Наказание жены ремнем – пикантная мера воспитания или проявление насилия? Наказание ремнем розгой.

К сожалению, наказание детей ремнем за какое-то непослушание — это достаточно частое явление. Многие нынешние родители в свое время тоже были жертвами такого воспитания, но их мнения относительно наказания ребенка таким способом разнятся. Одни предпочитают не подвергать своего ребенка таким испытаниям, а другие — наоборот. Они считают, что именно порка способствует нормальному процессу воспитания.

Что касается мнения специалистов, то , прибегая к порке, оказывает не только физическое воздействие на ребенка, но и эмоциональное. Также применение грубой физической силы со стороны родителей автоматически снижает их самооценку в глазах детей.

Доказано, что источники подростковой жестокости и агрессии кроются еще в глубоком детстве. Маленький организм не только уязвим перед вирусными и инфекционными патогенами. Психологическое здоровье в таком юном возрасте тоже уязвимо. Нарушить нормальный процесс формирования могут разные факторы. Элементарный испуг даже от собаки может пошатнуть эмоциональное здоровья малыша. Поэтому с помощью рукоприкладства не должно присутствовать в .

Ни для кого не секрет, что маленькие дети не отличаются беспрекословным послушанием. Ребенок всячески пытается познать мир и завоевать свое место в обществе. Залогом успешного воспитания считается метод поощрения и наказания. С тем, как поощрить ребенка, как правило, не возникает проблем. Безусловное, если малыш провинился, оставлять такое без должного внимания тоже нельзя. Он должен научиться понимать, что можно делать, а чего нельзя, так как не все шалости крохи бывают безобидными. Но прежде чем бить ребенка по попе, рекомендуется мысленно поставить себя на его место.

Согласно исследовательским наблюдениям психологов, дети, которые в детстве подвергались физическому насилию, в будущем становятся злобными и эгоистичными личностями, но может быть и по-другому — развивается трусость и лживость.

Дети подражают родителям

В следующий раз, перед тем как наказать ребенка ремнем, рекомендуется подумать о будущем своего чада и о том, что один из таких моментов воспитания может надломить психологическое здоровье малыша.

После каждого такого педагогического эпизода, ребенок таит в себе злобу. Иногда дети начинают ненавидеть своих родителей и при первой возможности стараться им навредить. Учитывая аспект физического преимущества, всю накопившуюся злость дети из таких семей, где практикуется ремень в качестве наказания, возмещают на своих . Из этого возникают другие социальные проблемы.

Агрессия в таком юном возрасте, вызванная физическим наказанием за каждую провинность, не является показателем того, что ребенок плохой. Дело в том, что такое воспитание приводит к формированию понятия того, что чтобы добиться своей цели и преобладать над остальными (в данном случае — над теми кто слабее), нужно показывать свое физическое превосходство.

Еще одна немаловажная особенность такого воспитания — травмирование тела ребенка. Некоторые родители могут просто пошлепать ремнем по попе, без прикладывания какой либо силы. Таким образом они как бы пугают своего малыша, что в следующий раз все может быть по-настоящему. Но есть мамы и папы, поведение которых можно назвать деспотичным. Они способны сильно избить своего ребенка. Существует множество историй о том, как родители в воспитательных целях делали своих детей инвалидами.

Причины непослушания ребенка

Перед тем, как осуществить за его непослушание ремнем, следует разобраться в причинах такого поведения. Все проблемы можно решить не прибегая к насилию, а в процессе спокойного разговора.

Согласно наблюдениям психологов, основные причины детского непослушания заключаются в следующем:

  • борьба за самоутверждение;
  • один из методов привлечения к себе внимания родителей;
  • чувство неуверенности;
  • желание всегда противоречить;
  • отсутствие нормального воспитания;
  • вседозволенность;
  • завышенные требования к поведению малыша.

После рождения приблизительно в течение года кроха познает мир и формируется как личность. Даже у маленького ребенка, который еще полноценно не владеет языком, но уже понимает, что ему говорят окружающие, имеется своя самооценка. Дети, в отличие от своих родителей, не считают себя маленькими и поэтому часто отстаивают свою позицию как могут, то есть капризами.

Чаще всего причина делать все наперекор кроется именно в отношении взрослых к своему чаду. Если родители недостаточно уделяют ему внимания, то ребенок старается всяческие его заполучить. Другим провокатором такого поведения как раз и может быть обида, которую таит в себе маленький человечек за то, что мама или папа наказали его, а особенно, если была применена физическая сила.

Абстрагирование детей часто происходит на почве постоянных одергиваний со стороны родителей. Детский разум пытается всячески оградить себя всех укоров со стороны старших. Через достаточно короткий промежуток времени он полностью перестает воспринимать то, что ему говорят ему взрослые, если это не выгодно для самого малыша. Дополнительно начинает формироваться неуверенность в себе.

