Вопрос характеристика разделов программы «юный эколог. Песня «Веселая зверобика»

Наталья Куртукова
Проект по экологии «Юный эколог»

Муниципальное Казенное учреждение

Детский дом «Остров надежды»

Проект по экологии

«юный эколог »

г. Новокузнецк

Актуальность проекта

Каникулы - латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от занятий время? Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней учебного года летние каникулы - самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в детском саду, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Каникулы - это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов .

Таким образом, летнее время препровождение - это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личном плане лето- более напряженный период, чем зима.

Объясняется это следующим :

Летом детский сад уже не имеет ведущей роли;

Летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками;

Летом у ребенка меняются виды деятельности.

При создании проекта летней занятости детей дошкольного возраста необходимы были достаточно простые, но и вместе весьма важные основания :

Летний отдых служит детям для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

У детей формируется представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

Форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального интеллекта ребят и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения детей.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей деятельности экология - это не просто наука, это новое мировозрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самооценки. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство» , а потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания , а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формируются задачи экологического воспитания :

1. Понимание самооценки природы.

2. Осознание себя, как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5. Воспитание активной жизненной позиции.

6. Обучение азам экологической безопасности .

7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9. Подведение к поминамию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предлагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры.

Цели и задачи

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология , хронические заболевания т. д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Особенно, что касается детей подростков из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в социальной реабилитации. Поэтому нас волнует вопросы воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и развитие в них творческих способностей. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдавать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Цель данного проекта :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,

формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья,

формирование начала экологического мировозрения и культуры.

Задачи :

Проект предусматривает решение следующих задач :

Создание условий для подготовки детей 6-8 лет в летний период к восприятию основам экологии ;

Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, творческую, коммуникативную, игровую;

Приобретение детьми личного опыта приобщения к основам экологической культуры ;

Приоритетное направление в работе - привитие навыков бережного (неразрушающего)

обращения с предметами и явлениями;

Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

При активном участие детей и взрослых в реализации проекта предполагается , что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений, а также формированию осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Участие в спортивных мероприятиях должно способствовать развитию у школьников интереса к занятию физкультурой и спортом, привитию навыков здорового образа жизни.

Правильно организованная жизнь ребят поможет выработке навыков ручного и общественно-полезного труда.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно с любовью относится к своей малой Родине и окружающей природе.

Предполагается, что время, проведенное летом не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в продолжении реализации данного проекта .

Оценка результатов

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает :

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход , т. е. Опора на основополагающие идеи и понятия экологии .

Эти два направления неразрывны : чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям : формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний :

*знания о мире животных;

*знания о растительном мире;

*знания о неживой природе;

*знания о временах года.

Методы диагностики :

*Дидактическая игра «Маленькие помощники»

*Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

*Викторина «Природа - наш друг»

*Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

*Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

* Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает в себя :

*расстановку кадров

*комплектование группы, разработку документации.

II. Организационный этап :

*выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

*формирование законов и условий совместной работы;

*подготовку к дальнейшей деятельности по проекту .

III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта .

Педагоги, дети, общественные организации - организаторы проекта :

*познают, отдыхают, трудятся;

*делают открытия в себе, в окружающем мире;

*участвуют в проведении мероприятий;

*учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

*развивать способность доверять себе и другим;

*укрепляют своё здоровье.

Во время реализации проекта воспитанники под руководством воспитателей и специалистов оформляют групповой уголок, выставки рисунков, поделок, фотовыставки.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ.

Направление работы

1. Коллективно-творческая деятельность :

*подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.

2. Продуктивная деятельность :

*участие детей в работе творческих мастерских;

*ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского дома.

3. Игровая деятельность :

*интеллектуальные, спортивные игры.

4. Оздоровительная деятельность :

*ежедневная утренняя зарядка;

*ежедневное участие несовершеннолетних в спортивных соревнованиях;

*участие детей в различных мероприятиях;

*воздушные ванны и водные процедуры.

5. Психологическое направление :

*работа педагогов -психологов по оказанию социально-психологических услуг намеченному плану с каждым ребенком;

*создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.

Детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, трудовой деятельности.

