Шкала Апгар – неонатальная оценка новорожденного – о чем расскажут баллы? Что такое шкала Апгар? Оценка новорожденного по шкале Апгар.

Каждый новорожденный в первые мгновения своей жизни сдает один из самых первых и важных экзаменов. Он проходит тестирование по шкале Апгар. Эта необычная система оценок была создана специально для врачей, чтобы они имели возможность определить, в каком состоянии пребывает малыш после рождения. Что такое шкала Апгар и о чем говорят ее баллы?

Возникновение

Шкала Апгар появилась около 60 лет назад, в 1952 году. Ее основоположником была женщина, врач-анестезиолог. На ежегодном конгрессе Вирджиния Апгар предложила ввести в обиход объективную систему оценок, указывающих на состояние новорожденного.

Изначально эти данные предназначались для медицинского персонала средней категории, на плечи которого ложилась ответственность быстро определить проблемы малыша, а в случае необходимости оказать ему первую помощь. Со временем шкала Апгар завоевала популярность среди врачей и сегодня используется во всех родильных домах.

Суть системы

Этот метод и по сей день является самым точным и объективным показателем клинического состояния ребенка в первую и пятую минуты после родов. Благодаря этим цифрам врачи мгновенно понимают, что малышу нужна реанимационная аппаратура или другие восстанавливающие процедуры.

Первая оценка новорожденных по шкале Апгар обозначает состояние организма после перенесенных родов, степень асфиксии. Второй показатель указывает на то, как малыш приспособился к окружающему миру спустя 5 минут.

Баллы по шкале Апгар совершенно не зависят от роста и веса ребенка. Они оценивают другие признаки его жизнедеятельности. Каждая буква обозначает определенный показатель состояния ребенка, а именно:

  • A (appearance) - оттенок покровов кожи;
  • P (puls) - сердцебиение;
  • G (grimace) - движения, гримасы, крик;
  • A (activity) - состояние мышц;
  • R (respiration) - показатель дыхания.

По этим параметрам врачи определяют самочувствие малыша, нуждается ли он в помощи. Каждому пункту присуждаются баллы - от 0 до 2. В карту заносится суммированная оценка по шкале Апгар, максимальное значение которой может достигать 10 баллов.

Критическое положение

Обычно второй показатель шкалы выше, чем первый. Но бывают случаи, когда через 5 минут общая оценка не поднимается больше 7 баллов. Тогда решается вопрос о принятии экстренных мер. Сначала неонатолог проводит дополнительные процедуры для проверки жизнедеятельности малыша, которые делают до 20 минуты после процесса родов.

Если самочувствие ребенка не улучшается, а показатели падают, срочно проводятся реанимационные действия с помещением его в специальный кювез.

Нередки случаи, когда рождается очень слабый ребенок. По шкале Апгар его показатели могут достигать всего 5 баллов. Однако если вторая оценка спустя несколько минут повышается до 7 баллов, жизни новорожденного ничего не угрожает, и его состояние быстро стабилизируется.

Что обозначает оценка по шкале Апгар?

  • 10 баллов: очень хороший показатель, обозначающий крепкое здоровье малыша. Он отлично перенес роды.
  • От 7 до 9: с такими результатами на свет появляется большинство детей. Оценка говорит о том, что повода для беспокойства нет, ребенку нужен простой уход.
  • От 4 до 6 баллов: удовлетворительный показатель состояния малыша. Здоровье при рождении слабое, срочно могут понадобиться некоторые реанимационные действия.
  • От 0 до 3: критическое, крайне неудовлетворительное состояние ребенка. Необходима срочная реанимация.

Действия врачей

Профессиональному акушеру, принимающему роды, необходимо всего 30-60 секунд, чтобы точно определить состояние малыша.

Современные новорожденные редко получают максимальные отметки. В первую очередь это связано с экологией. В основном большинство карапузов получает 7-9 баллов, и это считается хорошим результатом.

Шкала Апгар. Таблица расчета показателей
Показатели 0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи младенца Выраженный синюшный

Оттенок кожи бледный, слегка посиневшие конечности

Нормальный розовый оттенок кожи
Пульс Не наблюдается 100 и меньше ударов в минуту От 100 и выше ударов в минуту
Рефлекторная возбудимость

Не реагирует на внешние раздражители

Слабая возбудимость Кашель, крик, подергивание
Тонус мышц Не наблюдается Низкий тонус мышц, сгибаются конечности Все движения активные
Дыхание Отсутствует Нерегулярное Частое

Каждому из показателей врач присуждает определенное количество баллов. Сумма пяти значений - это и есть основная оценка новорожденных по шкале Апгар.

Причины проблем

В большинстве случаев невысокая оценка по шкале свидетельствует о гипоксии ребенка, или дефиците кислорода. Это состояние имеет такие формы:

  • Хроническая гипоксия (формируется во время нахождения малыша в материнской утробе). Причинами являются различные патологии при беременности, некоторые пороки развития ребенка.
  • Острая нехватка кислорода (это может быть одномоментная ситуация, возникшая только в процессе родов). Основной причиной такой формы гипоксии является осложнение во время схваток и родоразрешения.

Как правило, доношенные дети имеют более высокие оценки по шкале Апгар, чем малыши, которые родились преждевременно.

