Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Введение.

Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения с воспитателем, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме.

Исследования психолога Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

«Рука – вышедший наружу мозг» , - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Не маловажно, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Верно, поступают те взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.

Воображение является центральным психологическим новообразо-ванием дошкольного периода, оно возникает не спонтанно, а требует создания особых условий, которые непосредственно связаны с его компонентами и закономерностями развития.

Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста? Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить, то есть создавать воображаемую ситуацию.

Во-вторых, воображение позволяет видеть «целое раньше частей» . А целое непосредственно связано с контекстом (смысловым полем) предмета или явления. Например, ребенок, печатая ладошкой в одном случае «видит» ветку рябины, а в другом - крыло птицы, или жар-птицу.

В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает.

Создание условий для развития воображения стала для меня основной задачей. Одним из вариантов системы ускоренного развития воображения дошкольников являются занятия по освоению техники рисования нетрадиционным методом - рисование пальцем. Ковалев А.Г. отмечал

«В руке живописца синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений» .

Дети дошкольного возраста учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой) , правильную постановку пальца при наборе краски, споласкивания пальца в воде после краски и осушение его о салфетку.

Нетрадиционная техника рисования пальцем воспитывает тактильные и термические чувства. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшой площади поверхности кожи на пальцах соответствуют определенные участки коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

Научная новизна работы заключается в том, что нетрадиционные способы рисования изучали многие педагоги и психологи (Выгодский Л.С., Субботина Л.Ю., Тихомирова Л.Ф., Кравцова Е.Е., Левин В.А. и многие другие) , но сам нетрадиционный способ рисования – пальчиковая палитра- недостаточно рассмотрен, так как именно в этой технике рисования задействованы тактильные ощущения - подушечки пальцев, ладошка, что имеет тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями.

Целью нашей работы является развитие воображения дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования - пальчиковая палитра.

Задачи:

  • обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем
  • обучение мастерству композиции
  • развитие тактильных ощущений через специальные упражнения
  • развивать цветовосприятие, творческое воображение

Воспитание эстетического вкуса.

В ходе деятельности по данной теме была проведена следующая работа:

  1. Изучен теоретический материал по данной проблеме.
  2. Выявлены особенности нетрадиционного способа рисования - пальчиковая палитра.
  3. Проведен анализ пальчиковых игр.
  4. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке индивидуальных и групповых занятий воспитателям и родителям при проведении занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – пальчиковая палитра.

Глава I. Нетрадиционная техника рисования в ДОУ.

1. 1. Нетрадиционная техника рисования - пальчиковая палитра

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

В течение трех лет я посвятила изучению нетрадиционной технике рисования - пальчиковая палитра. Почему я выбрала эту тему? Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Женя прятал руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Я старалась уговорить, выяснить причину отказа. Оказалось, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования – пальчиковая палитра. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в своей группе. И что вы думаете? Наши «трусишки» , которых пугал вид карандаша и кисточки, придя на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» Мой ответ: «Рисовать» – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой занятия был «Разноцветный дождь» . И единственный страх - испачкать руки, исчез после первого же занятия рисования пальчиками. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей получились красочные и веселые рисунки. Они начали с удовольствием работать и карандашами и кисточкой.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?»

На первом занятии по рисованию рассказала детям сказку про «Пальчики» . «Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:

Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.

Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.

- «Отдыхайте... Впереди новый день» .

1. 2. Задачи и организация работы с применением нетрадиционных техник изображения

Педагогическая работа, направленная на развитие навыков рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана решать следующие задачи.

  1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
  2. Овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования.
  3. Использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Большое значение для организации работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").


Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

Анастасия Шевченко педагог и логопед
Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Комментировать статью "12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий"

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

Обсуждение

Из опыта общения с ДЦПшками - колупание в носу с доставанием оттуда содержимого и скатыванием его в шарик - тоже мелкая моторика. Нам логопед говорила, что это процесс нужный.
И грызение семечек - тоже развитие мелкой моторики

Какой полезный пост,почитала с удовольствием,перепишу всё!Вот только неусидчивые мы(((Как заинтересовать ребенка?Если она не хочет,то даже не подойдет,или всё раскидает((((.Успокаиваю себя тем,что еще маленькая.

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Пальчиковые игры на немецком языке. Раннее развитие. Для развития мелкой моторики придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

Обсуждение

Есть такая игра:
соединяете две руки(лодони и пальцы)
указательные-прижимаете друг к другу "Мама-мама"
средние-"Что-что-что"
безыменные "гости едут"
мизинцы "ну и что?"
потом, средние, как будто целуются "Здрасте, здрасте" и как будто обнимаются(опускаются на тыльную сторону лодоней) и еще раз, можно до бесконечности..
Племяшка научила, все в быстром темпе...прикольно!

А пальчиковый театр не пробовали? Куклы можно сделать в считанные минуты, а потом разыгрывать сказки. А можно и просто фломастером мордочки на пальцах нарисовать. Кто ж от такого откажется? :)))

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть к. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть книга,знакома-ли она вам?Полистать нет никакой возможности,буду благодарна за ваши...

