Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. «Путешествие по экологической тропе»

Анна Куликова
Конспект НОД по экологии «Прогулка по экологической тропе»

Программное содержание : продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать) . Учить делать простейшие умозаключения. Продолжать учить детей различать и называть деревья (лиственные, хвойные, фруктовые) на территории детского сада, лекарственные растения, декоративные цветы. Учить работать с картой.

Закреплять знания о жизни насекомых в осенний период.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать навыки поведения в природе.

Задачи :

1. Ознакомить детей с объектами экотропы ;

2. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных;

3. Показать взаимосвязь в экосистемах экотропы ;

4. Выявить зависимости роста и развития объектов от места их обитания;

5. Воспитывать культуру общения с природой.

Оборудование : картосхема экотропы , значки- названия станций, знаки правила поведения в природе, письмо от мухомора, фишки, пакетики для семян по количеству детей, корзинка с яблоками.

Предварительная работа : занятия на тропе в различные времена года, игры о деревьях и цветах, наблюдения и опыты.

Объекты тропы , задействованные в занятии :

1. «Айболит» ;

2. «Фруктовый сад» ;

3. «Муравейник» ;

4. «Отдыхай –ка!» ;

5. «Цветочная поляна» .

Ход занятия.

1 часть. Собираю детей вокруг себя и задаю вопросы :

Какое сейчас время года?

Д : Осень.

Какая сегодня погода?

В : Деревья на нашем участке оделись в яркую желтую одежду, они готовятся к зиме.

Ребята, посмотрите вокруг, как на нашем участке стало красиво. Вы ничего не замечаете, может что-то еще изменилось?

В : Посмотрите на Синьора –мухомора, у него что-то для нас есть!

Д : Это письмо.

В письме картосхема экологической тропы и задания для детей .

Читаю письмо : «Ребята, я приветствую вас на экологической тропе . Предлагаю вам прогуляться по ней и выполнить мои задания, за каждый правильный ответ получите фишку! Желаю приятно провести время, ваш Синьор –мухомор».

Ну и задал нам задачу мухомор, давайте сначала вспомним правила поведения в природе.

Д : нельзя шуметь, сорить, разрушать гнезда и муравейники, ломать ветки и рвать цветы.

В : Молодцы, все правила помните! А теперь посмотрим на карту, куда же нам идти.

На карте нарисован маршрут, обозначенный стрелочками.

2 часть. Итак, ребята, нам нужно сделать 8 шагов от Синьора –мухомора прямо, там будет первая остановка. Пошли.

Наша первая остановка называется Станция «Айболит» , посмотрим на задание.

«Назовите лекарственные растения, которые вы знаете. Расскажите о них» .

Д : подорожник, ромашка, мята. Эти растения помогают при болезнях.

В : да, ребята вы справились с заданием. Смотрим в карту, сделайте 10 шагов влево от станции.

Шагаем и считаем, пришли.

А это Станция «Фруктовый сад» , что же ждет нас здесь?

«Назовите деревья, которые растут на станции, на территории д/с. Чем похожи, чем отличаются. Есть ли на участке хвойные деревья?»

Д : на станции растут яблоня, груша, слива, абрикос. На участке растут тополь, акация, вишня, вяз. Похожи тем, что у всех у них листья, а отличаются тем, что одни приносят плоды, а другие нет. Нет, хвойных деревьев нет.

В : И с этим заданием справились! Смотрим, куда дальше. Отсчитайте 10 шагов влево от «Фруктового сада» и увидите «Муравейник» .

Пошли. А вот и «Муравейник» . Задание.

«Расскажите о жизни насекомых. Как изменилась их жизнь с приходом осени?».

Д : когда становится холодно, насекомые прячутся под кору, под листья, забиваются в щели. Муравьи закрывают все ходы в муравейнике до весны.

В : Молодцы, правильно ответили. Посмотрим, что еще нам приготовил Синьор –мухомор?

Д : да.

В : Теперь сделайте 3 шага прямо от «Муравейника» И можете присесть отдохнуть.

Шагаем на отдых.

Перед вами Станция «Отдыхай –ка!» . Ребят, мы не просто посидим, и здесь нас ждет задание.

«Ребята, спойте мне песню «Золотая песенка» и расскажите стихи об осени».

В : Споем?

Д : да.

«Золотая песенка» .

1. Щедрая и яркая

Золотая осень

Каждый год подарки нам

В октябре приносит.