Чувство растерянности и нежелание выполнять все просьбы может быть спровоцировано достаточно большим количеством людей, которые принимают активное участие в воспитании (бабушки, дедушки, тети, дяди, нянечки детского сада и прочие). Ребенок теряется в тех требованиях, которые на него «сливаются» со всех сторон. Это не значит, что кроху окружают плохие люди. Дело в том, что у каждого взрослого человека складывается свое понятие правильного воспитания. Для некоторых, к примеру, вымазать одежду, это повод для серьезной беседы, для других — пустяк, не требующий внимания, а у третьих — повод для наказания ремнем, и так далее. Совокупность таких требований заставляет ребенка никому не подчиняться и все время отстаивать свою точку зрения, то есть делать все наперекор.

Одна из причин капризного поведения ребенка — отсутствие согласия среди взрослых.

Достаточно часто родители требуют от своих детей невыполнимого. Они твердо стоят на своей позиции и за отсутствие положительного результата прибегают к наказанию. Постоянное пребывание под таким давлением психологически угнетает ребенка, особенно когда он не может выполнить прихоть родителей по причине своих физических возможностей или возраста. Нередко результатом таких действий родителей становится то, что ребенок полностью отказывается слушать старших. Кроме того, такие рассказы часто заканчиваются тем, что в дети убегают из дома.

Воспитание непослушной крохи

В Японии, согласно их традициям, на ребенка до 5 лет нельзя оказывать никакого воспитательного воздействия. По их мнению, данный период времени считается священным, поэтому воспитание ремнем здесь даже не рассматривается. Но, как быть родителям, когда их чадо всячески все пытается сделать наперекор и не слушает старших? Данный вопрос индивидуален для каждого ребенка, не стоит забывать, что кроха маленькая, но все же личность. По мнению психологов, в момент непослушания требуется, прежде всего, успокоиться самим родителям и сдержать свою волну агрессии. Для того чтобы успокоить ребенка можно:

  • Отвлечь карапуза от источника спровоцировавшего его эмоциональное противоречие. Нужно сделать акцент на другом объекте.
  • Сменить обстановку. Нужно увести в другую комнату.
  • Попытаться создать диалог и договориться о компромиссном решении проблемы.

Для того чтобы привлечь внимание своего чада, можно повысить на него голос, взять за руку или наоборот отпустить. Все время вести диалог в воспитательных целях на повышенных тонах тоже не рекомендуется. Если ребенок все время будет слышать крик, в какой-то момент он просто откажется слушать и будет продолжать капризничать с еще большим усердием. Даже маленький человек — это разумное существо, которое в состоянии понять информацию, которую для него доносят доступным для него языком.

Нужно попытаться объяснить, где он совершил ошибку и к каким последствиям могли привести действия малыша. К примеру, если ребенок разбил чашку и сделал это специально, нужно поинтересоваться, что побудило его к таким действиям. Возможно, ему было интересно, что случится с предметом, если его брось на землю. Не стоит забывать, что дети на протяжении длительно периода времени познают окружающий мир. Также существует вероятность того, что причиной разбитого кухонного прибора была детская нелюбовь к этому предмету (не нравился рисунок или чашка была тяжелой и неудобной). Рассказы о том, что будет если малыш побьет всю посуду (он может порезаться, не из чего будет пить и тому подобное), должны самостоятельно натолкнуть ребенка на то, что в дальнейшем так делать нельзя.

Садик и другие общественные заведения

Детский сад, школа и прочие места, где ребенок не только проводит значительную часть своего времени, но и формируется как личность, не должны быть объектом издевательств над малышом.

Достаточно часто случаются инциденты, когда дети подвергаются физическому наказанию со стороны воспитателей или учителей. Если ребенок жалуется на плохое отношение со стороны педагогов или других деток, нужно взять это во внимание и предпринять соответствующие меры. Никто не имеет права, а тем более посторонние люди, практиковать воспитание детей ремнем. Но прежде чем впадать в истерику и угрожать обидчикам своего чада привлечением полиции, следует разобраться в правдивости слов малыша. Некоторые дети таким образом стараются привлечь внимание своих родных или они просто не хотят посещать такие общественные места.

В том случае, когда физические наказания посторонних людей оказались правдой, нужно чтобы ребенок знал, что родители за него заступаются и не оставят данный момент без внимания.

Дети всегда должны чувствовать поддержку родителей.

