Дети в позднем возрасте психология. Поздние дети

Здравствуйте, уважаемые родители!

Дети – цветы жизни? Банально… Дети – величайший дар, наша надежда, наше будущее? Или это огромная ответственность, нагрузка и куча обязанностей? Люди могут рассуждать по-разному, причем точка зрения может меняться в течение жизни под влиянием личных впечатлений и опыта – как своего, так и чужого.

Сейчас много различных жизненных воззрений, чуть ли не философских систем в отношении семьи и детей в ней. Кто-то даже приходит к образу жизни в стиле «чайлфри» — то есть свободы от детей.

Некоторые взрослые не хотят взрослеть, многие не желают о ком-то заботиться и тем более нести постоянную ответственность.

Правда, бывает и так, что уже имеющегося ребенка буквально спихивают на бабушек и дедушек, а сами продолжают жить, как хотят. А общая тенденция в современном обществе такова, что все больше и больше людей решаются стать родителями в более старшем возрасте, чем это было принято недавно. О том, насколько хороши , я уже писала в отдельной статье.

А теперь предлагаю вам поразмышлять над таким вопросом, как поздние дети: плюсы и минусы, не зависимо от того, первенец это у вас или нет.

Обзаводиться детьми или нет, и когда это делать – решать только вам. Кто-то в 20 лет уже считает, что морально созрел для родительства – особенно это касается будущих мам. Пожалуйста, только без обид, но потенциальные папы взрослеют обычно позже…

Кто-то сознательно откладывает рождение малыша, чтобы посвятить себя учебе, карьере и достижению определенного социального и материального благополучия. Нередко женщина не рожает, потому что не уверена, что нынешний партнер поддержит ее решение и станет хорошим отцом для ребенка.

А что в итоге? Годы пролетают быстро, и вот уже возраст начинает пугать сам по себе (вдруг не удастся забеременеть, выносить и родить, будет ли малыш здоровым и т. д. – свои страхи женщина может придумывать до бесконечности).

С другой стороны, может, только сейчас и настало то время, когда она понимает, что действительно хочет и готова заниматься ребенком.

В общем, всему свое время, и у каждой семьи это время только свое.

А посторонние, да и родственники тоже, пусть держат свое мнение при себе – и на тему «зачем рожаешь так поздно» (ага, например в 33 года), и на тему «чего это ты до сих пор не родила» (а тебе еще и 30 лет не исполнилось, или мало ли, проблемы со здоровьем, и вообще это ваше личное дело).

Природа знает лучше?

Мнений «за и против» позднего рождения детей высказывается много. Убедительные аргументы есть у обеих точек зрения. Все же, как ни крути, организм девушки примерно с 21 до 29 лет наиболее адаптирован к зачатию, беременности и родам.

Ткани эластичны, генетических поломок в яйцеклетках еще не накопилось, хотя многое зависит от образа жизни и вредных привычек. Скорее всего, меньше хронических заболеваний, но это далеко не всегда вопрос возраста.


А здоровье нынешнего молодого поколениябольшая проблема. На данном этапе рассуждений уже можем сделать вывод, что важен в первую очередь не паспортный, а биологический возраст женщины.

Понятно, что в 60 лет организм не будет соответствовать 20-летнему, но иные дамы в 30-40 лет могут сохранить здоровье получше, чем некоторые представительницы более молодого возраста. Кстати, почему это мы все о будущих мамах рассуждаем?

Конечно, мужчине не придется 9 месяцев вынашивать долгожданное сокровище, и отцом можно стать практически в любом возрасте. Даже если речь идет об ЭКО, участие в появлении ребенка он, конечно же, принимает.

А у мужчин с возрастом тоже могут возникать проблемы с производством генетически здоровых сперматозоидов. Но проблемы могут быть и у молодых. Поэтому снова о том же – дело не только в числе прожитых лет, и в состоянии здоровья, и в отношении к нему.