Значит, наша песенка

Вовсе не простая,

Значит, наша песенка

Будет золотая.

2. Яблоки янтарные,

Соком налитые,

Дыни ярко –желтые,

Словно золотые.

Значит, наша песенка

Вовсе не простая,

Значит, наша песенка

Будет золотая.

3. Солнышко любуется,

Как дубы и клены

Засыпают улицу

Золотом червонным.

Листья опускаются

Золотою стаей.

Вот и получается

Песня золотая.

1. Дождь на улице идет

Мокрая дорога

Много капель на стекле,

А тепла немного

Как осенние грибы

Зонтики мы носим,

Потому что, на дворе

Наступила осень.

2. Наступила осень

Пожелтел наш сад

Листья на березе золотом горят

Не слыхать веселых песен соловья

Улетели птицы в теплые края.

3. Дождик долго моросит

Моет наши стекла

Грустный у березы вид

Вся она намокла.

В : дети, давайте посмотрим в карту, осталось последнее задание.

Сделайте круг вокруг сказочного дворца, там вас ждут цветы.

Давайте возьмемся за руки и пойдем по тропинке на станцию «Цветочная поляна» . Вот мы и пришли.

«Назовите цветы, какие знаете. Соберите пожалуйста семена цветов, посушите их в группе, а на следующую весну посадите здесь же на «Цветочной поляне» .

Д : бархатцы, астра, сентябрина, жирная травка, петуньи.

Раздаю всем пакетики для сбора семян, показываю, какие семена нужно собирать.

3 часть. В : Ребята, вы справились со всеми заданиями Синьора –мухомора, молодцы!

А теперь давайте вспомним, где мы гуляли, что делали, что видели, что понравилось? Я предлагаю поиграть в игру «К такому дереву беги» . Я буду называть дерево, а вы должны найти это дерево и прибежать к нему. Играем?

Д : да.

В : молодцы, ребята, вы порадовали Синьора –мухомора и за это он вам оставил угощение со Станции «Фруктовый сад» .

Давайте скажем ему спасибо, и попрощаемся с ним.

Д : Спасибо, Синьор –мухомор, досвиданья!

Публикации по теме:

Конспект прогулки по экологической тропе здоровья «Путешествие в весенний лес» (подготовительная группа) Задачи Закреплять, систематизировать представления детей о лесе и его обитателях: птицах, насекомых, диких животных, о растениях. Пробуждать.

Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми Цель: формирование представлений.

Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия по экологической тропе» Задачи: закрепить название птиц (синица, ворона, воробей, сорока, дятел); понятие «Лекарственные растения»; названия деревьев, находящихся.

Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». (подготовительная к школе группа) Программные задачи: ОО «Познавательное.

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»


Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ№102Г Рыбинск

Программное содержание . Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Закрепления представлений детей о садовых цветах.

1 Ребята сегодня мы пойдем на экскурсию по экологической тропе.

Мы подошли к указателю где написано экологическая тропа. Ребята, экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой, учимся беречь ее. Посмотрите, а вот и вторая табличка с надписью: Уголок леса. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (лиственницы, липы, берёзы, рябины, ели).

Молодцы, все деревья узнали правильно.

Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (Деревья похожи по строению, а отличие заключается в форме листьев, способностью сбрасывать их осенью.)

«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,

Можно к ним прислониться,

Можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой».

-Ребята попробуйте отгадать загадку о дереве?

«Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы».

Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.

Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».

Кто любит ягоды рябины?(птицы)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке

В белом сарафане.

(Береза)

Давайте к ней подойдем.

Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

Давайте обнимем её.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)

А теперь давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра " C чьей ветки детки"

Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие название деревьев, упражнять в словообразовании (относительные прилагательные). Развивать мелкую моторику.

Ход игры:

1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)

2. Назвать лист березы – березовый лист;

Лист клена- кленовый;

Лист дуба –дубовый;

3.Ребята собирают и несут листья к деревьям.

2. Дети с воспитателем идут по тропе к следующему указателю .

Что написано на указателе?(Метеостанция)

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)

А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)

Наклоняется трава.

Шелестит весь день листва.

И деревья сами

Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей

Стал проворней, веселей

Он летит и скачет

Что всё это значит?

Знают взрослые и дети:

Это значит – нынче ветер!

