Особенности воспитания подростка и трудности переходного периода.

У детей в возрасте от 11 до 17 лет меняются характер, привычки. Меняется отношение к жизни и окружающим, а в особенности к себе. В их поведении появляется больше взрослого, но и детские взгляды и поведение еще не так далеко ушли. Поэтому , да они уже подросли, но еще не выросли в это время, происходит становление личности и ее характера, возникают проблемы воспитания подростков. При этом излишняя мягкость может привести к проблемам, а строгость к потере взаимопонимания. Действия и поступки часто бывают не обдуманными, импульсивными, которые взрослыми понимаются с трудом. И здесь потребуется колоссальное терпение и мудрость, чтобы найти общий язык.

Он начинается с рождения ребенка и продолжается до его созревания. И здесь нет выходных или каникул. Это образ жизни. При этом здесь учатся дети и взрослые. Очень важно найти понимание, единодушие. Взрослые должны вести детей по жизни, не теряя их доверие и уважение. Необходимо понимать стремления ребенка и при необходимости поддержать, ободрить или осадить и поправить, но делать это нужно мягко, ненавязчиво. Дети в подростковом возрасте очень остро реагируют на ограничение их свободы. Важно вместе обсуждать проблемы и возможный выход из них. Хорошо если дети чувствуют и понимают, что они не одни, их не бросили и не оставили наедине с проблемами.

Проблемы воспитания подростков, подростковый кризис

сложный период жизни у детей. Они резко реагируют на грубое и бездумное вмешательство, навязывание чужой воли. Подростки всегда готовы отстоять свои взгляды и мнение, а если не могут, то переходят в «глухую оборону» и тогда диалог уже невозможен. Постоянный родительский контроль вреден. Дети должны постепенно учиться контролировать свои поступки, а также приобрести опыт ответственности, как за свои действия, так и слова. Важно научиться самостоятельно действовать в ситуации выбора. Во взрослой жизни это пригодится. Не всегда родители будут рядом, чтобы помочь или подсказать.

В деловых отношениях нужна организованность и щепетильность, умение идти по намеченному пути. В отношениях к сверстникам и взрослым нужно учить тактичности и умению понимать собеседника, а также правильно излагать свое мнение. У подростков действительно часто не хватает выдержки и мягкости. Их могут научить этому родители своим примером. Другим важным пунктом воспитания является умение хорошо, позитивно относится к себе. Необходимо верить в себя.

Время чтения: 7 минут

В отношении с окружающими людьми и ближайшей социальной среде подросток черпает свой нравственный и социальный опыт, который влияет на его взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. На воспитание подростка, будь-то мальчик или девочка, родитель должен обращать особое внимание. На какие особенности подросткового возраста следует обращать внимание, каковы типичные ошибки родителей при общении с несовершеннолетними? Узнайте, что учитывать, выстраивая схему общения с отроком.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это период развития человека, когда вопросы, относящиеся к детству, уходят на второй план, начинается становление взрослости . Для грамотного формирования личности рекомендуется учитывать все нюансы, связанные с особенностями поведения, с половым воспитанием несовершеннолетних. Выделяют три этапа подросткового периода:

  • с 10 (иногда – с 11) до 13 (заканчивается в 14) лет – ранний;
  • с 14 до 15 (продолжается до 16) лет – средний;
  • с 16 до 17 лет – поздний.

Главная особенность подросткового возраста – это начало полового созревания, которое обуславливается изменениями эндокринной системы в организме, нестабильным гормональным фоном. Активное физиологическое перестроение организма повышает интерес к собственной внешности, тинейджеры сильно переживают из-за различных отклонений от норм, важных по их мнению. Психологические и социальные конфликты основываются на непонимании ребенка. Нередко результатом всего становится поиск той среды, которая его «понимает».

Сложности воспитания подростков

Воспитание любого, даже самого спокойного подростка требует большого терпения, внимания и заботы. Период взросления ребенка определяет методы воспитания. Это время, когда не только происходят физиологические и психологические изменения личности, но и есть высокий риск появления трудных подростков. Для детей характерно :

  • критическое и искаженное восприятие действительности;
  • появление кумиров;
  • резкая смена настроения;
  • завышенные финансовые требования;
  • жестокость;
  • собственное мнение;
  • острая потребность эмоционального принятия ровесниками.

