Наш новый долгосрочный проект «Экологический календарь. Взаимодействие с родителями в рамках проекта «Детский эколого- краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной

Все публикации Дошкольное образование Начальное образование Основное общее образование Среднее (полное) образование Среднее (проф.) образование Высшее образование Дополнительное образование

Автор публикации: Береснева Наталья Владимировна

Эколого - краеведческий календарь "По дорожкам с Единорожкой"


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» муниципального образования «Лысьвенский городской округ» (МАДОУ «Детский сад № 39» МО «ЛГО»)Эколого – краеведческий календарьБереснева Наталья ВладимировнавоспитательВ 2017 году педагогами нашего детского сада был разработан эколого - краеведческий календарь «По городским дорожкам с Единорожкой» на 2018 год. Единорожка – это младшая дочь Единорога, который является символом нашего города. Вместе с Единорожкой мы знакомимся с историей и природными особенностями нашего города. Каждая страница в календаре хорошая помощь педагогам и родителям в экологическом образовании детей.Цель календаря данного календаря заключается в том, чтобы не только давать знания о природе, сезонных изменениях, но и развивать познавательный интерес к городу и его округу.Правила работы с нашим календарем очень простые. Календарь условно поделен на четыре эколога - краеведческие темы:Зимующие птицы (январь - март)Зеленый город: парки, скверы, цветники (апрель - май)Водоемы города (июнь - август)Подземная кладовая (сентябрь – октябрь) На каждой странице месяца есть повторяющиеся разделы и задания:- календарь погоды заполняется вместе с ребенком (условными обозначениями);- рубрики « Смотрим, слушаем, говорим», «Познаем и играем» - это подобранные рекомендации специалистов: картины местных художников, небольшие задания, экологические сказки и задачи.- Красная книга нашего края, экологический словарь и краеведческий материал. Календарь расскажет о трудностях, которые переживают птицы зимой, о настоящей гордости нашего города – водоемах, парках, а также о полезных ископаемых и самоцветах нашего округа. Календарь этот не простой, это календарь – клуб! Все, кто начнет домашнее экологическое образование, станут полноправными членами клуба «Единорожки».Каждые три месяца будут подводиться итоги, будем делиться впечатлениями и фотографиями. После каждой календарной темы – подарок детям (раскраски с заданиями и играми). Так же календарь можно будет использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомство с лексическими темами. Важно вызвать у детей положительное отношение к предметам и явлениям природы.Календарь природы подразумевает работу с родителями – это совместное выполнение заданий, семейные экскурсии в соответствии с маршрутом календаря, итоговые экологические праздники.С помощью календаря природы дети научатся наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года знакомится с природой родного края, а также с помощью заданий усваивать то, что происходит в растительном, животном мире, в деятельности человека. По результатам работы календаря, дети в конце года, научатся заполнять календарь погоды (условными обозначениями), расширят представления о природе городского округа, обогатятся положительными эмоциями во время выполнения семейных заданий. ЛитератураНиколаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников», 2-е изд. М. Академия, 2005Журнал «Обруч» №1, 2002, с.48

Елена Тыняная

В январе мы начали работу над новым проектом "Экологический календарь". Меня давно посещала идея создания с детьми какого-то тематического календаря и вот решили в свете актуальности темы остановить свой выбор на календаре экологических праздников. И сразу окунулись в массу интереснейшей информации. Какие же удивительные праздники мы пропускали! С этого года начинаем исправляться: и уже в январе мы с детьми отметили две чудесных даты, о которых раньше и не подозревали: День заповедников и Всемирный день снега.

Позвольте предложить Вашему вниманию некоторые наши разработки по проекту.

Проект «Экологический календарь»

Тип: информационно-социальный

групповой,

долгосрочный

Цель:

Формирование экологического сознания и экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:

1. Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей

2. Расширение и систематизация представлений об экосистемной организации природы Земли;

3. Развитие познавательных умений и интереса детей.

4. Содействие в формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Ожидаемые результаты:

* Повышение уровня экологической культуры детей и родителей.

* Сформированная система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания

* Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает настенный календарь экологических праздников.

Этапы проекта:

Подготовительный Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Разработка темы проекта, целей, задач.

Анализ и обобщение имеющегося в группе опыта работы по теме: изучение альбомов по проектам группы с частью экологического «Солнышко»: «Люблю березку русскую», «Мы живем в России»

Изучение экологических праздников на 2017 год. Подбор информации по теме проекта в энциклопедиях, журналах, книгах, интернете.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка: познавательно, интересно, значимо»

Аналитический Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план: Первое полугодие:

1 страница календаря: Январь. 11 января День заповедников; 29 января (последнее воскресенье) – Всемирный день снега.

2 страница: Февраль. 2 февраля Всемирный день водно-болотных угодий; 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита); 27 февраля Международный день полярного медведя.

