Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Орторексия: чем так опасен здоровый образ жизни

А вы знали, что фанатичное стремление питаться правильно может представлять угрозу как для физического, так и психического здоровья? Мы попросили Александру Меньшикову, психолога-психотерапевта, объяснить, почему зацикленность на здоровом образе жизни не имеет ничего общего со здоровым образом жизни.

Александра Меньшикова // Фото: Екатерина Фролова

Александра Меньшикова, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук.

Орторексией (от греческого orthos - «прямой, правильный» и orexis - «позыв к еде») принято называть чрезмерное увлечение «здоровым» питанием. Но ни в , ни в такого заболевания вы не найдёте. Пока нет достаточных доказательств, что эта привычка негативно влияет на здоровье человека и может нанести ему вред. Также нет чётких критериев того, что считать орторексией, и понимания, как именно эта чрезмерная увлечённость воздействует на психику. Тем не менее сам термин, как и само явление, конечно же, существует. Довольно часто орторексия встречается среди расстройств пищевого поведения, например в составе анорексии - чтобы похудеть, человек переходит на «правильное» питание и начинает усиленно заниматься спортом. Но всё же между орторексией и анорексией существует принципиальное отличие. При анорексии человеку важно, как он выглядит и сколько он весит, так что диеты - это всего лишь результат стремления воплотить желаемый образ в жизнь, а при орторексии в принципе всё внимание направлено только на еду. То есть важна сама идея, сам факт следования принципам «правильного» питания.

Признаки орторексии

Диета

При орторексии качество пищи играет главную роль. Еда должна быть натуральной, экологически чистой и не содержать добавок. Часто у людей с орторексией существует убеждённость, что какая-то группа продуктов может нанести им вред, поэтому потенциально опасные компоненты сразу же исключаются из рациона. То есть у человека есть чёткая установка, что можно есть, а что нельзя (пример «чёрно-белого мышления», для которого характерны ярлыки «хорошее», «плохое», «вредное», «полезное»), и его главная задача - следовать правилам этой системы и ни в коем случае их не нарушить.

Ритуалы

Для человека, зацикленного на правильном питании, приём пищи - это настоящий ритуал. Еда должна быть приготовлена определённым образом и в определённых условиях (например в кастрюле с «правильным» покрытием), овощи и фрукты должны быть нарезаны на доске из экологически чистых материалов, а сам акт приёма пищи должен происходить в определённое время - не тогда, когда человек хочет, а когда нужно . Иными словами, правильное питание превращается в религию , и всё, что с ней связано - любая мелочь и любая деталь, - начинает иметь чуть ли не решающее значение. И если, например, такой человек попадает в ситуацию, когда он вынужден есть не то, что планировал, и не там, где планировал, он начинает испытывать сильный стресс. У него появляется страх, который часто приводит к тому, что он просто отказывается ходить в места, где есть хотя бы минимальная вероятность съесть «неправильную» пищу.

Избегающее поведение

Так как человек очень строго следит за тем, что ест, и за тем, что ему есть категорически нельзя, то порой он начинает избегать тех мест, где «запрещённые» продукты в принципе могут появиться. Также он дистанцируется от тех, кто не разделяет его мнение. Ему важно, чтобы его идею поддерживали, поэтому он всеми способами будет стараться навязать окружающим свои убеждения. Часто подобное поведение может приводить к изоляции и разрыву социальных связей. Но тем не менее такие люди быстро находят себе единомышленников. Единомышленников, с которыми их связывает только один общий интерес. И этот интерес - еда.

Человек, страдающий орторексией, ест не для того, чтобы быть здоровым. Смысл его жизни сводится к тому, чтобы есть здоровую еду. И всё. Так что если вы ловите себя на том, что «правильное» питание становится навязчивой идеей, а прежние интересы отходят на второй план, самое время задуматься.

Группа риска

В основном от орторексии страдают молодые женщины до 35 лет. Молодые мужчины тоже сталкиваются с этой проблемой, но реже. Причин для развития орторексии много - например, если у человека в детстве было заболевание, требующее определённого диетического поведения, или же его родители зациклены на здоровом питании. Но ч аще всего к орторексии склонны люди с неустойчивой самооценкой и несформированной личностной идентичностью - они не до конца определились, кто они, чего они хотят, что им нравится и что для них важно. Их «я» не оформлено, они не знают ни своих интересов, ни своих потребностей, ни своих возможностей. Следование определённым пищевым установкам становится для них способом самореализации.

