Звездный роман: Грейс Келли и князь Ренье. Рождение легенды: как создавалось свадебное платье Грейс Келли

Грейс Келли и князь Ренье незадолго до своей свадьбы принимают поздравления, 18 апреля 1956.

История их любви, казалось, была списана с самых прекрасных сказок о принцах и принцессах. Он наследный правитель княжества Монако, офицер, выпускник престижного Института политических исследований (кузницы политической элиты Франции) – и богач. Она оскароносная звезда Голливуда, настоящая красавица и завидная невеста. В этом союзе были все «компоненты» блестящего любовного сценария: красавцы-герои, судьбоносная первая встреча, любовные письма, препятствия на пути к счастью, великолепная свадьба. Но был ли здесь главный «компонент» – любовь? Спустя более 60 лет со дня их венчания сомнений не остается: любовь была. Мимолетная, спонтанная, но все же достаточно прочная для того, чтобы Грейс Келли и князь Ренье прожили вместе всю оставшуюся жизнь.

Встреча

Монаршая чета на приеме в Королевском дворце, 1956.

Им понадобилась всего секунда, чтобы влюбиться друг в друга. И всего год, чтобы связать свои судьбы узами брака. Знакомство князя Ренье и Грейс Келли состоялось в 1955 году в Каннах. Тогда звезда фильмов «Могамбо» и «Деревенская девушка» (за игру в котором актрису удостоили «Оскара») возглавляла американскую делегацию на Каннском фестивале. Повестка дня Грейс в целом содержала обыкновенные, «рутинные» дела любой кинозвезды: подбор туалета, встречи с журналистами, посещение торжественного гала-ужина в ее честь. Ах да, и совместная фотосессия с князем Монако для Paris Match – пункт, который, как говорят близкие актрисы, Грейс очень хотела вычеркнуть из своего насыщенного графика.

Аристотель Онассис еще до знакомства монарха с героиней как-то обмолвился, что лучшим способом привлечь внимание к княжеству могла бы стать свадьба Ренье с кем-то вроде Мэрилин Монро или Грейс Келли…

Знаменитый портрет Грейс Келли, предположительно 1953 год.

Кадр из фильма «Высшее общество» (1956), где Грейс сыграла вместе с Фрэнком Синатрой.

Кадр из фильма «Поймать вора» (1954).

Одно из самых известных изображений Грейс Келли.

Грейс Келли и Эдмонд О’Брайен со своими наградами, статуэтками «Оскар», 30 марта 1955.

Впрочем, и сам князь Монако не так уж стремился попасть на фотосессию. Тем более что в тот день все и вся, казалось, было против их встречи. Грейс попала в многочасовую пробку, затем в небольшую аварию и, как свидетельствуют современники, была в ужасном расположении духа – в том числе из-за того, что не была довольна ни своим нарядом, ни укладкой. Князь Ренье также застрял в бесконечном потоке машин, в результате чего заявился на фотосессию с получасовым опозданием и без малейшего желания позировать с какой-то актрисой (пусть и самой кассовой своего времени).

Князь Ренье с женой Грейс Келли на борту «Конституции» после поездки в Соединенные Штаты Америки, 17 ноября 1956.

Однако все разрешил небольшой, но очень милый эпизод. Князь Ренье впоследствии признался, что, войдя в зал, где должна была проходить встреча, он с первого взгляда был очарован тем, как Грейс перед зеркалом репетировала реверанс. Наконец, они встретились и, как гласит легенда, полюбили друг друга с первого взгляда. Этот взгляд, к слову, попал в объектив фотографа Пьера Галанта, сделавшего один из самых известных снимков князя и будущей княгини. Грейс была также очарована 32-летним монархом, который поразил ее своей учтивостью и галантностью. После фотосессии он пригласил ее в свою резиденцию. Там, среди цветущих садов, ее особенно умилил небольшой зоопарк, а также то, как спокойно и по-отечески Ренье играл с маленьким тигренком.

Князь Ренье и Грейс Келли на светском мероприятии, предположительно 1957 год.

Грейс Келли и Ренье.

После этой встречи между молодыми людьми завязалась бурная романтическая переписка. И даже здесь не обошлось без литературных реминисценций (отсылаем к «Ромео и Джульетте»): отправлять письма к Грейс Ренье помогал его духовный наставник отец Такер. Всего через полгода влюбленный князь пересечет Атлантику, попросит благословения у родителей Грейс и в канун Рождества сделает актрисе предложение в центре Нью-Йорка, вручив ей помолвочное колечко, которое, впрочем, через месяц будет замено на знаменитое украшение с 10-каратным бриллиантом от Cartier.

Грейс и Ренье в доме будущей принцессы в Филадельфии с ее родителями, на следующий день после объявления помолвки, 5 января 1956.