Любое проводимое мероприятие, будь то групповое или общее, способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для развития дружного детского коллектива.

Основными задачами педагога в данный период является :

*способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся обществе, адекватному этим качествам;

*помочь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

*содействовать успеху творческого поиска;

*вводить на нравственную оценку общей ситуации, учить анализу и самоанализу;

*увлекать способами и методами самовоспитания, саморазвития, самоформирования.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем данный проект можно использовать в учебное время, включив в план воспитательской работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.

Сроки реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 30 календарных дней.

Весь месяц детей ждёт калейдоскоп интересных занятий и спортивных мероприятий. Ежедневно запланированы беседы, практические работ, игры, спортивные состязания.

Целевая группа проекта

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-этических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка : умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Проект состоит из 7 блоков . В первом блоке дети знакомятся прежде всего, в ближайшем окружении.

Во втором блоке «Маленькие огородники»

дети знакомятся с героями «Театра овощей» , которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В третьем блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Четвертый блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В пятом блоке «Метеобюро : народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Шестой блок «Растения - фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, способами хранения.

В седьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация проекта предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Содержание проекта рассчитано на курс 30 дней. Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказам, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

Тематический план

Наименование мероприятия

Краткое описание

I блок «Лаборатория неживой природы»

Игра -беседа «Вода- волшебница»

Выявление свойства воды.

Ветер по морю гуляет

Практическая работа по выявлению свойства воздуха.

«Что в коробке?»

Знакомство со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

Эксперимент «Горячо-холодно»

Определение на ощупь температуры воды, предметов.

II блок «Маленькие огородники»

Путешествие земляного червячка

Знакомство детей с земляным червячком. Его значение для жизни растений.

Знакомься - огурец!

Знакомство детей с тем, как выращивать огурцы.

В гостях у синьора помидора

Знакомство с тем, что любит помидор.

Как угодить перцу?

Знакомство детей с тем, как ухаживать за перцем.

III блок «Защитники природы»

Экологический трудовой десант «Чистота спасёт мир»

Субботник по благоустройству территории детского дома.

Кто охраняет природу?

Знакомство с деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций.

Спортивные соревнования «Экологические забеги »

Соревнования, в которых дети осваивают способы передвижения некоторых животных (гусеница, пингвин, черепаха, лягушка и др.)

День экологии

Путешествие по страницам : Бабушка-загадушка; Пословица недаром молвится; С песней весело шагать; Где чей дом; Зеленый патруль.

В гостях у Лесовичка

Экскурсия по экологической тропе . Знакомство с обитателями.

IV блок «Мастерская природы»

Берегиня

Изготовление поделок из бросового материала.

Творческая мастерская Берендея

Изготовление поделок из природного мтериала.

Клуб юных художников

Рассматривание картин художников-пейзажистов. Рисование природы участка.

Песочные струйки

Занятие -практикум «Можно ли рисовать песком?»

Удивительное под ногами

Исследовательский проект «Может ли камень быть изобразительным материалом?»

V блок «Метеобюро : народные приметы»

Игра «Знатоки народных примет»

Конкурс : кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений.

Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»

Экологическая лаборатория . Изготовление детьми собственных книжек-малышек.

Экскурсия «Знакомые незнакомцы»

Знакомство с растениями-барометрами.

Беседа «Приборы - помощники»

Уточнить представление детей о термометрах, знакомство с водным. Упражнять в измерении температуры воздуха, воды.

VI блок «Растения- фитотерапевты»

Беседа «Жалобная книга природы»

Знакомство детей с растением мать-мачеха.

Фитобар «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Знакомство детей с растением мята, отвар мяты.

Экскурсия по экологической тропе «Великий путешественник»

Знакомство с подорожником.

Беседа «Могучий доктор»

Знакомство с растением девясил, его лекарственными свойствами.

Акция «Необычное семечко»

Рассказ и заготовка семян календулы.

VII блок «Цветочное наслаждение»

Мастерская царицы Флоры

Составление фитокомпозиций из природного материала.

Портрет растения

Подготовка и презентация мини -проектов о садовых и луговых растениях.

