Почему дети врут родителям, и как отучить ребёнка лгать? Что чувствует ребенок.

Развитие ребенка 7 лет от рождения претерпевает много изменений. Из маленького карапуза он превращается в школьника. Соотношения между частями тела приближаются к пропорциям взрослых. Он хорошо разговаривает, логически излагает свои мысли, умеет читать и учится писать прописью. Вместе с тем, дети переживают непростой переходный период. Их жизненные обстоятельства меняются, не всем получается легко приспособиться к школьным занятиям, новому коллективу. Потому родители должны быть особенно внимательны к своим малышам в этом возрасте.

Физическое развитие детей в 7 лет

Пропорции тела у детей седьмого года жизни приближаются к взрослым. У них сильно вытягиваются руки и ноги, туловище, относительно остальных частей тела, становится короче. Скелет интенсивно растет, а мышцы еще слабо развиты. Потому длительные статические нагрузки приводят к нарушениям осанки. Детям надо правильно организовывать рабочее место, делать передышки во время уроков. Большое значение имеют физические упражнения на переменах. Неплохо, если ребенок ходит в спортивную секцию.

Семилетние малыши выдерживают интенсивные физические нагрузки. Они проходят пешком несколько километров, можно их смело брать в однодневные походы. Ребенок может пробежать в быстром темпе около 30-40 метров. Прыгает с места на 40 см, а с разбега — на метр. Легко подпрыгивает на правой и левой ноге. Играет с мячом, может легко попасть в цель с нескольких метров. Дети умеют прыгать со скакалкой, катаются на двухколесном велосипеде, плавают. Нервная система и рефлексы развиты пока слабо, они не контролируют еще всех движений. Потому дети не могут быстро выполнять упражнения, стартовать по сигналу.

Мелкая моторика рук интенсивно развивается, но пока не совершенна. Потому во время уроков руки у деток устают. Малышу легче писать и рисовать в тетради крупные буквы и фигуры. Параллельные и прямые линии получаются не слишком точные. Детям иногда трудно правильно определить и отобразить на бумаге наклон буквы, выписать сложные элементы. Зато лепка, аппликация, нанизывание бусинок, пазлы, складывание конструкторов у малышей получаются намного лучше, чем раньше. Прикладным занятиям уделяйте как можно больше внимания. Они помогут развивать мелкую моторику и улучшить письмо у детей.

Развитие речи и мышления у ребенка 7 лет

Седьмой год жизни – это время окончательного формирования литературной речи. Дети выговаривают уже все буквы, умеют изъясняться сложными предложениями. Они четко и логически высказывают свои мысли, умеют вести диалоги. Словарный запас у младшего школьника большой, достигает нескольких тысяч слов. Следует учить детей произносить длинные монологи, пересказывать усвоенный материал, прочитанные тексты. Речь должна формироваться по законам литературного, а не простого разговорного языка.

На седьмой год ребенок продолжает активно воспринимать новую информацию. Он быстро запоминает и анализирует материал, прекрасно обучается. В процессе умственной деятельности семилетки используют разные виды мышления:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Наглядно-схематическое
  • Словесно логическое.

Основным типом мышления продолжает оставаться наглядно-образное, которое постепенно замещает наглядно-действенное, свойственно для младшего возраста. Дети воспринимают информацию лучше, когда видят перед собой конкретные предметы, наглядные пособия. Они способны воспринимать их в целом, ориентируются в схематических изображениях (наглядно-схематическое мышление). Умеют выделять основные свойства предметов, группировать их между собой по этим признакам. Условия задачи ребенок способен лучше воспринимать, если видит перед собой образ, контролирует результат своей работы с помощью наглядной демонстрации. Словесно-логическое мышление находится лишь в начальной стадии развития, окончательно оно сформируется только в подростковом возрасте.

Память и внимание

Дети в 7 лет лучше всего запоминают материал, который их заинтересовал или вызвал эмоциональный отклик. Через год они совершенствуют произвольную память, и смогут выучить даже то, что им не слишком нравится. В младшем дошкольном возрасте хорошо функционирует механическое запоминание. Это помогает детям быстро усваивать новый материал. Но не следует сильно опираться на механическую память. Если малыш привыкнет зубрить, не понимая материала, в дальнейшем ему будет трудно учится. Объясняйте школьнику то, что он изучает. Тогда и память станет лучше, и способность к усвоению больших объемов информации повысится.

У школьников младшего возраста возникают проблемы с вниманием. Они легко отвлекаются на раздражители. Концентрироваться на одном занятии детям пока трудно, их хватает минут на десять или двадцать. Ребенок может внимательно заниматься делом, далеким от учебы, но интересным ему лично. Например, мальчик или девочка на уроке рисуют в тетради или на парте, вместо того, чтобы читать. Внимание у детей развивается по-разному. Одни дольше концентрируются на каком-то деле, зато труднее переключаются. У других функция переключения с одной задачи на другую работает хорошо, зато есть трудности с концентрацией. Полностью сформируется эта функция у малыша через год или два.

