Вредные привычки маленьких детей и способы их устранения. Вредные привычки у ребенка: разновидности, способы борьбы и профилактика

Консультация

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

В возрасте трех с половиной лет Марио неожиданно начал постоянно откашливаться, хотя никогда не жаловался на насморк или кашель. Малыш делал это бессознательно. Как вскоре выяснилось, он неосознанно подражал своей воспитательнице из детского сада, которая из-за своей простуды была вынуждена часто откашливаться.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

В раннем детском возрасте и у дошкольников очень часто отмечаются следующие привычки.

Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является, видимо, сосание пальца. Выше уже говорилось, что сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до "детсадовского" возраста требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.

Каким образом можно отучить ребенка от этой привычки? Часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.

Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных "беспроблемных" детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.

В возрасте от двух с половиной до трех лет роль "успокоителя" может сыграть мягкая игрушка, например, плюшевый медвежонок, которого ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.

Некоторые родители бывают испуганы, когда наблюдают у маленького ребенка отвердение полового члена. Однако это совершенно нормальное явление. Оно вызывается, как правило, непроизвольным механическим раздражением, например при тугом пеленании, под напором мочи или при эпизодических играх с гениталиями. Совершенно естественно, что младенец, едва научившись управлять своими ручками, при освобождении от пеленок начинает трогать недоступные ему прежде части тела, в том числе и пенис, с которым он играет так же, как с ручками и ножками.

Ребенок изучает таким образом свое тело. К тому же, при мочеиспускании и гигиенических процедурах внимание малыша концентрируется на этой области. Иногда дети, находясь в кроватке, возбуждают ритмичными движениями свои гениталии. Они явно испытывают при этом приятные ощущения, сходные с с теми, когда родители берут их на руки и поглаживают.

Все это совершенно естественные вещи, которые не должны быть поводом для беспокойства. Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких "игр". Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.

При неблагоприятных условиях для развития ребенка и в случаях, когда его внимание постоянно фиксируется на вредной привычке, приятные ощущения, получаемые ребенком при игре с гениталиями, могут стать для него своеобразным заменителем отсутствующего домашнего тепла или недостаточной родительской заботы. Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.

Относительно других вредных привычек у детей раннего и младшего школьного возраста необходимо заметить, что успешно бороться с ними можно, уделяя ребенку больше нежного внимания и одновременно развивая его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если родители видят, что ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например, продолжает сосать палец, необходимо обратить внимание на общение с ребенком и заново посмотреть на его положение в семье.

Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.

Одни дети склонны к тому, чтобы срывать свои чувства на собственном теле, причиняя себе боль: они рвут на себе волосы, обгрызают ногти. Другие ведут себя агрессивно по отношению к остальным детям, а есть и такие, которые испытывают ночные страхи. Они вскрикивают во сне или просто плохо спят ночью, не могут заснуть или снова мочатся в постель.

В таких случаях родители должны спросить себя: «Хватает ли ребенку внимания в семье?» «Ощущает ли он себя защищенным?» «Уверен ли он в своих силах?»

Как уже говорилось, такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Самые распространенные из этих вредных привычек - когда ребенок грызет ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызет ручки и карандаши. Можно встретиться и с более экзотическими привычками: некоторые дети кусают щеки изнутри или грызут костяшки на руках. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях - можно ли научить ребенка контролировать свои действия?

Прежде всего, нужно задать себе вопрос - а когда именно вы заметили, что определенное действие стало уже привычкой вашего ребенка?

Возможно, тогда, когда он пошел в первый класс? Тогда это сигнал, говорящий о том, что он испытывает в школе затруднения, что он не включился по-настоящему в новую для него деятельность. Поэтому ваша задача - выяснить, в чем по-настоящему трудности вашего ребенка.

Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы - все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда вызывают к доске. Может быть, темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый. А ему нужно выполнять задания маленькими порциями, заниматься с более частыми перерывами. Возможно, он что-то плохо усвоил или недопонял и теперь это сказывается.

