Подходы к воспитанию ребенка в семье и школе. Самые эффективные методики воспитания детей

Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог. Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых. Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.

Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития. Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает. Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.

2. Методика Макаренко

Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе.

Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее. Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые. Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.

В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно. Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания. Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.

3. Методика Зайцева

Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами. Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках. Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.

Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир. Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями. Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.

4. Методика Амонашвили

Шалва Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным. Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду. Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».

Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли. Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут. Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.

5. Методика Жан Ледлофф

Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем. До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе. Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.

Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше. Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует. По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.

6. Вальдорфская методика

Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. Главная задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении. Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды. Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.

Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте. Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация. Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства.

Моя педагогическая позиция: заботиться об укреплении психического и физического здоровья детей; научить детей общению со сверстниками и с взрослыми; работать совместно с родителями, педагогами; использовать разнообразные виды деятельности; организовать педагогический процесс на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку; уметь замечать и поощрять все достижения ребенка.

Основным направлением моей работы является – развитие речи у детей. Речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности детского сада, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитие всех психических процессов с самовыражением, познания других людей. Речь также является средством общения, связана с познанием окружающего мира, в развитии сознания и личности. Общаясь с детьми раннего возраста, практически всегда сопровождаю свои действия речью, т.к. в развитии речи раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Формирование речи происходит как на занятиях, так и в повседневной жизни. Применяю приемы, стимулирующие инициативную фразовую речь: сюрпризное появление игрушек, предметов, их яркий облик, возможность обследовать их свойства, наблюдать движение и звучание. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю игре, так как в ней успешно осуществляется развитие речи. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Педагог и ученый Л. С. Выготский писал: «Только в игре ребенок выше себя на целую голову». С раннего возраста применяю артикуляционную гимнастику, постепенно усложняя. Так же с раннего возраста применяю пальчиковую гимнастику, развивая мелкую моторику. Для закрепления навыков по развитию речи,составила и распространила родителям комплексы пальчиковых упражнений. Представила презентацию для родителей «Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей с применением пальчиковой гимнастики».

Применяю в своей работеновую, для нашего коллектива, технологию «Песочная терапия», которая выполняет релаксационную функцию -снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость, снимает напряжение, вызванное перегрузкой мышц, нервной системы, при этом бурно развивает фантазию.Считаю, что песочная терапия не только положительно влияет на здоровье ребенка, но и учит детей общаться, дружить, помогать друг другу, сочувствовать, через такие упражнения как «сыщики», «самомассаж» и др. Имея «песочный бассейн» в группе - дети могут играть с песком круглый год.

Воспитываю интонационную выразительность, т. е умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма. Провожу работу над речевым дыханием. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четная и ненапряженная артикуляция.

Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада, участвую в районных конкурсах и федеральных.

Моя педагогическая копилка

НОД с применением "Песочной терапии"Малая Родина"

Методы обучения и воспитания – это способы педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика. Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).

Не следует путать понятия «методический» и «методологический». Методология – это философская категория, которая отражает определенное мировоззрение и включает в себя основополагающие принципы, лежащие в основе той или иной науки.

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов.

I группа – методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:
словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);
индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
репродуктивные и проблемно поисковые (развитие мышления);
самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа – методы стимулирования и контроля.
III группа – методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет , предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:
коммуникативный;
познавательный;
преобразовательный;
систематизирующий;
контрольный.

Недостатки развития специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми
По способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные методы,к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

2. Словесные методы обучения и воспитания:
– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа – это диалог учителя и ученика;
– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3. Практические методы:
– упражнения (устные и письменные);
продуктивная деятельность;
– опытно экспериментальная деятельность.
– элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Особое значение они имеют для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с нарушениями слуха специально предусматривается предметно практическое обучение. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно педагогической работы с ним.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.

Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных . Формирование словесно логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность , существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.

Разновидностью практического метода обучения и воспитания является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность , значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества , детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении.

Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно гигиенических и хозяйственно бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически действенные методы игра, воспитывающие ситуации, применяются в сочетании с различными информационными методами.

Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет – непререкаемым и неоспоримым. Побудительно оценочные методы (поощрение, наказание)также реализуются в практически действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка – их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) – только словесное поощрение.

Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель должны всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные : словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

В подростковом и юношеском возрасте с появлением реальных результатов все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.).


На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения и воспитания детей, которые значительно отличаются друг от друга. Некоторые авторы считают, что учить чтению необходимо с рождения, другие советуют не торопиться до семи лет. Кто-то делает основной упор на физическом развитии, а кто-то – на интеллектуальном или творческом.

