Золотые слова: учим ребенка быть вежливым. Как воспитать вежливость у детей и взрослых

Пожалуйста.
Спасибо.
Не за что.

Вот слова, которые некоторые родители, без сомнения, хотели бы слышать намного чаще. Хотя хорошие манеры сейчас, вероятно, не так важны, как раньше, родители могут - и должны - начинать учить своих детей этим социальным навыкам с самого раннего возраста.

Как первый учитель своих детей, вы должны подумать о том, каким должно быть их поведение. Вам не надо навязывать им все формы хорошего поведения сразу! Конечно, важно также, чтобы вы подавали пример хороших манер; если один из родителей этого не делает, дети тоже не будут. Важно также понять, каким именно манерам нужно учить детей, учитывая их возраст. Таким образом, вполне разумно ожидать, что будет вести себя намного учтивее малыша.

Как научить малыша вежливости

Приступы гнева, отходчивость, капризность в еде и бьющая через край энергия - вот всего некоторые из трудностей, встающих перед родителями малышей каждый божий день! Хотя вам бывает трудно просто удержать своего отпрыска на стуле во время обеда, вы можете уже в этом возрасте постепенно, шаг за шагом, начинать обучать его основным манерам.

Манеры за столом

Обучение поведению за столом уже полдела в обучении детей манерам в этом возрасте. Родителям обед вместе с малышами может причинять крайнее неудобство, потому что никто не может расслабиться и спокойно поесть, когда при нем так ерзают и болтают ногами. Начните с короткого объяснения правил поведения за столом. Например, скажите детям, что из-за стола нельзя вставать. Если ребенок все же встает, усадите его обратно на стул и повторите правило. Если непослушание продолжается - обед заканчивается. Ваш ребенок может плакать в качестве протеста, но вы просто повторите правило и попробуйте применить его снова на следующий день.

К трем годам дети должны уметь дольше сидеть за столом. Когда ваш трехлетний ребенок заканчивает есть, он должен попросить разрешения встать из-за стола, убрать тарелку и задвинуть стул. Это простые, но необходимые правила поведения за столом. Если ребенку надо встать из-за стола во время обеда, чтобы пойти в ванную или взять салфетку, сначала он должен попросить разрешения.

Вежливость по отношению к другим людям

Малышам часто бывает сложно проявлять вежливость по отношению к другим, потому что по природе своей они эгоцентричны. От вас зависит, научите ли вы их не драться, не кричать и делиться с окружающими. С трехлетнего возраста учите детей спрашивать разрешения использовать какую-то вещь словом: «Можно?» Для детей в возрасте около и старше естественно просто вопить, что они хотят что-то - и немедленно! Одной из реакций может быть ответ, что вы не можете им помочь. Сбитый с толку ребенок может спросить, почему нет, и вы спокойно объясните ему, что не можете ничего сделать для кого бы то ни было, кто выражает свое требование таким образом. Тренируйте ребенка выражать свои просьбы вежливо. Когда такое повторится снова, просто, ответьте ребенку, что вы не сможете ему помочь, пока он не выразит свою просьбу по-другому.

С трехлетнего возраста ваш ребенок должен использовать простые формулы вежливости, такие как «спасибо», «нет, спасибо» и «да, пожалуйста». Если он не использует такие фразы, вежливо напоминайте ему о соответствующих способах выражения просьбы. Постепенно вежливость станет второй натурой. Родители друзей и учителя будут вам благодарны!

Манеры на публике

Обучение детей тому, как вести себя на публике, тоже очень важно. Понаблюдайте за поведением своего ребенка: если оно будет беспокоить вас, когда вы вдвоем пойдете на концерт, в кино или ресторан, скорее всего, оно будет беспокоить и всех окружающих.