Итак, на седьмой год жизни интеллект школьника уже неплохо развит. Вот какими навыками он должен обладать, в первом классе:

  • Уметь читать (хотя-бы по слогам)
  • Уметь считать до 100, знать простые арифметические функции в пределах 20-ти
  • Писать прописью
  • Уметь устанавливать логические связи между основными признаками предметов, воспроизводить их по образцу
  • Уметь использовать логику в мыслительных процессах
  • Правильно оценивать действия людей и свои собственные
  • Иметь развитую координацию и мелкую моторику рук
  • Понимать и пересказывать детские рассказы, сказки
  • Иметь желания получать новые знания, быть готовы м прилагать к этому усилия.

Правильно оценить уровень развития школьника поможет психолог, хороший школьный учитель. Родителям важно понять, что все дети развиваются по своему плану, у каждого собственные способности и характеристики. Нельзя в первый год школы оказывать на детей слишком сильное давление. Лучше использовать положительные мотивации для обучения, чем наказания.

Эмоциональное развитие и социальные связи

Возрастные особенности развития психики и эмоций у детей в 7 лет связаны с очередным изменением обстоятельств их жизни. В этот год у них формируются:

  • Собственное мировоззрение
  • Этические и эстетические нормы
  • Личная мотивация
  • Умение придерживаться общепринятых правил и норм
  • Самооценка и личное сознание

Эмоциями детей на седьмой год жизни начинает управлять интеллект. Они начинают осознавать мотивы собственного поведения, состояние своей психики. Информация, получаемая в процессе обучения, сильно помогает в этом нелегком деле.

Семилетний ребенок продолжает уделять много времени сюжетно-ролевым играм. Это не только метод развития, но и способ общения со сверстниками. У детей сильно развито воображение, но они уже не идентифицируют себя до конца с выдуманными героями. Скорее дети на седьмой год жизни воплощают фильмы, играют роли, как актеры. Постепенно уроки, получение новых знаний вытеснят игру. Общение между детьми перейдет в словесное, а взаимодействие – в решение общих задач.

Школьные уроки, освоение новых знаний, сильно влияют на формирование личности. Ребенок сравнивает свой теперешний объем знаний и навыков с тем, что он умел еще год назад. Родителям нужно подчеркивать эти положительные изменения, создавать у школьника положительную мотивацию к дальнейшему обучению. Успеваемость в школе может сильно повлиять на дальнейшую самооценку малыша. Успешная учеба поднимает самооценку, вызывает удовольствие от собственных успехов. Плохие оценки в школе доводят детей до депрессии. Не нужно ругаться, если ребенок плохо учится. Подчеркивайте в общении с малышом, что любите его. А достичь успеха можно, приложив чуть больше усилий.


Отправить

Кризис семи лет у детей связан с осознанием своей социальной роли. Они начинают понимать собственное место в обществе, у них по-новому формируются отношения со взрослыми и сверстниками. Переживания и чувства школьника становятся более глубокими, чем у малыша. У него формируется собственный внутренний мир, основанный на мировоззрении, внешних обстоятельствах и личных эмоциях. Часто поведение детей становится странным, натянутым, «искусственным». Они не слишком умело скрывают свои переживания. Дети опять капризничают, становятся вспыльчивыми, занимают позицию отрицания. Перепады настроения вскоре пройдут, когда ребенок осознает свое новое «я» и научится справляться с новыми эмоциями. У одних детей кризисный период длится несколько месяцев, а другим понадобиться для установления эмоциональной стабильности год или два.

Режим семилетнего ребенка

Обеспечить правильное развитие ребенка в 7 лет поможет режим и нормальные отношение в семье. Детям нужно время для отдыха и для занятий. Спать школьник должен около 10-ти часов, ложиться не позже девяти вечера. После школы следует несколько часов отдохнуть. За уроки лучше всего садиться в 16 часов. Домашние задания делайте не больше часа. Каждые 25-30 минут следует делать перемену. Для лучшего восприятия материала нужны наглядные материалы. Поможет таблица с примерами сложения и вычитания, красочный алфавит на стенке.

У малыша должно быть личное пространство в доме. Даже если квартира маленькая, попробуйте выделить ему уголок с партой или письменным столом, тумбой. Ребенок должен иметь место, где будет прятать свои тетради, книги, раскраски, машинки и куклы. Ведь для семилетки игрушки и учебные пособия одинаково важны. В его познавательной деятельности игра и обучение еще очень тесно переплетены. Чтобы выработать у школьника внимательность и усидчивость, постарайтесь правильно оборудовать его рабочее место. Во время уроков детей не должно ничто отвлекать. Не ставьте стол напротив окна, чтобы малыш не отвлекался. Свет должен падать с левой стороны. Купите настольную лампу, установите ее так, чтобы она не мешала и свет ее падал на рабочее место.

