Что такое ювенальный? Это понятие способствует развитию общества? Что такое «ювенальный»? Плюсы и минусы.

Ювенал, Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 - ок.127). Римский поэт-сатирик.

Родился в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55-56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить, что он получил отличное образование, а следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника.

Он долго («до середины жизни», то есть до 40-50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.

Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг (1-5; 6; 7-9; 10-12; 13-16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:

I-я книга - между 100-115 годами;
II-я - между 116-117 годами;
III-я - между 118-120 годами;
IV-я - между 121-127 годами;
V-я - после 128 г. но до 131-132 года.

Вероятно на 131-132 годы приходится и смерть Ювенала.

Сатиры Ювенала:

По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры) по мнению знатока Ювенала Отто Яна гораздо слабее:

«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточённых и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает всё больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость даёт место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; всё более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и всё спокойнее текущую реку» .

Эта разница дала повод немецкому учёному О. Риббеку, объявить чуть ли не половину сатир Ювенала произведениями более позднего времени («Der echte mid unechte J.», Лейпциг, 1859), однако эта гипотеза не получила дальнейшего развития.

В первой сатире Ювенал обосновывает своё выступление в качестве обличителя пороков современного ему общества и излагает своё мнение по поводу этих пороков: эта сатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей на предоставляющее богатый материал для наблюдений римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различные пороки, например, мужчины, выходящего замуж подобно женщине, грабителя-наместника, супруга-сводника собственной жены и т. д.

Во 2-й сатире выставлены развратные лицемеры («…qui Curios simulant et Bacchanalia vivunt...» ). Как жилось среди подобных развращённых личностей в целом в тогдашнем Риме, показывает 3-я сатира, наиболее удачная по живописанию тягостных условий существования в столице бедного и честного человека (этой сатире подражал Буало в сатирах I и VI).

В 4-й сатире со злой иронией изображено заседание государственного совета во время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромной рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.

7-я сатира посвящена бедственному положению лиц, живущих умственным трудом: писателей, адвокатов, учителей.

В 8-й сатире разбирается вопрос, в чём состоит истинное благородство. Поэт доказывает, что одно только знатное происхождение без личных нравственных качеств ещё ничего не значит, и что лучше иметь отцом Ферсита и походить на Ахилла, чем быть сыном Ахилла и походить на Ферсита (этой сатире подражал Кантемир).

В 9-й сатире содержатся иронически наивные жалобы мужчины, промышляющего педерастией, на то, как трудно зарабатывать себе хлеб этим занятием.

Тема 10-й сатиры - близорукость всех человеческих желаний; людям, собственно, нужно одно, чтобы был здравый ум в здравом теле (знаменитое «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano»).

В 11-й сатире Ювенал приглашает в праздник Мегалезий на обед своего друга Понтика и распространяется по этому поводу о простоте старинных нравов и о современной расточительности.

В 12-й сатире (самой слабой) Ювенал преследует весьма распространённый в Риме того времени тип искателей наследства (heredipeta).

В 13-й сатире поэт, утешая друга своего Кальвина, лишившегося значительной суммы денег, изображает угрызения совести, которыми должно терзаться обманувшее Кальвина лицо.

14-я сатира состоит из двух слабо соединённых между собой частей: первой об огромном влиянии на детей образа жизни их родителей и второй об алчности, как одном из главнейших пороков.

В 15-й сатире, по поводу случая каннибальства в Египте, Ювенал распространяется об извращённости тамошних религиозных верований.

Наконец, последняя, 16-я сатира представляет собой отрывок из 60 стихов, в котором говорится о мнимом превосходстве военного сословия над другими. Незаконченность этой сатиры служит доказательством того, что произведения Ювенала не подвергались переработке после его смерти.

Для общей характеристики Ювенала особенно важна его первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что наблюдая развращённость своего времени он не может не писать сатиры, и что если природа отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктовать негодование (знаменитое «Si natura negat, facit indignatio versum»). И в конце этой пламенной речи, к крайнему удивлению, мы читаем следующее заявление: «Попробую, что позволительно у нас говорить хоть о тех, чей прах уже зарыт на Фламиниевой или на Латинской дороге» .

