Курсовая работа: Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Как развивать творческие способности у детей дошкольного возраста

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать развитию его творческих способностей....

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время - будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.

С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога - создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей - создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.

  1. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие.

Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Задача родителей в этой ситуации – воспринять как - будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребёнка.

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери – больше «мужского», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.

Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.

2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.

5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, родителям следует относится с уважением. Более того, родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка, но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.


Добавить родителям

Материалы родительского собрания

Роль семейного воспитания в развитии

творческих способностей у детей

Каждый ребенок, каждый человек в этом мире уникален. Человек рождается с уникальным набором генов, психофизическим и умственным набором возможностей. И дать ребенку возможность не спрятать, а раскрыть свои способности, является одной из самых главных задач, обязанностей родителей.

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос творческим человеком? Многие родители ответят: “Конечно, хотим!”

Несмотря на то, что жизненный опыт подсказывает нам, что часто творческим людям живется трудно, мы чувствуем, что без творческих способностей человеку жить тоже как-то не очень хорошо.

Но вырастить творческого человека не так-то просто. Прежде всего перед родителями встают два вопроса:

1. Что нужно делать, чтобы развивать творческие способности ребенка?

2. На что вы сами готовы, чтобы эти самые способности у ребенка развивались?

Как развивать творческие способности детей?

Когда маленькие глазки широко раскрываются, глядя на окружающих, а цепкие ручки тащат в рот всё, что попадётся для исследования, родители и не подозревают, что малыш начал познавать мир, чтобы в дальнейшем творить его по-своему.

Когда годовалый малыш начинает лялякать простенький мотив или расписывать стены в квартире фломастером брата, ты начинаешь задумываться: не гений ли подрастает? Как развивать творческие способности детей? Возможно, уже пора тащить его к знакомому учителю музыки или определить в изостудию?

Вот оно и началось – спешное развитие творческих способностей детей. Ребёнок только-только собирается проявить себя в мире, пробовать силы в разных областях, а у родителей уже взыграли амбиции.

Мудрые родители не бросятся к педагогам, как только ребёнок чем-то удивил, а сначала понаблюдают за ним: почему он так делает? Случайно получилось или старается, чтобы вышло? Стоит поиграть с ним, ведь для младенца игра – это познание мира, это весь школьный курс наук через собственное восприятие. Играть на инструменте (даже на ложках или кастрюле!), сочинять, рисовать, фантазировать со своим ребёнком нужно с первых месяцев жизни, чтобы вовремя выявить творческие способности детей, развитие творческих способностей детей можно начинать с привычных игрушек.

Например, самая обычная маленькая машинка. Что с ней делать? Катать, – скажет любой взрослый. А ребёнок возьмёт две и поставит друг на дружку: одна – хлеб, другая – колбаса, одним словом, бутербород!

Каждый ребёнок талантлив, только надо заметить, что ему больше нравится. Один любит находить новое применение игрушкам и другим предметам, другой увлечён рисованием, причём ищет не только новые места для своего занятия, но и новый состав красок. Иногда творческие способности детей проявляются очень нестандартно: девочка рисовала на обоях киселём, вареньем, маминой французской помадой и отцовской щёткой для обуви, хотя в её ящике была масса альбомов и краски, карандаши, мелки. Ещё один темпераментный мальчишка танцевал, не переставая, даже под музыку мобильника, впоследствии у него обнаружился абсолютный слух и очень развитое чувство ритма.

Обязанность родителей – поддерживать все начинания своих детей и не наказывать за, казалось бы, форменное безобразие : испорченные обои или громкое пение на спектакле. И хотя развитие творческих способностей детей иногда требует некоторых жертв, все же лучше повесить на стену или раскатать по полу рулон старых обоев, а перед походом в театр договориться сидеть тихо с тем, чтобы слушать и дома всё повторить, как артист.

Иногда малыш бросает своё занятие, которым почти бредил долгое время. Не надо настаивать – это только игра . Если склонности есть, он обязательно вернётся к своему увлечению, но может быть это совсем не то, что он хотел.

И обязательно с малышом надо разговаривать обо всём , что он делает, что нравится и не нравится. Изначально все дети искренни, а попадая в общество взрослых с его правилами, начинают скрывать свои желания и замыкаются. Тот же детский сад, конечно, прививает малышу навыки коллективизма и в то же время ограничивает его: нельзя ходить туда, куда хочется, нельзя говорить вслух или петь тогда, когда это необходимо, не стоит трогать то, не бегать там… И получаются хорошо воспитанные дети без мечты и творческих замыслов.

Однако стоит поощрять любые творческие способности детей, развитие творческих способностей детей помогает им совершенствоваться в любимом занятии, которое может стать делом всей жизни, а если нет, то развитие интеллекта и чувств – обязательно.”

