Владислав прусенкорешение родительского конфликта. Семейные конфликты: родители и дети

Мастер-класс

В случае любого конфликта вполне понятно, что для успешной жизнедеятельности и развития личности всех участников конфликта, он должен быть обязательно эффективно разрешен.

Это диктует острую необходимость выявления причин конфликта в детско-родительских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разрешить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между родителями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов.

Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме позволяет сделать следующий вывод. Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин) конфликтов в отношениях родителей и детей.

Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений . Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Вполне понятно, что дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относят деструктивность семейного воспитания . Его чертами , как правило, являются следующие характеристики :

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений .

Данные черты выражаются в разнообразных ошибках воспитания. Наиболее распространенной в нашей стране классификацией отклонений в стилях семейного воспитания является классификация А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер. Авторами были выделены следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

  1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;
  2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов;
  3. Воспитание по типу «кумир семьи»;
  4. Эмоциональное отвержение;
  5. Повышенные моральные требования;
  6. Непрогнозируемые эмоциональные реакции;
  7. Жестокость;
  8. Противоречивое воспитание.

Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным проблемам воспитания, таким как :

  1. тревожность, страхи у ребенка;
  2. высокий уровень агрессивности ребенка;
  3. низкая адаптация к группе сверстников;
  4. низкая адаптация к школьным требованиям;
  5. негативизм одного или обоих родителей;
  6. систематические нарушения правил и норм поведения.

Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер. Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку среди личностных особенностей детей, способствующих возникновению конфликтов , называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми , выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п .

Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцентризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов.

Возрастной кризис - переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

Детские психологи выделяют следующие возрастные кризисы детей :

  1. кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
  2. кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
  3. кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  4. кризис пубертатного периода – сексуального созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);
  5. подростковый кризис 15-17 лет .

Как показывает практика, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) .

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий) .

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Причины детско-родительских конфликтов – это взаимные ошибки во взаимоотношениях Возникает вопрос: как их избежать? Другими словами, как снизить конфликтность детско-родительских отношений.

Детско-родительские конфликты: профилактика

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления.

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Данные направления должны реализовываться в совокупности друг с другом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эффективному снижению конфликтности отношений.

В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ребенком может быть рекомендовано следующие :

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  • совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
  • дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
  • логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Заключение

Подведем некоторые итоги всему вышесказанному…

Безусловно, как и любое воздействие на личность, семейное воспитание может носить как позитивный, так и негативный характер.

Повышенная конфликтность детско-родительских отношений – это один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, специфика которого определяется самой природой семьи как группы людей, имеющих между собой кровные родственные связи. При этом приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком отдается родителю.

Сами же конфликты между родителями и детьми, чаще всего, возникают из-за: типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия (например, эмоциональное отвержение), возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя. Если говорить о профилактике конфликтов в рамках системы отношений «ребенок-родитель», то в целом она должна быть направлена на нивелирование взаимных ошибок при взаимодействии ребенка и родителя.

Список литературы

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб., 2004.

2. Анцупов А. Я., Шипилов. А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 2002.

3. Глоссарий по возрастной психологии и психологии развития / Сост. О. А. Рудей. - Екатеринбург, 2004.

4. Давлетчина С.Б. Конфликтология. Учебное пособие по элективному курсу для студентов заочной формы обучения. - Улан-Удэ, 2005.

5.Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. – М., 2005.

6.Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. - М., 2003. - Ч. 1.

7.Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис... канд. психол. наук. - М., 1992.

8.Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.; Екатеринбург, 2007.

конфликт детский родительский семья

Важнейший прием оптимизации отношений с ребенком - активное слушание. Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства. Слушая ребенка:

) Повернитесь к нему лицом. Сделайте так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одном уровне - это обеспечит ощущение доверия, создаст оптимальные условия для психологического контакта.

) Не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме. Это важно потому, что фраза, построенная как вопрос, не выражает сочувствия.

) В беседе "держите паузу". После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно дает ребенку полнее почувствовать, что родитель рядом.

) Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по принципу активного слушания непривычна для нашей культуры, однако она позволяет достичь следующих результатов:

  • а) исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;
  • б) ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, и начинает рассказывать о себе еще больше;
  • в) устанавливается подлинное доверие между ребенком и родителями;
  • г) ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, а значит - становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным;
  • д) ребенок учится сам активно слушать своих близких;
  • е) родители начинают лучше понимать своего ребенка .

Наиболее оптимальный результат решения конфликта - нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями и потребностями ребенка. Достичь такого результата достаточно легко.

В.В. Столин предлагает пошаговую модель решения конфликтной ситуации.

) Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка, уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет, и т.д. Родитель говорит о своем желании или своей проблеме, о том, как он видит ситуацию, что его устраивает в ней, и что ему не нравится в ситуации.