В группу риска также попадают , люди с повышенными требованиями к себе - они нуждаются в жёстких правилах, чтобы им следовать. Также орторексия может быть реакцией на стресс - как способ с ним справиться. При этом человек не решает проблему, а просто ненадолго от неё отвлекается. Ему кажется, что он нейтрализовал свои тревоги и страхи, сместив фокус на следование принципам правильного питания, но на самом деле он только сформировал новый страх. Страх нарушить диету, расслабиться и съесть что-то не то. Таким образом стресс только увеличивается, и к прежним тревожным состояниям добавляется ещё чувство вины.

В любом случае всё относительно и неоднозначно. Провести чёткую границу, где увлечённость правильным питанием переходит в патологию, пока довольно сложно. Всё-таки следует учитывать, что здоровый образ жизни - это социальный тренд. Общество как бы говорит: если ты следуешь ему и при этом ты стройный и подтянутый, то ты хороший, а если у тебя есть лишний вес и ты не хочешь заниматься спортом, то ты лентяй. То есть молодцы те, кто правильно питается и занимается спортом, а все остальные нет. Но на самом деле это не так. Еда, конечно, важный компонент жизни, но не главный. И она - сама по себе - не сделает человека счастливым.

Несмотря на то что люди с орторексией тратят много времени на размышления о еде - вся их жизнь наполнена мыслями о еде, - они не получают ровным счётом никакого удовольствия от приёма пищи. Точнее, так: они получают удовольствие, но от того, что соблюдают определённые правила, которые сами себе установили. Такой человек чувствует себя избранным. Он молодец, потому что у него есть сила воли, а все остальные слабаки. Он начинает критически оценивать окружающих и осознавать своё превосходство над ними. Важная ремарка: он выделяется не за счёт своих дел, а за счёт еды. То есть других инструментов выразить своё «я» у него нет.

«Пожиратели» времени – кто они?

Привычка откладывать дела.

«Любимая» и «нелюбимая» работа.

Неумение сказать «нет».

Подчиненные и коллеги по работе.

Непрошеные посетители.

Телефонные звонки.

Типичные ошибки.

«Пожиратели» времени – кто они?

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. Демокрит

Меня постоянно отвлекают от работы. В результате к концу дня не удается выполнить и половины намеченного. Что делать?

Недавние исследования выяснили, что среднего менеджера прерывают каждые восемь минут ! Отвлекать от работы могут по-всякому: то в самую неподходящую минуту Вас попросят снять трубку и ответить на звонок, то позовут из другого конца комнаты, то без стука ворвутся в кабинет с каким-то горящими платежками. А потом неожиданно выйдет из строя компьютер или сломается факс, а тут заглянет коллега из соседнего отдела и пригласит на чашечку кофе в буфет. Потом подоспеет время обеда, а там нагрянет неожиданный визитер из сторонней организации. И так может продолжаться с небольшими перерывами до конца дня!

Эти помехи, которые еще называют “пожирателями” времени, ежедневно наносят огромный убыток большим и маленьким компаниям. Если Вы твердо решили бороться с “пожирателями” – начните с себя. Посмотрите, что именно отвлекает Вас от дела, какие привычки “съедают” слишком много рабочего времени, что тормозит Вашу активность и желание работать.

Какие именно помехи в работе относят к «пожирателям» времени?

Ваши потери рабочего времени могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними причинами. Ваших “внутренних пожирателей” рабочего времени скорее всего можно классифицировать следующим образом:

    привычка откладывать дела

    нежелание заниматься “нелюбимой” работой

    чрезмерная увлеченность “любимыми” делами

    неумение сказать “нет” необоснованным просьбам

К “внешним пожирателям” времени относятся:

    Ваши подчиненные или коллеги по работе

    непрошенные “гости” (посетители)

    телефонные звонки

Как определить, какие «пожиратели» мешают мне больше всего?

Это проще всего будет сделать, если Вы начнете вести таблицу потерь рабочего времени. Каждый раз, когда Вас отвлекают от основной работы, просто записывайте в таблицу, почему это происходит. Через несколько дней у Вас наберется достаточно материала, чтобы понять, кто или что больше всего мешает Вашей работе.