Не игнорируйте детских переживаний. Выслушивайте все, что рассказывает малыш о школе, о своих друзьях. Общайтесь с ним «по-взрослому», говорите о дружбе, обязанностях, планах на будущее. Почаще хвалите маленького школьника за все его достижения. Дети хорошо развиваются и учатся, если чувствуют себя дома комфортно и уютно. На выходных желательно проводить с малышом больше времени, летом спланируйте загородную поездку, зимой сходите вместе в кино или просмотрите интересное видео. Не жалейте для детей своего времени, ведь каждая минута, вложенная в них, вернется потом и станет опорой в их взрослой жизни.

Семилетний возраст - это переломный момент в детском развитии. Тот факт, что ребенок не слушается, истерит и огрызается , в большей мере связан с его переходом из дошкольного в школьный статус. Как понять детей в этом возрасте? Что делать при возникновении сложных конфликтных ситуаций? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Почему ребенок не слушается в 7 лет

Социальный статус детей меняется, они уже не какие-то там детсадовцы, а взрослые школьники, вместе с этим меняется и их поведения. Малыш становится более самостоятельным, но в то же время психованным и капризным. Рассмотрим причины такого поведения более детально.


Посмотрите это видео и узнайте еще больше об основных причинах непослушного детского поведения:

Ребенок совершенно не слушается, что делать

Итак, ваш ребенок 7 лет не слушается, что делать? Для того чтобы этот детский возрастной период прошел как можно лучше и легче для всех, родителям нужно пересмотреть свои отношения с чадом. Взрослый должен понимать, что малышу в первое время очень тяжело приходится в школе и максимально поддерживать его, а не требовать примерного поведения и хорошей учебы. Если ваше чадо не слушается в 7 лет, советы психолога :

  • договаривайтесь и исполняйте обещанное.

В этом возрасте дети отлично понимают ценность обещаний и если взрослый не выполнил то, что пообещал, малыш делает вывод, что можно не придерживаться своих слов;

  • откажитесь от наказаний.

Ребенок уже большой, он понимает человеческую речь. Если он оступился, предельно понятно объясните ему что в его поведении не так. В противном случае, в будущем, свою точку мнения, дети будут аргументировать кулаками;

  • разговаривайте.

Очень часто, ребенок не слушается, грубит, из-за отсутствия общения. Беседуйте, делитесь опытом своих неудач и ошибок. Так он будет чувствовать себя не одиноким в своей беде, что его поддерживают самые родные люди;

  • направляйте детскую энергию правильное русло.

Чтобы детям не хотелось бегать и шкодничать, лучше оформить их спортивный кружок. Таким образом, вы поможете им привить любовь к спорту, а также, сохранить свои нервы;

  • просите помощи.

Это поможет родителям сблизиться с ребенком, воспитать его самостоятельной и отзывчивой личностью, а также повысить самооценку. Покажите как вы нуждаетесь в малыше и что без его помощи, вы не сможете завершить какое-то дело в одиночку;

  • в первую очередь будьте другом, а лишь потом родителем.

Обычно, ребенок не слушается родителей в 7 лет из-за того, что последние неправильно выстраивают модель отношений с малышом. Сколько бы лет детям не было, они нуждаются в родительской любви, внимании и поддержке, знать, что их всегда выслушают, поймут, дадут совет, а не накажут или поругают. Поддерживайте ваше чадо во всех ситуациях.

Как же справится родителям с ситуацией, когда ребенок 7 лет грубит и не слушается? Узнайте, посмотрев это видео, в котором рассказаны основные особенности детского кризиса, а также, про методы борьбы с данным явлением.

Детская ложь. Нам, взрослым, она кажется такой бесхитростной и наивной. Но причины того, что ребёнок начинает лгать родителям, безобидными или незначимыми назвать никак нельзя. Ваш малыш фантазирует и выдаёт эти фантазии за действительность? Или он говорит неправду, пытаясь скрыть некоторые свои действия и поступки от вашего бдительного внимания? Как отучить ребёнка врать? Не спешите обличать карапуза и наказывать. Ведь, если подойти к проблеме с точки зрения психологов, то, скорее, воспитательную работу нужно проводить, сначала, с самими родителями. Чтобы они ошибочно не начали бороться со следствием, коим, по сути своей, ложь и является. Но попытались разобраться в причинах, побуждающих детей прибегать к столь непопулярному способу выхода из некомфортных для них ситуаций.

Дети врут родителям потому, что им в их мире почему-то становится не комфортно

  • Это бальзам для душевных ран.
  • Это нашедший выход внутренний конфликт.
  • Это спасательный круг в, казалось бы, безвыходной ситуации.