Казалось бы все правильно: не ограничивать проявления творчества у детей, поддерживать все их начинания, и все будет здорово – вырастут творческие талантливые люди.

Но почему-то в жизни мало у кого так получается. Часто проявления творчества детей вызывают у нас раздражение или гнев. Почему?

Во-первых, многие не готовы на “некоторые жертвы” ради творческого развития своих детей. Недавно в компании очень творческих женщин я слышала истории о том, как в детстве одна из них сшила одежду для куклы из маминого дорогущего вечернего платья, другая – мягкую игрушку из нового норкового воротника (уточним, что это происходило в советское время, когда приличные вещи еще и достать было трудно). И родители их с пониманием отнеслись к творчеству детей, совсем не ругались! А Вы способны на такие “небольшие жертвы”?

Во-вторых, мы знаем, что творческому человеку часто трудно приходится в жизни. Но и без творчества опять же плохо . Вот многие родители и мечутся между позволениями и запретами, не зная, что на самом деле хотят для своего ребенка, каким хотят его воспитать. А если взрослые до конца не определились, что творчество – это хорошо, то о каких жертвах ради творческого развития ребенка может идти речь?

В-третьих, мы все или почти все боимся избаловать своих детей . Помните, в сказке “Снежная королева” разбойница говорит, что вырастить из дочки настоящую разбойницу можно только если ей все разрешать.

Мы все хотим гордиться своими детьми, а не стыдиться их. Хотим гордиться творческими достижениями своих детей. И хотим быть уверенными, что они будут себя вести прилично или хотя бы адекватно в общественных местах, в том числе в садике и в школе. Если не для собственных амбиций, то хотя бы для их безопасности.

Как же быть?

Важно научиться гармонично, сочетать весь тот уникальный набор способностей, который дан ребенку с рождения и создания всех условий (материальных и психологических).

Важно знать, что дети в возрасте 3,5-4 лет проявляют наибольшее количество своих способностей. И необходимо именно в этот период создать условия ребенку для развития.

Во-первых , родители должны обеспечить материальную базу для занятий и здесь важно, чтоб не родители выбирали своему ребенку интересы.

Во-вторых , ребенок не должен испытывать страх перед ошибками , он должен получать поощрения и поддержку, а не наказания и упреки.

В-третьих , нельзя превращать любые занятия в обязанность , так как это прячет инициативность ребенка и удовольствие от проделанной работы.

И наконец, не ставьте перед ребенком очень сложных задач , ведь ваша цель помочь своему ребенку, а не гнаться за модой. Покажите, что вы любите и верите в своего ребенка, чем бы он ни занимался и это будет самый большой толчок в его развитии.

Существуют некоторые виды творческой деятельности ребенка

Так, например, декоративно – прикладная деятельность , в нее входит изобразительное искусство или детское рисование. По рисункам ребенка можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение и мышление. Важную роль в творческом развитии способностей ребенка играют занятия вязанием, шитьем и вышиванием. Такие занятия развивают не только творческое воображение, но и логическое мышление, комбинируя узоры и подбирая оформления для изделия.

Еще выделяют художественно-эстетическую деятельность и главную из них занятие музыкой. Дети очень любят с самого раннего возраста слушать и двигаться под музыку, в дошкольном и школьном возрасте они уже пытаются воспроизвести музыкальные ряды на различных инструментах, а так же нравиться заниматься вокалом, что в будущем может перерасти из увлечения в профессиональную деятельность . Занятия вокалом развивают не только вокальные данные, но и музыкальный слух. Хореография развивает пластику, физические возможности человека. Занятие в театральных кружках поможет развить речь, память, способность контролировать эмоции и т. д.

Рассмотрим основные методы развития способностей ребенка

Выделяют, как правило, три основных метода, это наглядные, словесные и практические.

К наглядным методам относят рассматривание картинок, рисунков, фильмов, а так же прослушивание различных записей.

К словесным относят, рассказы, пересказы, чтение книг и стихов, а так же беседа с ребенком.

К практическим методам относят: игры, упражнения и моделирование. Если с играми понятно, а упражнения мы знаем, что это многократное повторение одного и того же действия (умственного или физического). То моделирование – это создание различных моделей (предметов) и их использование.

Стремясь развить творческие способности, родители должны помнить о том, что некоторые ученые обращают внимание на перфекционизм детей – это потребность ребенка в самосовершенствовании, что часто приводит к заниженной самооценке и неудовлетворении своими достижениями. Так же было отмечено, что дети с высокими задатками отличаются повышенной тревожностью и впечатлительностью. Такие дети умеют воспринимать юмор, чаще дружат с детьми моложе или старше себя. Они так же могут отличаться большей агрессивностью , альтруизмом, организаторской способностью. И чем больше ребенок развивает в себе способности, тем выше у него аффективность , тревожность, дезадаптация, страх смерти, депрессивные состояния.