3 страница: Март. 1 марта Всемирный День кошек; 3 марта Всемирный день дикой природы; 20 марта День Земли; 21 марта Международный День леса; 22 марта Всемирный День Воды; 25 марта Час Земли (Глобальная ежегодная международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы (WWF,

4 страница: Апрель. 1 Апреля Международный День птиц; 7 апреля Всемирный день охраны здоровья; 15 апреля день экологических знаний; 19 апреля – День подснежника; 22 апреля Международный день Матери-Земли

5 страница: 3 мая Всемирный День солнца; 23 мая Всемирный день черепахи; 24 мая Европейский день парков; 31 мая Всемирный день без табака.

Второе полугодие:

6 страница: Сентябрь 10 сентября (второе воскресенье)Всемирный день журавля; 15 сентября Российский День леса; 17 сентября 2017 – День работников Леса; 21 сентября Международная ночь летучих мышей; 27 сентября – Международный день кроликов

Организационный Подбор материала. Пополнение экологического центра творческой материалами по теме.

Практический Реализация проекта в образовательную практику: работа с детьми и родителями по плану проекта. Проведение запланированных мероприятий: беседы, дидактические игры, викторины, исседовательская деятельность, экспериментирование, рассматривание энциклопедий и другой литературы по темам проекта, творческая изобразительная деятельность, поиск материалов дома в разных источниках, изготовление «Красной книги природы Ленинградской области», макетов природных зон, изготовление лэпбуков, с-р, творческие и режиссерские игры.

Заключительный:

презентационный Публичное представление продукта совместной деятельности: настенного экологического календаря группы. Итоговые мероприятия: экологический квест- мероприятие с родителями «Зеленая планета», просмотр презентации.

Извините, текст без рамок таблицы получился немного путанным.

Наш календарь сделан по принципу обратного отрывного календаря: если в отрывном календаре мы постепенно отрываем странички, то мы поэтпано приклеиваем сверху последующие месяцы. И он получается обратныей накопительный.

Первый праздник - День Заповедников в России мы провели в интересном знакомстве с заповедниками, их назначением и обитателями. Потом оформили стенгазету рядом с нашим календарем и своими руками сделали мини-заповедник с которым потом играли.





А вот Всемирный день снега так, как запланировали провести не смогли: хотели устроить игры со снегом и сделать разные постройки, но всю неделю снег так и не пошел. Но зато мы поиграли в интересную мультимедийную игру, которую я сделала на сравнение льда и снега, но к сожалению, она не загружается. Желающие, как всегда, могут обращаться на электронную почту. Спасибо, что заглянули в гости!

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальнейших проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека.

Общими проблемами населения Земли является ухудшение среды жизни человека. К плохой среде обитания (загрязненная вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети.

Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения – ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста

Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

Мы начали с самого элементарного с любви к животным – через эколого-краеведческий детско-взрослый проект по теме «Маленькие обитатели планеты».

Идея проекта:

Полученные знания помогут детям в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы.

Цель проекта:

Воспитание у ребенка бережного и гуманного отношения к живому миру.

Задачи проекта:

  • Систематизировать знания о домашних и диких животных иживотных региона.
  • Уточнить представления детей о взаимосвязи человека с природным миром.
  • Прививать чувство ответственности за жизнь животных.
  • Воспитывать у детей гуманное отношение к живому.

Ты навсегда в ответе за всех,

кого приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери

1. Этап. Подготовительный.

  • Создание экологического календаря.
  • Чтение художественной и энциклопедической литературы.
  • Рассматривание картин, альбомов, проведение дидактических и подвижных игр, решение кроссвордов, загадок.
  • Подготовка экскурсии на станцию юных натуралистов.
  • Посещение экскурсии в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».
  • Экскурсия в «Зимний сад» МДОУ Детский сад №22 «Синяя птица».
  • Экскурсия в музей им. И. Шемановского на выставку «Мир насекомых».
  • Подготовка к развлечению «Наш дом - Земля!».
  • Подготовка материала для изобразительной деятельности.
  • Наблюдения и труд в уголке природы.
  • Создание книги «Любознательные почемучки и следопыты».

2. Этап. Реализация проекта.

  • Провести занятия познавательного цикла.
  • Организовать занятия с детьми по изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
  • Изготовить коллаж «Наши соседи по планете Земля».
  • Провести драматизацию сказок:
  • Провести конкурс на лучшее стихотворение о животном.

Работа с родителями:

  • Составить рассказ со слов ребенка о своем домашнем любимце, нарисовать его «портрет».
  • Подготовить материал для создания книги «Любознательные почемучки и следопыты».
  • Создать буклет «Знай, люби и охраняй».
  • Создать видеофильм и презентационный ролик «Ребята и зверята».
  • Создать листовки «Береги природу!».

Работа проекта:

Занятия познавательного цикла

Занятия экологического воспитания

  • «Домашние и дикие животные»

Цель. Систематизировать представления о местах обитания диких и домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей и спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.

  • «Все нужны друг другу»

Цель. Формировать обобщенное представление о том, что лес-дом для животных и растений. Дать представление о взаимосвязи человека с природой. Учить детей правильно вести себя в лесу.

Занятия художественно – продуктивной деятельности.

  • «Наши любимцы»

Цель. Закреплять умения лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.

