В чем он видит превосходство просвещенного человека. Гордыня - ощущение внутреннего превосходства

Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название "индивидуальной психологии ". В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово "Individuum" на латыни означает "неделимый").

Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории "комплекса неполноценности ".

С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.

Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а "почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств ". В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.

  • Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
  • Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.

Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу "Да, но… ", "Я бы сделал это, если бы не… ". Они отражают их постоянные внутренние сомнения.

У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.

Что такое стремление к превосходству ? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл "фиктивными целями". Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.

Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.

Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.

Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.

Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.

Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о "гипер-компенсации" и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.

Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.

Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием "социальный интерес ". Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.

Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.

Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.

Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.

Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.

Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.

При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть "очень социальной" — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).

Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека "творцом своей судьбы ", (благодаря "Творческому Я " — важнейшей составляющей личности).

Литература.

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.

3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.

Интеллект: инструкция по применению Шереметьев Константин

Демонстрация превосходства

Демонстрация превосходства

– Я – стахановец вечный! – чуть не закричал старик. – У меня 18 похвальных грамот.

Василий Шукшин «Калина красная»

Самой распространенной и самой глупой ошибкой в общении является унижение собеседника. Для демонстрации превосходства существует миллион способов:

Разговаривать в пренебрежительном тоне;

Перебивать;

Смотреть в сторону;

Поучать;

Кривить губы.

Но есть просто шикарный способ, который почему-то кажется вполне приличным и уместным, хотя по глупости он оставляет все перечисленные далеко за собой. Этот способ заключается в том, что вы начинаете перечислять какие-либо ваши регалии: должность, звания, ученую степень, похвальные грамоты и значки ГТО.

Казалось бы, что тут такого? Грамота есть? Есть. Почему бы не упомянуть?

Однако если присмотреться поближе, то возникает интересный вопрос: «Зачем?» Зачем нужно перечисление регалий? И стоит немного подумать, как выясняется простая вещь. Регалии в разговоре нужны, чтобы поставить собеседника на более низкую ступеньку. Но что будет делать собеседник, которого пытаются унизить? Правильно, сам пытаться залезть на ступеньку повыше. И он тоже будет демонстрировать какой-нибудь красивый мандат.

Но если посмотреть еще внимательнее, то очевидно, что к данному разговору все эти грамоты, должности и звания отношения не имеют. Это просто мыльные пузыри, которые собеседники раздувают, чтобы казаться более крутыми.

Поэтому часто беседа превращается в обмен мыльными пузырями. Но все пузыри рано или поздно лопаются, и становится видно, что их автор ничего особенного из себя не представляет.

Поэтому не надувайте мыльные пузыри, а общайтесь просто. Как человек с человеком. Это всегда самый лучший подход.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Демонстрация Запястья Женщина, заинтересованная в потенциальном сексуальном партнере, будет периодически показывать ему гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Демонстрация отождествления (Заранее приготовьте какой-нибудь предмет: тетрадь, чашку - и отметьте каким-либо образом этот предмет, например, загнув угол, нацарапав знак и т.д.)Я хочу, чтобы все участники сфокусировали свое внимание на том предмете, который я держу в

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Из книги Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми автора Кабанова Елена Александровна

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Ложь как признание превосходства Впрочем, кому–то нестерпимо думать: мой–то родитель, оказывается, не так умен, как хотелось бы! Да быть того не может! Но ведь он/она взрослый человек, должен/должна понимать такие вещи… Неужели не сознает, что за глупости делает и говорит?

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

10. USS # 14 Демонстрация подмышек Как мы уже выяснили, женщина обычно гораздо лучше контролирует свою одежду, чем выражение лица, поэтому любое обнажение всегда носит умышленный характер – даже если она будет отрицать это. Точно так же, как сползающее плечико платья,

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

Чувство превосходства

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Основания превосходства Надо научиться чувствовать свое превосходство над другими людьми. Как это сделать? Недостаточно просто твердить себе: «Я Сверхчеловек, я Сверхчеловек» – и так далее. Нужно понять, что такое превосходство и как можно себя этим превосходством

Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Превосходство против превосходства Традиционное превосходство и наплевательское отношение ко всем остальным родам войск свойственно ВДВ. В воздушно-десантных войсках служба тяжелая, и, наверное, самая опасная, какая только может быть. Эта служба подчинена жесточайшей