В конце недели проанализируйте потери своего времени за счет «пожирателей» и подумайте, как от них избавиться. В этом разделе Вы найдете практические рекомендации по борьбе с «пожирателями» Вашего времени.

    НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ “НА ПОТОМ” ТРУДНЫЕ ДЕЛА

    НЕ ТЯНИТЕ С “НЕЛЮБИМОЙ” РАБОТОЙ

    УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ “НЕТ” КОЛЛЕГАМ ПО РАБОТЕ И РУКОВОДСТВУ

    СОКРАТИТЕ ЧИСЛО НЕПРОШЕННЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

    ОБУЗДАЙТЕ” СВОЙ ТЕЛЕФОН

Признаки чрезмерного увлечения здоровым образом жизни

Как и в любом деле, здоровый образ жизни требует чувства меры. Если его не будет, можно постоянными диетами и физическими нагрузками вместо пользы навредить организму.

Многие люди в наши дни тренажёров, фитнеса и правильного питания думают о своём здоровье и долголетии, надеясь сохранить активность до самых преклонных лет. Естественно, бывают и другие примеры, любителей поваляться на диване и посидеть с пивом перед телевизором тоже предостаточно. Сейчас речь идёт не о них.

Те же, о ком идёт речь, не ленятся бегать по утрам, истязать себя диетами, поддерживать положительный образ мышления и чуть ли не дышать по науке - каждый выбирает себе занятие по своему вкусу. Нужно проявить некоторую настойчивость, и результаты подобных усилий не заставят себя ждать. У всего, однако, имеется обратная сторона: если переусердствовать, то можно превысить границы разумного в своей погоне за здоровой жизнью. Если это происходит, можно и не заметить, как превратишься в иссушенного диетами и физкультурой фанатика активного образа жизни, приносящего себе больше вреда, чем пользы.

Ниже приведён список пунктов, которые должны поспособствовать обнаружению у себя начала данной болезни - потому что чрезмерное увлечение здоровьем вполне можно назвать болезнью. Возможно, кто-то найдёт ряд описанных симптомов у себя.

1. Вы стараетесь есть только полезные и высококачественные продукты. Ничего, содержащего красители или консерванты, в вашем холодильнике не бывает принципиально.

2. Питание должно строго контролироваться по часам, если происходят отклонения от графика, вы начинаете паниковать.

3. Что-нибудь съев, вы начинаете прислушиваться к себе и искать связь между съеденным продуктом и своим самочувствием. Иногда такая связь даже находится - как вам кажется.

4. Доверяете вы только продуктам своего собственного приготовления, только тогда вы спокойны за содержание своей тарелки. Таким же образом вас тянет контролировать рацион близких людей.

5. Если происходит какое-то отклонение от жизненных правил, вы испытываете чувство вины. Чтобы избавиться от него, обычно вы накладываете на себя ещё более жёсткие ограничения.

6. Всё больше денег из вашего бюджета уходит на приобретение пищевых добавок и полезных для здоровья продуктов.

7. Вам хочется обратить в свою веру всех окружающих, которые, по вашему мнению, живут неправильно. Дело может кончиться тем, что вы начинаете испытывать к ним жалость и ощущать собственную избранность.

8. От достижения поставленных задач в плане правильного образа жизни начинает зависеть самооценка и счастье.

9. Чрезмерное усердие начинает негативно сказываться на вашей социальной жизни. С друзьями уже нельзя пообедать неизвестно чем, в гости нельзя сходить из-за жёсткого распорядка дня.

10. Проводить свои занятия вы готовы в любую погоду и в любом месте, даже где это не совсем уместно.

11. Отдых вы считаете грехом.

12. Вы слишком дословно восприняли фразу о том, что без боли не бывает прогресса. Не нужно каждую тренировку превращать в состязание на выживание.

13. Вы слишком увлеклись погоней за позитивным взглядом на жизнь. Когда все вокруг плачут, улыбка становится неуместной.

14. Круг общения и интересов сжался только до сфер, связанных с физической активностью, здоровьем, питанием, распорядком дня и т.д.

15. Современные технологии требуются вам вне зависимости от цены: новые кроссовки, фитнес-браслеты, приложения, датчики.