Дети без капризов

Согласно мнению специалистов, нормальный здоровый ребенок просто не может быть полностью во всем послушный. Конечно, родителям таких детей значительно проще воспитывать своих чад. Абсолютно послушные дети могут быть по нескольким причинам, и все они требуют повышенного внимания:

  • Флегматичный характер. Как правило, такая особенность не является патологией. В своем поведении кроха всегда размерена и спокойна. Таких детей не наказывают и они значительно облегчают процесс воспитания родителям. Недостатком такой особенности является тот факт, что ребенку будет сложно адаптироваться в социуме, где преобладают сангвиники и холерики.
  • Врожденные заболевания. Любая болезнь, а тем более врожденная, снижает иммунитет и частично «забирает» энергетическую силу крохи. Так может снижаться его любознательность к окружающему миру.
  • Боязнь быть наказанным. Дети напуганные жестокими наказаниями, с течением времени закрываются в себе и чтобы избежать «расправы», часто предпочитают оставаться не привлекать к себе излишнего внимания. Они не задают вопросов, ничего не трогают, по причине того, что помнят, как наказывают родители при их малейшей оплошности.

Идеальных родителей не бывает, но прежде, чем ремнем, попытайтесь найти другой выход из сложившейся ситуации. Не стоит отказываться и от помощи профессиональных психологов.

Можно ли наказывать ребенка ремнем

На сегодняшний день многие родители пытаются брать за основу воспитания собственного ребенка западную модель отношений, то есть, полностью исключив любое физическое наказание. Однако немало родителей уверены, что старые «дедовские» способы воспитания, не исключающие регулярного внушения ремешком по мягкому месту, действуют намного лучше и доходчивее.

Считается, что только через телесное наказание можно дать понять ребенку, что он поступил плохо и удержать его от таких действий в дальнейшем, особенно в тех ситуациях, когда простые увещевания и иные меры воздействия не приносят успеха. Можно ли наказывать ребенка ремнем или правильнее было бы позволять детям делать все, что угодно, выбрав другие меры воспитания, без тумаков и подзатыльников?

Роль физического наказания детей, безусловно, чрезвычайно важна, но положительная она или, напротив, таит в себе исключительно отрицательные моменты? Можно ли наказывать провинившегося ребенка по попе ремнем? Мнения как всегда разделились и они, прямо сказать, кардинально противоположны. Для многих родителей наказание ремнем предстает наиболее удобным, простым и действенным способом добиться того, чтобы ребенок был послушен. Тем не менее, физическое воздействие может скрывать в себе массу подводных камней, давая лишь кратковременный воспитательный эффект, но тая массу отрицательных последствий в будущем. С другой стороны некоторые родители, отличающиеся мягкостью характера, не способны не то чтобы ударить ребенка, но даже пригрозить сделать это, позволяя своей слабохарактерностью садиться себе на шею, что тоже, согласитесь, не есть хорошо.

Да, маленькие дети - тоже люди, более того, они уже личности, пусть и не до конца сформировавшиеся, но все же. Тем более актуален вопрос о физическом наказании в этом возрасте, можно ли регулярно наказывать непослушного ребенка ремнем. Детям предстоит жить в обществе, в основе которого лежит система наказания за те или иные поступки, считающиеся в социуме неприемлемыми, плохими. Посудите сами, государством и обществом управляют законы, следование которым считается обязательным для всех, в противном случае, если закон нарушить, преступившего его человека ждет наказание, по крайней мере, так это задумано. Разумеется, в современном цивилизованном мире физические наказания для людей, совершивших плохой, сточки зрения общества, поступок, считаются аморальными, неприемлемыми, для них имеются другие меры воздействия.

В свою очередь ребенок, который плохо себя ведет, не слушает родителей, должен быть как-то наказан, опекуны должны дать понять ему, что такое хорошо и что такое плохо. Во многих случаях меры вербального внушения остаются безуспешными и приходится брать на вооружение что-то посерьезнее. Если не наказывать непослушного ребенка физически, а других мер воздействия он попросту не понимает, родители рискуют упустить возможность объяснить формирующемуся человеку разницу между плохим и хорошим, и что же будет в итоге? Не донеся до ребенка тот факт, что, например, воровать деньги у родителей - плохо, имеется серьезный риск, что впоследствии вырастет человек, моральные принципы которого будут позволять ему взять чужое, что, конечно же, неприемлемо.

Но и наказывать ребенка ремнем тоже нужно уметь правильно. Безусловно, в воспитании детей крайне важен индивидуальный подход: кто-то с первых лет жизни отличается буйным характером, плохо поддается внушению, другие дети напротив, спокойны и впечатлительны. Наказание должно хоть как-то соответствовать тяжести проступка. К примеру, лупить пацана за то, что он задержался, гуляя на улице, наверное, незачем, а вот за издевательство над животным можно и пройтись ремешком по заднице. Наказывать ребенка нужно не за все, а только лишь за те проступки, которые наносят серьезный вред в первую очередь ему самому, окружающим, либо таят в себе угрозу для жизни. Ребенок, лазающий в трансформаторную будку, или катающийся на крыше товарняка, несомненно, должен быть подвергнут самому серьезному внушению, в том числе и физическому, в противном случае мы рискуем попросту лишиться объекта воспитания, и наказывать будет уже некого.