Внимание на кожу

Здоровый малыш выглядит идеально чистым. Его кожа покрыта первородной смазкой, которая является естественной защитой от воздействия окружающей среды. Оттенок покровов может быть светло-розовым или ярко-красным. Это считается первым признаком здоровья малыша, и ему присуждают 2 балла.

Если кожа ребенка очень бледная, присутствует незначительное посинение конечностей, медики ставят оценку 1. При выраженной синюшности всего тела врач фиксирует нулевой показатель.

Пульс

У новорожденного сердце бьется ритмично, с частотой 130-140 ударов в минуту. Это говорит об отличном состоянии ребенка, и врачи фиксируют оценку в 2 балла.

  • глотательный;
  • сосательный;
  • хватательный;
  • рефлекс спонтанного ползанья.

Активные действия такого плана проявляет здоровый новорожденный. По шкале Апгар ему присуждают 2 балла. Если рефлексы слабые и неуверенные, показатель снижается до отметки 1, а при их отсутствии прибавляют 0 баллов.

Мышцы

Здоровый новорожденный появляется на свет с повышенным тонусом в конечностях. Этим объясняется их поза - голова склонена к груди, руки и ноги согнуты в суставах, кисти плотно сжаты в кулачки. Движения крохи хаотичны, непоследовательны, активны. Такие действия новорожденного оцениваются в 2 балла.

Медленные движения и слабая активность говорят о небольших проблемах при рождении. Ребенку выставляется оценка в 1 балл. Полное отсутствие тонуса в мышцах свидетельствует о критическом состоянии крохи. В карте фиксируется нулевая отметка.

Дыхание

О своем рождении малыш оповещает всех громким криком. Это отличные показатели, заслуживающие 2 балла. При этом он совершает 40-45 дыхательных рефлексов в минуту.

Если крик ребенка слабый, появился через время, ему присуждается 1 балл. Если дыхание отсутствует, а малыш не издает никаких звуков, необходима срочная реанимация. Врач присуждает 0 баллов.

Главные оценки впереди

Родители очень беспокоятся по поводу низких отметок по шкале Апгар. Но следует помнить, что они не являются показателями здоровья малыша или его умственных способностей в будущем. Шкала Апгар служит для оценивания состояния и самочувствия крохи только после рождения и выступает как руководство к действию для врачей в особо критичных ситуациях.

Как будет развиваться малыш в дальнейшем, зависит от родителей, их заботы, любви и внимания. Конечно, быть отличником очень хорошо, но лучше всего быть просто здоровым!

Первый месяц жизни ребенка – период новорожденности – самое сложное и трудное дня него время. В свою очередь, наиболее ответственный этап этого месяца – первая неделя, а в ней – первые часы жизни. Период новорожденности – это время наиболее интенсивного приспособления ребенка к условиям внешней среды. Сразу же, с первой минуты, здесь все для него непривычно: другой способ дыхания, питания, другая температура, множество новых раздражителей. Благополучная адаптация на первом году жизни во многом определяет состояние здоровья ребенка не только на протяжении последующих месяцев, но и многих лет жизни.

У детей, рожденных здоровыми матерями в физиологических родах, период адаптации, как правило, протекает относительно гладко, однако таких малышей сейчас рождается не более 30% процентов. Подавляющее большинство новорожденных относится к «группе риска». Это означает, что они нуждаются в тщательном, иногда длительном наблюдении врач и особо внимательном материнском уходе. При этих условиях они полностью осваиваются в новой среде и приобретают все шансы расти здоровыми. Сразу после рождения ребенка взвешивают, измеряют его рост, окружности головы и груди. Это очень важные критерии его физического развития. Помимо показателей физического развития новорожденного, принято оценивать и степень его зрелости к моменту рождения. Зрелый малыш – это ребенок готовый к внеутробной жизни.

Существуют внешние критерии зрелости:

  • Достаточное развитие подкожной клетчатки;
  • Эластичная розовая кожа;
  • Плотные кости;
  • Телосложение, характерное для доношенного ребенка.

Но еще более важна функциональная зрелость ребенка- готовность всех его органов и систем к внеутробному существованию. О ней судят, в частности, по тому, насколько выражены у ребенка самые важные врожденные рефлексы, насколько устойчивы ритмы сердцебиения и дыхания, достаточна ли двигательная активность, готовность к перевариванию пищи и т.д.

Для определения состояния новорожденных, а также для оценки их физического развития существуют специальные критерии. В родильных домах обычно пользуются шкалой Апгар, по которой основные показатели состояния ребенка оценивается в баллах. Максимально возможный балл – 10, но это редкость, чаще бывают 9-8 баллов, что тоже вполне хорошо. Не надо огорчаться, если ребенок получил меньшую оценку. При хорошем уходе и, если необходимо, лечении, он свое наверстает!

Хорошими показателями веса (массы) и роста (длины тела) для мальчиков считаются 3500-3700г и 50-52 см, для девочек- 3200-3400 ги 48-50 см.

Окружность головы у здорового новорожденного обычно составляет от 34-до36 сми на 2-2,5 смпревышает окружность груди.

У преждевременно родившихся детей показатели физического развития зависят от степени их недоношенности.