И что такое детская ложь для родителей?

  • Это сигнал бедствия.
  • Это призыв о помощи.
  • Это индикатор того, что в мире вашего любимого крохи далеко не всё так хорошо, как вам может показаться на первый взгляд.

Как бы печально для вас это ни звучало, но то, что малыш начал вам врать, говорит о кризисе доверия в ваших отношениях. И искать пути выхода из этого кризиса нужно именно вам, родителям, как более опытным, уравновешенным, авторитетным.

Дети врут, когда они перестают доверять своим близким

Не спешите обличать малыша во лжи и ругать его за . Попытайтесь понять, почему у крохи возникла необходимость сказать вам неправду. Ведь, зачастую, причины детской лжи совсем не те, которые видимы вам при поверхностном рассмотрении.

Единого рецепта решения этой проблемы вы не найдёте. У каждого он будет свой. В зависимости от проблем взаимопонимания, которые встали между вами и вашим ребёнком.

Кризис доверия между родителями и детьми возникает тогда, когда старшим поколением выбирается неправильная модель взаимоотношений и не совсем верная тактика воспитания своих чад.

Малыш не станет вам врать, если его жизнь течёт спокойно и размеренно, если у него всё в порядке. И не стоит думать, что он позволяет себе говорить вам неправду, потому, что карапуз вас не любит и не уважает.

Попытайтесь понять, что стоит за его ложью на самом деле. Какую именно свою потребность кроха пытается удовлетворить таким образом. Это и будет ответом на вопрос: «Как отучить ребёнка врать?».

Дети врут, когда боятся наказания и порицания

Почему дети говорят неправду?

Любой родитель старается дать своему малышу всё самое лучшее, пытается передать ему свой опыт и свою жизненную мудрость, вкладывает в любимую «кровиночку» частичку своей души. Но что-то, при всём при том, мамы-папы, всё же, делают не так. Интересно, что бы это могло быть?

Каковы причины того, что, рано или поздно, наши дети начинают говорить нам неправду?

  1. Чрезмерная строгость. Если вы и наказываете карапуза за совершённые им проступки, то удивляться тому, что кроха вам врёт, пытаясь избежать очередного порицания за содеянное, право, не стоит.
  2. Игра на чувствах. Если вы демонстративно огорчаетесь, хватаетесь за сердце, вините ребёнка в своём плохом самочувствии после его шалостей или плохих оценок, вы сами провоцируете его всячески скрывать свои промахи, чтобы, просто, не расстраивать вас.
  3. Недостаток внимания. Если малыш придумывает и рассказывает всем, кто готов его слушать, истории о счастливой семье, о том, как его любят родители, как внимательны к нему, то, может, именно всего этого ему не хватает в действительности. И он проказничает и врёт только для того, чтобы привлечь к себе ваше внимание, которого ему так недостаёт.
  4. Комплекс неполноценности. Кроха может быть недоволен самим собой. Это происходит тогда, когда родители его часто критикуют, развивая тем самым в маленьком человеке комплекс неполноценности. Ложь в данном случае – это попытка изменить, приукрасить не слишком радужную действительность. Стать в своих глазах и в глазах окружающих достойным уважения и восхищения.
  5. Ограничения в проявлении эмоций . Ребёнок – не робот. У него не может быть всегда одно и то же, непременно хорошее, настроение. Он может грустить и огорчаться, может быть раздражён и, даже, взбешён. И если ему будут препятствовать проявлять эти эмоции и давать им выход, он, просто, замкнётся в себе и станет лгать. В угоду желающим видеть его всегда весёлым и жизнерадостным карапузом родителям.
  6. Фантазии. Фантазёры и мечтатели, пожалуй, самые милые и привлекательные из всех маленьких лжецов. И такая ложь – это, скорее, проявление творческого начала и слишком . Враньё фантазёров вполне безобидно, если его понять и вовремя направить в нужное русло. Может, у вас в семье растёт современный Жюль Верн или свой, родной Жак Ив Кусто?..

А, может, ваш малыш не лжёт, а просто фантазирует? Тогда нужно направить эту его особенность в нужное русло

Ну как, у вас получилось по характеру лжи ребёнка определить её основные причины? Если да, то половину пути к искоренению этой привычки у малыша вы уже прошли.

Теперь главное – сделать правильные выводы и старательно провести работу над собственными ошибками в .

Как отучить малыша 4-5 лет лгать родителям?

Часто бывает так, что ребёнок ещё совсем маленький, но он уже успел столкнуться с вашим неодобрением.

И, боясь в очередной раз увидеть его в ваших глазах, боясь потерять вашу любовь, он, совершив что-то, что, как уверен кроха, повлечёт за собой это самое неодобрение, как спасение, как защиту, использует ложь. Как не допустить, чтобы ложь, какими бы ни были её причины, не вошла в привычку, не стала нормой для малыша?