Что делать?

Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах.

Что очень важно - родители не должны требовать от ребенка "немедленно прекратить". Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.

Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу

Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.

Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее - к 14 годам.

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР-д/с № 42»

Приймак Н.Н.


Атарщикова Светлана Александровна

Вредные привычки детей дошкольного возраста - это набор определенных действий, которые малыш делает довольно часто и в основном неосознанно. Привычки бывают у детей различные и возникают благодаря разным действиям.

Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте:

Грызет ногти;

Ковыряет в носу;

Сосет палец;

Вырывает волосы;

Часто трет глаза;

Ритмично покачивается из стороны в сторону;

Чрезмерно жестикулирует;

Хватает собеседника за рукав или за пуговицу;

Поминутно отплевывается;

Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек - усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании. Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

Избавиться от вредных привычек трудно, потому что такие действия приносят ребенку удовольствие и привлекают внимание взрослых, которого ему может не хватать.

Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать малышу эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете лишь усугублять ее. Более того, если вы бьете по рукам , мажете пальцы горчицей - у малыша усиливается внутреннее напряжение . И даже, если вам удастся таким способом загасить одну привычку, очень скоро в обиходе ребенка появится другая, аналогичная. Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит.

Ласка, доброжелательность, соблюдение гигиенических правил режима дня, делают ребёнка доверчивым, послушным, помогают избавиться от неприятной привычки.

Что поможет?

1. Первым делом вы должны набраться терпения. Сама собой эта привычка не пройдет. Вам нужно запастись временем и решить для себя, что малышу эта привычка не нужна.

2. Самое главное и самое сложное - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

3. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

4. Никогда не стыдите ребенка за его привычки.

5. Попробуйте придумать новые , которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

6. Никогда не угрожайте и не запугивайте своего ребенка. Этим вы можете только причинить больший вред своему ребенку, который может привести к психологическим последствиям.

7. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

8. Когда ребенок ложится спать, включайте ему спокойную музыку.

9. Постарайтесь дать ребенку много новых впечатлений.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Устраняя привычку, вам необходимо восполнить этот недостаток. Начните больше времени уделять малышу, играйте вместе с ним, читайте ему книжки, хвалите его.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста - это всего лишь набор определенных действий, которые не должны нанести вреда ребенку.

Вредные привычки у детей
Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и онанизм. Однако ими круг вредных привычек не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, «по привычке», и которые производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты («ну», «вот», «значит», «короче») и т.п. Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста – недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один – привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.

Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша. Изначально он стремится к притоку внешних впечатлений. Если мать рядом, она удовлетворяет эту потребность. Если же ее нет рядом, то развитие ребенка не просто затормаживается, а как бы возвращается во внутриутробный период. Ребенок сам себя утешает и успокаивает, источник впечатлений также ищет в самом себе.

Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.

Часто вредная привычка, выражающаяся в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмический акт, как сосание груди, – это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга. Поэтому «война» с соской или сосанием пальца, например, у двухлетнего малыша физиологически и психологически не оправдана.

Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка: иной раз больший вред может нанести намеренное неукачивание.

Нежные прикосновения материнских рук, поцелуи как бы предусмотрены природой в сложных механизмах созревания ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Если вредная привычка сформировалась, родители должны бороться с нею, с привычкой, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако за подобным «излечением» всегда лежит тяжелое потрясение, так что психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он даст, но, скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой – чувство вины и неуверенности в себе.

Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения такой привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, которые породили неприятные действия. Борьба с вредной привычкой – это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.

В возрасте чуть больше года ребенок уже полностью освоил ползание и начинает все лучше и лучше ходить. Постепенно он осваивается, старается найти себя в новых ситуациях. При этом просьбы и приказы взрослых, направленные на наведение порядка, обычно очень скучные, тем более, что творческий беспорядок и выглядит интереснее, и не вызывает необходимости его формировать. У детей развивается вредная привычка разбрасывать свои вещи и игрушки, и родителям в этом случае придет приложить немало усилий, чтобы не допустить в квартире хаоса. Можно предложить малышу поиграть в . Чем больше ребенок сумеет сделать самостоятельно, тем ему будет радостнее, к тому же он начнет учиться убирать вещи за собой.