) Способ предложений. Этап начинается с вопроса: "Как нам быть?". После этого надо обязательно подождать и дать ребенку возможность первому высказать свои проблемы. Сначала предложения просто набираются, без критики и анализа. Затем родители предлагают свои точки зрения на этот счет.

) Оценка предложений и выбор наиболее оптимального. На этом этапе происходит обсуждение предложений. Предыдущие шаги уже помогли создать атмосферу доверия, сотрудничества, готовности к обсуждению. Важно не разрушить эту атмосферу излишне грубой критикой или авторитарностью.

) Детализация принятого решения. Необходимо определить, каким конкретным образом будет внедряться решение в реальную жизнь.

) Выполнение решения, проверка. Выполнение решения осуществляется всеми членами семьи. Если ребенок когда-либо не выполнил своих обязательств, не стоит критиковать и осуждать его; лучше просто спросить, как у него идут дела, получается ли; тогда о неудачах расскажет сам ребенок и сам обратится за Вашей помощью. Родительский авторитет при этом не страдает, ведь авторитет - это не авторитарное давление на ребенка и непоколебимое главенство родителя во всех вопросах. Авторитет - это человек, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении окружающими его мнения, его личных качеств, компетентности, справедливости, гибкости .

Таким образом, решение конфликта подразумевает такую организацию жизнедеятельности детей и родителей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Деятельность по разрешению конфликтов могут осуществлять как сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог). Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов. Только человек живущий в согласии с самим собой может эффективно решить межличностные проблемы.

Выводы к главе 2

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда он испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

Решение конфликта подразумевает такую организацию жизнедеятельности детей и родителей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Деятельность по разрешению конфликтов могут осуществлять как сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог). Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов.

Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов - психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогичеоких работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психалогщ ческие факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
опека и запреты во многих сферах жизни детей; ф повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы йх повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);
подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть Представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
поведение, жизненные устремления детей вызывают в семы» конфликты, и при этом скорее правы родители;
поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение - С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) .

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления Щ разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:
всегда помнить об индивидуальности ребенка;
учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
стараться понять требования маленького ребенка;
помнить, что для перемен нужно время;
противоречия воспринимать как факторы нормального развития; проявлять постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения; совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; использовать положительный пример других детей и родителей; учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Редактор Яна Жукова

© Владислав Прусенко, 2018

ISBN 978-5-4493-2207-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие редактора

С автором книги Владом Прусенко я познакомилась в интернете и пришла к нему сначала как клиент. Клиентом и продолжаю быть, но стала еще и редактором всех его книг – считаю за честь прочитывать их первой. Та информация, которую Влад умудряется вместить в слова и предложения, очень нужна тем, кто идет по пути трансформации и саморазвития. А про «Решение родительского конфликта» стоит читать вообще всем.

Как происходит нужная встреча в наше время?

Увидела отзыв на мастера в фейсбуке, почувствовала отклик, поинтересовалась у знакомой, что за специалист такой, она ответила: «Иди обязательно, он гений», – Влад как раз приезжал в Москву. Три очные встречи, на первой – диагностика: прикосновения локтем к спине и постепенное считывание информации – так мы дошли до знакомства моих родителей.

Психосоматика связывает проблемы и болезни определенных областей тела с разными блоками и психологическими вопросами, но Влад выдавал не просто общие слова, а действительно историю моей жизни, моей семьи, привычных установок. Помимо собственно энергетического процесса, во время которого снимались обнаруженные блоки и иллюзии, Влад загружал всю информацию своими четкими формулировками прямо в мозг, «перезаписывая файлы» на всех уровнях. В прошлой жизни он программист, и у него это отлично получается.

Действительно перезаписывая: когда я пришла на второй сеанс, он попросил напомнить, над чем мы «работали» – в теле этой информации уже не осталось.

После каждого сеанса были еще ЦУ, с которыми я шла жить дальше. Например, «открытое наслаждение собой» – как способ существования, закрытый для большинства женщин на постсоветском пространстве.

После тех сеансов с меня упали «розовые очки», я четко увидела истинное положение вещей в себе и семье, которые всю жизнь прятались по норам и за разными ширмами. «Три сеанса заменили мне годы психотерапии» – так я описала свое состояние. Причем, все это безболезненно, без резких энергетических или психоэмоциональных выносов.

С тех пор было еще три сеанса, два раза из них по скайпу. Казалось – как это может происходить дистанционно!? Но в современном мире для тонко чувствующих мастеров это не преграда – Влад просто настраивается на клиента, и процесс начинается. Недавний наш сеанс, затронувший крайне сложную тему, был чувствительным на физическом уровне и для меня, и для него, хотя мы находились на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Я обращаюсь теперь по конкретному запросу, раз в полгода-год, когда всплывает тема, и становится понятно – с этим только к Владу. Процесс трансформации – это ведь такое дело: снимаешь один вопрос, спустя время приоткрывается другой, слой за слоем, как с луковицы снимается шелуха. Процесс неостановимый, но насколько же легче и радостнее получается жить, насколько меньше тратится энергии на пустое, насколько спокойнее и продуктивнее становится каждодневное бытие.