Если ребёнок будет верить в ваше доброе к нему отношение, он не побоится признаться вам в своём проступке

Как поступать родителям в подобных обстоятельствах?

  1. Присядьте рядом с крохой так, чтобы ваши глаза располагались на одном уровне.
  2. Спокойно скажите ему, что вы знаете, что карапуз соврал вам.
  3. Попросите малыша сказать вам правду, заверив его предварительно, что сердиться на него, равно, как и наказывать его, вы не будете.
  4. Обязательно при этом вы должны подчеркнуть, как сильно любите кроху. И что бы он ни совершил, любить меньше вы его не станете.
  5. Когда ребёнок проникнется к вам доверием и расскажет вам правду, сдержите своё слово – не порицайте его.
  6. Помогите крохе разобраться в сложившейся ситуации. Объясните, что малыш сделал неправильно. И обязательно расскажите, как в данной ситуации нужно было поступать.
  7. Закончите беседу ещё одним заверением в том, что вы его любите, и всегда и в любой ситуации готовы прийти крохе на помощь.

Конечно, одной подобной беседы не всегда бывает достаточно, чтобы полностью восстановить доверие.

Подрастая, ребёнок пытается оградить от посторонних своё личное пространство. И это ему нужно позволить сделать. В пределах разумного, конечно

Что делать, если обманывает подросток (7-9 лет и старше)?

Когда дети достигают подросткового возраста, очень часто причина их вранья заключается в желании создать для себя личное пространство, независимую от взрослых территорию, где хозяином будет только сам ребёнок.

И ваша задача - эту территорию своему тинейджеру предоставить. В разумных пределах, конечно. Но чтобы дать ребёнку реально почувствовать, что он перешёл на новую ступень взросления.

Папа-мама это понимают. И готовы строить с ним отношения на новом уровне. Но большая самостоятельность – это не синоним вседозволенности. Поэтому здесь важно чётко очертить рамки самостоятельности подростка на данном возрастном этапе.

И ещё важнее, чтобы с этими рамками согласился сам ребёнок. Дискутируйте и будьте готовы к компромиссам. Можете даже заключить договор в письменном виде. Соглашение двух сторон, когда осязаемо, имеет большую силу.

Если подросток уверен, что родители его любят, что действуют только в интересах его благополучия, что всегда готовы выслушать, понять и простить, врать он не будет даже в случае нарушения каких-то договорённостей.

Мама и папа, создайте в семье доверительные отношения, станьте не только наставниками, но друзьями для своего ребёнка, и причин говорить вам неправду у него, просто-напросто, не будет!

Ребёнок может быть честен со своими родителями

  • Когда не боится наказания, гнева и потери любви самых близких людей.
  • Когда он уверен, что его не будут унижать, что бы ни произошло.
  • Когда знает, что родители поддержат его в любой ситуации.
  • Когда вы не скупитесь на похвалы и поощрения.
  • Когда между вами и ребёнком – доверие и взаимопонимание.

И никогда не забывайте о личном примере. Насколько искренни, честны и открыты вы сами, настолько ваши дети эти качества от вас и переймут. Создайте атмосферу согласия и гармонии в своей семье. И тогда маленькие её члены не будут искать спасения от невзгод и одиночества во лжи…

Видео «Как отучить ребёнка врать?»

Провожая ребенка в первый класс, многие родители облегченно выдыхают: давешний кроха вырос, стал самостоятельным, самое время расслабиться… Но покладистый малыш внезапно начинает перечить взрослым, поступать вопреки их просьбам, всячески проявлять характер. Не стоит пускать процесс на самотек, но и хвататься за голову, а тем более за ремень не спешите — кризис семилетнего возраста нормальное явление, редкое чадо он обходит стороной. Так что же делать, если ребенок не слушается в 7 лет? Советы психолога помогут вам вновь наладить отношения в семье.

Тревожные признаки

Часто родители, заметив неприятные изменения в поведении ребенка, стремятся любой ценой отстоять свой авторитет, не особенно вникая в ситуацию: жестко отчитать, лишить сладкого, шлепнуть по попе. Возможно, в случае обычного каприза ребенка это бы помогло, но сейчас все повторяется: кризис 7 лет обычно затягивается на несколько месяцев. О его приходе можно догадаться по характерным признакам:

  • Исчезновение детской непосредственности. Ребенок, достигший школьного возраста, всегда обдумывает свои поступки заранее, что несвойственно малышам, действующим по настроению;
  • Манерность. Как порой раздражают кривляния ребенка, например, его новая привычка говорить писклявым голосом! Другая крайность — постоянные умничанья, рассуждения о «взрослых» проблемах, встревания в разговор;
  • Скрытность. Если трехлетку кто-то обидит в песочнице, об этом тут же узнает весь двор. Первоклассник — другой случай, очень часто родители и не подозревают о внутренних переживаниях и страхах своего ребенка, настолько умело он прячет негативные эмоции, понимая взрослость как умение самому решать проблемы;
  • Непослушание. Отпрыск делает вид, что не слышит указания взрослых или демонстративно поступает наоборот. В 7 лет ребенок может внезапно отказываться мыть руки, идти спать или обедать, убрать игрушки, хотя раньше споров по этим вопросам не возникало.

