Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое Рождество? Сценарий «Рождественская сказка» для детей старшей группы.

Наталья Шелудкова
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество»

Конспект НОД по программе

«Социокультурные Истоки »

в старшей группе

Тема : «Рождество » .

Цель : - Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество » , дать представление о его значении.

Задачи : - Формировать представления о праздновании Рождества в нашей стране ; - Развивать связную монологическую и диалогическую речь; - Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традиция; - Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких, доставить им радость своими словами и поступками.

Предварительная работа :

Чтение библейского повествования : «Рождество Иисуса Христа » ;

Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве ;

Прослушивание рождественских песен , стихов;

Чтение книги о рождественской елке .

Материал для занятия : - Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» ;

Колечко для игры, магнитофон; - Ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей.

Ход НОД.

Организационный момент. (Дети входят в группу ) . Звучит песня «Рождество » . (Дети танцуют под песню «Рождество » )

Воспитатель : Ребята, про что эта песня?

Дети : Про Рождество .

Воспитатель : Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество » .

Дети : Необычная ночь, очень яркая большая звезда в ночном небе, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм, ласковые напевы.

Воспитатель : Что означает само слово «Рождество » ?

(Ответы детей)

Слово «Рождество » связано со словом «родиться» . Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения !

Воспитатель : А когда мы отмечаем Рождество ?

Дети : После Нового года. Верно. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество ?

Дети : Рождество – зимний праздник , праздник ожидания чуда. Рождество – праздник , который напоминает нам о милосердии и любви, призывает творить добро. Рождество – праздник «Надежды» , надежды на лучшее.

Воспитатель : А что такое «Надежда» ?

Дети : Надежда - это уверенность, что всё будет хорошо, это ожидание чуда, это радость, это ожидание праздника, подарков.

Воспитатель : Что чувствует человек накануне Рождества ?

Дети : Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.

Воспитатель : Итак – Рождество , это светлый праздник, празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .

Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .

Воспитатель : Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям? (Ответы детей)

Дети : Мы своим близким желаем здоровья, добра, радости, надежды.

Динамическая пауза.

Воспитатель : Рождество – это живой , весёлый, праздник, с множеством игр, песен, танцев.

Игра «Колечко, колечко» .

Воспитатель : Садитесь на стулья, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!» Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят : «Раз, два, три, колечко, беги!» . Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку. (Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «Колядование» . Девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством . А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Разучивание русской народной песенки «Коляда» . (Звучит музыка, дети поют) .

Коляда, коляда, Отворяй-ка ворота.

Пришла коляда. Накануне Рождества .

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, Подай пирога!

Подавай, не ломай. А по целому давай!

Кто дает пирога, Тому скот, живота. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!

Давайте поиграем в игру «Снег, лёд, кутерьма» (Под музыку)

Воспитатель читает произведение : «Предание о первой рождественской елке » .

Воспитатель : Что за чудо произошло в рождественскую ночь ?

Дети : В Рождественскую ночь произошло чудо – родился Христос .

Воспитатель : Где он родился?

Дети : В пещере.

Воспитатель : Чем украсили пещеру ангелы?

Дети : Пещера была некрасива. Ангелы украсили её цветами, которые собрали со всего света. Один ангел принёс ёлочку с севера.

Воспитатель : О чем грустила маленькая елочка?

Дети : Ёлочка грустила, потому что была не такая яркая, как цветы. О том, что она некрасивая и простенькая.

Воспитатель : Какое еще произошло чудо?

Дети : Звезды упали с неба и украсили елочку. С тех пор на Рождество в каждом доме украшают елку.

Ресурсный круг.

Воспитатель (вносит ёлочку) : Ребята, давайте, и мы украсим ёлку в нашей группе . - Но украшать мы будем, отвечая на вопрос : «Какого чуда я жду на Рождество , словами : «Я надеюсь….» . (Первым отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Он берёт ёлочную игрушку, и отвечает на вопрос. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос).

