Португальский народный костюм. Национальные костюмы разных стран мира

Когда-то самая западная оконечность Европы была стартовой площадкой для туристов-мореплавателей, искавших дорогу в Индию. При этом следует отметить, что национальные особенности Португалии сформировались благодаря различным народам, обитавшим на здешних территориях. Поэтому традиции и культура северной и южной Португалии довольно сильно отличаются друг от друга.

Португальский национальный костюм

Каждый регион Португалии готов представить свой традиционный костюм для мужчин и женщин, а специалист сможет точно определить, к какой местности он относится. Женская традиционная одежда включает следующие элементы:

У мужчин – это рубаха, подвязанная поясом, поверх нее надевается жилет, короткие штаны с гетрами.

Вера и религия

Большинство коренных португальцев – ярые сторонники католической веры, поэтому распятие или образа святых очень часто можно увидеть не только в частном доме, но и общественных местах, даже в кафе или просто на фасаде дома.

Трепетное отношение к католическим праздникамхарактерная черта жителей этой страны. Именно в Португалии выделяют не только Пасху, но и Страстную пятницу, а также праздник Святого Тела Господня. Кроме того, многие святые почитаются в этой стране, у каждого из них тоже есть свой особый день памяти. В феврале или марте проводится карнавальный вторник, время безумного веселья, хотя на самом деле праздник длится несколько дней.

В праздники португальцы веселятся, проводят традиционные ритуалы и обряды, организуют музыкальные выступления и народные танцы, а небо раскрашивается тысячами фейерверков. Храмы обязательно украшаются цветами.

Кроме католиков, есть в этой стране и сторонники других религий, например, православные, иудеи, протестанты, люди иных конфессий.

Хорошие соседи

Есть одна особенность у португальцев, о которой лучше помнить туристу. Нельзя местное население сравнивать с испанцами, обидятся. К своим соседям по географической карте они относятся положительно, но сравнения не приемлют.

Несмотря на то, что испанский и португальский языки близки, имеют много общих слов, не стоит пытаться разговаривать с коренными жителями самой западной европейской страны на испанском, лучше уж применить английский.

Традиционные костюмы некоторые стран поистине очаровательны! И национальных костюмов в мире превеликое множество даже в пределах страны. Что уж говорить о больших странах с проживающих на ее территории разных народах! К тому же, костюмы имеют заметные особенности в зависимости от конкретного региона, положения человека в обществе, назначения (праздничный, свадебный и повседневный), пола и возраста. Национальный костюм – нечто очень неоднозначное и очень интересное, и тематика эта чрезвычайно широка. Ну а мы попытались составить список стран с самыми красивыми национальными костюмами в мире.

Польша

Как во многих странах, национальные костюмы Польши разные для разных регионов страны. Но самым красивым, по нашему скромному мнению, является костюм района Кракова. Женский костюм включает в себя белую блузку, жилет, вышитый бисером, цветастую юбку, передник и ожерелье из красного коралла. Незамужние женщины и девочки могут носить венок с лентами, а замужние женщины надевают на голову белую косынку. Мужской костюм – это синяя жилетка с вышивкой и кисточками, полосатые брюки и шапка, украшенная лентами и павлиньими перьями.

Россия

Буквально каждая область или республика России может похвастаться своими собственными национальными костюмами: традиционный наряд Чувашской Республики отличается от костюма соседней Республики Марий Эл, который в свою очередь вовсе не такой, как костюм Республики Тыва. К тому же, очень интересно проследить историю видоизменения костюмов за последние века. Но в любом случае русский национальный костюм - большое количество верхней одежды и интереснейшие элементы.

Монголия

Дэли, или дэгэл, - традиционная одежда монголов, которая шьется из хлопка, шёлка или парчи. Дэгэл похож на длинный кафтан со стоячим воротом, который по своему фасону одинаков для женщин, и который носят с широким шёлковым поясом. Дэгэл до сих пор носят в сельской местности, в городах его надевают по случаю традиционных праздников.

