Успех рождает будущее. У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств – утверждал выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель — Януш Корчак.

Каждому человеку свойственно получать два воспитания, одно из которых ему дается от окружающих, а второе — которое он дает себе сам.

Заключается в формировании у ребенка важных качеств характера, таких как уверенность в собственных силах, высокая самооценка, нравственная устойчивость личности, и достоинство.

Непременно, каждый ребенок в своем детстве должен познать чувство успеха. Ведь именно успех рождает уверенность в себе, побеждает всякий страх, делает победителем, и приводит к новым вершинам и победам.

Невозможно без определенных усилий и стараний. Какую бы область деятельности не предпочел Ваш ребенок, Вам необходимо стать его наставником и помогать достигать намеченных целей.

Запланированный успех - это следующий этап на пути к великим делам.

Подросток, или ребенок, познавший вкус успеха, отчетливо запомнит эти радостные мгновения и окрыляющие эмоции. Ощущение успеха характеризует его отношение к себе, и формирует место ребенка в окружающем мире.

Учите свое чадо, что самый лучший успех может прийти после провала, и на пути к нему не исключены ошибки. Важно так же объяснить, что успех необязательно должен быть трудовым подвигом, он также может сопровождаться удовольствием от созидания.

Ребенка необходимо направлять по маршруту успеха с самого малого возраста. Пусть это будет даже самая простейшая игра, в которой он станет победителем. Таким образом, достигнув определенного успеха, ребенок проходит определенней путь, тем самым приобретая ценный опыт уже с самого детства.

Не зря существует такая мудрая поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Если ребенок ничего не начнет искать или пробовать, то ничего не произойдет — ни разочарования проигрыша, ни сладкой победы.

Хорошие родительские намерения и ограничения в этом случае не уместны. К сожалению, безучастная линия поведения родителей формирует равнодушное и потребительское отношение к жизни у подрастающего поколения.

Успех можно разделить на два вида:

Первый — успешность ребенка в собственных победах — в спорте, в активной жизни, и в способности достигать желаемых целей;

Второй — успешность отличника, достигнутая в школе.

Это совершенно разные . Ведь жизнь неоднократно доказывала нам, что не является гарантией . Чаще всего, хороших результатов достигают те дети, которые вели активную жизнь в школе, или вне учебы. Такие дети, как правило, деятельны и достигают больших высот.

Большая часть родителей совершают большую ошибку в воспитании детей, обеспечивая им лишь общие знания. Наши дети нуждаются в том, чтоб мы «образовывали» их в полном смысле этого слова.

А именно, развивали их человеческий потенциал, учитывая при этом естественное развитие и проявляющиеся таланты.

Воспитывая ребенка, доступно объясните ему, что успех не придет к нему сам, а ребенок сам должен идти к успеху. Придерживайтесь пяти основных правил: любите, принимайте, понимайте, сострадайте, доверяйте.

Без сомнений верьте в то, что в детях заложено стремление к успеху, и неисчерпаемый потенциал с рождения.

Требует единственного усилия от родителей – извлекать наружу лучшие качества, заложенные с детства. Поставьте себе за правило никогда не падать духом, если у Вас ничего не получается.

Применяйте вышеописанные методы воспитания снова и снова. Верьте в то, что упорство и усилия способны привести к нужному результату.

Не секрет, что каждый родитель и, конечно же, учитель хотят, чтобы дети с интересом и желанием занимались в школе и были успешными в учебной деятельности.

В чем же заключается успешность обучения ребенка в школе?

Критериями успешности обучения школьника являются успеваемость и мотивация к обучению. Успеваемость в обучении – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Это состояние ребенка, качественная характеристика его деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированные подходы в образовании, использовать технологии обучения, позволяющие сохранить как физическое, так и психическое здоровье.

Создать такую образовательную среду не просто, и, помимо школы, большую роль в ее создании играет семья. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильной человеческой связи.

Доброжелательная атмосфера в семье, система благоприятных семейных отношений дают ребенку чувство защищенности, любви и принятия, стимулируют и направляют его развитие и тем самым играют немаловажную роль в формировании успеваемости ребенка в школе и мотивировании его к учебной деятельности.