Как только вы заметите, что ребенок ведет себя плохо - встает из-за стола без спроса, громко визжит, бегает, капризничает, - немедленно начинайте отучать его от этих привычек. Черпайте уверенность в том, что вы можете обозначить, какого поведения ждете от ребенка, до того, как придете в гости или в ресторан. Расскажите ребенку, какое поведение будет неприемлемым и какие у него будут последствия. Оговорите заранее с супругом наказание и следуйте ему, даже если для этого потребуется немедленно уйти домой. В таких ситуациях может оказаться сложным строго придерживаться своих правил. Однако, если ваш ребенок не увидит никаких последствий своего плохого поведения, он не сумеет научиться достойно вести себя на людях.

Вежливость и телефон

Часто может казаться, что ничто так не привлекает ребенка, как мама или папа, которые только что сняли телефонную трубку. По каким-то причинам детей непреодолимо тянет к разговаривающим родителям - они стремятся помешать им любой ценой; задают им насущные вопросы, отпускают замечания, жестикулируют или громко плачут. Детей надо учить, что мешать взрослым нельзя. Например, можно сказать детям, что вам надо десять минут личного времени, пока вы говорите по телефону, и что вам нельзя мешать, разве что в экстренном случае. И еще: говорите по телефону в уединенном месте.

Если ребенку надо что-то вам сообщить, научите его подавать знаки руками. Для этого пусть дети во время разговора прикоснутся к вашим ладоням, когда вы говорите. Сожмите их руки, чтобы показать, что вы все поняли, затем извинитесь перед собеседником, поблагодарите детей за то, что они не перебивали вас, и спросите, что им надо. Обучая детей этому методу, объясните им, что он должен использоваться исключительно когда вы говорите по телефону. Если вы говорите с кем-то лично, дети должны учиться молча ждать.

Решите со своим супругом, в каком возрасте ваши дети могут начать отвечать на телефонные звонки. Как только они достигнут этого возраста, потренируйтесь с ними, как они должны говорить по телефону. Также объясните, что именно они должны говорить, если вы, скажем, принимаете душ или почему-либо недоступны. Время от времени напоминайте детям о правилах вежливости при разговорах по телефону, если замечаете, что дети начинают о них забывать.

Дети школьного возраста

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Приветствие

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа - это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

В гостях

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки и открытки

Благодарственные записки - еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Уважение к взрослым

Обучение детей уважать взрослых - еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Дети и вежливость

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

«Пожалуйста. Спасибо. Не за что.» — в от слова, которые некоторые родители, без сомнения, хотели бы слышать намного чаще. Хотя хорошие манеры сейчас, вероятно, не так важны, как раньше, родители могут - и должны - начинать учить своих детей этим социальным навыкам с самого раннего возраста.

Как первый учитель своих детей, вы должны подумать о том, каким должно быть их поведение. Вам не надо навязывать им все формы хорошего поведения сразу! Конечно, важно также, чтобы вы подавали пример хороших манер; если один из родителей этого не делает, дети тоже не будут. Важно также понять, каким именно манерам нужно учить детей, учитывая их возраст. Таким образом, вполне разумно ожидать, что подросток будет вести себя намного учтивее малыша.

Как научить малыша вежливости

Приступы гнева, отходчивость, капризность в еде и бьющая через край энергия - вот всего некоторые из трудностей, встающих перед родителями малышей каждый божий день! Хотя вам бывает трудно просто удержать своего отпрыска на стуле во время обеда, вы можете уже в этом возрасте постепенно, шаг за шагом, начинать обучать его основным манерам.

Манеры за столом

Обучение поведению за столом уже полдела в обучении детей манерам в этом возрасте. Родителям обед вместе с малышами может причинять крайнее неудобство, потому что никто не может расслабиться и спокойно поесть, когда при нем так ерзают и болтают ногами. Начните с короткого объяснения правил поведения за столом. Например, скажите детям, что из-за стола нельзя вставать. Если ребенок все же встает, усадите его обратно на стул и повторите правило. Если непослушание продолжается - обед заканчивается. Ваш ребенок может плакать в качестве протеста, но вы просто повторите правило и попробуйте применить его снова на следующий день.

