Как вырастить гения? Интеллектуальное развитие ребенка. Как развить эрудицию у ребенка, но при этом не превратить его в заучку и ботаника

Не жалейте времени на ребенка, если хотите, чтоб он вырос умным и способным!

Как приятно папе и маме, когда воспитательница в детском саду или учительница в школе хвалит их ребенка или выражает благодарность за его воспитание. И как досадно слышать о плохом поведении, непослушании, низких способностях своего чада к какому-либо предмету или занятию.

Дорогие родители! Если ваш ребенок, мягко говоря, не отличается сильными умственными способностями, то виноваты в этом Вы. Да, конечно это не одна, но, несомненно, самая главная причина такого положения дел. Все кроется в банальной нехватке времени для своего малыша.

Чтоб понять, в чем суть вопроса, давайте уделим немного внимания особенностям физиологии человека и научным доводам в этой отросли. До трех лет в детском мозге формируется более 1000 миллиардов нейронных связей, а это в два раза больше, чем у взрослого. В возрасте до 10 лет детский мозг имеет очень высокую плотность. А вот начиная с одиннадцати - он постепенно избавляется от неиспользованных «проводов», и неразбериха нервных связей со временем упорядочивается.

Еще во время перинатального (внутриутробного) развития определенное количество клеток мозга образует целую сеть связей с иными клетками в организме. В результате таких процессов центральная нервная система - это и есть мозг, управляет работой всех жизненно необходимых функций организма, например: дыхание, сердце.

А все остальные нейронные связи ждут соединения. Суть роботы клеток в мозге как раз и предполагает создание таких соединений. Каждая клеточка пускает импульсы другим во всем организме и, соответственно, имеет возможность принимать, посылаемые ей. Одна клетка способна поддерживать около 10 тысяч связей, которые передаются благодаря специальным химическим веществам, одним из которых является серотонин. Вот эту невероятно сложную сеть порой называют «электрической схемой» мозга.

Новейшие исследования в этой отросли, доказывают, что временем, когда образовывается наибольшее количество синапсов (другими словами, связей между клетками) является возраст от самого рождения и до десяти лет включительно.

Благодаря многократному повторению определенных связей, они становятся уже не временными, а постоянными. Например, для того чтоб ребенок был отменным оратором, его следует приучать к речи, начиная с пеленок. Вероятность того, что малыш в будущем станет эмоционально чутким человеком, повышается при условии, что первый его лепет был принят улыбками, радостью, а не в коем случае не безразличием. Игра для маленького человека имеет огромнейшее значение, так как благодаря ней, он адаптируется в социуме. Следственно, нехватка ее ведет к проблемам социальной адаптации.

Учится человек продолжает вся жизнь, но в детском возрасте предпосылок для этого во много раз больше.

Поэтому самый правильный способ помочь сформировать необходимые нервные связи у деток - это окружить их нежной любовью, заботой, вниманием, обеспечить безопасность и благоприятные условия для развития.

Наши дети очень нуждаются во внимании, людях, которые разговаривают с ними, читают, поют, а не просто иногда мелькают перед глазами.

Игра - это главное повседневное занятие для ребенка дошкольного возраста. Но для этого ему часто нужен партнер. Замечательно, если им являются родители, так как это способствует не только всеобщему развитию малыша, но и дальнейшему взаимопониманию между ними.

Рассмотрим игры, которые приемлемы для годовалых детей.

К одному году жизни дети любят толкать всяческие предметы. Им приносит удовольствие понимание того, что это именно они приводят в действие какую-то вещь, заставляют ее двигаться. Игры, связанные с толканием, дают возможность детям ощущать свою власть, силу над предметами. Это незаменимый способ для развития уверенности в самом себе и координации движений. Возьмите пару нетяжелых предметов, например: машинку с колесиками, мягкую игрушечку и тому подобное. Произносите «раз, два, три, толкаем!» и сделайте это. Продолжайте счет, побуждая малыша повторять Ваши действия.