Физическое наказание необходимо для того, чтобы помочь родителям исправить его, но при этом крайне важно избегать плохих последствий. Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, ущемлять чувство собственного достоинства, бить его на людях, оскорблять в присутствии посторонних. Важно, чтобы ребенок понимал, что если он совершит какой-то серьезный проступок, он будет за это наказан, возможно, это убережет его от необдуманного шага. Наказывая ребенка необходимо делать это так, чтобы он понимал, за что принимает заслуженную кару. В противовес наказанию необходимо помнить и о мерах поощрения ребенка за хорошие поступки.

Давать советы о том, как воспитывать детей - занятие неблагодарное. Кто скажет, почему часто случается так, что в семьях профессиональных педагогов вырастают лоботрясы и хулиганы, ведь по отношению к ним применялись все прогрессивные педагогические меры воздействия? Может быть, пороть надо было чаще? С другой стороны, чрезмерное насилие в семье может привести к тому, что характер ребенка будет сломлен, внутри него затаится извечная обида на всех и вся, будет нанесена серьезная душевная травма, от которой человек будет страдать впоследствии всю свою жизнь. Кто-то заметит, что применяя по отношению к ребенку меры физического воздействия, родители тем самым подписываются под своим бессилием. Возможно, это так, но чаще всего, почему-то, такие слова можно услышать от людей, которым в своей жизни никогда и не приходилось заниматься воспитанием детей. Далеко не каждый взрослый человек обладает таким даром внушения и морального превосходства над детьми, чтобы уметь без особого труда поставить на место выскочку, успокоить капризы, наказать за все пакости, не прибегая к ремню.

В каждой семье вопросы, как и за что наказывать ребёнка – и наказывать ли вообще, как и за что хвалить и вознаграждать, - решаются по-своему. В разных культурах, в разных странах существуют определенные традиции, которые очень сильно отличаются друг от друга. Где-то детей вообще не принято наказывать до определенного возраста. Например, в Японии, не принято даже повышать голос на ребёнка – ни на своего, ни тем более на чужого. В некоторых странах законодательно запрещены любые телесные наказания. В нашей стране при обсуждении этого вопроса разгораются жаркие споры. Как-то исторически у нас в стране сложилось так, что наказание детей было само собой разумеющимся делом. Вспомним хотя бы отрывок из «Детства» Максима Горького, который все мы с ужасом читали в школе, когда дед наказывает Алексея за испорченную скатерть, да и не один такой пример даже в литературных произведениях школьной программы...

В последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону, но и сейчас немало людей считают ремень чуть ли не самым эффективным средством воспитания. Сегодня мы будем разбираться, отчего родители прибегают к таким жёстким мерам, бывают ли они оправданы, существуют ли альтернативы традиционному наказанию.

Казалось бы, в России не так давно возникло стремление к отмене чрезмерно строгого обращения с детьми, но идея далеко не нова. Ещё в 18-ом веке французский философ Шарль Монтескьё сказал следующие слова: «С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их».

Вместе с детским медицинским психологом Мариной Метнёвой бсуждаем вопросы воспитания...

"Прежде всего, я соглашусь с Монтескьё, что с детьми нужно обращаться мягко. Более того, я считаю, что наказание – это проявление слабости взрослого, более сильного человека по отношению к слабому ребенку. Всегда нужно конкретно смотреть, за что вы наказываете, как наказываете и можно ли этого избежать. В абсолютном большинстве случаев наказывать не нужно, а нужно разговаривать, обсуждать, объяснять... К сожалению, родители часто не умеют разговаривать с детьми. Они не научены этому, потому что и с ними в детстве так не поступали – их просто наказали и всё. После наказания ребёнок чувствует себя обиженным и оскорблённым. Обрубаются пути к анализу поступка. Может быть, он сделал что-то по неосторожности, или чего-то не знал, или не догадывался, что можно сделать по-другому. Разговор – это не список директив, приказаний «сделай уроки, отойди от компьютера, вымой посуду». Разговор – это слушать друг друга, стараться понять точку зрения друг друга. И начинать надо с самого рождения.

Когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью – оправдана и резкая, категоричная реакция, но обязательно нужно объяснить, в чём опасность и за что наказывают.

Часто от родителей можно услышать, что они наказывают за обман. Это действительно неприятно, всегда раздражает, но надо понимать, почему дети врут, надо понимать мотивы лжи. Не во всех ста процентах, но в подавляющем большинстве случаев ложь продиктована страхом ребенка. Страхом быть наказанным. Он врёт – и его наказывают опять. Задача родителей – распознать этот страх, понять, почему ребенок боится рассказать, что не выучил уроки, прогулял школу, разбил чашку – сделал что-то на самом деле не такое уж и страшное. Если бы эти ситуации разбирались в диалоге, объяснялись причины, то, может быть, ребёнку и не было бы необходимости врать. Он понимал бы, что он встретит понимающего и доверяющего ему взрослого человека.