Обнаружив у ребенка подобную симптоматику, наберитесь терпения — это пройдет. Потакать капризам нельзя, но превращать конфликты в настоящую войну не стоит. Обдумывая тактику действий, родители должны четко понимать, почему так изменился их всегда послушный ласковый малыш.

Причины кризиса 7 лет

Когда ребенок не слушается, ведет себя вызывающе и грубо, сложно сохранить спокойствие, так и подмывает хорошенько шлепнуть наглеца. Не стоит этого делать — доверие будет потеряно окончательно. Задумайтесь, зачем чадо привлекает к себе внимание. Психологи выделяют несколько причин, объясняющих сложности возраста 7 лет:

  • Физиология. Замечали, как вытягиваются за одно лето будущие первоклашки? Примерно в 7 лет начинается очередной скачок роста, иногда настолько стремительный, что организм воспринимает непривычное состояние как стрессовое.
    Плюс ко всему продолжается смена молочных зубов коренными, что тоже причиняет ребенку некоторый дискомфорт;
  • Смена социальной роли, ведущей деятельности. Раньше ребенок был просто сыном (или дочкой), а большую часть его времени занимали различные игры. Теперь ему необходимо освоить новую роль, стать учеником и прилежно учиться, отодвинув развлечения на второй план. Смена привычного уклада вызывает у маленького человека растерянность;
  • Желание угодить. Очень просто начинать что-то новое, но со временем любое занятие приедается. Так происходит в 7 лет со школой: горящий энтузиазмом ребенок становится апатичным, плаксивым. Малыш помнит, какие надежды возлагают на него родители, и ждет похвалы от учителя, хочет оказаться успешным учеником. Возникает противоречие между усталостью и стремлением отличиться;
  • Проявления индивидуальности. В 7 лет дети пересматривают позиции ближайшего окружения — семьи. Первоклашки ожидают, что с их взрослением будут считаться, их мнение будут учитывать. Именно этим объясняется упрямство и непослушание по мелочам. Ребенку просто не хватает внимания.

Капризы в ребенка 7 лет бывают спровоцированы обидой за не купленную игрушку или запрет на просмотр мультфильма. Время истерик по малейшему поводу прошло, теперь у детского негатива всегда есть скрытая причина.

Детские психологи, говоря о кризисе 7 лет, всегда рекомендуют избегать физических наказаний и психологического давления. Подобные методы ожидаемых результатов не принесут, только усугубят ситуацию. Несколько советов помогут справиться со сложностями достойно:

  • Договаривайтесь. Умейте не только приказывать, но и слушать. Не ставьте ребенка перед фактом, обговаривайте те решения, которые непосредственно его касаются: необходимость посещать продленку, поездка к бабушке на каникулы, занятия в музыкальной школе. Заранее определите, какие вопросы обсуждению не подлежат – безопасность, здоровье. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку;

  • Давайте поручения. Ребенок не слушается, стремясь к самостоятельности, уважению? Прекрасно, в 7 лет он способен помочь по дому — полить цветы, вытереть пыль, подмести. Такое доверие поднимет чаду самооценку без некрасивых сцен. Не забывайте похвалить ребенка, обязательно громогласно доложите всем домочадцам, как он выручил вас своей помощью, пусть почувствует себя значимым, авторитетным;
  • Не заостряйте внимание на неудачах малыша. Многие мамы и папы очень раздражаются, видя плохие оценки за элементарные ошибки. В 7 лет ребенок остро переживает родительское неодобрение, перестаньте бесконечно укорять его, с кем-то сравнивать. Вы же любите его не за успеваемость?;
  • Не озвучивайте поручения категорическим тоном. Пусть это будет настоятельная просьба. Встретив возражения, добавьте голосу твердости или используйте физический контакт: возьмите ребенка на руки, посмотрите в глаза, добейтесь ответного внимания. Обязательно спросите о причине отказа, найдите компромисс;

  • Выделите время на доверительную беседу. Даже будучи очень занятым человеком можно посвятить четверть часа собственному ребенку. Расспросите его, как прошел день, что нового в школе, с кем он дружит, с кем поссорился и почему. Привычка обсуждать с вами события личной жизни останется на долгие годы. Подростковый возраст тоже недалеко — готовьте почву заранее;
  • Пресекайте попытки манипуляции. Демократическое воспитание не меняет ведущих ролей, родители остаются высшей властью. Позволив манипулировать собой, взрослые теряют авторитет;
  • Не наказывайте ребенка показным равнодушием, оно ранит сильнее криков и ремня. Ваша злость скоро пройдет, а детская психика серьезно пострадает;
  • Будьте примером. Соблюдайте установленные правила, поддерживайте семейные традиции.