Говоря о понятии успеваемости ребенка, надо отметить, что оно включает в себя такие компоненты, как успешность и успех, которые являются необходимыми для формирования полноценной личности ребенка как ученика. (См. табл. 1)

Всем нам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. Но в подростковом возрасте (особенно в 13-14 лет) ученик не осознает роль учения, он всегда увлечен еще чем-то другим. Поэтому уроки приготавливаются второпях, предметы, требующие усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно. Но надо отметить, что недобросовестное отношение к учебе далеко не всегда является следствием сильного увлечения. Порою у таких учащихся отсутствует мотивация, т.е. внутренняя потребность к учебной деятельности, либо она слишком мала.

Мотивы учения психолог Лидия Ильинична Божович делит на две большие категории: познавательные и социальные. (См. табл. 2)

В свою очередь эти две большие категории мотивов делятся на более мелкие, но, говоря в общем, познавательные — связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, а социальные — связаны с потребностью ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе общественных отношений.

Эти мотивы дополняют друг друга и составляют прочную мотивационную основу для успешной учебной деятельности. У каждого ребенка определенный мотив развит по-разному, поэтому и могут возникать различные проблемы в формировании учебной мотивации.

Быть успешным в школе – это большой труд для ребенка, который требует огромных физических, эмоциональных и психических затрат. Поэтому родителям очень важно сохранить теплые, доверительные отношения со своим ребенком и вовремя помочь ему преодолеть все трудности. Приведенные ниже советы помогут вам в этом.

1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте своего ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за прошлые ошибки и оплошности.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуй…», «Веди себя хорошо…», «Чтобы не было замечаний о твоем поведении…» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов, ведь у него впереди трудный день.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для приготовления домашних занятий с ребенком — с 15 до 17 часов. Занятия вечерами чаще всего бесполезны, так как ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест.

7. Во время занятий с ребенком необходимы спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя все получится», «Давай разберемся вместе, я тебе помогу», похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты не сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего — это объективные показатели утомления и трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку (детям старшего возраста можно просто сказать несколько ласковых слов). Все это успокаивает детей, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

О.М.Карпова, педагог-психолог
отдела образования

Модно ли быть успешным? Безусловно! Успешные люди всегда спешат, их день расписан по минуткам. Они ездят на престижных автомобилях, носят брендовую одежду, отдыхают на лучших курортах, обедают в дорогих ресторанах. Они быстро привыкают так жить и уже не могут обходиться без привычных атрибутов «успешной жизни».

Что стоит за их успехом, сколько эмоциональных и физических сил тратят они на его достижение? Хватает ли у успешного человека ресурсов радоваться результатам его труда? И чем ему приходиться жертвовать для достижения поставленных целей? Сколько раз он не мог приехать на встречу к друзьям, и сколько раз был обижен ребенок, которому папа или мама обещали пойти в зоопарк, но не смогли выделить времени…

Взрослые люди сами выбирают свой путь и сами планируют свою жизнь, расставляя значимые приоритеты.

А теперь, представьте себе, кроху 4 - 5 лет, которого родители записали в музыкальную школу и секцию акробатики. По средам и субботам он изучает английский язык, а по воскресеньям для него открыты двери художественной студии. Не забудьте, малыш еще каждый день ходит в детский сад и три раза в неделю посещает двухгодичные подготовительные курсы для поступления в гимназию. Иногда он путает дни недели и те занятия, которые ему предстоят на сегодня. Он не может выучить имена ребят, которые занимаются вместе с ним. Часто вечером он жалуется, что очень устал «от своей работы». А родители с необыкновенной гордостью рассказывают об его успехах знакомым.

И, вроде, все складывается неплохо. Ребенок все время занят, у него нет свободного времени, которое он потратит на компьютер или телевизор, он приучается к труду, а его нагрузки сравнимы с нагрузками школьника среднего звена. И он точно отличается от остальных сверстников. Он - «успешен». Но цена подобного успеха может быть очень высока. Через некоторое время внутренние ресурсы малыша иссякнут. Он может начать открыто протестовать и отказываться от всех занятий и тренировок без каких-либо объяснений. А может просто тихо потерять интерес ко всему, стать пассивным к любым новым начинаниям, превратиться в «вечно усталого» ребенка. В этом случае замотивировать его на дальнейший успех в любой области его развития будет невозможно.