Китай

Большинство китайских мужчин носили черные сапоги из хлопка, но состоятельные люди предпочитали надевать жесткие черные кожаные ботинки либо очень яркие, красивые шелковые туфли, отделанные кожей изнутри. Традиционная китайская одежда в широком смысле называется ханьфу, распашная одежда типа кофты и халата с прямыми широкими рукавами и запахом направо. Локальные отличия заключаются в деталях - типах обуви, шляп и т. п.

Индонезия

К наиболее известным индонезийским национальным костюмам относят кебайю, хотя изначально этот костюм принадлежал исключительно культуре Явы и Бали. Kебайя шьется из шелка, тонкого хлопка или полупрозрачного нейлонаа или полиэстера, и украшается парчой или вышивкой с цветочным узором. Ее обычно носят с саронгом (подобие юбки) или кайн панджангом из батика. Традиционный индонезийский головной убор - сонгкок в форме усечённого конуса, сделанный из чёрного войлока, хлопка или бархата.

Турция

После 1920 года многие жители Турции перешли на западные привычные одежды, хотя небольшая часть населения все еще носит национальные костюмы. Традиционная одежда мужчин состоит из кафтана, штанов, тапочек и тюрбана ярких цветов. Традиционная одежда для женщин Турции включает в себя шаровары, которые надевают с верхней одеждой различных стилей и длины. Общий женский ансамбль включает в себя сорочку гёмлек, шаровары и энтари (халат).

Португалия

Португальский традиционный костюм разнообразен на региональном уровне. Но главные черты женского народного костюма – это широкая юбка сайя, обычно полосатая или клетчатая, с каймой по нижнему краю; передник красного, желтого, зеленого или черного цвета; блуза (чаще белая) с длинными рукавами (по праздникам - вышитая); корсаж или болеро; наплечная накидка; белые чулки и обувь на деревянной подошве, без задников, на каблуке. На голову надевается платок, который завязывают либо под подбородком, либо так, что три конца сходятся на макушке. Традиционный мужской костюм - короткие штаны кальсас с гетрами, рубашка, жилет и широкий пояс, а так же круглая фетровая или войлочная шляпа - сомбрейру. Иногда надевается capa de houras - коричневый шерстяной плащ с капюшоном из войлока.

Япония

Знаменитое кимоно появилось 7-8 веках и вначале оно служило нижней формой, но затем превратилось в универсальную одежду. Нижняя часть рукавов кимоно образовывали своеобразные висячие карманы, которые японцы использовали для мелких вещей. «Халат» запахивается слева направо и подвязывается поясом «оби». Еще одна традиционная одежда Японии – хаори, короткая прямая куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником, которая соединяется впереди с помощью тесемок. Парадно-церемониальный мужской японский костюм называется «рэйфуку», и он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хаори и хакама, юбка-брюки с жесткими складками спереди и сзади. Традиционный костюм японских женщин состоит из юбки «футано» из отбеленной хлопчатобумажной ткани и «косимаки» из более дорогой ткани. Поверху надевается рубашка «хададзюбан» из шелковой ткани. Женское кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который завязывается сзади назад.

Национальная одежда португальцев красочна и разнообразна. Главные черты женского народного костюма - широкая юбка сайя (saia), обычно полосатая или клетчатая, с каймой по нижнему краю; передник красного, желтого, зеленого или черного цвета; блузка (обычно белая) с длинными рукавами (в праздничном костюме - вышитая); корсаж или болеро; наплечная накидка; белые чулки и обувь на деревянной подошве, без задников, на каблуке.

Платок - неотъемлемая часть женской одежды. Существует несколько способов его ношения: его завязывают под подбородком или так, что три конца сходятся на макушке; иногда его концы подоткнуты, а иногда свисают по спине.