Как и во всём, в погоне за здоровьем нужен баланс. Помните об этом, и тогда польза для здоровья не превратится во вред.

Гаджеты в наше время, заполонили весь мир. В этом нет ничего плохого. Человечество идет в одну ногу с прогрессом. Но в этом не и ничего хорошо. Вот в этом весь и парадокс.
Благодаря гаджетам мы не умеем общаться. Вы скажете это не так. Так. Мы можем общаться только посредством социальных сетей.

Но самое страшное в том что наши дети уже не мыслят и дня без планшета, смартфона.

И наши дети сейчас не могут похвастаться крепким здоровьем. Все из-за того, что с рождения мы им вручили в руки планшет. А нужно было вручить песок и лопату.

Команда исследователей из университета Айовы пришла к выводам, что в настоящее время до 90 % 2-летних детей в Америке уже пользуются планшетами!

Конечно, с одной стороны, это неплохо: разные развивающие игры и головоломки для малышей могут положительно влиять на детей, но учёные всё-таки настоятельно рекомендуют ограничивать время пользования гаджетами для малышей. И на это у них есть серьёзные причины.

1. Это негативно влияет на способность ребёнка к социализации

В возрасте от 0 до 2 лет мозг ребенка увеличивается в три раза. Голос родителей, их прикосновения, совместные игры могут помочь ребенку сформироваться именно таким образом, чтобы затем устанавливать нормальные эмоциональные связи с другими людьми.

Но у малышей, которые уже в таком малом возрасте имеют доступ к гаджетам, постоянно смотрят мультфильмы, все немного иначе. Их нервная система начинает хуже развиваться, это плохо влияет на концентрацию внимания и восприятие окружающих людей.

Когда они взрослеют, им становится труднее построить нормальные гармоничные отношения с окружающими людьми. Так происходит задержка речи пусть и незначительная, но она есть. Так, многие доктора и ученые говорят, что сдвинулся возраст когда дети начинают говорить. Они начинает говорить значительно позже чем их родители.

2. Дети больше подвержены зависимости от гаджетов, чем взрослые

«Технологии привлекают людей тем, что в виртуальном мире можно бесконечно пробовать что-то новое. Очень сложно отказаться от их использования именно потому, что нет никаких ограничений в удовлетворении своих желаний», - говорит доктор Гэри Смолл, профессор психиатрии и директор Центра долголетия при Калифорнийском институте неврологии.

Одним нажатием на кнопку ребенок может получить желаемое. Но технологии не могут научить ребёнка умеренности. Именно поэтому он привыкает к смартфону моментально,но, в отличие от взрослого человека, не всегда может контролировать и ограничивать себя.

3. Пристрастие к планшетам и гаджетам провоцирует истерики

Если у ребенка есть привязанность к чему-либо, он начинает плакать и злиться, когда у него это пытаются отнять. Но если ваш малыш закатывает истерику по поводу гаджета, не спешите снова давать ему планшет только ради того, чтобы успокоить. Это не решит проблему, а лишь усугубит ее.

Лучше постарайтесь успокоить ребенка добрым словом и отвесь его обещанием сходить погулять или какой-нибудь интересной историей.

4. Постоянные игры способствуют нарушениям сна

Доказано, что использование электронных устройств в вечернее время неблагоприятно влияет на качество сна и плохо сказывается на эмоциональном и физическом состояниина следующий день.

Нервная система человека отдыхает в период 21:00 - 1:00. Однако многие подростки пренебрегают этим отдыхом, заменяя его на более увлекательное времяпровождение. И, к сожалению, менее полезное.

5. Чрезмерное увлечение гаджетами сказывается на учёбе и успеваемости

По мнению многих исследователей, смартфоны, планшеты и прочие гаджеты отрицательно сказываются на способности детей к обучению, потому что постоянно отвлекают их внимание и делают их рассеянными.

Кроме этого, видео- и онлайн-игры способны затормозить творческое воображение ребенка. И не стоит пугаться того, что ребенку, возможно, сейчас скучно. Если ему скучно - значит, есть повод что-то придумать. Именно так у детей развивается способность творчески мыслить.