Обсуждение

У меня есть.
Мне она нравится, я здесь ее неоднократно рекомендовала. В моем издании ("Гимнастика для пальчиков", Олма-Пресс) на левой стороне слова упражнений, рисунки рук и пальцев, пояснения для взрослых. На правой стороне разворота - большой (А4) рисунок-иллюстрация к упражнению.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Подскажите, кто знает, пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа "сорока-сорока", желательно с описанием движений...

Обсуждение

Раз, два, три, четыре, пять(раскрываем пальчики)
Будем в пальчики играть (пошевелить поднятыми пальцами)
Закрываем и молчок (сжать пальцы)
Получился кулачок
Открываем понемножку (медленно разжимаем)
Получается ладошка.
Черепашка, черепаха
Хвостик спрятала от страха (погладить больш.палец и спрятать в кулачок)
Тук тук как дела?(стучать по кулачку, похлопывать)
Мама сына обняла (обнять ребенка, удерживая за кисть руки)

Мы из теста из муки(помочь ребенку сделать движение какбудто он чтото разминает)
Накатаем колобки(вращательные движения ладошками)
Маме Тане, папе Эде, Бабе Нате)) (и т.д. перечисляем близких людей, загибаем пальчики)
А Маркушенька-дружок получает пирожок (сложить ладошки, чтобы прикасались кончики пальцев и основания ладошек)

Тритатушки тритата(хлопаем в ладошки)
Убежали 3 кота (зажимаем кулачки)
Белый, черный, рыжий (поднимаем пальчики по очереди вверх)
Все сидят на крыше (сложить крышу из пальчиков 2-х рук)

Едет едет паровоз
Много кртится колес
Раз колесо (соединить в круг большой у указат.пальцы)
Два колесо (тоже больш.+средний)
Три колесо (больш.+безым)
Четыре колесо (больш.+мизинец)

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись (выполнить эти движения)
По ладошке побежали, побежали, побежали (по ладошке левой руки бегают 2 пальца правой и наоборот)
Поскакали, поскакали (изобразить пальцами по ладошке)
И устали сели отдыхать(потрясти кистями и положить их на стол или на колени)

Развитие ребёнка непосредственно зависит от родителей. Это касается и физических, и моральных качеств. Пальчиковая гимнастика как раз соединяет оба эти требования в себе. А всё потому, что от мелкой моторики напрямую зависит мозговая деятельность. К тому же такие занятия не требуют уймы времени и усилий, а игровая форма сделает их весёлыми и интересными даже для самых маленьких. Узнаем об этом побольше.

В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка

Массаж для маленьких полезен тем, что помогает разгонять кровь и активизировать нервные окончания. Это касается и массажа пальчиков рук и ног. Плюс, такие физкультурные игры развивают мелкую моторику. Цель подобных занятий - познакомить малыша с пальчиками, показать, как ими можно двигать. Для более взрослых это возможность переключить внимание, отдохнуть и научиться концентрироваться на деталях.

Важно! Превратите тренировку в игру - пойте, говорите с разными интонациями. Так малыши будут лучше воспринимать занятие и не начнут скучать. Особенно это касается активных детей до года - они редко хотят сидеть на месте.

Когда занятия сопровождаются стишками, скороговорками, это помогает развить речь, улучшить произношение звуков, потренировать память и внимание. Плюс, после систематических физкультминуток дети будут знать элементарные стихи и песни.

Занятия бывают пассивными и активными. Первый вид подразумевает работу взрослых над пальчиками и руками малыша - поглаживание, сгибание и разгибание. Второй вариант подходит детям, которые уже сами могут повторять движения за родителями.

Правила проведения занятий

Чтобы занятия приносили радость и были эффективными, нужно придерживаться нескольких правил:

  • не заставляйте работать уставшего малыша, особенно если он не в настроении (хочет спать, кушать, ползать);
  • перед каждым занятием предупредите о его начале - поглаживайте медленно ручки и рассказывайте о том, что сейчас будут игры;
  • не спешите, делайте всё медленно, а каждое упражнение повторяйте не менее 5 раз;
  • чередуйте руки, а потом попробуйте сделать упражнение одновременно с двумя;
  • говорите спокойным тоном, чётко и уверенно, меняйте интонации;
  • после каждого упражнения встряхните легонько кисти, показывая, что эта игра закончилась;
  • смотрите на реакцию ребёнка - повторяйте чаще игры, которые ему нравятся, а нелюбимые отложите на некоторое время;
  • хвалите малыша за правильные движения, произношения звуков;
  • для более взрослых детей нужно подавать пример - периодически сами делайте зарядку и предлагайте присоединиться.