Постепенно в его сознании будет закрепляться тот факт, что каждый предмет имеет свое собственное место. Очень важно не нарушить это понятие в мозге ребенка и не спровоцировать возникновение такой вредной детской привычки, как стремление к беспорядку, в противном случае искоренить это в дальнейшем будет невозможно. Зачастую взрослые не видят проблем в уборке разбросанных игрушек. Однако случается такое, что довольно послушный ребенок вдруг начинает разбрасывать игрушки и действовать по принципу «Чем хуже, тем лучше».

Как отучить ребенка от вредной привычки и профилактика стремления к беспорядку

Перед тем как бороться с такой вредной привычкой у детей, как стремление к беспорядку, ребенку нужно показать, как он должен себя вести. В этом случае родители должны давать малышу больше свободы и объяснять правила поведения. Если им удастся создать атмосферу заинтересованности, то эти установки станут не только понятными ребенку, но и увлекательными с эмоциональной точки зрения. В доме могут появиться картинки совместного творчества наподобие дорожных знаков. Развешивать их нужно вместе, это поможет ребенку быстро запомнить названия разнообразных предметов.

Любые запреты имеют свою ценность для малыша в случае, если их действие распространяется в том числе и на родителей. Они могут позволить малышу уличить себя в определенной ошибке. Ребенок сам будет объяснять родителям, в чем именно они оказались неправы и тем самым закрепит свои знания. Взрослые сумеют создать условия для того, чтобы сосуществовать с ребенком в одинаковых условиях.

Для профилактики вредных привычек у детей каждый успех малыша должен обязательно замечаться, родителям следует как можно чаще хвалить своего ребенка. Надо отметить, что у детей есть свой собственный мир, воображаемый, который значительно ярче и привлекательнее по сравнению с реальным. В этом мире ежеминутно происходят чудеса, в которые малыш верит. Гораздо проще начать с малышом играть, чем приказывать ему выполнить то или иное действие.

Главное при этом - последовательно вырабатывать у ребенка привычку к порядку, непоследовательность действий с родительской стороны может стать причиной того, что он будет этим заниматься лишь тогда, когда у него вдруг появится желание прибраться в своей комнате.

Вредная привычка у детей дошкольного возраста: искажение речи

Малыша зачастую переполняют различные эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить, поэтому подобные словечки в его лексиконе появляются все чаще. Однако родителям не следует обращать внимания на это. Как правило, подобный эффект проходит через несколько месяцев, когда у малыша словарный запас становится более обширным. Если взрослые будут как-то реагировать на появление в лексиконе ненормативных слов, то ребенок сочтет, что таким способом может привлечь к себе дополнительное внимание и справиться с этой привычкой будет значительно тяжелее.

Иногда в жизни здорового ребенка возникает такая вредная привычка, как намеренно или несознательное коверкание слов. Малыш обычно стремиться узнать об окружающем мире как можно больше, понять все те явления и предметы, которые находятся рядом с ним. Родителям нужно потратить много времени, чтобы ответить на все вопросы, возникающие в его голове. Не следует жалеть на это времени.

Предупреждение вредной привычки искажать слова у детей раннего возраста

Для предупреждения этой вредной привычки у детей малышу нужно объяснить, что использовать подобные слова не следует, даже если он очень зол или сердит. Ближе к шести годам ребенок уже в состоянии понять, что есть слова, употребление которых неприлично и недопустимо в обществе. Можно попробовать искоренить такую привычку при помощи игры под названием «Ругаемся овощами», когда малыш вместо ругательств станет употреблять названия овощей. Это не будет резать слух, вместо этого откроются богатые возможности для развития речевых навыков.