Заботу и ласку любят все живые существа. Одним из способов развить такие качества в маленьком человеке, является следующий. Сядьте со своим ребенком на пол, захватив с собою парочку его любимых игрушек. Возьмите одну из них, пожалейте, приговаривайте нежные слова. Нужно, чтоб ребенок это видел и слышал - учился быть вежливым. Потом то же проделайте, взяв на руки малыша. Потом дайте игрушку ему и побуждайте к подобным действиям. Если ребенку не будет хватать заботы и ласки в детские годы, с него может получиться жестокий человек или такой, что не умеет быть нежным с другими.

Поупражняйтесь в пении любимых песен тоненьким голоском. Приласкайте детеныша и спойте ему песенку обычным голосом, а вслед за этим - высоким. Слова, произносимые фальцетом, очень концентрируют внимание, поэтому это хороший способ продемонстрировать на сколько важна речь в жизни.

Детки очень любят игру «раз, два, три, бум». Для этого следует посадить малыша на руки к себе и произнести эту фразу, а потом нежно, аккуратно прижать свой лоб к головке ребенка. После, каждый раз приговаривая слова, и прижимайте к себе щеки, локти, подбородок, коленки, уши, ножки маленького. В процессе такого общения у него вырабатываются необходимые для роста, гормоны. Это еще раз подтверждает то, насколько важна Ваша любовь.

Когда ребенок начнет пытаться ползать - поощряйте это занятие. Оно развивает и укрепляет мышечную структуру. Если детки начинают ходить или ползать очень рано - это абсолютно нормально, просто специальные минералы в мозге выработались раньше.

Известная всем с детства игра в «ку-ку» не только горячо любима для многих малышей и малышек, но и предельно необходима для развития мозга. Играть можно в несколько способов: закрывая руками глаза; прячась за дверью и выглядывая; нарисовав на большом пальце руки мордашку и пряча ее в кулачке; заслоняясь полотенцем и другие. Игра в «прятки» способствует образованию тысяч ассоциаций, а также их дальнейшему закреплению.

Развивать словарный запас, мышление можно с помощью чтения книг. Также ребенок привыкает к Вашему голосу. Прививается любовь к литературе с самого маленького возраста.

Ритмически стуча по ладошке, ножке и других частях тела, Вы помогаете развивать своему ребенку чувство такта, ритма, слух. Также попутно можно приговаривать, к примеру «Кую, кую сапожок, подай, бабка, молоток. Не подашь мне молоток, не подкую сапожок!»

Чтобы научить малыша ориентироваться в пространстве, можно прочитать ему стишок:

Кто поздно ложится,
Будет маленьким,
А кто рано ложится,
Вырастет большим.

При произнесении слова «маленьким» опускайте ручки вниз к ножкам, и поднимайте вверх, к слову «большим».

Купите игрушки, что рассчитаны для развития мелкой моторики рук, ног. Например, клоун, выскакивающий с коробки, когда его крутишь за ручку.

Таким образом, ребенок просто нуждается в заботе, внимании и развитии. Поэтому то, на сколько малыш будет умен и какие будет иметь способности зависит от Вас! Не жалейте времени на него в раннем детстве, чтобы потом не сетовать на плохую успеваемость вашего чада во время учебы.

Разговаривайте со своими детьми, окружайте их своим присутствием в достаточном количестве и радуйтесь их успехам и достижениям.

Терпения Вам и удачи!


Мы все считаем себя современными и образованными людьми. Наука сделала большой рывок вперёд. Раньше и не слышали о сотовых телефонах и компьютерах, нанотехнологиях и биоинженерии… Вот только в воспитании детей мы применяем «доисторические» методы при всей уверенности в своих современных взглядах на жизнь. Да и откуда взяться знаниям о воспитании, если никто этому не учит? Хотя эта наука - одна из самых важных.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, успешными и счастливыми. А глубоко в родителях прячется главный приоритет - полное послушание детей . Самое удивительное, что с наилучшими побуждениями мы калечим и ломаем самых дорогих нам людей - собственных чад. Благими намерениями…