Работать с мелкой моторикой необходимо каждый день. Пусть это будет один раз в сутки, но качественно. Лучше выбирать время после сна и еды, когда ребёнок полон сил и энергии для обучения. На ночь можно сделать пару спокойных упражнений, подобрав при этом стишки про сон или колыбельные. Например, укладывайте сначала спать пальчики ребёнка по одному, а потом говорите, что и ему пора.

Важно! Длительность занятий зависит от того, сколько выдержит ребёнок. Ни в коем случае не заставляйте, не повышайте голос и не ругайте - это игры, в них надо вовлекать весёлой интонацией и похвалой.

Виды упражнений

Для качественной и продуктивной тренировки не обязательно иметь уйму игрушек или специальных приспособлений - большинство упражнений проводятся без них. Но некоторые игры подразумевают занятия с применением предметов, поэтому достаточно будет приобрести несколько самых важных.

Упражнения с игрушками

Какой бы сложной или простой ни была игрушка, которую вы купили своему ребёнку, вы должны играть вместе. Показывать, рассказывать и помогать тактильно изучить предмет.

Есть множество специальных игрушек, которые созданы для развития моторики рук:
  • сортеры с разными объёмными фигурками и отверстиями для них;
  • пальчиковые лабиринты - закрученные палочки, по которым нужно водить фигурки, кубики, кружочки;
  • деревянные каталки с крутящимися деталями;
  • игрушки с кнопками, на которые малыш должен нажимать;
  • ксилофоны и пианино;
  • для детей постарше есть кинетический песок, пазлы, складывающиеся кубики со вставными деталями.

Играя с малышом, вы не только покажите, как справляться с кубиками, пирамидками и кнопками, но и поможете ему заговорить. Показывайте (и рассказывайте) медленно, как двигаются детали, как вставляются фигурки, как крутятся колёсики. И давайте ребёнку повторять за вами.

Для развития моторики с игрушками нужно:

  • водить пальчиком и ручкой по неровным краям игрушек;
  • давать трогать тканевые игрушки, пластиковые, деревянные - каждая из них вызывает разные реакции в ответ на гладкость, мягкость, холод, тепло;
  • нажимать кнопки музыкальных игрушек каждым пальчиком по очереди и потом - всей рукой;
  • давать сжимать игрушки разных размеров, форм.

Массаж пальчиков

Особое внимание уделите именно массажу - он поможет разогреть ручки, разогнать в пальчиках кровь и научить малыша сгибать и разгибать их. Начинайте работу с руками младенца с самого рождения - поглаживайте ладошки во время кормления, давайте сжимать свой палец. С каждым месяцем возможных упражнений будет всё больше.

Главное правило для любого массажа - начинайте с лёгких поглаживаний и растираний, а потом уже можно делать круговые упражнения кистей, разминать пальцы и сгибать их. Для занятий подойдут любые стишки-потешки или считалочки. Если фантазия позволяет, можно придумывать на ходу.

Рассмотрим самые популярные движения:

  1. Работа с ладонью - положите свою руку на детское запястье и от него свободной рукой проведите линии до кончика каждого пальчика. После этого можно легонько встряхнуть ладошку. Повторите несколько раз.
  2. Растирание пальцев - своими пальцами разотрите детские по очереди, двигайтесь от кончика до основания и назад. Повторите несколько раз для каждого пальца.
  3. Сдавливание - мягко сдавите подушечку каждого пальчика, при этом имитируя круговые движения.
  4. Сгибание-разгибание. Начните с большого пальца, сначала нежно согните его пополам, потом прижмите к ладошке. Так проделайте с каждым пальчиком по пять раз.
  5. Работа с кулаком - возьмите руку малыша в свою и согните её в кулак, раскройте и легонько потрясите расслабленной рукой. Повторите 5 раз.
  6. Повороты кисти - согните ладошку в кулак и аккуратно прокрутите её вокруг своей оси. По часовой стрелке и против. Так вы разработаете кисть.

Знаете ли вы? За свою жизнь каждый человек сгибает пальцы минимум 25 млн. раз.

Это самые простые, но действенные упражнения, которые помогут расслабить и размять руки.

Игры со стишками и песенками всегда интересны детям - так они учатся и тренируются. Для каждого возраста есть свои занятия. Рассмотрим варианты для малышей и школьников.

Для маленького ребёнка

Особенность этих игр заключается в том, чтобы их проводили родители. Малыш пока ещё не в состоянии сгибать и разгибать пальцы осознанно. При этом нужно проговаривать стишок или напевать песенку. Это не обязательно должно быть народное творчество, можно придумывать и самостоятельно. Приведём примеры некоторых возможных игр.

  • круговыми движениями водим своим пальцем по ладошке малыша и приговариваем: «сорока-ворона кашку варила, деток кормила»;
  • сгибаем по очереди каждый пальчик, говоря каждый раз слова: «этому дала»;
  • сгибаем мизинчик и говорим: «а этому не дала»;
  • разгибаем пальцы и начинаем сгибать снова, приговаривая: «он в лес не ходил, дрова не носил, печку не топил, кашку не варил, вот и не получит кашку»;
  • встряхиваем легонько ладошку и говорим: «пусть будет голодным».