11-13 лет

Период характеризует высокая эмоциональная нестабильность. Дети бывают очень грубыми и несдержанными, однако общение вне семьи может быть полностью противоположным. В этот период дети нуждаются в одобрении, родительской поддержке. Важно повышать самооценку подростков (неприятие самих себя сильно занижает ее). Каждый в это время проверяет рамки дозволенного – родители должны контролировать поведение.

Для несовершеннолетнего 11-13 лет важно эмоциональное удовлетворение. Выделяют две основные потребности: общение и самоутверждение. Он может хорошо учиться, но внутренние переживания будут формировать сознание не лучшим образом. При правильном общении возможно скорректировать поведение, привить нормы морали. Особенно необходимо грамотное общение при возникновении психологического противоречия, когда ребенок хочет быть таким как все в одежде, внешности, однако желает обратить на себя внимание.

Школьный возраст требует от родителей пересмотреть свое общение с ребенком: авторитет и послушание заменить на партнерство. Лучше всего тинейджер будет себя чувствовать в семье, где в этот период не будет «удушающей» заботы и чрезмерной любви родителей. Главное – тепло, понимание и строгость. За родителями остается контроль, но, к примеру, стиль одежды, может определяться сверстниками.

14-15 лет

Самый сложный воспитательный этап – от 14 до 15-16 лет. Пубертатный период отличает соединение всех проблем: гормональных, психологических, социальных. Задача взрослых – помочь ребенку преодолеть этот этап, только тактично и уважительно. Очень часто сексуальное влечение приводит к неразборчивым связям, при неудачных половых контактах ребенок замыкается, часто отторгает то, что предлагают ему взрослые. Это может привести к самоубийству подростка. Родители должны набраться терпения и сил.

Воспитание подростка в этот период отличается тем, что дети стремятся оградить свою личною жизнь от любого вмешательства. Очень хорошо, когда у ребенка есть отдельная комната. Родители, уважающие своих детей, обязательно будут входить в ее только со стуком. Это же касается и уборки: дети сами убирает комнату. У несовершеннолетнего будет уверенность, когда его нет дома, личное пространство никто не нарушает. Это важно соблюдать, чтобы сын или дочь чувствовали себя в безопасности дома, а не на улице. Нет возможности для отдельной комнаты – отведите ребенку отдельный шкаф, полку.

16-17 лет

В 16-17 лет подростки превращаются в самостоятельную личность, имеющую свои взгляды и убеждения. Все усилия, которые родители приложили ранее, не пройдут бесследно. Доверие и уважение должно быть, однако родительский контроль не ослабевает. Психология детей 16-17 лет базируется на более спокойном эмоциональном фоне , нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности, основанной на определенных ценностях.

Стремление к самостоятельности проявляется при построении отношений с противоположным полом, в оценке и заботе о собственной внешности, желании заработать деньги. Отношение к окружающим становится более уважительным, они ценят чужое мнение, в своих семьях проявляют заботу о родных. Однако тинейджеры очень уверены в себе, стараются принимать решение самостоятельно, хоть и не всегда рационально. Конфликты предпочитают решать путем обсуждения и разговора.

Как правильно воспитывать подростка

Ччтобы правильно воспитать детей, есть несколько простых правил . Они помогут поддерживать общение на нормальном уровне:

  1. Не нужно критиковать идеи и поступки только на том основании, что взрослые старше.
  2. В споре нельзя раздражаться по мелочам (дети умеют хорошо провоцировать), должна четко прослеживаться позиция взрослого и уверенного человека.
  3. Необходимо давать возможность сыну или дочери высказать свои обиды.
  4. Обязательно нужно предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Девочку

Воспитывать девочку подростка порой бывает очень трудно. Важно уделять должное внимание эстетическому и духовному воспитанию девочки. Заложенные в это время правила гигиены, вкуса останутся на всю жизнь. Нравственность – ключевой аспект в воспитании. Родители обязаны формировать у девочки правильное отношение к обязанностям, женскому здоровью, к вопросам любви и близким отношениям. Не стоит девочку:

  • держать все время в строгости;
  • баловать и потакать всем капризам;
  • критиковать;
  • откровенничать (должна доверять девочка, а не мама рассказывать лишнее).

Мальчика

Переходный возраст определяет качества будущего мужчины. Воспитывать подростка мальчика совсем не легко. Родители не должны:

  • основываться только на методе «кнута»;
  • проявлять сильную заботу (особенно часто бывает в неполных семьях, когда воспитанием занимается только мама: решает все проблемы, слепо верит и т.д.);
  • сравнивать с кем-то;
  • противоречить (особенно по отношению к девочкам, когда отец учит их не обижать, а сам неуважительно относится к матери).