Чувствую возмущение родителей в мой адрес… тех родителей, которые уверены в своей непогрешимости! Как же мы ? Бесконечные нравоучения, крики, кто-то и руку прикладывает. Упрёки, обвинения, критика, манипуляции, шантаж…

Давайте представим обычную ситуацию. Сын - лентяй. И что же ему говорит папа? «Я в твои годы уже… А ты… Из тебя ничего путного не получится, ты плохо учишься, не занимаешься спортом…» Этот список можно продолжать до бесконечности. И, казалось бы, родители правы. Хотят, чтобы сын, дочь хорошо учились, занимались спортом, а самое важное, опять же, слушались родителей.

Интересно, нравится ли самому папе, когда его жена говорит, что он такой-сякой, денег мало зарабатывает, дома ничего не делает? Папа-муж сразу кинется искать другую работу, мыть посуду, убирать носки или обозлится? Значит, с взрослым так нельзя, и схема эта не работает, а только приведёт к скандалу. А вот с ребёнком, пожалуйста, сразу перевоспитается. в свой адрес послушает или подзатыльник получит и тут же заучится на пятёрки. Куда же бедному парню деваться? Уйти не может, а в душе только и мечтает об этом. Вот и приходится ломать себя.

У нас школьная программа одна на всех. И большая часть знаний забывается моментально и никогда в жизни не пригодится. А учить почему-то надо. Как же не учить? Так положено. Как же понять, к чему ребёнок стремится, как рассмотреть его талант? Не бывает никчемных детей, бывают никчемные родители, которые в погоне за оценками забывают о более важных вещах. Не нравится ему математика, физика, химия. Читать любит или рисует хорошо. Но разве успеешь развиваться в любимом деле, если за тройку по математике тебя накажут. Настолько детей задолбали, что они сами не вспомнят, что же ИМ нравилось.

Большая нагрузка в школе, большой объём заданий на дом. Руки у взрослого опустятся, а тут психика детская! Вот и плюнул мальчишка на учебу, всё равно всё выучить невозможно. Да и поверил, что он дурак. Взрослые, а у Вас разве по-другому? Накричал начальник, Вы целый день не в себе. Постоянно плохо с Вами разговаривает, Вы будете искать новую работу. Вас это расстраивает, с Вами так нельзя, Вы гордый. А что, дети - не люди разве? Или будем считать, подумаешь, поругали, отчитали, только на пользу пойдёт? На какую пользу? В школе детей ругают, с приятелями тоже проблемы бывают. Домой придут, а тут мы, родители, поджидаем, чтобы свою порцию оскорблений выдать.

Был у нас один парень в классе. Один раз побаловался, так и прослыл хулиганом. Если другим с рук сходило, то его обязательно наказывали. В школе - учителя, дома - родители. И нам, одноклассникам, внушили, что плохой он, «трудный». Учителя – умные, знают, как детскую психику сломать. В общем, поверил мальчишка в то, что он плохой. И стал плохим. Узнала я, что после школы в тюрьму угодил. Получается, правы были учителя?! Только никто не обратил внимания, что ученик рисовал на уроках, замечательно рисовал - нас, учителей, природу, что в окне видел. Скучно ему было на уроках. И учителя, надо признать, в большинстве случаев неинтересно материал преподносили. Встретила я его через много лет после школы. Он знаменитый дизайнер. Начитанный, воспитанный, эрудированный. У него семья. К сыну своему бережно относится. Понимает. Это хорошо, что так закончилось, нашел себя. А могло быть все совсем по-другому.

Вот ещё удивительно, почему родители считают нормальным ударить ребёнка? Придет тот же папа-воспитатель на работу, а начальник его тоже искренне неправым посчитает, бах - и оплеуху, чтобы лучше работал! Мама из лучших побуждений дочку критикует - прическа у тебя плохая, поведение ужасное, вообще ты ленивая. Та же мама знает, что с подругой так нельзя. Десять раз подумает, что сказать, как бы не обидеть. Покритикуй она своих знакомых, как дочь, одна останется. А ребёнку деваться некуда, терпеть приходится. Мама, папа считают, что потом ещё спасибо скажет. За что только? За неуважение, за постоянную критику?

