Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

НОД

«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»


(старшая группа)

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.

Цель: формировать знания детей о воздухе .

Образовательные: - Закрепить представление детей о воздухе , познакомить детей с его свойствами.

Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;

Развивающие: - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные: - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

Коррекционные задачи: - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.

Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений , животных, людей», дидактическая игра «Живая и неживая природа», отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Подуем на плечо», физминутки «Ветер», наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование: кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт., стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики , емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки «Солнечные лучики», «Полет бабочки»).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и встречают Машу)

Машенька: Здравствуйте. Вижу, вы ребята умные, сообразительные . Помогите, пожалуйста, Мишкины загадки разгадать.

Дети: Загадывай, Машенька! А мы постараемся .

Вот первая загадка: Подарил мне Мишка ведёрко с ягодами. Ягоды велел высыпать, а что в ведёрке осталось - ему показать. Только что же ему показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами, и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Маша, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.

Воспитатель,- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

(ответы детей)

А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух . Он находится везде-везде: вокруг предметов , игрушек, строений.

Опыт №1 «Воздух существует»

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание , какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

(Ответы детей)

Дети: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Воспитатель: Интересно, как же это получилось?

(Ответы детей)

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане .

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.

(Провожу опыт)

Дети и Маша: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Маша, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Машенька, отгадка на первую загадку.

Вывод: в пустом ведёрке находится, воздух.

Воспитатель: Воздух заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Значит он какой? (невидимый)

Опыт №2. «Как поймать невидимый воздух

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух ? Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его .

Пакет полон воздуха , он похож на воздушный шарик . Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха .

Вывод: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим , бесцветный, прозрачный.

Маша: Вторая загадка: спрашивает меня Миша: без чего я не могу жить?

Воспитатель: А ты, Маша, попробуй не дышать.

Маша: Как, совсем?

Воспитатель: Хоть минуточку!

Маша: Никогда не пробовала. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух !

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух ?

Дети: Ещё воздух нужен птицам , рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Д/и «Кому нужен воздух» (подбор картинок)

Вывод: Замечательно! Вот Маша ответ на твою загадку: человек не может жить без воздуха !

А чтобы убедиться в том, что воздух не только вокруг нас, предлагаю перейти к следующему опыту.

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос , а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух ?

Воспитатель: Тогда начинайте.

(Проводится опыт с комментариями)

Как вы думаете, почему в воде оказались пузырьки? Можно ли сказать, что воздух был внутри нас?

Вывод: Воздух не только вокруг нас, но и внутри человека.

Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»

Маша: Почему-то мне жарко? И это третья Мишкина загадка.

Воспитатель: Мы поможем её разгадать.

Опыт№4 «Тёплый - холодный»

Воспитатель: Что обогревает нашу комнату? (батареи, вентилятор)

Предлагаю убедиться в том, что согревает воздух в комнате и человек.

Дети вдыхают через нос и выдыхают на ладонь через рот.

Вывод: вдыхаем холодный воздух, а выдыхаем тёплый.

Опыт№5 «Движение воздуха»

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Где это можно увидеть в природе?

Как вы догадались? Предлагаю убедиться в этом.

(На ладони снежинка-взмах веером и снежинка падает…)

Вывод: воздух двигается.

Маша: и ещё одна загадка от Мишки «Имеет ли воздух запах?»

Опыт№6 «Воздух переносит запах»

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах ? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет . (банка с апельсинами закрыта)Открываем баночку и воздух донёс до наших носиков запах апельсина.

Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает - не бывает». Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый ? (Бывает).

. Воздух бывает чистый ? (Бывает).

. Воздух бывает пушистый ? (Не бывает).

. Воздух бывает легкий ? (Бывает).

. Воздух бывает грязный ? (Бывает).

. Воздух бывает сердитый ? (Не бывает).

. Воздух бывает холодный ? (Бывает).

. Воздух бывает полосатый ? (Не бывает).

Воспитатель Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе .

(Ответы детей)

(Итог) Стихи

Воздух - это-то , чем дышим.