Воспитание подростков основывается на грамотном подходе к построению взаимоотношений с ним. Советы родителям подростков следующие:

  1. Дети критично оценивают жизнь своих родителей, начиная от обсуждения внешнего вида (чаще делают девочки) и заканчивая критикой укладов и традиций. Готовиться к этой оценке следует заранее.
  2. Разговаривать с детьми важно для сохранения доверия.
  3. Чтобы добиться взаимопонимания, не нужно таить обиду. Нужно чаще проявлять инициативу и давать поддержку.
  4. Если взрослый считает, что не стоит выполнять определенное желание сына или дочери, нужно четко аргументировать, почему, но всегда отказывать тоже нельзя.

Очень часто родители стесняются демонстрировать эмоции и проявлять себя. Поэтому нужно стараться:

  1. Удивлять ребенка, демонстрировать самим и хвалить его таланты (хорошая хозяйка, творческая личность, смелая, умный, разбирается в технике и т.д.).
  2. Оценивать поступок, а не личность.
  3. После замечания важно соблюсти паузу: дать осознать услышанное.
  4. Не нужно оберегать слишком сильно от семейных проблем: кто-то заболел – ребенок учится чуткости, возникли материальные трудности – это научит искать выход из ситуации.

Как понять подростка

Чтобы попытаться понять ребенка, нужно начать с воспитания самих себя. Помогут личный пример и попытка поставить себя на место ребенка. Родители обязаны не просто запастить терпением, а суметь создать комфортную остановку, которая поможет найти взаимопонимание. Важно всё: семейное воспитание, информация об увлечениях и пристрастиях ребенка, проявление искреннего интереса к его делам, сведения о друзьях.

  1. Избегать однозначных и резких высказываний относительно интересов, выбора профессии, друзей ребенка.
  2. Не использовать категорическое «нет», только аргументы и честность.
  3. Признавать свои просчеты.
  4. Не жалеть слов похвалы.

Как разговаривать с подростками

Разговор с тинейджером – прекрасный метод воспитания. Однако делать это нужно правильно:

  1. Во время беседы не критиковать внешность, увлечения, кумиров.
  2. При необходимости разговора не стоит использовать фразу: «Нужно серьезно поговорить». Начать можно в непринужденной обстановке: по дороге домой, в магазине. Это поможет избежать настороженности.
  3. Уважительное общение. Однако необходимо проявлять твердость в моментах, касающихся здоровья и безопасности.
  4. Не доказывать ничего, когда ребенок слишком возбужден.

Типичные ошибки родителей

Нередко родители допускают ошибки в воспитании. Исправить потом все очень сложно. Типичные недочеты следующие:

  • строгость и запреты во всем;
  • восклицания типа «Ты же будущий мужчина»;
  • ссоры родителей на глазах у детей;
  • акцент на умственном развитии в ущерб физическому и наоборот;
  • выполнение всех требований ребенка;
  • ребенок – не соратник, не стоит на него сильно наваливать свои проблемы;
  • неприятие пола ребенка: хотели мальчика, а родилась девочка, которой дают мужское воспитание.

Видео

Когда в семье растет подросток , иногда родителям бывает нелегко. Чтобы его правильно воспитывать, нужно обладать большим терпением и эмоциональным интеллектом.

Только в этом случае мы сможем привить ребенку нужные ценности и адекватные ограничения и постепенно воспитать в нем зрелость и ответственность.

Мы объясним, как это сделать.

Подросток: как его воспитывать?

1. Предлагать новые права и обязанности

Обычно девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики, и в 11-12 лет они становятся более требовательными по отношению к родителям.

Мальчики развиваются медленнее, но лет в 13 и они «вдруг» становятся упрямыми и высокомерными , и мы перестаем их понимать.

В этом возрасте подросток начинает «входить» в мир взрослых, но еще «на детских ногах». Это нелегко. У него внутри царит гормональный, и когнитивный хаос, в котором ему предстоит разобраться.

Подростки жаждут учиться «быть взрослыми», требуют больше прав и свобод , но не могут объективно оценивать свои действия: насколько они рискованны и какими последствиями грозят.

Лучшее, что могут сделать родители, — это поддерживать определенное равновесие между правами и обязанностями подростка . Например, отпускать гулять с друзьями только после того, как выполнены все школьные задания. Важно, чтобы дети возвращались домой к условленному времени; если же ребенок опоздал, этого права его можно на какое-то время лишить.

