Развитие творческих способностей детей театрализованной деятельности. Занятия по театрализованной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

Проект

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (С фото)

Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

ЗАТО Видяево

ВВЕДЕНИЕ

  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..........................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель проекта…......................................................................................3
  2. Задачи проекта......................................................................................3
  3. Актуальность........................................................................................3
    1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
    2. Формы работы над проектом…………………………………………6
    3. Научно-методическая работа...............................................................7
    4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
    5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
-познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
-совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
  3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

Актуальность

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

Этапы реализации проек та

I . Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта («Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»).

3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

4. Чтение и разучивание сказки «Теремок» по ролям.

II . Практический этап:

В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

  • Л. Выготского,
  • М. Каменской,
  • А. Брянского,
  • С. Рубинштейна.
  • О. Дьяченко,
  • Н. Ветлугиной и др.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

Парциальные программы по театрализованной деятельности дошкольников: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой,«Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой.

Проведение мероприятий:

В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

Спортивное развлечение «В гостях у сказки»

Для детей 1 младшей группы (Костырко Н.Н.), детей 2 младшей группы (Горшкова Е.К.) была показана сказка «Теремок».

Под руководством музыкального руководителя Зайцевой С.А. инсценирована музыкальная сказка «Репка».

III Презентационный этап :

Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

Формы рабо ты над проектом

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью куклы (Волк, Лиса,) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества;

3) Развитие творческих способностей;

4) Социально-эмоциональное развитие.

Научно-методическая работа

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых - Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

Интерес для практических работников представляют и методические

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» , Т. Н. Дороновой «Играем в театр» , М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Материально-техническое обеспечени е

Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

Результаты проектной деятельности

Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н . Ф. Сорокиной)

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Исследования показали следующие результаты :

  • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
  • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень - 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад - 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
  • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

Мои воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе «Творчество без границ» и в областном конкурсе чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с

театр игра ребенок спектакль

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка - дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Актуальность темы.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность -- важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Для реализации этих задач мы используем следующие программы:

  • · « Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,
  • · «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова.
  • · «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. В развитии творческих способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка. Решаются следующие задачи: 1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность. 2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности. 3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены). 4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности. 5. Совершенствование познавательных процессов. Данные задачи решаютя в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата. Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр. Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе: ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения). Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»). Детская художественная, познавательная и методическая литература. Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр). Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.). Весь инвентарь и оборудование должно отвечать требованиям безопасности жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе. Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых необходимо выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с детьми, активно используются творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников) Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические). Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций. Во время занятий используется театрализованная игра как игровой прием и форма обучения детей. В занятия вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. В связи с этим разрабатывается план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности. Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми В наше время - время стрессов, - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям интерес к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, занятия в литературно- драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью. Задачами литературно-театрального кружка можно определить: - Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры. - Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору. - Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний. - Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа). - Развитие способности у детей воспринимать художественный образ. - Развитие творческих способностей ребенка. Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях иногда можно увидеть, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. И так, как и творческие способности, театрализованные лучше всего развивать в раннем возрасте. способности

воспитатели МБДОУ детского сада № 41 комбинированного вида Россия, Нижегородская область, г.о. г Шахунья,

Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст - сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка. Поэтому и развивать их необходимо с самого раннего возраста.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл» , т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры» . Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» .

Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, система-тичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто-янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Поэтому мы наметили основные направления работы с детьми:

  1. Обучение детей театрализованным играм с целью развития эстетических чувств, игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, способностей творчески относиться к любому делу. Театрализованные игры включают: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
  2. Обучение детей ритмопластике (включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения) .
  3. Развитие речи. Это направление объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, на правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию.
  4. Знакомство детей с основами театральной культуры, овладение профессиональной терминологией театрального искусства
  5. Работа над спектаклем. Включает знакомство с пьесой, сказкой и сам спектакль. Можно выделить пять основных разделов:
  • особенности театрального искусства
  • виды театрального искусства
  • рождение спектакля
  • театр снаружи и изнутри
  • культура поведения в театре.

На первых занятиях мы знакомили детей с театром, с историей его возникновения, устройством театра и театральными профессиями. Большое внимание уделяли культуре и технике речи. Для того, чтобы добиться выразительности речи нужно иметь хорошо развитые губы, поэтому большое внимание уделяли артикуляционной гимнастике. Включали такие упражнения «Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо, - влево) , «Конфетка» (губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» - вправо - влево, вверх – вниз, по кругу», «Колокольчик» (рот приоткрыт, губа округлены, язык бьётся о края губ, как язычок звонкого колокольчика) .

