Развитие творческой способности через театральную деятельность. Образования и переподготовки кадров

Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития.

Б. В. Асафьев

Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества, таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается во многих странах мира.

Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Л.И.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств. Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет все указанные требования.

Современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, о бладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей, развития речи, художественно-эстетического и интеллектуального воспитания.

Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между воспитателями и музыкальным руководителем. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем уделяют большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению детей к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Постоянно родители принимают активное участие в проведении праздников. Родители не только исполняют роли на праздниках, но и своими руками шьют костюмы для детей.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. В детском саду без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Дети не только участвуют на празднике, утреннике, но и показывают мини-сценки детям младших групп.

Начиная с младшей группы, нужно чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделять большое внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагать детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Проводить индивидуальную работу с детьми, поощрять участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. С возрастом задачи по театрализованной деятельности необходимо усложнять.

Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).

Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

Ритмические минутки (логоритмика);

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Необходимо приобщать родителей к подготовке спектаклей: они могут помогать в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Родители являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров.

Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Марина Лезина
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить участников с изготовлением платковых кукол

Развивающие :

Совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

Совершенствовать навыки кукловождения платковыми куклами

Побуждать использовать песенное, танцевальное, инструментальное творчество (детские, нетрадиционные, природные музыкальные инструменты) в своей работе.

Воспитательные:

Вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития творческих способностей;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

Воспитывать театральную культуру

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Вступление

В своей работе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность.

Я работала воспитателем в разных возрастных группах, и всегда отдавала предпочтение театрализованной деятельности. С детьми ставила небольшие театральные постановки, экологические сказки, играла в театрализованные игры. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

И познакомить с разными видами кукол для использования в работе. Свою работу начала с детьми 4 лет. Вела кружок «Арлекино»

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учим владеть своим телом», образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Использую театрализованные этюды

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.

Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.

Сегодня мы посмотрим этюд на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

. Практическая часть «Работа над этюдами»

Этюд «Зеркало» (парный этюд)

И так, наш этюд называется «Зеркало». Сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое.

Чтобы этюд получился содержательным «Человеку» необходима конкретная цель его действий, например:

Умываться, чистить зубы

Кушать вкусный йогурт.

А сейчас предлагаю посмотреть этюд в исполнении детей старшего возраста.

Показ этюда воспитанниками группы №6

Веселая разминка - танец «Две половинки»

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями.

Я советую вам использовать в своей работе

Ритмопластику-

Игры создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. Н р следующие упражнения:

Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.

Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.

Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.

Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.

Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.

Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.

А также использовать пантомимику.

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения

Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

Игры–драматизации.

Я считаю, что большую роль в творческом развитии детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.

В нашем театральном уголке много кукол изготовленных своими руками. Я хочу показать вам некоторые из них.

Виды театра

Варежковый театр

Театр кукол би-ба-бо

(или театр «Петрушки»)

Настольный театр, театр игрушек

Теневой театр

Театр на фланелеграфе

Ролевой театр

Театр масок

Театр топотушек

Театр на пластмассовых бобинах (трубках

Платковые куклы – бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы – бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Платковые куклы

И подробно я хочу остановиться на платковых куклах,т к платковые куклы- яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы - это наглядный материал, доступный метод игры. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму

Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).

Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного вам материала.

За годы работы я собрала небольшую коллекцию платковых кукол. От наиболее простых до более сложных. Это мое увлечение Я хочу показать образцы таких кукол и вместе с вами изготовить наиболее простые.

Показ кукол.

Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы:

Толстый кусок поролона

Картон и цветная бумага;

Капрон телесного цвета или капроновые колготки;

Моток цветной пряжи или мулине;

Готовые платки или цветная ткань;

Резинка (50 см);

Банты или лента (1м);

Ножницы;

Иголка и нитки;

Канцелярский нож;

Клей (пва, титан);

Декоративные глазки;

Гуашь, кисть.

Я приглашаю желающих попробовать свои силы в изготовлении кукол.