Важно, чтобы подросток понял, что во взрослой жизни также есть множество обязательных норм и требований. Вещи не «падают с неба». Взрослые работают, чтобы обеспечивать семье достойный уровень жизни, покупать еду, одежду и другие необходимые вещи.

От подростков нужно требовать, чтобы они учились отвечать за свою учебу, за свои действия. И если вы устанавливаете нормы, эти нормы должны соблюдаться , а за их нарушением — следовать наказание.

Нельзя сегодня прощать за отступление от нормы, а завтра за это наказывать; поступая так, родители теряют уважение своих детей-подростков.

2. Воспитывать в позитивном духе: лучше поддержать, чем наказать

Некоторые родители постоянно ругают и наказывают своих детей-подростков. Выговоры, упреки… Это неправильно. Между наказаниями и поощрением и поддержкой должно быть определенное равновесие, и не стоит наказывать, когда можно помочь все исправить.

Рассмотрим пример. Ребенок «провалился» на экзамене, он приходит домой и его встречают криком и обвинениями. Мол, он бездельник, он никогда ничего не добьется в жизни и т. д.

Так делать не следует. Таким образом мы пробуждаем в подростке отрицательные эмоции , чувство беззащитности и понижаем его . Лучше расспросить его о причинах случившегося и сказать, что мы не сомневаемся в его способностях и верим в успешную сдачу экзамена после необходимой «работы над ошибками». При этом нужно по возможности помочь ему в этой «работе».

Когда ребенок совершает ошибку, подскажите ему, как ее исправить, как сделать лучше, а не подвергайте сразу уничижительной критике, не «уничтожайте морально». Вместо постоянных упреков и наказаний предлагайте стратегии поведения и демонстрируйте доверие . Это гораздо лучше.

3. Стараться установить и поддерживатьдоверительное общение

Старайтесь всегда выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком, спросить его, как прошел день, что было интересного. Не нужно «выставлять оценки» за то, что он сделал или не сделал. Родители должны ориентировать подростка в жизни , а это предполагает постоянный и доверительный диалог.

Старайтесь не допускать, чтобы ваш ребенок-подросток, как это часто бывает, постоянно сидел в комнате за компьютером, слушая музыку, и выходил только поесть или погулять с друзьями. Старайтесь, чтобы он не отстранялся от общих домашних дел.

Во время еды и разговаривайте с детьми. Спрашивайте их об их вкусах, друзьях, о тех, кто им нравится.

В идеале дети должны видеть в вас друга, готового прийти на помощь, а не «врага», который постоянно критикует и наказывает, и от которого нельзя ждать помощи и поддержки.

Выслушивайте детей, помогайте им ориентироваться, будьте им родителем, но также другом. Устанавливайте ограничения, когда нужно, и давайте права , когда можно. Так вы воспитаете в детях зрелость и ответственность.


В заключение отметим, что быть родителем подростка нелегко. Никто не даст вам идеального «учебника» по этому «предмету».

Тем не менее, уверяем вас, что, обладая оптимизмом, любовью и волей, вы сможете воспитать зрелую и ответственную личность, способную принимать важные жизненные решения. Это будет личность, способная быть , которая знает, что для достижения целей нужно прилагать усилия, что для того, чтобы иметь хороших друзей и мужа (жену), нужно уметь их уважать и понимать.

Озвучим еще одну важную мысль: необходимо, чтобы отец и мать придерживались одних взглядов на воспитание детей. У них должны быть одни ценности и одни требования.

или

особенности воспитания подростков

Автор : Арина Покровская - психолог, автор и ведущая психологических тренингов, правозащитник. Занимается индивидуальным и семейным консультированием. Работает с подростковыми и детскими проблемами.

Комментарий Шишкова Сергея Николаевича (психолог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, магистр педагогики, автор книги "От мальчика до мудреца. Мужские тайны", ведущий психологических тренингов, генеральный директор НИИ Социальной Психологии и Психологии Развития Личности):

"Все хорошо, да вот тема необъятная. Подростковый период в жизни мальчика оказывает решающее влияние на большинство сфер жизни. И этот же период жизни проходит в глубоком конфликте: подросток считает себя взрослым, а остальной мир нет. Отсюда и протест, и желание обособиться. Усугубляет эту ситуацию общая инфантилизация современных мужчин и псевдофеминизация женщин, мальчикам просто не с кого брать мужской пример. И все что им остается это партизанская война с Сильной Женщиной. А впрочем, чтобы родители не делали - дети вырастают. Просто помогите своему взрослому ребенку войти в наш взрослый мир".