Как же воспитывать?

У меня в школе по истории была, НАСТОЯЩАЯ, для которой дети важнее амбиций. И предмет интересно рассказывала. Она к каждому ребёнку подход нашла. Мне дала понять, что я умница и что она гордится такой ученицей. Как же я могла урок плохо выучить?! Старалась не просто выучить на отлично, ещё и учительницу порадовать, что-то не из школьной программы найти. Евдокия Романовна знала, кому какую оценку поставить, чтобы ученик веру в себя не потерял. У неё двоечники старались, не хотели ЕЁ огорчать. Она ведь родителям не жаловалась, на нас не кричала. Просто расстраивалась. Себя винила, что не смогла заинтересовать. Мы у неё дополнительные уроки выпрашивали.

Зато учитель физики у нас решил, что класс средний, не выдающийся. Всё кричал и собрания родительские устраивал. На нас кричал, да и родителям доставалось. Бился за успеваемость! Но чем он больше бился и воспитывал, тем хуже мы у него учились.

Так как же НЕ воспитывать? Да любить надо, время находить на детей! Крикнуть - это легко и быстро, а вот поговорить, объяснить, подход найти - гораздо труднее. Мамина подруга звонка ждёт. Это важнее. Папу - диван и дожидаются. Подзатыльник дал, крикнул и на диван. А дети неблагодарные слушаться не хотят.

Родители стараются детей от ошибок уберечь, на путь истинный наставить. Всё вроде бы правильно. Но не хотят дети ошибок избегать и не научатся на ВАШЕМ опыте. У них свой опыт должен быть, свои ошибки. Ну и потом дети - всё-таки не Ваши копии. Наверное, у них и своё мнение есть.

Первое время я со своей дочкой уроки делала, потом объяснила, что она уже большая и умная, должна сама попробовать. Целую беседу с ней провела, объяснила, что помогу, если совсем не справится. Но я в неё верю. Единственное, что спросила моя Принцесса: «А за двойки ругать будешь?» Двоек она не получала, и я очень удивилась, откуда такой вопрос возник. Спросила у нее. Оказывается, мама её подружки пришла в школу и отругала свою дочь за двойку по английскому языку при всём классе. Вы представляете, что та девочка пережила?! Будет потом маму еще долго «благодарить». Хорошо, что в школе психолог грамотный, помог. Я своей доченьке объяснила: за что же её ругать, она и сама за двойку расстроится. Наоборот, помочь надо, разобраться. Старается моя малышка. Не потому, что боится!

Ещё одна заморочка родительская - «бить» по самому больному. Мы тебя кормили, одевали, лечили. Жизнь на тебя положили, а ты неблагодарный. Так это обязанность родителей. И они для себя. По идее, радость должны испытывать по отношению к ребёнку. А получается, дети как обязанность или повинность. И родились исключительно для того, чтобы волю и желание родительские исполнить. Не люблю слово БЛАГОДАРНОСТЬ. Если по любви что-то делаешь, благодарности не ждёшь. Вместе с ребёнком огорчаешься и радуешься. Ну, а если по обязанности, то, конечно, без благодарности трудно.

На собраниях родительских принято на детей жаловаться - учиться не хотят, за деньги экзамены планируют сдавать, дипломы фактически покупают. Ох, плохие нынче дети. Кто их такими сделал? Кто платить, взятки давать научил? Ещё более младшие дети? Или всё-таки хорошие взрослые? Кто по телевизору о сексе постоянно говорит, разврат показывает? В семье грубо разговаривают. В школе терроризируют. С друзьями не ладится. Ну, ничего, ты же ребёнок, переживешь!

Интеллект
является основой,
базой для эрудиции

Это только с глупым человеком никаких особых вопросов не возникает. А вот с умным - всегда непросто. И для начала, попробуйте определить его ум одним словом.

