Конспект открытого занятия во второй младшей группе доу. Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к сказкам

Описание: занятие ориентировано для детей второй младшей группы, включает элементы рисования. Занятие соответствует ФГОС.

Возрастная группа: вторая младшая группа, дети 3-4 лет

Форма НОД: занятие, деятельностный подход.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.

Цель: формировать представления о мире любви и добрых чувств; развивать у детей стремление проявлять любовь к родным, воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать поступки. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Средства: демонстрационный материал – предметные картинки, игрушка Хрюша, ватман, гуашь, влажные салфетки, кисть.

Предварительная работа: чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа на тему «добрые дела», рассматривание сюжетных картинок «добрый поступок», обыгрывание ситуаций.

Ход занятия

Ритуал приветствия: «Добрые ладошки».

Дети заходят под музыку в группу и садятся полукругом на стулья

Приветствие «Ладошки»:

Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем мы веселиться, играть,

Чтобы умными, дружными стать.

Воспитатель: — Ребята, какие вы веселые, у вас хорошее настроение? И у меня тоже.

— Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать как улыбаться)

Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Мы сегодня поговорим о доброте.

Стук в дверь. В группу входит Хрюша (игрушка на руке у воспитателя).

Хрюша: — Здравствуйте ребята!

(дети здороваются)

— А что такое доброта? Добрый – это значит какой? (дети отвечают: хороший, заботливый, нежадный)

— А не добрый значит какой? (отвечают: жадный, злой, грубый, вредный)

— Доброту можно потрогать, попробовать на вкус или увидеть?

(Ответы)

Воспитатель: Хрюша, попробовать конечно нельзя, но увидеть можно в поступках, действиях, делах каждого.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки о добрых делах и поступках. (показывает 3-4 картинки).

Дети, рассматривая картинки, высказывают свое мнение, анализируют изображаемые поступки и действия.

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту?

Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой.

Хрюша: А вы какие делаете добрые дела?

Воспитатель: Когда мы завязываем друг другу шарфы, кому мы делаем доброе дело? (другу)

Когда убираем посуду, мусор с пола, кому мы помогаем? (Помощнику воспитателя. У нее много других дел)

Хрюша: Ребята, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело?

Значит у вас доброе сердце!

Физкультминутка.

Если любишь всех вокруг,

Делай так! (хлопки в ладоши)

Если рядом с тобой друг,

Делай так! (прыжки на месте)

Если дождик вдруг польется,

Делай так! (хлопки над головой)

Если мама улыбнется,

Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)

Воспитатель предлагает детям сесть за столы

Воспитатель: Вы любите своих близких? (маму, папу, брата, бабушку и т.д)

Ответы детей.

Воспитатель: Любовь - это маленькое доброе солнышко внутри каждого из нас, которое живет в сердце. Оно греет нас и тех, кто рядом с нами. Давайте с вами поделимся теплом и добротой нашего сердечка.

Показать детям большое не раскрашенное сердце, нарисованное на ватмане.

Воспитатель: Вот оно, сердце, давайте мы заполним его нашей любовью и добротой.

— Сначала приготовим свои ладошки:

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и выдоха.

Разотрите свои ладони. Почувствуйте, как ваши ладони ста­новятся все теплее и теплее… Пока вы трете ладошки, подумай­те о том, как мы сильно любим наших близких (15 сек). Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они… Теплые?

А теперь выберем любой цвет в красках и аккуратно раскрасим свою ладошку кисточкой и оставим свой отпечаток ладони на большом сердце.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Хрюша: Какое яркое доброе получилось сердце. Оно получилось таким, благодаря вашей любви и доброте, которое живет внутри вас.

Хрюша: оставайтесь всегда добрыми и дарите свою доброту и любовь всем людям, животным, растениям. Добрым – это так здорово! Я обязательно расскажу об этом Степашке. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Хрюша! Ребята, давайте попрощаемся с нашем гостем-другом.

Ритуал прощания:

Ладошки — символ доброты, любви, тепла, света и счастья. Поделитесь добром друг с другом (Дети дарят «радужные ладошки» друзьям и Хрюше).

Карина Целио

Цель : Формировать позновательно-исследовательский интерес с помощью фокусов .

Задачи :

Развивать творческую индивидуальность детей

Развивать воображение, восприятие, мышление

Формиоровать навыки коллективной деятельности, считаясь с интересами и мнением других детей.

