Морально-волевая подготовка бойца спецназа. (1 фото)

Репина Надежда Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №77
Московского района Санкт - Петербурга

Актуальность

Подготовка к школе - важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайся развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно, умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.

Начальной ступенькой в обучении грамоте является звуковой анализ слова. Иными словами, надо научить ребенка слушать и выделять звуки в словах. Это поможет ему овладеть письмом и чтением. Звуки необходимо выделять голосом и произносить их протяжно. Если слуховое внимание ребенка не воспитано, если он не научился различать звуки, то в будущем при письме он будет пропускать некоторые из них. Воспитание с детства внимания к звукам речи поможет усвоить не только сложные правила грамматики, но и срой родного языка, стать грамотным, культурным человеком.

Занимаясь с ребенком арифметикой, необходимо брать примеры из жизни, познакомить его с измерением. Пониманию отвлеченного понятия 2число» должен предшествовать хотя бы небольшой опыт математического мышления на конкретных примерах, показывающих, что число есть, прежде всего, результат измерения. Для этого используют карандаш, ложку, веревку, палку и т.д. при этом обращают внимание ребенка на то, что всякая отложенная мерка - это один (единица). Именно из единиц образуются все числа. Учите его раскладывать предметы слева направо, чтобы в какой-то степени подготовить к письменной строке. Проводя с дошкольником занятия, нужно прибавлять к числу и отнимать от него не два, не три или четыре, а только единицу, что поможет ему понять значение этого числа. В дальнейшем можно разобрать на конкретных примерах все цифры первого десятка.

В подготовке к письму большую роль играет рисование. Тренируется рука, ребенок учится обращаться с листом бумаги. Нужно стараться, чтобы он сам заметил различия и сходства разных частей предмета. Рисование учит сравнивать, вглядываться, замечать и ценить все красивое.

Важную роль в развитии ребенка играет беседа с ним. В разговоре совершенствуется речь малыша, лучше становится произношение, правильнее строится фраза, развивается мышление. О знакомых ему вещах стремитесь рассказывать как можно ярче, образнее. Иногда нужно, чтобы ребенок не получал готового ответа, а подумал сам; приходить ему на помощь в этих случаях следует лишь при необходимости.

Заниматься нужно регулярно, изо дня в день, но, не переутомляя малыша. Важно не просто «напичкать» его знаниями, а развить воображение. Нельзя строить занятия однообразно, дети устают от них, и пользы будет мало. Обращение с ребенком во время занятий должно быть ровным, без окриков и нервозности.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование,которое требует комплексных психологических исследований. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн, А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем: - выявить в каком возрасте лучше начинать обучение, - когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье. Ученые считают что, дифференцированный подход как социально образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью

преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий

поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно

контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития

детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.

При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его

речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский

рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами

поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта

подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения

дошкольника.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос мотивационной

обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые

человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы

личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что

проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению

трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением

мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый

план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными,

ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень

целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением

характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой

основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским

внутренними этическими инстанциями.

Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением

взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей

дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в

сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится

способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания.

В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным

центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей

потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При

этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его

взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в

практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное

знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое

ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы

поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем

многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является

периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов,

создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается “периодом первоначального, фактического склада личности”.

Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и

определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во- первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое вне ситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы.

У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности

взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно

устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа

ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и

организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и

стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни.

Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде “первоначального, фактического, склада

личности”.

Список использованной литературы:

1. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 235, 248 257)

2. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. М.,1991.

5. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 43)

6. школьному возрасту. М.,1988.

7. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

8. Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., «Педагогика», 1978.

9. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно образного мышления у дошкольников: 162 237)

10. Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // дошкольное образование. 1982. №10

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.
При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.
Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания.
В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается “периодом первоначального, фактического склада личности”.
Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во- первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое вне ситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы.
У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни.
Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде “первоначального, фактического, склада личности”.
Список использованной литературы:
1. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 235, 248 257)
2. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. М.,1991.
5. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 43)
6. школьному возрасту. М.,1988.
7. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
8. Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., «Педагогика», 1978.
9. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно образного мышления у дошкольников: 162 237)
10. Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // дошкольное образование. 1982. №10

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. У ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача воспитателей и родителей - помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности - вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику.