Ставки сделаны

Как и любой брачный союз подобного уровня, свадьба Грейс и Ренье стала предметом всеобщих интересов и надежд на стратегические выгоды. Надо понимать, что в середине XX века княжество Монако было отнюдь не таким райским уголком для миллиардеров, каким оно является сегодня. Тогда это было небогатое и не слишком популярное маленькое государство, для которого каждый случайный турист был на вес золота. Неудивительно, что на нового князя, взошедшего на престол в 1949 году, народ возлагал большие надежды. Один из лучших друзей князя миллиардер Аристотель Онассис даже как-то (еще до знакомства монарха с нашей героиней) обмолвился, что одним из лучших способов привлечь внимание к княжеству могла бы стать свадьба Ренье с кем-то вроде Мэрилин Монро или Грейс Келли… И здесь Онассис был как никогда проницателен: свадьба правителя небольшого княжества с Грейс действительно сделала рекламу этому государству на десятилетия вперед. В Монако толпами хлынули туристы, а миллиардеры со всего света стали считать своим долгом прикупить в княжестве собственную виллу.

До свадьбы отправлять письма к Грейс Ренье помогал его духовный наставник отец Такер.

Грейс и Ренье в доме будущей принцессы в Филадельфии на следующий день после объявления их помолвки, 5 января 1956.

Определенные надежды питали и родители Грейс, которые, к слову, познакомившись с князем, решили, что тот – правитель не Монако, а Марокко. Но, как бы то ни было, подобный союз был на руку потомкам ирландских иммигрантов, для которых в течение долгого времени был закрыт путь в высшее общество Нью-Йорка (несмотря на солидное состояние).

Последнее выступление на церемонии вручения наград премии «Оскар» перед тем, как актриса стала женой князя Ренье и окончательно отказалась быть частью мира кино, 22 марта 1956.

Актриса на борту лайнера «Конституция», готовящаяся к отъезду в Монако к Ренье, апрель 1956.

Однако за свои интересы пришлось платить. Родителям – около 2 миллионов долларов в качестве приданного, а самой Грейс, в свою очередь, предстояло пройти тест на фертильность (требование протокола), а вкупе с ним и неформальный тест на девственность. Конечно же, звезда Голливуда, у которой до Ренье было множество любовников, переживала за результаты. Однако, так как со способностью подарить монарху наследников у Грейс было все в порядке, на «побочные» выводы никто и не обратил внимания.

Кадр из фильма «Поймать вора» (1954) с Грейс Келли и Кэри Грантом.

Но, пожалуй, самой серьезной жертвой для Грейс стало условие, по которому ей предстояло отказаться от карьеры актрисы. Отныне она должна была играть лишь одну роль – супруги правителя Монако.

Перед свадьбой Грейс предстояло пройти тест на фертильность (требование протокола) и неформальный тест на девственность.

Грейс на официальном постере фильма «Лебедь» с коллегами по съемочной площадке, 1956.

Кадр из фильма «Высшее общество» (1956) с Грейс Келли и Фрэнком Синатрой.

Кадр из фильма «Мосты у Токо-Ри» (1954) с Грейс Келли и Уильямом Холденом.

И она пошла на эту жертву. Позже только однажды Грейс попыталась нарушить это условие, когда Альфред Хичкок предложил ей роль в одной из своих новых картин. Князь был склонен проявить понимание и отпустить супругу на съемки. Однако народ княжества Монако оказался резко против этой затеи: «Наша княгиня не может и не должна сниматься в кино, как какая-то актриска!». В итоге Грейс осталась дома. По свидетельствам близких, она неделю почти не выходила из своей комнаты, для нее этот последний упущенный шанс вновь окунуться в любимый мир кино оказался настоящей трагедией.

«Свадьба века»

Свадебный портрет, архивная фотография.

Свадебный портрет, сделанный по окончании официальной религиозной церемонии, 19 апреля 1956.

Именно так громко именовали торжество Грейс Келли и князя Ренье, которое, по некоторым оценкам, по тратам даже превзошло свадьбу королевы Елизаветы с герцогом Филиппом. Оно и немудрено: всего празднества длились около недели и заканчивались официальными церемониями – гражданской (18 апреля) и религиозной (19 апреля).

Сама Грейс прибыла к берегам княжества на океанском лайнере «Конституция» 12 апреля. Как только невеста ступила на пирс и поздоровалась с возлюбленным, на молодых с небес (на самом деле всего лишь из самолета) посыпался легендарный «дождь» из красных и белых гвоздик – подарок того самого друга Ренье Аристотеля. На самом торжестве присутствовало около тысячи гостей, в том числе голливудские звезды, видные политики и даже представители Папы Римского.