(звучит музыка,входит воспитатель в образе волшебницы)

Здравствуйте ребята! вы меня узнали (ответы детей

Молодцы! Я принесла длявас волшебный сундучек . В нем много всего интересного. Давайте его откроем . Скажем вместе "Чок-чок-чок открывайся сундучок ". (не открывается )

Что-то не открывае6тся . (подносит к уху)

Тихо,тихо. ,Слышу что-то говорит мне сундучок . Ага, не все говорили, вот он и не открылся . Попробуем еще раз. Давайте вместе : "Чок-чок-чок открывайся сундучок "."1,2,3- открылся ! Ой сколькоздесь всего

Интересно, а чье это и для кого?Вы бы хотели превратиться в маленьких волшебников? (ответы детей)

Давайте каждый выберет себе костюм (дети выбирают себе костюм и одеваютих)

В : Ну вот,когда мы с вами одели, волшебный костюм, пора бы и сказать заклинание. (

Топ, топ, хлоп,хлоп, вокруг себя повернись, В маленького волшебника превратись.

Ой, ребята слышите,что-то жужжит. (воспитаель подходит к сундуку и достает картинку с изображением карлсона который держит записку)

Кто это? (ответы детей)

Смотрите ребята, а карлсон держит в руках записку, давайте я вам ее прочитаю :

"Я вам дети, не игрушка,

Настоящий Карлсон Я

Скажите слово "бара-бас"

в миг появлюсь и я у вас"

Вот и настало время проверить наши силы, все готовы?

Давайте, чтобы наш фокус получился , я уберу картинку карлсона за дверь и мы вместе с вами скажем волшебное слово. (воспитатель уберает за дверь картинку) .

Все вместе говорят "Ба-ра-бас" (из двери появляетсякарлсон, пролетает мимо детей под музыку)

Карлсон : Здравствуйте, а вот и я!

Привет, от карлсона друзья.

В волшебной вы стране сейчас

Исполнится все в сей же час!

Да, волшебники из вас получились, хорошие,а где же я буду жить?

Воспитатель : не преживай карлсон,теперь когда мы превратились в маленьких волшебников, мы сможем, построить, слепить, нарисовать красивые, волшебные замки. А вот и наш строительный материал (воспитатель подходит к столам с песком, пластелином, краскаи.) -дети сами выбирают - то, из чего они хотят делать замок.

(дети делают поделки под спокойную, релаксационную музыку)

Воспитатель-Время вышло,пора рассказать что за чудо дворцы у вас получились

Карлсон : Расскажите из чего вы сделали ваш замок? Сложно было? (беседа с детьми) А есть в вашем замке, башня для волшебства? (ответы детей)

карлсон_ какие же вы молодцы, все то вы умеете, все-то,вы знаете, но ведь и я пришел к вам не с пустыми руками. Сейчас я покажу вам один, фокус "Цветная вода" (карлсон показывает стеклянную баночку с водой, затем встяхивает ее и вода окрашивается в цвет) Хотите и я вас научу? (ответы детей) . только тссс, никому не рассказывайте.

Дети подходят к столу, на котором зараннее приготовлены стекляные баноки, кисти, леечки с водой, гуашь,) проговаривает последовательность фокуса

Карлсон - ну, вот теперь, когда я увидел, что вы все запомнили,нам пора возвращаться в нашу группу , и на этот случай я припас транспорт, только смотрите, держитесь крепко. (выкатывает фитболы0 воспитатель вместе с детьми садится на фитбол и под энергичную музыку танцуют, на мячах.

обратная связь и раздаются конфеты или медальки детям.

Публикации по теме:

Цель: Формировать представление о празднике «День Матери» Развивать доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: - Учить правильно.

Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Открытое итоговое занятие во второй младшей группе Тема: «Путешествие в весенний лес» Программное содержание: Связная речь: учить детей.

Открытое занятие по ПДД "Наш дружок - Светофор" Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Ребятки, посмотрите у нашего дружка "Светофорчика".

Открытое занятие по сенсорике во второй младшей группе «Новогодняя открытка» Задачи:Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм. Закрепить знания о форме и цвете. Ход. Воспитатель читает.

Приготовила: Воспитатель 2 младшей группы «Росточек» Большанина О. Ю. Программное содержание: 1. Дать детям понятие о частях тела. 2. Развивать.