К трем годам дети должны уметь дольше сидеть за столом. Когда ваш трехлетний ребенок заканчивает есть, он должен попросить разрешения встать из-за стола, убрать тарелку и задвинуть стул. Это простые, но необходимые правила поведения за столом. Если ребенку надо встать из-за стола во время обеда, чтобы пойти в ванную или взять салфетку, сначала он должен попросить разрешения.

Вежливость по отношению к другим людям

Малышам часто бывает сложно проявлять вежливость по отношению к другим, потому что по природе своей они эгоцентричны. От вас зависит, научите ли вы их не драться, не кричать и делиться с окружающими. С трехлетнего возраста учите детей спрашивать разрешения использовать какую-то вещь словом: «Можно?» Для детей в возрасте около трех лет и старше естественно просто вопить, что они хотят что-то - и немедленно! Одной из реакций может быть ответ, что вы не можете им помочь. Сбитый с толку ребенок может спросить, почему нет, и вы спокойно объясните ему, что не можете ничего сделать для кого бы то ни было, кто выражает свое требование таким образом. Тренируйте ребенка выражать свои просьбы вежливо. Когда такое повторится снова, просто, ответьте ребенку, что вы не сможете ему помочь, пока он не выразит свою просьбу по-другому.

С трехлетнего возраста ваш ребенок должен использовать простые формулы вежливости, такие как «спасибо», «нет, спасибо» и «да, пожалуйста». Если он не использует такие фразы, вежливо напоминайте ему о соответствующих способах выражения просьбы. Постепенно вежливость станет второй натурой. Родители друзей и учителя будут вам благодарны!

Манеры на публике

Обучение детей тому, как вести себя на публике, тоже очень важно. Понаблюдайте за поведением своего ребенка: если оно будет беспокоить вас, когда вы вдвоем пойдете на концерт, в кино или ресторан, скорее всего, оно будет беспокоить и всех окружающих.

Как только вы заметите, что ребенок ведет себя плохо - встает из-за стола без спроса, громко визжит, бегает, капризничает, - немедленно начинайте отучать его от этих привычек. Черпайте уверенность в том, что вы можете обозначить, какого поведения ждете от ребенка, до того, как придете в гости или в ресторан. Расскажите ребенку, какое поведение будет неприемлемым и какие у него будут последствия. Оговорите заранее с супругом наказание и следуйте ему, даже если для этого потребуется немедленно уйти домой. В таких ситуациях может оказаться сложным строго придерживаться своих правил. Однако, если ваш ребенок не увидит никаких последствий своего плохого поведения, он не сумеет научиться достойно вести себя на людях.

Вежливость и телефон

Часто может казаться, что ничто так не привлекает ребенка, как мама или папа, которые только что сняли телефонную трубку. По каким-то причинам детей непреодолимо тянет к разговаривающим родителям - они стремятся помешать им любой ценой; задают им насущные вопросы, отпускают замечания, жестикулируют или громко плачут. Детей надо учить, что мешать взрослым нельзя. Например, можно сказать детям, что вам надо десять минут личного времени, пока вы говорите по телефону, и что вам нельзя мешать, разве что в экстренном случае. И еще: говорите по телефону в уединенном месте.

Если ребенку надо что-то вам сообщить, научите его подавать знаки руками. Для этого пусть дети во время разговора прикоснутся к вашим ладоням, когда вы говорите. Сожмите их руки, чтобы показать, что вы все поняли, затем извинитесь перед собеседником, поблагодарите детей за то, что они не перебивали вас, и спросите, что им надо. Обучая детей этому методу, объясните им, что он должен использоваться исключительно когда вы говорите по телефону. Если вы говорите с кем-то лично, дети должны учиться молча ждать.