И сейчас, я предлагаю вам отправиться в мастерскую, чтобы научиться изготавливать платковые куклы для сказки «Репка»

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство…

Куклы – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам! Посмотри, как хороши!

Коль хотите научиться этих кукол мастерить,

Вам придется не лениться и старанье приложить!

Все необходимое для создания кукол для спектакля у нас есть. Каждый из вас создаст образ одного из героев. Итак, начнем.

Перед каждым участником набор необходимого оборудования для создания игрушки.

Этапы изготовления куклы: на слайде

Мы будем делать кукол к сказке «Репка»

1 этап - изготовление головы куклы

Из картона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками. Делаем ушки животным.

Оформить можно по-разному: пуговицами, лентами, очками кусочками различной ткани и т. д., а можно просто нарисовать лицо.

Изготовление волос. Берётся подходящая пряжа и изготавливается причёска, затем так же пришивается вручную. Можно заплести косы

Вот и голова нашей куклы готова!

2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова! Персонажи сказки готовы. Теперь каждый из вас сыграет свою роль в соответствии с содержанием. Я буду говорить слова автора, а участники мастер-класса играют роли.

Начинаем наше представление. Сказка «Репка»

Педагог. Вот мы с вами и побывали в мастерской кукольника, и в заключении мне бы хотелось прочесть стихотворение.

Хорошо живётся куклам в кукольном театре стройным, тощим или пухлым, Из соломы, ватным, из папье-маше, тряпичным или из фарфора…

Все они – народ отличный, славные актёры

не житьё, а загляденье,

всё легко и просто,

А хозяин заведенья тот, кто выше ростом.

Для спектакля на потеху он раздаст всем роли

– Слов и пауз, слёз и смеха, радости и горя.

Рефлексия.

Теперь, уважаемые коллеги, подарите окружающим свою добрую улыбку, а для себя выберите улыбку из этого подноса. Помните, что обозначает каждый цвет круга:

улыбка на красном круге - все удалось, очень интересно.

улыбка на желтом круге - удалось, но материал часто используемый

улыбка на синем круге - скучно, не интересный материал.

театр игра ребенок спектакль

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка - дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Актуальность темы.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность -- важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Для реализации этих задач мы используем следующие программы:

  • · « Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,
  • · «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова.
  • · «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Филиал АО « Национальный центр повышения квалификации
«
Ө рлеу»
«ИПК ПР по СКО»

Проект

«Развитие творческих способностей детей 5-6 лет дошкольников через вовлечение в театральную деятельность»

Проверила: Жунусова А.З

Выполнила:Опря Анастасия Ивановна (Петропавловск)

Петропавловск 2015г.

1.1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста

2.Экспериментальная работа

2.1 Диагностика уровня творческих способностей

2.3 Результаты работы

Заключение

Приложение 1 Игры с элементами театрализации

Приложение 2 Сказка «Как девочка Маша лето искала»

Литература

Введение

Актуальность

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей нашего столетия, то проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения наверняка займет одно из первых мест. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость-это причина по которым дети испытывают трудности при общении с окружающими. Некоторые психологи, уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Конечно, это несколько преувеличено, но мимика и жесты очень важны для полноценного общения.

Считается, что дети с маловыразительными, неподвижными лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношения окружающих к себе, не могут раскрыться, потому что закомплексованы. Таким детям очень трудно передать свои чувства, эмоции. Поэтому мы считаем очень актуальной тему нашей работы – «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет дошкольников через вовлечение в театральную деятельность ». Возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, а это важнейшее условие своевременного интеллектуального, литературного и художественного развития ребенка.

Театрализованная деятельность-важное средство развитие у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить
себя на его место в различных ситуациях.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М Теплов.

Мы считаем, что в наше время очень важно научить детей сопереживать, сочувствовать другими людям, животным, ведь это одно из качеств полноценной личности, члена нашего общества.