Таким образом читатель предупреждён, что смелость сатирика не пойдет дальше принесения в жертву умерших. И, насколько мы можем судить, Ювенал остался верен этому положению: кроме мёртвых, он называет только таких лиц, которые ему не могут повредить - а именно осужденных и людей низкого звания. Странной должна показаться такая предосторожность у поэта, о котором думали прежде, будто он советовался только со своим мужеством; но такая воздержанность понятна в те ужасные времена, и поэту простительно было обезопасить себя против жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей; вместе с тем следует признать и то, что Ювенал не имел приписываемого ему обычно характера, и сатиры его не отличаются геройством. Если сатира Ювенала касается только прошлого, то и негодование поэта не есть внезапный гнев, вызванный созерцанием общественного упадка: Ювенал передает только свои воспоминания, далеко не так красочно, как они имели бы в современном им рассказе. Отсюда потребность украсить свой рассказ, придать ему искусственный колорит. Тут на помощь Ювеналу-поэту является Ювенал-ритор, который недаром долго занимался декламацией. Благодаря этим привычкам декламатора в сатирах часто замечается преувеличение и пафос, внешним выражением чего служит масса исполненных негодования и изумления вопросов, возгласы, остроумные изречения - особенности речи, которые подчас делают стиль Ювенала запутанным и тёмным. Затем следует вспомнить, что Ювенал начал писать сатиры уже перешагнув за середину своей жизни, испытав множество разочарований. Такой человек легко склонен всё рассматривать в мрачном свете, быть пессимистом. Знаменитая сатира против пороков женщин, очевидно, вылилась у человека, немало пострадавшего от слабого и прекрасного пола.

Точно так же в 3-й и 7-й сатирах проглядывает облик молодого провинциала, который с самыми радужными надеждами стремился в столицу, мечтая найти там скорую славу и сопряженное с ней богатство, но грезы эти скоро разлетелись в пух и прах. Пессимизмом Ювенала объясняют ещё одну сторону его произведений: он охотно копается в грязи, и в галерее его образов есть много таких картин, которые должны быть завешены для обыкновенного читателя.

Сказанное до сих пор относится к отрицательным сторонам поэзии Ювенала. Переходя к её достоинствам, отметим, прежде всего, что ритор не заглушил в Ювенале моралиста и гражданина. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Это был человек действительно нравственный, с возвышенно-идеальным взглядом на жизнь. Он искренне стремился помочь своим согражданам, и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе.

О другой положительной стороне поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «в сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанарии, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту» . Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в Средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus, а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам («Magis credunt Juvenali, quam doctrinae prophetali» ). Существует множество древних толкований поэта (так называемых схолий), начиная от IV столетия и кончая поздним Средневековьем.

Как Вам подобная история?

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПАПЫ

Если к вам пришли ювеналы!
Огромная благодарность человеку, который поделился такой ценной информацией.

«По порядочку.
У меня двое сыновей, шести и трех лет отроду.

Трехкомнатная квартира, в которой живут мои родители, жена, дети и собственно я.
У сыновей своя комната, хороший ремонт и куча игрушек.
Я живу на 8 этаже.
Сосед снизу - доктор, спокойный и образованный человек.

Про 6 этаж.
Мальчонка 27 лет женится на девочке из деревни.
Девочка не жившая в Москве, не знавшая доселе особенностей жизни в панельном, многоэтажном доме и представляющая жизнь в городе по сериалам - начинает качать права и включать истерику.
Надо отметить, что до приезда девочки - была тишь да гладь.....
И тут пошло волнение.
Появились претензии к бабушке(теще доктора), которая по ночам ходит в туалет и шаркает(О БОЖЕ!!!), да, вот прям тапками шаркает по полу....
7 этаж офигел.
Затем офигел уже я.
Пошли звонки мне домой с требованием не топать.
Ага, двое мальчишек и не топать))))
К стулу привязать что ли их?
Я, надо сказать сходил к ним в гости послушать.
Да действительно, отдаленный, глухой, тихий стук маленьких ножек по полу слышен.
Провел разъяснительную работу на тему шумоизоляции в панельных типовых домах и ссылаясь на женевскую конвенцию - отказался привязывать детей к стулу.

И вот началооооось)))
Стоило детям станцевать или пройтись по коридору - звонок.
Сперва в трубку гундосили „угомоните ваших слонов“.
Затем стало интереснее:
Звонки посреди ночи, гудок и тишина.
Звонки в домофон.
Вобщем эдакий террор))))
В конечном итоге им было предложено идти со своими претензиями в суд и не насиловать мой мозг своим бредом.

В один прекрасный вечер зазвонил домофон...
Пришла в гости инспектор по делам несовершеннолетних с представителем ювеналов.
Пришли потому, что поступил сигнал следующего содержания:
Дети орут, бегают их истязают итд.
Послушав, разъяснив свою позицию и сказав, что они могут расчитавать на максимум пояснения - пускаю их в дом.
Демонстрирую им стерильную квартиру, розовощеких хулиганов, даю пояснения и отпускаю с миром.