Переходные состояния

Первый месяц – это время появления так называемых «переходных состояний», то есть ситуаций как бы на грани здоровья и болезни.

  • В первые дни жизни происходит потеря массы тела, которые врачи называют физиологической, то есть естественной. Ее основная причина в том, что организм новорожденного использует запасы пищевых веществ, полученных еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». В норме такая потеря веса после рождения не превышает 3-5% массы тела. К 10 дню жизни ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а затем вес тела увеличивается. Если малыш потерял более 200-250 ги не восстановил потерю к 10-12 дню жизни, – его надо обязательно показать врачу.
  • Часто тревожит родителей то, что кожа ребенка вдруг приобретает желтушный (иктеричный) оттенок. Если желтуха выражена очень слабо, появилась на третий день жизни или позже, не нарушает состояния ребенка и исчезает к 7-10 дню, то это – «физиологическая желтуха». Оснований для тревоги нет, так как это явление обусловлено време­нной незрелостью ферментной систе­мы печени. Но если желтуха – даже слабая – затягивается на более длительный срок, вопрос о необходимости обследования ребенка (иногда в стационаре) должен решать врач.
  • Половой криз – одно из переходных состояний у новорожденного. Проявля­ется он увеличением грудных желез и отечностью наружных половых органов у мальчиков и у девочек. Иногда из грудных желез выделяется похожая на молоко жидкость, а у девочек появля­ются слизистые или кровянистые выде­ления из половой щели. Это – реакция организма на освобождение его от материнских гормонов.
  • Припухлость грудных желез обычно не требует лечения. Если она выра­жена значительно, можно нало­жить согревающую ватно-марлевую повязку. При наличии выделений из половых ор­ганов у де­вочки ее не­обходимо осо­бенно тщательно подмывать слабо-ро­зовым раствором марганцовокис­лого калия («марганцовки») или слабым настоем ромашки – несколько раз в день и обязательно – после стула (дефека­ции). Девочку всегда подмывают, напра­вляя струю воды спереди назад.
  • К переходным состояниям относят также транзиторное, то есть быстро про­ходящее и незначительное, изменение (повышение или понижение) температу­ры, покраснение кожи, появление белых бугорков («милий») на носу. Все это до­вольно скоро проходит само собой и не причиняет ребенку заметного бес­покойства.


Пупочная ранка

Один из важнейших процессов у но­ворожденных – отторжение пуповинного остатка и заживление пупочной ран­ки. После накладывания при рождении металлической или пластмассовой скоб­ки у здорового ребенка происходит спонтанное отпадение остатка пупови­ны на 3~5 сутки жизни.

Обычно к моменту выписки ребенка домой (на 4-6 сутки) пупочная ранка по­крыта кровянистой корочкой. Уход за этой ранкой – один из важнейших момен­тов гигиены новорожденного ребенка. Обрабатывать корочку надо два раза в день (утром и вечером, после купания) спиртсодержащим антисептиком (напри­мер, 2% раствором бриллиантовой зеле­ни или 1% раствором хлорофиллипта).

Обычно корочка с пупочной ранки от­падает к 12-14 дню жизни ребенка. Если корочка сохраняется к концу 3-й недели или если после ее отпадения вновь появ­ляются выделения из ранки – нужен совет врача.

Корочки на голове

Корочки на голове малыша являются минимальным проявлением пище­вой аллергии. Как только ребенку будут подобраны правильный гигиениче­ский режим и питание, корочки пройдут сами. Категорически нельзя сче­сывать корочки расческой, это может травмировать нежную кожу ребенка. Можно намазать голову малыша стерильным растительным маслом, подо­ждать и, когда корочки размягчатся, осторожно удалить их ватным тампо­ном или мягкой губкой во время мытья головы.

Купание

Основная гигиеническая процедура для грудного ребенка – ежедневное ку­пание, которое, помимо гигиени­ческих целей, обеспечивает еще и мягкое закаливание.

Для купания новорожденного вам потребуется:

  • Специальная детская ванночка (пластмассовая или металлическая);
  • Кувшин для ополаскивания;
  • Термометр для воды;
  • Махровая варежка для намыливания.

Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних корм­лений. Температура воды должна быть комфортной – 36 _ 37°С. Сам процесс купания по времени зани­мает 5-7 минут. Важно промыть все складочки (рукой, намыленной дет­ским мылом). Махровой намыленной ру­кавичкой тельце и головку ребенка доста­точно мыть один – два раза в неделю.

Пока не отпала корочка с пупочной ранки, в воду добавляют 5% раствор марганцовокислого калия (до слабо-­розового цвета). Если у ребенка есть опрелости, сыпь, раздражение ко­жи, полезно добавлять в воду на­стой ромашки, отвар дубовой ко­ры. После купания и осторожного обсушивания на пеленальном столике складки кожи смазывают детским кре­мом, косметическим или стерильным рас­тительным маслом, припудривают дет­ской присыпкой.