Открытое занятие во второй младшей группе «Прогулка в лес» Задачи: Приобщать детей к здоровому образу жизни через: 1. Формирование культурно - гигиенических навыков; 2. Занятия физическими упражнениями;.

Открытое занятие по рисованию во второй младшей группе «Травка для рыбки» Цель: 1. Вызывать радость от наблюдения за рыбкой, способствовать развитию наблюдательности; помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается.

Цель: 1. Учить детей узнавать и называть овощи, ввести в активный словарь детей обобщающее слово «овощи». 2. Формировать представление.

Открытое занятие во второй младшей группе «В гостях у зайца» Воспитатель: Ребята сегодня к нам в детский сад рано утром приходил почтальон и передал письмо от зайчика. Давайте прочитаем его. Воспитатель.

Открытое занятие по рисованию во второй младшей группе «Божья коровка» План-конспект занятия (рисование, младшая группа)

Тема периода : «Лето»

Тема занятия : «Времена года. Лето.»

Цели и задачи :

— расширять словарный запас по теме «Лето »

— закрепить знания детей о последовательности времен года, названии летних месяцев, характерных признаках лета как времени года

— упражнять в образовании форм родительного падежа имен существительных множественного числа

— продолжить работу по составлению предложений, верному согласованию слов в предложении

— упражнять в образовании антонимов по лексической теме «Лето»

— развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

— воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма

Словарь : июнь, июль, август, долгожданный, жаркий

Оборудование и материалы : сюжетные картинки «Времена года. Лето», разрезные картинки «Лето», предметные картинки с изображением трех яблонь.

Интеграция о/о : «С.-К. Р.», «Х.-Э. Р.», «П. Р.»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о каком времени года мы будем говорить сегодня.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - …

Дети: Лето.

Воспитатель: Верно. Сегодня наше занятие будет посвящено лету.

II. Основная часть.

1. Воспитатель: Послушайте стихотворение о лете

Лето Я. Ким

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

Воспитатель: О каких признаках лета говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Что общего и чем отличаются друг от друга?»

Весна и лето.

Июль и август.

Воспитатель: Дети, какие летние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. (Ответы детей)

2. Пальчиковая гимнастика

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем летом мы играть:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И грибочки собирать.


3. Дидактическая игра «Собери предложение»

Купаться, мы, в, любим, речке. (Мы любим купаться в речке.)

Лесу, летом, в, много, и, грибов, ягод. (Летом в лесу много грибов и ягод.)

Лета, после, осень, наступает. (После лета наступает осень.)

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Лето – зима.

Весна — осень

Тепло — холодно

Жарко — прохладно

Светлый день — тёмный день

Солнечная погода — пасмурная погода

5. Физкультминутка «Лето»

Лето… Лето… Лето. (Хлопки в ладоши.)
Какого оно цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

Нежно-зеленого, как в траве кузнечик. (Прыжки на месте.)
Желтого, желтого, как песок у речек.
Голубое, синее, самое красивое.
Вот какое лето!

Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
- Яркого, жаркого, как лихая пляска! (Приседания.)
Звездного, звездного, как ночная сказка!
Светлое, зарничное, сладко-земляничное.
Вот какое лето!
- Лето… Лето… Лето… (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
- Красного, красного, как на мачты флаги! (Махи руками над головой.)
Гордого, ясного, как слова присяги!
Дружное и братское, наше октябрятское.
Вот какое лето! (Хлопки в ладоши)

6. Дидактическая игра «Что не так?»

Лето – самое холодное время года.

Когда на улице жарко, мы тепло одеваемся.

Гулять надо только в дождливую погоду.

7. Дидактическая игра «Подумай!»

На трех яблонях – желтые, зеленые и красные яблоки. На самой высокой – не зеленые и не красные, на самой низкой – не желтые и не зеленые. Какого цвета яблоки на средней яблоне? Раскрась яблоки.

Дети на заранее розданных предметных картинках должны раскрасить яблоки зеленым цветом.

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: О каком времени года говорили на занятии?

Назовите летние месяцы.

Какое задание понравилось вам больше всего?

Какое задание вызвало затруднения?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩМР МО

Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «В гости к радуге»

Составила и провела воспитатель Чикиризова Е.В.

