«Формирование социально — коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста. «Оказание помощи, поддержки, услуги»

Консультации для воспитателей ДОУ;

Выполнила:

Мухина Ирина Николаевна;

Воспитатель;

г. Самара, МБОУ СОШ №59(дошкольное отделение);

Конспект родительского собрания для родителей старшей-подготовительной группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи :

Выявление условий и способов развития коммуникативности;

Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

Приглашение родителей на собрание .

Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

Подготовка картотеки коммуникативных игр .

Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;

2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.

4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

· Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;

· Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;

· Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

· Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

· К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

· У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

· Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

· Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

(авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр

«Перевоплощения».

Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы - папа, вы - автосигнализация и т.д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…..

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)

Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Конспект родительского собрания для родителей средней группы

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
  2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;
  3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
  4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения – круглый стол.

Предварительная работа:

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».
  3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.
  4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

  • Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
  • Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
  • Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

  • Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
  • К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?
  • У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.
  • Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?
  • Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

ПОСЛУШНЫМ».

Цель: воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми.

Ход занятия . Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей последовательности, он подводит детей к самостоятельному употреблению слов: “вежливо”, “внимательно”, “с уважением”. ВОПРОСЫ:

Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)

Вам нравится с ними общаться?

Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?

Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые приглашают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?

А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ “да”.)

Почему? (Ответ: “Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)

Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал -сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

говори вежливым тоном;

используй “волшебные” слова;

смотри в лицо собеседника;

во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

если разговаривают двое взрослых людей, ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворение, в котором говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер. Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

Прямо в ухо:

“Стой! Сдавайся! Руки вверх!”

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы . Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

Где надо играть на улице?

Что делать, если вы с мамой потеряли друг друга?

Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице (на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: “Что здесь неверно?” (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание . Развивать диалогическую форму речи, умение принима ть учас тие в групповом разговоре

(внимательно слушать, отве чать на вопросы, инициативно высказы ваться, реагировать на высказывания партнёра ) .

Материал . Открытки с изображением животных: собака, кошка , ч ерепаха , попугайчик и т. д.

Ход беседы . Воспитатель выста вляет на панно открытки с изобра жением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

Вы, на верное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваш и четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыб ками? (Высказывания детей.)

Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Л агерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику ули ток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на з иму.

А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание, Учить детей принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёдность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал . Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы . Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой “Крокодилы.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно Африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?

Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

Самое опасное дома – газ, спички, не выключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть о спичками, не включать самим газ и электроприборы.)

Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе. Надо дождаться мамы.)

Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-дру г ому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму. Посторонним дверь открывать нельзя никогда).

Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут, похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёкла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.

Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: “Не бойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами”. Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.

Родительское собрание №2

во второй младшей группе №2

«Развитие коммуникативных

способностей у дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков, воспитывать культуру общения, продолжать работу по взаимодействию с родителями.

План проведения :

1. Вступительная часть. «Что такое общение и коммуникативные навыки?»

2. «Важность речи для развития коммуникативных навыков детей».

3. Общие вопросы.

Ход собрания.

1. Вступительная часть. «Что такое общение и коммуникативные навыки?»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Доказано, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Нельзя поспорить со словами Себастьяна Бранта:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Не волк воспитывал овец

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за слова свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

В формировании личности ребёнка участвует сам ребёнок, педагоги и родители. Можно представить себе некий треугольник, в котором вершина - дети, а педагоги и родители – основание треугольника. От того, кто находится у основания треугольника и зависит, какой будет личность ребёнка. Тема нашего собрания «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников ».

Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит, насколько успешным будет человек в обществе. С какого момента человек готов к общению? Начиная с первых дней, ребёнок слышит наш голос, реагирует на него улыбкой, он готов общаться с нами. В первый период жизни ярче воспринимается интонация. Например: Мы можем произносить ласковые слова в грубом тоне - в ответ ребёнок может расплакаться. И наоборот. И то, что называется невербальным средством общения, что поза, жест, мимика носят подсознательный характер. А уже позднее понимается смысл слов.