Помимо вечернего купания, ребенку необходим утренний туалет – перед вторым кормлением, в 8.30-9.30 утра. Лицо и ручки ребенка при этом умывают ваткой с теплой (35-36°С) кипяченой водой, затем обсушивают марлевой (или одноразовой бумажной) салфеткой. Глазки промывают кипяченой водой – от виска к носу, каждый глаз – отдельной стерильной ваткой. Носовые ходы очи­щают ватными фитильками, слегка смо­ченными стерильным растительным мас­лом. Завершается утренний туалет ре­бенка смазыванием складок (после подмывания) детским кремом или маслом.

И девочек, и мальчиков необходимо подмывать после дефекации, затем осторожно обсушивать чистой пеленкой область половых органов и смазывать ее 2-3 раза в день – детским кремом или нейтральным маслом (стерильным вазелином или растительным). Можно использовать присыпку.

Косметические средства для ухода за кожей новорожденных

Кожа детей грудного возраста отличается характерными особенностями: у нее тонкий поверхностный слой, густая сосудистая сеть, неразвитые выводящие протоки потовых желез. Кроме того, у детей первых 6 месяцев жизни в коже отсутствуют эластичные волокна, которые формируют­ся только к 2 годам. Их отсутствие компен­сируется большим количеством влаги, которая обеспечивает защиту кожи от ме­ханических повреждений.

Проницаемость кожи у детей первых 2~3 лет жизни значительно выше, чем у взрослых, поэтому многие наружные ле­карственные средства не применяются во избежание токсического действия на орга­низм. Установлено, что проницаемость ко­жи значительно меняется при ее воспале­нии. Вещества, в норме не проникающие через кожу, свободно «проходят» через нее при любых повреждениях. Проницае­мость кожи увеличивается и с повышением ее влажности.

Обилие в коже капилляров, своеобраз­ное строение сосудистой стенки у новорож­денных позволяют микробам легко про­никать через нее. Загрязнение кожи сказы­вается на общем состоянии ребенка. Но­ворожденный остро воспринимает раздра­жение кожи, что часто является причиной беспокойства, нарушения сна и аппетита. Дети, предрасположенные к аллергии, реа­гируют на все компоненты применяемой косметики, что обусловливает жесткость от­бора средств для ухода за кожей.

Таким образом, кожа грудного ребенка нуждается в дополнительной защите, кото­рую может обеспечить только специальная косметика.

Детская косметика – это особый вид кос­метической продукции, предназначенной для ежедневного ухода за тонкой и чувст­вительной кожей ребенка, ее защиты от различных неблагоприятных факторов. Действие этой косметики направлено на со­хранение естественного защитного слоя ко­жи и профилактику кожных заболеваний.

Главное требование, предъявляемое к детской косметической продукции, – это безопасность. При использовании средств для взрослых, ребенок подвергается риску развития контактного дерматита вследст­вие раздражения кожи химическими ком­понентами.

Эффективность применения любого средства зависит от локализации воспале­ния, его характера, глубины и распростра­ненности. Общее правило гласит: чем ост­рее воспаление кожи, тем более щадящим должно быть действие косметики.

По глубине воздействия современные средства можно распределить в порядке возрастания так: присыпки, примочки, взбалтываемые средства, мази, компрес­сы, кремы, пластыри.

В уходе за ребенком часто используют­ся присыпки – порошкообразные вещества, подсушивающие и обезжиривающие кожу, предохраняющие от опрелостей и раздра­жения особо чувствительные ее места.

Применяя присыпку, необходимо со­блюдать некоторые правила. Присыпка обычно используется после купания или подмывания ребенка для удаления излиш­ка влаги из складочек кожи. Нельзя на­носить это средство непосредственно на кожу. Небольшое количество присыпки наносится на ватный тампон или на ла­донь, затем припудривается кожа ре­бенка. Излишек присыпки необходимо удалять с поверхности кожи. Не следует применять это средство вместе с маслами или кремами.

В уходе за новорожденным существен­ное место занимают жировые компоненты, питающие и смягчающие кожу. Известно, что жиры и растворенные в них вещества хорошо проникают через кожу, поэтому жирные вещества входят в состав космети­ческих средств, в том числе детских. Жир, нанесенный на кожу, усиливает ее крово­снабжение, ускоряет рассасывание уплот­нений, восстанавливает эластичность. Во избежание раздражающего действия при­меняемые жиры как животного, так и рас­тительного происхождения должны быть химически нейтральны. В косметических линиях обычно преобладает такая лекар­ственная форма, как крем. Как правило, он содержит, наряду с высококачествен­ным животным жиром и растительным мас­лом, водную фазу, представляя собой эмульсию, в которой частицы воды нахо­дятся в масле, и наоборот. Действие тако­го состава на кожу зависит от пропорции масла и воды. Смесь типа «масло в воде» поглощает и испаряет воду, поэтому она, охлаждая кожу, устраняет воспалительные проявления. Такие кремы хорошо перено­сятся, смягчают и питают кожу.

Кремы типа «вода в масле» обладают менее выраженным охлаждающим эффек­том, не сушат, но хорошо питают кожу, восстанавливая ее свойства. Использовать эти кремы целесообразно при поверхност­ных воспалительных процессах, протека­ющих с сухостью кожи.

Косметические масла целесообразно использовать для удаления загрязнения с поверхности кожи ребенка либо, при не­обходимости, для массажа. Не следует ис­пользовать косметические масла для ув­лажнения кожи – для этого лучше приме­нять специальные увлажняющие кремы и молочко. Не следует использовать жирные средства при воспалении и опрелости.