Открытое занятие-развлечение во второй младшей группе «В гости к радуге»

Программное содержание:

Развивать эмоциональную сферу ребенка;

Доставить радость и интерес к деятельности;

Развивать речь;

Закреплять знания о названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ;

Закрепление эталонов цвета в игровой форме

Воспитывать интерес к музыке;

Упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений под музыку;

Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы;

Координация слова с движением, совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

Оборудование:

Предметная среда:

Радуга, состоящая из четырёх цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный) .

Солнце, одна из сторон которого грустная, другая - весёлая, улыбающаяся, прикрепленное так, чтобы была возможность его перевернуть.

Зонт для ведущего (воспитателя, для проведения игры.

Цветы на подставке 4 цветов.

Бумажные бабочки на резинке, также четырёх цветов по количеству детей.

Маленькие пластмассовые или резиновые разноцветные мячи (шарики).

Предварительная работа: подвижные игры, упражнения, беседы о явлениях природы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, обыгрывание простых образов, использование эмоциональных приемов, заучивание стихотворений о радуге.

Словарная работа: радуга, коромысло.

2. Игра «Солнышко и дождик»

3. Физминутка

4. Коммуникативная игра

5. Дыхательная гимнастика

6. Рисование карандашами, не выходя за контур. «Зонтик»

Литература:

1. Нищева Н. В. "Разноцветные сказки". Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004. Проект «Цветознайка» (разноцветные сказки)

2. http://www.solnet.ee/ Детский портал «Солнышко»

3. Детская литература. Сборник «Радуга-дуга». Русские народные песенки, потешки, прибаутки (иллюстрации Ю. Васнецова, 1969.

Дети входят в группу под музыкальное сопровождение

(Из мультфильма «Трям! Здравствуйте! ». Слова - С. Козлов, музыка - В. Шаинский.)

В-ль: Ребята, интересно, куда это нас привезли облака?

А чтобы узнать куда, отгадайте загадку:

Разноцветное коромысло

Через реку повисло.

В. : Что это?

Дети: Радуга!

В. : Ребята, мы попали в гости к радуге!

(Воспитатель снимает пелеринку с радуги и представляет ее)

Давайте поприветствуем ее!

В. : Здравствуй, Радуга-дуга,

Разноцветный мостик.

Здравствуй, Радуга-дуга,

Принимай нас в гости!

(Музыкальное сопровождение)

«Песня про радугу» - Божья коровка) .

В это время дети могут потанцевать

В. : Ура! Мы с вами, ребята, сегодня попали в гости к Радуге.

Что вы знаете о радуге?

Д. : Она появляется после дождя, она разноцветная

В. : Почему в загадке ее сравнивают с коромыслом?

Д. : Она похожа на дугу

В. : Что такое коромысло?

Д. : Это приспособление для ношения ведер

В. : Посмотрите, ребята на радугу, какая она красивая, яркая, разноцветная?

Как много у нее цветов.

И каждый цвет приготовил нам задание.

Воспитатель обращает внимание детей на красную дугу радуги.

С помощью смайлика, сделанного из самоклеющейся бумаги данного цвета.

В. : А какой же это цвет?

Дайте мне скорей ответ.

Д. : Красный.

В. : Красный цвет с собой зовёт

И задание даёт.

1) задание.

Вешаем веселый кружок на красную дугу радуги.

Воспитатель выносит корзинку, в которой лежит много разноцветных мячей (шариков).

В. : Много шариков у нас, совершенно разных цветов, но нам нужно только шарики красного цвета взять и их для радуги собрать вот в эту красную корзину.

(Дети собирают шарики под музыкальное сопровождение)

Мячики “вылетают” из корзинки, детям предлагается сначала собрать красные мячи и сложить их в корзинку, стоящую рядом с Радугой, затем продолжить сбор остальных мячей.

Можно повторить игру 2-3 раза, снова смешав все мячики и повторив задание.

В. : Ребята, какие вы молодцы все красные шарики собрали (1 корзина, Давайте соберем оставшиеся шарики вот в эту цветную корзину (2 корзина) .

2) задание.

В. : Пора выполнять следующее задание.

А какой же это цвет?

Дайте Радуге ответ.

Д. : Жёлтый.

В. : Молодцы, правильно!

Вешаем веселый кружок на желтую дугу радуги.