Плюсы и минусы поздних деток

Плюсы

  1. Решение родить принято осознанно.
  2. Часто женщина уверена в поддержке семьи, независимо, первый это ребенок или нет. Возможно, сам брак уже не первый и даже не второй, но дающий надежду на стабильность осознанных отношений. Тогда может возникнуть обоюдное желание воспитать общего малыша, даже если у обоих супругов есть дети от предыдущих браков.
  3. Беременность запланированная, к ней готовились. Возможно, лечились, и даже долго. Но, наконец, заветные две полоски, гинеколог беременность подтвердил. Теперь надо наблюдаться, выполнять все рекомендации и настраивать себя только на хорошее.
  4. Скорее всего, у будущих родителей сформирована зрелая психология взрослого человека, а юношеская беспечность и бесшабашность остались в прошлом.
  5. Вероятно, имеется не только богатый жизненный опыт, но некая материальная база. Это позволит обеспечить воспитание ребенка, его полноценное разностороннее развитие. Поздние дети – не обязательно гении, и не нужно требовать от них этого. А умные они нередко потому, что им уделяют больше внимания, с ними больше занимаются, тем самым формируя психику и интеллект.


Минусы

  1. У мамы, да и у папы с большей вероятностью могут быть хронические заболевания, вредные привычки, перенесенные ранее инфекции, в том числе и передающиеся половым путем.
  2. Статистика неумолима – чем старше мама, тем выше риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Это действительно так, но сейчас доступна ранняя диагностика данного заболевания, и сохранять такую беременность, как и при какой-либо иной тяжелой патологии плода, решать вам.
  3. У более возрастной мамы труднее могут протекать роды, выше риск развития гипоксии у плода. Поэтому чаще роды производят путем кесарева сечения, но для него должны быть определенные показания. Какие, решает врач, и объясняет вам. И это оценка состояния матери и ребенка, а не цифра возраста как таковая. И после 40, и даже после 45 лет женщины могут рожать сами.
  4. Уход за малышом может даваться тяжелее, чем это было бы в более молодом возрасте.
  5. Меньше шансов на помощь бабушек и дедушек – и в силу их возраста, и как ни печально, из-за того, что ваше чадо может и не застать их в живых.

Чем лучше вы будете информированы, тем более взвешенное решение о рождении позднего ребенка сможете принять.

Не надо слепо следовать примеру звездных родителей, для которых поздние детки это норма, но все же пришедшая с запада тенденция поздних браков и рождения детей показывает нам, что родителями можно стать чуть ли не в любом возрасте.

И это может продлить вашу жизнь, потому что будет огромным стимулом, ведь детей надо вырастить, и очень желательно увидеть внуков, а то и правнуков. Почему бы и нет?

В плюсах и минусах рождения поздних деток мы с вами сегодня разобрались. Если статья вам понравилась рекомендуйте ее своим друзьям. Так же не забывайте подписываться на обновления блога. Вас ждем много интересного, не пропустите.

До скорых встреч, дорогие друзья. А с вами была Екатерина Чеснакова с чесночком, перчинкой и изюминкой.

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребенок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У нее даже местоимение «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку хорошо держим... нас по вечерам газики мучают... нам завтра прививку делать...»
Однако детские психиатры настроены весьма критически. «Поздние дети — это группа риска, — считает профессор Козловская. — Они очень уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном. Поздняя беременность часто протекает тяжело, с гипоксией плода, с обвитием пуповиной.
Родить женщина самостоятельно уже обычно не может, ей делают кесарево. А если она все-таки рожает самостоятельно, это бывают трудные роды. Все это, естественно, отражается на здоровье младенцев. Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим. На первом году жизни они практически стопроцентно болезненны.
Твоя бабушка пришла!
Я ненавидела детский сад, — вспоминает девятнадцатилетняя Нина. — Но не потому, что там приходилось спать днем или меня там обижали. Нет, в саду с детьми мне было веселее, чем дома. Но каждый вечер я с тоской ждала возгласа ребят: «Нина, за тобой бабушка пришла!» Я не отваживалась сказать им, что это не бабушка, а мама.
Боялась насмешек, и это всякий раз было для меня серьезной травмой...»