6. Планшеты влияют на способность детей задумываться о последствиях своих действий

Общаясь в живую, человек научается следить за реакцией собеседника на его слова, и в этом ему помогают интонации, выражение лица, тембр голоса, общее поведение. Но если ребенок общается только онлайн, он не слышит интонацию, не видит язык тела, выражение лица. Он не может почувствовать изменений в настроении человека. Между тем все эти навыки являются основой для установления человеческих взаимоотношений.

Ребенку необходимо постоянно вживую общаться со своей семьей, со сверстниками, ведь только так он сможет научиться проявлять сочувствие, понимать других людей. Только живое общение научит его чувствовать себя непринужденно в компании других людей, что очень пригодится во взрослой жизни.

7. Чрезмерное увлечение гаджетами может способствовать психическим расстройствам

По утверждению экспертов, чем больше дети проводят времени за планшетами и гаджетами, тем выше риск развития у них детской депрессии, тревожности, отсутствия привязанности к родителям и родным братьям и сестрам. Также у них может развиться синдром дефицита внимания, психозы и могут появиться проблемы с поведением и послушанием.

8. Увлечение гаджетами влияет на физическую активность почему планшеты вредны для детей

Привычка сидеть в интернете или играть на планшете напрямую связана с угрозой появления лишнего веса и даже возникновения ожирения, считают эксперты. Ведь чаще всего, играя, общаясь или просто проводя время онлайн, мы не только не двигаемся, но при этом еще и что-то жуем. Риску набрать лишний вес в таком случае подвергаются не только взрослые, но и дети.

Некоторые эксперты даже утверждают, что дети XXI века станут первым поколением, которое не сможет пережить своих родителей из-за проблем, связанных с ожирением.
9. Увлечение гаджетами повышает уровень детской агрессии

Многие современные дети практически не умеют проявлять сочувствие. Особенно это касается тех, чьи родители никак не ограничивают время их пребывания онлайн. Таким детям намного спокойнее и комфортнее в иллюзорном мире интернет-игр, где жестокость и убийства - это вполне нормальное явление.

Чрезмерное увлечение такими играми приводит к тому, что детям начинает казаться. что быть злыми и жестокими - это нормально, и что бить и убивать - это адекватный способ решить проблемы.

10. Гаджеты могут спровоцировать социальную тревожность и неприспособленность

Огромный поток информации, порой лишней и вредной, даже взрослого человека может сделать нервным и беспокойным. Что же тогда говорить о детях, которые еще менее стойкие к различным волнениям? Кто-то что-то написал в соцсети, возможно, как-то сказал что-то обидное или унизил, и все - их детский покой нарушен.

Развитие социальных навыков - вот что особенно важно для каждого ребенка. Если дети слишком нервничают из-за неумения или нежелания общаться и взаимодействовать с другими людьми, - это, в конечном итоге, может помешать их личностному развитию и росту.

Заберите у ребенка гаджеты, и поведете его гулять на улицу, дышать свежим воздухом. Получать новые эмоции от окружающей среды, общения с детьми. Ведь, в том что ученые придумали гаджеты, а дети им играют — они не виноваты. А виноваты мы родители. Так как нам намного проще дать в руки ребенка планшет. И заниматься своими делами. Намного проще его так успокоить. Потому как, мы ленимся ил очень заняты. Не забывайте дети очень быстро растут. И завтра он будет другой, а после завтра еще взрослее. Гаджеты заменят и маму и папу, вот нужно ли это ребенку?

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Краткое содержание: Ребенок и компьютер. Компьютерные игры. Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

Прежде всего, попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь? Можно ли говорить о "компьютеризации" всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о "пагубном влиянии" компьютера на его психику.

Если же, прочитав эти строки, вы с горечью подумали: "Если бы!" - то, вероятно, ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, и порой им хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего, будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни. Прежде чем перейти к известному вопросу "что делать?", давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говорится, врага надо знать в лицо!

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по нескольку жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: "Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?"

Игры легко можно менять, когда те надоедят, или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого, преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".

И наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Согласитесь, что все эти факторы бывают весьма привлекательны и для взрослых. И могут быть источником приятных впечатлений, которым можно пользоваться время от времени.

Теперь, когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, то примите меры, чтобы помочь ему приобрести этот навык (чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.). Если считаете, что главная причина - потребность чувствовать успех, помогите вашему сыну или дочери добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие (не как в игре, где за пятнадцать минут можно построить город!)