Мальчики становятся мужчинами или особенности воспитания подростков

Мы знаем, чего ждать от мужчины. Мы понимаем, на что способен мальчишка. Но когда вчерашнее дитя пробует свои силы и совершает первые ошибки, превращаясь во взрослого, родители теряются: что делать им с этим неведомым существом? И я буду говорить с вами о том, как вести себя, чтобы помочь и не навредить.

Подростковый возраст: мифы и реальность.

С подростковым возрастом в нашем обществе связано множество родительских опасений и мифов. Ребенок в подростковом возрасте находится в кризисе, в поиске себя, и для решения этого кризиса ему нужно постепенно выходить за пределы семьи. Не каждой семье легко это пережить. Какие-то родители ожидают бунта на корабле и заранее закручивают гайки. Кто-то неожиданно для себя замечает, что вчерашний малыш скоро перегонит в росте и спешно пытаются наверстать упущенное в воспитании…

  • Это время действительно бывает непростым, как для самого подростка, так и для его родителей. Но, как и любой кризис, его можно пережить, разрешив новому войти в вашу жизнь…

Подростковым возраст, как правило, считается, начиная с 11-ти и заканчивая 19-ю годами.

Подросток начинает осваивать мир взрослых - как психологически, так и физически, он все более приближается к взрослению. С подростка все больше спрашивается как в семье, так и в социуме - т.е. за ним признают в разы больше обязанностей, чем у ребенка. Однако прав у него все еще не так много. Вобщем, количество обязанностей часто заметно превышает количество прав. А часто - и возможностей подростка.

  • Это верно для подростков обоих полов.

Однако мужчинам в нашем обществе предъявляют заметно большие требования касаемо успешности, достижений, социальной активности. Вспомним выражения, вроде ты же мужчина!, а, значит, ты должен и далее перечисление: быть сильным, много зарабатывать, содержать семью… Если добавить про мужчины не плачут (как будто не имея прав на выражение чувств), становится совсем грустно…

  • И мне хочется рассмотреть эту тему поглубже, понять, как становятся мужчинами подростки и как быть родителям, чтобы помочь и не навредить.

Всем известно, что не бывает так, чтобы вчерашний подросток вдруг проснулся настоящим мужчиной. Вы можете с удовольствием, а иногда и с тревогой замечать, как ваш сын постепенно растет и меняется, как все больше мужское проявляется в нем. И вроде бы вы, родители, желаете ему самого лучшего, и знаете, что нужно только создавать условия для роста и отпускать, отпускать своего мальчишку в жизнь… Но как это порой непросто, и сколько вопросов возникает вдруг!..

К счастью, человечество накопило достаточно опыта в воспитании мальчиков, и к этому опыту можно присмотреться повнимательнее - вдруг кое-что пригодится?..

Кто воспитывает будущих мужчин и что это значит?

В нашей стране, в связи с воспитанием подростков, меня часто волнует привычная отстраненность отцов от воспитания, а зачастую и от участия в семейной жизни. Я в своей практике неоднократно замечала, что отец бывает вытесненным из семьи. Самое печальное, что некоторые люди продолжают считать это положение вещей вариантом нормы.

И воспитателями мальчишек, начиная с младенчества, в большинстве случаев являются женщины.

Судите сами: в декретный отпуск, как правило, уходит мама ребенка. В этом случае отец обычно зарабатывает на жизнь семьи и проводит с сыном намного меньше времени. Если присутствует няня, в подавляющем большинстве случаев - это снова женщина.

Конечно, для первых трех-четырех лет ребенка близкое общение мальчика с матерью оправданно и очень желательно.

От этого общения зависит умение будущего мужчины любить, проявлять свои чувства в близком общении и создание теплых отношений в будущей семье.

Вернемся к социальной среде:

  • Детский сад - если мальчика туда отдают, воспитывать его снова будут женщины. Ведь в детских садах от нянечки до заведующей персонал обычно женского пола.
  • Школа: начиная с первой учительницы и заканчивая завучами и директором школы, воспитывают мальчика также женщины. Если повезет, то физруком или учителем труда будет мужчина. Хорошо, если это окажутся учителя, по настоящему увлеченные своим предметом и образованием учеников.
  • К моменту поступления в институт говорить о воспитании уже поздновато. Вот и получается, что наших мужчин воспитывают женщины.