Что же такое «успех» и что значит «быть успешным»?

«Успех - удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе или учебе», такое определение дает С.И. Ожегов в своем Словаре русского языка. В современной жизни, помимо удачи в достижении какого-то результата, можно найти еще несколько более важных составляющих успеха. Это личные качества и навыки, такие как: уверенность в себе, умение контролировать свои мысли и чувства, способность верно выстраивать систему жизненных приоритетов, адекватная самооценка и самоуважение, умение получать собственный позитивный результат даже из негативного опыта, способность доводить любое дело до его завершения, умение ставить перед собой реальные и осуществимые задачи. Для того чтобы эти качества были у взрослого человека, развивать их нужно уже с детства. Но формирование подобных умений и навыков, отнюдь, не складывается только из активного записывания ребенка во все возможные кружки, школы и секции.

Часто бывает так, что быть успешным человеком мешает не отсутствие способностей или возможностей, а лишь отсутствие уверенности в собственных силах. А вот стать уверенным ребенком, не боящимся трудностей и не раскисающем от неудач, умеющем достойно терпеть поражения, но при этом нацеленным на победу, помогут только родители. Только видя перед собой реальный пример папы или мамы, ребенок может научиться заставить себя делать то, что следует, независимо от того, нравится ли это занятие ему в конкретный момент. Уверенный человек принимает ответственность за свои поступки на себя, не обвиняя других в причинах собственных неудач.

Есть в психологии понятие «успешные родители». Это мамы и папы, которые понимают своих детей, которые стараются быть им друзьями, при этом сохраняя свой авторитет, которые договариваются, а не требуют или диктуют правильный выбор. Скорее всего, успешные родители могут воспитать успешного ребенка без его излишней загруженности. Они не настаивают на занятиях в той области, в которой, как им кажется, их малыш будет успешен. Успешные родители всегда предлагают ребенку выбор, и тогда его решение остается самостоятельным и ответственным.

Успех редко бывает случайным, чаще это результат «постоянного правильного выполнения правильных действий». Поэтому ребенка можно научить быть успешным, а не только надеяться на удачу или какие-то счастливые случайности. Это могут быть совместные настольные и ролевые игры, объясняя правила игры в которые, родители помогают ребенку определить важные ключевые моменты, влияющие на результат.

Если родителям очень хочется, чтобы их малыш посещал как можно больше различных занятий, прежде всего, обратите внимание на возрастные потребности и особенности каждого периода. Ни в коем случае не должны блокироваться те потребности, которые являются главными для развития ребенка в этот момент. Иначе за сверх интеллектуальным развитием, к примеру, мы получим ребенка, абсолютно не умеющего общаться со сверстниками, не умеющего отстаивать свои интересы, либо совершенно безразличного к чувствам других людей.

Если родители будут знать, что с 2 до 6 лет основные потребности развития во внимании и любви, а также в исследовании окружающего мира, то можно выбрать какие-то совместные занятия, на которых мамы и папы могут вместе с ребенком пробовать свои силы и наблюдать за его успехами. Это могут быть посещения бассейна, фитнеса, занятия йогой, стрельба из лука и многое другое. Главное - вся семья будет вместе, что само по себе является очень позитивным стимулом гармоничного развития детской личности.

Если учесть, что основной потребностью возраста с 6 до 10 лет, является потребность в уважении, то родителям стоит, по крайней мере, посоветоваться с ребенком, записывая его в ту или иную секцию. Тем более, что огромные учебные нагрузки точно снизят мотивацию к достижению каких-то высот на внешкольных занятиях. И тогда вместо успешного ребенка, мы получим крайне неуспешного, который в любом начинании будет видеть непреодолимые препятствия, которому легче будет ни за что не браться, чем вновь оказаться в ситуации неуспеха.