К примеру, всезнайку, способного объяснить что угодно, часто называют интеллектуалом. Иногда – эрудитом.

Для многих эти понятия настолько близки, что употребляются просто как синонимы. И это весьма распространенное заблуждение, приводящее к родительской ошибке.

В наш информационный век эрудированные дети далеко не редкость.

Именно они, краса и гордость родителей, поражают окружающих сведениями из самых разных областей: безошибочно называют столицы государств, не путаются в многочисленных марках заграничных автомобилей.

Будучи поставлены на возвышение, читают длинные стихи на семейных праздниках, мальчики приводят в восторг слушателей знаниями из истории, а девочки – из мира моды и так далее.

Таким образом, эрудиция просто подменяет интеллект, что в корне неверно.

Интеллект – это общий уровень развития всех познавательных способностей человека: восприятия, внимания, мышления, памяти и воображения.

Эрудиция - широта познаний человека в различных областях жизни. Проще говоря, набор информации, которой человек оперирует. В то время как интеллект – инструмент, с помощью которого информация добывается, обрабатывается, хранится и используется.

С помощью внимания и восприятия ребенок видит и чувствует нечто новое, мышление и воображение принимают деятельное участие в обработке новой информации, память услужливо хранит все вновь приобретенное, и уже снова мышление помогает использовать полученное, освоенное и хранимое в повседневной жизни.

Вот и выходит, что быть по-настоящему эрудированным человеком невозможно без развитого интеллекта. Здесь не стоит вопрос что первично. Интеллект является основой, базой для эрудиции. Именно поэтому следует уделять пристальное внимание целенаправленному развитию интеллекта ребенка.

Сразу возникает вопрос: как это делать? Здесь на помощь педагогам и родителям придут различные развивающие пособия: , лото, конструкторы, настольно-печатные игры и прочее. Например, наши тетради – это единая система всестороннего развития интеллекта у ребенка. С их помощью дети легко осваивают навыки чтения, письма и счета, уверенно ориентируются в часах и календаре, да вообще чувствуют себя уверенно в большом окружающем мире.

Познавательные процессы нуждаются в постоянной тренировке. С этой задачей великолепно справятся «Фигуры Буракова». Это эффективный тренажер интеллекта, где вы найдете десятки увлекательных упражнений разного уровня сложности. Более подробно об этом смотрите .

Все в жизни взаимосвязано. Развивающийся интеллект ребенка сам начинает искать необходимые объемы информации. Повышается интеллект – растет эрудированность. И для этого роста как нельзя кстати подходят разные детские энциклопедии, атласы, путешествия, посещение музеев и выставок, просмотр познавательных передач, чтение книг.

Простой и важный вывод из всего сказанного: нельзя, да и невозможно противопоставить интеллект и эрудицию. Одно зависит от другого, одно на другое влияет и подталкивает к совершенствованию. Невозможно сделать выбор в пользу чего-то одного. Если говорить в общих чертах, умный человек – это эрудированный интеллектуал. Именно так и должен развиваться ребенок.

Тимур Тепленин и Анастасия Балыкина

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Личностное развитие ребенка и его дошкольное воспитание. Что следует знать родителю для того, чтобы взрастить счастливое и ни в чем не нуждающееся чадо? Как правильно распределять время малыша и каким правилам лучше следовать в воспитании ребенка?

Обо всем этом вы можете узнать в этой статье, которая раскроет перед вами глубокий и неизведанный мир саморазвития и расскажет, как помочь ребенку в его личностном становлении и разработке собственной индивидуальности.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что такое личностное развитие ребенка в раннем возрасте? Каждый родитель вкладывает в это понятие свой смысл. Но тенденция такова, что многие современные мамы и папы, желая обеспечить своему чаду светлое и успешное будущее, чуть ли не с пеленок записывают кроху во всевозможные кружки, спортивные секции, вокальные студии, на математические занятия, курсы чтения и английского.