Некоторые же скептики вообще уверены, что раннее развитие – это обычная мода, вынуждающая родителей тратить больше денег на образование малыша. Давайте разберемся, какие воспитательные методики в наше время считаются самыми эффективными.

Сразу предупредим, что мы не агитируем за какую-либо одну методику и не говорим, какая из них лучше. Дело в том, что каждый малыш индивидуален, развивается в собственном темпе, шаг за шагом осваивая новые умения. Поэтому и выбирать педагогические методы нужно, ориентируясь только на особенности своего ребенка.

Педагогика Марии Монтессори

Пожалуй, самая распространенная образовательная методика – школа Марии Монтессори. В ее основе лежат три несложных принципа: саморазвитие, самовоспитание и самообучение.

Задача родителей и воспитателей – помочь детям реализовать индивидуальность, научить их взаимодействоват ь с предметами. Отсюда и основной девиз метода: «Помоги мне это сделать самому».

В образовательных учреждениях, занимающихся по этой системе, отсутствует разделение по возрастам – в одной группе занимаются младшие и старшие дошкольники.

Монтессори-класс поделен на пять основных зон (практическая, сенсорная, языковая, математическая и космическая), состоящих из особого дидактического материала.

Среди плюсов методики – отсутствие принуждения к учебе. Однако некоторые критики считают, что она подрывает воспитательский авторитет, превращая педагога в стороннего наблюдателя.

Музыкальная академия профессора Сузуки

Японский скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал своей целью воспитать из ребенка не музыканта, а порядочного и благородного человека.

Если дети полюбят хорошую музыку, то станут тянуться к красоте во всех сферах жизни.

«Рождение таланта» – именно так называется метод профессора Сузуки. Его суть заключается в трех основных положениях.

  1. У всех людей есть музыкальные способности. Просто кому-то в детстве смогли привить любовь к музыке и инструментам, а у кого-то эти задатки не смогли разглядеть.
  2. Главная составляющая методики – искренняя любовь к малышам и желание им помочь. Педагог, который относится равнодушно к детям, никогда не добьется успеха в реализации этого метода.
  3. Без активного участия членов семьи система работать не сможет. Поэтому автор рекомендовал родителям регулярно посещать музыкальные уроки, дополнительно заниматься с ребенком дома, а еще лучше – научиться играть на инструменте, чтобы уяснить все тонкости методики.

Система воспитания Глена Домана

Американский ученый, по сути, является родоначальником идеи развития детей с пеленок. Глен Доман уверял, что потенциал маленьких деток поистине безграничен, поэтому их можно научить чему угодно. Кстати, некоторые лауреаты Нобелевской премии в детстве учились именно по этой методике.

Чтобы научить ребенка чтению, математике, необходимо соблюдать единый принцип. Малышу в течение суток демонстрируют карточки, на которых изображены целые слова, точки, животные, растения, исторические деятели и т.д. Взрослый при этом должен четко произносить название того, что присутствует на картинках.

Противники указывают на ряд существенных недостатков метода:

  • пассивность усвоения навыков;
  • о громное количество дидактического материала и загруженность мамы;
  • отрицание обычных игр и игрушек.

Поверь в свое дитя

Бельгийская актриса Сесиль Лупан, увлекшаяся идеями раннего развития, успешно реализовала их на своих дочках. Основой ее индивидуализиров анного подхода стал метод Глена Домана, однако автор полностью его переработала и добавила свои личные нюансы.

Сесиль разработала строго индивидуальную методику воспитания, взяв в расчет детские наклонности и интерес к тем или иным занятиям.

В ее программу входят курсы по изучению музыки, истории, географии и прочих областей знаний для детей раннего и дошкольного возраста.

Например, стимулировать зрение можно через зеркала, цветные и черно-белые картинки, гримасы.

Обучение чтению следует начинать лишь после того, как малыш начнет разговаривать. Необходимо написать название предмета и повесить в строго определенных местах – например, слово «полка» прикрепить к полке.

В общем, труд Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» стоит прочитать хотя бы в качестве бесценного опыта любящей матери.

Волшебные кубики Зайцева

Огромную известность российскому ученому Николаю Зайцеву принесли кубики, которые используют тысячи и тысячи воспитателей и родителей.

Однако в данной методике есть еще музыкальные и шумовые игрушки, разные карточки, головоломки, строительные наборы и многое другое.

Суть метода в следующем – обучение затрагивает все виды детского восприятия: слуховую и зрительную память, мышление, тактильные ощущения. Главный же принцип методики Зайцева – учить ребенка чтению и счету необходимо весело, в игре, а не за партой.