Совет номер раз!
НЕ БОЙТЕСЬ.
Любые сотрудники органов внутренних дел или органов опеки - как собакены чувствуют страх.
Страх нельзя показывать, хоть вас и трясет.

Совет номер два!
Не бойтесь впустить их в дом, первый визит не для того, чтобы забрать детей, а для того, чтобы установить факт жестокого обращения или его отсутствия… ну или что там написали в доносе?
Важно обеспечить наличие ваших пояснений и фразы „факт не подтвержден“ в деле.

Совет номер три!
Записывайте их данные, номер удостоверения, должность, фамилию, имя, цель визита...
Ведите съемку визита.

Совет номер четыре!
Не сидите на месте после такого звоночка.
Действуйте.
Вам кажется, что ювеналка касается наркоманов и алкашей?
Нет.
Она касается каждого, мы все под прицелом.

На сегодняшний день сперва ставят на учет, затем назначают патронат и после неудачного патроната изымают детей.

Пока каждый этап согласуется комиссией, а не отдельно взятым ювеналом.
Состав комиссии:
Участковый
Инспектор по делам несовершеннолетних
Ювенал
Иногда добавляется депутат местного собрания.

Как действовать:
1. не в коем случае не ходите к автору доноса.
никаких переговоров, усугубите только.
помните, человек опустившийся до атаки на детей - не имеет морали, он пойдет на все, на любую уловку… набьет сам себе морду, а скажет, что это были вы и соседи подтвердят ваш приход и разговор на повышенных тонах.

2. вы, лично вы берете отгул на работе, вам нужен 1 день.

3. Идете ЛИЧНО к:
-участковому.
-начальнику отдела по делам несовершеннолетних.
-директору местных ювеналов.
Да сразу к начальству.
Да лично.

4. выясните все про написавших донос… вобще все.

5. Идя к этим товарищам вы должны знать:
- ст.306укрф за ложный донос
- ст.129укрф за клевету
- вас готовы защищать огромное количество фондов, юридических контор бесплатно, т.к. тренд, имя и огласка.
- самое главное!!! в случае атаки на ваших детей по доносу - ваши дети являются потерпевшими и вы требуете от системы защиты для своих детей от атакующих.

6. Придя к начальникам вышеуказанных служб - вы должны проговорить следующее:
1. вы заботливый родитель и мягко говоря фигеете от того, что происходит.
2. вы не намерены забивать детей и делать из них моральных уродов.
3. вы обеспокоены перспективой дальнейших доносов и намерены защищаться 4. вы намерены вменить вышеуказанные статьи.
5. вы заручились юридической поддержкой.
6. вы ТРЕБУЕТЕ ЗАЩИТЫ ОТ ДОНОСЧИКА
7. подробненько разъясняете чиновничку, что дети летать не умеют и в урочное время имеют право на игры. Ограничение детей в их играхтворчестве и досуге - влечет за собой сломаную психику.

Цель визитов в том, чтобы дать понять:
1. вы действуете.
2. вы сложный фрукт.
3. вы будете защищаться.
4. у вас есть юридическая поддержка.

Зайти нужно к каждому члену комиссии принимающей решения по „неблагополучникам“

Грубо говоря, они должны видеть, что с вами будет больше геморроя чем результата.

7. важно, чтобы об этом всем знал детский сад или школа.
Там ваша главная защита.
К ним за пояснениями придут очень скоро.
В моем случае - заведующая начала действовать по своим каналам защищая моих детей.

В моем случае все закончилось хорошо.

Что делать с доносчиком - решайте самостоятельно.
Я не стал ничего делать потому, как барышня беременна, пожалел.
Довел до их сведения суть происходящего и дальнейшие перспективы.

Теперь сижу и думаю, что будет когда родит?
Мальчонку бить нельзя, к несчастью, у меня есть мотив и посадка будет мгновенной.

Самое интересное:
Мальчик и его папа работали в детском доме для инвалидов, а сейчас работают в школе для детей инвалидов...
и папа - директор.
Вот факт того, что директор детского дома для детей инвалидов и школы для инвалидов такое допустил - убивает во мне всякую веру в социальные службы, образование, да и мораль в этих системах.

В последнее время много шума в обществе о том, что ювенальный закон в России вводят для того, чтобы обижать, а не защищать детей. А он касается именно жизни и здоровья несовершеннолетних. Давайте разберемся, как расшифровывается иностранный термин «ювенальный», это нововведение полезно стране или приведет к ее деградации. Дело довольно непростое. В российском обществе традиционно трепетно относятся к подрастающему поколению. Если, к примеру, нововведения в экономике или политической системе народ готов терпеть, то к переменам в такой области, как воспитание детей, относится с подозрением.