При выборе косметического средства всегда лучше проконсультироваться с врачом.

Цветки ромашки содержат эфирное масло, в состав которого входит более 40 органических компонентов и множество микроэлементов. Они применяются в каче­стве спазмолитического, противовоспали­тельного и антисептического средства.

Череда обладает высоким содержа­нием аскорбиновой кислоты, дубильных веществ и применяется в дерматологии в качестве противоаллергического и проти­вовоспалительного средства, а также при гнойничковых заболеваниях кожи.

Основное действие календулы – бак­терицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее. Она также обладает противогрибковой и даже противовирус­ной активностью.

Зародыши пшеницы – мощный сти­мулятор роста и деления клеток. Высокое содержание крахмала и витаминов в них оказывает защитное, ранозаживляющее и смягчающее действие.

Одноразовые подгузники

В последние годы большое распростра­нение во всем мире получили одноразо­вые подгузники. По мнению большинства врачей, их использование является поло­жительным фактором. Надо только поча­ще менять их, так как влага ослабляет кожу, делает ее более уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасают­ся с кожей, тем больше вероятность ее по­вреждения.

Распространенное мнение, что в первые две недели нужно пользоваться только марлевыми подгузниками, неверно. В них кожа может оставаться влажной, а ново­рожденный еще не умеет дать понять, что ему неудобно или неприятно. Одноразо­выми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша.

Как правильно сменить подгузник

Подгузники надо менять, когда они мокрые или грязные.

Для этого надо приготовить: чистый одноразовый подгузник, немного воды и ваты, сал­фетку, детский лосьон или масло. Могут пригодиться не содержащие алкоголь детские влажные салфетки. Все должно быть приготовлено заранее. Нельзя оставлять малыша без присмотра на столике для пеленания!

Для смены подгузника надо:

  1. Положить малыша на без­опасную, ровную поверхность. Расстегнуть и развернуть ис­пользованный подгузник, осто­рожно приподнять малыша за ножки одной рукой, а другой - снять старый подгузник.
  2. Перед тем как надеть новый подгузник, вымыть кожу малыша мягким мылом, сполоснуть водой, насухо промокнуть салфеткой и, если это рекомендовано врачом, нанести лечебный крем или мазь, содержащую цинк.
  3. Подложить чистый подгузник под попку малыша. Опустить ножки ребенка. Надеть подгузник. Закрепить его, накле­ив многоразовые застежки на цветную полоску спереди подгузника. Многора­зовые застежки можно откреплять и за­креплять несколько раз, регулируя при­легание подгузника.

Меняя ребенку подгузник, следует обратить внимание на характер стула. У новорожденного ребенка в первые 3 дня жизни отходит первородный кал -меконий (зеленовато-коричневого цве­та). В последующие дни при грудном вскармливании стул приобретает золо­тисто-желтый цвет, кисловатый запах, консистенция его обычно сметанообразная. При грудном вскармливании стул обычно бывает 5-7 раз в сутки, при сме­шанном и искусственном – реже и обыч­но – более густой консистенции.

Шкала Апгар – это универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.

Система оценки по шкале Апгар позволяет врачу определить, нужна ли новорожденному специализированная медицинская помощь, реанимация, повышенное внимание или здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает. Мамочке, по сути, эта оценка ничего не дает, ведь шкала Апгар предназначена для врачей. Но ведь каждая мама хочет знать все о состоянии здоровья своего ребенка и самостоятельно разобраться в том, что означают эти непонятные цифры. В данной статье поговорим о расшифровке шкалы Апгар – что это такое и что означает каждый конкретный результат, рассмотрим все примеры.

Данная шкала была введена в педиатрическую практику в далеком 1952 году. Разработчиком новой системы определения состояния новорожденных стала американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар, предложившая несколько критериев и систему баллов, которые выставляются врачом-неонатологом при осмотре ребенка. Система состоит из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов. Сумма баллов от всех 5 критериев определяет состояние новорожденного в текущий момент и находится в диапазоне от 0 до 10 баллов.

Показатели шкалы Апгар

Система включает в себя 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов на первой и пятой минуте жизни ребенка. Чем больше баллов в сумме – тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов.

Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:

  1. Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
  2. Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
  3. Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
  4. Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
  5. Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.

Таблица шкалы Апгар

Результат оценки всех критериев суммируется и получается итоговый результат. Для упрощения результат оценки состояния новорожденного можно представить в виде таблицы.

Параметр Баллы Оценка
ЧСС (пульс) 0 отсутствует
1 менее 100 ударов в минуту
2 более 100 ударов в минуту
Дыхание 0 отсутствует
1 замедленное, нерегулярное
2 нормальное, громкий крик
Мышечный тонус 0 слабый
1 сгибает ручки и ножки
2 активно двигает ручками и ножками
Рефлексы 0 отсутствуют
1 слабые
2 ребенок кричит, вырывается, чихает
Цвет кожи 0 синюшный, бледный
1 розовый, но синюшные ручки и ножки
2 розовый по всему телу

Что значат эти баллы?

Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).