Свадебная церемония, 19 апреля 1956.

Принцесса на своей свадьбе, 19 апреля 1956.

Королевская свадьба, 19 апреля 1956.

Свадебное торжество обошлось, по разным оценкам, в 45-55 миллионов долларов, большую часть которой взялась покрыть киностудия MGM, сотрудничавшая с Грейс. К слову, в обмен на разрыв контракта с новоиспеченной княгиней компания получила эксклюзивное право транслировать церемонию по телевидению и в кино.

Келли и Ренье на свадебном обеде, 21 апреля 1956.

Знаменитое платье Грейс Келли, которое многие и по сей день считают эталоном свадебного наряда, изготавливали около 30 портних в течение шести недель. Наряд авторства костюмера Хелен Роуз был расшит жемчугом и винтажным брюссельским кружевом и сегодня оценивается примерно в 300 тысяч долларов.

Торжество Грейс Келли и князя Ренье, по некоторым оценкам, по тратам превзошло свадьбу королевы Елизаветы с герцогом Филиппом.

Королевская свадьба, 19 апреля 1956.

Вечером после церемонии новобрачные отправились в свадебное путешествие на белоснежной яхте – это был подарок Аристотеля Онассиса своему другу и его дорогой жене.

И жили они долго…

Грейс Келли и Ренье со своими детьми Альбером и Каролиной, приблизительно 1963 год.

Портрет Келли с новорожденным принцем Альбером на руках, март 1958.

Но счастливо ли? Сегодня многим становится ясно, что крепкий брак Грейс и Ренье держался не столько на всепоглощающей любви, сколько на дружбе, уважении и верности собственному статусу. Грейс казалась образцовой принцессой: всегда элегантная, она присутствовала на всех протокольных мероприятиях, занималась благотворительностью и вела себя как идеальная жена. Однако очень скоро выяснилось, что казавшееся ей некогда райским местом княжество стало для нее золотой клеткой.

18 апреля 1956 года состоялось это событие – пышная свадьба американской красавицы-актрисы и принца Монако. До сих о Грейс Келли, ее загадочной гибели и трагичной судьбе, ходит немало слухов и легенд. А ее свадьба вошла в историю как самая романтичная и пышная церемония 20 века.

Наследный принц, особа голубой крови – и голливудская актриса. Встретились они на Каннском кинофестивале 1955 года, причем их первое свидание организовали журналисты издания «Пари Матч». Недолгая встреча оставила в сердцах обоих незабываемые впечатления и после расставания пара начала переписку, которую они старались особо не афишировать. В своих письмах Грейс и Ренье делились переживаниями, мыслями, сокровенными мечтами.

Закончилась переписка предложением руки и сердца. Грейс, которой на тот момент было 26 лет, сразу согласилась. Ренье был счастлив: актриса была не только прекрасна внешне, но и отличалась умом, умением располагать к себе людей и потрясающей харизмой. Еще одна черта, покорившая принца – в отличие от большинства актрис Голливуда, Грейс была казалась простой и естественной в общении.

Чтобы соблюсти все приличия, в декабре 1955 года Ренье отправился в Америку под предлогом официального визита, тогда как истинной целью являлось посещение семьи Грейс. Принц попросил руки Грейс у ее отца, Джека Келли, достаточно обеспеченного и успешного предпринимателя. Родители актрисы были счастливы породниться со столь именитой семьей и, не колеблясь, ответили согласием. Объявление о свадьбе вызвало в обществе бурную реакцию. Французы начали ворчать, что женитьба на уроженке Филадельфии «американизирует» Монако и до добра не доведет. Американцы, в свою очередь, принялись едко критиковать внешность принца, не отличающегося особой красотой, и удивляться, как любимица публики, красавица Грейс, может выйти замуж за пухлого коротышку. Режиссер Альфред Хичкок, в двух фильмах которого снималась Келли, так опечалился предстоящим союзом, что назвал невесту «принцессой Дисгрейс» (позор, бесчестие на английском).

Кстати, чтобы стать женой принца, семья Келли должна была передать с ней 2 миллиона долларов в качестве приданого. Кроме того, Грейс прошла тесты на возможность родить ребенка – для спутницы особы королевской крови это более, чем важно.

Вскоре Грейс в компании со своими нарядами, любимой собачкой и пятью подружками невесты на лайнере отправилась к берегам Монако. Как только лайнер приблизился к Лазурному берегу, ему навстречу устремилась красавица-яхта с Ренье на борту. Когда влюбленные встретились, их засыпал дождь из белых и красных гвоздик, которые высыпали с вертолета по приказу Аристотеля Онассиса, друга Ренье III.