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Механизмы создания превосходства Первое: трудности Есть несколько механизмов, позволяющих достичь превосходства. Во-первых, для превосходства необходимы трудности. Нужно создать себе трудности, подчинить себя этим трудностям, сделать свою жизнь труднее, чем у обычных

Из книги Время в бутылке автора Фалько Говард

1. Запугать, чтобы добиться превосходства Странно, что специалисты, изучающие страх, мало внимания уделяют тактикам запугивания и механизмам использования страха, хотя это как раз оборотная сторона медали. Существует спонтанный испуг и испуг, возникший в результате

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Желание превосходства побуждает к сравниванию Неукротимое стремление сравнивать себя и других поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Общество награждает первенство, в какой бы сфере оно не возникало, о чем ярко свидетельствует книга

Из книги автора

Комплекс превосходства Одержимый этим комплексом гордо убежден в собственной исключительности и праве занять особое положение в обществе. Он из тех, кто склонен брать, ничего не предоставляя взамен. Убежден, что для счастья дающему достаточно того, что гордец будет

Из книги автора

Из книги автора

Демонстрация бесконечности Словарь Уэбстера описывает бесконечность как ничем не ограниченное время, пространство или количество. Именно это мы обнаруживаем всякий раз, когда пытаемся копнуть глубже. Одного взгляда на бесконечное число звезд в чистом ночном небе

У людей с адекватной самооценкой. Такие реально оценивают свои возможности и не пытаются компенсировать свои неудачи под маской величия. Но если человек понимает, что люди считают его эгоистичным и надменным, стоит задуматься и встать на путь изменений.

Самое главное, что должны усвоить гордецы, это то, что надо всегда стремиться себя на место другого человека. К примеру, возникает желание посмотреть на человека уничижительным взглядом и перебить его увлекательный рассказ о отдыхе «А я…» или «А у меня…». Сразу надо подумать: «Стоп! А каково будет мне, если со мной так поступят?» Скорее всего, сразу станет неприятно и пропадет желание что-либо рассказывать.

Человек, который имеет неоправданное высокомерие, просто обязан улыбаться людям. Надо делать это легко и непринужденно, потренировавшись перед зеркалом, а затем на улице и в общественном транспорте. Для этого можно каждый раз вспоминать какое-нибудь приятное событие из своей жизни. Улыбка должна быть не натянутая, а искренняя. После того как индивидуум приобретает полезную привычку улыбаться, он незаметно для себя прекращает быть «напыщенным индюком».

А когда заносит до отметки, близкой к гордыне, надо без свидетелей поклониться тем людям, на которых обижен. А еще лучше – почувствовал гордыню и тут же отжался от пола 10 раз.

Уверенный же в себе человек всегда снисходительно относится к слабостям других, так как любит и прощает себя самого. Вот примерно к такому состоянию и стоит стремиться, чтобы не страдать от высокомерия.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРЕВОСХОДСТВЕ

Самодостаточная личность - это человек самоактуализирующийся, то есть реализующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый начинает конфликтовать,поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своём праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это есть его психологическая защита, то есть некий успокаивающий эффект.

Что такое вор? Это творчески несостоятельный человек. Что такое сексуальный насильник? Часто это "мужчина", которого отвергают женщины. Что такое человек, который высокомерно высмеивает «козла отпущения»? Это нередко в чем-то "неудачник", который самоутверждается, унижая более «слабого». Это защита его психики. Но эта защита не спасает, она загоняет переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть её... Если всё это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения.

Одной из наиболее напрягаемых, ранимых, в процессе общения потребностей является потребность в превосходстве. Потребность в превосходстве обусловлена, скорее всего, важностью её для выживания индивида (выживет превосходящий). И может быть, большее значение здесь имеет биологически необходимая функция лидера в стаде животных одного и того же вида, внутри которого и проходит соревнование за право быть лидером. Подчинение лидеру обеспечивает оптимальное в этом плане поведение всех. Можно согласиться с американским психологом Эриком Берном, который подчеркнул значение родительского доминирования и обратил внимание на то, что подчинение ребенка родителю лежит в основе подчинения взрослого (в котором как бы живет и ребенок - ведь каждый взрослый был ребенком) другому взрослому.
Многие люди стремятся занять положение «выше». Если это трудно, они соглашаются с положением равных, но сопротивляются положению «ниже».