Творческие способности не зависят от уровня образования ребенка, даже наоборот многие дети теряют способность спонтанно творить, приобретая определенный набор знаний.

Нужно так же помнить, что развитие творческих способностей должно проходить всегда и везде, а не только в определенное время и в определенном месте, это должно быть спонтанно и интересно.

Решающую роль в развитии творческих способностей ребенка играют семейные отношения. Исследования ученых показали, что с одной стороны негармоничные и сложные отношения родителей дают толчок к высокой креативности ребенка. Однако другие исследования доказали, что дисгармония в семье оказывает тормозящее воздействие на развитие уникальных черт личности.

Расти и развиваться вместе с детьми! Развивать свои творческие способности. Творить вместе. В совместном творчестве легче почувствовать те рамки, которые вы хотите определить для ребенка. Сузить их, если вам кажется, что ребенок избаловывается вседозволенностью. Или расширить, собственным примером привлекая ребенка к творчеству. Только не надо заставлять или стыдить! Любая обязаловка убивает творчество!

Если раньше вам не довелось ощутить захватывающего чувства парения в потоках собственной фантазии или прекрасного чувства поглощения процессом творчества. То ваша жизнь бедна. Но не все потеряно: дети дают нам второй шанс научиться творить, а внуки – третий.

Сколько замечательных примеров, когда мамы или бабушки, занимаясь с малышами, раскрывают в себе удивительные способности, будят таланты, о которых и не подозревали! Начинают писать картины или сочинять стихи, музыку. Даже если просто среди серых будней проснется творческое отношение к жизни – это уже здорово!

Развивайте творческие способности своих детей. Развивайте свои творческие способности вместе с детьми. Пусть ваш мир станет шире, светлее и радостнее!

Родителям первоклассников

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс и организации образовательного процесса в первом классе.

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:

заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 4. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос5. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования . Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда.

Вопрос 6. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.

Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 7. Какие школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.

Первокласснику необходимы:

школьный ранец, портфель или рюкзак

набор цветных ручек

фломастеры и карандаши

обложки для тетрадей и книг

альбом для рисования

набор кисточек

Вопрос 8. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля : строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.

Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе.

После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 9. Как сформировать стремление стать школьником?

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный , чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева и другие.

Согласно исследованиям П.Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К.Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению с взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические. Благодаря общению с взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью». Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

  1. гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
  2. творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;
  3. общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
  4. ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

В своих трудах В.Н. Дружинин, ссылаясь на зарубежных исследователей, указывает на то, что если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Например, в исследованиях Д.Манфилда (1981), Р.Альберта и М.Рунко (1987) были обнаружены положительные корреляции между не гармоничными эмоциональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей, указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности, но эти выводы в меньшей мере эмпирически обоснованы. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о том, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимально благоприятна для развития креативности социально и политически не стабильная среда.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:

  • большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;
  • меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;
  • чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;
  • ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве;
  • благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К. Тэкекс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулирования детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!». Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Для родителей важно не делать излишнего акцента на учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы обращают более значительное внимание на конвергентное, а не на дивергентное мышление и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Мышление же интуитивное, ассоциативное, более свойственное ребенку дошкольного возраста, может подавляться ранними, интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.


Возможности семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Захарова Н. И.

Воспитатель, педагог - психолог МДОУ "детский сад №55 общеразвивающего вида"

г. Электросталь, Россия Zakharova. natalia72@ yandex.ru

Аннотация: целью статьи является значение семьи в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Раннее выявление и развитие творческих способностей детей - главная задача современного образования. От того, насколько будут использоваться возможности работы по их развитию, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека, обеспечивая дальнейшее развитие науки и культуры, научно - технического прогресса, областей производства и социальной жизни. Эффективное их развитие возможно при совместных усилиях семьи и дошкольных учреждений.

Ключевые слова: творческое мышление, творческие способности, познавательные интересы, воображение, активность, игра.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности развивать творческие способности людей. Таланты проявлялись как бы сами собой, создавались шедевры литературы и искусства, научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно - технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. В современном мире творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. Насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творческие способности - это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют сплав многих качеств. Психологи считают, что компонентами творческих способностей являются:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Проявлять гибкость мышления.

8. Лёгкость генерирования идей.

9. Способность порождать новые нестандартные идеи, развитие творческого мышления.

10. Способность совершенствовать свой «продукт» деятельности.