Посмотрите-ка вокруг, что вы видите жёлтого цвета? (в группе) .

Дети: Посуда, шкафчики, игрушки и т. д.

Дети перечисляют то, что имеет жёлтый цвет.

(Воспитатель надевает на радугу указательную стрелку)

В. : Умники! Что же это! Желтый цвет показывает нам свернуть на дорожку, пойдем, посмотрим? Куда стрелочка нам указывает?

Физминутка

(Железновы - Аэробика для малышей)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем

И кружимся вдвоем.

На пути встречается солнышко, но оно почему-то грустное.

В. : Что это?

Д. : Солнышко

В. : Какое оно?

Д. : Грустное

В. : Давайте покажем, как оно грустит.

(Дети передают эмоцию солнышка)

Как вы думаете, почему солнышко загрустило?

Д. : Ему скучно, может его кто-то обидел, с ним никто не играет

В. : Наше Солнце загрустило,

Глазки грустно опустило.

Чтоб его развеселить

Надо деткам всем дружить.

Коммуникативная игра

Раз ладошка,

Два ладошка,

Потрясем мы их немножко

Мы покрутим наш кружок

И обнимемся дружок.

В. : Вот и Солнце засветилось,

Засияло, заискрилось!

(Воспитатель переворачивает солнце, и оно становится весёлым, улыбающимся) .

В. : Мы с заданием справились, радуге понравились.

Какие молодцы, наше солнышко заиграло, стало ярким, теплым, согрело нас и на полянке выросли цветы!

3) задание.

Пора выполнять следующее задание.

В: Какой это цвет?

Дети: Зеленый

Вешаем веселый кружок на зеленую дугу радуги.

В. : Цвет зелёный приглашает,

Поиграть нам предлагает.

На полянку, на лужок

Мы пойдём с тобой дружок.

Там цветочки разные:

Жёлтые и красные.

В. : На носочках мы пойдем и полянку ту найдем.

В. : Вот мы и пришли.

Сейчас мы с бабочками полетаем, с ними поиграем.

Дети одевают бабочек, под музыку летают, кружатся с ними, можно остановиться и подуть на бабочку (дыхательная гимнастика).

По окончании музыки дети должны посадить бабочку на цветок соответствующего цвета.

(Цветы на подставках размещены по углам полянки).

В. : Вам нужно найти свой цветок, такого же цвета какого и ваша бабочка.

В. : Ты найди скорей, дружок,

Своей бабочке цветок.

Игру можно повторить 2-3 раза. После игры бабочки остаются на цветах, а дети возвращаются к Радуге.

Музыкальное сопровождение

Мелодия - Полет бабочки

В. : Мы с задание справились, радуге понравились.

4) задание.

В. : Какой цвет остался на нашей радуге? Назовите!

Дети: Синий

Вешаем веселый кружок на синюю дугу радуги.

Синий цвет дает задание.

В. : Синие Тучки по небу плывут,

Синие Тучки нам дождик несут.

(Звучит музыка, напоминающая накрапывание дождя) .

В. : Давайте поиграем

Игра “Солнышко и Дождик” - действие по сигналу.

(Музыкальное сопровождение)

В. : Вы ко мне скорей бегите,

Дождик начинается,

Зонтик открывается.

Можно поиграть 2-3 раза.

В. : Вот и дождь совсем прошёл,

Стало всем нам хорошо!

В. : Мы с задание справились, радуге понравились.

В. : Радуга чудесная,

Очень интересная.

С нами пела, танцевала,

Нам задания давала.

Приготовим ей подарки

Красивые и яркие!

Продуктивная деятельность.

В. : Давайте раскрасим ЗОНТИК в цвета радуги для нашей гостьи, как настоящие художники. Ведь зонтик нам необходим, чтобы укрываться от дождя.

(Музыкальное сопровождение

Чайковский – Спокойная музыка)

Давайте вспомним, какие цвета радуги нам давали задания!

Д. : красный, желтый, зеленый, синий.

В. : Вы молодцы со всем справились!

Давайте покажем ей рисунки.

В. : Смотрите, и она приготовила для нас подарки, что у нее в “руках”?

(В “руках” бусы из конфет)

Д. : Угощения!

В. : Спасибо нашей радуге, за ее гостеприимство!