18 апреля 1956 года состоялась долгожданная свадьба . Невеста была потрясающе красива в роскошном наряде от киностудии MGM , созданном дизайнером Хелен Роуз. Наряд шили шесть недель 30 швей. Было использовано 25 метров шелковой тафты цвета слоновой кости и старинное бельгийское кружево 125-летней давности. Кстати, столь раритетное кружево выкупил Ренье из музея. Кроме этого, платье расшили морским жемчугом. Наряд носил весьма целомудренные очертания – чего стоит строгий воротник-стойка! Фату также украсили жемчужинами. Дизайнер Оскар де ла Рента так прокомментировпл образ Грейс: «Цельный образ Грейс Келли в день ее свадьбы, начиная королевской фатой и заканчивая шнуровкой на корсете и строгой юбкой, сделал ее идеальной невестой».

Жених предстал перед гостями в военной форе в стиле эпохи Наполеона I. Это была исключительно его идея и даже элементы формы он создал сам.

Гражданская церемония заключения брака прошла в тронной комнате дворца Гримальди. На ней присутствовало всего 80 человек – самых близких родственников и друзей. После церемонии был устроен пышный прием, на котором присутствовало 6 000 человек. На следующий день состоялась и церковная церемония в храме Святого Николаса. В церкви было порядка 600 приглашенных, кроме того, за церемонией наблюдали 3 миллиона телезрителей. Помимо этого, на улицах Монако собралось свыше 20 тысяч фанатов актрисы.

Грейс в качестве свадебного букета выбрала ландышевую композицию, простую и прекрасную одновременно. Алтарь был украшен массой цветов, - лилиями, сиренью и гортензиями. Шестиэтажный свадебный торт взрезали весьма необычным способом – принц отсек верхушку своей шпагой.

Особым шиком отличались и подарки. Так, Ренье преподнес своей молодой жене яхту, на которой они потом и поехали в свадебное путешествие . К слову, Грейс не любила водные прогулки и всегда мучилась сильнейшей морской болезнью. Подданные Монако преподнесли паре потрясающий Роллс-Ройс черно-кремового цвета. Во время медового месяца был зачат первый ребенок, появившийся на свет спустя ровно 9 месяцев и 4 дня с момента свадьбы.

Брак Грейс и принца продлился 26 лет и прервался трагической гибелью принцессы в автокатастрофе. Ее образ стал настоящей иконой стиля и легендой, а ее доброта, понимание и обаяние вошли в историю как образец и как образчик Идеальной Принцессы…

Имя Грейс Келли – это своеобразный символ для современных Золушек, мечтающих выйти замуж за принца. Конечно, сейчас нет нужды до блеска натирать полы, разбирать рис и просо по мешкам и сажать по сто розовых кустов под присмотром мачехи. Однако, чтобы встретиться с настоящим принцем, надо все же уповать на добрую фею. Или волю случая. Или… поверить от всей души, что браки совершаются на небесах.

Снявшись всего в 11 фильмах, Грейс получила два «Золотых глобуса» и «Оскар» - явный показатель того, что качество для нее было важнее количества. Это же касалось и личной жизни. На заре карьеры она, было, закрутила роман с русским модельером Олегом Кассини (Oleg Cassini). Даже ходили слухи о помолвке, однако, свадьбы не произошло. Семью Грейс смутили предыдущие разводы модельера. А еще Грейс отказала шаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви. Но перед Ренье она не устояла. Так как влюбилась по-настоящему.

Брак князя Монако и одной из любимейших актрис Голливуда привел Америку в восторг. Огорчался, пожалуй, только один Альфред Хичкок. Ведь выходя замуж, Грейс ставила точку в своей актерской карьере. В сердцах Хичкок даже назвал Келли «принцесса Дисгрейс» («disgrace» - позор, бесчестие англ.). Французская же сторона выражала опасения, что такая свадьба «американизирует» Монако. Будем считать, что просто позавидовали.

18 апреля 1956 года свадьба состоялась. Торжество длилось два дня: гражданская регистрация, после которой Грейс пошутила, что «замужем наполовину». И венчание.

Роскошное платье было создано дизайнером Helene Rose и по сей день является самым дорогим ее платьем. Наряд шили шесть недель 30 швей. Было использовано 25 метров шелковой тафты цвета слоновой кости и старинное бельгийское кружево 125-летней давности. Кстати, столь раритетное кружево выкупил Ренье из музея. Кроме этого платье расшили морским жемчугом.

Букет невесты был из ландышей: такое простое и нежное очарование.

Голову невесты украшала изысканная кружевная диадема.

Немного забегая вперед, скажем, что Принцесса Грейс была в этой великолепной тиаре, когда выходила замуж ее дочь.

Шестиэтажный торт был разрезан весьма оригинальным способом: жених отсек верхушку шпагой.