И, как ни грустно это признавать, наши мальчики иногда так и не вырастают. Они даже похожи с виду на мужчин, и у них мужские игрушки, но… Они отказываются принимать свои решения, они боятся менять работу, они не хотят рисковать, они плывут по течению… И самое страшное в том, что им не нужны близкие отношения с другой женщиной. Ведь у них есть мама…

  • А ведь, если немножко копнуть русскую историю, можно узнать, что раньше, примерно лет эдак до семи, ребенок считался чадом, и его пол вообще особенно не отличали. Ну отмечали при рождении, мол, сын родился, хорошо. И бегал малыш на женской половине дома, в простой рубахе до пят и обычно и без порток, в полном женском подчинении в толпе других детей. А к семи годам мальчик переходил на мужскую половину дома, и считалось, что он готов уже стать учеником отца.
  • Все, на том женское воспитание заканчивалось, мальчику позволялось одевать более мужскую одежду, и он полностью переходил под власть отца. В этом был явный резон - к подростковому возрасту у мальчика уже не возникало вопросов, как нужно жить и как быть мужчиной. Опять же, и профессия мужская приобреталась, а, значит, уж сам-то себя отрок прокормить сможет. А там и до своей семьи недалеко.

В современное время многое изменилось, но потребность мальчика в доступной отцовской фигуре никуда не делась.

Роль матери в воспитании мальчика.

В самом нежном возрасте, до трех-четырех лет жизни, любой ребенок имеет крепкую связь с матерью. Это очень важно для полноценного развития чувственной сферы мальчика. Позже, в зрелой любви с женщиной, мужчина чаще ищет к себе то же любовное отношение, образец которого подарила ему мама.

  • Мать также символизирует кормящее чрево, и все, что с этим связано: заботу о теле, теплые ощущения и чувства, душевный и тактильный контакты.

Примерно до 6-7 лет мальчик все еще крепко эмоционально связан с матерью, но значение ее фигуры уравновешивается с отцом ребенка.

  • Чем ближе сын к социальным сферам, школам, коллективам, компаниям сверстников, тем больше ему нужен отец. Но все происходит постепенно.

Подростковый период - время начинающейся сепарации сына от семьи. В нашей культуре - прежде всего от матери ввиду исторических причин. Людская память еще хранит подсознательную информацию о времени, когда на войнах, а потом в лагерях была истреблена масса молодых и здоровых мужчин. И женщины многое брали на свои плечи. Время изменилось, а память осталась. И многие мамы несут бремя ответственности за семью по тяжелой привычке. Поэтому бывает так страшно отпускать от себя сыновей.

  • Все кажется: в школе поддержу, иначе не окончит, от армии откуплю, иначе дедовщина, в институт помогу, а то не поступит, и брак проконтролирую, а то жену не ту выберет…Так мальчики и остаются под контролем мамы всю жизнь…

Главное для матери, когда ее сын подрастает - понемногу освобождать место для участия в его жизни отца. Если семья не полная, или папа по какой-то причине не общается с сыном, стоит помочь мальчику построить общение с мужчиной, вызывающим у вас доверие.

Если же у матери есть какие-то обиды, негативные эмоции в адрес отца ребенка или в адрес мужчин в целом, для здорового превращения сына в мужчину важно для начала разделить свои чувства к сыну и к его отцу.

  • Мальчику, чувствующему, что мать не принимает в нем его мужскую часть, придется очень несладко. Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери - он их сын, их дитя в равной степени. И тогда сын, подсознательно протестуя против негатива к папе, может начать что-то, обычно самое подавляемое от папы проявлять.

Поэтому, в такой ситуации для матери может быть эффективно проработать эти непроявленные эмоции к отцу ребенка с профессиональным психологом.

Помимо перечисленного сыну нужно предоставлять большую свободу для его личных выборов и решений. Так сказать, поле для ответственности и взросления. И маме стоит постепенно все больше отпускать сына, больше заниматься собой, мужем или другими детьми.

  • Самое ценное, что вы можете предложить подростку - это ваша готовность к поддержке и то, что вы его любите и гордитесь им. Даже если вам что-то и не нравится в его жизни, это проявления его индивидуальности и их можно уважать. Я думаю, при такой позиции любая мама сможет и сохранить теплые отношения с сыном и поддержать его вступление во взрослую жизнь.