Дидактические материал состоит из кубиков разных размеров и цветов, на чьи грани нанесены склады – согласная и гласная буквы; согласная и мягкий или твердый знаки; одна буква. Кубики со складами наполняются:

  • металлическими предметами (звонкие буквы);
  • деревянные предметы (глухие звуки);
  • колокольчиками (гласные звуки).

Последователи Николая Зайцева считают его методику самой прогрессивной и практичной в использовании. Так ли это – решать только вам.

Воспитание по-никитински

В основе методики супругов Никитиных лежит творческое начало, естественность и близость к природным истокам.

Родителям следует не принуждать детей, а всего лишь помогать разобраться в трудных ситуациях.

Принципы воспитания по данному методу по-своему уникальны для отечественной педагогики.

  • Нельзя ограничивать детскую свободу. Ребенок должен заниматься, сколько хочет, сочетая физические упражнения с другими видами деятельности. Что-то новое можно предлагать после того, как малыш сам проявит к этому интерес.
  • Не следует подсказывать детям. Если кроха может выполнить какое-либо задание самостоятельно, значит, он и должен это делать сам. Работайте с ним, а не за него.
  • Необходимо сочетать интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Вот почему эта методика отлично подойдет физически ослабленным малышам.
  • Обеспечьте детям совместную работу – девочки могут помогать маме по хозяйству, а мальчики – папе. Такая деятельность является очень эффективным способом общения, на которое иногда взрослым не хватает времени.

Кроме вышеперечисленны х принципов и идей, Никитины разработали необычные развивающие игрушки для деток всех возрастов: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и т.д.

После трех уже поздно

У автора методики Масару Ибуки очень интересная судьба, которая, во многом, и определила его открытия в области педагогики. Президент компании «Сони» обратился к раннему воспитанию после того, как его сын тяжело заболел и стал серьезно отставать в развитии.

Разработав собственные методы обучения, Масару восстановил здоровье и уровень психического развития своего чада и передал опыт японским педагогам и родителям.

Главная задача методики – обеспечить ребенка развивающей средой и свободной информацией. При этом малыш слушает классическую музыку и играет на скрипке вовсе не с целью стать великим скрипачом. Самое важное – в раннем детстве развить у крохи безграничные способности и желание учиться.

Подводя итоги, стоит сказать, что в любой методике воспитания думающий родитель сможет найти интересные способы обучения и дополнить ими свои собственные наработки. Кроме того, не стоит забывать и о том, что каждый малыш – личность со своими предпочтениями, способностями и желаниями.

Другая информация по теме


  • Детская агрессия. Как быть?

  • Как приучить ребенка к горшку? Советы детского психолога

Особенности их применения в коррекционно‑педагогическом процессе

Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.

Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.

Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).

Не следует путать понятия «методический» и «методологический». Методология – это философская категория, которая отражает определенное мировоззрение и включает в себя основополагающие принципы, лежащие в основе той или иной науки.

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций.

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов.

I группа – методы организации и осуществления учебно‑познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

Словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);

Индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

Репродуктивные и проблемно‑поисковые (развитие мышления);

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа – методы стимулирования и контроля.

III группа – методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

Коммуникативный;

Познавательный;

Преобразовательный;

Систематизирующий;

Контрольный.

Недостатки развития познавательной деятельности учащихся специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно‑перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми

По способу передачи информации выделяют три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации:

– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);

– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

– условно‑символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

2. Словесные методы:

– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

– беседа – это диалог учителя и ученика;

– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3. Практические методы:

– упражнения (устные и письменные);

– продуктивная деятельность;

– опытно‑экспериментальная деятельность.

– элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Особое значение они имеют для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с нарушениями слуха специально предусматривается предметно‑практическое обучение. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно‑педагогической работы с ним.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно‑двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно‑вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.

Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных видов мышления. Формирование словесно‑логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно‑иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно‑практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно‑образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении.

Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно‑гигиенических и хозяйственно‑бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически‑действенные методыигра, воспитывающие ситуации, применяются в сочетании с различными информационными методами.

Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет – непререкаемым и неоспоримым. Побудительно‑оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически‑действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка – их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) – только словесное поощрение.

Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель должны всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

В подростковом и юношеском возрасте с появлением реальных результатов все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.).

Вопросы и задания

1. В чем состоит специфика отбора и комбинации методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии?

2. Каким методам отдается преимущество в коррекционно‑педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста? Почему?

3. Какова роль личности педагога в процессе воспитания детей с особыми образовательными потребностями?

4. Какие методы воспитательного воздействия наиболее эффективны в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии?


Top