Что же касается обручального кольца, так их у принцессы было два. Когда Ренье просил ее руки, он подарил ей кольцо с рубинами, так как «официальное» кольцо к тому времени еще не было готово. Но вскоре кольцо с 10.47-каратным бриллиантом огранки «изумруд» и двумя бриллиантами огранки «багет» в платине заняло свое законное место, украшая великолепную невесту.

Свадебным подарком для Грейс стала яхта, на которой новобрачные отправились в свадебное путешествие. Когда яхта отчалила от берега, с неба на них посыпались красные и белые гвоздики из частного самолета Аристотеля Онассиса. Роллс-ройс, на котором молодожены ездили по городу, был подарком от подданных княжества.

У новобрачной были недруги, высказывавшие мнение, что великолепная актриса исполняла всего лишь роль влюбленной. Даже если это и было так, то Грейс гениально сыграла свою партию любящей жены, матери и правительницы. Именно под руководством Ренье III и Грейс Келли Монако из захудалого княжества превратилось в одно из самых богатых, мирных и комфортных государств. Грейс очень многое сделала для детей, стариков. Активно участвовала в благотворительности и достойно воспитала наследников престола.


"Джентльмены предпочитают леди» - эти слова на обложке журнала «Тайм» за май 1954 года сопровождали портрет ослепительной красавицы - голливудской звезды Грейс Келли. Подпись оказалась пророческой, хотя потребовала небольшого уточнения: не просто джентльмены, но царствующие особы предпочитают леди всем остальным красавицам.

На Каннском фестивале в мае 1955 года Грейс принимает предложение известного журналиста Пьера Галанта сделать серию фотографий с князем Монако Ренье III. Правда, сначала идея эта показалась ей не столь привлекательной - предстояло долго и утомительно кружить по извилистым серпантинам крошечного королевства. Но фотосессия обещала быть выигрышной - монарх принимает у себя голливудскую звезду.

Солнце клонилось к закату, когда ослепительная красавица в платье с крупными яркими цветами впервые ступила на красноватую землю. Князь Ренье протянул ей сильную руку и повел знакомить со своими подопечными, вольно расположившимися в вольерах роскошного зоосада. Этой же крепкой рукой он бесстрашно погладил огромного саблезубого тигра. Блицы фотоаппаратов освещали прогулку героев до позднего вечера.

Они простились. И Грейс на все вопросы о впечатлении, произведенном на нее князем, скромно и осторожно отвечала: «Он очень обаятельный»…

На следующий же день она поблагодарила Ренье III в письме, он ей немедленно ответил. Тайная переписка продолжалась около полугода, никто и не подозревал, что холодная красавица затеяла такую авантюру - влюбить в себя одного из самых видных европейских женихов. А она ничего и не затевала, ей и в самом деле понравился этот наследник рода Гримальди, не слишком благополучного рода, к тому же известного своей скандальной репутацией.

Князю было уже за тридцать, да и двор нуждался в наследнике. Ренье не избегал женщин, но достойной пока не нашел, Грейс показалась ему милой и к тому же чрезвычайно надежной и порядочной. И у него, как и у каждого почитателя ее таланта, возникла здравая мысль: «С этой женщиной можно прожить вместе до старости». Он решился, он пересек океан, чтобы посетить семейство Келли и просить руки Грейс.

Приближалось Рождество, Как раз в это время актриса снималась в фильме «Лебедь», где играла девушку, выходящую замуж за принца. Знаковая история. Грейс, как истинная католичка, чутко воспринимала знаки судьбы и готовилась следовать за ними.

5 января 1956 года состоялась помолвка. Был подписан брачный контракт. Мать Ренье, княгиня Шарлотта, выразила желание стать для Грейс второй матерью.

Последний фильм, в котором снялась невеста, назывался символически - «Высший свет». Партнером Грейс был наш старый знакомый - неподражаемый Фрэнк Синатра. Студия МGM после окончания съемок подарила будущей княгине Монако все наряды, в которых она снималась.

«Свадьба века»

Тщательно прописанный сценарий этой свадьбы заслуживает специального приза самого придирчивого жюри.12 апреля 1956 года. Грейс Келли в сопровождении шестидесяти друзей и всех членов своей семьи отправляется на океанском лайнере

«Constitution» навстречу своему счастью. Счастье встречает долгожданную невесту на собственной яхте. Ренье переносит Грейс на свою палубу, сотни орудий приветствуют их залпом, самолет осыпает молодых и толпы восторженных зрителей тысячами красных и белых гвоздик.

Тридцать фотографов и операторов, не отвлекаясь ни на минуту, фиксируют для истории блистательную церемонию.