Конспект НОД во 2-ой младшей группе:
«Стихи для малышей А. Барто»
ЦЕЛЬ: приобщаем к художественной литературе, развиваем речь детей, развиваем наглядно – действенное мышлению
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: развивать восприятие у детей. Развивать любой эмоциональный отклик на литературное произведение, добиваться стремление ребёнка активно вступать в общение.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Вос-ль: - Дети, когда я сегодня утром пришла в д/с, в дверь постучали. Это был Почтальон Печкин, он принес посылку (показывает посылку)
-Дети, а вы хотите узнать, что находиться в этой посылке?
Дети: - Хотим
Вос-ль: - Тогда давайте откроем посылку (достает новую красочную книгу А. Барто «Стихи для малышей»)
Вос-ль:- А вы хотите отправиться в путешествие по этой красочной книге?
Дети:- Хотим
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Вос-ль:- Дети, посмотрите, кто живёт на этой страничке?
Дети: Котенок
Вос-ль: - Кто это? Что он делает? (Играет с клубком) .Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:
Котенок возится
С клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок…
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
-Почему котенок играет с клубком? (воспитатель побуждает детей к высказыванию, ответы детей)
Вос-ль: - Котенок маленький, ему скучно, хочется играть, вот он и играет с клубком, думая, что это мышка. А как мы можем помочь котенку? В случае затруднения вос-ль подсказывает (подарить заводную игрушку-мышку) .Переворачиваем страничку. Посмотрите, а это кто? (собачка лежит около будки) .Мой пес простудился и стал безголосым.
Котенок шмыгнул у него перед носом,
А бедный больной даже тявкнуть не мог.
Вот до чего тяжело занемог.
Вос-ль: - Дети, почему пес не смог тявкать на котенка?
Дети: - У него болит горло.
Вос-ль: - А как мы можем помочь собачке?
Дети: - Позвать доктора (если затрудняются - помогает)
Вос-ль: - Доктор пропишет собачке лекарства, и она будет здорова.
Воспитатель открывает третью страничку, на которой изображён воробей, прыгающий по лужице.
Вос-ль: - А кто живёт на этой страничке? (ответы детей) .-Хотите прочитать стихотворение про воробья?
Воробей по лужице прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он, хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив!
Вос-ль: - Почему воробушек прыгает и кружится? (ответы детей) .Вос-ль: - Правильно, потому что хорошая погода, и он этому очень рад.
Вос-ль: - А кто живёт на этой страничке? (утка с утятами) .Вос-ль: - Что они делают, мы можем узнать из стихотворения:
Рано, рано утречком вышла мама уточка поучить утят.
Уж она их учит, учит! -Вы плывите, ути-ути, плавно, в ряд.
Хоть сыночек не велик, не велик,
Мама трусить не велит, не велит. -Плыви, плыви, утеныш,
Не бойся, не утонешь.
Вос-ль: – Чему учит мама утка утят? (ответы детей)
-Маму надо слушаться? (ответы детей). Правильно, мама большая, она все знает, ее надо слушаться.
-Ребята, кто живет в нашей книжке? (ответы детей) .-Мы с вами любим животных и бережно к ним относимся, ведь они наши друзья. Выберите себе по животному (игрушке) и потанцуйте с ней (звучит музыка, дети танцуют) .РЕФЛЕКСИЯ:
- Как весело вы танцевали со своими игрушками! А теперь игрушки отдохнут, а мы с вами пойдём гулять.
Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ход мероприятия:
1. Предварительный этап.
- Приглашение родителей на собрание.
- Подготовка к выставке в группе по теме: «Русские народные сказки»
2. Организационный этап.
- Оформление выставки методической литературы по теме семинара.
3. Вступительный этап.
(Родители рассаживаются полукругом) .Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чисто, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей через чтение художественной литературы. »
4. Основной этап.
Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
ДОКЛАД
Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки
Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
- Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать) .1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
5) Из муки он был печён, на окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом, алисе он стал обедом. (Колобок)
6) Нашла однажды мышка совсем пустой домишко
Стала жить да поживать, да жильцов к себе пускать. (Теремок)
7) Уходя, просила мать никому не открывать,
Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь -
Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
8) Чтобы вырвать этот овощ, не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь все, кого он попросил. («Репка»)
9) Добрый доктор говорит: - Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину, дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем тоже справиться сумеем! («Айболит»)
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Раздать родителям памятки.
Памятка для родителей.
«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения:
Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.
Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.
ПОМНИТЕ!
Таланты воспитываются книгами и поощрением.
Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.
(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов) . Конспект НОД во 2 младшей группе:
«Волшебная книга сказок»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказок.
2. Учить детей строить и «читать» простые модели сказки, воспроизводить последовательность действий, развивать мышление детей. Умение соотносить знакомые символы с образами. Упражнять детей в рассказывании сказок с помощью метода моделирования.
3. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказок. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу. Учить отвечать на вопросы, обогащать словарный запас детей, учить детей договаривать слова в предложении. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по схемам. Активизация словаря. Развивать речевое внимание, творческую активность, память, мышление.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, умение работать сообща. Воспитывать интерес к устному народному творчеству (сказке) .Материал и оборудование:
Книга, проектор с экраном.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ сказок, игры – драматизации.
Словарная работа: хитрая, недобрая, любопытный, смелый, умный, добрый.
Ход:Дети заходят в группу
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже очень люблю и предлагаю Вам сегодня отправиться в страну сказок, в деревню «Сказкино». Отправимся мы в путешествие на поезде. Занимайте места в вагонах. Все готовы отправиться в путь? Поехали.
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят.
Везут в деревню «Сказкино» компанию ребят.
Приехали. Выходите. Присаживайтесь. (рассаживаются на скамеечки)
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы приехали в деревню «Сказкино», давайте посмотрим, кто же нас встречает? Кто же это? Да, это кот Василий и он приглашает нас к себе в гости. Давайте послушаем, что он сейчас нам расскажет.
(На экране изображён кот Василий)
Воспитатель: Кот Василий очень любит слушать и рассказывать сказки. И вот он принёс нам необычную, интересную книгу. В ней собраны русские народные сказки. Эти сказки сочинил русский народ. Для кого сочинял и придумывал русский народ сказки?
Дети: Для детей, для нас.
Воспитатель: Книжка эта волшебная, если мы подуем на страничку, она и откроется. Давайте заглянем в книжку и узнаем, какие сказки в ней живут. (Дети дуют на книжку)
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту сказку? Посмотрите внимательно, что здесь изображено? Как она называется? А давайте вспомним эту сказку. Если вы расскажете сказку по этой схеме, то появится картинка. (рассказ детей)
Дети: «Курочка Ряба».
Воспитатель: Молодцы, это действительно сказка «Курочка Ряба»?
Воспитатель: Подуйте на следующую страничку и вы узнаете какая сказка живет там. Не забывайте, если мы отгадываем правильно, то открывается картинка. (Дети дуют на книжку).
Воспитатель: Юлиана, тебе знакома эта сказка? Как она называется?
Дети: «Репка».
Воспитатель: Лена, назови героев этой сказки.
Дети: Дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Воспитатель: Давайте подуем, и откроется следующая страничка.
(Дети дуют на страничку)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за сказка? Богдан, как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Мила, как ты узнала, что это сказка «Волк и семеро козлят»
Дети: Нарисованы: волк, коза и козлятки.
Воспитатель: Молодцы! Отгадали, то нам сейчас откроется картинка из сказки.
Воспитатель: Ну вот и следующая страничка, давайте дунем дружно и узнаем, что за сказка прячется там. (дети дуют) Ну, а теперь догадались какая эта сказка? Кто попробует мне рассказать начало этой сказки. А какую песенку пел Колобок? Кто его съел? Если угадали, то страничка непременно откроется.
Воспитатель: Я думаю нам нужно подняться и немного размяться.
Ну-ка дружно все вставайте,
Руки выше поднимайте.
Будем с вами мы играть.
И немножко танцевать