Решите со своим супругом, в каком возрасте ваши дети могут начать отвечать на телефонные звонки. Как только они достигнут этого возраста, потренируйтесь с ними, как они должны говорить по телефону. Также объясните, что именно они должны говорить, если вы, скажем, принимаете душ или почему-либо недоступны. Время от времени напоминайте детям о правилах вежливости при разговорах по телефону, если замечаете, что дети начинают о них забывать.

Дети школьного возраста

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Приветствие

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа - это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

В гостях

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки и открытки

Благодарственные записки - еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Уважение к взрослым

Обучение детей уважать взрослых - еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Дети и вежливость

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

Источник — http://5psy.ru

Все родители испытывают законную гордость, когда ребенок вежлив и хорошо воспитан. Приятно, когда он поблагодарит за любую услугу и никогда не устроит истерик ни дома, ни в общественном месте. Однако необходимо немало вложить усилий для получения хорошего результата. У всех людей понятия о вежливости имеют большое различие. Как научить ребенка вежливости , какие существуют принципы и правила такой учебы?
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru: Народная Мудрость, Медицина и Опыт

Что подразумевают под вежливостью?

Это целый комплекс правил норм поведения в обществе. Вежливость подразумевает воспитанного и внимательного человека. Вежливый человек гораздо быстрее сможет установить контакт с окружающими.

Какие же правила вежливого поведения характеризуют воспитанного ребенка?

  1. Умение здороваться при встрече и прощаться, уходя, благодарить при оказании любой услуги, вежливо за нее просить, извиняться за причиненные неудобства.
  2. Уметь пользоваться салфетками, столовыми приборами, носовым платком. Не ковырять в носу в общественном месте, не показывать пальцем на людей и предметы.
  3. Умелое поведение за столом и в общественном месте, никогда не встревать без надобности в разговоры взрослых, считаться с просьбами, желаниями других людей, не бросать мусор в неустановленных местах.
  4. Быть всегда аккуратно одетым, причесанным и чистым.

Хорошим манерам необходимо учить крох с раннего детства. Конечно, не нужно учить всему и сразу. Нужно постоянно учить. Главное, сами родители должны обладать хорошими манерами и применять их в жизни. Если хоть один из родителей не применяет в повседневной жизни вежливое поведение, то теоретические знания и останутся в теории у ребенка. здесь играет большую роль.

Учеба личным примером

Многие родители заблуждаются, считая, что ребенка стоит учить вежливости после трех лет. Однако это не так. За первый год жизни кроха проходит огромный путь от несмышленыша до человечка, способного немного говорить и многое понимать. В этот период малыш правила вежливости воспринимает зрительно, наблюдая поведение взрослых в семье. Если здесь все перечисленные выше правила вежливости считаются в норме, то кроха будет копировать поведение взрослых, рано начнет говорить вежливые слова и употреблять их осознано и по назначению. Даже если вы сорвались в сложной ситуации и наговорили много грубых слов, то постарайтесь потом извиниться перед ребенком и объяснить ему причину срыва.

Правила вежливого поведения за столом

Уже в первый год жизни нужно чаду объяснять, что за столом не машут руками и ногами, не стучат ложкой, не вскакивают. И стараться придерживаться этих правил: за нарушения лучше сразу закачивать обед. К трем годам дети могут уже долго находиться за столом. Они должны просить разрешение уйти из-за стола, если закончили есть.

Поведение в общественных местах

Необходимо учить ребенка правильному поведению в гостях, на концертах, в цирке, кафе, кинотеатре, чтобы малыш не создавал неудобств для окружающих. Обязательно объясняйте ребенку, как надо себя вести и что нельзя делать. И если сынишка или дочка нарушат определенные правила, демонстрирует , уходите сразу домой. Иначе кроха не сможет сделать вывода о своем недостойном поведении и не научится вести себя достойно.

Вежливость к посторонним

Учите сынишку что-то просить вежливо дома и вне него. Если он не произносит вежливых фраз, напоминайте ему каждый раз, добиваясь своего. И только после этого выполняйте детскую просьбу. Только так можно добиться того, чтобы вежливость стала детской привычкой. Люди вам будут благодарны за такого малыша.