11. Способность высказывать широкое многообразие идей.

12. Способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит своё подтверждение в физиологии.

Мозг ребёнка особенно быстро растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, то есть рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это благоприятный период для начала развития человеческих способностей. Но у ребёнка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание головного мозга и начало его функционирования совпадают по времени, а условия благоприятны, то развитие идёт легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребёнок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители и педагоги, поощряя любознательность, сообщая им знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не «задавлено» стереотипами. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.

Таким образом, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности в детстве, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание следующих условий:

Раннее физическое развитие ребёнка. Оно должно соответствовать возрастным нормам.

Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Предоставлять возможность ребёнку выполнить задание самостоятельно, или помогать ему, давая подсказки, а не готовые ответы и решения.

Предоставление ребёнку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.

Не превращать свободу во вседозволенность.

Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую атмосферу.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение определённой цели.

Творческие способности включают в себя сформированность мышления и творческого воображения.

Одним из направлений по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности. Развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях. Большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Она очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре.

Диалектичность - способность видеть в любых системах противоречия, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством развития таланта.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребёнка, формирование его мышления идёт по двум направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребёнка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того, чтобы успешно развивать познавательные интересы ребёнка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребёнка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение, к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Возникающее у ребёнка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную атмосферу его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но не следует забывать и о собственной творческой активности ребёнка. Только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ему вопросы, побуждающие к активному размышлению. В домашних условиях родители должны привлекать детей к активной деятельности совместно с ними.

Основным структурным компонентом творческого развития детей 5 - 6 лет становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности нового этапа в творческом развитии.(Матюшкин А.М., 199, с. 84).

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие творческого воображения.

Воображение - это создание нового в форме образов - представлений. Оно является основой творческой деятельности. Всё, что нас окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от природы - всё это является продуктом творческого воображения.

Творчество - это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения. В 30 - е годы Л.С. Выгодский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Поэтому необходимо расширять опыт ребёнка для создания достаточно прочных основ творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше он узнал и усвоил, тем богаче будет его воображение. Именно с накопления опыта начинается воображение. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется бедностью его опыта. Родители и педагоги должны расширять опыт детей, чтобы создать прочные основы для их творческой деятельности. Этому способствуют различные экскурсии, рассказы взрослых об окружающей действительности, законах природы, чтение художественной литературы, посещение выставок, музеев, посещение творческих кружков, экспериментирование с предметами, слушание музыки, любование природой. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения исчезают, не находя воплощения в деятельности. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

Родители могут направлять деятельность ребёнка посредством проблемных вопросов, чтобы воображение развивалось, а не угасало.

Уже в самом раннем возрасте творчество проявляется в играх. Ребёнок, который, держа в руках руль, воображает, что едет на машине; девочка, которая играет с куклой и воображает себя матерью, ребёнок, который берёт на себя роль папы, моряка - всё это примеры самого настоящего творчества. В своих играх они воспроизводят то, что видели, то есть подражают действиям взрослых. И, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Таким образом, в игре присутствует творческая переработка пережитых впечатлений, их комбинирование и построение новой действительности, отвечающей запросам и влечениям ребёнка. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на её развитие.

Точно так же как и игра, стремление детей к сочинительству является деятельностью воображения. Поэтому родители могут с детьми сочинять сказки, изменять её концовку.

Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания составляет основу творчества. Этому способствуют дидактические игры и игры со строительным материалом.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. В домашних условиях у детей должен

быть уголок для изобразительной деятельности, где они могут реализовать свой творческий потенциал.

Следовательно, необходимо создать благоприятные условия и должна осуществляться целенаправленная работа по развитию творческих способностей. И от того, насколько были использованы возможности работы по их развитию, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях семьи и дошкольных учреждений.

Таким образом, подведём итог выше сказанному.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому, основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность, такими качествами являются ассоциативность, диалектичность, системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей., поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в работе с детьми.

Библиография

1. Алябьева Е.А. 2005. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.

Ильина М.В. 2005. Развитие вербального воображения. Москва. Ильина М.В. 2004. Развитие невербального воображения. Москва. Королёва С.Г. 2010. Развитие творческих способностей детей 5 - 7 лет. Волгоград.

Крылов Е. 1992 г. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание №7, №8 с. 11-20.

Матюшкин А.М. 1989г. Концепция творческой одарённости. Журнал Вестник практической психологии образования №4(33) Октябрь -декабрь 2012 г. с.83.

Мелик - Пашаев А.А. 1987. Ступеньки к творчеству. Москва. Прохорова Л. 1996 г. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание №5 с. 21-27.


Top