Что такое «ювенальный»?

Это слово есть в любом сборнике, растолковывающем смысл терминов. Никаких особых разъяснений там не дается. Слово происходит от латинского juvenalis, «юношеский» в переводе. Ювенальный - это неполовозрелый. Понятно, что речь идет о детях, неспособных физиологически к зачатию.

Психологи утверждают, что личность неполовозрелого человека еще не сформирована до конца, ее можно изменить, влияя в нужную сторону. Во главу угла поставлены «права ребенка». В кавычках, потому что гипертрофировано почти до неузнаваемости.

Следует заметить, что термин «ювенальный» - это западное нововведение. История его внедрения в общество насчитывает десятилетия. В прошлом веке все страны столкнулись с детской преступностью. Это явление было совершенно естественным последствием войн и экономического упадка на территории Европы, СССР, США и других государств. Решали ее разными способами. В Стране Советов организовали специальные государственные органы, которые занимались каждой судьбой, с учетом приоритета воспитания в семье.

Западный путь

Другое дело - страны капиталистического мира, где деньги важнее души. Вместо того, чтобы разбираться, почему родители не создают условия для воспитания детей, на Западе ввели систему наказаний за каждую малейшую провинность. Нынче могут забрать ребенка за то, что полы в квартире не вымыты или игрушки разбросаны. Система развивалась по принципу: детям можно все. Теперь эта идея гипертрофировалась в такой принцип: за провинность - значит нарушать его права. Ювенальный закон предполагает рассмотрение семейных недоразумений под углом полного приоритета «прав» детей. Если чадо плачет - родители виноваты, обиделось - забрать из семьи и тому подобное. Доходит до того, что мама с папой становятся рабами своих отпрысков, «кнутом» которых выступает государственная система. Эксплуатируется при такой системе, естественно, родительская любовь.

Ювенальная система

Демократическое общество сильно своими писаными законами. Граждане поставлены государством в условия, когда правила нарушать нельзя ни в коем случае. Малейшее отклонение от закона тянет за собой мгновенное наказание. Однако если при обычных нарушениях гражданин может обратиться за защитой своих прав в суд, то совсем иначе обстоят дела при реализации ювенальной системы. В ее состав входят специальные органы, выискивающие случаи ущемления прав ребенка. Действуют они быстро и закрыто, то есть детей изымают в любом месте, не сообщая о месте их нахождения родителям. В течение нескольких дней дело поступает в закрытый суд. Решение этого органа тоже принимается быстро. Ребенок навсегда изымается из семьи, без возможности опротестовать такое действие любой из сторон. Государство берет чадо под свою опеку, вернуть его крайне сложно.

Ювенальный закон в России

Почти на всей территории постсоветского пространства до последнего времени продолжали работать еще старые органы, занимающиеся правами несовершеннолетних. Принцип их, напомним, приоритетность семейного воспитания. Но демократические преобразования дошли и до этой чувствительной для всего общества сферы. Запад на экспертном уровне твердит, что никакая система не может быть столь же полезной и рациональной для детворы, как ювенальная. Россия решила внедрять у себя в стране ее принципы. Зачем в нашем обществе законы, абсолютно противоречащие народным традициям, никто только не пояснил. Со времен царя Гороха в большой России считалось, что семья - это главная составляющая крепкого и сильного государства. Ее еще называли «ячейка» общества. В семье дети получают навыки нормальной жизнедеятельности, впитывают традиции народа и тому подобное.

Противники и критики ювенальной системы

Необходимо отметить, что описываемый взгляд на воспитание вызвал серьезные волнения среди граждан. На настоящее время закон о ювенальной юстиции в России уже принят. Этот документ носит название: «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Тревожные звоночки превратились в гул набата. Дело в том, что введение ювенальной системы создает гигантский раскол между обществом и властью. В первую очередь он связан с закрытостью принятия решения органами ювенальной юстиции. Государство вмешивается в дела семейные, которые у нас по традиции решают сами граждане по своему усмотрению. И они имеют право (пусть оно и не закреплено законодательно) принимать решение, как воспитывать отпрысков, в том числе и какими методами.

Но это только первый слой проблемы

Самый главный раскол пойдет по оси доверия граждан власти. Согласно ювенальным принципам, государство берет заботу о детях на себя. А вы знаете тех, кто добровольно отдаст свое любимое чадо посторонним людям? Общество, как надеются инициаторы такого законодательства, открыто и откровенно выразит недоверие действующей власти. А это, по видимому, именно то, чего добиваются новаторы, стремящиеся разрушить благополучие России и ее граждан. Других выводов из понятия «ювенальный» для нашего общества, с учетом практики западных стран, пока не просматривается.