Традиционный мужской костюм составляют короткие штаны calsas с гетрами, рубаха, жилет и широкий пояс (faixa), круглая фетровая или войлочная шляпа с широкими полями - сомбрейру (sombreiro). Домотканый костюм, бытовавший в начале XIX в., почти исчез, однако еще носят capa de houras - коричневый шерстяной плащ с капюшоном, отделанный орнаментом из войлока.

У жителей различных районов сохранились отличия в одежде. Наиболее богаты и красочны костюмы женщин провинции Миньу. Обязательная принадлежность наряда невесты из Миньу-черная или темно-голубая бархатная или шерстяная юбка. Ее украшает золотая тесьма. На голове - белый кружевной платок. Жених надевает светло-серый или черный строгий костюм и жилет из красной фланели с серебряными пуговицами.

Крестьянские девушки Вила-Франка-ди-Шира (бассейн реки Тэжу) носят короткую белую юбку, поверх которой надевается юбка из красной фланели.

По воскресным дням носят белые юбки гладкого покроя, на них надевают короткий передник; яркий платок повязывают узлом под подбородком. С наступлением холодов плащом служит огромная темных тонов шаль, закрывающая почти всю фигуру девушки.

В этом же районе крестьяне носят плотно облегающие бриджи, белую рубашку с оборками и двубортный алый спереди фланелевый жилет. На голове - зеленый вязаный чулком колпак barrete verde, который дал название празднику в Алкошети. Во время дождя накидывают плащ из овчины. Состоятельные крестьяне предпочитают андалусский костюм: плотно облегающие брюки, короткий жакет и широкую шляпу, какие носят в Кордове.

Девушки Коимбры, университетского города, носят скромный костюм и черный платок вокруг головы с узлом на шее.

Одежда населения рыбачьих поселков, так же, как и их быт, отличается большим своеобразием. Мужчины носят в будние дни черные вязаные колпаки, рубахи и брюки из ткани в крупную клетку. Женщины надевают круглые черные шляпы с маленькими полями, черные шали, завязываемые плотно под подбородком. Рыбачки в будни ходят босиком или в ботинках на деревянной подошве. В праздничные дни они надевают кожаные или отделанные бархатом ботинки mules. Современная одежда горожан не отличается национальным колоритом, хотя и носит печать консерватизма. Светские женщины в Португалии носят черное платье. Даже в жаркую погоду их не увидишь на улице без перчаток.

Национальная одежда португальцев красочна и разнообразна. Главные черты женского народного костюма - широкая юбка сайя (saia ), обычно полосатая или клетчатая, с каймой по нижнему краю; передник красного, желтого, зеленого или черного цвета; блузка (обычно белая) с длинными рукавами (в праздничном костюме - вышитая); корсаж или болеро; наплечная накидка; белые чулки и обувь на деревянной подошве, без задников, на каблуке.

Платок - неотъемлемая часть женской одежды. Существует несколько способов его ношения: его завязывают под подбородком или так, что три конца сходятся на макушке; иногда его концы подоткнуты, а иногда свисают по спине.

Традиционный мужской костюм составляют короткие штаны calsas с гетрами, рубаха, жилет и широкий пояс (faixa ), круглая фетровая или войлочная шляпа с широкими полями - сомбрейру (sombreiro ). Домотканый костюм, бытовавший в начале XIX в., почти исчез, однако еще носят сара de houras - коричневый шерстяной плащ с капюшоном, отделанный орнаментом из войлока.

У жителей различных районов сохранились отличия в одежде. Наиболее богаты и красочны костюмы женщин провинции Миньу. Обязательная принадлежность наряда невесты из Миньу-черная или темно-голубая бархатная или шерстяная юбка. Ее украшает золотая тесьма. На голове - белый кружевной платок. Жених надевает светло-серый или черный строгий костюм и жилет из красной фланели с серебряными пуговицами.

Крестьянские девушки Вила-Франка-ди-Шира (бассейн реки Тэжу) носят короткую белую юбку, поверх которой надевается юбка из красной фланели.