В чём же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках- навыках общения. Их около 50. Вот некоторые из них, которые усваиваются в дошкольном возрасте.

    «Приветствие».

Для приветствия существуют специальные слова и жесты. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет!»- и важно, чтобы ребёнок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием, а не молчали.

2. «Прощание».

Точно так же научите ребёнка, что «пока» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться по строже: «до свидания». В ответ на прощание так же принято прощаться.

Давайте рассмотрим ситуацию:

Вы забираете ребёнка из детского сада, одели его и подталкиваете к двери громко говорите: «Скажи до свидания»

Что, по Вашему мнению, здесь неправильно?

3. «Обращение».

Ребёнок должен знать, что, когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Важно, чтобы ребёнок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

4. «Просьба о помощи, поддержке, услуге».

Это важный момент. Когда у ребёнка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде что после этого к нему подойдут и ему помогут. Ребёнка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь- нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного.

5. «Оказание помощи, поддержки, услуги».

Если ребёнка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста».

6. «Благодарность»

«Волшебному слову» учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным

«Спасибо» трудностей обычно не возникает. Ребёнку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то тёплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах.

7. «Принятие благодарности».

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста», «На здоровье», «Не за что»- ребёнок показывает, что благодарность принята.

8. «Извинения».

Для извинения используют слова, которыми мы признаём свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду», «Простите», «Прошу прощения». Форма «Извиняюсь» неграмотна и не верна.

9. «Принятие извинения».

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю».

10. «Отказ».

Ребёнок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым – и никто не в силах заставить его это сделать.

11. «Требования».

Требования отличаются от просьбы категоричностью и непреклонностью. Ребёнок должен знать, что, если он чувствует себя в опасности, если над ним производится что-то неприятное, нехорошее, он имеет право требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку. (Хотя бы родителей).

12. «Слушание».

Казалось бы, чему тут учить? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого и понимать, слышать речь!

Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит свою мысль. И развивать его в дошкольном возрасте не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместные выдумывания историй и детские ауди кассеты и диски.

13. «Развернутое высказывание».

Это умение ребёнка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. При этом ребёнок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развёрнутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развёрнутые высказывания помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

От дошкольника пока не требуется большего.

2. Сегодня, мне хотелось бы сказать и о важности речи для развития коммуникативных навыков детей.

Речь-это вербальное средство общения.

Развитие речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни, при чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций…

Но одним из главных средств является речевая среда, в котором растет ребёнок.

Речь и речевое поведение ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми в семье. Общаясь с ребёнком, учтите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

У многих народов сложились пословицы о речи и речевом общении, ведь ппословицы -это кладезь мудрости.

Раскройте конверты, в них листы со словами, из которых нужно составить пословицу. Игра «Составь пословицу».

1.Без языка и колокол нем.

2.Каков ум, такова и речь.

3.Слово-полководец человечьей силы.

4.Видна птица по перьям, человек по речам.

5.Живое слово дороже мёртвой буквы.

6.Короткая речь и ясна-оттого и прекрасна.

7.Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.

8.Учись вежливости у невоспитанного.

9.Лошадь узнают в езде, человека в общении.

10.Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

11.Уважай слово другого- и твое слово услышат.

12.Выслушать-все равно что вылечить.

13.Если кто говорит-ты молчи да на него смотри.

14.Кто ругается, грубит- с тем никто не говорит.

15.Где слово привета, там улыбка для ответа.

16.Недоброе слово больше огня жжет.

Наши слова так же, как и манера поведения при общении, копируются ребёнком. Вы, наблюдая за ребенком дома, а мы в детском саду (в общении со сверстниками) можем увидеть, как он передает тот или иной характер общения, подражая своей маме, бабушке, воспитателю. Более того психологи доказали, что со своими детьми ребёнок будет общаться в том же стиле, в котором вы общаетесь с ним.