Ровно через неделю в соборе Святого Николая состоялось венчание князя Монако Ренье III и голливудской звезды Грейс Келли. Невеста сжимала в руках букет непорочных белых ландышей. Студия MGM сделала замечательный фильм, как и обещала, а сама церемония транслировала в прямом эфире в девяти европейских странах.

«Когда я выходила замуж за князя Ренье, я выходила замуж за человека, а не за то, что он собой представлял, или кем он был. Я его полюбила, не задумываясь обо всем этом», - писала Грейс много лет спустя в своем дневнике.

Свадебное путешествие проходило уже без докучливых камер. Ренье даже отпустил шкиперскую бородку, а Грейс вновь почувствовала себя простой, почти деревенской девчонкой.

Ровно через девять месяцев у молодоженов родилась дочь Каролина. Она была поразительно похожа на отца. И он - бесстрашный укротитель саблезубых тигров, чуть не расплакался, впервые взяв на руки крошечный конверт со смуглой дочуркой.

А через год и два месяца появился на свет и наследник - Альбер.

В Монако был объявлен национальный праздник.

«Сложнее всего для меня было снова стать нормальным человеком после стольких лет актерской жизни», - признавалась Грейс.

Как нормальный человек она хотела быть верной женой и заботливой матерью, тем более что в 1965-м родилась еще одна дочка - Стефания. Та самая Стефания, которая и окажется рядом со своей матерью в ее последние минуты.

А пока - Грейс, взяв в руки кинокамеру, аккуратно и педантично фиксирует моменты их семейной жизни. Не праздничные - самые будничные: зимние горнолыжные и летние яхтенно-плавательные. Домашние - с котятами и щенками, и пленэрные - на траве и в тени деревьев.

«Я не люблю оглядываться назад».

Она действительно предпочитала счастливые воспоминания, а не сожаления о прошедшем. Так они и жили: Ренье управлял страной, а Грейс строила их мирок, не теряя связи с миром.Они правили вместе 26 лет. Это очень много для постоянного безоблачного счастья.В Монако началась новая жизнь, приподнявшая крошечное княжество до мирового уровня. А семья Ренье обосновалась высоко в гористом поместье, скрытом от надоедливых папарацци. Супруг и здесь опекал своих любимых зверей и приучал маленького сына осваивать современные технические «штучки».А женушку свою он нежно называл «координатором домашних дел».

Море привлекало семейство Гримальди. Все семейные каникулы они проводили на яхтах, названных по именам их детей. Они вели себя на яхтах, как простые матросы, все на равных.«По утрам каждый заправляет свою постель. Первый, кто встал, готовит завтрак на всех» - таковы были законы семейного яхтенного распорядка.Были в этом доме и тихие радости. Дети вместе с мамой любили создавать коллажи из цветов. Грейс даже получила прозвище «Королевы цветов». Эта королева доверительно разговаривала со своими бессловесными «подданными», долго не могла расстаться с ними и засушивала цветы между страницами телефонных справочников. Цветы и поэзия - это были две страсти детства Ренье. Она угадала их, она сама отдавалась этим двум страстям всю жизнь.

Грейс создавала вокруг себя уют и совершенно не интересовалась политикой. А уж экономика и подавно прекрасно обходилась без нее. Лишь благотворительность изредка требовала пристального внимания и контроля.

Монегаски были влюблены в свою княгиню. Она же устраивала домашне-дворцовые чаепития с престарелыми подданными и посещала сиротские дома. А тюрьмы ей и не нужно было посещать - последний заключенный был милостиво выпущен на свободу еще в канун их бракосочетания.

Личность Грейс привлекала в маленькое княжество все новых и новых поклонников ее таланта, а также просто любопытствующих со всего света. В Монако воцарились роскошные громкие балы. Элла Фитцджеральд, Морис Шевалье, Гарри Белафонте, Шарль Азнавур - имена этих гостей все чаще слышались в княжеских залах.

В честь сорокалетия Грейс в 1969 году был дан один из самых роскошных балов - бал Скорпионов. Почетными гостями были друзья семьи - Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Великолепные наряды гостей, и прежде всего элегантной хозяйки, представляли собой изысканные произведения искусства. Не случайно, даже много лет спустя, эти наряды экспонируются на выставках и неизменно вызывают восхищение.

Когда просто регулярные балы уже не вызывали интереса, Грейс выдумывала тематические маскарады. Гости должны были прибывать в заранее объявленных костюмах и разыгрывать импровизированные спектакли. Она все-таки оставалась актрисой - эта маленькая принцесса, как любовно называла ее еще одна наша старая знакомая - «Снежная королева» Грета Гарбо. В этих «домашних» спектаклях часто блистали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Однажды они в нарядах простых рыбаков были не узнаны ни гостями, ни даже охраной. В итоге их просто-напросто не пустили во дворец, так что пришлось вмешаться самой Грейс, случайно оказавшейся поблизости.