Телефон и вежливость

Замечено, что детей прямо притягивают и завораживают телефонные разговоры папы, мамы. Почему-то дети в этот период находят самые неотложные дела, чтобы помешать родителям разговаривать по телефону. Поэтому необходимо учить детей с раннего возраста, что нельзя мешать родителям. А лучше научите ребенка подавать определенные сигналы руками, если возникает острая необходимость. Объясните, что этот метод можно использовать, когда родители говорят по телефону. Определите возраст ребенка, с которого ему разрешается отвечать на телефонные звонки. Обязательно научите, как правильно это делать и потренируйтесь на игрушечном телефоне. И не ленитесь периодически напоминать крохе эти правила.

Уважение к взрослым

Немаловажный этап в обучении детишек вежливости прививать уважительное отношение к взрослым. Научите ребенка разговаривать с взрослыми спокойным уважительным тоном, глядя в глаза, вежливо обращаясь.

Поведение в гостях

Порой родители даже не подозревают, как их чадо ведет себя в гостях у приятелей. Поэтому нужно учить ребенка, чтобы в гостях он убирал за собой игрушки, не требовал угощений, не канючил, ладил с другими детьми, не дрался и обязательно благодарил родителей приятеля за приглашение.

Секреты воспитания вежливого ребенка

  • Найдите мульфильмы, где есть примеры вежливого поведения, показывайте ребенку и заостряйте его внимание на этих моментах.
  • Тоже самое проделайте и с книжками.
  • Старайтесь дома общаться предельно вежливо – личный пример самый действенный способ обучения.
  • Всегда хвалите малыша за вежливость, дети любят, когда их хвалят.
  • Учите кроху, что в интеллигентном цивилизованном мире гораздо приятнее жить.

Тема эта так актуальна, что про воспитание вежливости можно долго говорить. Наверно, вы уже уяснили, как научить ребенка вежливости . Главное, не пускать все на самотек, а начать учить чадо как можно раньше, и вы будете в будущем гордиться своим воспитанным сыном или дочкой.

Возможно, вас заинтересует, .

ВНИМАНИЕ:

Рецепты народной медицины чаще всего применяются в комплексе с обычным лечением или как дополнение к традиционному лечению. Любой рецепт хорош после консультации со специалистом.

Не занимайтесь самолечением!

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья. Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Воспитание вежливости: чья задача?

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка. Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто. Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику;
– стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику;
– уметь слушать;
– не быть навязчивым, проявлять такт;
– не вести себя громко в транспорте и других общественных местах;
– уметь извиняться;
– проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию. Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку. В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение. Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь:
– отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя;
– не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»;
– напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»;
– не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине);
– читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере.
Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Мы уже уходили из гостей и прощались у выхода. Наша четырехлетняя дочь, обычно приветливая и обходительная, как только ей подарили шоколадку, схватила ее, но отказалась благодарить. Я попыталась растормошить ее и призвать к учтивости, но бесполезно. Мы уходили с некоторым чувством досады и неловкости из-за такого нетактичного поведения. Кристина

Ваши действия: Научить ребенка: «Что нужно говорить в таких случаях? “Спасибо”» . Оставить в покое и поблагодарить вместо ребенка: «Вы знаете, она сегодня не в духе. Но спасибо за подарок!» Пристыдить: «Если тебе дают подарок, нужно поблагодарить человека. Просто молча взять подарок некрасиво». Наказать и пригрозить: «Если ты не будешь вежлива, люди перестанут с тобой общаться». Ошибка

Если мы начинаем давить на ребенка, он замыкается и с трудом реагирует на воспитательное воздействие. И наоборот, если мы отпускаем и не обращаем внимания, не поправляем его, когда он не проявляет должного поведения, ничему не учится.