Цель проекта:

заключается в создании условий в развитии творческих способностей детей в театральной деятельности

Задачи проекта:

1.Изучить педагогическую литературу по теме исследования

2. Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста

3. Определить уровень творческих способностей

4.Создать условия для вовлечения детей дошкольного возраста в театральную деятельность

5. Оценить результаты работы

Гипотеза:

если вовлекать детей в театральную деятельность, то уровень творческих способностей повысится

Объект исследования: процесс вовлечения в театральную деятельность

Предмет исследования: развитие творческих способностей

Новизна: заключается в использовании инновационных технологий ИКТ. Привлечение родителей к совместной деятельности

Практическая значимость:

ГОСО РК 1.001-2009 предусматривает организацию предметно-развивающей среды в соответствии с разработанными характеристиками, предлагаемым содержанием, расписанными особенностями для детей разных возрастных групп. Оформление уголка театра является частью этой среды, способствующее развитие речевой компетентности.

1.Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

1.1. Подбор материала

«Кітап - білім бұлагы»

«Книга – бесконечный источник знаний»

Подбор материала помогает планировать работу.

Новинки методической литературы расширяют кругозор педагога, повышают его компетентность по театрализованной деятельности, позволяют внести в работу инновационные методы и приемы, использовать материал для консультаций и рекомендаций для родителей.

Драматизация произведений предполагает не только теоретическую

подготовку воспитателей, но, прежде всего, знание самого произведения, поэтому подобрали сказки, рассказы, стихотворения, которые будут инсценироваться в ходе реализации проекта. При этом учитывали возраст детей и программные требования.

В наше время нельзя обойтись без аудио и видео материалов, помогающих детям осознаннее воспринимать внешний вид, голос, движения героев.

У каждого ребенка возникает свой образ литературного героя, но иллюстрации художников позволяют расширить кругозор детей, проникнуться духом произведения, увидеть особенности природы, обычаев, быта каждого народа.

Из множества существующих театральных игр и упражнений подобрали на развитие речевых и актерских способностей.

Художественная литература

Произведения для чтения и рассказывания по разделам:

устное народное творчество;

русские народные сказки;

сказки народов мира;

рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ;

стихотворения

Аудио, видео записи

Сказки, рассказы, стихотворения, обучающие уроки.

Иллюстрации, графика, живопись художественным произведениям)

Дидактические игры и упражнения

Игры на развитие речи по разделам:

развитие звуковой культуры речи: игра «Измени голос», «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки»;

формирование грамматического строя речи;

расширение и активизация словарного запаса: « Скажи о друге ласковое слово».

Театральные игры:

специальные театральные игры: «Давайте потанцуем». Цель игры. Развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.

Предложить детям потанцевать. Девочки танцуют только тогда, когда педагог поднимает цветок, а мальчики-когда поднимает флажок. Мальчики и девочки танцуют вместе, когда педагог одновременно поднимает цветок и флажок. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения;

игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий: Упражнения на развитие памяти. «Кто пришел?». Педагог показывает детям настольный кукольный театр, в котором участвуют четыре или более действующих лиц, появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»). После просмотра сказки спросить у детей: «Кто пришел первым? Кто последним? Назовите всех кукол участвующих в спектакле.

«Вспомни свою игрушку». Дети выбирают игрушки, педагог предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Педагог отвлекает внимание детей от игрушки, проводит подвижную игру или поет песенку с детьми. Затем предлагает каждому ребенку вспомнить, с какой игрушкой он танцевал.

Ритмопластика:

игры на развитие двигательных способностей: «Выбери одежду для куклы». Цель игры. Развивать наблюдательность, умение быстро сосредотачиваться. Показать детям куклу и предложить запомнить, во что она одета. Убрать куклу за ширму и показать детям такую же куклу и несколько комплектов одежды для нее. Дети должны выбрать нужный комплект и одеть вторую куклу в ту же одежду, что и первую;

музыкально – пластические импровизации: музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам»;

жесты как важное средство выразительности: Этюды на выразительность жеста

« Шла лиса». Шла лисица вдоль тропинки и несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек для лисят и для лисичек..Все!