Считалочка про зайчика:
  • сгибаем каждый пальчик и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем сразу все - «вышел зайка погулять»;
  • опять сгибаем каждый и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем и говорим: «зайка спрятался опять».
«Члены семьи»:
  • сгибаем каждый пальчик и называем его: «этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - мама, этот пальчик - папа, этот пальчик - я»;
  • разгибаем их и встряхиваем ладошку - «вот и вся моя семья».
«Коза»:
  • сгибаем руку в кулак и выставляем мизинец и указательный, при этом говорим: «шла коза рогатая»;
  • разгибаем все пальцы и кладём руки на голову, говорим: «за малыми ребятами».

«Будем гостей приглашать»:
  • сцепляем по очереди каждый палец мамы и малыша, приговаривая: «Саша, приди! Ваня, приди! Маша, приди! Катя, приди! Даша, приди!»;
  • даём ладошкой «пять» и говорим: «будем печь мы пироги!».

Для детей школьного возраста

Дети постарше уже могут сами показывать пальцами фигуры, сплетать их, сгибать по очереди. Поэтому тут будет легче. К тому же считалки им уже неинтересны, поэтому следует привлечь дополнительные предметы - надеть колпачки на пальцы или вязаные напёрстки, ягоды, специальные игрушки. Можно устраивать теневые шоу - с помощью пальцев создавать причудливые фигуры.

Знаете ли вы? Пальцы - самые чувствительные части тела. Они могут улавливать колебания амплитудой 0,002 мм.

Для школьников это нужно, чтобы:

  • учиться переключать внимание;
  • отдыхать;
  • повышать успеваемость за счёт развития работы мозга;
  • улучшить почерк;
  • размять руки после длительной писанины.

Во что можно поиграть:
  1. Ходунки: поверните ладошки друг к другу будто для игры в ладушки. В таком положении рук нужно соединить указательный палец левой руки с большим правой, а указательный правой - с большим левой руки, чтобы получилась горизонтальная восьмёрка (или знак бесконечности). Теперь по очереди разъединяют указательный и большой палец, переступая другую пару и снова соединяя их. Можете делать упражнение наперегонки, кто быстрее будет переставлять пальцы.
  2. Рыба: необходимо соединить ладошки и делать ими волнистые движения, которые будут похожи на плывущую рыбку. Это поможет размять рабочие пальцы после продолжительного письма.
  3. Круги: сначала на левой, а потом на правой руке поочерёдно соединяйте подушечки каждого пальца с большим. После чего можно попробовать сделать это сразу обеими руками.
  4. Рисование: возьмите два листа бумаги, две ручки и одновременно рисуйте одно и то же двумя руками. Это поможет задействовать сразу два полушария мозга.
  5. Ухо-нос: левый указательный палец нужно положить на кончик носа, а правый - на левую мочку уха. Затем делается хлопок обеими руками и быстро меняются руки. Это игра на внимательность и координацию движений.

Также школьникам хорошо работать с кинетическим песком, пазлами, пластилином, бисером, бусинками.

Итак, мы выяснили, что зарядку для пальцев и рук необходимо делать с рождения ребёнка. Это поможет ему быстрее развиться и заговорить. Также развитие мелкой моторики рук позволяет выработать внимательность и наладить координацию. Проводить регулярно тренировки нужно и со школьниками младших классов - это поможет им отдохнуть от учебных нагрузок и даже улучшить почерк.

Видео: пальчиковые игры

При изучении развивающих занятий для детей от 5 месяцев , среди игр мне встретилось рисование . Сначала я удивилась, неужели в таком малом возрасте ребенку уже можно рисовать , и получится ли у него ?! Но ближе к 6-ти месяцам ребенка, я так загорелась этой идеей, что решила провести урок творчества с моим малышом и посмотреть, понравиться ли ему такое раннее рисование. А рисование это необычное – пальчиковое.

«Лучше один раз увидеть…». Давайте посмотрим видео о том, как рисуют дети пальчиковыми красками от 3 до 6 месяцев.

Мои страхи первого рисования были развеяны: краски безопасные, и очень легко делаются из того, что всегда имеется в арсенале на кухне; минимум предметов для творчества; сын довольный и увлеченный, под присмотром у мамы; мама счастлива отдыхом и занятием с ребенком – все замечательно. Но на практике возникли небольшие трудности…

Давайте рассмотрим все по порядку.

Что необходимо для пальчикового рисования:

удобное место для рисования;

— краски;

— бумага или поверхность для рисования;

— кисточки (не обязательно);

— влажные и сухие салфетки;

— фотоаппарат;

— хорошее настроение.

1. Техника пальчикового рисования


Наши первые шедевры:)

Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками . На этом сейчас детально не будем останавливаться. Для первых попыток, и пока ребенок совсем маленький, как мне кажется, будет достаточно импровизации в рисовании детскими ручками .