Причина

Дети постоянно чего-то просят: «Хочу пить» , «Дай конфету» , «Завяжи мне шнурок ». И это звучит как распоряжение или приказ. Но если малыш добавит «волшебное слово» - «пожалуйста », приказ превращается в просьбу и приобретает совсем другое звучание. Людям нравится, когда дети вежливы и умеют правильно выражать свои желания. Нам приятнее выполнять просьбы, а не требования. Но как объяснить это ребенку?

В действительности дети вовсе не хотят казаться невежливыми, когда отказываются говорить «пожалуйста» или «спасибо».

Во-первых, они просто могут не догадываться перенести благовоспитанную модель поведения на ситуацию в гостях. Для ребенка подарки, полученные из рук родного человека и незнакомого, вызывают совершенно разные реакции. Поэтому на шоколадку от родной тети он скорее всего смело ответит: «Спасибо!». А реакцией на подарок от малознакомых людей, гостей у ребенка может быть замешательство: «Кто это? Что им от меня надо?».

Во-вторых, ребенок может просто бояться говорить с незнакомыми и смущаться , когда его просят произнести слова вежливости в их присутствии. Скромный ребенок может даже расплакаться, если взрослые начнут на него давить по этому поводу: «Ну, что нужно сказать, когда тебе что-то дарят?»

Ну и в третьих, малыш, получивший подарок, всецело им поглощен, и, поверьте, ему не до любезностей. Дети не учитывают желаний взрослых и просто забывают о том, что «надо сказать». Более того, чем младше ребенок, тем сложнее ему удерживать правила приветливости. А значит, нужно то и дело напоминать ему о вежливости – он о ней попросту не помнит.

Решение

Уважительному отношению к другим ребенок учится у своих родителей. Вы для него – лучшая модель вежливого отношения. Если родители вежливы с ребенком и другими людьми или наоборот, ребенок, так или иначе, будет копировать это поведение. Ребенок скорее учится у поступков, а не у слов.

Совет

  • Отмечайте каждый раз, когда ребенок ведет себя вежливо, и сразу реагируйте на это подкрепляющей репликой: «Мне нравится, как ты попросил».
  • Если ребенок стесняется и затрудняется говорить слова благодарности, сделайте это за него. Вам будет комфортней, а ребенок получит очередное мягкое напоминание.
  • Если вам не нравится манера, в которой ребенок озвучивает свою просьбу, скажите ему: «Попробуй попросить иначе. Когда ты просишь так, мне не хочется тебе помочь». Подскажите, как это сделать правильно: «Если ты скажешь: “Дай, пожалуйста”, это будет звучать более вежливо, и я тебе обязательно помогу».
  • Обратите внимание: если на слова ребенка, которые звучат грубо, вы будете отвечать резко («А где твое “Пожалуйста”?» ), вы загоните процесс в замкнутый круг, где грубость порождает грубость. Чтобы избежать этого, возьмите себя в руки, пытайтесь отвечать спокойно и доброжелательно. Тогда ребенок быстрее поймет, чего вы от него требуете.
  • Обратите внимание на то, как часто вы и ваши близкие используете слова вежливости в повседневном общении между собой и ребенком. Если недостаточно много, попробуйте это исправить.

Практикум

Устройте игру «Королевский прием»: обращайтесь друг к другу особо галантно и учтиво. Покажите ребенку, что такое хорошие манеры и воспитанность. Пусть примерит на себя роль принца или принцессы и ведет себя в соответствии со статусом.

Эту игру можно растянуть на целый «День вежливости», когда вы относитесь друг к другу подчеркнуто дружелюбно, обходительно и тактично.

Вывод

Ребенок хочет походить на вас, поэтому копирует ваше поведение. В том числе и в вопросах вежливости. Когда он слышит слова «пожалуйста» и «спасибо» от вас, он начинает употреблять их сам. Так что проще всего обеспечить ему такую возможность – и уроки вежливости он усвоит самостоятельно.


Top