В общем, действуйте, исходя из выявленных причин чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как же поступить с "железным другом" во время постепенного выполнения намеченных планов? Отвечая на данный вопрос, помните, что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал компьютероманом, то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у ребенка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь - вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои детско-родительские отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

Кстати, для того чтобы компьютерная территория не осталась для вас заповедной, важно, чтобы вы оставили свой след и там. Поэтому необходимо понять, что есть польза и от сидения за монитором. Тогда вы с легким родительским сердцем станете вникать в виртуальные интересы вашего ребенка и даже покупать ему новые компьютерные игры, а также составлять компанию в играх, предполагающих партнерство.

Итак, чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Для малышей компьютерный рынок предлагает обучающие по сути игры, в которых они учатся считать, узнают формы и цвета, запоминают буквы и т. д. Детям постарше можно приобрести игровые программы обучения иностранным языкам, филологические игры (типа "Эрудит" или "Поле чудес"), компьютерные энциклопедии. Для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация, в отличие от игровой мотивации, присутствующей практически у всех. Причем для ребят со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, то есть его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное также легко запоминается, так как начинают непроизвольно функционировать эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране. И если вам это кажется несущественным, то вспомните, что зрительно-моторная координация является основой овладения письмом и рисованием.

В-четвертых, игры на компьютере вносят свой вклад в развитие абстрактного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают, что предметы на экране бесполезно пытаться взять - ведь это просто изображения. А более старшие дети привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. Этот вид мышления необходим для понимания схем, уравнений, написанных слов, то есть тогда, когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды, и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Последний пункт многие сочтут очень сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Многие взрослые с содроганием взирают на то, как их чада кровожадно убивают разнообразных монстров в стрелялках и ходилках. Естественно, что возникает вопрос, не накладывают ли подобные игры отпечаток на поведение ребенка? Не станет ли он считать агрессию нормальным способом решения конфликтов? Такая опасность действительно есть, но только когда речь идет о детях моложе девяти-десяти лет. На их психику могут воздействовать роль тирана и злодея, принятая им в игре.

Начиная с младшего подросткового возраста ребята гораздо более чувствительны к границам роли и вряд ли будут переносить способы действия с компьютерными существами на реальных людей. А вот "выпустить пар", не щадя фантастических существ, может быть полезным в этот период. Ведь реальных эмоций (в том числе от общения со сверстниками) у ребят этого возраста предостаточно, а вот способами переработки своих чувств, их обсуждения и выражения владеют далеко не все. При этом если двенадцати-пятнадцатилетние дети будут выражать свои негативные эмоции кулаками, то последствия могут быть очень серьезными.

Что же касается влияния агрессивного героя на детскую психику, то здесь гораздо важнее ограничивать просмотр ребенком фильмов и телепередач, демонстрирующих во всех подробностях, как можно бить, унижать и даже уничтожать живых людей. Согласитесь, что изображение насилия в рисованном мультике и хорошо снятом фильме или хронике происшествий вызывает совершенно разные впечатления. Кроме того, в игре за убитого врага награда - лишние баллы, может быть, больше "здоровья" или "накинут" несколько "жизней" - в целом сиди и сам радуйся, какой ты герой. Другое дело в фильме. Там "хорошие парни", уничтожившие "плохих парней" (пара десятков случайных жертв обычно не в счет), в конце получают признание окружающих, любовь красивых женщин и прочие преимущества, с которыми так легко отождествиться!

Так что если ваш ребенок старше десяти лет, психически здоров и не относится к гиперактивным и легковозбудимым, то не будет большой беды в том, что иногда он поиграет в "стрелялки" и тому подобные игры агрессивного содержания.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные плюсы и минусы виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою "золотую середину" в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из "механического противника" друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Но на эту тему так много пишут медики, что останавливаться на ней в статье по психологии не имеет смысла. А кроме того, современные модели мониторов вовсе не так вредны для глаз ребенка, как это было раньше. Поэтому если вы не пожалеете средств на правильное оборудование компьютерного столика и проследите за тем, чтобы ваш сын или дочь выполняли несложные рекомендации докторов, то о здоровье своего ребенка можно будет не беспокоиться.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:


Top