Рефлексия. Воспитатель : Люди любят праздник Рождества , потому что в мир приходит светлая надежда. Рождество – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется. Ребята, нам пора прощаться, я хочу вам подарить маленькие сувениры, чтобы ваши пожелания под Рождество обязательно сбылись . (Воспитатель дарит детям ёлочные украшения - ангелочков) .

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Рождество»

В целом мире торжество - наступило Рождество.

Тип проекта : краткосрочный, познавательно – речевой, творческий

Участники проекта : педагоги, дети старшей подготовительной группы, родители воспитанников

Характер участия : активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями, родителями.

Актуальность

Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть гармонично. Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству, душевный отклик искусству – эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, формируют личность с позитивным взглядом на жизнь. Откуда же возьмется этот позитив? От гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут мир и лучшие произведения искусства. Настроенный на эту волну, ребенок и сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.

Цель проекта:

Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.

Задачи:

Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлениям традиций русского народа.

Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова.

Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.

Этапы реализации проекта .

1.Материал для информации родителей (папки – передвижки, объявления, буклеты)

« Как отмечают рождество»

Самый почитаемый среди двунадесятых, праздник Рождества Христова принято отмечать вплоть до Крещения (18 января). Период этот называют Святками, то есть, дни эти святы. В рождественскую ночь во всех храмах совершается Божественная Литургия. Верующие собираются, чтобы вместе с Ангелами на небесах славить воплотившегося Спасителя миру. Ставят свечки перед иконами и подают заздравные записки. Существует мнение, что именно этот праздник наиболее глубоко воспринимают маленькие дети, поэтому родители также берут их с собой на службу.

То, как празднуется рождество теперь, немного отличается от древних традиций. В старину в Святки по домам ходили христославы или славильщики. Они пели колядки, а хозяева щедро одаривали певцов. Сегодня эта красивая традиция возвращается. Подготовьте мешочки со сладостями, которые вы подарите тем, кто принесет в ваш дом радостную весть о рождении Христа.

В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. Традиционно, подарки должны иметь духовное содержание. Это может быть Библия, книги духовного содержания, иконы. Но нет особых предостережений к тому, что человек может приготовить подарок более светского содержания.

Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай.

Хотя в храмах Таинство Крещения совершается во все, за малым исключением, дни года, стать членом Церкви в Рождество особо трогательно. Также очень полезно для души участие в богослужениях, которые совершаются во все дни от Рождества до Крещения. В Святки не принято выполнять тяжелую работу, если только она не связана с профессиональной деятельностью. Это время ликования и отдыха для тела и для души.

Если у человека есть возможность, хорошо было бы пожертвовать деньгами или продуктами больнице, дому престарелых, детскому приюту, просто обделенному судьбой человеку. Раньше на Руси в богатых домах к Рождеству специально накрывали стол для нищих и ждали тех как особых гостей, потому что так исполняли заповедь Христову о любви бескорыстной.

2.Беседа с детьми на тему: « Святочные посиделки».

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, гадания всем этим сопровождался праздник святки.

КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.

А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер, все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ. Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами, пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить несколько частушек:

Хорошо колядка пелась,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

С колядкой не растануся.

Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит.(часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки.(снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Святки – это особое время. Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера» (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера» (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.

Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:

Веер – трудности на службе.

Колокол – вести.

Штаны - развилка пути.

Яйцо – начало нового.

Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.

Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.

Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать, попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять».

В каждой группе работать по примерному сценарию:

Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.

Ехал, было, мимо,

Да завернул до дыма.

Скок на крылечко,

Бряк во колечко.

Нежданный гость,

Лучше жданных двух.

Поют колядки, посевают.

Пою Сеем, сеем, по севаем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Поют вместе частушки:

Хорошо колядка пелась,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

Загадывают загадки:

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Гадают:

Гадание на воске. Необходимы: - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Мы попели, поплясали,

Что ж, хозяева, устали?

С новым годом!

С новым счастьем!

