Материал на тему: Экологическое воспитание в детском саду. Экологическое воспитание детей в ДОУ: список литературы

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов –воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.

Экологическое воспитание в детском саду способствует:

  • формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;
  • формированию бережного отношения к природе.

Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:

  • Базисная программа развития дошкольников «Истоки»,
  • Рыжова Н.А.: «Наш дом — природа»,
  • Николаева С.Н.: «Юный эколог»,
  • Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию»,
  • Кондратьева Е.Е.: «Мы»,
  • Вересов А.: «Мы земляне»,
  • Попова Т.И.: «Мир вокруг нас»,
  • Кочемасова Е.Е.: «Здравствуй, мир!».

Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя

Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений.

Любопытным является исследование, проведенное в Тюменской области. В нем принимало участие более 200 респондентов: 167 воспитателей и 71 заведующая из местных дошкольных учреждений. Исследование проводилось в форме анкетирования. Приведем показательные данные.

На вопрос о том, проводится работа в ДОУ по экологическому направлению воспитателями, не имеющими соответствующего образования или специалистами-экологами , оказалось, что

  • только в 1,4% детсадов занятия проводят специалисты-экологи;
  • в 98,6% случаев занятия проводят воспитатели, не имеющие экологического образования.

Кроме этого, в большинстве своем дошкольные учреждения испытывают недостаток в программно-методических материалах экологической направленности :

  • только 16,9% детских садов обеспечены необходимым оборудованием и методическим материалом в достаточном количестве;
  • в 56,3% детских садах наблюдается недостаток в методматериале;
  • в 26,8% ДОУ нет вообще никаких образовательных материалов экологической направленности.

О необходимости прибегнуть к помощи методиста-эколога заявили заведующие 84,5% дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм :

  • самыми популярными оказались экологические занятия и беседы – 33,9%;
  • экскурсии и фенологические прогулки – 22,6%,
  • наблюдения в природе – 14,5%,
  • досуговые занятия – 10,8%,
  • игры – 9,7%;
  • практическая работа (опыты) – 4,8%,
  • консультации с родителями – 2,2%,
  • тематические выставки – 1,6%.

Формы экологического воспитания в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

Формы работы с детьми

Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения» и другие.

Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями готовит экологические праздники : «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы».

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе . Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.

Дети подготовительной группы могут вести «экологический дневник» , в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.

Формы работы с педагогическим коллективом

Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив нуждается в повышении квалификации, приобретении соответствующих навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры , например, «Экологическое воспитание средствами живой природы», обзоры парциальных программ, семинары «Дидактические игры с экологическим содержанием».

Востребованным оказывается практикум «Новые игровые приемы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников».

Одним из стимулирующих факторов является дух соревновательности. Организуются вернисажи педагогических идей «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».

Для повышения уровня экологической грамотности педагогов выпускаются буклеты по актуальным экологическим проблемам в мире вообще и в городе в частности.

Формы работы с родителями

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике , озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.

Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету .

Доклад на тему «Экологическое воспитание в детском саду».

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.

У детей пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром.
Детей учат делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжаются на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, опытнической деятельности, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. В процессе игр – драматизаций дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных - сказочных персонажей.
Организуя деятельность детей, следует указывать на необходимость выполнения определенных правил по отношению к сверстникам и взрослым. Важна помочь детям увидеть зависимость организации всей жизни всей группы от поведения каждого ребенка.
Необходимо учить детей слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкость с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Воспитатель должен поощрять доброжелательный тон ребенка в общении с окружающими людьми.
Приучая детей к порядку, воспитывая бережное отношение к вещам, следует обращать их внимание на то, что в создание каждой вещи вложен труд людей. (Например, если ребенок плохо вымыл руки, оставив на полотенце грязные разводы, - это неуважение к труду прачки и т.д.).
В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков следует объяснять детям целесообразность процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.
Во время занятий и игровой деятельности объясните детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подводить их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития.

Прогулки.