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

1. Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

Отечественные ученые выделяют, прежде всего, самостоятельность . Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций.

Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество - ответственность . Формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием . Послушание - это первая ступень дисциплинированности. Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя. Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение , в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям . Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.

2. Новый образ жизни потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения . Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке.

Важно для старшего дошкольника и умение радоваться успехам сверстников . Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.

Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности . В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.

Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости . Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.

Большим достоинством ребёнка является скромность . Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях.

С. А. Козлова пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения».

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но педагоги детского сада и родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно - волевых качеств.

Светлана Ковальчук
Родительское собрание «Нравственно-волевая подготовка детей к школе» c элементами сказкотерапии

Цели :

Формирование активной педагогической позиции родителей .

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Вовлечение родителей в воспитание своих детей .

Материалы :

Чистый лист бумаги квадратной формы

Бланки для заполнения экспресс - тестирования

Простые карандаши

Здравствуйте, уважаемые родители ! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы – «Нравственно - волевая подготовка детей к школе » . Мы, родители , заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу . Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо , получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

Формирование нравственно -волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении , зависит не только его успешное обучение в школе , но и формирование жизненной позиции.

Незаметно приближается время поступления ребенка в школу . Это большое событие в жизни семьи : скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. Придя в школу , первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Самое главное для любого ребенка умение общаться, легко адаптироваться к новым условиям, слушать, слышать и понимать, но никогда не сравнивать с другим более успешным ребенком.

1. Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие : не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее :

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас (взять у одного из родителей ) . Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли) .

А почему как Вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу : одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Вывод : дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Многие родители считают , что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна , но ее недостаточно для успешного обучения в школе .

Учеба в школе – нелегкий труд , к которому ребенок должен быть подготовлен . Уметь управлять своим поведение, подчинять его нормам и правилам, установленным школой , считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемый школой к будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ребенку необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами , как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности и ответьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Беседа «Характеристики» этих качеств

Организованность :

Умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение деятельности поставленной цели;

Умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление последовательно намеченных действий;

Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;

Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;

Внешняя организованность : порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы;

Умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия.

Ответственность :

Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;

Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать если получилось неудачно, искать более рациональные приемы;

Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех;

Умение оценивать результат труда.

Самостоятельность :

Охотное принятие ребенком предложения что-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учебы.

Выполнения задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

Умение выполнить работу без посторонней помощи;

Умение преодолевать трудности и достигать результата;

Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Дисциплинированность :

Охотное и своевременное выполнение требований взрослого (поручений и обязанностей) ;

Умение сдерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины;

Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

Настойчивость :

Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;

Преодоление трудностей и препятствий;

Доводить начатое дело до конца.

4.. Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе

(см. Приложение 1)

Понятие «готовность ребенка к школе » - комплексно охватывает все сферы деятельности ребенка.

5. Сказка «Колобок»

А теперь я предлагаю Вам всем вспомнить известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начнем рассказывать сказку .

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей . Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.

Заповедь первая : Не оставляйте маленьких детей без присмотра .

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Заповедь вторая : Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь третья : Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь четвертая : Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая интересная сказка у нас получилась .

К какому выводу вы пришли?

6. На этом встреча наша заканчивается.

Родители должны помнить одну простую истину : образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно .

Несколько коротких правил :

Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

Приучайте ребенка к самостоятельности.

Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Вселяйте в ребенке уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена» .

Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь, хвалите своего ребенка за достижения, особенно, которые дались ему трудом и упорством.

Спрашивайте своего ребенка, если он вам ничего не рассказывает , делайте это тактично и тепло.

Всегда говорите ребенку правду, даже когда Вам это невыгодно.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

Не добивайтесь успеха силой. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

Признавайте право ребенка на ошибки.

Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка.

Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ни и любите ребенка таким, каким он есть.

И тогда вы получите ДОВЕРИЕ, ПОБЕДУ и УСПЕХ.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень нужном и необходимом деле!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Необходимо вырабатывать нравственно – волевые качества : настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание, любознательность, организованность, прилежание ребенка, умение доводить дело до конца.

Формировать у ребенка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты . Пусть ребенок рассуждает вслух.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей .

Необходимо ребенка научить общаться : (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль, пользоваться словами, характерными для вежливого общения)

Беседовать о прочитанных книгах, задавать вопросы, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей . Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его за год до начала учебы или со второго класса.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 20 -30 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки , необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Чтобы вырос спокойный и уверенный в себя человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Приложение 1

Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе

1. Ребенок посещает детский сад?

а) Да, с удовольствием.

б) Посещает по необходимости, но ему там не нравиться .

2. Как ведет себя Ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?

а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.

б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся .

в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

3. Если Вашего ребенка кто-то из детей обидит , он :

а) Даст сдачи.

б) Пожалуется взрослым.

в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.

4. Как ребенок реагирует на критические замечания?

А) Старается исправиться.

Б) Никак не реагирует.

В) Делает «назло» .

5. Когда Вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он :

А) Рассуждает в слух и пытается догадаться.

Б) Честно признается, что не знает. Задает этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.

В) Начинает кривляться и переводить тему.

6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он :

А) Легко вступает в разговор.

Б) Односложно отвечает на вопросы.

В) Молчит и прячется за родителей .

7. Разговаривая, ребенок :

А) Спокойно излагает свои мысли.

Б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.

В) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ .

8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он :

А) Терпеливо ждет, пока Вы договорите.

Б) Постоянно влезает во взрослый разговор.

В) Начинает ныть и капризничать.

9. Если Вы даете ребенку поручение, которое ему не нравиться (например убрать игрушки, он :

А) Старается побыстрее убрать.

Б) Долго ноет, но все-таки убирает.

В) Убирает только с Вашей помощью.

10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор, ребенок :

А) Сидит до тех пор, пока не соберет.

Б) Просит Вас помочь.

В) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

Подведем итоги :

За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.

Подсчитаем полученный результат.

От 20 до 30 баллов : Психологическая готовность 100%.

Психологически Ваш ребенок готов к школе . Он достаточно уверен в себе и в своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает) . А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.

От 20 до 10 баллов : Психическая готовность 50%.

Ваш ребенок находиться на промежуточной стадии психологической готовности к школе . В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года . Но, принимая решение отдать малыша в школу , будьте готовы к тому, что Вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии) . Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребенка в группу подготовки к школе .

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у детей морально-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Особого внимания требует формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовки его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни [Болотина,с.112].

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, морально-волевые действия детей имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний [Болотина, с.121].

На протяжении дошкольного детства усложняется характер морально-волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным в морально-волевом плане, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Готовность к школе делится на три вида: личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность [Гуткина, с.56].

Личностная готовность.

Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь? Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Морально-волевая готовность [Гуткина, с.61].

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных структур морально-волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить морально-волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого" задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей не боятся трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

Интеллектуальная готовность [Гуткина, с.63].

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому ребенок шести лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст "почемучек".

Для всестороннего развития личности ребенка необходимо проводить занятия по рисованию, физкультуре, различные игры.

Таким образом, формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника требует особого внимания. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Подготовке детей к обучению в школе способствуют личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность. Ребенок шести лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Особого внимания требует формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для всестороннего развития личности ребенка необходимо проводить занятия по рисованию, физкультуре, различные игры.

1.2 Формирование морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе

Формирование морально-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в морально-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

К шести годам происходит оформление основных элементов морально-волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты морально-волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения [Конева,с.22].

К шести годам ребенок "мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком В дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Недооценка важности воспитания морально-волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка морально-волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Родителей волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают значения [Коломинский,с.131].


Top