По воскресным дням носят белые юбки гладкого покроя, на них надевают короткий передник; яркий платок повязывают узлом под подбородком. С наступлением холодов плащом служит огромная темных тонов шаль, закрывающая почти всю фигуру девушки.

В этом же районе крестьяне носят плотно облегающие бриджи, белую рубашку с оборками и двубортный алый спереди фланелевый жилет. На голове - зеленый вязаный чулком колпак barrete verde , который дал название празднику в Алкошети. Во время дождя накидывают плащ из овчины. Состоятельные крестьяне предпочитают андалусский костюм: плотно облегающие брюки, короткий жакет и широкую шляпу, какие носят в Кордове.

Девушки Коимбры, университетского города, носят скромный костюм и черный платок вокруг головы с узлом на шее.

Одежда населения рыбачьих поселков, так же, как и их быт, отличается большим своеобразием. Мужчины носят в будние дни черные вязаные колпаки, рубахи и брюки из ткани в крупную клетку. Женщины надевают круглые черные шляпы с маленькими полями, черные шали, завязываемые плотно под подбородком. Рыбачки в будни ходят босиком или в ботинках на деревянной подошве. В праздничные дни они надевают кожаные или отделанные бархатом ботинки mules .

Современная одежда горожан не отличается национальным колоритом, хотя и носит печать консерватизма. Светские женщины в Португалии носят черное платье. Даже в жаркую погоду их не увидишь на улице без перчаток.

Семейная и общественная жизнь

В городах Португалии семьи часто состоят из трехчетырех человек, в деревнях - из семи-восьми и даже десяти человек. Обычно престарелые родители живут под одной крышей с детьми, уже имеющими свои семьи.

Браки в Португалии ранние. Безбрачие - довольно редкое явление. Девочек учат рукоделию и уходу за малышами, прививают аккуратность и бережливость. В деревнях мальчики с детства работают с родителями в поле, а в городах, если родители стеснены в средствах, рано начинают искать заработки. Общение между молодыми людьми и девушками очень стеснено.

У крестьян и рыбаков сохранился предварительный сговор родителей о женитьбе, довольно долгий период ухаживания - патого. Обрученные обмениваются традиционными подарками: кольцами, розами, носовыми платками, на которых вышито сердце и имена влюбленных.

Церковный обряд венчания обязателен. Во многих местах гости и родственники сопровождают в церковь вместе с молодыми и кортеж с приданым невесты. Свадебные церемонии, однако, в последние годы стали менее живописны. Церковные браки регистрируются без гражданских формальностей. Разводы запрещены.

Положение женщины в семье неравноправно. Без согласия мужа она не может распоряжаться своей долей собственности, поехать за границу, так как власти не выдадут ей паспорта, если у нее нет письменного разрешения мужа, заверенного в официальном порядке.

Общественная жизнь в Португалии построена на основе корпоративной системы, скопированной салазаристами у Муссолини. Диктатор Салазар имеет неограниченную власть и управляет страной с помощью созданной по образцу гестапо политической полиции.

Конституция провозглашает свободу организаций, но все они должны быть одобрены правительством. Ассоциации и организации в Португалии обязаны сообщать властям, где находятся их правления или комитеты у предоставлять копии своих уставов и списки членов, а также сообщать другие сведения о себе «в интересах государственной безопасности». Без санкции правительства не разрешаются связи с зарубежными организациями.

В стране существует только одна легальная партия - Национальный союз, остальные могут действовать лишь в подполье. Выборы в Национальное собрание организованы так, что у оппозиции нет никаких шансов на успех.

Любимое детище Салазара - Португальский легион. Это полувоенная организация, созданная через два месяца после начала гражданской войны в Испании «для защиты корпоративного государства от коммунизма».

Салазар овская организация Португальская молодежь, созданная в 1936 г., объединяет детей до 14 лет. Членство в ней обязательно. Каждую субботу и среду мальчики и девочки посещают собрания, где им тенденциозно рассказывают об истории португальской империи, о диктаторе Салазаре. Воспитание идет в религиозном духе.