Жить нам вместе

Лет до двести!

3. Чтение рассказов :

П.Бажов «Серебряное копытце»;

Л.Медведев «В сочельник»;

А.Плещеев «Елка в школе»;

О.Ефремова «Рождество Христово».

«Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел», «Звезда, ведущая в Вифлеем»

Заучивание стихотворений:

К.Бальмонт «Снежинка», «Рождество»;

заучивание рождественских песен и колядок

4. Просмотр видеофильмов :

«12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».

5. Беседа по картинам русских художников :

Б.Кустодиев «Ярмарка»;

А.Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

6. Ознакомление с музыкальными произведениями :

П.Чайковский «Декабрь.Святки» из цикла «Времена года»;

М.Глинка «Камаринская»

7. Изобразительная деятельность:

рисование на тему «Зимние забавы»;

Изготовление масок для обряда колядования;

Изготовление подарков и праздничных поздравительных рождественских открыток;

Конструирование из бумаги: «Ангелочки», «Свеча»

Изготовление вертепа.

8. Игры с музыкальным сопровождением:

Метелица»- старинная русская народная игра.

Играющие делятся на две группы - крестьян и лошадей. Где-нибудь в стороне отводят место для конюшни. В нее крестьяне отводят своих лошадей, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:

Вдоль по улице метелица метет,

Ой, жги, жги, жги, говори,

Скоро все она дорожки заметет.

Запряжемте-ка мы в сани лошадей,

Ай, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

Они идут в конюшню, выводят каждый свою лошадь, запрягают их, то есть хватаются за пояса или рубашки игроков, изображающих лошадей, и становятся один за другим гуськом.

Рысью, рысью, друг за другом поспешим

Аи, жги, жги, жги, говори,

И скорехонько до леса докатим.

Они бегут один за другим легкой рысью и под конец останавливаются.

Топорами мы ударим дружно в лад,

Ай, жги, жги, жги, говори,

Только щепочки по лесу полетят.

Ребята, бывшие лошадьми, изображают лес. Подняв руки в стороны вверх, они колышут ими, как ветер ветвями, в то время как крестьяне подражают движениям дровосеков {для чего каждый крестьянин становится около своего дерева) до тех пор, пока под конец пения деревья не упадут. Тогда деревья поднимаются, и все поют;

А с дровами мы тихонечко пойдем,

А руками-то прихлопывать начнем,

Ай, жги, жги, жги, говори,

А руками-то прихлопывать начнем.

Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне в прежнем порядке, причем при пении последних строк хлопают в такт в ладоши. Дальше, двигаясь и притопывая ногами, поют;

А ногами-то притопывать все враз,

Ай, жги, жги, жги, говори,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

При пении последнего куплета топот ног усиливается, и, наконец, обоз останавливается, чем и заканчивается игра.

Русская народная игра « Плетень»

Количество игроков: любое

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота,(до,ре,ми ми ми ре до)

Проходите,господа,

Первой мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

не пропустим вас!

Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» тоже в воротики.

Игра «Курилка»

Курилка,курилка,

Как у курилки

ножки долгоньки,

Живот короток,

Не помри же ты,курилка,

Не заставь меня плясать,

Не заставь меня плясать,

Всю беседу коротать.

(фа ми фа ре до фа

ми ре ре до

фа ми ре ре до

фа фа ми ре ре до)

Курилкой на Руси называется зажжёная лучина, над которой курится дымок. Эту курилку передавали из рук в руки по кругу(в данном случае- фонарик). Тот, у кого в руках оказалась курилка, когда песня закончится, идёт в круг плясать.

Игра «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона

было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели,

вместе делали вот так:

(соль фа ми ре до до фа

соль соль соль фа ми ре до).

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах «вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Игра «Горлачек»

Все сидят в кругу на корточках. Водящий - купец ходит за кругом и выбирает. Когда он выбрал кого-нибудь из сидящих, он подходит прицениваться, спрашивает: «Кольки коштае горлачек?» Тот, у кого спросили называет любую цену, после чего они с купцом обегают круг по разным сторонам наперегонки, кто первый сел на место, тот и выиграл. А тот, кто не успел, тот становится купцом на следующий кон.