Бал цветов

Музыкальное развлечение

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

· постепенное наращивание объема материала;

· первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;

· продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;

· широкое использование разных видов практической деятельности;

· подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

​ В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

Раздел 1 - элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.



Разделы 2, 3 - познание собственно экологических законов природы - жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

Экологические знания - не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

22 вопрос 22. Концепция экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа » (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.



Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Проект

«Юный эколог»

Организовала и провела

уч. год

Проект «Юный эколог»

Цели и задачи:

Подвести итоги работы экологического отряда по проекту «Юный эколог»;

Продолжать формировать экологическую культуру младших школьников

Воспитывать любовь к природе, желание быть ее защитниками

Оборудование и оформление: на доске надпись: планета «Любимый школьный островок», правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Юный эколог», глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, савок, метла, экологические листовки.

1 слайд

Учитель. Мы сегодня проводим итоговое заседание экологического кружка, где предлагаем вашему вниманию проект «Юный эколог». Проект выбран не случайно. Несколько ребят прочитали отрывки из сказки Антуана де Сент Экзюпери « Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты. В этот момент руководство школы предложило нам организовать работу экологического кружка, где мы решили и реализовать свой проект. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

2 слайд

На подготовительном этапе была разработана программа кружка, которая помогла нам в реализации проекта. Создавая этот проект, перед нами ставилась

цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника, создание рабочего экологического отряда школы.

Вначале проекта ребятами были обозначены проблемы планеты Земля. Дети определили, какой вред человек наносит природе. Ребята, давайте еще раз вспомним о каком вреде человека мы говорили:

Вырубает леса, осушает большие территории;

Загрязняет почву мусором, который не разлагается;

Уничтожает много животных и растений;

Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли

Гибискус помогает при язвах и фурункулах

Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни

Алоэ применяется при заболеваниях глаз

Сансевиерия Теплый сок из листьев этого растения закапывают в уши

- открытие птичьей столовой , еженедельная проверка наполняемости кормушек

У-ль. Ребята, кто из вас может рассказать, как мы с вами открывали птичью столовую? (Рассказ ребенка)

Песня «Воробьиная песенка»

- экологические рейды с распространением листовок о призыве жителей микрорайона к чистоте и порядку

У-ль. Как мы проводили рейды? Расскажите. (Рассказ ребенка, один из учеников раздает листовки присутствующим зрителям). И мы вас сегодня призываем к чистоте и порядку в ваших микрорайонах.

- уборка снега, уборка мусора

У-ль. Кто может рассказать, как мы проводили наши средники и субботники?

У-ки. Мы не скажем, мы покажем!

Сценка «Сэр Мусэр»

Под музыку появляется Сэр Мусэр

Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.

(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

Сэр Мусэр:

Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!

(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники , совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)

1 эколог:

А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.

(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)

1 эколог

Мы с чистотой, порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен.

2 эколог (подступая к сэру Мусэру):

Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -

Лучше с нами не борись.

(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)

Сэр Мусэр (в ужасе):

Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -

Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -

Как бы мне куда податься?

(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.

(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)

1 эколог

Бумага - не мусор

Положим в мешок.

Пусть людям послужит она новый срок.

Из макулатуры получаются новые книги и тетради.

2 эколог

Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,

Отходы пищевые на школьный огород снесем.

Яичная скорлупа, овощные очистки - всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.

3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)

Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.

Чтоб воздух чистым был,

Здоровье наше не губил

Эколог

В природе нет мусора, нет отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Хором

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

-экологические праздники

У-ль. Члены экологического отряда не только хорошо работали, но и весело проводили свой досуг. Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели.

17 слайд

На основном этапе экологического проекта хорошо проявилось творчество кружковцев:

Мини-доклады о комнатных растениях;

Конкурсы рисунков «Моя планета», «Житель Красной книги»

Сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)

Изготовление книжек-малышек о домашних питомцах

Песня «Веселая зверобика»

Тихо звучит музыка . Дети стоят перед глобусом

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги!

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «-Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Заключительный этап

У-ль. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. «Пошаговое» выполнение « своих важных добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов.

Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? (Да) Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?