Выразительные движения. Медленная походка. Корпус наклонен вправо в сторону тяжелой корзинки, руки свободно висят вдоль туловища, правая рука сжимает воображаемую корзинку. На последнее слово ставит « корзинку» на пол.

«Комары». Ребенок:

Комары! Комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня!

Педагог: Отвечали комары..

Мы и так к тебе добры, ведь кусаем мы тебя, хоть до крови, но любя!

Выразительные движения. Ребенок отмахивается от комаров. Комары летают вокруг, пытаясь ужалить.

«Зайчик». Ребенок:

Что ты, белый зайчик, тут сидишь? Что скучаешь и грустишь?

К нам скорей скачи малыш!

Зайка: Раз-прыжок! Два-прыжок. Прыг, прыг, скок!

Выразительные движения. Ребенок подходит к зайчику, протягивая в его сторону руки. Присаживается рядом, гладит зайчика, манит его к себе, вытянув руки на встречу зайчику. Зайка приподнимается, скачет на встречу к ребенку.

«Ёжик». Ребенок: Ежик, ежик колкий, дай свои иголки!

Надо бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки драчуну зайчишке.

Ежик, ежик колкий, одолжи иголки.

Ведущая: Фыркнул ежик.

Ежик: Отойдите! И не ждите, не просите! Если дам иголки, съедят меня волки.

Выразительные движения. На первую и вторую строчку ребенок вытягивает руки в сторону ежика. Кисти рук держит горизонтально ладонями вверх. С третей по шестую строчки имитирует «шитье». Седьмая и восьмая повтор первой и второй строчек. Просьба ребенка вызывает у ежика неудовольствие. Он рассержено топает ногой, одновременно резко размахивает рукой. На две последние строчки ежик разводит руки в стороны, покачивая ими.

«Серый зайчик». Ведущая: Серый зайка очень зол.

Заяц: Больно лапку уколол. К яблоньке не подойти-всюду иглы на пути.

Ребенок: Зайчик, зайчик не сердись, ты иголок берегись.

Привязали хвою вниз, чтобы ты кору не грыз.

Выразительные движения. Зайка рассержен. Сердитый взгляд, нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренная нижняя губа. Рукой трет пораненную «лапку». У ребенка, который успокаивает зайчика, мышцы лица, расслаблены, добрый взгляд, ласковая улыбка.

Игры на развитие актерских способностей: Упражнения на развитие воображения

«Предположим, что..». Предложить детям представить, что меховая шапка-пушистый котенок, кожаный ремень – змея, серая рукавичка-мышонок, желтый носок- цыпленок. Дети должны относиться к данному предмету как к живому существу (могут погладить его, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемый предмет, отбежать в сторону).

«Ковер-самолет». Предложить детям на ковре-самолете перенестись в пустыню. Дети садятся на ковер и закрывают глаза. «Полет» сопровождает тихая музыка в записи. Полет закончен. Дети оказались в пустыне. Палящее солнце, кругом обжигающий песок, очень хочется пить. Дети медленно бредут по сыпучему песку, вытирают пот с лица, обмахиваются рукой, жмурятся от ослепительного солнца. Они устали и хотят вернуться домой. Педагог предлагает снова сесть на ковер-самолет. Дети закрывают глаза и через несколько секунд они вернутся домой.

«Прогулка в лес». Предложить детям отправиться на прогулку в лес. Они представляют себе, что идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи. Пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручей, по кочкам перебираются через болото. Возвращаются домой той же дорогой.

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение .

Особенности возраста:

Общение со взрослым ситуативно-личностное;

Проявление произвольности всех психических процессов;

В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

Проявление творческой активности во всех видах деятельности;

Развитие фантазии;

Половая идентификация.

Предвосхищение результата деятельности;

Активная планирующая функция речи;

Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

2.Экспериментальная работа

2.1 Диагностика уровня творческих способностей детей

Динамика развития детей в старшей группе

за 2015-2016 учебный год.