А результат работы, бывает, виден сразу, в моем случае – даже день в день с сеансом. Я говорю спасибо и иду дальше.

Яна Жукова, журналист,
главный редактор Organicwoman.ru

Введение

Эта книга – третья в серии, которая началась «Резонансным психосоматическим не-массажем» и «Кратким руководством по самореализации».

Первая книга серии, «Резонансный психосоматический не-массаж. Книга 1: Диагностика» , описывает инструментарий, с помощью которого были получены данные для всех последующих. Этот инструментарий предполагал деление на роли терапевт-пациент. Он позволил выделить ключевые вопросы, на которые мы должны ответить в процессе познания себя.

Вторая книга серии, «Краткое руководство по самореализации, или как научиться мыслить и брать ответственность за свою жизнь» , содержит теоретическую часть и больше полусотни упражнений для самостоятельной работы, позволяющих ответить на значительную часть таких вопросов. Эта книга рассчитана, главным образом, на самостоятельную работу или работу в группах.

Проводя, в том числе, работу в группах, я имел возможность наблюдать, какие именно ответы возникают у студентов, с какими трудностями они сталкиваются, как меняется их сознание в результате. В результате анализа и обобщения большого количества личных историй мне удалось выделить некую общую закономерность, в которую так или иначе укладывается большинство сюжетов. Именно эта закономерность легла в основу методики «Решение родительского конфликта». Таким образом, предлагаемая книга – не теория, под которую еще предстоит подогнать практику; наоборот, это эмпирическое обобщение практического опыта.

Данная книга не опирается непосредственно на труды коллег и предшественников, хотя и не отрицает их. Мерилом истины каждый раз была практика, практические результаты – порой хорошие, порой удивительные, а порой и нулевые. Критерием успешности терапии являлось достижение человеком психической автономности , или взрослости , т.е. способности самостоятельно решать свои психические проблемы, другими словами – способности мыслить и принимать решения самостоятельно, без оглядки на друзей, партнеров, социум или иных авторитетов.

Вследствие выбранного подхода – опоры больше на практику, чем на существующие теории – изложенные концепции порой перекликаются с (некоторыми) уже известными и привычными, а порой и остро противоречат им. Немало священных коров «кухонной» психологии и эзотерики было принесено в жертву в процессе работы над этой книгой.

Нужно отдавать себе отчет, что описанная модель, при всей своей сложности, является статистическим упрощением и усреднением и описывает сознание «обычного» условно-здорового человека. В реальности встречаются исключения, точнее – усложнения, которые только в процессе терапевтической работы постепенно приближаются к общей схеме. Описать весь спектр таких исключений в рамках этой книги вряд ли возможно, и я не ставил перед собой такую задачу. Человеческое сознание сложно и многомерно, и еще более разнообразны способы, которыми оно описывает само себя и внешние типичные, в общем-то, ситуации.

Для кого эта книга

В первую очередь, для тех специалистов, кто выбрал работу с людьми своей профессией, – психологов, терапевтов, аналитиков, консультантов. Эта книга предлагает оригинальную стратегию исследования подсознательных сценариев, условно разделенных на три большие группы: мужское, женское, индивидуальное. А также описание наиболее типичных сценариев и вариантов их взаимодействия.

Эта книга и для тех, кто всерьез интересуется психологией и психоэнергетикой в попытке познать себя и изменить свою жизнь. Для вас эта книга поднимет много вопросов; на некоторые вы не сможете ответить самостоятельно. Я считаю, что просто задать себе эти вопросы – уже большая удача.

Как этим пользоваться

Книга содержит вступительную теоретическую часть, в которой я поясняю свое виденье некоторых ключевых вопросов и понятий, т.е. свожу контексты и расставляю акценты. А также закладываю основу для понимания остальных частей.

Следующие главы условно соответствуют чакрам – от свадхистаны (вторая снизу, в проекции поясницы) до вишудхи (горловой чакры). Самая нижняя чакра – муладхара – не вошла в данную книгу, поскольку в ней отсутствует разделение на субличности, а, значит, она не попадает в область родительского конфликта. Две верхние чакры – головная и коронная – также не попадают непосредственно в область родительского конфликта, поскольку не относятся к подсознанию. Хотя, конечно, структура родительского конфликта влияет на их работу самым непосредственным образом. Если вы ничего не знаете про чакры – в данном случае, это даже к лучшему.

Главы «3. Свадхистана», «4. Манипура», и «5. Анахата» разбиты на части: Энергетика , Расшифровка , Последовательность работы и Упражнения.