ЛЮДИ, У КОТОРЫХ РАЗВИТЫ НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО, НЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА ПОЗИЦИЮ «ВЫШЕ», ЕСЛИ ЭТО НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБЫ ДРУГИХ.

А у тех, кто не разделяет идеи равенства, часто прорывается установка на превосходство. И вот если этот человек вместо желанных знаков своего превосходства над вами воспринимает ваше поведение, как знаки превосходства над ним, что вызывает чувство унижения. Он в свою очередь начнёт унижать вас, чтобы самому возвыситься. И это бессмысленно. Ведь демонстрирование превосходства происходит в расчете на большее уважение окружающих, в результате чего должно повыситься и самоуважение. Но разве повысится уважение и разве есть основания для самоуважения и высокой самооценки, если самовозвышение происходит за счет унижения других людей? Человек, самоутверждающийся таким путем, не выбрался из пут биологической стихии, где нравственность еще отсутствует. Реальное (а не иллюзорное) основание для самоуважения обеспечивается самосовершенствованием, возвышением над самим собой (я сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня), в том числе благодаря преодолению импульсов к доминированию. Демонстрирование превосходства к тому же часто обусловливается, как отмечают психологи, низкой (в глубине души) самооценкой, тогда и возникает защита психики «я выше». Человек с адекватно высокой самооценкой не будет для поддержания духа постоянно выкрикивать такие «лозунги».

Проявления превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: «хватит молоть чушь», «глупости всё это». Но чаще превосходство проявляется в смягченной форме, преподносится в соответствии с правилами этикета и становится «допустимым» в общении. Например: «ты не понимаешь, что...», «ну ладно, ладно, ладно...», «ты же умный человек, а говоришь такие вещи», «не нервничай», «не обижайся».

В приведенных примерах позиция превосходства занимает видимое главное место, то есть здесь «я ставлю целью показать своё превосходство». Но она часто прослеживается и в таких явлениях, которые имеют вроде бы другую с виду мотивацию. Например, в отрицательных оценках, обвинениях, высмеивании...

Проявления превосходства с вашей стороны могут не играть конфликтной роли, если вы объективно выше и партнёр это признаёт. С другой стороны, если партнёр ведёт себя с позиции «выше», имея, однако, к этому основания, не следует это расценивать как желание возвыситься. Скажем, руководитель вызывает подчинённого к себе в кабинет, а не идёт к нему на рабочее место. Это естественное отношение сверху вниз. Аналогичные примеры можно взять и из семейных отношений. Старшие по возрасту члены семьи из искренних побуждений дают советы, которые должны рассматриваться, скорее всего, как пристройка сверху. Это нормально. И не стоит «пылить», а стоит понять.

Если я в соответствии с принципами справедливости и благородства, а не из лести - в целях манипулирования - активно показываю партнеру, что искренне признаю его превосходство над собой в каком-либо отношении и искренне восхищаюсь им, то это не унижает мою личность в целом: ведь я могу превосходить человека в чём-нибудь другом (а если и нет, то я равен ему в социально-политическом отношении); речь, следовательно, не о социально-политическом неравенстве, а о неодинаковом развитии тех или иных качеств у разных людей. Итак, восхищайтесь! Но восхищайтесь искренне!

Садизм

Садизм - это эротическое проявление желания властвовать над другим человеком путем причинения ему физических и эмоциональных страданий. Основное удовольствие садист получает не от секса, а когда заставляет свою жертву мучиться .

Сексологи считают, что садистские наклонности не являются препятствием к построению отношений или семьи, особенно если второй человек в паре склонен к мазохизму. Главное, чтобы ситуация не выходила из-под контроля. В мире существуют сообщества садо-мазо (БДСМ), для которых ролевые игры в во время секса, основанные на подчинении, являются главной составляющей сексуального наслаждения. В отличие от откровенных садистов, БДСМ-пары руководствуются принципами безопасности секса и здравого смысла. У них существует условный сигнал, после которого партнер прекращает какие-либо действия, причиняющие дискомфорт другому.