  • «Кто в тундре живет?»

Цель. Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида животных севера. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к животным и растениям.

  • «Как малыш искал маму»- коллективная работа.

Цель. Учить детей использовать в работе бросовый материал, изображать животное аппликационным способом разной формы и величины, продолжать развивать умение работать совместно.

  • «Забавная семейка».

Цель. Продолжать учить детей изготавливать забавных животных из природного материала. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

  • Развлечение «Наш дом - Земля».

Цель. Формировать представления о том, что человек часть природы. Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека.

  • Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Цель. Вызвать положительные эмоции от контакта с животными. Учить не бояться некоторых из них. Укреплять интерес к наблюдению за повадками животных и птиц. Воспитывать осознанное отношение к проблеме их содержания.

  • Драматизация сказок:

Е. Карганова «Кто самый красивый?»;

И. Книпс «Котенок, который забыл, как надо просить есть».

Цель. Развивать умение детей эмоционально раскрепощаться, учить передавать через жесты, интонационную выразительность содержание произведений, образы главных героев. Активизировать речевую деятельность. Развивать диалогическую речь. Воспитывать гуманное отношение к живому.

  • Экскурсия в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».

Цель. Познакомить детей с миром животных. Уточнить, для чего животным нужны лапы, хвосты, перья и т.д. Какую пользу приносят. Воспитывать любовь, бережное отношение к ним.

  • Создание коллажа «Наши соседи по планете Земля»

Цель. Развивать творческие способности детей. Учить использовать в работе разные по своей фактуре материалы. Выражать эмоциональную идею художественного произведения.


Участие родителей в реализации проекта.

  • Подготовка к конкурсу детей на лучшее исполнение стихотворения о животных.
  • Домашнее задание, детско-взрослое рисование (аппликация) на тему «Мой домашний любимец».
  • Составление рассказа о домашнем животном.

Запись рассказа со слов ребенка.

  • Создание буклета «Знай, люби и охраняй!».
  • Создание видеофильма и презентационный ролик «Ребята и зверята».
  • Создание листовок «Береги природу!».

3. Этап. Подведение итогов.

  • Проведение конкурса на лучшее исполнение стихов о животных «Стихи про зверят».
  • Презентация групповой книги «Любознательные почемучки и следопыты».
  • Представление коллажа «Наши соседи по планете Земля».
  • Представление фотоальбома «Природа и человек».
  • Выставка на тему: «Мой домашний любимец».
  • Участие в городском конкурсе по защите экологических проектов "Земля - мой дом!"
  • Презентация видеофильма (ролика) «Ребята и зверята».
  • Распространение буклета «Знай, люби и охраняй!». Распространение листовок «Береги природу!».



В ходе реализации проекта с детьми в нетрадиционной форме проводились занятия экологического воспитания, где систематизировались представления детей о местах обитания диких и домашних животных. Формировали обобщенное представление о том, что лес – дом для животных. О взаимосвязи человека с природой.

На занятиях художественно - продуктивной деятельности - учили детей использовать в работе бросовый и природный материал, изображать животных аппликационным способом, рисовать.

Коллективно - творческое дело проводилось через драматизации сказок, детей учили передавать образы главных героев.

Формировали представления о том, что человек часть природы Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека. Воспитывали гуманное отношение к живому, узнавали – кто, где живет, кто - чем питается.

Проводили экскурсии на станцию юннатов, предварительно с детьми были проведены беседы и заучены стихотворения.Укрепляли интерес к наблюдению за повадками животных и птиц, учили не бояться некоторых из них, не пугать. Воспитывали осознанное отношение к проблеме их содержания. (оказали помощь в утеплении клеток для лебедей), от контакта с животными у детей вызваны положительные эмоции, радость, что очень для нас важно.В ходе реализации проекта мы давали детям представления не только о мире животных, но и о том, что человек и природа взаимосвязаны, забота о природе есть забота, о человеке.То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. «Мы все связаны друг с другом!».

Посмотрите на нашу землю, она плачет, просит: «Спасите МЕНЯ!»

Привить любовь и заботливое отношение к животным не возможно без участия родителей.Они вместе с детьми рисовали своих любимцев, кошек, собак, хомяков сочиняли про них интересные рассказы.Разгадывали кроссворды «Угадай животное» чей хвост, лапы.Проводили консультации о том, что в доме полезно иметь кого-нибудь из животных. С животными ребенок может эмоционально общаться, играть, разговаривать.При этом родители являются для детей примером заботливого, внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.

Родители помогли оформить:

  1. Фотоальбом «Природа и человек»

2. Создали коллаж «Мы живем на планете Земля»

3. И оформили книгу группы «Любознательные почемучки и следопыты», в которой рассказывается о жизни животных и интересных фактах.

Педагоги подготовили:

Обучающие буклеты «Знай, люби и охраняй», листовки «Береги природу!»

С детьми оформлена и проиграна сюжетно-ролевая игра «Пять с хвостиком». Поликлиника для четвероногих друзей.

Подготовлена театрализация сказки по Е. Каргановой «Кто самый красивый?».

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Top