Но это еще полбеды. В конце концов, мало ли какие уколы самолюбия вынуждены терпеть дети! Одних травмирует их полнота, других — необходимость носить очки с заклеенным стеклом для выправления косоглазия, третьих — неуклюжесть, четвертых — плохая успеваемость в школе. Все мы сталкивались в детстве с насмешками и чего-то боялись.

Тут опасней другое: то, что «поздняя» мама не только физически, но и психологически ближе не к маме, а к бабушке.

Молодости свойственна бесшабашность. Когда я вспоминаю, как мы с мужем колесили по кавказскому серпантину в сорокаградусную жару, а на заднем сиденье легкового автомобиля спал, намаявшись, наш двухлетний сынишка, мне становится жутко. Но мы, захлестнутые азартом юности, казались себе неуязвимыми.

Спустя несколько лет, немного поумнев и остепенившись, я уже совсем по-другому, гораздо бережней относилась к маленькой дочке. А родив в тридцать четыре года третьего ребенка, вообще старалась лет до двух как можно меньше перевозить его даже по Москве, поскольку опасалась инфекций и замечала, что малыша нервирует шум транспорта, обилие новых лиц...

С поздним ребенком очень трудно избежать так называемой гиперопеки. Особенно если он единственный, выстраданный, да еще не отличается завидным здоровьем. А гиперопека порождает инфантилизм и детские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребенка расшатывается еще больше. Мир кажется ему агрессивным, полным опасностей.
Такое мироощущение мешает детям нормально общаться, служит почвой для развития неврозов. В подростковом же возрасте, когда на первый план выходят самолюбие и желание самоутвердиться, это часто оборачивается отчаянным бунтом. «Как с цепи сорвался, ничего не желает слушать, пустился во все тяжкие» — вот типичные жалобы растерянных родителей, не понимающих, что случилось с их еще недавно таким несамостоятельным ребенком.

Где найти товарища по играм?
В молодых родителях еще в самих много детского. С одной стороны, это минус, поскольку взрослые подчас становятся на одну доску с ребенком. Папа играет с сыном в настольные игры как со взрослым партнером и ни в какую не желает уступать, мама всерьез обижается на дочку, как на подружку. Но с другой стороны, им и поиграть обычно с ребенком легче, и побегать, и попрыгать, и побороться. Они еще не забыли себя в детстве, да и в боку не колет, сердце не прихватывает.

Поздние дети и здесь оказываются в невыигрышном положении. Им часто бывает не с кем играть, не с кем возиться.

Большинство из них по состоянию здоровья «несадовские», а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребенку книжку, чем часами катать по полу машинки. Она охотней (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы.

Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальную сторону. Чаще всего они рано взрослеют, бывают не по годам рассудительны. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью. А «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма и неудовлетворенной жаждой игры в том возрасте, когда вообще-то уже пора зажить не понарошку, а всерьез.

От тревожности к раздражительности

Лет в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии.

Поздним детям и с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.

Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится, — обычно на самых близких. «Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности.

Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения — все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо успеть вложить в ребенка как можно больше.

А поздние дети, как уже говорилось, бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними и профессиональный педагог не всегда справляется, не то что неопытная мать.

Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться.
А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается. Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова.

Все, о чем говорилось выше, в основном относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети становятся надежными помощниками и няньками малыша.

Поздние дети тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них — надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться.

Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много? Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен — седьмым.

Испанский классик Сервантес — четвертым, Чехов — третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Владимир Путин — поздний ребенок. И тоже не первенец.

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное.

Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

. «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

. «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».

. «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

. «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

. «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

. «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных - не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).
Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше - хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания.

Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

. «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т. д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза - то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой - все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите.

Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;
3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:

«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется.

Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?» Продолжение

Тенденция позднего материнства во всем мире неслучайна: чем выше уровень образования женщины, тем позднее она решает обзавестись ребенком. Именно поэтому в странах с высоком уровнем образования средний возраст роженицы 30-35 лет, а женщины из малоразвитых стран становятся матерями в возрасте 16-20 лет. Широкие возможности к развитию, путешествиям, различным хобби и стремление сделать карьеру заметно перевешивают перспективу обзавестись ребенком в самом расцвете лет.