С Андреем Лариса познакомилась в кафе. Девушке этот молодой человек нравился всем. Привлекательный, интересный. Пожалуй, секс с ним был иногда скучноват, но над этим она надеялась поработать, когда они узнают друг друга получше. Заговорить на щекотливую тему девушка решилась только спустя полгода, когда Андрей предложил ей переехать к нему. Он согласился, что их сексуальной жизни не хватает «огонька» и признался, что давно уже увлекается практиками садо-мазо, которые превращают секс в нечто особенное. Лариса согласилась попробовать.

«Сначала все действительно было здорово. Андрей не спеша вводил меня в курс дела. Единственное, на чем он настаивал, - это на главной роли. Что бы ни происходило, он был хозяин, я рабыня. Затем в нашу жизнь вошли разнообразные интимные аксессуары, мы экспериментировали с кляпами, вибраторами, связыванием, плетками, наручниками и т. д. И вот тогда я впервые стала замечать, что мой любимый заигрывается. Он стал причинять мне реальную боль во время секса, которую уже не могло сгладить возбуждение. Однажды туго связал меня и оставил лежать на несколько часов, хотя я умоляла отпустить меня хотя бы в туалет. Пару раз отхлестал так, что на теле остались следы. Легкие игры, которые раньше сводили Андрея с ума, его уже не возбуждали. Он хотел все большего и большего. Отношения закончились спустя два года, когда садизм из постели стал проникать в повседневную жизнь. Я сбежала».

Чувство превосходства как качество личности – склонность самовозвышаться в расчете на большее уважение окружающих, оценивать себя нереалистично, чрезмерно завышено, быть убежденным, что лучше других.

Три паломника молятся. Первый: «Боже, кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром. Второй: «Боже, как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства». Третий: «Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк…» Первый второму: — «Нет, ну ты видел этого, с манией величия?»

Помните ли вы, когда общаясь с коллегами или друзьями, вас дружески похлопывали по плечу или спине, доверительно обнимали, санкционирующе кивали (всё, мол, верно), или демонстрировали вальяжную снисходительность? А, может быть, помните, как вам говорили: «Перестань говорить глупости» или «Хватит молоть чушь»? Или в более мягкой форме говорили: «Ну ладно, ладно… Будет вам…», «Запомните раз и навсегда…», «Ну хорошо, хорошо…», «Ну как вы не понимаете, что…»? Если вспомнили, значит, вам приходилось сталкиваться с демонстрацией превосходства.

Естественное желание каждого человека, чтобы с ним общались с позиций равенства. Потребность в превосходстве присуща животным. В борьбе за выживание выживает сильнейший, то есть превосходящий. В волчьей стае происходит противоборство за право быть вожаком. Чтобы стать Акелой, надо доказать свое превосходство.

В людском социуме высоконравственный человек не станет потворствовать своему желанию установить превосходство над другими людьми и будет общаться с ними с позиций равенства. Все мы, пусть неосознанно, но понимаем, что нас унижают , демонстрируя под знаком ложного участия и сочувствия свое превосходство. Вознесение одного – унижение другого.

Демонстрация превосходства приводит к конфликту, так как «включает» у оппонента агрессию («поставить вас на место»), объясняемую не желанием уронить свое достоинство. К примеру, ваша половина решилась сделать борщ. Вы, узрев это, с хорошими намерениями заявляете: «Моя мама прекрасно делает борщ. Позвони ей. Она тебя научит». И вдруг видите, что у жены пропал борщевой энтузиазм. В чем же дело? Она расшифровала подтекст ваших слов: «Ты хуже моей мамы. Не умеешь, не берись». Муж невольно обозначил свое превосходство, пытаясь скрыть его под маской участия и желания помочь.

Или другой пример. Вы поспорили с приятельницей. Она явно разволновалась, и вы, зафиксировав это, говорите: «Не волнуйся». Вроде все нормально. Вы попытались ее успокоить, а она еще больше разнервничалась, при этом утверждая, что она спокойна, как танк. Что же произошло? Приятельница уловила в ваших словах превосходство, услышав следующее: «Истеричка и психопатка. Ничего не соображаешь, а что-то доказываешь». Слова «успокойся», «не переживай», «не нервничай», «не расстраивайся» вызывают еще больший эмоциональный выброс агрессии у вашего оппонента. Напряжение возрастает.