При этом любящие родители уверены, что именно данный подход обеспечивает полноценное развитие ребенка. Ведь всем известно, насколько велики возможности маленького человека запоминать и впитывать огромный объем информации. Выходит, чем раньше, тем лучше?

Но так ли много нужно малышу для гармоничного развития? Каким образовательным сферам стоит уделить первоочередное внимание? Как грамотно организовать обучающий процесс для ребенка в возрасте до 3 лет и привить ему желание саморазвиваться и самосовершенствоваться?

Начните с пеленок

В определенный момент жизни выражения «успех» и «успешный человек» стали для многих приоритетом. Поэтому нынешние мамы и папы стараются в первую очередь взрастить из маленького ростка интеллектуально развитую личность, а привитие духовно — нравственных качеств отодвигается на второй план. И это глубочайшая ошибка.

Да, такие детки будут восхищать окружающих своими знаниями и умениями. Однако если они при этом не усвоили, например как общаться со сверстниками и взрослыми, не осознают, что хорошо, а что плохо, капризничают по любому, не устроившему их поводу, - то о гармоничном развитии ребенка не может быть и речи.

Гармоничное развитие ребенка: кружки или индивидуальное обучение?

Но заметят ли подобный дисбаланс родители? И смогут ли они что-то впоследствии исправить? При таком положении дел в семье в лучшем случае вырастет успешный эгоист, который будет думать только о личном успехе, не считаясь с потребностями окружающих.

Поэтому благополучного во всех отношениях человека начинается не с обучающих кружков и секций, а дома, в семье, и с самого рождения с личностного развития. Ведь уже в младенческом возрасте в сознании ребенка откладываются определенные базовые установки, которым он будет следовать всю жизнь. Такие, например, как доверие или недоверие к окружающему миру, распознавание эмоционального фона близких, взаимоотношение членов семьи между собой и другие.

Ведь, все что нужно крохе для правильного развития – это ласковый голос близкого человека, мелодичные колыбельные, любящие и уважающие друг друга родители, ну и пальчиковая гимнастика.

Учимся и играем: личностное развитие ребенка

Далее, по мере взросления малыша, задача родителей постараться создать среду вокруг него насыщенной, интерес ной, разнообразной, информативной. И речь идет не только о том, что ребенка нужно тут же записывать во всевозможные кружки, едва он немного подрастет. Ведь когда мама идет с малышом по улице и рассказывает ему о происходящем вокруг, какого цвета одуванчик, чем питаются птички — это уже развитие.

Читайте детям сказки, не заменяйте их мультфильмами. Ведь что такое сказка? Это не просто занимательная история, а глубоко продуманная метафора, которая учить маленького человека самому главному: как вступать в это сложный мир, как преодолевать трудности и испытания.

Кроме того, благодаря сказкам ребенок учится фантазировать рисовать в воображении близкие ему образы. Мультфильмы же проделывают эту работу за малыша, поэтому личностное развитие ребенка невозможно представить без постоянного воображения и мечтаний.

Очень мягко и ненавязчиво приступайте к обучению: предлагайте малышу порисовать, слепить фигуру, сделать поделку, наклеить аппликацию, познакомиться с цветами и формами, рассмотреть на картинках домашних животных. Только стоит помнить, что в силу своих физиологических особенностей больше пяти минут на одном виде деятельности малыш сосредоточиться не способен.

Ребенок в возрасте до 3 лет больше всего хочет играть — это его основной вид деятельности. И уже в процессе игры он готов усваивать огромный объем информации, поэтому подбирайте доступные, легкие, веселые и занимательные варианты занятий.

Обратный эффект

Однако, подбирая для малыша обучающие занятия, важно соблюдать одно простое правило — амбиции родителей не должны превышать возможности маленького человека. Многие мамы из «общей песочницы» хвастаются, мол, мой полуторагодовалый ребенок начал заниматься английским, а другой карапуз уже пытается читать. Тем не менее, стоит задуматься: а нужно ли это ребенку в данный момент? Для чего ему в два года уметь читать? Или решать примеры на сложение и вычитание?