Реализовать свою репродуктивную функцию уже никто не спешит, но, увы, с биологической позиции, человеческий организм не претерпел великих изменений. Если у нас до сих пор присутствуют рудиментарные органы, перестройки организма на позднее зачатие не приходится ждать в ближайшую тысячу лет. И по-прежнему с биологической точки зрения лучший возраст для рождения первенца 20-25 лет. Во всяком случае, до 30. И решаясь завести ребенка в более позднем возрасте, придется учесть немало вещей, которые могут повлиять и на зачатие, и на течение беременности, и на самого будущего ребенка.

Ограниченные ресурсы овуляции

Раньше женщины имели много детей и либо рожали, либо кормили, либо были беременными. И зачать у них получалось легко даже в зрелости, поскольку яичники много отдыхали. Ежемесячные травмы яичников из-за выхода созревшей яйцеклетки после 30 лет могут давать такие побочные эффекты, как кисты яичников, эндометриоз и другие болезни, препятствующие зачатию. Положение могут спасти оральные контрацептивы, которые предотвратят созревание яйцеклетки и дадут репродуктивным органам отдых. Гормональная контрацепция также сбережет яйцеклетки, которые каждой женщине даются в индивидуальном, но всегда ограниченном количестве. Разница в количестве яйцеклеток в яичниках и есть причина того, что некоторые успешно беременеют и в 40 лет, а иные не могут зачать в 20. Чтобы быть уверенной в своих возможностях, если вы решили отложить беременность на долгий срок, врачи рекомендуют сдать анализ на антимюллеров гормон и пройти ультразвуковую диагностику. Такое обследование даст ответ на вопрос: сможете ли вы зачать в позднем возрасте или нет.

Риски для ребенка

Риски поздней беременности - это чаще всего домыслы той категории людей, которые до сих пор оперируют словом «старородящая». Чем лучше уровень жизни, здоровья и активности женщины, тем ниже риски родить ребенка с патологией. К сожалению, не все измеряется здоровым образом жизни, и иногда генетика может вести непредсказуемую игру. Так, у женщин после 40 лет органы репродукции становятся слабее и не могут подавлять все патологические изменения. Это подтверждает неумолимая статистика: у 40-летних рождается 1 ребенок с патологией на 130 здоровых, а у 20-летних 1 на 550.

Психологический возраст материнства

Психологи убеждены, если физическое развитие сейчас ускоряется недюжинными темпами, психическое, наоборот, отстает. Поэтому если физически рожать лучше в 20-25, то для оценки психологической готовности к этому надо прибавить 10-12 лет. Меньше 30 - не получается. И исследования показывают, что средний возраст рожениц по всему миру будет только повышаться. Психологическая готовность к материнству - это готовность следить за своим здоровьем и образом жизни, это уверенность в своих финансовых ресурсах, возможность обеспечить и себе, и ребенку наилучший уровень медицинского обслуживания и образования. Чем позднее рожден ребенок, тем более осознанно его воспитание, тем меньше риска для матери заболеть послеродовой депрессией.

Физиологический феномен

Данные разнятся, то существует мнение, что поздние роды предупреждают остеопороз и снижают уровень холестерина. У тех, кто родил после 35 лет, гораздо легче протекает менопауза, меньше проблем с мочеполовыми путями. Гормональный взрыв в зрелом возрасте может относительно замедлить старение клеток и преобразить женщину внешне.