Роль отца в воспитании мальчика.

Начиная с трех лет мальчика, роль отца становится все важнее. До достижения ребенком семи лет папе уже весьма желательно принимать активное участие в общении с сыном.

Если роль матери в воспитании относится скорее к эмоциональной сфере, то отец в семье дает ребенку правила поведения в обществе, передает важные социальные навыки. Отец в жизни ребенка символизирует социум, внешнюю среду. И если сын к такой среде сызмала чувствует доверие и надежность - мир не покажется ему излишне враждебным, он уже будет уметь с ним взаимодействовать.

  • Не случайно в стихотворении В. Маяковского сын-кроха пришел именно к отцу спрашивать, что такое хорошо и что такое плохо. Мать может много говорить сыну о таких вещах, однако они никогда не будут восприняты с той верой и глубиной, как это будет усвоено им от отца.

Значение такого вклада для дальнейшей жизни подростка трудно переоценить. Однако и папам и мамам лучше завершить процесс передачи воспитательных ценностей к 11-12 годам. В разгар несчастной, как и положено, любви и гормональный бурь в организме вашему сыну будет не до воспитания.

Кризис, который переживает подросток мужского пола, заставляет его по-новому взглянуть на отца. Когда вопросы о том, как справляться с этой надвигающейся взрослой жизнью, начинают тесниться в голове подростка, он интересуется: а как живет папа? Для нотаций поздновато, остается личный пример.

  • Для мальчика, входящего в подростковый возраст, очень важно видеть достойную мужскую фигуру перед глазами, полноценно общаться с отцом или с замещающим его человеком - дедушкой, дядей или другом семьи.

Мальчик, который учится быть мужчиной, обычно берет пример с доступных к подражанию объектов. От родителей во многом зависит тот выбор, который сделает подросток - будет ли это его отец, родственник, учитель в школе… Есть и не лучшие варианты: дворовый хулиган, скандальная кинозвезда или герой компьютерной игры, мастерски убивающий все живое.

Главное для отца, когда его сын входит в подростковый возраст - заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто.

  • Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет - просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда - вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время контролируя - ясно, что почвы для роста такого качества просто нет.

Я уверена, что взрослеющему мальчишке поддержка и любовь отца не менее (если не более) важна, чем контакт с матерью. Отец, с которым у сына установлены по-мужски крепкие и доверительные отношения - значит для подростка, что тылы прикрыты. Можно и активно во взрослую жизнь выходить, становиться мужчиной.

Первая любовь и сексуальное развитие мальчика-подростка.

Примерно в начале подросткового периода в мальчике начинает активизироваться его сексуальное развитие. Подросток физиологически дозревает до мужчины и обращает свое внимание на девочек.

В случае общепринятой нормы подростки выбирают партнеров противоположного пола.

  • Стремление к партнеру своего пола у мальчиков может скрываться в развитии запутанных, часто невыносимых отношений с матерью. Безусловно, в случае полной семьи такие отношения поддерживает отец, в случае с неполной основная ответственность лежит на матери. В такой ситуации мальчик как бы решает, что если с женщинами все так тяжело, то буду строить отношения только с мужчинами, с ними хотя бы понятно.

И тогда участие психолога может помочь только в случае искреннего желания самого подростка и его семьи что-то поменять.

Если отношения с матерью выстроены гармонично, а в нужное время в жизни мальчика полноценное место заняла отцовская фигура, выбор партнера, вероятно, произойдет в рамках нормы.

  • И тогда, скорее всего, у вашего сына случится первая любовь. Обычно, отношение к этому событию у родителей и сына разное. Подросток может действительно испытывать сильные переживания, страдая от неразделенности чувства или непривычных ярких эмоций. Родители же иногда считают все это несерьезной ерундой, которая скоро должна из головы выветриться.

Истина посередине: первая, особенно неразделенная любовь - это, в некотором роде, как ветрянка, и подростку ею нужно переболеть. Однако тяжесть ее от этого нисколько не умаляется. Вашему мальчику правда кажется, что он может умереть без ее любви, а мир - рухнуть! И родителям важно не вмешиваться в переживания сына с советами и прогнозами, а уважать его чувства. Когда ситуация выровняется, ваш сын просто станет сильнее.

Вклад семьи: это важно.

В подростковом возрасте, как мы уже говорили, уже поздно словесно поучать сына, как нужно жить. Как правило, тематические нотации подростки воспринимают в штыки. И родителям бывает сложно сохранять баланс между вниманием и навязчивостью.