Интересно, почему некоторые люди демонстрируют свое превосходство? Вы, наверное, скажите: « считают себя самыми умными, а других дураками», «зазнайки», «много о себе думают», «слишком высокого о себе мнения». Иными словами, вы предполагаете, что у него высокая самооценка. Но это только на первый взгляд. Человек с высокой самооценкой живет с самим собой в ладу. Он полностью принимает себя со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Раз он сам себе нравится, у него нет надобности демонстрировать свои достоинства себе и окружающим. Высокая самооценка не дружит с превосходством. У последнего верная подруганизкая самооценка. Стало быть, надо каким-то образом самоутверждаться. Можно, конечно, пойти по дороге самосовершенствования. Можно совершить что-то стоящее и, тем самым, поднять свою самооценку и в своих глазах и в глазах окружающих. Но это путь сильных людей. Человек с низкой самооценкой начнет унижать других. Таким образом, он будет иллюзорно самоутверждаться. Его демонстрация превосходства не более, чем попытка скрыть внутреннюю неуверенность и отсутствие внутренних достоинств. Свою слабость он старается перекрыть мыслью, что другие слабее его. Вместо того, чтобы преодолеть слабость, он еще глубже загоняет ее внутрь. Отказ от демонстрации превосходства – это как раз и есть верный путь к росту самооценки и самоуважению. Демонстрировать превосходство можно только в доброте.

Таким образом, иллюзорное самоутверждение за счет сравнения и унижения других создает идеализацию превосходства. Огромные энергоусилия, направленные на подтверждение своего превосходства пропадают впустую. Направьте внимание на самосовершенствование, не фокусируясь на своей мнимой значительности. Устранив тревожность по поводу подтверждения своей значимости, вы прекратите платить «дань» эгрегору. Ваша уверенность в себе только увеличится.

Вместе с тем, в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда невозможно не признать реальное превосходство оппонента в тех сферах жизни, где он действительно корифей. Например, пары студент – профессор, пациент – врач, дилетант – профессионал. Вообще необходимо помнить, что трудно отыскать человека, который бы в чем-либо нас не превосходил. Если вы не сантехник, глупо предполагать, что вы лучше разбираетесь в прокладках и кранах. Все дело в том, что мы любим разговаривать на темы, где сильны мы. Если же вы желаете заслужить репутацию обаятельного человека, надо поступать наоборот – разговаривать на темы, которые интересны оппоненту, где он достаточно силен.

Превосходство – это самая настоящая иллюзия. На сей счет есть прекрасная притча. Однажды ученик пришел к мастеру и начал жаловаться на свою жизнь. Мастер выслушал его и, не сказав ни слова, протянул ему сверток из Древней Книги Знаний. Ученик прочитал: «Увидьте Иллюзию как иллюзию. Поймите и узнайте наконец, что Все Мы Одно. Человечество и вся Жизнь – это единое поле. Это все одно. Поэтому не существует ничего, что может быть выше чего-то, и нет ничего, выше чего можно быть. Эта важнейшая истина, которой учит Жизнь. Разве тюльпан выше розы? Разве горы прекраснее моря? Какая из снежинок самая великолепная? Возможно ли, чтобы все они были великолепными – и чтобы, вместе празднуя свое великолепие, они создавали приводящее в трепет зрелище? Потом они тают, сливаясь друг с другом и образуют единство. Но они никуда не исчезают. Они никогда не перестают быть. Просто они изменяют форму. И не один раз, а множество: переходят из твердого состояния в жидкое, из жидкого в пар, из видимого в невидимое, чтобы подняться опять и потом опять вернуться в виде новых снежинок поразительной красоты. Это и есть Жизнь, питающая Жизнь. Это и есть вы. Совершенная метафора. Реальная метафора. Это станет реальностью вашего опыта, когда вы просто решите, что это правда, и начнете поступать таким образом. Увидьте удивительную красоту всех этих жизней, с которыми вы соприкасаетесь. Потому что каждый из вас действительно чудесен, и при этом никто не чудеснее любого другого. И вы в один прекрасный день сольетесь в Единстве и тогда узнаете, что вместе вы образуете единый поток».

Петр Ковалев 2013 год


Top