Родителям следует помнить о том, что до поступления в школу в развитии ребенка преобладает игровая деятельность. Дети многому учатся через игру: накрывать на стол и убирать игрушки, общаться друг с другом и находить друзей, быть внимательным не только к своим, но и к чужим желаниям. Если ребенок много времени проводит вне дома, у него почти не остается времени на игру, он не учится играть в ролевые игры, что, в последствии, точно отразится на его умении быть «гибким» в отношениях. Перегружая ребенка собственным желанием «быть успешным», взрослые могут «помешать» ему научиться предлагать помощь другим и просить её, вырасти заботливым и сострадательным, уметь работать сообща, в команде на достижение общей, а не только единоличной цели. Сами дети подчас не понимают, почему они ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ??? Не «любимыми», не «самыми лучшими», не просто детьми!

Конечно, детей нужно учить самостоятельно принимать решения и ставить свои маленькие цели, отслеживать собственные успехи и радоваться им, уметь справляться с трудностями, мириться с проигрышами, но не сдаваться, а пробовать снова, быть ответственными за свои поступки. Но, прежде всего, дети должны расти счастливыми! Ведь «Успешный ребенок - не означает, что это счастливый ребенок!» Играйте и гуляйте, разговаривайте и договаривайтесь, обсуждайте и спорьте, выбирайте и советуйтесь со своим малышом! И тогда он вырастет успешным не только благодаря Вашим желаниям, а еще и Вашим собственным умениям и навыкам успешного родителя и успешного ЧЕЛОВЕКА, которыми Вы просто поделитесь с Вашим ребенком!

Как стать успешным человеком? Им надо начинать становиться еще в детстве. Стремление к успеху должно быть привито родителями. Высокого уровня интеллектуальные способности, напористость и уверенность в себе - три кита успеха.

Уверенность в своих силах и уважение к себе не передаются генетически. Эти два важных качества прививаются родителями с самого раннего возраста. Если вы не хотите чтобы ваш ребенок стал неудачником, не стоит ругать его за двойки подобным образом: «Вот если будешь еще получать двойки, когда вырастешь, станешь дворником». В моменты неудач родители должны поддержать, приободрить, успокоить, сказав, что это мелочи жизни, которые легко исправить - подучить предмет и получить пятерку.

Успешность детей - заслуга родителей. Выбор детского сада, школы, направленности класса, изучение английского языка в Москве - все это вы должны хорошенько взвесить, выбрав своему драгоценному чаду самый подходящий вариант. Но место обучения еще не говорит о качестве знаний. Чтобы обеспечить ребенку светлое будущее, надо следовать некоторым советам:

    Раскрыть потенциал ребенка можно в первую очередь через общение с родителями. Кто, как не самые близкие и родные люди, могут выявить таланты своего чада и помочь в их развитии. Кого, как не родителей, слушают дети. Станьте для своего ребенка другом, давайте советы, больше поощряйте за успехи и не перебарщивайте с поучениями. Лучше усваивается та информация, которая подается мирным путем. Вечному вопросу отцов и детей в благополучной семье всегда найдется ответ. Непонимание пусть останется за порогом вашего дома.

    Научите ребенка уважать себя. Любовь и уважение к себе - вовсе не признаки нарциссизма. Эти два качества, умело и вовремя привитые родителями, расширяют круг потребностей ребенка. А чем больше потребностей, тем больше целей и возможностей для их достижения. Кто-то считает автомобиль лишним источником растрат, а кто-то - необходимым средством для комфортного передвижения. Кто-то считает курсы английского языка в Англии необходимым для ребенка, который мечтает поступить на языковой факультет, а кто-то - лишней головной болью. Не уважающим себя родителям, конечно, трудно будет привить уважение к себе и ребенку.

    Самостоятельность - твердый шаг на пути к успеху. Обычно самостоятельными дети становятся на примере своих родителей. Или на примере рассказов, услышанных от их родителей. С самого раннего возраста малыша надо приучать к самостоятельности. Кроме пользы для роста его как личности, это качество пригодится в детском саду и школе. Успешный человек, прежде всего, рассчитывает на свои силы.


Top