Через воздух звук мы слышим .

В воздух , в небо и в полет

Улетает самолёт

Птица в воздухе летает .

Разным воздух наш бывает ,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз ,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный , он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство - с воздухом можно поиграть .

Маша благодарит и дарит детям шары.

НОД в старшей группе по экологии - «Воздух».

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

В:загадывает загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух)

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент 1 «Как поймать воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Эксперимент 5 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята!

(с использованием приемов экспериментально – опытной деятельности)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №635 Приморского района Санкт – Петербурга Отделение дошкольного образования детей

Разработала воспитатель Климова Ирина Владимировна 2017 Санкт - Петербург

Программное содержание:

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности, расширить знания о свойствах воздуха.

Задачи:

  • Формировать умение работать совместно со сверстниками.
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
  • Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха.
  • Закрепить знания детей о значимости воздуха в жизни всего живого на Земле.
  • Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности
  • Развивать умение делать выводы.
  • Развивать навыки проведения опытов.
  • Развивать и активизировать словарь детей за счет слов обозначающих свойства воздуха.
  • Воспитывать интерес к окружающему.

Предварительная работа: беседы о значении воздуха в жизни всех живущих на Земле, о проблемах загрязнения воздуха, об использовании воздуха в жизни человека, об использовании воздуха в детских играх и игрушках; рассматривание иллюстраций по теме.

Материалы к занятию: стаканчики с «запахом» и без запаха, воздушные шарики; «весы» ; свеча; стеклянная банка; детские духовые музыкальные инструменты; стаканы с водой; открытка; бумага; тазик.

Ход НОД: Ребята, мы уже с вами говорили о воздухе, его свойствах. Сегодня мы вспомним, какими свойствами воздух обладает, попробуем продолжить наши исследования свойств воздуха.

Скажите мне, кому нужен воздух? Может ли человек прожить без воздуха? Каким бывает воздух? (чистым, грязным) Что же загрязняет воздух? Вы любите играть? В каких играх вы используете воздух?

Назовите, какими свойствами обладает воздух, и вспомните, как мы это узнавали на нашем первом занятии.

  • не имеет формы воздух окружает нас, заполняет собой предметы, которые кажутся пустыми, принимает форму этих предметов.
  • не имеет цвета чистый воздух не имеет цвета, прозрачный (видели свою руку сквозь пакет с воздухом)
  • не имеет вкуса
  • не имеет запаха чистый воздух не имеет запаха, но помогает запахам распространяться.

Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает понюхать духи, апельсин, лимон, чеснок; один ребенок вдыхает просто воздух) . Все что- то почувствовали, только один из вас ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, он ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Сегодня мы продолжим наши исследования и постараемся узнать еще что-нибудь интересное о воздухе.

1 опыт. Попробуем взвесить воздух

У воспитателя в руках палка длиной около 60 см. На ее середине закреплена веревочка, к обоим концам привязаны два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предлагаем детям подумать, что произойдет, если мы проткнем один из надутых шариков (проткнем) . Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем второй шарик? (проткнем) Снова восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, также как и надутые.

2 опыт. Что быстрее?

Воспитатель предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа бумаги: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках) , то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам проводит опыт. Почему первый падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу) . Почему второй падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше) . Дети делают вывод: вокруг нас воздух и он давит на предметы.

3 опыт. Свечка в банке

Детям предлагается погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, не задувая ее. Зажигаем свечу, затем накрываем ее банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Выясняем, что для горения нужен кислород, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.

4 опыт. Воздух можно услышать

В оркестре есть музыкальные инструменты, на которых звук извлекают с помощью воздуха. Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук.

Фокус «Почему не выливается?»

Стакан с водой, почтовая открытка.

Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, накрывает его открыткой, и слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана, и не дает воде вылиться) .

Воспитатель: Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на Земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов) . А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили опыты, все были внимательны, проявили любознательность, были активны. Молодцы.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3. Развивать умение воспроизводить целостный образ предмета, коммуникативные навыки.