(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)

Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т. д.

19 слайд

У-ль. Все ли пожелания вы назвали? Что еще необходимо делать, особенно вам, как отряду юных экологов? (Бороться с нарушителями природных законов) Итак, чего мы добились? Что мы смогли сделать на маленьком островке нашей планеты?

Вывод. Мы смогли сделать нашу планету лучше!

Песня «Доброта»

20 слайд

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

На этом итоговое заседание кружка «Юный эколог» подошло к финальной точке. Огромное спасибо всем за внимание.

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологического проекта является активное привлечение к участию детей в природоохранной деятельности, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

«Юный помощник экологов»

(формирование экологической культуры)

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

Очень актуальной стала такая проблема, как недостаточное внимание к окружающей среде. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Что для этого нужно?

Во-первых, взрослые сами должны любить природу.

Во-вторых, показывать пример бережного отношения к природе.

В-третьих, привлекать детей к природоохранной деятельности.

Нам необходимо воспитать молодое поколение в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы нравственно-экологической позиции воспитанников за счет наблюдений различных состояний окружающей среды, первоначальных оценок деятельности людей, выполнения предложенных педагогом правил поведения.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения активнее защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Тема проекта : «Юный помощник экологов», формирование экологической культуры.

Цель : формирование экологической культуры; научить воспитанников беречь и любить окружающую среду.

Задачи:

1.Формирование основ экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2.Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

3.Расширение знаний об окружающей среде.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

5.Формирование положительного отношения к окружающей среде.

Срок реализации краткосрочного проекта : краткосрочный (6 месяцев, по полугодиям).

Гипотеза (способ реализации идеи и замысла проекта).

Мы предполагаем, что зная экологические проблемы, дети будут бережно относиться и любить окружающую среду, научатся быть заботливыми и ответственными гражданами своей земли.

Задачи экологического воспитания в условиях центра:

Все мероприятия направлены на то, чтобы воспитанники были твердо убеждены, что человек и природа - живой единый организм, и если уничтожить хоть одну его часть, то погибнет все остальное.

Формы и методы реализации проекта:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность воспитанников (образовательная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников:

1.По защите окружающей среды: борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, кормление птиц прилетающих на зимовку на побережье.

2.По улучшению природной среды: уход за цветами в группе, клумбовые растения на прилегающей территории центра (дизайн и оформление).

3.По сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на творческих занятиях декоративно - прикладного творчества.

Формы работы:

  • Воспитательные (информационно-познавательные) часы на экологические темы.
  • Наблюдения, целевые экологические экскурсии.
  • Природоохранные акции.
  • Конкурсы, викторины, игры экологической направленности.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» воспитанники должны знать:

1.Основы экологической культуры.

2. Особенности природы своего края, города, поселка.

3. Значение природы для человека.

4. Охраняемые растения и животные своего края, страны.

5. Правила поведения в природе.

Воспитанники должны уметь:

1. Пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.

2.Формирование бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

3.Желание защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую общественную деятельность) .

4.Основным критерием эффективности экологического проекта явится широкое участие воспитанников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап - Основной

3 этап - Заключительный

Подготовительный этап:

1.Сбор и анализ литературы (методического материала) по данной теме.

2.Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей воспитанников.

3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию экологического проекта.

Основной этап:

1.Проведение воспитательных часов, викторин, конкурсов, игр на экологическую тематику.

2.Экскурсии в парк живой природы «До-до», в Новороссийский исторический музей - заповедник.

3.Приобщение воспитанников к активной деятельности по охране природы (сбор мусора; изготовление кормушек для птиц; кормление птиц, ухаживание за живым уголком; озеленение группы, оформление клумб)

4.Сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

Заключительный этап:

1. Мини-выставка детской деятельности (изготовление поделок из природного материала), конкурс рисунков, выпуск стенгазет.

2. Создания буклета «Берегите природу!».

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Календарно – тематический план реализации проекта:

п/п

Дата проведения

Название планируемого мероприятия

Деятельность воспитанников

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию экологического проекта.

Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели и задачи проекта.

1.Экскурсия в парк живой природы «До-до».

2.Новороссийский музей-заповедник.