Сценарий праздника Рождества Христова

Под веселую музыку вбегают девочки, звеня колокольчиками

1 –Очень жаль:прошёл чудесный

И весёлый Новый год.

А какой ещё хороший,

Славный праздник всех нас ждёт?

2 - В небе звездочка, мерцая,

Лишь появится едва,

Знают все: настанет добрый

Светлый праздник Рождества.

Песня «Рождество» (Яркая звездочка на небе горит…)

Ведущий

–Все белым-бело от пуха,

Нет порядка во дворе.

Кружит вьюга-забавуха

Белым снегом в январе.

Кружит, мутит, завывает,

Снег в сугробы навевает.

По дорожке стелется

Белая метелица.

Танец «Метелица»

Ведущий –Снег укутал город пеленою белой,

За окошком будет биться ветер колкий,

Собирать снежинки, прижиматься к раме.

Я поставлю в зале праздничную ёлку,

Я на стол поставлю золотые свечи,

А под ёлку спрячу сласти и подарки.

И с друзьями вместе Рождество я встречу,

Самый лучший праздник, радостный и яркий!

Песня «Рождество»

1 - Рукодельница-зима

Ёлочку-малютку

Убрала с утра сама

В беленькую шубку.

2 - Легким облачком над лесом

Проплывала сказка

И снежинками касалась

Веток елок ласково.

Танец снежинок

3 - Снег пушинками кружится

У окошка моего.

Будем вместе веселиться:

Елка! Праздник! Рождество!

4 - Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Скоро, скоро торжество -

Рождество! Рождество!

Ведущий –Елка нарядная радует глаз,

Горит над нею звезда торжественно…

Гостям подарим библейский рассказ

О памятной ночи рождественской.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХОРОВОД

ОСЛИК и ОВЕЧКА выходят на сцену.

ОВЕЧКА:

Послушай - как дивно! На улице тьма,

А в нашей пещере светло без огня.

ОСЛИК:

А помнишь, вчера я тебе говорил,

Что палкой хозяин меня отлупил?

Так сильно болела спина, ну, а ныне -

Вот чудо! - не чувствую боли в помине!

ОВЕЧКА:

Да, славные, право, творятся дела

С тех пор, как Мария Дитя родила!

ОСЛИК:

Постой-ка, Младенец озяб…

ОВЕЧКА:

Ничего,

Мы нашим дыханьем согреем Его.

Ведущий –И той же темной ночью тихой

Пастухи стадо охраняли.

Скучали, у загона сидя,

Молчали, засыпали.

Но вдруг один взглянул на небо

И очень испугался:

Там сотни ангелов поют,

Господень свет сияет…

Танец Ангелов

Ангел - Послан Богом я принесть

Людям радостную весть!

На земле и в небесах торжество,

Христа Бога нашего Рождество!

1-й пастух - (радостно) - Мы пойдем, пастухи,

Чуду подивиться,

Чуду подивиться,

Богу поклониться.

Ангел- Я же, Ангел, покажу вам дорогу.

Покажу вам дорогу

Ко Христу Богу…

2-й пастух: Спасибо, что пришел нас проводить.

Но только что Ему нам подарить?

1-й пастух - Мы люди простые.

Вот хлеб, сыр и мед …

Ангел – И веру пусть каждый в дорогу возьмет.

2-й пастух: А я сена свежего из травы пахучей

Ему в ясли положу. Он в мире самый лучший!

Ведущий - Пастухи, поверив Слову,

Припустили во всю прыть,

Чтоб Младенцу Пресвятому

Свое сердце отворить.

Песня «Рождество Христово. Ангел прилетел»

Пастухи подходят к вертепу, кланяются.