Перед вами (ребенком сидит на коленях или размещается на полу на животике) лежит бумага или поверхность для рисования, рядом находится блюдечка или баночки с красками. Если ребенок еще сам хорошо не сидит, то поддерживайте обязательно его под ручками . Для первых уроков рисования с ребенком в 6 месяцев будет достаточно 1-2 цветов. Макайте ручки и пальчики ребенка в краску и рисуйте: попытайтесь поставить отпечатки ладошек и пальчиков малыша; пусть кроха сам повозит и постучит ручкой по бумаге; нарисуйте ребенку несложные геометрические фигуры и линии кисточкой и т.д.

2. Удобное место для рисования

Почему это важно? Первый раз мы рисовали на полу, застеленным пеленкой, а сверху листы белой бумаги.


Так было у нас:)

Сыну на полу в положении лежа на животике и, когда мама, в основном, манипулирует ручкой, не очень понравилось. Он еще уверенно не сидел, но активно делал попытки. Поэтому ему понравилось в положении сидя на полу или у меня на коленках, а также пытался рисовать стоя на ножках. В 2-х последних случаях, нужно было наклоняться вперед или набок и мне и сыну — это не очень удобно, а мне еще и придерживать сына — быстро устают руки.

Выводы:

Если вы больше любите играться на животике, то тогда спокойно размещайтесь на полу. Можно ребенку под ручки подложить валик из полотенца, так ему будет удобней и легче.

— если вы уже пытаетесь садиться или садитесь, любите стоять, то вам, возможно, больше подойдет рисование за столом (детским или взрослым). Мы с сыном также пробовали рисовать на высокой коробке, но снова-таки, это неудобно, так как некуда девать ножки.

В любом случае, не с первого раза, но вы обязательно найдете, удобное для вас с малышом, положение для рисования ручками .


Вот что у нас получилось.

3. Пальчиковые краски

Я использовала следующий рецепт приготовления пальчиковых красок : 3­ст.л. соли, 1­ст.л. подсолнечного масла, 3 ст.л. воды, пищевые красители, мука.

Смешиваем миксером или ложкой перечисленные ингредиенты, подсыпая муку до консистенции густой сметаны, разливаем по баночкам и в каждую постепенно добавляем красители и, помешивая, доводим краски до нужного нам цвета. Хранить самодельные пальчиковые краски лучше в холодильнике.

Еще один рецепт: половина стакана кукурузного или картофельного крахмала, 50 грамм сахарного песка, 1/2 чайной ложки мелкой поваренной соли, 400 мл. холодной воды.

Все тщательно перемешайте, поместите в кастрюлю и доведите до кипения. Уменьшив огонь, варите смесь около 20 минут, постоянно помешивая, чтобы не образовались комочки. После этого пусть смесь остынет, но периодически продолжайте помешивать её. После того, как смесь остынет примерно до температуры тела, разлейте краску по баночкам и добавьте в каждую жидкий пищевой краситель нужного цвета.

Важно! Следите за тем, чтобы ребенок не ел краски. Не смотря на то, что они домашние, но все равно содержат пищевые красители, большое количество соли и сахара, а это ребенку не очень полезно. Но если ваш кроха сунет пальчик в ротик, испачканный в краске, то это не должно принести никакого вреда для его здоровья. Наши пальчики во рту побывали:)

Нам очень понравилось играться не только красками, но и баночками с ними.

4. Бумага или поверхность для рисования

Бумага, как мне кажется, лучше белая и плотная, но все зависит от вашей фантазии в рисовании. Можете попробовать и цветную, черновики, газеты, обои и т.д.

Поверхность для рисования: плитка в ванной, крышки от коробок, альбом с детскими фотографиями, дневник малыша т.д.

5. Кисточки

Ребенок кисточками рисовать, скорей всего, не будет. Кисточки больше для мамы — нарисуйте ребенку пару кривых линий, смешные гримасы, простые геометрические фигуры и т.д. Ребенку будет интересно наблюдать за движением кисти в ваших руках и рисунком. Моего сына кисточки привлекали. Он сам брал их в ручку, бросал и ловил, когда они пытались от него укатиться. Пытался засунуть в ротик. В общем, я их не зря взяла:)

6. Влажные и сухие салфетки.

Я использовала и те и те. Чистыми мы все равно не были, но мелкие погрешности мы вытирали: когда краска куда-то не туда текла или что-то падало.

7. Фотоаппарат

С маленьким ребенком такая вещь всегда должна быть под рукой. Все самые интересные фотографии – это неожиданные и непостановочные моменты. В случае пальчикового рисования будет, что фотографировать. Поверьте:) Поэтому заранее подготовьте камеру.