Николай Мишустин о рассмотрении и принятии в Госдуме законов, направленных на введение норм ювенальной юстиции …

22 марта ознаменовался рассмотрением в Думе новых детских законопроектов, в частности, в третьем чтении проекта федерального закона № 578296-5 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», лишающий граждан, даже ограниченных в родительских правах, пособий, материнского капитала и естественно возможностей, средств для защиты своих родительских прав, для выхода из жизненного тупика. Власть как будто говорит кровным родителям, что они – только биоматериал, отработанный после изъятия ребенка, теряют право и звание родителя, на всю жизнь? Рожавшие, страдавшие, надеявшиеся, но оступившиеся, загнанные в угол будут лишены господдержки. А приемные, иногда безплодные (однополые?), многие сделавшие материнство бизнесом — получат, в десятки раз больше, как это впоследствии озвучили на правительственном сиротском часе официальные лица.

В этот же день, на сиротском правительственном часе в ГД, продемонстрировавшем проювенальную направленность всех ветвей власти, депутат О.Н.Алимова рассказала о двух трагедиях в Саратове. Женщины 37 и 27 лет наложили на себя руки, оставшись без работы, оставив сиротами 4-х детей. Что будет с матерями, бросившими работу ради детей, когда их отберут за синяк на коленке чада, но и отнимут пособия? К слову, Мосгордума уже пыталась ранее продавить законопроект, лишающий безработных родителей пособий, обвиняя всех неработающих, потерявших работу родителей, в умышленном иждивенчестве.

Ну а чтобы скрыть от общества все эти трагичные случаи, этим же днем был принят и другой проект закона по аналогии с западным, запрещающий огромным штрафом и изъятием коммуникационного оборудования, носителей информации, рассказывать родителям о своих бедах кому-либо. Конституционная «неприкосновенность частной жизни» гипертрофирована в абсолют, запрещающий родителям использовать любые средства для защиты интересов семьи при наличии любых противоправных действий и бездействий в отношении ребенка. Был принят во втором и третьем чтении проект федерального закона № 109392-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)».

Этим законом вносятся изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесены поправки следующего содержания:

Статья 4 дополнена частью 6 следующего содержания: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий, позволяющей прямо или косвенно идентифицировать конкретного несовершеннолетнего (включая место совершения противоправных действий или место проживания несовершеннолетнего), в том числе кадров оперативных съемок специализированных служб, на которых могут быть запечатлены несовершеннолетние потерпевшие».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен статьей 13.15 частью 3 следующего содержания: «3. Распространение информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий, позволяющей прямо или косвенно идентифицировать конкретное несовершеннолетнее лицо, в том числе распространение теле-, видео-, радиопрограмм или иных публикаций, содержащих кадры оперативных съемок специализированных служб, на которых запечатлены несовершеннолетние лица, пострадавшие от противоправных действий, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (носителя информации); на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (носителя информации); на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (носителя информации)».

К сожалению, под данные поправки, особенно «Распространение информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий, позволяющей прямо или косвенно идентифицировать конкретное несовершеннолетнее лицо» может попасть любое лицо, помогающее родителям, и сами родители, родственники, пытающиеся защитить своего ребенка с использованием доступных средств информирования.

Многодетный отец из правительства, подписавший 19 сентября 2012 г. официальный отзыв на проект федерального закона № 109392-6 прямо обратил внимание на его существенные недостатки: «Согласно статье 41 Закона о СМИ редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Таким образом, предлагаемый законопроектом полный запрет на распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях сведений о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий, исключает возможность опубликования информации о таких лицах, даже при наличии желания и (или) согласия потерпевшего несовершеннолетнего и (или) его законного представителя, что в некоторых случаях может не соответствовать интересам несовершеннолетних лиц, пострадавших от противоправных действий.

Кроме того, статьей 13.14 КоАП уже установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Следует также отметить, что Закон о СМИ осуществляет регулирование деятельности средств массовой информации, правоотношений, возникающих в данной сфере, и не распространяет свое действие на оборот информации в информационно-телекоммуникационных сетях за исключением распространения в них продукции средств массовой информации.

Кроме того, пояснительная записка к законопроекту не содержит статистических данных, обосновывающих размеры предлагаемых административных штрафов и их связь со степенью общественной опасности деяний».