Конечно, эрудированный ребенок — это всегда гордость для родителей, но нагрузки не по возрасту могут привести к обратному эффекту в его близком и далеком будущем. Рано или поздно он наиграется в «раннее развитие» и начнет сопротивляться любой предлагаемой информации, новым занятиям. Это, в свою очередь, приведет к заторможенности в интеллектуальном и физическом развитии. А также может вызвать ряд психологических проблем в подростковом возрасте.

Информационный «бум»

Важно распознавать сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок перегружен информацией. Уставший от всестороннего и всеобъемлющего обучения малыш обычно перестает слушать, постоянно отвлекается, не запоминает то, что ему говорят.

Кроме того, его тяжело уложить спать на ночь: вроде бы устал, хочет спать, но не может отключить мозг, который усваивает полученные за день сведения. Отсюда — истерики и капризы. В таких случаях родителям стоит немного сбавить обороты или вовсе дать ребенку временный перерыв, чтобы не отбить у него дальнейшую тягу к знаниям.

Свободное время

Важно предоставлять маленькому человеку столько свободного времени, сколько необходимо. Пусть он использует его исключительно по своему усмотрению. В этот период не нужно никаких обучающих методик, даже самых легких и ненавязчивых, ничего такого, что пришлось бы запоминать, осваивать и усваивать. Только играть!

Причем если малыш хочет вовлечь маму, например в строительство гаража из конструктора, не стоит отмахиваться ой, сынок, поиграй сам. Ребенок еще находится в том возрасте, когда общение ему необходимо как воздух, а внимание мамы — тем более.

Сегодня чувство ответственности за судьбу своего чада и стремление как можно глубже его развить настолько одолевает над современными родителями, что они готовы использовать каждую удобную минуту, чтобы чему-нибудь кроху научить.

Однако, по большому счету все, что нужно малышу в данном возрасте, это счастливое детство и любящие близкие рядом.

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс – это совокупность бессознательных эмоций, чувств и представлений, формирующих личность человека в детском и подростковом возрасте. Автором данного комплекса является Зигмунд Фрейд, само же название восходит к древнегреческой мифологии.

Смысл этой теории заключается в том, что в период от двух до шести лет чадо «влюбляется» в родителя противоположного пола. Именно он является для маленького человечка . Дочка хочет, чтобы отец больше времени проводил с ней, старается быть милой, чтобы ему понравиться. Сын начинает проявлять мужские качества, стремится защитить маму, помочь ей.

После шести лет Эдипов комплекс переходит в следующую фазу, которая заключается в желании быть похожим на родителя своего пола. Девочка мечтает носить такие же туфли, как мама, пользоваться косметикой и делать красивые прически. Мальчик стремиться стать копией отца – интересуется его работой, просится с ним на рыбалку и т. д.

Многие слышали, что девушка выбирает мужчину, похожего на ее отца, а парень желает видеть в жене прообраз матери. Но если у человека тянущийся конфликт с родителем противоположного пола, то и его отношения не будут счастливыми и гармоничными. Он просто не верит в них, делая для себе приоритетными другие, часто лживые ценности.

Чтобы нормально разрешить Эдипов комплекс у ребенка, родителям нужно уделять разумную долю внимания всем членам семьи, не позволять ребенку расти эгоистом и всеми манипулировать. Не общаться на повышенных тонах, решать все споры спокойно.

Необходимо объяснять ребенку, что кроме него в любви нуждаются и другие и не надо ревновать к ним. Не приучать его спать вместе с родителями. У взрослых есть своя комната, а у детей – своя.

Вывод

Наблюдайте за своим будущим гением, чтобы понять его склонности и интересы, участвуйте в его играх, отвечайте на глупые вопросы, давайте ему возможность выпускать эмоции, выбирать занятие по душе, шалить. Как можно чаще будьте ему хорошим другом, который не контролирует, не требует демонстрации знании, а просто играет.

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.


Top