Поздними считаются детки, которые появляются у родителей старше 35-40 лет. Решение о том, в каком возрасте заводить детей – это, конечно, личное дело каждого из нас. Ведь у любого человека в жизни есть свои обстоятельства, которые влияют на семейную жизнь. У кого-то первый ребенок появляется в 17 лет, а у кого-то в 50. И здесь невозможно определить, какая мама лучше. Ребенок может быть счастливым, и проведя первые годы своей жизни в постоянных переездах по съемным квартирам с родителями-студентами, и в загородном домике состоятельных, но уже не очень молодых родителей. А его достойное воспитание – это, прежде всего, вопрос ответственного отношения папы и мамы. Проблема поздних детей обсуждается уже давно, врачами, психологами и родителями. Врачи высказываются за рождение ребенка как можно раньше. Нормальным для женщины считается появление первенца до 25 лет. Психологи же утверждают, что заводить детей нужно только тогда, когда люди самореализовались и определились со своими жизненными приоритетами. Родители имеют свой персональный опыт, и делаю выводы, уже исходя из него. Давайте рассмотрим, какие существуют «за» и «против» понятия поздняя беременность.

Позднее материнство

Обычно мамы, которые не заводят детей в более раннем возрасте, либо выстраивают карьеру и личное благосостояние, либо не могут иметь ребенка из-за проблем со здоровьем. И для тех, и для других долгожданный малыш становится большим счастьем. Мама, которая уже достигла стабильного положения в обществе, определилась с жильем, что сейчас немало важно, может посвятить больше времени воспитанию ребенка. Ведь зачастую молодые родители, которые учатся в институте или только начинают работать, тратят больше времени на себя. И как бы они ни любили своего малыша, но их время попросту ограничено реалиями современной жизни. Пары, которые заводят ребенка после 40, могут себе позволить разделить обязанности по материальному обеспечению семьи и воспитанию малыша, уделяя развитию ребенка больше внимания. Мамы, которые могут постоянно находиться рядом с крохой, занимаются его развитием более старательно и последовательно. Они с удовольствием, подолгу делают массаж и гимнастику. Следят за рационом ребенка, готовят разнообразную пищу каждый день. Могут часами читать малышу или заниматься полезными играми. Ведя размеренную жизнь, они радуются каждому шагу ребенка, на что у молодых родителей просто не хватает времени и сил.

Плюс также в том, что в парах, которые прожили много лет вместе, отношения более спокойные и стабильные. Да и каждый родитель по отдельности уже состоялся как личность. Нельзя сказать, что молодые мамы хуже воспитывают своих малышей, многие современные девушки очень образованы в вопросах психологии и здоровья. Но зрелые родители могут организовать жизнь своего ребенка более спокойно и размеренно. Для деток это важно. Если у родителей уже есть старшие дети, то родив позднего малыша, они могут использовать свой опыт воспитания старших братьев и сестер, избежав всех тех ошибок, которые делают неопытные родители. Некоторые поздние мамы, конечно, чрезмерно балуют своих долгожданных малышей, особенно имея материальные и физические возможности, воспитывая из них, впоследствии, непослушных и неуправляемых эгоистов. Но, справедливости ради, нужно заметить, что именно у мам за тридцать рождается большинство вундеркиндов.

Теперь поговорим о минусах позднего материнства. Большие опасения вызывают поздние роды, ведь, как бы родители ни ждали и ни хотели малыша, существуют совершенно реальные угрозы здоровью мамы и ребенка. И здесь статистика, к сожалению, неутешительна. У женщин в возрасте старше 40 риск рождения ребенка с генетическими отклонениями, и в том числе синдромом Дауна, возрастает в 10 раз. Риск выкидыша составляет более 30%. Во время беременности у женщины возможно обострение хронических заболеваний, появление сахарного диабета и т д. Да и выкормить, и вырастить младенца родителям в старшем возрасте уже физически труднее. Когда, так называемый, поздний ребенок подрастает, родители не могут проводить время, играя часами в или катаясь на сноуборде. Их дети с грустью наблюдают за тем, как веселятся в компании родителей другие подростки. А им самим постоянно приходится бороться с насмешками одноклассников по поводу возраста их родителей. Поздние дети зачастую трудно ладят с ровесниками, они предпочитают общение с друзьями старше себя. Сами родители очень часто давят на детей своим авторитетом, заставляя больше заниматься, чтобы соответствовать необоснованно завышенным требованиям. Поэтому такие детки растут менее активными, выбирая более спокойные увлечения. Но, возможно, это не так уж и плохо, ведь главное, чтобы у ребенка было любимое занятие, которое приносило бы удовольствие и положительные эмоции.