Как это уже работает и будет еще хуже работать на практике. Сейчас гостья из «нашего недалекого ювенального будущего», мать двоих детей И.М.Бергсет, бежавшая от карательного соцпатроната Норвегии со старшим сыном, рассказывает нам на собственном примере, какому чудовищному растлению подвергаются дети на Западе, и что вскоре будет и у нас, после принятия типовых международных законов и конвенций для членства в ВТО. Как все эти педофильные случаи тщательно маскируются, а за попытки родителей что-то сказать обществу и защитить своих детей, они подвергаются диким репрессиям со стороны ювенальных контор. В октябре 2012 на круглом столе, посвященном принятию аналогичного «соцпатроната» в России председатель «псевдосемейного» комитета резко лишила ее слова. Теперь ей заткнут рот законом, а все видео-факты, доказательства, фотографии, свидетельствующие о надругательствах над ее младшим ребенком, будут изъяты российскими ювеналами вместо защиты.

Автору не раз приходилось участвовать для защиты семей в постановочных ток-шоу Малахова «Пусть говорят». Из двухчасовых съемок, как правило, делалась часовая нарезка, дискредитирующая семью. Просемейная риторика вырезается до междометий. И на самом деле надо принимать закон, запрещающий дискредитировать идеал биологической семьи во всех сферах. Но это все мелочи, по сравнению с тем, что по результатам передачи практически каждая семья была спасена. А перед этим были часы совещаний с родительскими активистами из регионов, многочасовой анализ документов под юридическим микроскопом, разработка стратегии и тактики судебной и иной защиты семьи. И каждый раз активистам неожиданно звонили высокие лица из регионов, руководители департаментов и напоминали, что им домой возвращаться… Москва далековато будет. С принятием этого закона необходимость таких звонков отпадет. И руки ювеналов будут развязаны для преследования по цепочке заступников семьи.

Гаагская конвенция 1980 года содержит пункт, разрешающий захватчикам детей идти на любой обман семьи для снижения психотравм. Теперь инструментов развода в лапах захватчиков станет больше. Покажут статью КоАП и скажут, молчи, а то хуже будет, денег на адвокатов точно не хватит, а всех, кто захочет за твоих детей заступиться – под протокол. Недавно просочилась информация, что только в Москве без суда уже изъято свыше 5.000 детей. А в целом по стране согласно приведенным «Парламентской газетой» от 22-26 марта данным Минобрнауки в 2009 г. было перемещено в другие семьи около 90 тыс. детей, в 2010 – 75 тыс., в 2011 почти 70 тыс. Скоро и этого знать не будем. О масштабах горя уничтоженных семей, 167 тысячах лишенных родительских прав в 2012-м.

Как эта закрытая ювенальная система уничтожения биологического родительства работает на Западе, подробно расписала недавно А.Кисличенко в своем блоге в статье «Как соцслужбы получают бонусы за отбирание детей для последующего усыновления. Великобритания». Советую всем посмотреть. Предупрежден – значит вооружен.

Суть непрозрачной прозападной закрытой репрессивно-карательной системы ювенального ГУЛАГА сводится к максимальному закрытию информация «с момента, когда имя ребенка впервые фигурирует в приказе о передаче под опеку социальных служб, до дня усыновления, родители считаются нарушителями закона – преступление наказывается лишением свободы – если они расскажут кому-нибудь о том, что происходит с их семьей. Любой разговор с соседом или письмо другу может кончиться для них тюрьмой». Часто практикуется судами «издание драконовских приказов, запрещающий им раскрывать кому-либо вообще любую информацию, с помощью которой можно было бы идентифицировать детей». В англосаксонской правовой системе антисемейная правоприменительная практика устанавливается судебным прецендентом. А у нас все тоже – теперь будет установлено законом. И «культ секретности ювенальных судов, опек, КДН будет означать, что если социальный работник солжет или сфабрикует сведения, или медицинский эксперт допустит ошибку в доказательствах, никто не узнает об этом и виновный не понесет заслуженного наказания». За сотни тысяч изъятых и перемещенных детей, миллионов уничтожаемых «социальным сиротством» кровным семей.

К большому сожалению, данный законопроект выбьет надзор действующей правоохранительной системы за десятком действующих в РФ ювенальных госконтор, отрабатывающих приоритет международного законодательства над национальным. Ю.Я.Чайка, выступая на сиротском часе в Госдуме, заявил о чудовищной преступности. В «детоторговой ювенальной сфере» выявлено 22.000 нарушений при работе с детьми в этих структурах. 1.600 лиц было привлечено к ответственности за халатность. Большего свидетельства родителям о безответственности ювенальных бюрократов, возомнивших себя благодетелями для отобранных, захваченных из семей, отчужденным детям и не найти.

