

Игры и упражнения на развитие внимания

Помочь ребенку тренировать внимание могут разнообразные игры и упражнения. Вот некоторые из них.

Что изменилось?

Положите перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, кто спрятался.

Три пункта

Cтимулирует развитие внимания у малыша. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите крохе: „Раз, два, три — беги!” — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные.

Например, самое простое:

1. Хлопни в ладоши 3 раза.

2. Назови какой-нибудь предмет мебели.

3. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Можно усложнять и менять задания, играть в компании из нескольких человек.

Повторяй за мной

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения. Например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Пусть дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Съедобное — несъедобное

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если названо что-то съедобное, а если нет — опускать руки.

Выполни по образцу

Включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый узор требует повышенного внимания ребенка, выполнения нескольких последовательных действий:

а) проанализировать каждый элемент узора;

б) правильно воспроизвести все элементы;

в) удерживать последовательность в течение продолжительного времени.

Корректурная проба

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, „видеть” буквы в них, а в результате сформировать внимательность.

Возьмите старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут предлагают вычеркнуть все встретившиеся буквы „а”. При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, четыре и меньше пропусков — выиграл.

Найди отличия

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один отличается от другого.


Top