Энергетика отображает мое виденье ментального поля человека. Я могу воспринимать его визуально или в проекции на свое физическое тело. В качестве альтернативы прямому виденью, можно использовать проективные методики типа групповых расстановок по Хеллингеру, индивидуальных расстановок, расстановок на фигурках, разного рода метафорические карты и т. п. Мне, как автору, было бы интересно ознакомиться с результатами альтернативных подходов. Если вы не можете воспринимать ментальное тело непосредственно, я рекомендую использовать предлагаемую модель в качестве опорной схемы.

Расшифровка поясняет описанную энергетическую схему на общепринятом человеческом языке. Эта часть будет полезна даже тем, кто не верит ни в какие ментальные поля и прочую эзотерическую чепуху.

Последовательность работы, как следует из названия, предлагает перечень основных моментов, которые нужно проработать для каждого энергетического центра. Строгое следование порядку их выполнения необязательно и порой невозможно – человеческая психика многомерна, и не может быть упакована в линейную последовательность. Эта часть, в основном, для специалистов. Она не содержит ничего о том, как именно прорабатывать обозначенные вопросы – у каждого специалиста по работе с человеческой психикой должен быть свой инструментарий для таких случаев. Имеет смысл задействовать именно его.

Упражнения представляют собой, преимущественно, короткие медитации для самостоятельной работы. Они не исчерпывают тему, и недостаточны для полной проработки вопроса. Это лишь дополнительные инструменты.

Местами в тексте приведены фрагменты диалогов, возникшие при публичном обсуждении. Они содержат типичные вопросы читателей и мои ответы. Я надеюсь, эти фрагменты облегчат восприятие материала.

В самом конце книги в Приложения вынесены тексты, которые я считаю любопытными, но не принципиальным для общего понимания материала.

Метафора родительского конфликта

Метафора родительского конфликта, как ни странно, не связана непосредственно с отношениями с родителями. Чтобы решить родительский конфликт внутри себя, необязательно любой ценой налаживать отношения с фактическими родителями в том виде, как они проявлены в настоящем, – это не всегда возможно, а иногда и вредно. Порвем шаблоны сразу.

Скорее, это способ описать взаимодействие концепций мужского и женского внутри нашего ментального поля. Я утверждаю, что взаимодействие мужского и женского полей внутри нас описывает ВСЮ ПРОЯВЛЕННУЮ КАРМУ ЛИЧНОСТИ. Без исключений. Не только отношения, но и работу, карьеру, увлечения, выбор религии, отношения с Богом – вообще всё. Взаимодействие мужского и женского начал фрактально отображается на все аспекты нашей жизни. Взаимодействие мужского и женского внутри нас полностью определяет, какие мужские и женские качества будут нам доступны в тех или иных жизненных ситуациях. Естественно, мы подсознательно выбираем для жизни тот сектор реальности, в котором можем проявить максимальное количество субъективно важных качеств.

Родительская метафора используется по нескольким причинам. С одной стороны, концепции мужского и женского копируются с родителей и передаются по роду. Так же передаются по роду и сценарии взаимодействия этих концепций. Но обнаружить весь этот коктейль непосредственно внутри себя порой непросто, а иногда и крайне неприятно. Увидеть его на примере родителей – эмоционально проще. При этом, все, что нам удается увидеть в поле клиента как «родительские сценарии», – на 100% присутствует в самом клиенте и проявлено либо на уровне самоощущения, либо на уровне поведения. И тот факт, что родительские сценарии нам не нравятся – ничего особо не меняет. Сценарии никуда не деваются, мы просто выбираем их не замечать. Избавиться от них напрямую сложно, но можно, но не нужно. Потому что за каждым таким сценарием лежит взаимодействие качеств изначально конструктивных . Некорректное взаимодействие конструктивных качеств.

Каждый человек обладает немного разным набором качеств. Точнее, набор в итоге одинаковый, но каждое качество имеет свой коэффициент (степень) важности, и коэффициент разрешенности. Назову это матрицей качеств (естественнонаучное образование дает о себе знать).

Матрица качеств – перечень всех теоретически возможных качеств, где каждому качеству соответствует коэффициент ценности и коэффициент разрешенности. Взаимодействие этих коэффициентов дает степень проявленности, или реализованности , качества – относительно других качеств, а также относительно такого же качества других людей. Субъективно малоценные качества необязательно окажутся малопроявленными – нередко, будучи полностью разрешенными, они подразумеваются как очевидные, и не требуют дополнительного развития. (Например, первая функция в соционике Аугустиновичюте-Калинаускаса. ) И наоборот, субъективно высокоценные качества часто оказываются максимально запрещенными. Из чего можно сделать вывод, что коэффициенты ценности и разрешенности как-то взаимосвязаны. Также очевидно, что субъективная (для себя) и объективная (для других) ценность качеств не тождественны и не равны. Аналогично, можно выделить субъективную и объективную разрешенность. Здесь можно поискать аналогии с соционическим или любым другим типированием, но я не буду этим заниматься.