4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми на всех этапах занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование: стаканы с водой, трубочки, свисток, полиэтиленовые пакеты, (по количеству детей),коробочки от киндер сюрприза, духи, эфирное масло,чеснок,веера, изюм, газированная вода.

Активизация словаря: лаборатория, кислород, углекислый газ, колебания, исследование, опыты.

Ход занятия:

1 часть: Подготовительная (Организационный момент)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пожмите руку. Обнимитесь.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие спешит сказочный гость. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, кто же это?

Он весёлый, заводной,

И пропеллер за спиной.

Поднимает настроенье,

Любит сладкое варенье.

Малышей всегда смешит, Кто же это? Подскажи! (Карлсон)

(Вносится игрушка- Карлсон с воздушными шарами) Воспитатель: А вот и он!

Как же он попал к нам в группу? (ответы детей ) Правильно по воздуху. Посмотрите, что у Карлсона в руках?(шарики). А что внутри шариков?(ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Давайте посадим Карлсона на стул, пусть он отдохнёт .

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать).

Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Ребята, а кто изучает воздух? (ученые)

А где работают ученые? (в лаборатории)

А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию? (ответы детей) Тогда проходим к рабочим столам.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1 . На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2 . Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4 . Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

(Все подходят к столам для исследований)

2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?(ответы детей ) Давайте, проверим, правда, это или нет и проведём небольшие опыты.

Опыт 1: «Волшебные пузырьки» Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Выходят пузырьки. -Как они там оказались? В стакане же только вода была (Ответы детей)

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух есть внутри нас.

Опыт 2. « Ветерок»

Ребята, мы видим воздух или нет? Но его можно легко обнаруж ить, если создать его движение. Для этого у нас есть веера,помашите ими на себя. Что мы чувствуем?

- Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Можно подуть себе на руку. Вывод: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей, как легкий ветерок.

Опыт 3: «Что в мешочке?»

Возьмите полиэтиленовый мешочек. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

Теперь мы наберем в мешочек воздух и закрутим его. Что произошло с мешочком? (Ответы) Мешочек полон воздуха.

Воздух занял все место в мешке и принял его форму. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы)

Теперь мы с вами убедились, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Вывод: Воздух принимает форму чего то.

Физминутка

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Подыши другой ноздрей

И к тебе придет покой.

Опыт 4: «Что звучит?»

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (Ответы)

На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется.

Посмотрите, у меня есть свисток, через него можно пустить быструю струю воздуха ?(ответы)Производится звук из свистка.

Благодаря свистку мы смогли услышать воздух?У вас на столах воздушные шарики, надуйте немного каждый. А теперь попробуйте выпустить из них воздух. Что вы слышите?

Вывод: Воздух можно услышать.

Опыт 5: Игра « Узнай по запаху» Зажмите нос. Я пронесу мимо вас коробочку, в которой находится какое- то вещество, а вы попробуйте узнать по запаху,что находится в ней. Удалось?(нет, нос был закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Вывод: Воздух не имеет запаха. Он его переносит.

Опыт 6: « Заколдованный шарик» (проводит воспитатель)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду. Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх. Вывод: Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Опыт7: «Дрессированные изюминки »

У каждого из вас в стакане газированная вода. Положите в него несколько изюминок – пусть это будут «рыбки», они упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки, плывите !»(И на глазах изумлённых детейизюминки начнут всплывать) .Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет. Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха (они напоминают маленькие воздушные шары ) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

3 часть: Заключительная (итоговая)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо работали.

Давайте вспомним и скажем, какие свойства воздуха мы определили.

1. Воздух внутри нас.

2. Воздух невидим.

3. Воздух принимает форму чего то.

4. Воздух мы слышим.

5. Воздух не имеет запаха.

6. Воздух расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

7.Воздух легче воды.

Воспитатель:

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.

Потом на радость детворы

Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».

Воспитатель: Спасибо всем за занятие! С вами было очень приятно и интересно общаться. За это Карлсон вам дарит воздушные шарики, с которыми можно играть.


Top