Родителям иногда трудно справиться с раздражением - это правда. У каждого свои особенности характера, и некоторые люди очень бурно реагируют на происходящее. В таких случаях родителям неплохо было бы научиться признавать свои ошибки, уметь сказать «я был не прав». Доверительные отношения тогда не уходят, ребенок понимает, что родители тоже живые люди, они могут сорваться, но могут и признать свою вину.

Торговаться с ребенком по поводу наказания чревато последствиями. Ведь «торговля» - это по сути шантаж. Побудить любого человека (не только ребёнка, но ребёнка в особенности!) что-то сделать по доброй воле – значит, обеспечить это действие или результат от действия переживанием положительных эмоций. Поймите, движущий мотив добровольных действий (я не имею виду страх) – это положительные эмоции , которые не обязательно связаны с материальным поощрением. Вы убираетесь в квартире, потому что вам приятно, когда чисто. Вы готовите обед, потому что вам нравится, когда вкусно. Да, ребенок может не хотеть убираться, это ещё не является для него ценностью. Попробуйте нащупать то, что может привлечь его. Можно сделать уборку вместе, общаясь и смеясь. Ребенок получает радость от того, что он в этот момент вместе с вами.

Неоправданны меры, когда в качестве наказания родители выбирают действия, которые должны бы приносить положительные эмоции . Например, провинился – прочитай 50 страниц или отожмись 10 раз. Получается, что эти действия начинают ассоциироваться с негативом. Задумайтесь, чего вы хотите от ребенка в этот момент. Научить его? Так не учат, так вызывают ненависть к учёбе и гимнастике.

Давайте признаемся себе честно: наказание часто имеет в своей основе желание выплеснуть своё раздражение, унизить, подавить ребёнка. Взрослые не признаются себе в этом, потому что это очень некрасивые чувства , но они, к сожалению, часто движут родителями при общении с ребёнком в конфликтной ситуации.

Телесные наказания многими родителями признаются опасными и недопустимыми, но опасны не только физические меры воздействия. Иногда родители перестают разговаривать с детьми в качестве наказания. Это убийственная мера. Известен случай, когда мать два месяца не разговаривала со своим ребёнком, и он покончил с собой. Психологические наказания могут быть ещё более жестоки, чем телесные.

Модель воспитания, наказаний и поощрений, родители нередко заимствуют из своего детства. Можно ли при этом взять хорошее и откинуть неэффективные и жестокие методы? На тренинге родительской компетентности я предлагаю такое упражнение. Вспомните себя, своё детство. Был ли в вашем детстве человек, с которым вам было очень хорошо? Который вас «непедагогично» баловал, подсовывал тайком «вредные» конфетки, всегда вас выслушивал, не осуждал? Кто был этот человек? Почти у каждого такой взрослый был. То ли папа, то ли дедушка, бабушка, соседка… Казалось бы, он нарушал все правила «правильной» системы воспитания, но с этим человеком вам было лучше всего. Почему бы вам не быть таким же «неправильным» педагогом для ваших детей? Человеком, который всегда погладит по головке, утешит, приласкает, что бы ни случилось. Пусть вашему ребенку в детстве будет хорошо именно с вами.

В нашей стране осталась точка зрения, что нельзя ребёнка баловать, нельзя ему потакать. Что значит потакать? Я полностью солидаризируюсь с Булатом Окуджавой, который в песне сказал: «давайте жить во всем, друг другу потакая, тем более что жизнь кроткая такая». Признайтесь, вам ведь самим хочется, чтобы вам потакали? Но сделать это для других редко кто из нас готов…

Конечно, надо разбирать каждый конкретный случай. Иногда, если речь идет об опасности для здоровья и жизни – только жёсткое объяснение, запрет, и при необходимости более жёсткие меры. А если речь идёт лишь о ваших представлениях, как должно быть – а кто сказал, что они истинны? Представления взрослых также могут быть искаженными. Например, одна мама требовала от дочки, чтобы она в три года аккуратно сидела за столом и умела держать вилку с ножом. Но это невозможно! Не надо путать наши иногда абсурдные желания и действительную необходимость.

В идеале при воспитании ребёнка родители должны обеспечить ему беспрерывный поток поощрений, за малейшее достижение. Никто не требует от вас траты денег, мы говорим о словесном поощрении, эмоциональном. Ваши похвала ничего не стоит, но очень важна для ребенка, это создает приятные эмоции в случае, если у ребенка что-то получается. Если же не получается, нужно его подбодрить: «Ничего страшного, в следующий раз обязательно сможешь!» Постарайтесь максимально оградить ребёнка от критики, иначе он даже пробовать что-то делать не захочет. Вспомните, у вас в три-четыре года, да и потом, всё получалось сразу?