В конечном счете, задача человека – сделать наиболее субъективно ценные качества максимально разрешенными и максимально проявленными, т.е. преодолеть ограничения – как внешние объективные, так и внутренние субъективные. При этом зачастую, по причине внешнего социального давления, человек старательно развивает объективно (т.е. для других) важные качества, в ущерб субъективно важным.

Также мне кажется очевидным, что качества образуют пары противоположностей, по типу напряжение-расслабление, контроль-доверие, концентрация-многозадачность и т. д. Именно эти противоположные качества сталкиваются в любом личностном конфликте. Универсально-общечеловеческие качества, скорее всего, не задействуются в личностных конфликтах и не являются темой этой книги.

Заложенные в нас матрицы качеств мужского и женского являются своего рода константой. Изменить их в рамках психотерапии нельзя. А вот изменить способ их взаимодействия вполне можно. В результате, заложенные в нас качества, вместо прямого конфликта или раздельного сосуществования, начнут усиливать друг друга. Энергия из каналов Ида и Пингала (Мама и Папа, Мужское и Женское) поступит в Сушумну (Я, индивидуальность), и начнет подниматься вверх, питая творческое самовыражение и самореализацию.

Итак, сталкиваясь с другим человеком, т.е. с другой матрицей качеств в конкретной ситуации мы обнаруживаем, что некоторые наши качества взаимно усиливаются, другие вовсе не задействуются, а некоторые – конфликтуют и взаимно подавляются. Причем, в разных ситуациях паттерн взаимодействия, естественно, разный.

При выборе партнера для отношений мы подсознательно ищем такую матрицу качеств, которая скомпенсировала бы наши слабые (неразвитые) стороны и ограничила гипертрофированные. Т.е. мы ищем некий внешний отражающе-корректирующий инструмент, чтобы сбалансировать собственную личность, свою матрицу качеств. Вылечить свои неврозы. И проявить свои таланты. Именно такая возможность влечет нас друг к другу.

Однако те качества в партнере, которые должны нас балансировать, при близком контакте начинают раздражать и приводят к конфликту. Соответственно, есть механизм, по которому изначально перспективная ситуация превращается в перманентную трагедию нашей жизни, и этот механизм передается по наследству. В связи с чем возникают два вопроса: как строить отношения, чтобы механизм не запускался; и разобраться в нюансах самого механизма – как он работает, откуда вообще взялся, и почему он такой а не какой-то еще. Имеет смысл тщательно изучить оба вопроса.

Описанный в книге подход позволяет не только исчерпывающе описать причины текущей жизненной ситуации, но и смоделировать новую. Не абстрактно-произвольно любую, но вполне конкретную, лучшую из доступных для данного человека. Она как бы реактивирует кармическое поле, предоставляя человеку возможность заново сделать ключевые выборы в его жизни сознательно, не вслепую. Начать сначала. И да, далеко не все готовы делать хоть какой-то выбор самостоятельно, поэтому техника порой не срабатывает.

Глава 1. Теория

Типы отношений. Режимы мышления. Субличности

На основании большого количества эмпирических данных, я пришел к следующему выводу.

То, какие человек строит отношения, можно разделить на три группы:

1. Близкие отношения, на короткой дистанции. Неформальное общение. Соответствуют максимальной открытости. Между участниками общения есть взаимный интерес или влечение, но нет общих дел, ожиданий, обязанностей и прочих абстрактных конструкций (идей). Это отношения строго один-на-один. Прямой канал связи человек-человек. Интимность в широком смысле слова.

2. Дистантные отношения, они же рабочие отношения, на дальней дистанции. Формализованное общение. Участники проявляют интерес не друг к другу, а к некой общей ценности, идее, делу. Связь человек-идея-человек. Каждый участник общения строит отношения не с другим человеком, а с идей, которая объединяет их интересы, но разделяет личности. Это также отношения один-многие, поскольку любая группа из двух и более человек обрабатывается мозгом как некое обобщенное ОНИ, т.е. как идея. Публичность в широком смысле слова.

Первые две – условно «социальные» структуры, которые могут быть зафиксированы внешним наблюдателем.

3. «Нулевые» отношения, бытие наедине с собой. Отношения с самим собой, со своим внутренним «я». Отсутствие внешних субъектов и идей. Это асоциальная структура, как правило, недоступная внешнему наблюдателю в прямом взаимодействии.

В каждый момент времени одна из субличностей инициирует общение, а некий внешний или внутренний субъект на него откликается. В случае с третьим типом общения – это диалог одного из социальных Я с внутренним Я, как отражение диалога родителя с ребенком.