В этом возрасте дети продолжают учиться называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать их представления о многообразии растительного и животного мира.
Необходимо закреплять знания детей о домашних животных, уточнять, какую пользу они приносят человеку; формируйте желание ухаживать за животными, заботиться о них.
Необходимо наблюдать с детьми за животными, учить любоваться их красотой, силой и ловкостью; расскажите о том, что домашние животные преданы своим хозяевам, человек должен уметь содержать животных в домашних условиях. Продолжайте учить детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Ребенок пятого года жизни способен выделять строение тела животного и называть цвет окраса(например, у лошади есть голова, четыре ноги, хвост; на голове – уши, глаза; тело покрыто шерстью; окрас – серый).
На прогулках обратить внимание детей на поведение домашних животных – собака во время встречи с хозяином прыгает и виляет хвостом, кошка ласкается.
Необходимо формировать желание любоваться природой и беречь ее, ежедневно упражняя детей в этом.
Продолжать учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать формировать у детей элементарные представления об изменениях в природе (холодает, небо стала серым, ветер теплый, голубое чистое небо…) . закреплять умение детей видеть красоту природы, расширять словарный запас (листопад, золотой, багряный). Уточнять представления о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).
Учить наблюдать за поведением птиц в разные времена года. На прогулке рассмотрите следы птиц на снегу, побеседуйте с ребятами о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору. Таким образом формировать у детей желание помогать животным и птицам в зимние холода.
Нужно предоставить детям возможность активно действовать на прогулках и экскурсиях, создавать красивые букеты из осенних листьев, поделки из природного материала. Предложить собрать шишки, коренья, семена растений для изготовления поделок.Для закрепления знаний о животных можно предложить детям поиграть в игру «Изобрази животное». Дети образуют круг. В центр круга встает взрослый. Мимикой и движениями показывает какое-нибудь животное. Дети должны угадать это животное и повторить движения. Затем в центр круга можно пригласить желающего ребенка, который покажет свое животное.
Можно предложить детям игру – драматизацию чтобы подчеркнуть общее и разное в поведении животных.
Расширению знаний о природных явлениях способствует дидактическое упражнение «Да и нет». Педагог задает детям вопросы: «Зимой на деревьях много листьев? Летом идет снег? Летом дети катаются на санках с ледяной горки? Зимой прилетают бабочки? Летом речка покрывается льдом? ». Дети должны быстро ответить «да» или «нет».
Предложите детям поиграть с ветром, используя вертушки; подведите их к пониманию того, что чем сильнее ветер, тем быстрее движения вертушки, а в комнате вертушка не вертится, так как ветра нет.
Для закрепления умения классифицировать овощи и фрукты по определенным признакам можно в игре «Что сажают в огороде?». Воспитатель спрашивает: «Дети вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если я назову то, то в огороде не растет, вы скажите «нет». Тот, кто ошибется, тот проигрывает». Воспитатель вперемешку называет овощи и фрукты: яблоко, морковь, помидор, огурец…
Для уточнения и углубления знаний о временах года можно организовать игру «Когда это бывает?».
Для закрепления знаний о явлениях окружающей действительности организуйте на прогулке подвижные игры «Лето», «Воробушки и кот» и др.

Беседы. Занятия.

На занятиях и беседах взрослый должен помочь детям понять, что с животными нельзя поступать, как с людьми – кормить сладостями, заворачивать в пеленку, как маленьких детей, и т.д.; объяснить особенности обитания животных в природе (звери – на земле, птицы – в воздухе, рыбы в воде, червяки в земле). Необходимо научить детей сравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых.
Педагогу необходимо объяснить детям, что звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком, тело как, правило, покрыто шерстью, пасть с зубами и четыре ноги. У птиц тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детеныши проявляются из яиц. У рыб тело вытянутое, обычно сплющенное по бокам, покрытое чешуей; они передвигаются в воде с помощью хвоста и плавников; мальки появляются из икры или рождаются (у живородящих рыб). У насекомых тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко; оно покрыто хитином (тоненькой кожицей); имеет шесть ног, потомство появляется из яичек.
Следует уточнить представления детей о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползет, жук и летает и ползает).
Дети этого возраста должны узнавать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (зеленая кожа, на голове большие глаза, четыре лапки), движений (не только прыгает, но и плавает), издаваемых звуков (квакает); узнавать и называть представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно).

Экологическое воспитание осуществляется также и через -
чтение художественной литературы. Художественное творчество, рассматривание иллюстраций.

В процессе ознакомления детей с произведениями фольклора учите замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе, покажите взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Загадывайте детям загадки, читайте детям стихотворения.
Если дети видели отгаданного животного, попросить их поделится своими впечатлениями, описать внешний вид. Предложите вспомнить стихи и загадки, в которых подчеркивается та или иная особенность животного.
Можно показать детям способы рисования животного и предложить нарисовать сказочного и настоящего животного.
Продолжать знакомить детей с животным и растительным миром в процессе рассматривания иллюстраций, картин.
В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.