Часто встаёт вопрос о приемлемости денежного вознаграждения в рамках семейных отношений. Если у вас с ребёнком доверительные отношения, он уверен в себе и умеет себя вести – мы сейчас имеем в виду уже старший возраст – то почему бы не поощрять его материально в силу своих возможностей? Вопрос не в этом. Проблема в том, чтобы сохранить эмоциональную близость, радость общения друг с другом, не подменять это лишь материальным вознаграждением – вот что важно. Всё остальное – это внешнее и очень вторично. При этом надо выполнять свои обещания, если договорились о чём-то с ребёнком – нужно держать своё слово .

Навешивать чувство вины на ребёнка – значит манипулировать им. Снимать ответственность с себя, сильного взрослого, и перекладывать её на слабого маленького.

Некоторые дети достаточно спокойно переносят наказания, повышенный голос, а у других, в силу их характера, даже малейшее недовольство взрослого вызывает слёзы. Есть чрезвычайно чувствительные дети, есть те, у которых защитные механизмы срабатывают лучше. Обязательно нужно учитывать характер ребёнка. Но это не значит, что если малыш или подросток спокойно воспринимает наказания, можно больше его наказывать.

Тревожность, страх, агрессия , негативизм, нежелание общаться с родителями – все эти негативные эмоциональные проявления – сигнал о том, что вы перегнули палку, что-то сделали не так, а, может быть, уже много раз сделали что-то не так.

Ошибочно мнение, что жесткое обращение в семье – это подготовка к жестокости мира. Подготовка к этому должна проходить с точностью до наоборот. Если в семье у ребёнка сформируется любовь к себе, самоуважение, если близкие его любят, поддерживают и принимают – тогда то страшное, что может произойти с ним за пределами семьи, будет переживаться психологически легче. Внешнему миру он сможет противостоять адекватно, как сильный и полноценный человек. Серьёзное и глубокое заблуждение думать, что тычками и унижениями родители готовят ребёнка к противостоянию жестокости мира. Так вы добьётесь прямо противоположного результата – превратите его в слабого, неуверенного, закомплексованного человека, жертву чьих-нибудь недобросовестных манипуляций.

Вовсе необязательно идеализировать окружающий мир, да, он не идеален. Но я - твоя мама, твоя бабушка, твой дедушка, папа – тебя люблю, и ты всегда можешь на меня положиться. Если ты столкнёшься с чем-то страшным – у тебя есть надёжный тыл. Модель поведения в семье воспринимается ребёнком как верная, правильная. Если вы будете унижать его и говорить, что дальше – в мире – будет ещё хуже, то он привыкнет, что его унижают, и к унижениям внешнего мира тоже будет относиться как к должному. Или будет агрессивным сам – смотря какую позицию займёт.

Желаю вам как можно меньше наказывать своих детей и бесконечно поощрять их – за всё хорошее, просто за то, что они есть в вашей жизни».

Наташа федоренко

На днях продюсер Яна Рудковская в интервью телеканалу «Дождь
рассказала , как она воспитывает пятилетнего сына Сашу, чтобы тот вырос « чемпионом» и « настоящим мужчиной» . Мальчик по прозвищу Гном Гномыч - так ребёнка называют родители Яна Рудковская и фигурист Евгений Плющенко - занимается фигурным катанием, одноимённый инстаграм (на самом деле страницу курируют его родители) и участвует в модных показах. Рудковская говорит, что наказывает ребёнка «маленьким тоненьким ремнём» и «тёмной комнатой» и в этом нет ничего страшного - её родители поступали так же и это не помешало ей «вырасти человеком».

Некоторые из нас только через много лет осознали: то, как с ними обращались в детстве, было настоящим насилием, и этот опыт отчасти сформировал их страхи и проблемы. Мы поговорили со взрослыми людьми, которые пережили насилие со стороны родителей. Они рассказали, за что их избивали, как они давали сдачи и отразилось ли всё это на их отношениях с собственными детьми.


Мария

Внешне наша семья была очень хорошей: папа - профессор, мама - инженер. Но били нас с сестрой за всё. Как-то на прогулке в конце апреля я упала в пруд, выбралась и прибежала домой греться. В итоге меня раздели и папа гонял по дому верёвкой. На руках и ногах остались полосы - такие фиолетовые синяки от верёвки толщиной в один сантиметр. Тогда мне было десять лет.

Били по любому поводу: чего-то не сделала, кому-то помешала, мама или папа нервничают. Однажды на даче я забыла убрать корзину с овощами в погреб, и мне эту корзину (настоящую торфянку) надели на голову. Подзатыльники давали каждый день, наверное. В итоге сестра тоже начала меня бить, ведь в семье это было в порядке вещей - она старше меня на девять лет. При этом нельзя сказать, что я была проблемным ребёнком - особо не шалила. Когда папа ушёл из семьи, побои закончились - мне было тринадцать. Эпизодически мама пыталась делать это и дальше, но однажды я её скрутила, заперла в туалете и запретила поднимать на меня руку. Наверное, она поняла, что я сильнее.