Перечисленным типам отношений соответствуют достаточно разные наборы ценностей, мотиваций, реакций, паттернов поведения, суждений, мыслей, навыков, самоощущений, представлений о себе и т. д. По большому счету, это раздельные, существенно различные, независимые фазы сознания. Каждая из которых образует вполне целостную субличность.

Таких субличностей, или фаз сознания, по умолчанию ровно три, ни больше и ни меньше. Они соответствуют все той же троице папа-мама-я, во всех ее проявлениях. В идеале, каждая пара из этой тройки строит внутри себя открытые близкие отношения первого типа (Я-папа), абстрактно-идейные отношения (Я-мама), или динамические (мама-папа), в результате чего субличности знают о существовании друг друга и могут общаться, договариваться, действовать согласованно, и вовремя передавать управление той субличности, которая лучше всего соответствует объективной внешней ситуации.

Да, как ни странно, прямые отношения по умолчанию строятся именно с отцом, с мужским типом сознания, а опосредованные идейные – с матерью, с женским типом сознания. Почему так – либо читайте в «Руководстве по самореализации», либо пока поверьте на слово. В реальности нередко бывает, что женщины демонстрируют мужской тип мышления, и наоборот. Это результат гендерного дрейфа, о котором я тоже писал в «Руководстве».

Вследствие некорректного решения родительского конфликта, во взаимодействии субличностей могут возникать искажения. Перечислю самые типичные, поскольку не все возможные варианты жизнеспособны. Итак:

1. Один из социальных типов общения (близкие или дистантные) устойчиво доминирует, а остальные подавляются. В этом случае все системы отношений в жизни строятся по одному шаблону, и в результате одна из ключевых фаз самореализации – работа или отношения – неизбежно оказывается неустойчивой.

2. Социальные типы проявлены в равной степени, но не согласованы. Поэтому наперебой вырывают друг у друга управление, невзирая на собственную некомпетентность и неадекватность ситуации.

3. Социальные типы подавляются, уступая место третьему типу, асоциальному. Что соответствует сильному, но плохо социализованному характеру. Который, как следствие, не может проявить свои качества вовне и развивается только виртуально, внутри себя.

4. Все типы мышления хаотично нашинкованы до состояния мелкой лапши и тщательно перемешаны подобно винегрету, что соответствует «раздробленному» сознанию и чувству тотальной дезориентации и беспомощности. Внешне проявляется как «зависание», вечное ожидание «у моря погоды».

Нетрудно также заметить, что, если социальные субличности есть проекции родителей, а сами по себе родители также несут в себе по три субличности – то мы получим классический фрактал , который охватывает все без исключения типы отношений в нашей жизни. Т.е. всю проявленную карму.

В силу особенностей нашего мозга, сочетания субличностей 1+3 или 2+3 неустойчивы и встречаются редко (соответствуют психическим расстройствам).

Сделаю смелое заявление. Когда управление принимает одна из субличностей, две оставшиеся воспринимаются ею как ПОДсознание или НАДсознание. Но в целом, в данной модели никакого статичного подсознания не существует. Есть только взаимное расположение субличностей. В каждый момент времени управляющая субличность кажется сознанием человека, а оставшиеся – бессознательным.

Гипотеза:

За пределами этих трех субличностей – двух социальных и одной индивидуальной – никакого подсознания не существует. И все три могут быть формально исследованы.

Таким образом, теоретически возможно:

– вычислить структуры всех субличностей. Потому что все они проявлены, так или иначе, в разных жизненных ситуациях и могут быть обнаружены модельным экспериментом;

– тщательно отделить и очистить их друг от друга – разобрать винегрет на исходные составляющие, – а затем восстановить внутреннюю целостность каждой, в отрыве от других;

– выровнять потенциалы субличностей, чтобы ни одна из них не несла доминирующий заряд энергии – с социальными субличностями это достигается за счет взаимодействия с их же вытесненными частями, иначе – тенями. Третьей асоциальной субличности нужно просто освободить пространство для роста;

– провести терапию обеих социальных субличностей, в частности, сделать их автореферентными ;

– заново настроить взаимодействие субличностей.

Если родительский конфликт решен правильно, социальные субличности – уже не тени родителей, а полностью автономные внутренние процессы, основанные на ресурсных качествах, перенятых от родителей. Соответственно, нужно сформировать критерии, в каком случае какая субличность получает управление, а остальные – молча наблюдают, вместо того чтобы вмешиваться или, наоборот, выпадать в бессознательность. В реальной жизни все три субличности должны сосуществовать, сменяя друг друга естественным образом. Если удастся добиться такой внутренней гармонии, то спустя какое-то время субличности взаимно исследуют друг друга и интегрируются. В результате, должно получиться одно целостное сознание без всяких под- и над-. Это и будет просветление.

