Что такое счастье обычными словами. Любовь и поддержка близких

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

, серотонином и дофамином . Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных , бактериальных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга , который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, - дофамин . Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга .

Видео по теме

В философии

Показательной является и следующая цитата:

Ведь для полноты жизни человека, которая называется счастьем, недостаточно материального благополучия и физического здоровья. Высшие радости жизни - это радости духовной жизни. Но восприятие и понимание последних прямо пропорционально степени развития сознания. Улучшение материального положения масс должно сопровождаться развитием их сознания, их духовной жизни.

Психология

Согласно известному психологу Джону Готтману, успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. И это качество называют «эмоциональный интеллект » .

Ряд психологических исследований показывают, что счастье напрямую связано с развитием такого качества как осознанность .

Экономика

В религии

Никон Оптинский: «Счастью моему нет предела…»

В индуизме олицетворением счастья является богиня Лакшми .

См. также

Примечания

  1. Счастье // Этимологический словарь Фасмера
  2. Счастье // БСЭ
  3. Далай-лама XIV . Два пути к счастью. // Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла = How to Practice. The Way to a Meaningful Life / Пер. А. Капанадзе.
  4. http://iph.ras.ru/uplfile/histph/yearbook/2011/hphy-2011_stoliarov.pdf с. 126
  5. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы) М., «Мысль», 1971. Стр. 7.
  6. Мария Хайнц. Позитивный тайм-менеджмент: Как успевать быть счастливым. - М. : Альпина Паблишер , 2014. - С. 35. - 128 с. - ISBN 978-5-9614-4795-8 .
  7. , § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  8. Джон Готтман, Джоан Деклер . Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015. Стр. 17.
  9. Brown K. W., Ryan R. M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 822-848
  10. 10 правил счастья - Все новости
  11. Что такое Счастье
  12. Осипов Алексей Ильич - Счастье Это. . . - Youtube

Литература

  • Айдинян Р. М. Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008. - 88 с.
  • Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. The Psychology of Happiness, 2nd edition, Michael Argyle.
  • Батин В. Н. Категория счастья в этике Юма // XXV Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. - Л.: 1972.
  • Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. - М., 2001-2003 г. Том 1.
  • Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье /Пер. с фр. Н.Малевич. - СПб.: Издателство Ивана Лимбаха, 2007. - 240 с.
  • Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт . - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 192 с.
  • Далай-лама XIV . Искусство быть счастливым . - 1999. , в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером
  • Джидарьян П. А. Представление о счастье в российском менталитете. - М.: 2001.
  • Имянитов Н. С. Счастье как несбыточная мечта // Химия и жизнь. 2006. - № 8 - С. 42-47.
  • Кошелева О. Е. Ракурсы «щастья» в России XVII-XVIII веков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. - М.: ОГИ, 2002. С. 108-117.
  • Маралов В. Г. § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития // Основы самопознания и саморазвития. - 2-е, стер.. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с. - ISBN 5-7695-0877-9 .
  • Новиков М. И. О счастье. - М.: 1965.
  • Ойзерман Т. И. Понятие счастья в системе И. Канта // Историко-философский ежегодник-99. - М.: 2001. С. 149-161.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. - М.: 1986.
  • Свенцицкая И. С. Счастье и горе у древних греков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. - М.: ОГИ, 2002. С. 16-25.
  • Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981.
  • Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin, 1984.
  • Diener E., Seligman M. E. P. Very happy people // Psychological Science, 2000.
  • Diener E., Suh E., Lucas R.E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psychological Bulletin, 1999.
  • Galati, D., & Sotgiu, I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004, 41-62.

Ссылки

  • «Счастье» - статья в Новой философской энциклопедии .

Желание каждого из нас быть счастливым. Это естественное желание, стремиться к счастью. Но как стать счастливым, кто знает четкий ответ на этот вопрос? Это один из тех вопросов, над которыми люди бьются веками, но, увы, не находят. Потому что рецепт счастья у каждого свой, уникальный. В этой статье пойдет речь именно о том, что нужно для счастья и в чем оно заключается.

В основном, если взять общее распространенное представление, то счастье ассоциируют с воплотившимися мечтами, достигнутыми целями. Но так ли это? Давайте вместе рассмотрим этот вопрос и найдем ингредиенты для своего счастья.

Счастье, это не то чувство, которое можно испытывать постоянно. Это мгновение, когда вы понимаете, да, я счастлив, и вы счастливы именно сейчас, в этот момент. Невозможно быть счастливым в будущем или прошлом, только сейчас. И этот момент вы создаете сами, вы решаете, будет он счастливым или несчастным. Вы наполняете его этим чувством. Счастье мимолетно. Не пытайтесь его словить и усадить в свою клетку.

Несомненно, счастье у всех разное, однако в обществе принята общая схема достижения счастья или его составляющие. Она выглядят так: успех, самореализация, любовь, семья, карьера.

Каждый может дополнить свое к этим пяти словам.