1.Наблюдение за животными и птицами, обитающих в естественных для них условиях.

2.Знакомство с живой природой края. Пополнить свои знания о природе и животных родного края.

Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Красная книга» (животные, птицы и растения из Красной книги).

Представление творческих работ

Цикл воспитательных и познавательных бесед с просмотром и обсуждением видеоматериала

1.«Как вести себя в природе». 2.«Экология нашего края».

1.Активное участие, показать сои знания и умения вести себя в природе. 2.Самостоятельно подготовить сообщение по экологической теме и высказывать свою точку зрения, знать экологические проблемы своего края.

Экологический Брейн - ринг:

«Хочу сказать».

Показать интеллектуальные способности в области экологии.

Озеленение прилегающей территории центра «Чистый двор».

Оформление клумб, уборка территории.

4 октября – День защиты животных. Акция «Помоги птицам » (целевые экскурсии)

Изготовление кормушек, кормление птиц.

«Наш живой уголок».

Ухаживание за аквариумом с черепахами, посадка и уход за комнатными растениями.

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь»

Предоставление творческих работ

«Чистый берег»

Сбор мусора на пляжах города.

Кормление птиц, прилетающих на зимовку на море.

Кормление лебедей, диких уток, пеликанов.

Конкурс «Моя группа самая-самая».

Озеленение групп: посадка и уход за комнатными цветами.

Викторина «Знай и люби родную природу».

Активное участие.

Праздник «Береги природу!».

Активное участие в празднике. Мини-выставка продуктов детской деятельности

Создание буклета «Берегите природу!»

Подбор информации, составление памятки «Берегите природу».

Презентация проекта.

Подведение итогов.

План работы по озеленению прилегающей территории центра

«Чистый двор». Оформление клумб, уборка территории.

Первый этап

Разработка проекта благоустройства территории, озеленения и рационального использования.

Второй этап

Подготовка посадочного материала (цветочные растения: петуния, астра, бархатцы, георгины однолетние, хризантема, календула, гладиолусы, пионы, тюль-паны, нарциссы, лилии, ирисы, ландыш, флокс);

Подготовка инвентаря;

Обработка почвы.

Третий этап

Уход за посадками на территории: полив, прополка

Систематическая уборка сорняков.

Четвертый этап

Сбор семян, природного материала для изготовления работ декоративно-прикладного творчества;

Осенняя обработка почвы;

Подготовка отчетов (выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала).

Работая с растениями, воспитанники знакомятся с условиями роста и развития растений, учатся правильно выращивать их, а также проводят наблюдения, закрепляют, углубляют и расширяют знания по биологии, полученные в школе. В процессе у детей воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца. Процесс выращивания занимает важное место у ребенка в познании природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.

Красивый, ухоженный двор (участок, клумба) воспитывает в ребенке эстетические чувства, любовь к родной природе, потребность к трудовой деятельности. Это место, где воспитанники приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства, трудолюбия. Правильно спланированный участок обеспечит большую часть работы на открытом воздухе.

Круглый год ведется работа:

1.обеспечение комнатными цветами для озеленения кабинетов, жилых комнат, рекреаций;

2.проведение бесед по природоведению;

3.вовлечение воспитанников в практическую деятельность по выращиванию растений.

Живые растения создают уют, радуют глаз своим вечнозеленым нарядом, ярким разнообразием цветов. Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.

Важное место в озеленении территории занимает дендрарий. Он насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры: полив, обрезка, побелка деревьев : каштан конский, ель голубая, ель обыкновенная, липа, береза, клен, сосна, платан, самшит, лаванда, тополь серебристый, акация, сирень, рябинолистник.

Тема занятий:

1. Ознакомление с планом работы.

2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Презентация к теме.

3. Знакомство с многообразием форм клумб.

4. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, используемыми для озеленения.

5. Уход за за цветочно-декоративными растениями.

6. Посев семян. Уход за посевами.

7. Проведение Праздника Цветов.

Уголок живой природы

Уголок живой природы: комнатные растения, аквариум с рыбками, аквариум с черепашками (развитие познавательного интереса у воспитанников: кормление и уход, среда обитания, размножение, поведение).