Таблица оценки новорожденных

Результат Значение
0/2, 1/2, 2/2 состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3 критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4 состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6 показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8 состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8 состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10 очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10 здоровье идеальное (на практике не встречается)

Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.

Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.

При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.

При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.

У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.

Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.

Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.

Для объективной характеристики состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. В течение первой минуты после рождения определяют 5 важнейших клинических признаков: частоту и ритм сердцебиения, характер дыхания и мышечного тонуса, состояние рефлексов и окраску кожных покровов. В зависимости от выраженности этих признаков ставят оценку в баллах по каждому из них:

    Сердцебиение:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – частота менее 100/мин;

2 балла – частота более 100/мин.

0 баллов – отсутствует;

1 балл – слабый крик (гиповентиляция);

2 балла – громкий крик.

    Мышечный тонус:

0 баллов – вялый;

1 балл – некоторая степень сгибания;

2 балла – активные движения.

    Рефлекторная возбудимость (оценивается по реакции на носовой катетер или силе рефлекса на раздражение подошв):

0 баллов – отсутствует;

1 балл – слабо выражена (гримаса);

2 балла – хорошо выражена (крик).

    Окраска кожи:

0 баллов – синюшная или бледная;

1 балл – розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей;

2 балла – розовая.

Полученные баллы суммируют и оценивают следующим образом:

10 - 8 баллов – удовлетворительное состояние ребенка;

7 - 6 баллов – легкая степень асфиксии;

5 - 4 баллов – асфиксия средней тяжести;

3 - 1 балла – тяжелая асфиксия;

0 баллов – клиническая смерть.

Для определения прогноза повторно оценивают состояние ребенка по шкале Апгар через 5 мин после рождения. Если оценка возросла (при первичной сниженной), то прогноз более благоприятный.

С целью ранней диагностики дыхательных расстройств у недоношенных детей производят оценку по шкале Сильвермана (при рождении через 2, 6, 12 и 24 часа жизни); при этом в баллах оценивают следующие признаки:

0 баллов – грудь и живот равномерно участвуют в акте дыхания;

1 балл – аритмичное, неравномерное дыхание;

2 балла – парадоксальное дыхание.

    Втяжение межреберий:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – нерезко выражено;

2 балла – резко выражено.

    Втяжение грудины:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – нерезко выражено;

2 балла – резко выражено, держится постоянно.

    Положение нижней челюсти:

0 баллов - рот закрыт, нижняя челюсть не западает;

1 балл – рот закрыт, нижняячелюсть западает;

2 балла – рот открыт, нижняя челюсть западает.

0 баллов – спокойное, ровное;

1 балл – при аускулътации слышен затрудненный вдох;

2 балла – стонущее дыхание, слышное на расстоянии.

16. Гипоксия плода, методы диагностики, лечения.

Гипоксия плода – комплекс изменений в его организме под влиянием недостаточного снабжения кислородом тканей и органов плода или неадекватной утилизации ими кислорода.

Кислородное голодание в различные периоды беременности имеет неодинаковые последствия для эмбриона и плода:

В предимплантационный период гипоксия редко приводит к нарушениям развития оплодотворенной яйцеклетки;

В период органогенеза выраженная гипоксия может сопровождаться замедлением развития эмбриона и появлением аномалий развития;

Кислородное голодание в период фитогенеза обычно приводит к гипотрофии и гипоксии.

По этиопатогенезу выделяют следующие формы гипоксии плода:

1. Артериально-гипоксическая форма:

А) гипоксическая – следствие нарушения доставки кислорода в маточно-плацентарный кровоток:

Дыхательная и ССС недостаточность матери;

Нарушение кислородтранспортной функции материнского гемоглобина (анемия, инактивация повышения сродства к кислороду);

Б) трансплацентарная форма – следствие нарушения газообменной функции плаценты вследствие перфузионной или диффузионной ее недостаточности:

Поздний токсикоз;

Переношенная беременность;

Преждевременная отслойка плаценты;

Экстрагенильные заболевания матери (СД, ГБ, СН и т.п.).

2. Гемическая форма:

а) анемическая форма – следствие сниженного содержания фетального гемоглобина (гемолитическая болезнь плода, фетоматеринская или фетоплацентарная кровопотеря, внутренние кровоизлияния различной локализации);

б) форма нарушенного сродства к кислороду (врожденные, лекарственные, интоксикационные гемоглобинопатии).

З. Гемодинамическая гипоксия:

а) кардиогенная форма – следствие пороков сердца и крупных сосудов, эндокардиального

фиброэлластоза, снижения сократимости миокарда, тяжелых аритмий (гипоксия низкого сердечного выброса);

б) гиповолемическая форма – следствие снижения ОЦК;

в) форма повышенного сосудистого сопротивления – следствие нарушения проходимости сосудов (в т.ч. и пуповины) и реологических свойств крови (повышение вязкости).

4. Смешанная гипоксия - при сочетании 2 и более патогенетических форм кислородной недостаточности плода.

По течению различают:

1) Острую гипоксию плода:

Во время беременности (реже) – при разрыве матки, преждевременной отслойке плаценты;

Во время родов (чаще) – при аномалиях родовой деятельности, выпадении или прижатии пуповины, сдавлении головки плода в полости малого таза.