ОСЛИК:

Смотри-ка, там, кажется кто-то идет…

ОВЕЧКА:

Пришли пастухи и стоят у ворот.

2-й пастух: Все сбылось по ангельскому слову!

Мы хлев зашли и увидали там:

Младенец царственный в соломе

Лежал и улыбался нам.

Оставляют подарки

Ведущий - В небе звездочка зажглась золотая.

Эта звездочка была не простая.

Сам Всевышний Бог ту звезду зажег.

И горит звезда, и сияет

Нам к спасенью путь озаряет.

Танец звездочек

Звезда – Пусть будет мир в душе того,

Кто примет Господа, как друга

И верным станет для него,

Хваля его дела повсюду.

Я вижу свет в одном окне,

Ученый звезды изучает.

Вот взгляд остановил на мне,

Вот книги пыльные читает…

Появляются дети в костюмах волхвов.

Волхвы:

1 – Ты видел яркую звезду,

Что предвещали древние писанья?

2 – Да! Видел. Вас я только жду,

Чтоб разделить святое ликованье.

3 – Давайте собираться в путь.

Пусть каждый малышу святому

Возьмет в подарок что-нибудь.

Первый волхв - Он - Царь царей, и, значит, надо

Нести ему в подарок злато.

Второй волхв (торжественно) - В сосуде я несу совсем иное -

Тут смирна и еще алоэ.

Третий волхв - Он - Божество, и оттого

Несу я ладан для Него (показывает).

Ведущий - По гласу Божьего веленья

Вела их яркая звезда

Через пустыни и селенья,

Через леса и города.

Первый волхв - Смотрите! Кажется, дорога

Нас в новый город привела.

Второй волхв - Звезда - ни с места.

Значит, тут. Пусть нам ворота отопрут.

Третий волхв - Нас вела звезда.

Привела сюда.

(Зажигается свет.)

Ведущий - Все спешили поклониться чудесному Бого - младенцу. Радовались люди, ликовала природа.

Танец зайчиков

Зайчик:

Скок-поскок,

Путь недалек.

С дороги не сбиться -

Вижу звезду.

Спешу поклониться Младенцу-Христу.

Ведущий - Бегите, заиньки, бегите.

На поляну выбегают цветы.

Танец цветов

Цветы: Мы цветы-цветочки,

Мы растем неслышно.

Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Ведущий - Куда это вы, цветы? Вам спать ночью полагается…

Цветы: Эта ночка-ноченька

Света ярче светится.

Поклониться в ноженьки

Мы идем Младенцу.

Ведущий - Рождество! И на душе светло от счастья!

В детский наш праздник прославим Христа!

Пусть всех коснется его красота!

1 - Рождество Христово!

На душе светло!

Праздника святого

Солнышко взошло.

2 - Небеса так ясны,

Белый день в ночи:

То Младенцу в ясли

Шлет звезда лучи!

3 - Стало плотью Слово

Ради наших бед:

Рождество Христово –

Вечной жизни свет!

Песня «Рождество» (Тихо шепчут, падая, снежинки…)

Результаты проекта.

Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.

Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

Пополнена предметно-развивающая среда мини музея.

Литература:

1. Блинова Г.П . «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

2. Гаврилова И.Г . «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3. Дайн Г . «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

4. Доронова Т.Н . А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В . «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

6. Истомин С.В . Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

8. Лялина Л.А . «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Харлицкий М.С., Хромов С.С . «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг

12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г

13.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999


Рождество

Под музыку входят дети

Хозяйка . Ох, рада я, радёшенька, что опять ко мне пришли. Здравствуйте дорогие, гости званные да желанные, рассаживайтесь, в нашей избе места всем хватит.

Песня русская изба

1-й ребёнок. Покатился Рождественский вечер,

Где гаданья, надежды и встречи.

2-й р . То ни снег, ни метель рассыпается
рождество к нам идёт, приближается.