Охрана труда

Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей.

Дети и подростки допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. Воспитанники привлекаются к трудовой практике с их согласия.

Правила техники безопасности при работе на участке.

2. Воспитанники работают в халатах и перчатках.

3.При переносе заостренных орудий (лопат, грабель, вил) воспитанники должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту детей. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста детей различных возрастных групп.

5.Продолжительность работы воспитанников устанавливается в соответствии с их возрастом (2 часа, с 10-ти минутными перерывами через каждые 20 минут).

6. Воспитанникам до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть рабочую одежду, защитные перчатки.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе.

3. Получить учебное задание у руководителя и инвентарь по росту.

Требования безопасности во время работы

1. Выполнять все действия только по указанию воспитателя (ответственного).

2. Соблюдайте личную гигиену.

3. Выполнять следует только работу, определённую заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения воспитателя никуда не отлучаться.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом воспитателю (медсестре).

2. В случае резкого ухудшения погоды, не выходить из помещения.

Требования безопасности по окончании работы

1. Проверьте исправность рабочих инструментов и инвентаря.

2. Снимите рабочую одежду, приведите её в порядок.

3. Тщательно вымойте лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите руководителю.

Литература:

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Захлебный А. Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
  3. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое воспитание

Школьников.- М., 1983.

  1. Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического

Творчества.// Начальная школа.-1989,№12, с.;0-44.


В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»

Экологический проект

«Юный эколог»

Перемитина Марина Вячеславовна,

Старший воспитатель

Нефтеюганск, 2017

Информационная карта проекта:

Полное название проекта

«Юный эколог»

Специализация проекта

Экологический проект

Образовательные области

Интеграция «Познание», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная», «Речевая»

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

По времени продолжения

1 год

По характеру контактов

в контакте с семьей и воспитателей

Участники проекта:

1.Воспитанники всех возрастных групп Учреждения.

2.Педагогические работники.

3.Родители (законные представители)

География проекта

МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», г. Нефтеюганск

Краткое описание проекта

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Эффективность проекта

Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников во всех возвратных группах позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе.

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно «северные дети», имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях .

Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. С учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Цель: Воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у дошкольников эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи:

Формировать основы экологической культуры дошкольников: экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;

Популяризировать экологическое образование и воспитание дошкольников;

Развивать познавательно – поисковую деятельность воспитанников, способность к наблюдениям и моделированию;

Обогащать воспитанников знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Формировать познавательно – исследовательскую деятельность воспитанников в процессе проведения опытно – экспериментальной работы.

Пути реализации экологической работы в ДОУ:

Создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

Повышение экологической грамотности педагогов;

Обновление содержания, форм и методов работы с воспитанниками;

Активизация экологического просвещения родителей (законных представителей).

Экологические мероприятия повысят у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, осознание ребёнком собственного «Я» как части природы. Дети узнают что такое мусор и отходы, и в чем разница, как сохранить природу и сделать мир краше. Данная деятельность создаст условия развития, социализации, успешности ребенка в будущем, его личного развития.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Выбор темы проекта;

Составление плана мероприятий с воспитанниками и родителями (законными представителями);

Подборка соответствующих методических пособий;

Работа с интернет – ресурсами;

Участие во Всероссийской экологической акции «Спаси и сохрани»

Основной этап:

1 блок – работа с воспитанниками всех возрастных групп Учреждения – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

2 блок – работа с родителями (законными представителями), задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

3 блок – работа с социальным окружением.

Этапы реализации проекта:

Схема 1

План реализации экологического проекта «Юный эколог»

в МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Срок

проведения

Название акции

Основные мероприятия

1 блок Работа с воспитанниками

Сентябрь-Октябрь

Под проекты:

  1. «Природа – лучший художник».
  2. «Студия юных мастеров».
  3. «Песочное чудо».
  4. «Удивительное рядом».
  5. «В природе нет ничего лишнего».
  1. Дискуссия с воспитанниками всех возрастных групп -ритуал мозгового штурма.

Беседа «Экология -что это?»