Когда бьют - очень страшно. От мамы и папы ожидаешь другого. Папа до сих пор не понимает, что было не так. Мама просто говорит, что жизнь была тяжёлая, но сейчас она всё осознала. Не знаю, почему развалилась семья родителей, но и у нас нет близких отношений, только формальное общение. В моей нынешней семье насилия нет, и я постараюсь, чтобы его никогда не было. Никому не пожелаю такой опыт, но я смогла вырваться.

Анна К.

Мне запомнился один эпизод из детства. Остальные случаи были довольно лайтовыми - иногда меня слегка шлёпали по попе, - а это было натуральное избиение, чуть ли не ногами, с ужасными криками. Я даже не помню, за что меня били, и мама тоже не помнит. Но самое ужасное, что после побоев она встала и обиженная ушла к соседям, сделав вид, что бросает меня. Всё время, пока мамы не было, у меня продолжалась истерика.

Когда мама вернулась, я в слезах валялась у неё в ногах, выпрашивала прощения и умоляла не уходить. Надо отдать ей должное: когда я в подростковом возрасте захотела эту тему обсудить, мама не вспомнила подробностей, но выслушала меня и попросила прощения. Потом сама пару раз вспоминала и очень раскаивалась. Наверное, поскольку мы проговорили этот случай, а мама признала свою вину и с определённого возраста смогла стать моим другом, я прошла через этот опыт без потерь.

Мне кажется, сейчас нам проще выбрать способ воспитания детей, чем нашим родителям. Много психологической литературы, написанной доступным языком, полно статей в интернете и вообще полезной информации. Мне как-то даже неловко говорить о вреде наказаний - очень хочется, чтобы это было очевидным для всех.

Андрей Колядин

До школьного возраста я рос с бабушкой в казачьей станице, именно она научила меня любви и доброте. Потом меня забрали родители - сначала мама, позже присоединился отец, который учился в аспирантуре и вскоре её окончил. Отец был кандидатом педагогических наук, но в воспитании детей понимал крайне мало. Я не могу сказать, что он бил меня часто или был плохим человеком, но иногда давал подзатыльники так, что я летел кубарем по комнате. Это продолжалось до подросткового возраста - пока я не смог дать сдачи.

Отец сделал для меня много хорошего и в целом был добрым человеком, но из-за поколачиваний я никогда его не любил. Он давно умер, но мне до сих пор сложно вспоминать о нём что-то хорошее. К человеку нельзя применять насилие, особенно если это ребёнок, который зависит от родителей и не может ни уйти, ни дать сдачи. Поэтому я решил никогда не поднимать руку на своих детей - у меня три дочки. Мы с женой сразу договорились, что если кто-то из нас будет ругать ребёнка, то второй должен встать на его сторону - даже если дочери делают что-то плохое, они должны чувствовать себя защищёнными.


Наталия

Системно меня не били, но периодически случалось. Запомнился случай, когда лет в пять я была с папой на горке и сильно ушибла палец. На следующий день не могла стоять и в сад, конечно, тоже идти не могла. Родителями это было расценено как симуляция, на меня наорали, избили меня ремнём и показательно поволокли в травмпункт, чтобы вывести на чистую воду. Рентген показал перелом пальца.

Ещё недавно я кормила свою маленькую дочь супом, она капризничала, и я испытывала сильное желание окунуть её лицом в этот суп. Конечно, удержалась, но желание было просто диким, будто под руку толкают. Через пару дней мама походя рассказала, как в три года макнула меня лицом в суп, чтобы я знала, как доводить её капризами.

Я считаю, что накатывающее иногда ощущение собственной никчёмности и непроизвольная вера в то, что более сильный имеет право меня задавить, - это из детства. Неумение отстоять свои границы, отсутствие уверенности в самом праве их отстаивать - тоже оттуда. Для меня почти невозможно отказать кому-то в просьбах. Мне дико сложно удержаться от насилия в отношении собственных детей, и это приходится прорабатывать с психологом. Я часто срываюсь и кричу на них, хотя осознаю, как это плохо, и мучаюсь из-за чувства вины, ведь я понимаю, что наказывать беззащитное существо просто подло. Кстати, в нашей семье в качестве наказания активно использовали игнор, то есть ребёнка просто не замечали, не реагировали на его обращения и просьбы, любые его потребности. Эта практика прорвалась в мои отношения с мужем. Я знаю, как это эффективно, и применяю этот приём часто, хотя знаю, как это ранит и обижает. Правда, пытаюсь с этим бороться.

Отец умер до того, как у меня сформировался осознанный подход к этой проблеме. А мама сначала либо обесценивала её, либо отрицала, но по прошествии времени начала признавать и даже извиняться. Думаю, я более-менее простила их за это.

Анна Синаревская

У меня была нормальная, по всем меркам благополучная семья, в которой, однако, практиковались телесные наказания, а точнее - ремень. Сложно вспомнить, как часто меня лупили - это происходило не регулярно, но и не считаные разы. Пик побоев пришёлся на 9–13 лет.