А вот то, что поздним детям точно не приносит положительных эмоций, так это наблюдение за тем, как стареют их мама и папа. Многие люди, будучи поздними детьми у своих родителей, с грустью рассказывают, как тяжело они переживают, когда родители болеют, и как страшно им думать о том, что они могут их потерять.

Конечно, трудно однозначно сказать, в каком возрасте лучше заводить ребенка. Главное, наверное, сильно этого хотеть и стараться быть хорошими, любящими и заботливыми родителями для своего малыша. Молодым людям нужно быть более спокойными и терпеливыми, а родителям постарше стараться оставаться активными и современными. Очень важно слушать, понимать и поддерживать ребенка в любой ситуации, и тогда возраст не будет иметь никакого значения.

В моде позднее отцовство. Народная молва приписывает таким детям исключительную талантливость. Так хорошо это или плохо - пожилой папа?


В моде позднее отцовство. Народная молва приписывает таким детям исключительную талантливость. Так хорошо это или плохо - пожилой папа?

СЛОВО ГЕНЕТИКАМ

Талант человека не зависит от возраста его отца, считает зав. кафедрой медицинской генетики Российского государственного медицинского университета доктор медицинских наук профессор Владимир СИТНИКОВ.

Все подсчеты, которые делали любители покопаться в родословных великих людей, с научной точки зрения построены не вполне корректно. Исследователи брали биографии известных личностей, смотрели, какой был возраст родителей на момент появления гения на свет, и нередко получали данные, что отец к этому времени уже достиг преклонных лет. Но когда современные ученые взяли выборку обычных мужчин и посмотрели, какими получились их поздние дети, они не нашли зависимости между возрастом отца и способностями его ребенка.

И все-таки в позднем отцовстве есть плюсы.

Что у нас хорошего?

Обычно талантливый человек к зрелому возрасту уже реализует все свои способности. И если его интеллектуальный и творческий расцвет запечатлится в половых клетках, эта мутация может сделать позднего ребенка более умным и энергичным , чем его старшие братья и сестры. Но для этого отец должен быть человеком неординарным, да и возникают такие мутации очень редко.

В половых клетках зрелого мужчины могут произойти изменения, которые заострят работу какого-то одного отдела мозга ребенка. Ребенок будет обладать, например, феноменальными математическими способностями или очень хорошей памятью.

Исследование немецкого генетика Фогеля показало, что выдающиеся мужчины чаще женятся на выдающихся женщинах. И наоборот: в 96% случаев жены мужчин, имеющих низкий уровень интеллекта, тоже оказываются отнюдь не интеллектуалками. Даже умный молодой человек, женившись рано, нередко ошибается в спутнице жизни; умный мужчина, повторно вступающий в брак или поздно женившийся, с большей вероятностью выберет достойную половину. А интеллект мамы очень важен для будущего развития ребенка - не только потому, что умная женщина будет больше заниматься детьми, но и по той причине, что значительная часть генов, которая отвечает за одаренность, передается от матери.

Выбрав для своих детей умную мать, мужчина резко повысит интеллектуальный уровень потомства.

Одних способностей мало - для их развития нужна сред а. Создать ее для своего ребенка, конечно, легче человеку зрелому, состоявшемуся, чем молодому.

Но все эти плюсы могут сказаться на детях только неординарного мужчины, да и то не наверняка. Преимущества позднего отцовства вряд ли распространяются на детей обычных мужчин со среднестатистическим уровнем интеллекта.

А что плохого?

Минусов позднего отцовства больше, и проявляются они чаще. Чем старше родители, тем больше вероятность того, что их ребенок будет иметь те или иные дефекты развития. Мужчины чаще работают на вредных производствах, да и вредным привычкам подвержены больше, чем женщины, а значит, и поломок в их половых клетках с возрастом набирается немало.