Первая соционическая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Мало подвержена изменениям. Это зона самоуверенности и самоутверждения, область, в которой человек чувствует себя экспертом, свободно и быстро воспринимает информацию в большом объеме, улавливает связи и тенденции. Соответствует максимально полному отображению реальности. Через первую функцию мы реализуем свои основные способности, что приносит ощущение полноты и успешности жизни, уверенности в своих силах. Подробнее см., например, И. Калинаускас «Игры в которые играет МЫ».

Обратите внимание, что определение «близких» и «дистантных» отношений отличается от общепринятого. Имеется в виду не столько субъективная эмоциональная вовлеченность, сколько структурная близость. При этом структурно близкие отношения могут субъективно проживаться и как эмоционально яркие и приятные, и как холодные или опасные. Аналогично, структурно опосредованные отношения могут субъективно ощущаться и как близость, и как отчужденность. Почему так – станет понятно позже.

Это, конечно, идеальный случай, своего рода «сферический конь в вакууме». На деле, каждая «родительская» субличность также расщеплена на условно хорошую, одобряемую, и условно плохую – неодобряемую. Свет и тень. Которые, в свою очередь, тоже могут быть расщеплены, повторяя родовое древо, но на практике, на начальных этапах терапии, достаточно описать второй уровень расщепления, редко – нужно описать третий (восемь родовых субличностей + индивидуальность). После чего, в силу их фрактального подобия, систему можно снова упростить до двух-четырех. Как это работает – станет понятно позднее.

См. Приложение 1. Картина будет полной, если представить, что каждый сегмент – не одномерный отрезок, а многомерное пространство.

Разрешение детско-родительских конфликтов основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Обычно люди уже в предконфликтной ситуации в состоянии понять, что появились проблемы, которые могут вызвать осложнение их взаимоотношений. Во многих случаях эти проблемы можно решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта.

Когда во взаимоотношениях родителей и детей возникают проблемы, то родители, как правило, видят причину в изменившемся поведении детей. И ждут, соответственно, что ребенок должен изменится, взяться за ум, начать слушаться. Родительские попытки решить эти проблемы, как следствие, тоже направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении ребенка. Если же отношения с родителями начинают восприниматься как проблема и самим ребенком, то он почти наверняка видит причины с точностью до наоборот и ждет, что родители изменят свое поведение. Однако ни кто из них не прав, когда пытается решить возникшие проблемы, изменив поведение другого участника конфликта. Это тупиковый путь, ведущий лишь к усугублению конфликта и обострению взаимных обид. Реально можно изменить поведение лишь одного человека - самого себя. Попытки повлиять на других людей чаще всего ведут лишь к отчуждению .

Если между ребенком и родителями существует конфликт, то обычно его острота начинает снижается с того момента, когда родители признают, что ребенок уже вырос, и начинают относится к нему как к человеку, несущему самостоятельную ответственность за свои действия. Большинство поводов для конфликта при этом просто исчезает.

Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

Гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

Открытость и доверительность отношений с детьми;

Оптимистичность взаимоотношений в семье;

Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы .

Для оптимизации отношений А.А. Осипова предлагает методы разрешения детско-родительских конфликтов такие как:

1. Семейный ритуал. Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.

Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы. Главное для психолога в данной системе - присоединиться к системе и одновременно не быть поглощенным ею. Работа с семьей как с системой создает новую систему - психокоррекционную, что включает в себя: структурирование процесса (правил игры); эмпатию (соглашение по поводу того, как будет работать новая группа - семья + психолог)

Психолог дает клиентам знать, что он их слышит, понимает и ценит самих по себе, что они самоценны и самодостаточны.

Структурные методики используются для решения следующих задач:

Создание движения. Клиенты чувствуют, что они «застряли» в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации. Это поощряет клиента к дальнейшему движению. Освобождение ребенка от родительской роли может создать пространство для родителя и стимулировать его движение к большей компетентности, принятия на себя родительской роли.

Изменение перспектив. Играя новые роли, клиенты занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.

Перераспределение власти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация. Поддержка родителей в их роли создателей семейных правил и поддержка детей в их потребности уважения и большей ответственности могут выступить в качестве примера подобных альянсов.

Разрушение коалиций. Иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять третьим. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В данном случае необходимо сделать все возможное для того, чтобы разрушить данный альянс, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей.

Формирование новых альянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь соглашения по поводу их родительской позиции и выполнения его на практике.

Прояснение границ между субсистемами. Психолог помогает выяснить клиентам, кто, каким образом и в какой функции включен в данную субсистему; кто за что отвечает. Уменьшение числа слишком жестких границ для поддержки совместных действий - вот пример тех вопросов, которые могут служить предметом обсуждения.

Одним из методов осуществления структурных изменений в семейной системе является метод «семейный ритуал». Это методика, призванная изменить правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Данный вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии.