Деятельность студенческих организаций допускается лишь с разрешения Министерства просвещения. Избранные руководящие деятели студенческих организации, в том числе и скаутских, могут занимать свои посты тоже лишь с согласия министерства. Для надзора к студенческим организациям прикрепляется преподаватель, являющийся, как правило, осведомителем салазаровской охранки.

Профсоюзы, членство в которых обязательно, делятся на три основных категории: 1) организации рабочих в различных отраслях промышленности; 2) объединения предпринимателей (gremios ) и 3) организации врачей, юристов и инженеров. Эта структура не охватывает государственных служащих и людей, не работающих по найму, включая крестьян.

Трудящиеся платят взносы в фонд профсоюзной организации для страхования здоровья и по безработице, так как государство не выдает таких пособий. Около 400 тыс. сельскохозяйственных рабочих, мелких и средних крестьян объединены в Народные дома, от которых они получают пособия на тех же основаниях. Рыбаки объединены в так называемые Дома рыбаков. Их руководство назначается правительством.

В деревнях северной Португалии, в провинциях Траз-уш-Монтиш и Миньу еще в начале XX в. сохранялись любопытные социальные институты, пережитки общинного быта. Например, дороги, мосты, овчарни строились здесь сообща и принадлежали всей деревне. Пастбища тоже находились в общественной собственности.Скот односельчане пасли по очереди, срок пастушества зависел от количества скота, которым владел крестьянин. Если какой-либо семье из-за болезни кормильца или по какой-то другой причине было не под силу обработать участок, ей на помощь приходили односельчане. Обязанности старосты выполняли по очереди главы семейств. Староста наблюдал за общественным имуществом, определял налог на вино, который шел на нужды общины, и созывал совет, состоявший из глав всех семей деревни. Звуки горна возвещали односельчанам о заседании этого совета старейшин, который решал такие вопросы, как рубка леса, ирригация, определял время уборки урожая и отправки скота на дальние пастбиша.

Религия

Около 93% португальцев - католики.

Формально церковь отделена от государства, но фактически очень тесно с ним связана и оказывает большое влияние на общественную жизнь. Накануне второй мировой войны правительство Салазара подписало договор с Ватиканом, по которому во всех государственных школах обучение происходит по программам, утвержденным Ватиканом, и учителя назначаются только с его согласия. Португальский чиновник должен ходить в церковь - это считается хорошим тоном, от этого зависит его продвижение по службе, а возможно, и сохранение за ним места.

И тем не менее церковь в Португалии располагает меньшими финансовыми средствами, чем в Испании. Священников здесь меньше и они больше чувствуют свою зависимость от режима Салазара, чем испанская католическая церковь от фран т кистской диктатуры. Протестантам разрешается свободно отправлять богослужение. Высшее духовенство страны активно поддерживает диктаторский режим.


Как я уже писала, в этот день нам повезло оказаться на национальном празднике - Дне человека моря. Праздник даже не столько национальный, сколько региональный. Вообще-то он приходится на 7 мая, но праздновали его 5-го числа скорее всего потому, что было воскресенье. На пляже появилось множество пожилых женщин одетых в нарядные или черные традиционные одежды. Более молодые дамы были одеты как обычно.

Португальских национальные костюмы разнообразны, и среди них выделяют одежду в Назаре. Информацию я нашла . Местные рыбачки "надевали семь юбок, набрасывали на плечи и закрепляли сзади шаль, а волосы покрывали головным платком, завязываемым на затылке ". Семь нижних юбок (siete faldas) до сих пор являются символом Назаре, их количество связывают с магической семеркой (семь дней недели, цветов радуги, библейских добродетелей...), также их связывали с морем. "Когда женщины ожидали возвращения мужей, сидя на берегу, то верхней юбкой они могли закрывать голову и плечи от ветра и соленых брызг, а нижними - ноги. Семь юбок помогали считать волны: верили, что на седьмой волне море успокаивается, и тогда лодку легче вытаскивать на песок ." "Ранее женские юбки были длинными, но в 1920-е годы заметно укоротились. Женщинам приходилось разгружать лодки, переносить на голове корзины с рыбой на пляж и на рынок. Тяжелые юбки путались в ногах, и уже с начала ХХ в., судя по фотоснимкам, длина юбок в Назаре достигала колен ." Верхняя юбка традиционно клетчатая, а на нее повязывают фартук с вышивкой. О разных португальских костюмах написано много где, этот пост гуляет по соцсетям, например, .