С играми да плясками,

С Рождественскими сказками

Хозяйка. И то верно, давным-давно это было, очень много лет назад. В каждой семье в это время готовились к празднику Рождества. Торжественно, с любовью украшали дома еловыми ветками, пекли пироги, печенья да булочки! А уж песни да хороводы водили-на другом конце деревни было слышно.

Ребята . Что такое рождество? Расскажите нам, пожалуйста.

Хоз-ка. Это очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесёт людям счастье и радость.

Давным-давно в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. Большой путь они прошли, устали и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда пошли они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец от непогоды. В ней было тепло, стояли овцы и на соломе было мягко лежать. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный Младенец, о котором все говорят и которого все полюбили.

Вбегают ангелы.

1-й. Славите, славите

Сами люди знаете

Христос родился-

Мир возвеселился.

2-й. Ясная ночь! Тихо кругом!

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом

Свет голубой льётся из щелей.

3-й. В яслях Младенец чудесный лежит

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастлив тот будет, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Ангелы уходят.

Дети. Да!

Входят два пастуха.

1-й. Ох, как труден был путь.

Надо нам отдохнуть.

Вон вдали стоит старый овин.

Там тепло, свет струится над ним.

2-й. Вот так чудо! Там овцы стояли у нас.

Почему так светло? Я узнаю сейчас!

(бежит в сторону, оттуда кричит)

Что я вижу! Младенец чудесный лежит,

Мать склонилась над ним и с улыбкой глядит.

Вот о чём ангелы пели в пути,

Надо младенцу поклониться пойти.

Пастух. Пойдём! Вон мерцает Большая Звезда!

К Младенцу святому ведёт нас она.

Но что подарит нам ему от души?

Вот сыр, хлеб и мёд, наверно, нужны.

Пастух . Я свежего сена для ясель найду,

Чтоб было тепло и удобно ему.

(уходят)

Входит ёлочка .

Ёлочка. Я стою одна! Я грустна!

На широком небосводе

В звёздном ярком хороводе

Светит дивная звезда.

О рождении младенца

Возвещает нам она.

Входят зайцы

Заяц . Скок-поскок,

Путь недалёк

С дороги не сбиться-

Вижу звезду,

Спешу поклониться

Младенцу Христу!

Ёлочка . Беги, беги, заинька.

Заяц. Но я не знаю что ему подарить.

Ёлочка. Ничего, заинька. У тебя такие мягкие ушки, Младенец погладит их и ему станет весело.

Заяц . Спасибо.

Убежали зайцы.

Появляется огонь .

Огонь . Я-огонь весёлый, жаркий.

Побеждаю темноту.

Со мной тепло, со мною жарко!

Я холоду-невмоготу!

Вижу звезду.

Спешу поклониться

Младенцу Христу!

Уходит.

Ёлочка. Никого, одна я, одинока!

Ночь тиха! Звезда зовёт, горит!

Все ушли Младенцу поклониться

А я здесь поклонюсь ему от всей души!

Вбегают звёздочки

1-я. Не грусти, тебя украсим,

И будешь ты всегда сверкать.

2-я. На празднике и в каждом доме

Тебя ребята будут украшать

3-я. Я – Вифлиемская Звезда-

Тебе всё это обещаю.

Сверкай, сияй на радость людям,

Тебя я чудесами украшаю.

Украшают ёлочку и уходят

Реб . Вот она, ёлочка наша!

В блеске нарядных огней

Стала лучистей и краше

Сколько игрушек на ней.

Хоз-ка. Вот так ёлочка пришла к нам в дом нарядная, что бы вместе с нами встречать радостный праздник-Рождество!

Хоровод.

Реб. Давайте колядовать, да с праздником всех поздравлять!

Реб. Хозяин с хозяйкой, слезай с печи

Зажигай свечи

Открывай сундучок

Доставай-ка пятачок

Хоз-ка. Не плясали и не пели

Угощенья захотели?

Я корову уберу,

Хлеб припрячу я в стогу!

Курочек под лавку

Поросят в канавку

Или уходите

Или нам пляшите!