Гости чувствовали себя весьма непринужденно здесь, во дворце. Никаких чужаков, никаких папарацци. Все фотографии, которые мы можем увидеть только сейчас, были сделаны самими супругами - Грейс и Ренье. И хранились они в семейных альбомах за семью маленькими изящными замочками.
Специальные альбомы сохранили для потомков и поздравления от друзей. Непротокольные, шутливые и интимные. Яркие рисуночки, веселые посвящения - как в каждом доме, как в каждой семье, если бы не подписи всемирно известных знаменитостей: Марка Шагала, Мстислава Ростроповича, Фрэнка Синатры.

Особенно трогательная дружба связывала Грейс с Марией Каллас. В пору ее пылкого романа с Аристотелем Онассисом они часто отдыхали вместе с супругами на знаменитой яхте «Кристина». Фотографии сохранили безмятежно счастливое лицо певицы. Прошло несколько лет, и уже на обломках этого романа только Грейс продолжала приятельствовать с Марией, и лишь она одна из всех высокопоставленных особ проводила ее в последний путь.
Грейс неоднократно просили вернуться в кино, принять участие в новых фильмах. Она отказывалась, но все-таки озвучила комментарий к фильму о балете «Дети с Театральной улицы», номинированному на «Оскар». Она с увлечением записывает пластинки для детей, Принимает участие в Эдинбургском фестивале.И, наконец, в Ватикане принцесса Грейс читает текст о Рождестве - это было ее последнее появление на публике.

«Я не люблю ссор…»

«Я не люблю ссор, я не умею спорить, мне проще избегать раздоров», - любила она повторять, и это было правдой.

Как можно догадаться, князь Ренье не обладал ангельским характером. К тому же с годами он стал ревновать жену к всемирной и всенародной славе, но особенно - к популярности. И еще больше - к любви.С годами что-то странное происходило в этой семье - он старился, она - нет. Она по-прежнему оставалась молодой и прекрасной, несмотря на подступающие годы. Грейс не хотела заглядывать далеко вперед.«О будущем лучше не говорить - это самый верный способ его испортить», часто, смеясь, говорила она.

Дети вырастали и все меньше стали походить на ангелов. Хотя старшие Каролина и Альбер унаследовали лучшие и самые неконфликтные черты обоих родителей. А вот младшая - Стефания подрастала своенравной и необузданной. Она часто влюблялась, причем в самых отъявленных ловеласов. Мать пыталась ее образумить, но все чаще они сталкивались друг с другом - две красивые женщины в совсем некрасивых ссорах и обидах.

Солнечным сентябрьским днем 1982 года Грейс вместе с младшей дочерью выехала за ворота замка Рок-Ажель. Почему княгиня сама села за руль, отпустив шофера, можно только догадываться. Должно быть, хотела поговорить со Стефанией без посторонних. Машина неслась по горной дороге с бешеной скоростью и фатально не вписалась в крутой поворот. Секунда - и автомобиль рухнул в пропасть.

Стефания осталась жива, она самостоятельно выбралась из машины и безуспешно пыталась вызволить мать. Но, увы, роковая неизбежность - Грейс уже никто не мог помочь. Ее доставили в больницу, но, несмотря на старания лучших врачей, она не приходила в сознание.

Через несколько дней Ренье распорядился не продлевать ее мучения, и вся медицинская аппаратура, искусственно поддерживающая тлеющую жизнь, была отключена.

Княжество, любимое принцессой, друзья, любимые принцессой, семья, любимая принцессой, - внезапно осиротели.
Князь Ренье III скончался в апреле 2005 года в возрасте 81 года. Он правил княжеством 56 лет. А без своей принцессы он прожил в одиночестве целых долгих 23 года.

Их совместную жизнь окружали многочисленные слухи, вымыслы и домыслы. Никто так и не узнал всей правды о принцессе и суровом князе.

«Волшебные сказки - вымышленные истории. Я - живой человек. Я - существую. Если кто-нибудь расскажет историю моей жизни, как историю реальной женщины, люди, наконец, поймут, кто я на самом деле», - очень надеялась Грейс.

Приветствую друзья. В последнее время всё чаще слышу от клиенток, что их восхищает платье Грейс Келли, свадебное платье которой они с удовольствием бы примерили на себя. Поэтому решил написать статью, посвящённую данному образу, а также тому, как всё-таки добиться желаемого результата.

Сразу хочу разочаровать, такое платье существует в единственном экземпляре и находится в Художественном музее в Филадельфии. Но современные дизайнеры особенно в этом сезоне с большим энтузиазмом взялись за осовременивание стиля Grace Kelly, воплощая неординарные идеи во всех направлениях моды. Уже интересно? Тогда идем дальше...