А вы, уважаемые родители, во многом копируете стиль общения своих родителей и переносите на детей. Что вы взяли из общения со своими родителями и перенесли на детей?

Старайтесь быть ребёнку другом. От того, как происходит общение, зависят и результаты воспитания, и общее благополучие ребёнка. Важна доброжелательная атмосфера общения, она создается благодаря овладению и использовании навыков общения.

Итог родительского собрания.

1.Дома уделять внимание развитию речи ребёнка и больше с ним. Читать ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2.Наряду с другими играми играть с детьми в пальчиковые игры, поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием.

3.Для более успешного общения с детьми мы приготовили для вас памятку «Секреты общения ребенка в семье».

3. Осуждение интересующих родителей вопросов.

Памятка для родителей

«Секреты общения ребенка в семье»

*Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком .

*Ребенок д олжен чувствовать любовь близких к себе.

*Замечайте успехи ребенка , радуйтесь вместе с ним.

*Общение д олжно иметь положительный эмоциональный тон.

*Чаще улыбайтесь ребенку .

*Замечайте успехи и достижения ребенка .

*Принимайте ребенка таким какой он есть .

*Проявляйте интерес к ребенку во время общения : кивком головы, одобрением, жестом. мимикой, взглядом.

*Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи .

*Общение должно носить положительный эмоциональный характер.

Щербакова Валентина
Беседа с родителями «Роль коммуникативных игр»

Публикация : «Роль коммуникативных игр »

Цель - повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников и их родителей . Что же такое коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Коммуникативные навыки – это способность ребенка вступить в процесс общения с детьми, с взрослыми, умение соблюдать правила общения в отношениях с товарищами, умение ориентироваться в ситуациях

общения. Как Вы считаете, сформированы ли коммуникативные навыки у вашего ребенка? (Выслушать ответы родителей .) Как вы считаете, нужно ли развивать коммуникативные навыки у детей ? Для чего? (Выслушать ответы родителей , обобщить.) Нужно, так как : дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни, миром людей, миром природы и собственным миром. У ребенка изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и способности. 6-7 летний возраст ребенка – это подготовка ребенка к школе, поскольку именно в этот период будущие «ученики» легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Для детей с несформированными коммуникативными навыками будет характерен : страх и неуверенность, их смущает новизна обстановки, непривычность роли, им страшно сказать не то или не так, как, им кажется, хочет учитель или воспитатель, они боятся быть осмеянными товарищами. Поэтому, необходимо развивать у ребенка коммуникативные способности , учить общению, умению учиться основам нравственной, эстетической, физической культуры, что вырабатывает привычку к систематическому труду. Без специально развивающей работы ребенку будет трудно быть общительным, коммуникабельным , что так необходимо для готовности к школе. Как вы думаете, в каком виде деятельности лучше всего развивать коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Какие вы знаете игры? (Ответы родителей .) Что же такое дидактическая игра? (Ответы родителей .) Дидактическая игра – обучающая игра, в которую входят : обучающая задача, правило, игровое действие. (Разобрать дидактическую игру. Например, «Зоологическое лото» ) Что такое подвижная игра? (Ответы родителей .) Подвижная игра – это игра, основанная на ловкости (физической компетенции, включающая в себя правило и игровые действия. Например, подвижная игра «Ловишки» . Как вы думаете, какие коммуникативные навыки формируются в игре? (Ответы родителей .) умение организовывать игру;

умение быть ведущим в игре; умение договариваться о ходе игры; умение подводить итог игры; умение выбирать ведущего в игре. В играх у ребенка развиваются такие качества : самоконтроль , выдержка, умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться и приходить к единому результату, формируется самооценка, взаимовыручка. Вспомните и назовите игры, запомнившиеся вам с детства? (Ответы родителей .)

Публикации по теме:

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Беседа с родителями «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных, постоянными болезнями ребят, не всегда.

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.


Top