Беседуя с родителями первоклашек и давая им советы, психологи часто говорят, что беспрекословное послушание в этом возрасте куда подозрительнее постоянных проказ, поэтому не спешите огорчаться, если ребенок в 7 лет вас не слушается. Теперь вы знаете что делать, пусть советы психолога помогут сохранить доверительные отношения.

Человек в течение всей своей жизни переживает несколько кризисных, переходных моментов. Каждому возрасту свойственны свои признаки и причины. Кризис 7 лет у ребенка, возрастная психология которого была изучена не одним ученым, является вторым переходным моментом у человека.

Поворот обусловлен изменениями эмоционального, психологического и даже физического состояния малыша и характерен для детей от 6 до 8 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать себя старше со всеми вытекающими отсюда последствиями. Юный школьник не только чувствует себя повзрослевшим, но и старается полностью этому соответствовать, то есть старается одеваться по-другому, вести себя, как взрослый, и так далее.

Как правило, в этом возрасте малыш идет в первый класс. Перед этим родители стараются ему внушить, что, когда наступит эта пора, он повзрослеет. При этом в психическом плане ребенок все еще остается маленьким. Возложенная на него ответственность, неумение совладать со своими эмоциями и правильно расставить приоритеты ставят его, откровенно говоря, в тупик.

Симптомы кризиса семилетнего возраста схожи с переломным моментом в подростковом периоде.

Это только с первого взгляда кажется, что малыш достигает определенного психического развития. Например, самостоятельно принимает пищу, убирает за собой, ходит сам в туалет. Кроме того, у него имеется определенный круг обязанностей, установленных семейными традициями. Однако по достижении этого возраста на него накладывается ряд дополнительных задач, таких как — прилежно учиться, выполнять домашнее задание, обретать те или иные практические навыки.

Некогда послушное чадо начинает вести себя абсолютно противоположным образом. Чаще всего кризису присущи следующие признаки:

  • несуразное поведение;
  • кривляние;
  • игнорирование просьб;
  • грубость, резкость;
  • резкая смена настроения;
  • агрессивность;
  • неестественное поведение, выражающееся в надменности, пафосе.

Все это относится больше к поведенческому проявлению, но существуют еще эмоциональные и физические признаки кризиса 7 лет, которые внимательный родитель обязательно заметит:

  • чадо быстро устает;
  • становится вялым либо гиперактивным;
  • нередко бывает рассеянным.

Всему этому есть объективные причины.

Разновидности состояния

Изменение собственного «Я»- именно это является основной причиной такого поведения. Именно так считает Л. С. Выготский — известный детский психолог. Кроме того, маленькому человечку придется действовать и жить по другим правилам и уметь адаптироваться к абсолютно новому для него обществу.

Дети начинают вспоминать те привычки и постулаты, которые им были привиты ранее. Далее, с новым становлением личности, дети внутри себя накладывают эти правила на новое «Я», а их, в свою очередь, нужно совместить с новыми догмами, которые готовит им новая школьная жизнь и родители.

Все это проявление естественного противоречия. Происходит защитная реакция: неумение правильно определить свое отношение к окружающему миру приводит ребенка к отрицанию всего того, что ему было привито раньше.

Как следствие, возникает дух противоречия. Как может вести себя малыш в этом возрасте? Начинает бунтовать против просьб родителей, а в некоторых случаях и просто их игнорировать. При этом происходит данный процесс неосознанно. Нагрубив старшим, возможно, будет жалеть об этом, но внутри себя.

Попадая в школьный мир, в новый круг своих сверстников, нередко могут возникать конфликты. Причиной этому может быть даже не сам человек, а группа детей, с такими же, как у него, переживаниями. Каждый школьник в возрасте семи лет учится отстаивать свое мнение и завоевывать место под «солнцем» по-своему. Кто-то впадает в истерики, другой не слушает преподавателей, а третий использует силу и крик. Потому нередки случаи, когда первоклассник отказывается посещать школу.

Всему виной физиология?

С физиологической точки зрения, человек в этот момент меняется, но что же с ним происходит? Этому возрасту характерно биологическое созревание. К 7-летнему возрасту лобные полушария заканчивают свое развитие и принимают окончательную форму. Это значит, что человек может действовать свободно (произвольно) либо целенаправленно, решая определенные задачи, то есть составлять план своих дальнейших действий.