Отдельный пункт из этой цепочки будет побуждать человека достичь этого любыми путями, обладать этим. Если это любовь, вы будете находиться в постоянном ее поиске. Если карьера, вы упорно будете трудиться изо дня в день, достигая ее вершин. Если это успех, вы всё время будете стремиться быть во всем успешным, прилагая титанические усилия для этого. Как видите, ничего даром не дается, все нужно достигать самому. Счастье так в жизни не появится. Нужны ваши действия. Но, получив или достигнув желаемого, у человека возникает страх потери. Ведь, по его мнению, без этого счастье не возможно или будет не полное.

Существует еще одна группа людей, счастье которых не заключается в этих пяти критериях. У них счастье совершенно другого рода и не находится в этих рамках материального. Поиск смысла жизни и его реализации, осознание предназначения человека является их счастьем. Духовное возрождение, поиски себя, делают их счастливыми.

Поэтому, исходя из этих критериев, для ощущения счастья есть два пути:

один из них направлен во внешний мир,

другой - во внутренний мир человека. Что это значит?

Первый путь ведет человека искать счастье во внешнем мире.

Достигать вершин успеха, приобретать разные вещи, строить карьеру, создавать семью. Каждый раз, достигая одно из этих пунктов, человек испытывает счастье. Но оно очень кратковременно. Постепенно, вы привыкните к тому, чего достигли или что получили. Через некоторое время вы снова отправитесь на поиски нового счастья. И так может продолжаться всю жизнь, пока вы не устанете за ним гоняться. Более того, это может вам доставить глубокое разочарование в ваших победах, так как вы не стали счастливее, так как ожидали большего. Материальные вещи не могут вам подарить ощущение истинного счастья. Оно спрятано намного глубже.

торой путь достижения ощущения счастья лежит во внутреннем мире.

Это ваш внутренний мир, когда человек обращает свои поиски счастья вовнутрь себя. Достижение гармонии, баланса, внутреннего спокойствия. Это приносит человеку глубокое удовлетворение от самой жизни. Ваше видение жизни кардинально меняется, вы начинаете видеть счастье в простых, незаметных на первый взгляд, вещах.

В чем же секрет истинного счастья?

На самом деле, секрета никакого нет, истина всегда проста. Ваше настоящее счастье придет к вам после изнурительно поиска и тысячи достижений. И только тогда, когда вы осознаете, кто вы есть, зачем живете и куда стремитесь, вы испытаете подлинное счастье. Вы научитесь пребывать в проживающем моменте вашей жизни. Ощущать присутствие чего высшего в вашей жизни и вашем сердце. Обретая свое истинное предназначение и выполняя его, человек становится счастливым, просто потому что живет. Всё обретет свой истинный смысл, каждый день станет особенным и неповторимым. Только научившись жить осознанно, вы, в конечном счете, сможеме получить свое заслуженное счастье.

Ваше счастье не будет больше зависеть ни от каких вещей и условий, в которых вы находитесь. Оно станет вашим солнцем, согревающим вас в непогоду вашей жизни.

А теперь на минуту вспомните, какими вы были в детстве. Ребенок счастлив без всяких причин. Он не думает, что же его ждет в будущем и не вспоминает прошлое, он всегда в настоящем моменте. Ему не нужно ничего достигать, приобретать или понимать, он и без этого счастлив. Так просто, но взрослому человеку это трудно осознать. Взрослея, человек настолько обрастает своими проблемами и разными желаниями, что забывает радоваться и получать удовольствие просто от того, что живешь.

Так что же мешает нам чувствовать счастье, быть счастливыми?

Это мы сами, именно вы препятствуете себе быть счастливыми. Ваши мысли, ваше восприятие жизни, ваше мышление. То как вы думаете, что вы думаете, позитивно или негативно. Только позитивные мысли могут привести вас к счастью. Думая негативно, вы приведете себя только к унылой серой жизни, наполненной разочарованиями и депрессиями. Запомните, вы являетесь создателем своего счастья. Никто, кроме вас не может сделать вас счастливым, никакая вещь, место или другой человек.

Настраивайтесь на позитивный лад, цените жизнь. Не думайте, что она будет длиться вечно. Наполняйте ее радостными моментами, теплыми отношениями, хорошими людьми, любимыми делами и смотрите на мир детскими глазами. Научитесь замечать красоту во всем, что вас окружает, любоваться природой, чаще на ней бывать. Пересмотрите свои цели в жизни, расставьте правильно приоритеты. Не тратьте жизнь впустую, не распыляйтесь на мелочи. Как только вы обретете гармонию и внутреннее спокойствие, то вы даже не заметите, как счастье само, незаметно, войдет в вашу жизнь. И когда вас спросят, счастливы ли вы, с уверенностью ответите да!