  1. Сбор природного материала
  2. Изготовление поделок из природного материала во всех возрастных группах
  3. Оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников
  4. Чтение художественной и познавательной литературы, просмотр фильмов о жизни животных осенью.
  5. Экологический десант: уборка участка, сбор листьев.
  6. Праздник Осени (подведение итогов акции)

Ноябрь -Декабрь

1.Уголки природы;

2. Лаборатории природы, экологическая тропа.

3. Сохраним «Елочку зеленой»

1.Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно!» и др.

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды»

3.Пополнение дидактического материала (иллюстрации, стихи, рассказы, аудио- и видеозаписи) по охране окружающей среды

4.Цикл занятий по охране окружающей среды «Мы природу бережем!»

5. Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных

Январь –Февраль

Акции:

1. «Красная книга ХМАО-Югры»;

2. «Покормите птиц зимой»;

  1. Создание и оформление стенда «2017 – год экологии»
  2. Презентация для детей «Красная книга»
  3. Оформление альбомов «Животные нашего края», «Деревья», «Цветы – улыбка природы», «Лекарственные растения»
  4. НОД «Сохраним природу зимой»
  5. Показ презентации «Научимся любить природу»

Март – Апрель

Акции:

1.«Огород на окне в каждой группе»;

2. «Веселые скворечники»

3. «День земли»

  1. Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых.
  2. Выставка-конкурс детского творчества:

«Наши пернатые друзья»

«Птичка-невеличка (коллективная)

  1. Беседы с детьми «Растения нашего края»
  2. Нетрадиционное рисование (крупа)- совместная работа с родителями: «Животные Севера».

Май –Июнь

«Защитим окружающую среду»

1.Проведение консультаций, семинаров по экологическому воспитанию дошкольников

2. Выставка детского творчества «Цветочный город» (рисунки, аппликация, лепка)

3.Развлечение «Зеленые сказки»

4. Праздник «Люблю берёзку русскую»

5. Всемирный день защиты и охраны окружающей среды. Беседы с детьми на тему – «Мусор и люди».

6. ЭКО-квест «Мы – дети Земли», посвящённый Дню защиты и охраны окружающей среды и Дню защиты детей.

Июль –Август

1.Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду»

2.Смотр-конкус «Огород на участке ДОУ»

3. Праздник «Славим мы берёзку русскую»

4. Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников)

5. Выставка поделок «Летняя полянка»

2 блок - работа с родителями (законными представителями)

Сентябрь –Октябрь

1.Анкетирование родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»

2.Индивидуальные консультации по результатам анкетирования

Ноябрь-Декабрь

1.Экологический театр (подборка экологических пьес и сказок для постановок).

2.Показ экологического театра, постановка «Спаси и сохрани»

Январь-Февраль

1.Консультации с родителями:

«Наш чистый город»

«Научите детей любить природу»

  1. Изготовление малых архитектурных форм – «Микрорайон будущего», «Искусственный водоем»
  2. Подготовка и установка кормушек для птиц, организация подкормки пернатых.

Март-Апрель

в рамках «Книжной недели»

(22.04. по 30.04.)

1.Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку».

2. «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»

3.Посадка деревьев, цветов, кустарников на территории ДОУ

Май-Июнь

1.Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения.

2. Тайны природы (родительское собрание-КВН)

3.Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!»

Июль-Август

1.Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников)

2. Семейный фотоконкурс «Лето в Югре»

В течении года

1.Участие в конкурсах, выставках, акциях.

2. Создание на сайте страницы «2017 год – Год Экологии»

3. Оформление фотостенда «Экспериментальная деятельность в детском саду».

4. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Участие в мастер-классах.

3 блок – работа с социальным окружением

В течении года

Социальное партнерство с МБУ «СОШ №8» города Нефтеюганска.

В течении года

Совместные мероприятия с Местным Отделением Партии "ЕДИНАЯ РОССИИ города Нефтеюганска.

Механизм оценки результатов.

Оценку эффективности проекта осуществляют педагоги, родители МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Методы оценки эффективности проекта:

Наблюдение;

Анкетирование;

Тестирование;

Диагностическое исследование.

Полезная литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.

Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»

Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду Теплюк С. Н.

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.



Top