8 . Хорошее настроение

Хорошее настроение должно быть и у вас и у ребенка. Не расстраивайтесь, если все сложилось не так, как вы хотели или игра длилась 5 минут. Каждый ребенок индивидуальный, ему и вовсе может не понравится рисовать. Тогда отложите это до следующего раза. Наслаждайтесь временем вместе с малышом. Поиграйте баночками или бумагой, с кисточками и игрушками, которые пришли рисовать вместе с вашим малышом. У нас так и было. Рисования в том смысле, в котором мы его, взрослые, знаем, не было. Это была игра с предметами, которые присутствовали во время развивающего занятия с малышом. Но и конечно же, поразмазывали краску по бумаге, ощутили ее в ручках и на теле и пошли купаться:)

Рисовать лучше в той одежде, которую вам не жалко. Она потом отстирается, но придется после развивающего занятия с малышом переодеться. Если ребенок будет голенький, то придется его купать полностью. Мой сын, в первый раз, был одет до пояса, поэтому пальчиковое рисование плавно переместилось в ванную. Кстати, там мы тоже весело провели время. Поэтому, возможно, для Вас будет удобней, играться перед вечерним купанием.

Я теперь понимаю, почему детки любят играться едой и размазывать ее по столу. Для нас взрослых — это бардак, а для них – творчество. Поэтому можно играться еще и с едой, с детским пюре, например. Но не в месте кормления и когда ребенок не голодный.

Какой был первый опыт рисования у вас? В каком возрасте? Если есть дополнения, пишите в комментариях под статьей.

Удачных развивающих занятий с вашим 6-ти месячным ребенком! Улыбок, хорошего настроения и замечательных воспоминаний.

(Visited 4 407 time, 2 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Для каждого родителя, несомненно, важно развитие его ребенка. Важно, чтобы развитие было равномерным и своевременным. Известно, что все психические процессы взаимосвязаны между собой и очень часто развиваются в комплексе. Даже сами упражнения и игры подразумевают одновременное развитие нескольких процессов. К таким упражнениям относится также и пальчиковая гимнастика.

При ее выполнении не только происходит развитие тонкой моторики и коордницанионных действий пальцев рук, но и совершенствуется речь. Этот процесс наиболее необходим в старшем дошкольном возрасте, ведь речь в этот период нуждается в повышенном внимании со стороны взрослых. В этом возрасте особенно нужно расширять словарный запас ребенка, переводить пассивный словарь в активный, следить за правильностью произношения и т. д. Давайте разберемся, чем же все-таки так хороша и полезна пальчиковая гимнастика для детей старшей группы.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика - это комплекс в основу которых положена инсценировка текстов различной сложности (стихи, потешки, рассказы и т. д.) при помощи пальцев рук. Эти упражнения имеют комплексное развивающее воздействие, так как совершенствуют не только речевую деятельность, но и всю высшую нервную деятельность (ВНД) в целом. Данный вид гимнастики крайне полезен детям, имеющим отставание в развитии.

Чем полезны пальчиковые игры?

Такие упражнения оказывают положительное влияние на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и проговаривания текста увеличивается работоспособность коры больших полушарий и стимулируются необходимые для мышления зоны.

Пальчиковая гимнастика развивает также и эмоционально-волевую сферу ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, вслушиваться в речь взрослых, понимать ее и самостоятельно проговаривать текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием.

Также у детей развивается внимание, в частности произвольное. Это умение очень поможет вашему ребенку в школе, ведь благодаря произвольному вниманию ребенок сможет целенаправленно овладевать школьной программой.

Как мы уже поняли, при использовании пальчиковых игр развивается речь. Когда ребенок просто слушает ваше сопровождение, это помогает ему воспринимать правильную литературную речь на слух и понимать смысл фраз. Этот навык окажется полезным в школе, когда необходимо будет анализировать стихотворения. А вот когда ребенок будет сам проговаривать текст сопровождения, это поможет сделать речь ясной, красивой, ритмичной и яркой.

Память во время данных упражнений также развивается, поскольку ребенку необходимо запомнить положение пальцев рук, порядок движений и текст.

Кроме того, затрагиваются такие процессы, как фантазия и воображение, ведь необязательно придерживаться определенного текста, можно и самим придумывать целые истории, показывать пальчиковые представления.

В процессе регулярного использования пальчиковой гимнастики движения пальцев рук ребенка становятся более координированными, увеличивается объем движений, сами пальчики становятся крепкими и сильными, а это поможет в дальнейшем при овладении письмом.

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.

В каждом возрасте мелкая имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:

  1. В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
  2. В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
  3. С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.

Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.

Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст - это старший дошкольный.

Виды пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для старшей группы подразумевает выполнение трех групп упражнений:

  1. Упражнения для кистей рук, которые содействуют развитию подражательной способности, напрягают и расслабляют мышцы кисти, учат сохранять статическое положение и переключаться с одного положения на другое.
  2. Статические упражнения для пальцев требуют более точных движений.
  3. Динамические упражнения для пальцев вырабатывают дифференцированную координацию движений.

Для детей старшей группы пальчиковая гимнастика может подразделяться на пассивную и активную. Пассивная хорошо подходит для начального подготовительного этапа работы, а также пригодится в работе с безречевыми детьми. В нее входит массаж кистей и пальцев рук. Он не должен доставлять детям какие-либо неприятные ощущения, поскольку подразумевает в основном поглаживания и легкое массирование. Массаж предназначен для подготовки и разогревания мышц рук. Его можно использовать в качестве приема для налаживания психоэмоционального контакта с ребенком в процессе вступительной беседы. Однако здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не спугнуть ребенка, потому что не все дети позволяют прикасаться к себе чужим людям.