Реб. Мы плясать-то мастера

Не боимся пляски

Руки в боки веселей

То не пляски-сказки

Пляши не скучай

Рождество встречай!

Танец «Гопачок».

Хоз-ка. Молодцы, а теперь мы с вами погадаем. И узнаем кто кем будет когда вырастет.

Гадание.

Реб. Белый снег белёшенький

Застелил дороженьки.

Мы и пели и плясали,

Праздник Рождества встречали.

Реб . Пусть свечи огонёк

Согревает нас всех

И пусть в Новом году

Звонче слыщится смех.

Хоз-ка. Наш праздник окончен, но счастливый год продолжается. Пусть в наших сердцах Рождество зажжёт свои искорки счастья, доброты и любви друг к другу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 4»

Московская область, г. Можайск
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия

с дошкольниками старшей группы

на тему: «Рождество Христово»

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников.
Задачи:


  • Нравственное воспитание – воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, доброе гуманное отношение к окружающему миру; выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия; побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

  • Умственное воспитание – побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

  • Явления общественной жизни – знакомить с православными традициями жизни, как радостью жизни христиан.

  • Развитие речи – побуждать детей размышлять на проблемно-нравственные темы и высказывать свои суждения о содержании, смысле стихотворного текста.

  • Художественно-эстетическое воспитание – ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан; совершенствовать изобразительные навыки, способствовать творческой деятельности.

  • Игровая деятельность – воспитывать навыки дружественного общения; учить детей совместной творческой деятельности.

  • Словарная работа – Бог, Ангел, Рождество Христово, христиане, храм, вертеп, волхвы, миротворцы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Планируемые результаты:


  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при слушании «Рождество Христово», «Предание о рождественской елке», стихотворений «Скоро Рождество», «Елочка, здравствуй».

  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.

  • Интересуется изобразительной деятельностью (рисование елки).

  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая ее выразительными движениями.

Материал: бумага для рисования, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Литература:


  1. Хрестоматия №4 «Чему мы радуемся?» Православные праздники

  2. Хрестоматия №2 «Хорошо – плохо»

  3. Музыкальное пособие (CD-диск)

Дети сидят перед воспитателем на стульях, поставленных полукругом.

Воспитатель:

Дети, вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?

Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для христиан особенно радостные дни: дни православных праздников. Они посвящены Богу. Как следует провести день, если он принадлежит Богу? Нужно поблагодарить Его, послужить Ему, сделать добрые дела для людей. В Храме, доме Божием, в эти дни празднично звонят колокола. Дети вместе со взрослыми приходят в Храм на торжественную службу.

Один из главных праздников христиан – Рождество Христово.

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился Маленький Христос.

Хотите, я расскажу вам о Рождестве?
Воспитатель приглашает детей подойти к себе.
Хрестоматия №4 (путешествие с книгой) стр. 4 – 8. Чтение, сопровождаемое показом рисунков.
В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при Храме. За Ее доброе сердце Бог избрал Ее стать Матерью Божией. Он послал своего вестника – Ангела – сообщить Марии эту радостную весть.

Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был придти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились ему и подарили подарки.
- К празднику Рождества Христова христиане готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Не просят для себя, стараются одарить других.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
- Послушайте, что люди могут совершить для Бога.
Хрестоматия №4 стр. 12
Скоро Рождество
Скоро Рождество

Елочку зажгут.

И волхвы дары

Богу принесут.

Ну, а что же вы

Припасли Ему?

Что могли бы вы

Подарить Ему?

Приходите – он

Ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел,

Добрых, честных глаз,

Ждет любви к родным,

Жалости к больным,

Состраданья к бедным,

Слабым, пожилым.