2. Социальный ритуал - это система действий, совместно выработанных членами группы, в которой все виды поведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционирования группы, координируя поведение каждого для осуществления общей цели. Примерами культурных и семейных ритуалов могут быть похороны и траурные церемонии, дни рождения, свадьбы, годовщины, окончание института и другие события, особые для данной группы.

Повторяющиеся симптоматические стереотипы взаимодействия присутствуют как ритуальные формы поведения.

Методика семейного ритуала - это своеобразный ритуал, созданный психологом и предписанный семье без каких либо объяснений, в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие.

Достаточно трудно придумать подходящий для семейной системы ритуал, который бы дисфункционально заменил существующий. Поэтому психологу необходимо досконально разобраться в функционировании семейной системы, выявить все те мифы данной дисфункциональной семьи, которые жизненно необходимы для ее сохранения. Если выживание семьи находится под угрозой, создаются жесткие ритуалы для обслуживания мифа, способствующего ее сохранению. Для выявления семейного мифа и значений симптоматического поведения психолог вынужден исследовать несколько поколений семьи. После этого можно приступать к разработке семейного ритуала, способного изменить существующую систему, вводить новые коллективные нормы. Если семья соглашается действовать в соответствии с предписанным ритуалом, она принимает новые нормы, изменяя, таким образом, функционирование своей семейной системы.

Методика «семейный ритуал» драматично освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения и поведенческих норм, как заменителей дисфункциональных паттернов. Ритуал функционирует на уровне метакоммуникаций и аналогии и потому вызывает меньше сопротивлений, чем прямая интерпретация симптома. С помощью данной методики психолог, следуя за семьей (а не противостоя ей), постепенно изменяет качество семейных отношений.

Методика особенно эффективна в работе с ригидными семьями, в которых семейные связи переплетены и запутанны, а также с такими семьями, одним из членов которой является носителем психической патологии. Ритуалы также могут быть предписаны семьям с недостаточным уровнем внутренней организации. В этом случае в качестве цели выступает обеспечение семье структуры и общих форм вербального поведения, что способствует внутрисемейной сплоченности. Например, установление фиксированного времени общего семейного обеда, во время которого нельзя говорить об острых семейных проблемах, критиковать, жаловаться и т.д. За обедом семья должна обсуждать события текущего дня, сны членов семьи, то, о чем они думают или что они сейчас читают. Другим примером является предписание составления списка дней рождения членов семьи и заранее подготовки к каждому такому событию. Развитие новых обычаев и традиций особенно важно для недавно созданных семей и семей, где имеются приемные дети.

3. Использование поэзии. Использование поэзии предлагается в качестве инструмента, дающего возможность супружеской паре выразить себя уникальным и не угрожающим их ощущениям способом, адекватно реализовать способности к вербальному выражению эмоций, внести больше позитивных моментов во взаимодействие друг с другом, а также к изменению и эффективному общению. Существует несколько путей в использовании поэзии в работе с единичной супружеской парой, с супружеской группой и с семьей. G Стихотворение может быть прочитано психологом или членом группы, который затем просит группу дать обратную связь о стихотворении в целом или о какой-нибудь строке, или образе.

Группу просят сочинить стихотворение вместе, причем каждый должен сочинить одну из его строк. Психологу необходимо определить тему и вызвать эмоциональный настрой, следя за тем, чтобы этот настрой или тема сохранялись во всем стихотворении.

Поэтические образы и символы берутся и формируются из диалогов членов группы. Клиентам предлагают принести на следующее занятие те стихотворения, которые они считают полезными для разрешения собственных проблеме. Поэзия выступает как посредник в коррекционном процессе и помогает выразить те чувства, которые клиентам по тем или иным соображениям страшно, неудобно, дискомфортно выражать в других формах. Клиенты, не склонные выражать свои мысли в словах, могут испытывать существенные трудности с данной методикой. Таким образом, данная методика не подходит для людей низкого интеллектуального уровня развития или имеющих трудности в вербализации своих чувств.

5. Супружеская конференция и Семейный совет. Методики представляют собой встречи, проводимые регулярно с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности.

Выделяют четыре причины, по которым следует проводить семейный совет:

1. Чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой.

2. Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье.

3. Для обучения членов семьи (как детей, так и взрослых) демократическим приемам разрешения конфликтов.

4. Для поддержания гармонии и мира в семье.

Психолог назначает клиентам конференцию или совет в качестве домашнего задания, впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи. Консультанты супружеских пар и семей применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи, как эффективное психокоррекционное средство.

Если психолог приходит к выводу, что необходимо улучшить общение между супругами, то он предлагает им обдумать возможность регулярных встреч между ним и членами семьи. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются.

Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хорошей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых вручается психологом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.

6. Родительский семинар. А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье .

Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.

Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Таким образом, наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда он испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.


Top