Лингвисты и психологи советуют для устранения этой вредной привычки у маленьких детей вспомнить первый год жизни, когда ребенка учили произносить первые слова и фразы. Напевный язык позволяет малышу быстро и хорошо усвоить фонетический склад родной речи. Достаточно говорить подобным образом с ребенком в течение 15 минут ежедневно, и уже через месяц или полтора его речь придет в норму.

Можно попробовать разговаривать с малышом по принципу отраженной речи, когда он немедленно будет повторять то, что говорит ему взрослый. Для этой цели наиболее подойдут скороговорки, рассчитанные специально на детей. Их нужно проговаривать громко и эмоционально, чтобы малыш смог не только правильно повторить, но и уловить основные идеи, которые заложены в данном высказывании.

Ещё один способ устранения этой вредной привычки у детей довольно сложен. Однако его стоит попробовать применить. Надо попросить ребенка нарисовать или пересказать все то, что он увидел или услышал в течение дня, пристально следя за ходом его мыслей. Благодаря этому упражнению в детях пробуждается интерес к общению.

Вредная привычка дошкольников: манипуляции с телом

Ещё одна вредная привычка дошкольников – игры детей со своими половыми органами. Практически с пеленок родители пытаются с этим бороться, однако уже к полутора годам малыш точно знает свою половую принадлежность. Он никак не может понять, почему пальцы в районе паха вызывают у его родителей столько негодования, которое порой переходит в злость. Однако нужно помнить, что все одергивания представляют собой довольно серьезную опасность, так как они откладываются в бессознательной памяти ребенка и являются прекрасной почвой для развития комплексов. Они, в свою очередь, перерастут в трудности во взрослой жизни.

Как только ребенок освобождается от пеленок, он умеет управлять своими руками. Они тянутся туда, где раньше не могли ничего прощупать, например, малыш трогает свои волосики, сосет палец, прикасается к гениталиям или пупку. Для него они являются всего лишь частями тела. Однако бывает, что такая спонтанная игра становится для него ключевым источником приятных ощущений, поэтому интерес усиливается и приобретает осознанные формы. Родителям не следует лишать свое дитя прелести прикосновения материнских рук. Ведь этой вредной привычкой дети дошкольного возраста стараются заменить нехватку ласки.

Как избавить ребенка от этой вредной привычки

Избавить ребенка от этой вредной привычки нужно как можно быстрее. Взрослые должны внимательно следить за гигиеной промежности, менять пеленки как можно чаще, чтобы там не возникал зуд. Стоит отметить, что девочки имеют довольно узкий мочеиспускательный канал, поэтому любая инфекция способна привести к серьезному заболеванию - вульвиту. Он сопровождается болезненным мочеиспусканием, обильными выделениями и зудом. Это заболевание может возникнуть из-за воспалительного процесса, а также стать первым признаком разного рода аллергических реакций организма. Мальчикам в этом плане еще сложнее, ведь им приходится сильно напрягаться, чтобы избавиться от мочи.

Если родители все-таки стремятся отучить своего малыша от манипуляций с собственным телом, его не нужно оставлять в кроватке в одиночестве. Когда его укладывают спать, ручки надо положить поверх одеяла и дать в них мягкую игрушку. В качестве ночной одежды лучше надеть мягкую рубашку до пят вместо пижамы. Одежда должна быть максимально свободной, чтобы она ничего не сжимала и не сдавливала. Застилать кровать накрахмаленным бельем не следует, так как оно может вызвать серьезный дискомфорт. Ребенка не стоит надолго оставлять на горшке и придавать туалету чересчур большое значение.

В более старшем возрасте, когда ребенок уже научится говорить, он может задавать своим родителям множество вопросов относительно своей половой принадлежности, своего появления на свет и т. д.

Перед тем как отучить ребенка от этой вредной привычки, взрослым нужно изучить как можно больше информации по данному поводу и рассказать малышу все максимально правдиво, причем так, чтобы все полученные ответы соответствовали его возрасту.