Ангелы над злыми

Горько слезы льют,

А над миротворцами

Ласково поют.
Хрестоматия №2 (обсуждаем – размышляем) стр. 24
Игровое упражнение «Выбери, что хорошо – что плохо»

(хвастовство, грубость, жадность, лень, доброта, дружелюбие, щедрость, милосердие). Воспитатель называет – дети хлопают в ладоши, когда услышат «хорошо».
- Дети, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Присядьте, я вам сейчас расскажу.
Дети свободно рассаживаются на ковре
- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая елочка. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем Ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты? – колючие иглы да липкую смолу?», - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елочке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала Ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», – сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих подруг». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то ни благоухание в пещере, ни роскошный веер пальмы не привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты – доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будят, глядя на тебя, радоваться и веселиться.
Показать рисунки из хрестоматия №4 стр. 13, 20
- Давайте и мы с вами порадуемся и повеселимся и исполним песню «В лесу родилась елочка» (поем песенку, изображаем живые картинки. Музыкальное пособие 73, музыка Л. Бекман)
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом
- Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как дети разговаривают с елкой.

Хрестоматия №4 (обсуждаем – размышляем) стр. 22
Елочка, здравствуй
- Елочка, здравствуй! Тебя мы возьмем,

В город далекий с собой увезем.

Милые дети, не троньте меня,

Дайте дожить до весеннего дня!

Елочка, елочка, сколько свечей

Мы бы зажгли на верхушке твоей!

Милые детки, в лесу надо мной

Звезды сияют короной ночной!

Елочка, елочка! Сладких конфет

Здесь у тебя уж, наверное, нет?

Детки! Вы летом придите ко мне –

Ягоды будут в лесной глубине.

Елочка, холодно, жутко зимой,

Лучше на санках поедем домой!

Детки, сам Бог уж подумал о нас,

Елкам из снега он шубы припас!

Елочка! С нами не будешь скучать,

Будем мы петь, танцевать и играть!

Детки! Могу ль я у вас не грустить?

Лес мой родной не смогу я забыть.

Елочка, как же, скажи, без тебя

Праздник мы будет встречать у себя?

Детки, зато в светлый праздничный час,

Елочка будет молиться за вас.

Воспитатель: о чем просит елочка детей? Что ей дети отвечают? Почему елочка не хочет уходить из леса? (там ее дом, без леса она погибнет, она нужна в лесу…)
Динамическая пауза
Дети встают в рассыпную.

Музыкальное пособие 76. Цикл «Времена года». Декабрь. Музыка П.И. Чайковский
Воспитатель под тихую музыку произносит текст, дети имитируют движения.
- Как хорошо елочкам в родном лесу. Все лето они улыбались, слушая пение птиц, радовались легкому прикосновению лесного ветерка (покачивание). И даже наступлению холодов рады елочки. Ведь Бог позаботился о них и одел в теплые снежные шубы (слегка расставляют руки, медленно кружатся). Пробегут мимо лесные звери, и елочка укроет их от зимней стужи своими большими пушистыми ветками (наклон, руками как будто накрываем зверят). Спасибо тебе, елочка, за то, что ты своей скромностью и добротой украшаешь наш лес.
Воспитатель: мы не будем забирать елочку из ее родного дома (леса). Мы будем беречь красоту сотворенную Богом. Мы порадуем своих близких и порадуемся сами делами добрых рук наших. Нарисуем для праздника красивую елочку.
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика
Хрестоматия №2 «хорошо – плохо» стр. 77
Воспитатель: ваши руки многое могут делать, только не надо давать им лениться.

«На что похожа рука?»
Ладошка – на лопату.

Пальчики – на грабли.

Кулак – на молоток.

Два пальца – на клещи.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение

Музыкальное пособие 70. Новогодний хоровод. Музыка Г. Струве; 71. Новогодняя полечка. Музыка Ю. Ким
Воспитатель: какие красивые елки у вас получились; вы сегодня много узнали о приближающемся празднике Рождества Христова, о том, что в этот день нужно быть умеренным в своих потребностях, но щедрым к окружающим вас людям; готовясь к встрече Рождества, вы сделаете много подарков своим близким и порадуете всех добрыми делами.


Top