Возьмите коллекции Dior или Lanvin, в которых буквально каждая модель основана на её гардеробе. Поэтому не стоит переживать, что вы не найдёте нужного вам варианта, сегодня на нашем рынке уже достаточно фасонов именно такого направления. Единственное, что у каждого дизайнера и кутюрье личное видение, все их модели различны и со своими индивидуальными элементами.

Прежде всего основа

Здесь главное понимать, что есть базовые составляющие:

  • Длинная фата, прикрывающая лицо;
  • Кружевной лиф со стоячим воротником закрывающим основание шеи;
  • Большое количество подъюбников;
  • Широкий шёлковый пояс с заложенными поперечными складками;
  • Верхняя юбка с треном (шлейфом), в форме колокола;
  • Длинные рукава;
  • Головной убор «Джульетка»;

Это те основы, на которые следует ориентироваться при создании своего лука (образа), если конечно вы хотите именно такое, как у Grace Kelly.

Что изменилось?

Сегодня довольно успешно практикуются изменения в силуэте.

Так, уже есть наряды с пышными юбками, воланами, А-силуэты, «Русалка», короткие, но при этом их объединяет кружевной лиф с декольте под шею, а также шлейф, предусмотренный даже в коротких фасонах.

Единственное — наличие 30 пуговиц спереди, которые украшали лиф княгини, уже не практикуется, в основном он сплошной, с разной длиной разреза у горловины.

Аксессуары

О чём спор?

Есть ещё одна деталь, которая максимально подчеркнёт данную стилистику – это букет из ландышей. Так сделала и Кейт Миддлтон, чем вызвала волну дискуссий в модных кругах, на тот период активно начавших сравнивать эти два наряда.

Возможно, платье Грейс послужило основой для создания образа Кейт, но многие детали были индивидуальны с учётом её самой, и , как один из красивейших.

А ведь княгиня со своим художником по костюмам Хелен Роуз, также брала за основу определённое бальное платье XX века из «Высшего общества» и уже к нему они добавили длинные рукава, высокий под шею вырез и удлиненный шлейф.

Характерные детали в дизайне

Чувство стиля, идеальный вкус, находящий подтверждение на протяжении всей жизни Грейс Келли, умение носить вещи и при этом всегда следовать моде, сделали её иконой, на которую и по сей день равняется множество модниц по всему миру.

Её визитной карточкой стали:

  • Перчатки
  • Солнцезащитные очки
  • Шляпы
  • Платки
  • Закрытая зона декольте

Что во вкусно подобранном тандеме смотрится очень элегантно. Главный принцип в одежде – только натуральные ткани (могут быть расшиты вышивкой и драгоценными камнями).

Ответственность и реализация

При создании свадебного образа Грейс отчётливо понимала, что к ней будет приковано внимание миллионов людей, так как на тот момент она уже была популярной голливудской актрисой, обладательницей премии«Оскар», а будущий муж Ренье III — князем. И соответственно к ней, как к будущей княгине, было особое отношение.

Поэтому она продумывала вместе со своими помощниками каждую деталь, начиная от «джульетки», из шёлка и кружев, украшенной жемчугом и искусственными цветами. И заканчивая туфлями-лодочками на небольшом каблуке, искусно расшитыми едва заметным узором, которые изготовил известный дизайнер Дэвид Эвинс.

Даже молитвенник обтянули кружевом, дабы создать целостную картинку.

Спустя годы стало известно, что в туфельку Дэвид Эвинс вшил медную монету на счастье.

Макияж и причёска

Удивительно, но даже причёскам княгини вторят и по сей день:

  • знамениты приглаженные волосы, собранные в волнистый пучок;
  • стрижка уложенная «Как у Грейс», которую носит и королева Нидерландов Максима

Что касается макияжа, то здесь главное подчеркнуть естественные черты лица, делая акцент только на губы, и то помада не должна быть кричащих тонов, лучше подобрать приближённую к красно-коричневому оттенку (если конечно он вам подходит).

Ниже приведён мастер-класс, который в этом несомненно вам поможет:

Важна концепция

Интересуетесь, где приобрести? Сегодня это не сложно, учитывая количество свадебных салонов по всем регионам.

В Москве, например, это Rosalli, «Мария» и др. Можно подобрать нужный вариант в интернет-магазине, в свадебных мастерских, где вам пошьют платье по эскизу, с учётом ваших пожеланий. Есть отличные варианты данного лука от Мелани, Рузанны и пр. в СПб «Свадебный гардероб». Цены от 20000 руб. и выше.

Я не думаю, что поиск наряда данного фасона составит для вас проблему, главное определитесь с конечной концепцией: хотите ли вы образ, приближенный к оригиналу, или важна только общая стилистика.


Top