Головкой покачаем – раз, два, три!
А теперь не зевай.
С нами быстро повторяй!
Ручками похлопаем – раз, два, три!
Ножками потопаем – раз, два, три!
Головкой повертели
И тихонько сели!
Воспитатель: Хорошо, отдохнули, а теперь откроем последнюю страничку книжки. Хотите узнать, какая сказка живет на последней страничке? Подуйте на книжку. (Дети дуют на книжку) Ой, не открывается, а давайте послушаем кота Василия, что он скажет.
Дети смотрят сказку «Теремок»
Воспитатель: А вот и угадали. Кто мне скажет, как называется сказка? Ну что проверим, правильно ли мы отгадали?
Молодцы Ребята, посмотрите, кот Василий рад за нас. Мы отгадали все сказки из книжки. Послушаете, что скажет нам кот Василий
Что мы скажем коту Василию?
Дети благодарят кота Василия и прощаются
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним какие сказки прятались в книжке. (дети повторяют названия сказок). А теперь пришло время возвращаться в детский сад. Занимайте места в вагончиках.
«Вагончики, вагончики, по рельсам тарахтят.
Везут домой, везут домой, компанию ребят».
под музыку дети возвращаются.
Конспект НОД
во 2 младшей группе:
«Чтение стихотворения А.Барто «Слон»
Цели и задачи:
Воспитательные – формировать познавательный интерес и способность внимательно слушать, повышать уровень речевой активности.
Обучающие – учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Уточнить представления детей о двух частях суток день-ночь.
Развивающие – готовить детей к составлению описательных рассказов, развивать связную речь.
Материалы и оборудование: мольберт, наглядное пособие «Слон» Л.Б.Фесюковой, аудиозапись колыбельной песни, наклейки с животными по количеству детей.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, в центре которого мольберт с картинкой (она висит изображением вниз).
Воспитатель загадывает загадку:
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом,
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран,
На спине прокатит он
Озорной, ушастый… (слон)
Воспитатель переворачивает картину. Предлагает детям подойти и рассмотреть картинку «Слон» (дети подходят к мольберту с картинкой, встают полукругом)
Вопросы по картине воспитателя:
- Какое время суток изображено на картине? (хоровые ответы детей с объяснением:темно, светит луна, игрушки спят.)
- Кого вы видите на картинке? (хоровые ответы детей)
- Как вы думаете, почему слон еще не спит? О чём он думает? (индивидуальные ответы детей. Отметить самые интересные и удачно сформулированные варианты)
- Может он вспоминает маму-слониху и ждёт, когда она к нему придёт и споёт колыбельную?
- Покажите как вы спите.
Звучит аудиозапись колыбельной песни и воспитатель читает стихотворение А.Барто «Слон»:
Спать пора! Уснул бычок.
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Воспитатель просит детей «проснуться», говорит, что по утрам, когда проснулись надо делать зарядку, и проводит физкультминутку.
Физкультминутка «Зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку. (шаг на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать (имитация движений)
Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Итог занятия:
- Вы все внимательно слушали, отвечали на вопросы, и поэтому слонёнок передал вам подарки (наклейки с изображениями животных). Каждый ребёнок выбирает ту наклейку, которая ему больше всего понравилась.