2) Подострую гипоксию плода – обычно появляется за 1 – 2 дня до родов и характеризуется истощением адаптационных возможностей плода.

3) Хроническую гипоксию плода – при осложненном течении беременности (гестозы, перенашивание, экстрагенитальные заболевания, иммунологическая несовместимость, инфицирование плода и др.). Вызывается длительным недостаточным снабжением плода питательными веществами и нередко сопровождается задержкой развития и роста плода.

Диагностика гипоксии плода:

1. Наблюдение за сердечной деятельностью плода:

1) Аускультация – позволяет выявить грубые изменения ЧСС (тахикардия, брадикардия, аритмия).

2) ЭКГ – изменение и удлинение зубца Р, удлинение интервала РQ, желудочкового комплекса, плоский или отрицательный сегмент ST, расщепление зубца R, и др.

З) ФКГ – изменение амплитуды и нарастание длительности тонов сердца, расщепление их, возникновение шумов.

4) Фазовый анализ сердечной деятельности – изменение фаз сокращения миокарда.

а) начальные признаки внутриутробной гипоксии:

Тахикардия или умеренная брадикардия;

Повышение или понижение вариабельности ритма, низкомодулирующий тип кривой, кратковременная (до 50%) монотонность ритма;

Ослабление реакции на функциональные пробы;

Возникновение поздних децелераций в ответ на сокращение матки;

б) выраженные признаки гипоксии плода:

Тяжелая брадикардия;

Монотонность ритма (свыше 50% записи);

Отсутствие или парадоксальная реакция на функциональные пробы;

Поздние децелерации в ответ на сокращение матки.

Для характеристики КТТ во время родов используют балльную оценку по всем параметрам ЧСС плода.

2. Исследование КЩС крови плода, полученной из предлежащей части плода – показателем гипоксии является снижение рН:

а) в первом периоде родов нижняя граница нормы рН – 7,2;

б) во втором периоде родов – 7,14.

3. Наблюдение за двигательной активностью плода:

а) 5 и более движений в течение 30 мин – состояние плода хорошее;

б) беспокойное шевеление плода, проявляющееся в учащении и усилении его активности – начальная стадия внутриутробной гипоксии

в) ослабление и прекращение движений при прогрессирующей гипоксии.

4. Изучение дыхательных движений плода с помощью УЗИ.

5. Исследование околоплодных вод:

Визуальное – при гипоксии обнаруживают наличие мекония, мекониальное окрашивание вод, уменьшение амниотической жидкости;

Биохимическое – рН.

Для успешной борьбы с гипоксией плода необходимо лечение основного заболевания беременной, обеспечить достаточное снабжение плода кислородом, повысить устойчивость и выносливость его мозговых центров к кислородной недостаточности, создать условия, благоприятствующие течению обменных процессов. Для решения этих задач в первую очередь следует воздействовать на кислородтранспортную функцию плаценты. Это достигается несколькими путями:

Расширением маточно-плацентарных и фетоплацентарных сосудов;

Расслабление мускулатуры матки;

Нормализация реокоагуляционных свойств крови;

Активацией метаболизма миометрия и плаценты.

При лечении гипоксии плода используют следующие группы лекарственных веществ:

1. Эстрогены:

Являются мощными регуляторами маточно-плацентарного кровообращения;

Расширяют прекапиллярные сосуды матки и материнской части плаценты;

Усиливают активность маточно-плацентарного метаболизма;

Повышают проницаемость плацентарных сосудов, увеличивая интенсивность перехода глюкозы и др. питательных веществ к плоду.

2. Сосудорасширяющие и спазмолитические препараты (эуфиллин, теофиллин, компламин, курантин), бета-адреномиметики (партусистен, сальбутамол, изадрин и др.):

Оказывают токолитическое действие (расслабление миометрия и расширение маточных сосудов);

Активируют метаболизм плаценты (стимуляция гормональной активности, ускорение регенерации трофобласта);

3. Реокорректоры и антиагреганты (реополиглюкин, трентал, курантил).

4. Антикоагулянты (гепарин).

5. Вещества, непосредственно влияющие на метаболизм и энергетику плаценты – малые дозы инсулина, витамины (фолиевая кислота, пиридоксин, цианокобаламин, аскорбиновая кислота, токоферол), глюкоза, аминокислоты (глютаминовая кислота, метионин), анаболические средства (сукцинат натрия, оротат калия, инозин) и др.

Возможно применение кислородотерапии в виде ингаляций смесей с содержанием кислорода 50 – 60%, ГБО.

При гипоксии плода необходимо обеспечить покой беременной. При постельном режиме улучшается кровоснабжение матки.

Оценка по шкале Апгар — это проверка состояния новорожденного сразу после появления на свет. Врачи диагностируют младенца на предмет необходимости проведения реанимационной терапии в случае тяжелых родов. Показатели шкалы Апгар сообщаются мамам и папам вместе с весом и ростом новорожденного крохи.

Что проверяют и оценивают у новорожденного крохи на первых минутах жизни?

Оценке подвергается:

  • дыхание;
  • удары пульса;
  • мышечный тонус;
  • проявление врожденных рефлексов;
  • цвет кожных покровов.