"Костюм для работы дешевле, не такой яркий, включает три-четыре юбки: две-три нижние (есть зимние и летние варианты), верхняя и фартук. " Значит, слишком празднично здесь уже не одеваются, а может праздник не такой большой. В любом случае, все это выглядит очень интересно, необычно и красиво. Я сразу же побежала по пляжу фотографировать этих бабушек.

До сих пор не могу понять, почему русский народный костюм выглядит так некрасиво по современным меркам, даже представить сложно, чтобы женщина вышла в праздник в широком сарафане до пола и кокошнике, а в большинстве других стран свои народные костюмы любят или даже носят в повседневной жизни до сих пор.

Мужчины с национальными одеждами не заморачиваются.


"Вдовы носят одежду черного цвета, без кружев, но с белыми нижними юбками ". Кстати, обуты они в традиционные португальские туфли без задника, ну или во что-то похожее.




Вот эти бабульки были самыми харизматичными!

Они будто из какой-то сказки, почему-то напоминают мне о Пратчетте, хотя не дочитала ни одной его книги, не люблю фентази.


Поплавки на заднем плане;)


И снова поплавки не дают мне покоя постоянно попадая в кадр, а с этой женщиной на их фоне вся картина выглядит очень даже красноречиво.



Эти две последние фотографии я сделала на следующий день. Похоже, национальная одежда в ходу в Назаре не только по праздникам. Кажется, на фотографии присутствует рыба. А еще обратите внимание на шали, они похожи на шали наших бабушек, их также завязывают вокруг талии, вот только крой совсем другой. У португальских шалей есть специальные вязаные ремешки, которыми удобнее делать узел.

И под конец еще немного копипасты о Назаре, эту информацию я нашла только сегодня опять же .

"Это рыбацкое поселение известно с XVII века. По легенде, поселение названо в честь Девы Марии, изображение которой, якобы, в IV в. было доставлено из Назарета (Палестина) в Мериду, а в VIII в. - в грот на побережье. С изображением «Черной Мадонны» связывают чудесное спасение португальского короля, который в XII в. заблудился в тумане во время охоты. Местом хранения статуи стала церковь, вырубленная в скале близ поселка. Осваивали Назаре выходцы из Авейру. Во второй половине XIX века вошел в моду летний отдых на побережье Атлантики, и одной из приманок для португальских, а затем и иностранных туристов стал океан; писатели и художники романтизировали подвиги португальских мореплавателей, экзотику рыбацкого промысла. К 1930-м годам был сформирован привлекательный имидж Назаре: героизм рыбаков, красочные лодки, рыбные рынки и прочее.
Для большинства северных рыбацких поселков Португалии характерна матрилинейность поселения, роль женщин в экономике очень важна. Пока мужья находились в море или в эмиграции, женщины вели домашнее хозяйство и добывали средства к существованию. Они активно включились в туристический бизнес, сдавая жилье приезжим и организуя питание, и в торговлю. Назаре превратился в курортный город. Один из его новых районов назван Sete Saias («Семь юбок»). Это же название носит эстрадный ансамбль из семи девушек, которые исполняют португальский фольклор под аккомпанемент народных музыкальных инструментов.
Семь нижних юбок, которые носили местные рыбачки, превратились в главный символ Назаре. В 1930-е годы этот наряд пропагандировал ансамбль Rancho Folclórico Tá-Mar, а в 1950-1960-е годы в коммерческих целях уже вовсю использовалась эта особенность местного женского костюма.
"


Top