Родителям необходимо помнить, что малыш с помощью прикосновений к себе исследует свое тело. Этот процесс довольно важный для достижения самостоятельности и формирования индивидуальности. Взрослые должны постепенно и ненавязчиво отучать малыша от такого способа познания своего тела, чтобы он сам не заметил таких действий.

Однако родителям вести себя так, чтобы малыш осознал, что изучение половых органов недопустимо, не следует. Тем более что существуют понятия трехлетнего и семилетнего кризиса. В связи с этим, надо действовать как можно аккуратнее, чтобы не допустить появления резких порывов и не вторгаться в личное пространство малыша. Если попытаться подавить детское любопытство, то это ни к чему хорошему не приведет.

В изучении самого себя малышу можно помочь, так как на этом этапе он знакомится с собой. Как говорят психологи, здесь он должен получить наиболее простые ответы. Может случиться и такое, что ребенка будут беспокоить зуд, боль или же другие симптомы воспалительного или инфекционного заболевания. В этом случае родителям следует обратиться к специалистам, которые займутся лечением болезни. Кроме того, взрослые должны относиться к такому поведению ребенка как к его будущему половому созреванию.

Для устранения этой вредной привычки у детей грамотные родители должны создать в домашних условиях такую обстановку, чтобы ребенок, даже обладая самыми разными привычками, не чувствовал себя ущербным. Если все-таки привычка появилась, то ребенку не стоит лежать в постели без сна в течение долгого времени. Если укрывать его одеялом, то это приведет к усугублению ситуации. Вместо этого малыша можно одеть в теплую свободную одежду. В ней он будет сидеть, играть, ходить и даже спать. Это позволит ему как можно быстрее избавиться от привычки. Необходимо ограничивать его время нахождения на горшке.

Ни в коем случае не следует стыдить или ругать ребенка за то, что он изучает собственное тело. Это может вызвать обратную реакцию и только усилить интерес к этому процессу. Кроме того, бурная реакция родителей на подобную детскую привычку вызовет возникновение психологической травмы, последствия которой будут более серьезными. Она может помешать развитию нормальных отношений с противоположным полом.

Малышу нужно твердо, спокойно и ласково объяснить, что снимать нижнее белье перед другими людьми некрасиво. Этот процесс можно сравнить с высовыванием языка. Если ни один из уговоров не подействует, допустимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, подарить ему щенка. Когда родители научатся объяснять и обсуждать со своим малышом все то, что его волнует или интересует, то это станет одним из ключевых шагов в налаживании понимания между ним и взрослыми.

Статья прочитана 5 675 раз(a).

Когда ребенок начинает регулярно сосать пальцы, грызть ногти, теребить волосы, ерзать на стуле, речь идет именно о вредных привычках, с которыми родителям приходится вести борьбу.