Занятия включали в себя как разыгрывание знакомых русских народных сказок «Теремок» , «Рукавичка» , «Заюшкина избушка» и др, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения) . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал использовался нами при организации театрализованной деятельности.

В работе с детьми использовали диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов мы создавали целый мини - спектакль.

Игры со скороговорками предлагались детям в разных вариантах: «Ручной мяч» , «Фраза по кругу» , «Испорченный телефон» , «Змейка с воротцами» . Разученные диалогические скороговорки использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц. Мы стремилась научить детей четкой, звучной, выразительной и неторопливой речи. Всегда говорили детям, что голос это наш инструмент, мы можем им играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать и т.д. Предлагали произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми» , «принеси» , «помоги» , «дай» , «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно) .

Мы не только знакомили детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическими принципами являлись: практическое действие каждого ребёнка, возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, поддержка робкого ребёнка. Старались не допустить у детей страха перед ошибками, чтобы они не боялись выйти на «сцену» .

Для развития пластической выразительности и мимики мы предлагали детям, например, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору или представить, что они едят лимон, конфету и т.д.

Большое внимание уделяли специальным театральным играм на развитие воображения, фантазии, умение действовать согласованно. Такие как: «Превращение предмета» , «Превращение детей» , «Превращение комнаты»

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, которая требует участие родителей. В родительском уголке и на сайте детского сада мы предложили рекомендации по организации театральной деятельности дома, например, «Как правильно разучивать стихи?» , «Как организовать домашний театр?» и др. Совместно изготавливали атрибуты, различные виды театров. Родители были активными участниками при создании спектаклей, шили костюмы, вместе с нами создавали декорации.

Была организована фото - выставка на тему: «Театр в жизни вашего ребенка» .

Итоговым мероприятием являлся спектакль «Сказание о трёх богатырях» . А так же дети участвовали в районном конкурсе «Маленькие патриоты России» , получив высокую оценку жюри.

Это доказывает, что наш опыт развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность дал положительные результаты. Повысилась социальная активность детей, улучшились память, фантазия, воображение, коммуникабельность и речевые функции. Дети стали более непосредственными, эмоциональными, инициативными в создании оригинальных образов. Все это свидетельствует о проявлении творческих способностей.

Библиографический список.

  1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
  2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
  3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
  4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети» . Москва 2002.
  5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет» . Волгоград 2009.

Развитие творческих способностей у детей через театрализованную деятельность

МБДОУ "Д/с № 20", г. Оха Сахалинской области

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально - экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «Творчество» в общественном смысле означает «искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном». Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, О.М. Дъяченко и многие другие.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Однако театрализованная деятельность и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений.

Цель моей работы: выявление путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;

Формировать умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции.

Развивать творческую самостоятельность детей и умение владеть своим телом;

Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях.

Главная идея – создания системы работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

«В процессе этого сопереживания – как отмечали психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» – утверждал Б.М. Теплов.

Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества.

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировав возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются... Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества – накопление опыта исполнительства.

Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя.

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А.Васильевой «Радуга», «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханёва, «Играем в кукольный театр» И.Ф. Сорокина приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и технологии, отвечающей современным требованиям.

Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова использует как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество».

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетные и театрализованные игры имеют общую структуру. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, варьирует своё поведение в роли. В сюжетной игре нет конечного продукта, а в театрализованной - инсценировка.

Учёные с горечью отмечают, что дети, сидящие часами перед телевизором, дети, увлеченные компьютерными играми, утрачивают вкус к игре, в том числе и театрализованной.

Опираясь на свои детские воспоминания, К.С. Станиславский отмечал, что именно в процессе раннего общения с театрализованной игрой « … у детей вскрываются тайники их творческой силы».

Процесс творчества обладает большой притягательной силой для детей старшего дошкольного возраста, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от театрализованной игры.

Именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка. Я считаю, что значение этой сферы детской деятельности для творческого развития ребёнка столь велико, что она должна иметь достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Вывод: Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, позволяет констатировать, что проблема развития театрализованной деятельности не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна и является важнейшим средством творческого развития детей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость и оценок, особую чувствительность. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена.


Top