Образовательная область «Творчество»

Раздел: Музыка

2.2 Условия для вовлечения детей дошкольного возраста в театральную деятельность

Чтобы осуществить вовлечение дошкольника в театрализованную деятельность через использование в дошкольной и школьной практике режиссерски организованной модели учебного занятия, направленной на всестороннее освоение ценностей культуры. Занятие-действо неизменно воплощалось с применением специальных методов, открытых и описанных К.С. Станиславским: «Метода физических действий» и «Метода действенного анализа» .

Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей. При этом специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности. Так, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

«Метод физических действий» помогает ребенку-актеру достичь глубокого освоения и подлинного переживания жизни роли. «Легче всего найти или вызвать правду и веру в области тела в самых малых, простых физических задачах и действиях.

«Метод физических действий» доступен и привлекателен для детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Он имеет большое значение для развития творческих способностей детей, является основой театральных занятий, самодеятельных и режиссерских сюжетно-ролевых игр.

Действенный анализ. Этот метод способен максимально развить такой новый для детской субкультуры феномен как теоретическое мышление. В результате действенного анализа ребенок получает практический опыт активного «думанья», вооружается жизненным теоретико-практическим опытом, находясь в условиях двойственной (вымышленной и действительной) социокультурной среды, учится гармонизации своего внутреннего мира с внешним.

Оба названных метода применялись нами в общении с детьми при выстраивании процесса театральной со-игры как особой формы культуроосвоения и творческого размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Таким образом, методы «физических действий» и «действенного анализа» в сюжетно-ролевых играх детей-актеров при грамотном участии режиссера-взрослого постепенно подготавливают базу к участию в специфических театральных упражнениях и играх: режиссерских и драматизациях, которые выдвигаются на первый план в стратегии приобщения студийцев к духовно-нравственным основам поведения во внешнем мире. Игры-действа по сказочным фольклорным и литературным сюжетам, традиционно представляющимся нравственными образцами духовной культуры, по опыту способствуют опосредованному постижению детьми культурных ценностей. В них обучающиеся проживают нравственно и эмоционально привлекательные образы персонажей, включая обязательный глубокий действенный анализ их поступков и мотивов, причин и следствий событий, происходящих вокруг героя – действующего лица.

2.3 Результаты работы

Приложение 1

Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

«Едем, едем на тележке»

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

Этюды на выражение основных эмоций.

«Лисичка подслушивает»

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

«Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

«Прогулка»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

«Битва»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.

Показ сказки «Как девочка Маша лето искала». (Приложение 2 ).

«Как девочка Маша лето искала»

Действующие лица:

Ведущий –(взрослый) или ростовая кукла;

Актёры(дети): Маша, Дед, Баба, Мышка, Зайка, Медведь, Баба Яга.

Атрибуты:домик, корзинка, колокольчик, палочка, клочок шерсти, ширма,декорации,костюмы героев,грим,освещение,музыкальное сопровождение

Ведущий: В одной деревушке жили-были дед да баба. И была у них внученька Маша. Жили - не тужили, щи да кашу варили. Все бы хорошо, да только вот Маше то то не нравится, то это…

Маша : Надоела мне весна, то ветерком подует, то дождиком брызнет, то громом загремит. Хочу в реке купаться, хочу на солнце загорать. Хочу земляники полное лукошко, хочу лето…. (капризничает, плачет)

Дед: Да что ты Маша, белены объелась! Уже совсем скоро лето.

Маша (капризно) : Не хочу ждать, хочу сейчас! Пойду в лес лето искать.

Баба : Что ты, что ты, Машенька, внученька, лето и само придет, подожди только немного. Всему свой черед.

Маша: Не хочу ждать! В лес пойду, сама лето найду.

Дед: Внученька, не ходи. В лесу звери дикие, обидят тебя.

Маша : Никого я не боюсь, на них ногами затопаю, руками захлопаю.

Баба : Ах, Маша, Маша! Хоть узелок с хлебушком возьми, авось пригодится.