Окружающий социум от мужчин в основном ожидает уверенности в себе, проявления силы и успеха. Взрослая жизнь не за горами, и мальчики-подростки это чувствуют. Очень сложно быть активным и успешным на заданную родителями тему. И все еще очень сложно отстаивать свое.

  • Родителям как никогда важно поддерживать сына в его делах и начинаниях, даже если они вам не по душе. Ведь ваш сын в будущем скорее всего также станет отцом, главой семьи - ему нужно научиться ответственности за свои решения и чувствовать стержень уверенности внутри себя.

Подростки очень чувствительны к фальши и лицемерию. Когда родители честны с собой и искренни с сыном, я уверена, доверия и тепла в семье прибавляется даже в непростые времена.

Да, подростки ищут себя, проходят кризис, отдаляясь от семьи. Но семья сохраняет свою значимость.

  • В столь переломный период жизни - уже не дети, но еще не взрослые, уже столько хочу, но все еще сам мало чего могу, подростки всегда ищут внешнюю опору. В себе ее еще сложно найти, а если папа с мамой не поддерживают, не доверяют, пытаются контролировать и учить, как надо жить - опора будет найдена вне семьи. Итог может быть любым.

Конечно, сыновья меняются. Порой их первые мужские решения совсем не по нраву родителям. Однако ваш сын всегда останется вашим сыном, а то, что с любовью заложено в семье, сохранится в его душе на всю жизнь.

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст

Подростковый период подразделяется на три этапа:
Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
Средний: от 14 до 16-17 лет
Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.

Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Как воспитывать подростка

В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.

Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого - вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.

Самоподготовка

Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.

Вот что может действительно помочь:

Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.

Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

Подготовка вашего ребенка

Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией - только отвечают на вопросы.

Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?

Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте - и Вам - чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.

Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

Комментарии:

    Дмитрий, давайте для ясности уточним, что такое т.н. девиантное поведение, причины его поведения и т.д.

    Итак, это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

    Под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

    Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

    • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
    • негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

    Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

    Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

    Формы девиантного поведения

    Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

    Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

    Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

    • инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
    • ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное - цель;
    • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
    • бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

    Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель - материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ - девианты.

    Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

    Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

    Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

    Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии , в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

    Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

    Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов - опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

    Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

    Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

    • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
    • соблюдать социальное равенство перед законом;
    • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
    • стремиться к адекватности преступления и наказания.

    Девиантное и делинкветное поведение

    Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся).

    Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

    Позитивные и негативные девиации

    Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство - признаки позитивных девиаций.

    Негативные девиации делятся на два типа:

    • отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);
    • отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

    Причины девиантного поведения

    Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм - специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей - умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция - пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

    Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

    Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии - отсутствия норм.

    Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия — это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

    В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации - бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

    В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант - вернуться на криминальный путь.

    Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

    Причины объяснения девиантного поведения

    Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

    Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого - развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

    Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

    Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

    Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

    Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

    Туманность нормативных формул мотивации , которыми руководствуются люди в сложных ситуациях - также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный - сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

    Социальное неравенство — еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

    Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества - тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время - например, на отдыхе - возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

    Классовая сущность государства , якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, - важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

    Аномия — причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку - волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

    Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.

Как заставить (не знаю как сказать — учить, приучать уже поздно) ребенка соблюдать порядок в своей комнате? И соблюдать гигиену тела?

Девочке 17 лет. Не глупая, много читает, рукодельничает, в школе учится средне, я довольна.

Но порядок и гигиена не считает это важным. Это для неё на последнем месте. Семья благополучная, но не полная. Финансовый достаток, все есть.

Как сделать так чтобы она помогала по дому, на кухне и т д…

    Алина, ваша проблема — всеобщая, многие мамы взрослых детей на это сетуют. Кричать и читать нравоучения бесполезно, это имеет обратный или временный эффект. Наверное, следует набраться терпения и искать подход. Одна знакомая мама нашла такой путь. Просит сына убраться, немного ждет. Если результата нет, она просто выворачивает ящики на пол, собирает все в большой пакет и выставляет его в прихожую. Воспитательный эффект потрясающий. Ребенок, конечно, обижается, пытается что-то найти в пакете, но вскоре понимает, что невозможно, и раскладывает все по полочкам. Потом надолго водвораяется порядок. Словом, работает! А еще важно молиться за детей, Господь все управит, Он — лучший наш воспитатель

Обсудить на форуме

Top