Поднимите вверх глаза. Перед вами прибор для измерения ветра. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

Стрелка показывает направление ветра, а буквы помогут определить, какое направление у ветра.

Давайте определим, какой дует ветер. (Дети определяют.)

Как называется следующий прибор? Из чего он сделан и как называется? (Из пластиковой прозрачной бутылки. Осадкомер)

Для чего нужен следующий прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)

Как бы вы его назвали? (Дождемер)

Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)

«Альпийская горка- цветник».

Воспитатель:

В центре клумбы, у Наташки,

Расцвели цветы – ромашки.

Целый день красуются,

Платьями любуются.

Посмотрите на нашу красивую клумбу.

Какие цветы вы видите на ней?

(дети отвечают: бархатцы, бегония, душистый табак и т. д.)

Беседа по строению цветка.

Ребята, а из каких частей состоят цветы?

(Стебель, лист, цветок, корень)

Для чего нам нужен корень?

(чтобы удерживаться в земле,

чтобы пить воду и питательные вещества).

Для чего нужен стебель?

(стебель держит растение;

На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).

Для чего нужен цветок?

(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)

(Воспитатель предлагает полить клумбу)

4 . Наблюдаем за кормушками.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Правильно ребята это кормушка.

- А зачем птицам нужна кормушка?

(Особенно зимой птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются.) -Ребята, часто кормушки называют еще столовыми для птиц.

А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.

Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе . Что вам больше всего понравилось и почему?

А что особенно запомнилось?

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали зрительные ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень) »

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый. (Е. Авдеенко)

И.Ф.К. Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь». (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны, кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К. Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз) .
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Осень:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И.В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

Литература :

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  2. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятий для дошкольников / авт.сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Мищенко Н.Ю. "Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста : Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 180 с.

Занятие по экологии в старшей группе детского сада.На занятии продолжаем учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитываем любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формируем навыки поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание.

Оборудование.

Методическое проведение.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети.

Воспитатель

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Воспитатель.

Дети. Тополя.

Воспитатель.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель.

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель.

Воспитатель. Давайте повторим их.

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не сбивай грибы.
  2. Не разжигай костёр.

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Дети. Бабочки.

Воспитатель.

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель.

Воспитатель.

Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Оборудование. Декорация весенней природы (деревья, птицы, бабочки). Грамзапись. Игрушки диких животных (белка, заяц, лиса). Пеньки, орешки. Скворечник для игры, шапочки скворушек.

Методическое проведение.

Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.

Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим увидит вас. Дети на поезде едут до станции «Лесная». На станции «Лесная» пассажиры выходят и собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель. Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Воспитатель. Посмотрите, дети, какая красивая поляна. Сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Воспитатель . Послушайте стихотворение «Берёза».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

Воспитатель. А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети. Тополя.

Какой сильный ствол, пышные ветки.

Воспитатель. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель. А что вы можете сказать про почки?

Дети. Почки тополя душистые, пахучие.

Воспитатель. Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам.

Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель. Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом». Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?

Дети. Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель. А кого можно увидеть в лесу на деревьях?

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Дети присаживаются на пенёчки, чтобы отдохнуть и посмотреть на лес.

Воспитатель. Птиц весной увидеть непросто, но их весёлое щебетание и пение хорошо слышны. (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).

Воспитатель. Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети. Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель. А вот и наш «Зелёный патруль». (Входят дети из подготовительной группы).

Дети подготовительной группы. Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу? А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Воспитатель. Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок» (читает ребёнок средней группы).

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
  2. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
  3. Не сбивай грибы.
  4. Не разжигай костёр.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Дети выходят на опушку леса. Воспитатель говорит:

– «В лесу высокие деревья, от них тень и прохлада, а здесь на лугу совсем по-другому: ярко светит солнце, растёт много цветов и трав. Давайте подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, над цветами кто-то летает. Кто же это?»

Дети. Бабочки.

Воспитатель. Яркие красивые пятна на крылышках бабочки, похожи на глаза, помогают ей отпугивать врагов. А это что за красивая поляна?

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель. Правильно, это не6съедобные грибы, но они красивые, привлекательные, их нельзя рвать, дотрагиваться до них тоже нельзя.

Воспитатель предлагает детям притаиться за кустами.

Воспитатель. Что-то рыжее мелькнуло вдали, кто осторожно крадётся?

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с орешками). Подарок белочке.

Воспитатель. Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько интересного мы увидели в лесу.



Top