Уголок природы.

В повседневной жизни педагог организует наблюдения за растениями в уголке природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений, организует дежурство детей в уголке природы.
В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, рыбами; учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья. Вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями. Для этого необходимо иметь в уголке природы инвентарь – лейки для поливки комнатных растений, палочки для рыхления, пульверизатор и т.д. В уголок природы можно поместить наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения»; дидактические игры; природный материалы (шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки).

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями.

У детей пятого года жизни следует воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться; закреплять умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботится о своевременном завершении совместного задания.
В осенний период привлекать детей к уборке листьев. Продолжать знакомить с рабочим инвентарем: грабли, лопаты и т.д.
Зимой необходимо учить убирать снег с дорожек; лепить снеговиков, проявляя самостоятельность и творчество (украшать снежные постройки цветными льдинками, дополнять природным материалом). Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить помогать воспитателю; приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место), бережно к нему относиться.
В конце апреля можно предложить ребятам посеять семена гороха, а в начале мая – посадить лук (дети делают лунки и кладут семена). Следует формировать у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети совместно с воспитателем могут выполнять несложные действия в городе и на цветнике (посев семян, поливка). Необходимо показать детям, как нужно рыхлить землю, чтобы не повредить корневую систему растений. Летом предложите детям прополоть лук (под наблюдением взрослого), принять участие в уходе за овощами.
Необходимо поощрять стремление детей помогать друг другу, учить принимать помощь от своих товарищей. Следует учить детей наблюдать за окружающим и понимать, когда нужно полить растение, покормить птиц, протереть пыль. Формировать желание ухаживать за растениями и животными. Следует помнить, что детей пятого года жизни больше интересует процесс деятельности, чем его результат.

Экспериментирование.

Необходимо рассказать детям, что все природное окружение можно разделить на две части – живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы.
В процессе проведения элементарных опытов подвести детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; показать, как комнатные растения могут поворачиваться к свету.
Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретет светлую окраску). Подвести детей к пониманию того, что недостаток света так же плохо влияет на рост растений.
Показать детям значение воды в жизни человека; уточнить их знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формировать понятие о том, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Рассказывать, что люди проводят специальную работу по очищению водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде.
В зимний период, в процессе лепки разнообразных снежных построек, продолжите знакомить детей со свойствами снега. Рассказывать, что частицы выхлопных газов и промышленных отходов, выбрасываемых в атмосферу, оседают на снег. В результате снег становится грязным. Показакть детям, как растаявший снег превращается в грязную воду; подведите их к пониманию: снег нельзя есть – он грязный, холодный (можно простудиться).
Снег и лед – неисчерпаемый материал для творческих игр. Дети охотно играют со снегом как с песком. Чем разнообразнее используется снег в комбинации с другими материалами, тем интересней и содержательней игры, наблюдения детей за свойствами природных материалов, тем богаче их творчество. Можно предложить детям налить цветную воду в различные формочки и заморозить на улице. Объяснить, что замерзшие льдинки вынимают подогрев формочки в горячей воде или оттаяв их в теплой комнате.
Предложить детям рисовать палочками по слегка утрамбованному снегу; рассмотрите снежинки, а затем предложить ребятам их нарисовать.
Необходимо объяснить детям: для того чтобы не болеть, на улице нужно правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу (в легкие человека попадает уже теплый воздух).
При рассматривании камней предложите определить их свойства (большой- маленький, гладкий – шершавый, светлый - темный), теплый – холодный). Предложить детям найти красивый камень и составить про него сказку. Можно организовать различные игры с камнями: «Попади в цель», «Подбрось и поймай».
Продолжать расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Целью экологического воспитания является:

  • формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
  • развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
  • побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Актуальность экологического воспитания

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Формы и методы экологического воспитания

Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и внимательным.

Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.

Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

РЕФЕРАТ

Тема:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Написан:

Воспитателем

Зайчик И.Н.

Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов

(«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнут легли….

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши….»)

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

* * *

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

    Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;

    Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;

    Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

    Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.

    Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.

    Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

    Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.

    лекарственные растения, специально высаженные на участке.

    Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

    Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов.

    Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.

    Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

      Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе Костромской области.

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.

На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена.

      И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой.

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и.т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).

А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.

Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.

Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.

Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для него уголок.

В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на занятиях.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей в обсуждении доклада.

Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:


Top