Консультация для родителей
по чтению художественной литературы
детям с рождения и до школы.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как выбирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?
Какие книги нужны для дошколят?
Лёгкие и прочные.
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:
- Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
- Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
- Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.
- В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.
- Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке). Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Всему своё время.
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.
Весёлая азбука.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.
Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Младший дошкольный возраст. Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 3-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
- помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к книге;
- учить внимательно, слушать и слышать произведение;
- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;
- наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).
- развивать и воспитывать воссоздающее воображение;
- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.
Подведём итоги:
- Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания.
- Она спутник человека на протяжении всей его жизни. Приучайте своего малыша с детства любить и беречь книгу.
- Книги для детей, как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребёнком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребёнок припоминает, сверяет. Всё это приучит внимательно, осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.
- Художественная литература обогащает жизненный опыт ребёнка. В ней рассказывается о жизни и деятельности людей: об их работе, взаимоотношениях, о подвигах героев, о красоте родной природы, раскрываются характеры и мотивы поведения. Всё это влияет на чувства ребёнка, заставляет его переживать, волноваться за судьбу персонажей – одним сочувствовать, других осуждать.
- Книга помогает ребёнку познавать мир.
- Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали, существенно влияют на ребёнка, на формирование личности, оставляют в его душе глубокий след, признательность за то, что ввели его в мир прекрасного.
И даже если ваш ребёнок уже научился читать, не надо «забрасывать» совместное чтение вслух, ведь это так объединяет, это своеобразный разговор родителя и ребёнка, обсуждение прочитанного. Во время совместного чтения вы очень близки с ребёнком, вы сможете объяснить ему на примере героев из художественного произведения все насущные проблемы, а в жизни столько всего интересного!


Top