Ведущий: И отправилась Машенька в путь дорожку, лето искать…. (звучит музыка, Машенька напевает песенку)

А навстречу ей мышка - норушка. Ребята, слышите, она бежит прямо к нам. А ну-ка, посмотрите направо - налево, нет ли её там? Теперь загляните под стульчики, может, она там притаилась! (на ширме появляется мышка)

Мышь : Пи-пи-пи, Здравствуй, девочка, как тебя зовут?

Маша : Я Маша. А ты кто?

Мышь: А я мышка - норушка. Куда идешь, чего в лесу ищешь?

Маша : Лето хочу. Вот его и ищу.

Мышь : Что ты, Маша. Как солнышко припечет, земляника алеть начнет, лето само и придет. Всему свой черед.

Мышь:

Маша: Хлеба краюшка, да сыра четвертушка, да меда туесок.

Мышь: Угости меня, Маша, сыром. Зерно в поле не созрело, ягода не поспела, брюшко пустое, кушать хочется.

Маша: Ешь на здоровье.

Мышь: Спасибо тебе, Маша. А за доброту твою, вот тебе колокольчик. Если в беду попадешь - звони, и я к тебе на помощь прибегу.

Маша : Спасибо тебе, Мышка - норушка, до свидания!

Ведущий : И отправилась Машенька дальше искать лето…. (звучит музыка, Машенька напевает песенку) А повстречался ей …. Кто бы вы думали! Конечно, это Зайка. Слышите, он сидит на пенечке и барабанит своими лапками! А ну, давайте вместе с Зайкой побарабаним по коленкам. (дети имитируют бой барабанов)

Маша: Ты что шумишь, косой? Напугал меня. Я – Маша, ищу лето.

Заяц. Да на что оно тебе! Как солнышко припечет, земляника алеть начнет, лето само и придет. Всему свой черед.

Заяц: Что ж, иди, твоя воля. А что у тебя в узелке?

Маша: Была сыра четвертушка, да я её мышке-норушке отдала. Осталась хлеба краюшка, да меда туесок.

Заяц: Не угостишь ли ты меня, Маша, хлебушком? Капуста не созрела, ягода не поспела, брюшко пустое, кушать хочется.

Маша : Отчего не угостить! Ешь на здоровье.

Заяц: Спасибо тебе, Маша. Вот тебе палочка-выручалочка. Если в беду попадешь, постучи по дереву и я к тебе на помощь приду.

Маша: Спасибо тебе, Заяц, до свидания!

Ведущий: И отправилась Машенька дальше искать лето…. (звучит музыка, Машенька напевает песенку) Вдалеке увидела медвежью берлогу. Спит в ней Мишка, да лапу сосет. Ребята, а ведь скоро лето, надо разбудить Мишку. Давайте все вместе громко похлопаем в ладоши (хлопают, да громко потопаем ногами (топают)

Медведь. У-У-У! Кто здесь по лесу гуляет, спать в берлоге мне мешает!

Маша.

Медведь . Ха-ха-ха. Всему в природе свой черед, лето раньше не придет. Как солнышко…

Маша. Знаю, знаю! Как солнышко припечет, земляника алеть начнет, лето само и придет. А я сейчас хочу!

Медведь. Эх, Маша, и упряма ты. Всему свой черед.

Маша. А я в лес пойду, и лето найду.

Медведь : Что ж, иди, твоя воля. А что у тебя в узелке?

Маша: Была сыра четвертушка, да я её Мышке-норушке отдала. Была хлеба краюшка, я ею Зайца угостила. Остался только меда туесок.

Медведь. Давно я меда не ел, за зиму похудел. Не угостишь ли ты меня, Маша, медом? Я его очень люблю.

Маша: Отчего не угостить! Ешь на здоровье.

Медведь : Спасибо тебе, Маша. Добрая ты девочка. Вот тебе клок шерсти. Если в беду попадешь, ты его подбрось, и я к тебе на помощь приду.

Маша: Спасибо тебе, Медведь. До свидания!

Песенка «Баба-Яга»

Баба Яга : Эй, девица, куда путь держишь?