Что делать родителям на этом этапе? Осознавать, что Дума, голосуя одним днем за законопроекты во втором и третьем чтении, превращается в «место, где не думают», система электронного документооборота позволяет вносить изменения по типу «казнить, нельзя помиловать» с катастрофичной скоростью. Каркас этой ювенальной антисемейной «казни» стремительно, до 1 июня, будет достраиваться под благовидными предлогами. Самым эффективным сейчас могла бы стать оправка писем широкими слоями патриотической общественности Председателю СФ и Президенту РФ с просьбой не принимать и не подписывать данный законопроект, отправить его на доработку, как не соответствующий заявленным принципам «суверенитета семьи и Отечества».

Николай Мишустин , руководитель рабочей группы Московской городской думы по защите семей и детей от ювенальных технологий

Децим Юний Ювенал – знаменитый римский поэт, прославившийся сатирами. О его биографии практически ничего неизвестно, даты рождения и смерти устанавливаются лишь ориентировочно. Существуют жизнеописания, написанные после его кончины, однако они не считаются источниками, заслуживающими полного доверия.

Ювенал был уроженцем Аквинума, расположенного неподалеку от Рима. Сочинения Ювенала дают основания считать его обладателем очень хорошего образования, что, в свою очередь, означает принадлежность к зажиточным слоям. Возможно, он являлся воспитанником или сыном состоятельного вольноотпущенника.

До зрелого возраста Ювенал занимался ораторским искусством, но не для того, чтобы извлечь из этого какую-то пользу, а просто по велению души. Какой-то период он занимал пост военного трибуна, был главным жрецом культа императора Веспасиана, который был обожествлен. Также он принимал деятельное участие в местном самоуправлении. Сочинительством поэт занялся только после 100 г., когда к власти пришел император Траян.

Существует легенда, согласно которой 80-летний Ювенал осмеял актера, который был фаворитом императора Домициана, и из-за этого оказался в ссылке в Южном Египте и там умер. По крайней мере, в некоторых деталях это предание противоречит действительности, т.к. Домициана убили в 96 г., а в это время поэт был еще сравнительно молодым человеком. Между тем Ювеналу действительно довелось побывать в этой стране, и упоминание о ней присутствует в 15-ой сатире. Считается, что скончался он в 127-130 гг.

Ювенал оставил после себя 16 сатир в 5 книгах, первая из которых увидела свет в промежутке между 100 и 115 гг. а последняя осталась незавершенной и была написана позднее 128 г., но раньше 131-132 гг. В своих сочинениях Ювенал обличает нравы римского общества эпохи Нерона и Домициана, смотрит на происходящее взглядом «маленького человека», и этот взгляд весьма пессимистичен. От преследования влиятельных лиц Ювенал обезопасил себя тем, что упоминал в сатирах лишь скончавшихся людей или же тех, кто не мог причинить ему существенного вреда.

Для нашего времени сатиры Ювенала представляют интерес как источник сведений о том, как был устроен быт римлян, какой была их семейная, частная жизнь. После смерти Ювенал оказался забыт; всплеск интереса к его творчеству возник на фоне популярности языческой литературы в IV в. Особенно его сочинениями восхищались в Средние века; заметное влияние они оказали на творческую манеру Свифта, Гиббона и других европейских авторов.

Биография из Википедии

Де́цим Ю́ний Ювена́л (лат. Decimus Iunius Iuvenalis), очень часто просто Ювена́л (ок. 60 - ок. 127) - римский поэт-сатирик.

Жизнь

Родился в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55-56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить, что он получил отличное образование, а следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго («до середины жизни», то есть до 40-50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.

Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг (1-5; 6; 7-9; 10-12; 13-16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:

  • I-я книга - между 100-115 годами;
  • II-я - между 116-117 годами;
  • III-я - между 118-120 годами;
  • IV-я - между 121-127 годами;
  • V-я - после 128 г. но до 131-132 года.

Вероятно, на 131-132 годы приходится и смерть Ювенала.

Сочинения

По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры), по мнению знатока Ювенала Отто Яна, гораздо слабее:

«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточённых и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает всё больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость даёт место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; всё более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и всё спокойнее текущую реку».

Эта разница дала повод немецкому учёному О. Риббеку, объявить чуть ли не половину сатир Ювенала произведениями более позднего времени («Der echte mid unechte J.», Лейпциг, 1859), однако эта гипотеза не получила дальнейшего развития.