Что такое счастье? Наверное, каждый в своей жизни, хоть раз, задавал этот вопрос! Счастье это некий призрак, который так хочется поймать и обладать им, но в то же время понимаешь, что оно не вечно. Люди гоняются за счастьем, не понимая что именно является счастье для них. Просто слово, просто чувство, просто минуты, часы, дни, вечность… В этой статье мы попробуем хоть немного разобраться, что же это такое, найти некое обобщенное понятие счастья. Определим, можно ли вообще вывести некую универсальную формулу человеческого счастья, или это что-то непостижимое, индивидуальное для каждого человека. В любом случаае после прочтения этой статьи у Вас добавиться позитивных эмоций, а кто-то, может быть, даже найдт свой смысл жизни. Жду Ваших отзывов и мнений в комментариях, давайте вместе обсуждать.

Счастлив тот, кто считает себя счастливым. - Г. Филдинг


Порывшись в энциклопедиях нашла вот какое определение этому слову! Строго говоря, счастье – это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. С этой точки зрения счастье – абсолютное отсутствие всех желаний. Так или иначе все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, но внутреннее. То есть человек счастлив, если он внутренне на это способен. Счастье – это довольство собою. (Читаем у Аристотеля.) По еще одной версии, счастье есть отсутствие несчастья (афоризм). Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет.



Счастье - одна из основных тем гуманитарного знания со времен античности до наших дней.Понятие счастье воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. По этой причине проблема счастья интересовала многих мыслителей, была широко разработана и имела большое количество различных, порой противоречивых подходов. В настоящее время под счастьем психологами принято понимать постоянное и полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. Однако, вопрос о том, как можно достичь счастья до сих пор остается открытым и продолжает вызывать множество споров…

Однажды старый кот, повстречал молодого котёнка. Котёнок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост.
Старый кот стоял и смотрел, а молодой котёнок всё крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом.
- Почему ты гоняешься за своим хвостом? - спросил старый кот.
- Мне сказали - ответил котёнок - что мой хвост, это моё счастье, вот я и пытаюсь его поймать.
Старый кот улыбнулся, так как это умею делать только старые коты и сказал:
- Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моём хвосте, моё счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его.
Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой то момент я отчаялся и пошёл.
Просто пошёл куда глаза глядят. И знаешь что я вдруг заметил?
- Что? - с удивлением спросил котёнок?
- Я заметил, что куда бы я не шёл, мой хвост везде идёт со мной..

Что же такое счастье? Возможно счастье это ребенок, что живет внутри каждого взрослого и улыбается)


Сохраните в себе ребенка
Так похожего на мечту
Где душа…колокольчик звонкий
Воспевающий доброту
Сохраните в себе ребенка
С любопытными глазами
Кто мальчишку…а кто девчонку
С развевающимися волосами
Сохраните в себе ребенка
С неподдельной жаждой жизни
С интересом к миру с пеленок
И с желанием жить…а не выжить
Сохраните в себе ребенка
Как частичку своей души
Протяните навстречу руки
Обрастать броней не спеши…

Мне кажется, что главный атрибут счастье это улыбка! Улыбка …
Она ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который ни стал бы от неё богаче.
Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!
Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть.”
Фрэнк Ирвинг Флэтчер



Каждый из нас представляет свое счастье и выбирает единицы его измерения по-своему. Видя его в тонированных стеклах и кожаном салоне, мы покупаем престижную машину.
Ощущая свое счастье в вере во всесильного покровителя, мы молимся. А, зная, что счастье это когда рука в руке и весь мир на двоих, мы ищем любовь. Счастье для каждого свое, каждый представляет свое счастье по-разному.

А вот замечательная сказка про счастье)) называется “Однажды шло Счастье по лесу…”
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:


«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."
«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье «Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста".
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» - ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда.


Счастье у каждого свое:


Счастье это просто Мгновенье или век.

… Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души.


Счастье на стороне того, кто доволен.


Если хочешь быть счастливым, будь им.

Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив.


Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастье, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других.


Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное.


Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.


Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия.


Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.


Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Наслаждаться счастьем - величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - еще большее.


Все счастья хотят, но какое оно?
Увы, это знать лишь немногим дано.
Счастье – проснувшись, увидеть рассвет
и знать, что греха на душе твоей нет;
пройтись по прохладной траве босиком,
ходить на работу спокойно, пешком;
видеть улыбки счастливых детей,
иметь пусть немногих, но верных друзей;
не прятать на сердце тяжелых обид
и действовать так, как нам совесть велит;
жить в мире с собою, с природой, с людьми,
и в старости быть окружённым детьми;
и быть благодарным за это Судьбе…
Я этого счастья желаю тебе!

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. ??????????, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – эвдемония стала означать способность к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм, Эпикуреизм). С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть покой и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, игра жизненных сил – функционированием, внутр. волевой импульс – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот. Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное существование характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский мир растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это метафора, означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в удовольствие и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое выражение в концепциях гедонизма и утилитаризма. С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само общение, отдача себя, т.е. любовь, поэтому предмет, с к-рым связано С., никогда не вещь, но всегда лицо. Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как установка на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна беда..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108). В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. идея личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания. Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. этика марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492). Лит. см. при ст. Эвдемонизм. Т. Маринина. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Top