Моим воспитанием занималась в основном мама, поэтому наказывала она. Ближе к десяти годам у меня появились подростковые симптомы: я врала, прогуливала школу, плохо училась, хамила, ленилась и так далее. Дома были регулярные скандалы, и последним аргументом становился ремень. Кажется, мне влетало достаточно сильно, даже оставались следы. Папа и бабушка не вмешивались, видимо, считали, что это не их территория.

Это было унизительно и очень-очень обидно. Кажется, я даже сейчас могу заплакать, когда вспоминаю об этом. Трудно сказать, ощущаю ли я это как травму - мне вообще не нравится состояние обиженности и позиция жертвы. Но, возможно, если бы не это, я бы выросла более открытой и уверенной в себе. И у нас с мамой были бы более доверительные отношения. Сейчас они, кстати, хорошие - мы можем долго разговаривать, чем-то делиться, советоваться. При всём сказанном выше мама всегда умела быть и ласковой, и любящей. Но моя привычка закрываться от неё осталась ещё с тех времен.

Не могу сказать, что мы с мамой до конца проговорили эту тему, но о своей обиде я ей рассказывала. А она в каком-то разговоре призналась, что просто не знала, как на меня влиять. То есть её попытки воспитывать меня с помощью ремня - это от бессилия. Она была очень уставшей, утонувшей в бытовых проблемах женщиной, которая не справляется с дочерью-подростком, - это я теперь тоже понимаю.

И всё же самое плохое - в том, что у меня, как и у матери, нет внутреннего барьера перед физическим наказанием. Сейчас у меня маленькая дочка, которая, как и все дети, иногда доводит до белого каления. И я с огромным трудом побеждаю в себе желание отшлёпать её. Скажу честно, получается не всегда, но я очень стараюсь держать себя в руках. Конечно, ни о каком ремне речь не идёт - это, казалось бы, безобидные шлепки по попе (хотя, конечно, они не безобидные). Но я вынуждена постоянно вести борьбу с собой, чтобы потом рука не потянулась к ремню. Притом что моё отношение к телесным наказаниям резко отрицательное. Я очень не хочу ранить своего ребёнка и мечтаю, чтобы он был полностью открыт ко мне.


Надя

Меня били ремнём в тех случаях, когда родители считали, что я это заслужила. Как правило, речь шла о вранье. Каждый раз мне говорили, что бьют именно за ложь, а не за проступки. Чтобы получить удары ремнём, мне предлагалось лечь. Я убегала, так что отцу приходилось за мной гоняться по дому. Закончилось это, когда я смогла дать папе сдачи - мне было лет четырнадцать.

Когда я переехала в Израиль, поняла, что тут мой отец за такое обращение с ребёнком сидел бы до сих пор. На Украине, конечно, всё было иначе, и никто из соседей не обращал внимания на мои крики. Периодически мы обсуждаем это с родителями - они считают, что это происходило не больше пяти раз. А я помню о 2–3 случаях в год. Сейчас мама и папа говорят, что в каком-то советском журнале было написано: детей с моим характером нельзя исправить разговорами, а можно только бить.

В девятом классе, прогуляв урок и получив замечание в дневник, я выпила все таблетки, которые нашла в доме. К счастью, их было немного: на тот момент все были здоровы и я отделалась тахикардией. Родители об этом так и не узнали.

Наталия

Мама била меня за любую провинность. Если ей не нравился мой ответ на её замечание, она могла ударить меня по лицу рукой. Однажды она обручальным кольцом разбила мне губу - пошла кровь, но она не извинилась. Иногда она готовилась к побоям. Если я опаздывала домой с прогулки, у неё уже был приготовлен шланг от стиральной машины. Однажды мама избила меня папиными подтяжками, на них были металлические зажимы, и вся задница и ноги у меня были в ссадинах. Время от времени она закрывала меня в квартире без ключей на целый день. Я жаловалась бабушке, дедушке, папе, маминой сестре, они считали это неприемлемым, не раз говорили ей об этом, но ситуация не менялась.

Всё закончилось, когда мне было около семнадцати лет. Однажды, когда мама хотела ударить меня по лицу, я схватила её за руку и выкрутила. После этого она сказала, что больше так не будет. С мамой у меня всю жизнь были напряжённые отношения. Я выполняю свой дочерний долг, забочусь о ней, но любви не чувствую. Эту историю не обсуждаю, потому что не хочу обострять отношения. К тому же она уже пожилая и слабая.

В итоге категорически не приемлю любое насилие, в том числе моральное и какое-либо ущемление моей личной свободы. Как мне кажется, я выросла очень свободолюбивым и независимым человеком и ни разу в жизни не ударила и не шлёпнула своих детей.

Если вы сталкивались с насилием и чувствуете симптомы посттравматического стрессового расстройства, не откладывайте поход к психотерапевту.


Top