Далее малютку взвешивают, измеряют рост и окружность грудной клетки и головки. А что такое шкала Апгар, зачем она нужна? Данную систему разработала врач Вирджиния Апгар в 1952 году. Она представила научно обоснованные выводы на основе длительного анализа состоянии новорожденных и зафиксировала свои наблюдения в десятибалльной шкале.

Родителям малютки баллы шкалы ни о чем не говорят: они предназначены для врачей-педиатров. Молодые мамы и папы должны знать, что оценка от 7 до 10 баллов говорит о нормальном состоянии новорожденного младенца.

Некоторые родители считают, что данная оценка показывает умственное развитие малютки, но это ошибка и заблуждение. Как можно оценить умственное развитие в первые минутки жизни крохи? Тем более абсурдно мнение, что шкала дает оценку внешности малютки!

Здоров или жизнеспособен?

Оценка новорожденного по шкале Апгар не выявляет состояние здоровья малютки. Она характеризует жизнеспособность новорожденного: будет ли он жить? Если суммарный показатель получился ниже семи баллов, малютке проводят реанимационные процедуры.

Если сразу после рождения кроху положили на живот мамы и разрешили приложить к груди, значит, переживать ни о чем не стоит!

Высокая оценка по шкале Апгар (8-9 баллов) свидетельствует о жизнеспособности крохи, о его динамике и наличии врожденных рефлексов.

Почему малютке дают двойную оценку, например, 8/9 баллов? Потому что новорожденный проходит тестирование дважды — сразу после рождения и пять минут спустя. Часто вторая оценка бывает на 1-2 пункта выше первой. Это сообщает о том, что после перенесенного стресса кроха успел освоиться в новом мире и решил показать все свои возможности.

Проверить наличие рефлексов у крохи может и сама мама:

  1. Рефлекс ползания проверяется так: если положить малютку на животик и сделать упор ножкам, — он начнет отталкиваться.
  2. Рефлекс автоматической походки проверяется так: возьмите новорожденного под мышки и поставьте на ровную поверхность, чуть наклонив вперед, — он сделает шаг рефлекторно.

Важно! Многие параметры развития младенца зависят от внимательности мамы и прилагаемых усилий. Важно вовремя заметить и устранить негативные моменты.

Показатели жизнеспособности малютки

Разберем значение показателей жизнеспособности крохи по данной шкале.

  1. Дыхание . Если малыш сразу после рождения громко закричал — значит, работа легких активировалась. После крика присваивается два балла. Если младенец не закричал, а заплакал дрожащим голосочком — присваивается один балл. В случае если малютка не кричит и даже не дышит, присваивается ноль баллов.
  2. Сердцебиение . Сердечный ритм новорожденного отличается ускоренным темпом — до 142 сокращений в минуту. При показателях работы сердечка свыше 100 ударов присваивают 2 балла. При невысокой частоте работы сердечной мышцы присваивают один балл. При отсутствии пульса ставят ноль баллов.
  3. Мышечный тонус. Сразу после рождения движения младенца носят хаотичный неорганизованный характер, тонус мышц повышен. Повышенная активность движений оценивается в два балла. Редкие замедленные движения новорожденного крохи оцениваются одним баллом, отсутствие движений — ноль баллов.
  4. Наличие рефлексов . Первый вдох и крик относятся к безусловным врожденным рефлексам. Наличие таких рефлексов при рождении оцениваются двумя баллами. Если рефлексы появились не сразу, а были вызваны стараниями врачей — один балл. Отсутствие рефлексов — ноль баллов.
  5. Цвет кожи. Нормальным цветом кожи считается розовый, он характеризует активную работу кровеносной системы крохи. При синюшном оттенке конечностей и слизистой ротовой полости ставится один балл. При равномерно-синюшном или бледном оттенке всего кожного покрова тельца — ноль баллов.

Итак, о нормальном состоянии новорожденного можно судить по таким показателям: кроха должен иметь розовый цвет кожи, самостоятельно закричать, отворачиваться от яркого света и сопротивляться сгибанию/разгибанию конечностей врачом. При этом ритм сердечных ударов должен быть умеренно частым — составлять 100 сокращений сердечной мышцы в минуту.


Низкие показатели

Что делать, если оценка по Апгар была низкой? Не волноваться! Не стоит думать, что малыш родился инвалидом и с ним придется мучиться. Данные показатели фиксируют состояние крохи после родов: как он перенес прохождение через родовые пути.

Эти показатели сообщают о неотложности проведения реанимационных процедур новорожденному. Например, если малютку долго тянут щипцами, он получает кислородное голодание. Что будет после таких манипуляций? Малыш вряд ли сможет сразу закричать, и кожные покровы будут иметь синюшный оттенок.

Схема оценки состояния новорожденного:

  • 7-10: отличное состояние;
  • 5-6: легкие отклонения;
  • 3-4; отклонения средней тяжести;
  • 0-2: тяжелое состояние.

Переживать не следует ни в коем случае! Тяжелые роды — не приговор для малыша, и вскоре все его жизненные показатели придут в норму.

Мама должна свято верить в это и не сомневаться! Через какое-то время мама увидит рядом с собой розовенького малютку со спокойным дыханием и наличием всех необходимых рефлексов!

Как избавиться от растяжек после родов?


Top