Какие бывают вредные привычки у детей

  1. Грызть ногти. Это наиболее распространенная вредная привычка у детей дошкольного возраста и учеников младших классов. Основными предпосылками для ее возникновения являются трудности в общении со сверстниками и родителями, а также чрезмерная учебная нагрузка;
  2. Тянуть в рот посторонние предметы (ручки, карандаши, пуговицы, носовые платки, игрушки). Эта привычка крайне опасна для малышей, которые имеют склонность глотать различные мелкие детали. Родители должны объяснить ребенку, что в рот можно класть только пищу. Чтобы не допустить удушья, необходимо постоянно контролировать содержимое рта крохи;
  3. Сосать пальцы. И хотя такую привычку уж никак не назовешь безобидной, у маленьких детей существует потребность в удовлетворении сосательного рефлекса. Не стоит ругать 1-3-летнего ребенка за то, что он тянет пальцы в рот, поскольку эти действия обусловлены естественной физиологией. Однако если такое желание появляется (или не исчезает) у крохи старше 4 лет, пора бить тревогу;
  4. Брать чужие вещи. Обычно дети просто не понимают, что понравившаяся вещь принадлежит кому-то другому. По этой причине в сознании ребенка следует провести четкую границу между тем, что является его собственностью, а что нет;
  5. Ковыряться в носу. Основной причиной формирования этой вредной привычки у детей обычноявляется сухость слизистой носа. Чтобы избавиться от нее, как правило, достаточно поддерживать нормальный уровень влажности в помещении. Но в любом случае малыш должен уметь пользоваться носовым платком;
  6. Обманывать. Зачастую дети перенимают такое поведение у сверстников. Задача родителей – показывать своим примером, что в обществе ценят честных и искренних людей;
  7. Ябедничать. Необходимо объяснить ребенку, чем отличается ябедничество от полезной информации. Если товарищ попал в беду, необходимо сказать об этом взрослым, которые окажут помощь. А вот докладывать всем подряд о чьем-то проступке – не самое благородное дело;
  8. Употреблять ненормативную лексику. Малыши нередко подражают взрослым неосознанно, а вот дети постарше, ругаясь матом, пытаются показать свой авторитет. Родители должны терпеливо объяснять, что так разговаривать некрасиво, а также следить за речью, которую слышит их чадо;
  9. Зависеть от телевизора или компьютера. Чтобы предотвратить чрезмерное увлечение мультфильмами и играми, следите за временем, которое малыш проводит у экрана, а также чаще привлекайте его внимание к другим интересным занятиям.

Почему появляются вредные привычки у детей

Основной причиной развития вредных привычек у детей является неблагополучная атмосфера в семье. Если ребенку не хватает внимания, ласки, любви, заботы, можно смело сделать ставку на то, что он приобретет какую-нибудь малоприятную склонность. Нелюбовь может проявляться как в скрытой, так и в открытой форме, однако в большинстве случаев данная проблема остается неразрешенной и становится личной трагедией малыша. Такие родители крайне редко меняют свою позицию, а уж тем более обращаются за помощью к специалистам.

Однако бывает и так, что причина кроется в отношении родителей друг другу, а не в их нелюбви к ребенку. Ссоры, конфликты, скандалы, которые наблюдает малыш – все это благодатная почва для развития неврозов. У крохи возникает чувство вины за происходящее, а если учесть тот факт, что дети более восприимчивы и переживают негативные эмоции намного острее, нет ничего удивительного в том, если рано или поздно ребенок начнет вести себя не совсем правильно.

Профилактика вредных привычек у детей

Наиболее эффективными для профилактики вредных привычек у детей являются следующие меры:

  • Постарайтесь как можно дольше продолжать вскармливание ребенка грудным молоком;
  • Если соска заменяет младенцу грудь матери, не стоит ее отнимать ценой слез и истерик;
  • Не бойтесь укачивать кроху на руках, чтобы помочь ему заснуть;
  • Если малыш страдает бессонницей, не стоит оставлять его в одиночестве надолго;
  • Всегда находитесь рядом с ребенком, когда ему это необходимо;
  • Не перекладывайте свою ответственность за малыша на других людей;
  • Не нужно упрекать и стыдить чадо за какие-либо провинности, тем более при посторонних;
  • Не позволяйте ребенку проводить слишком много времени на горшке или унитазе;
  • Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся (как в умственном, так и в физическом плане);
  • Поддерживайте гигиену крохи;
  • Будьте ласковы с ребенком, избегайте чрезмерной строгости;
  • Помните, что родители не должны выяснять отношения в присутствии самых младших членов семьи. Старайтесь сглаживать личные конфликты, если свидетелем ссоры может стать малыш.

Помните, что неправильное поведение намного проще победить, если оно еще не стало неотъемлемой частью жизни ребенка. С вредными привычками у детей нужно бороться постоянно, а не от случая к случаю, и главным помощником здесь должно стать внимательное и заботливое отношение к маленькому человечку.


Top