В первой сатире Ювенал обосновывает своё выступление в качестве обличителя пороков современного ему общества и излагает своё мнение по поводу этих пороков: эта сатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей на предоставляющее богатый материал для наблюдений римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различные пороки, например, мужчины, выходящего замуж подобно женщине, грабителя-наместника, супруга-сводника собственной жены и т. д. Во 2-й сатире выставлены развратные лицемеры («…qui Curios simulant et Bacchanalia vivunt… »). Как жилось среди подобных развращённых личностей в целом в тогдашнем Риме, показывает 3-я сатира, наиболее удачная по живописанию тягостных условий существования в столице бедного и честного человека (этой сатире подражал Буало в сатирах I и VI). В 4-й сатире со злой иронией изображено заседание государственного совета во время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромной рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.

Для общей характеристики Ювенала особенно важна его первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что наблюдая развращённость своего времени он не может не писать сатиры, и что если природа отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктовать негодование (знаменитое «Si natura negat, facit indignatio versum» ). И в конце этой пламенной речи, к крайнему удивлению, мы читаем следующее заявление: «Попробую, что позволительно у нас говорить хоть о тех, чей прах уже зарыт на Фламиниевой или на Латинской дороге». Таким образом читатель предупреждён, что смелость сатирика не пойдет дальше принесения в жертву умерших. И, насколько мы можем судить, Ювенал остался верен этому положению: кроме мёртвых, он называет только таких лиц, которые ему не могут навредить, а именно осужденных и людей низкого звания. Странной должна показаться такая предосторожность у поэта, о котором думали прежде, будто он советовался только со своим мужеством; но такая воздержанность понятна в те ужасные времена, и поэту простительно было обезопасить себя против жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей; вместе с тем следует признать и то, что Ювенал не имел приписываемого ему обычно характера, и сатиры его не отличаются геройством. Если сатира Ювенала касается только прошлого, то и негодование поэта не есть внезапный гнев, вызванный созерцанием общественного упадка: Ювенал передает только свои воспоминания, далеко не так красочно, как они имели бы в современном им рассказе. Отсюда потребность украсить свой рассказ, придать ему искусственный колорит. Тут на помощь Ювеналу-поэту является Ювенал-ритор, который недаром долго занимался декламацией. Благодаря этим привычкам декламатора в сатирах часто замечается преувеличение и пафос, внешним выражением чего служит масса исполненных негодования и изумления вопросов, возгласы, остроумные изречения - особенности речи, которые подчас делают стиль Ювенала запутанным и тёмным. Затем следует вспомнить, что Ювенал начал писать сатиры уже перешагнув за середину своей жизни, испытав множество разочарований. Такой человек легко склонен всё рассматривать в мрачном свете, быть пессимистом. Знаменитая сатира против пороков женщин, очевидно, вылилась у человека, немало пострадавшего от слабого и прекрасного пола. Точно так же в 3-й и 7-й сатирах проглядывает облик молодого провинциала, который с самыми радужными надеждами стремился в столицу, мечтая найти там скорую славу и сопряженное с ней богатство, но грезы эти скоро разлетелись в пух и прах. Пессимизмом Ювенала объясняют ещё одну сторону его произведений: он охотно копается в грязи, и в галерее его образов есть много таких картин, которые должны быть завешены для обыкновенного читателя.

Сказанное до сих пор относится к отрицательным сторонам поэзии Ювенала. Переходя к её достоинствам, отметим, прежде всего, что ритор не заглушил в Ювенале моралиста и гражданина. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Это был человек действительно нравственный, с возвышенно-идеальным взглядом на жизнь. Он искренне стремился помочь своим согражданам, и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе. О другой положительной стороне поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «в сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанарии, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту». Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в Средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus , а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам («Magis credunt Juvenali, quam doctrinae prophetali» ). Существует множество древних толкований поэта (так называемых схолий), начиная от IV столетия и кончая поздним Средневековьем.

Переводы

Saturae , 1535

  • В серии «Loeb classical library» сатиры Ювенала и Персия изданы под № 91.
  • Издание в серии «Collection Budé»: Juvénal . Satires. Texte établi et traduit par P. de Labriolle et F. Villeneuve. 224 p.

Русские переводы

  • Д. Юния Ювенала сатиры. / Пер. А. Фета. М.: 1885. 245 стр.
  • Сатиры Д. Юния Ювенала . / Пер. А. Адольфа. М.: 1888. 504 стр.
  • Ювенал . Сатиры. / Пер. Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского, вступ. ст. А. И. Белецкого. М.-Л., Academia. 1937. 158 стр. 5300 экз.
    • переиздания: (частично) Римская сатира. М., 1957.
    • Римская сатира. М., 1989. С. 241-340, с комм. А. И. Солопова на с. 501-542;
    • со статьей В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека») СПб.: Алетейя. 1994. 220 стр.

Top