Разговаривать с ребенком в утробе. Общение с ребенком во время беременности

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде.
А плод, он что - растет, развивается, шевелится…

С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не "чистым листом" - это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: "С кем там еще общаться?", другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос "С кем там общаться?" достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века. Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 - 11 недель - время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему "не нравится" - он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где "тихоня" слыша громкие звуки, пугается, более активный - может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и "запоминает" отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат - это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается - общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: "Я твой папа!". Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения - это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы - не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.
Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим - более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь "потанцевать" и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами - у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению.

Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется - пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается - малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие - не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу - когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.
С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? "Друг сердечный", "сердцем чувствую", "сердечная связь"… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук - наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?
Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка - это урок длиной в 9 месяцев - урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться - мальчик или девочка, каким будет этот ребенок - талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок - частичка нас обоих - мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность - это ожидание - таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

Перинатальные психологи уполномочены заявить…

Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

  • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
  • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
  • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
  • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.

Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

Думай о хорошем — я могу исполнить!

На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

Осваиваем азбуку общения

Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

Обучение до рождения возможно?!

Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

Уроки музыки

Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Родная речь и иностранные языки

Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

Подписаться на новости проекта

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. И только с конца 80-х гг. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» — это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Развитие ребенка и общение с ним до рождения

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель беременности – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» — он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

Способы общения с ребенком до рождения

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения — это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие — не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней беременности бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Еще древние целители хорошо знали, что не только у но-ворожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас медицинская техника по-зволила изучить тайную жизнь младенца в животе у матери. Вы-яснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, проявлять ощущения и эмоции на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем считалось еще не так давно.

Как показывают исследования, к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, когда слышит звук голоса матери или отца, которые что-либо говорят ему, наклоняясь к животу.

Существует множество различных программ образо-вания нерожденного ребенка. Разработаны даже специаль-ные пояса для беременных, куда вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Общение с ребенком во время беременности, таким образом, подразумевается не только как психологический акт, но и как акт образовательно-развивающий, способный оказать существенное влияние на его интеллектуальную сферу впоследствии.

Психологи глубоко убеждены в том, что если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные за-нятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери с ребен-ком. Общение с ребенком во время беременности имеет существенные положительные результаты: такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Современные специалисты в области педиатрии настоятельно советуют уделять особое внимание общению с ребенком во время беременности, даже если вам кажется, что это не столь важно. Диалог матери и ребенка на самом деле происходит все время: это неосознаваемые вами обмен чувствами и ощущениями. И если будущая мать, ежедневно сосредоточи-ваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и не-жность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с ним ребенком, устанавливает с ним особые узы любви и взаимопонимания.

Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. Эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к ребенку че-рез ее кровь: через плаценту в кро-вообращение плода. Беременная женщина должна понять тот факт, что плод - это активная личность. Именно ребенок гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изме-нения в физиологии материнского организма. Именно он решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет.

Найдите хотя бы пять минут в день, чтобы поговорить со своим ребенком, сосредоточиться на его чувствах, понять его ощущения, и тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет при-носить вам глубокое удовлетворение и радость. В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожден-ный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской го-лос), он должен класть руку на живот жены каждый день и что-то говорить малышу. Изу-чая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учи-лись любить своего малыша и разговаривали с ним до рож-дения, исследователи были изумлены, убедившись, что «не-разумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались.

Статью подготовила Наталья Михеева.

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...


Top