Маша. Я, девочка Маша, иду лето искать.

Баба Яга . Ха-ха-ха, хи-хи-хи. А я и есть лето!

Маша. Ты! Да уж больно ты стара. Да и зябко у тебя, сыро.

Баба Яга. А я печку затоплю - сразу жарко станет.

Давно я не ела, есть захотела. Сейчас дров соберу и тебя привяжу. Ох, и жарко тебе будет…

Ведущий : Завела баба Яга Машу в дом, крепко-накрепко привязала, а сама пошла за дровишками. Испугалась Машенька и заплакала.

Маша (плачет) : Это Баба Яга. Она погубит меня. Ой, да у меня же колокольчик есть. Позвоню в него, прибежит Мышка, у неё зубки острые, быстро перегрызет веревку.

Ведущий: Ребята, давайте поможем Маше и скажем все вместе волшебные слова: Раз - два - три, колокольчик мой звени. (повторить 2 раза)

Вот и Мышка прибежала, веревку перегрызла, освободила Машу.

Мышка. Вот Маша, помогла я тебе.

Маша: Спасибо тебе, Мышка - норушка. Но как же мне выйти из домика?

Ах, я вспомнила. Сейчас постучу по дереву палочкой, и Зайка мне поможет выбраться из дома Бабы Яги.

Ведущий: Ребята, а давайте поможем Маше и скажем все вместе волшебные слова: Раз - два - три, палочка стучи (повторить 2 раза)

Прибежал Зайка и начал лапками барабанить по двери, дверь и открылась.

Зайка: Вот Маша, я помог тебе.

Маша: Спасибо тебе, Зайка. Но как же мне добраться до дома! Меня заждались бабушка и дедушка. Ах, у меня же ещё остался клок шерсти, который дал мне Мишка.

Ведущий : Ребята, давайте снова поможем Маше и скажем все вместе волшебные слова: Раз - два - три, шерстка лети (повторить 2 раза)

Вот и Мишка пришел, Машеньку домой повел.

Медведь : Вот Маша, помог я тебе.

Маша: Спасибо тебе, Мишенька.

Ведущий: Огляделась Маша вокруг… солнышко припекает, земляника алеть начинает… и поняла она… это лето! А вот и дом недалеко и родные мои.

Баба: Вот видишь, Машенька, пока ты лето искала, оно само и пришло.

Дед: И солнышко припекает, и земляника алеет. Ведь говорили же, внученька, тебе…

Дед и Баба : Всему свой черед!

Песенка «Про лето»исполняют все герои

Барбарики - какого цвета лето

1.Скажи, скажи художник, какого цвета дождик
И утреннего солнца апельсин
Возьмём из доброй сказки все солнечные краски
И нарисуем тысячи картин.


Нам песенку весёлую споёт

Волшебный мир мелодий оживёт.
ПРИПЕВ:

Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.

2.Какого цвета лета расскажут нам рассветы
И разные душистые луга
Цветочные поляны и белые туманы
А в синем небе радуга-дуга.
ПРИПЕВ:
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.

ПРОИГРЫШ
А лето это праздник, пусть ветерок-проказник
Нам песенку весёлую споёт
И в звонкой птичей трели, как в яркой акварели
Волшебный мир мелодий оживёт.
ПРИПЕВ 2 РАЗА:
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.

ЛИТЕРАТУРА.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва. Просвещение 1991.

Буренина А.И. Программа « Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург.1999.

Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Москва.2001.

Макаренко Л. Здравствуй, театр. Дошкольное воспитание.4/1994.

Сорокина Н. Театр – творчество - дети. Дошкольное воспитание. 9/1994.

Доронова Т. Развитие детей от4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Ребенок в детском саду. 2-5/2001.

Шишова Т. Застенчивый невидимка. Москва. Изд. дом «Искатель».1997.

ЗарецкаяН.В. Музыкальные сказки. Москва.2003.

Побединская Л.А. Жили-были сказки. Москва. 2001.

Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.


Top