В этот же момент активно развивается нервная система, принимая особую подвижность. Основной момент — в возникновении возбуждения, влияющего на неусидчивость и гиперподвижность ребенка.

Его неустойчивая психика «учится» по-новому реагировать на эти биохимические процессы, к которым дополнительно присоединяются внешние раздражители. В данный период у определенного процента детей отмечаются нервные тики, передергивания, проявляются некоторые фобии. Малыш нередко начинает бояться того, чего раньше не пугался.

Мотивация поведения

В возрастной психологии состояние кризиса обусловлено становлением его личности. Проявление кризиса могут спровоцировать малейшие поводы, которые побуждают малыша совершить тот или иной поступок.

Важным моментом является психологическая подготовленность малыша к школе. Нередко этот период называют «синдромом первоклассника». Родителям нужно знать, что до шести-семилетнего возраста практически любой ребенок, при условии, что ранее не ущемляли его достоинство, воспринимает себя исключительно с позитивной стороны.

Эксперименты психологов показали, что малыши, не достигшие шести лет, ставят свои умения, навыки гораздо выше, чем дети с такими же навыками, но уже постарше, например, семилетние. Это еще раз доказывает, что дошкольный возраст имеет завышенную самооценку.

Перед тем, как пойти в первый класс, мнение дошкольника резко меняется. Особенность в том, что он уже сознательно дает себе внутреннюю самооценку, выделяя то, что он действительно может, между тем, что что только кажется — может. Человек в обществе начинает осознавать, что в реальности его личность не настолько совершенна. При этом уровень требований остается на том же уровне.

Внутри него развивается целая цепочка логических понятий. Например, малышам дошкольного возраста свойственно связывать окружающих людей с игрой. Дети чуть постарше начинают осмысливать, что не все касается только игр. Именно сейчас маленький человечек уже чувствует и может объяснить разницу между родными и посторонними людьми.

Позиция родителей

Сложный, но неизбежный этап развития любого человека с его адаптацией к окружающей среде. Как бы родителям ни хотелось, но избежать этого кризисного этапа, равно как и подросткового, не получится.

Родителям, прежде всего, нужно быть готовым к нему самим. Но даже несмотря на такую «подготовленность» резкая смена поведения их чада ставит родителей в тупик, и, к сожалению, большинство из них совершают ошибки.

Ограничить действия ребенка и вытянуть его из социума не получится. Родители должны обратить внимание на продолжительность, а также силу кризиса. Если этому не уделить должного внимания, то малыш не сумеет преодолеть сопутствующие трудности, и они могут отпечататься на его психическом и физическом состоянии на всю жизнь. В дальнейшем, осознав свой неправильный первоначальный подход, исправить родителям уже ничего не удастся.

Кризис может начаться не только в семь лет, но и раньше. Этот период называется докритическим. Его можно заметить в потере интереса к прежним играм. Это значит, что маленький человек подсознательно желает стать взрослее.

Проявление явных негативных признаков говорит о том, что момент кризиса наступил. И наконец, этот этап проходит, когда ребенок обретает внутреннее, пусть и относительное спокойствие. Он входит в стабильную фазу в психологическом и эмоциональном плане.

Действия родителей

Столкнувшись с такой ситуацией, для родителей главное — не растеряться и не потерять свое «лицо» перед крохой. Почему? В этот момент у маленького человека идет активное «отрицание» всего и всех. Нужно очень тщательно думать, прежде чем дать ему обещание или ответить что-либо невпопад.

До этого момента у малыша родители всегда была в авторитете. Учитывая, что в 7 лет человечек очень хорошо чувствует разницу между правдой и ложью, не трудно догадаться, какая реакция у него будет, если ребенок почувствует со стороны родителей подвох. Малыш уже отлично умеет сравнивать соответствие между действиями и словами. Родителям нужно четко знать, что делать, если ребенок гиперактивный — как себя вести и что говорить ему в том или ином случае.

  • Необходимо и морально и с точки зрения образования предварительно подготовить чадо к школе. Это может быть разучивание стихов, песен. Можно научить его пересказывать, к примеру, сказку своими словами, то есть — учить излагать. К этому же пункту можно отнести и умение отличать предметы. Существует множество развивающих программ для домашнего обучения.

Элементарная базовая подготовка поможет ребенку чувствовать себя уверенно среди сверстников, когда он попадет в школу. Неплохо будет предварительно посетить будущее учебное заведение, познакомиться с обстановкой, учителями.


Родителям самим нужно быть спокойными, терпеливыми и очень позитивными. Самым безболезненным считается выход из затруднительной ситуации с юмором. Со временем такой подход оставит свой отпечаток, и уже будучи взрослым вашему ребенку будет легче самому выходить из затруднительных ситуаций.


Top