Конечно, чаще всего у пожилых пап рождаются нормальные дети. И все-таки планировать детей после 45 лет генетики не рекомендуют.

В первую очередь «ломаются» гены , которые в процессе эволюции возникли последними, - те, что отвечают за психическую деятельность. Раньше считалось, что болезнь Дауна у ребенка возникает из-за поломок в материнских генах. Сейчас установили, что вклад мужских и женских генов в возникновение этой болезни примерно одинаков. Мужчина может быть «виноват» даже чуть больше.

Папины поврежденные гены могут вызвать порок развития конечностей, дефекты в иммунной системе ребенка.

Еще одно «наследство», которое стареющий папа может оставить своим поздним детям, - повышенный риск заболеть раком или впасть в преждевременное старение: состояние, когда клетки в организме из-за нарушения активности одного из ферментов начнут делиться с неимоверной быстротой. В отличии от других аномалий, которые видны сразу после рождения, два последних заболевания могут подкосить позднего ребенка, когда он сам уже станет отцом.

СЛОВО ПСИХОЛОГАМ

Когда семья, где муж не молод, принимает решение родить ребенка, это прежде всего говорит о ее прочности. И все-таки супругам надо быть готовым к некоторым психологическим трудностям, связанным с возрастом отца, считают детские психологи Ольга КРУШЕЛЬНИЦКАЯ и Антонина ТРЕТЬЯКОВА.

С одной стороны

Зрелый человек воспринимает все происходящее спокойнее, может прогнозировать события. Для детей такие особенности - большое благо: они обеспечивают эмоциональную стабильность отношений , дают ребенку чувство защищенности. Поздний отец поможет развить логическое мышление ребенка.

У пожилого папы больше жизненного опыта, он очень ответственно подходит к воспитанию , стремится покрепче поставить ребенка на ноги. Такие отцы подбирают ребенку хорошее учебное заведение, советуются с психологами, не разрешают маме баловать чадо, воспитывают в нем ответственность.

Пожилой папа, достигший высокого социального положения, имеет, как правило, обширные связи, свой бизнес или имя в мире профессионалов. Это очень хороший «стартовый капитал» для ребенка.

С другой стороны

Маленький ребенок - существо энергичное. Он готов часами катать по квартире грохочущую игрушку, прыгать и визжать, и хочет, чтобы папа участвовал в его играх тоже. Пожилого отца это не всегда радует, и возникают конфликты. Их можно предотвратить, если дать ребенку возможность выплескивать свою энергию не на папу: отдать в садик, спортивную секцию. Отец же вечером поиграет с наследником в настольные игры, почитает вслух, поможет собрать авиамодель...

Пожилому мужчине трудно выдержать подвижные игры , особенно с сыном. Физический контакт ребенка с отцом - во многом имитация борьбы. Ребенок пытается свалить могучего великана, высвободиться из железного вражеского захвата... Эмоции, полученные в такой возне, крайне важны для психического развития мальчиков. А пожилой отец готов дарить физический контакт скорее по женскому типу (объятия и поцелуи). Совет здесь простой: старайтесь, чтобы мальчик больше общался со старшими братьями, молодыми дядями, друзьями семьи.

Не пеняйте ребенку, если он, играя, повис на чужом мужчине.

Для хорошего психологического климата семьи нужна гармония в сексуальных отношениях супругов. Если женщина испытывает хроническую неудовлетворенность (ведь сексуальная активность пожилых мужчин нередко снижается), это сказывается и на ребенке. Мужчина в атмосфере раздражительности будет все больше удаляться от семьи, погружаться в работу и личные интересы. А ребенок, скорее всего, испытает удвоенную нагрузку материнской любви и заботы, которая будет мешать нормально развиваться.

Жизнь семьи не замыкается в стенах дома. Ребенку не раз и не два придется объяснять людям, что этот мужчина - не дедушка ему, а папа. Чтобы он произносил эти слова с гордостью, отец должен быть современным человеком , а не «динозавром», который меряет все мерками прошлого века.


Top