Активная пальчиковая гимнастика для старшей группы включает в себя описанные выше группы упражнений.

Также пальчиковую гимнастику по содержанию можно разделить на соответствующие разновидности:

  1. Игры-манипуляции типа "Сорока-белобока", "Мы делили апельсин", "Моя семья". С их помощью у ребенка развивается воображение, так как нужно представлять вместо пальчиков другие образы.
  2. Сюжетные пальчиковые игры. Можно применять самые различные темы и придумывать мини-истории.
  3. Пальчиковые типа "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос", в которых необходимо менять положения рук под заданный темп.
  4. Пальчиковые упражнения с элементами массажа, где используют такие приемы, как разминка, растирка, давление, щипание (от периферии к центру).
  5. Пальчиковые упражнения со звуковым сопровождением, в качестве которого могут выступать отдельные звуки и слоги, потешки, рассказики или стихотворения.

Цель пальчиковых упражнений

Цель пальчиковой гимнастики в старшей группе - борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект.

Задачи пальчиковых игр

Среди задач, которые реализуются в процессе применения пальчиковой гимнастики, можно назвать следующие:

  1. Интенсивное развитие речи.
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Подготовка руки к овладению навыком письма.
  4. Развитие ВПФ.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  1. Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  2. Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  3. Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  4. Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  5. Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  1. Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  2. Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  4. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

  • непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
  • обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
  • упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
  • выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
  • важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
  • выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
  • инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
  • при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Примеры пальчиковой гимнастики для старшей группы

Для детей данного возраста пальчиковую гимнастику проводят в основном перед началом занятий по рисованию, лепке или аппликации, однако если у группы в детском саду логопедический или дефектологический профиль, то пальчиковая гимнастика в таком случае может проводиться в любое время. К тому же этот вид гимнастики можно проводить не только индивидуально с ребенком, но и в группе детей. Также при проведении упражнений могут использоваться различные материалы (су-джок, мячики с шипами или различными наполнителями, мелкие шарики, природные материалы: орехи, каштаны, камешки, желуди и т. д.).

Для большей эффективности проводят комплекс пальчиковой гимнастики в старшей группе, который опирается на лексические темы, проходимые на занятиях. В стихотворной форме лучше происходит запоминание всевозможных наименований. Целесообразно применение игр с названиями месяцев, дней недели, времен года, частей тела. Даже взрослому человеку легче запомнить сложные названия и правила, особенно если их много, если они будут представлены в интересной стихотворной форме. Совокупность движений и тематических стихов, оказывают содействие активизации пассивного словаря, увеличивают заинтересованность изучаемой темой.

Например, пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе может проводиться в течение четырех недель. Однако на протяжении этого времени необходимо менять игровые упражнения и усложнять задачи. Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе может быть применена в различное время года. Здесь в стихотворной форме можно изучать насекомых, которые не спят зимой или просыпаются весной, а также тех, которые водятся только летом. Также можно делить насекомых на опасных и безопасных. Пальчиковую гимнастику по теме "Транспорт" в старшей группе можно проводить в начале учебного года, в середине и в конце (для проверки усвоенного материала), а также при изучении определенного вида транспорта.

Как видите, тематика пальчиковых игр может быть разнообразной, а диапазон применения варьироваться в зависимости от решаемых задач или желания самого ребенка. Пальчиковые упражнения - это настолько гибкий материал для развития ВПФ ребенка, что его можно применять когда угодно и на какую угодно тему, в любом случае будет оказываться развивающее и оздоравливающее воздействие.

Пять миленьких рыбок

Резвились в реке, (руки прижаты друг другу ладонями, слегка округлены; выполняются плавающие движения по воздуху)

Прибило большое

Бревно на песке, (положение рук прежнее; поворачиваем их с боку на бок)

А рыбка и молвит:

"Нырять тут легко!" (положение рук прежнее, выполняются ныряющее движение в воздухе)

Вторая сказала:

"Но здесь глубоко" (качаем руками из стороны в сторону).

А третья зевала:

"Так хочется спать!" (положение рук прежнее, поворачиваем внешней стороной одной из рук).

Четвертая стала

Чуть-чуть замерзать (изображаем руками дрожь).

А пятая молвила:

"Здесь крокодил! (положение рук прежнее, имитируем открывающийся и закрывающийся рот крокодила).

Уплывайте скорей,

Чтобы не проглотил!" (руки снова сомкнуты, имитируем уплывающих рыбок).

А вот пальчиковая гимнастика "Животные" в старшей группе:

Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)

Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)

У кошки есть красивые котята,

У собаки - непослушные щенята,

У коровы - пегие телята.

У кролика - трусливые крольчата,

А у мамы - шаловливые ребята.

Пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе:

Шумят все громче дятлы,

Синички вышли петь (пальцы рук складываем "клювиком", качаем ими).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (руки изображают "ковш", поднимаем руки над головой и раскрываем ковш, как солнышко, ребра ладоней остаются прижатыми).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (движения те же).

Текут ручьи под горку,

Исчез уж весь снежок (имитируем текущие ручьи - руки повернуты ладонями вниз, пальцы вместе, выполняем плавные волнообразные движения сверху вниз).

А из-под желтой травки (руки снова изображают "ковш")

Уже растет цветок... ("ковш" раскрывается, кисти остаются сомкнутыми, пальцы растопырены, полусогнуты)

А из под желтой травки

Уже растет цветок... (движения те же)

Раскрылся колокольчик (руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где леса (постепенно кулак разжимается, образуя чашечку колокольчика),

Динь-динь, поет тихонько (покачиваем получившимся колокольчиком, произнося "динь-динь"),

Динь-динь, идет весна.

Динь-динь, поет тихонько,

Динь-динь, идет весна.

Пальчиковая гимнастика "Птицы" в старшей группе:

Сколько птиц к кормушке утром прилетело?

Мы сейчас расскажем, посчитаем смело (работаем кулачком).

Две вороны, соловей,

Шесть синиц и воробей,

Дятел в пестрых перышках (на каждое название загибать пальцы).

Мы насыпем зернышек (вновь работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Цветы" в старшей группе:

Раз - ромашка, два - тюльпан,

Три - пион из жарких стран (на каждое название загибать пальцы).

Соберем большой букет

И поставим на буфет (работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе:

Я - зеленый майский жук (сжимаем пальцы в кулачок).

Облетаю все вокруг (указательный палец и мизинец развести в стороны),

Над полянками жужжу,

А зовут меня Жу-Жу (пошевелить указательным пальцем и мизинцем).

Не кусай, комарик злой, —

Убегаю я домой (перебирать пальцами по столу).

Залетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И красивый мотылек (на каждое название загибать пальцы),

Три жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (имитируем очки - подносим к глазам сомкнутые в круг большой и указательный пальцы).

Пожужжали, полетали (машем руками),

От усталости упали (руки падают ладонями на стол).

Пальчиковая гимнастика "Космос" в старшей группе:

Солнце - главная звезда (левая рука изображает Солнце - пальцы расставлены и слегка округлены, будто держат шарик),

А вокруг - планеты (правая рука изображает планеты - сжатый кулачок "летает" вокруг "Солнца).

И летают - кто куда (выполнять "летающие" движения левой рукой справа налево)

Быстрые кометы (выполнять "летающие" движения правой рукой слева направо).

Пальчиковая гимнастика "Май" в старшей группе:

Мы лопатки взяли, грядки прокопали.

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения лопатой)

Грабли тоже взяли,

Грядки расчесали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения граблями)

Семена рядами

В землю набросали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем разбрасывание семян)

Вырастай скорей, бутон, (пальцы сложить "клювиком")

Распусти цветок - пион! (раскрыть пальцы обеих рук)

Пальчиковая гимнастика "Транспорт" в старшей группе:

Идет на взлет,

Идет на взлет,

Винты вращая вертолет (вращаем руками над головой).

Идут туда (движение руки вправо),

Идут сюда (движение руки влево),

По новым рельсам поезда (вращаем прямыми ладонями перед собой),

А теплоходы, корабли (имитируем нос корабля, складываем руки "домиком" и направляем от себя, будто рассекая волны)

Уходят в море от земли (машем ладошками, будто прощаясь).

  1. Проводя пальчиковую гимнастику, нужно обязательно садиться друг напротив друга, лица взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне, руки взрослого должны быть в зрительной доступности для ребенка (как и руки ребенка для воспитателя).
  2. Занятия необходимо проводить ежедневно около 5 минут. Поэтому проведение пальчиковой гимнастики является задачей не только воспитателя, но и родителя.
  3. Упражнения должны быть ребенку знакомы, это подразумевает, что нельзя постоянно использовать новые пальчиковые игры, перенасыщать ими ребенка. Нужно выбрать две-три игры для начала и применять только их, а со временем, когда ребенок уже будет выполнять их без вашей помощи, можно вводить постепенно новые задания.
  4. Также не рекомендуется сразу требовать от ребенка и выполнения движений пальцами, и проговаривания текста сопровождения. Из-за особенностей внимания ребенка старшего дошкольного возраста, особенно если у него имеется отставание в развитии, ребенок может потерять интерес к игре, не сумев распределить внимание на движения и текст одновременно.
  5. Если ребенок отказывается играть, никогда не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины такого поведения, возможно, следует усложнить или упростить задание, поменять его вовсе.

Итак, мы выяснили, что пальчиковая гимнастика для старшей группы чрезвычайно важна и применять ее стоит без опасений, ведь противопоказаний у этого метода развития и коррекции нет.


Top