Экологический проект по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас...»

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный – с января по октябрь (2016 год)

Цель проекта:
Показать один из вариантов интегрированного подхода в образовании дошкольников на примере проектно-исследовательской деятельности и значение разнообразной развивающей среды для организации работы по проекту.

Задачи проекта:
- Создание условий для развития творческих способностей у детей.
- Привлечение родителей в реализации проекта.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в
целом.
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Участники проекта: Дошкольники 5 – 7 лет, Педагогические работники ДОУ, родители (законные представители)

Развивающая среда: Групповые помещения (Центры: «Лаборатория», «Комната сказок», «Сенсорная комната», «Экологическая комната»), музыкально-физкультурный зал, огород.

Материалы и оборудование: Репа и другие овощи (для сравнения), «Чудесный мешочек» (для определения формы на ощупь предмета), весы, лупы, иллюстрации репки, костюмы и атрибуты героев сказок для уголка ряженья, фигурки героев для настольных игр по сказке, материалы для творческой изобразительной деятельности, семена репы, емкости, оборудование для посадки растений в помещении и на огороде и ухода за ними, географическая карта, значки-символы репки для прикрепления к карте, видео-фильм, просмотр мультфильмов.

Литература : Сказки – «Репка», «Мужик и медведь», Н. Носов «Репка», загадки, поговорки, пословицы, потешки, стихи, песни.

План реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
Создание условий
Подбор оборудования и материалов
Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности
Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта
Деятельность детей
Возникновение интереса к окружающему миру природы
Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса
Рассматривание иллюстраций, картин
Чтение и обсуждение сказок, произведений, загадок, пословиц, поговорок, потешек
Работа с географической картой
Изготовление значков-символов репки для размещения на географической карте

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Мотивация детей к познавательной деятельности
Активизация внимания детей посредством включения их в познавательную экологическую деятельность, формирование у детей элементарных ЗУН
Деятельность детей
Накопление информации
Изобразительная деятельность; Рисование, лепка, аппликация (оригами)
Знакомство детей со вкусом репки. Блюда из репы. История репки на Руси.
Дидактические игры («Чудесный мешочек»), Игра-эстафета «Самый быстрый» (в зале)
Разучивание стихов, песен про РЕПКУ
- Драматизация сказки «Репка» по ролям. Самостоятельное разыгрывание сказки в костюмах
- Театрализованные игры с фигурками героев сказки
Дома вместе с родителями посадить репку и наблюдать за ней, делая записи результатов
Просмотр мультфильмов «Репка», «Мужик и медведь». Обсуждение сюжетов
Просмотр видеофильма «Как появился росток». Обсуждение

Подготовка к исследованию и выполнение различных исследований
Рассматривание семян под лупой, посадка рассады, наблюдение Исследование репки:
- Форма, вкус, поверхность, рассматривание семян через лупу, рассматривание корнеплода (корень – через него растение получает воду и пищу из земли), листья у всходов. Взвешивание репки
Опыты с репой:
- Поместить разные овощи в емкость с водой, выяснить какие овощи тонут в воде, а какие нет
- Разрезать репку на несколько частей и разложить в разные места: около батареи (где тепло), при комнатной температуре в группе и в холодное место (между рамами, в холодильник) – Дети наблюдают и делают выводы
Исследование почвы: рассматривание обитателей – жучков, червей.
Опыт с почвой: «Есть ли в земле воздух» (Если опустить землю в прозрачную емкость с водой, то мы видим, что появляются пузырьки – это воздух, значит в земле (почве) есть воздух)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности
Помощь в формулировании выводов
Подведение итогов
Деятельность детей
Уборка урожая. Выставка работ
Коллективная работа «НАШ УРОЖАЙ» (аппликация)
Праздничное мероприятие
Предполагаемый результат:
1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2. Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
3. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки с формированности у них ценностных ориентаций.
4. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, пособия)

АНАСТАСИЯ ПОДЛУЖНАЯ
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»

Экологический проект : «Стань природе другом »

Участники проекта : дети группы, воспитатель ,родители

Подготовила : Подлужная Анастасия Викторовна,воспитатель

Актуальность проекта :

Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей . Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать,что любить природу - значит творить добро. Заставлять детей задумываться ,над своими действиями и поступками

Под экологическим воспитанием подразумевают – непосредственный контакт ребенка с объектами природы , «живое» общение с природой ,животными,наблюдения за природой , практическая деятельность по уходу за растениями и животными,осмысление увиденного.

Огромную роль играет как практическая деятельность так и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа,тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.

Данный проект определяет цели ,задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников .

Цели проекта :

Формирование начал экологической культура младших дошкольников .

Прививать детям любовь ко всему окружающему.

Создавать условия для познавательных способностей дошкольников .

Изучение детьми живой и не живой природы .

Расширять кругозор детей .

Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи :

Формировать экологические представления

Формирование основ экологического воспитания , развитие экологического сознания , мышления

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира .

Формировать умение анализировать поступки людей и свои,делать экологические выводы .

Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.

Дать понятия детям,о том, что природа –наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.

Дать понять детям о том, какое место занимает человек в природе

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

Ожидаемый результат :

Осознанное правильное отношение детей к природе .

Развитие познавательной активности детей

Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.

Интеллектуально – личностное развитие детей .

Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе .

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Вид проекта : групповой, краткосрочный, познавательно – информационный.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Педагогические принципы :

систематичность

наглядность

доступность

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Сезонность

Подготовительный этап :

Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме : загадки,поговорки, стихотворения.

Рассматривание картин,иллюстрации в книгах.

Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы » ,голоса птиц, звуки издаваемые животными дикими и домашними

Наблюдения за живой и не живой природой .

При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы .

Этапы реализации проекта

I. Занятия познавательного цикла.

Основы экологии .

Тема : «Дикие животные»

Цель :

Расширять знания о диких животных

Дать представления о жизни животных в диких условиях

Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.

Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.

Воспитывать стремление заботиться о животных.

Основы экологии

Тема : «Живая и не живая природа »

Цель :

Дать представления о живой и не живой природе .

Научить различать формы живой и не живой природы .

Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.

Умения делать простейшие умозаключения.

Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы .

Тема : Грибная поляна.

Цель :

Продолжать учить детей раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.

Материалы : Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.

Тема : «Осенние деревья и кусты»

Цель :

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцам с верху.

Развивать у детей чувство меры .

Прививать эстетический вкус.

Материалы : Картон с изображением контура дерева (ствол,ветви,без кроны,пластилин красного, желтого, зеленого,оранжевого цветов; дощечка-подкладка.

Аппликация.

Тема : «Дикие животные. Заяц»

Цель :

Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их;

Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу.

Материалы : Картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круги (голова,овал (туловище, 6 вытянутых овалов (лапы и уши,маленький круг (хвост, клей, кисть, салфетки, клеенка – подкладка, фломастеры.

II. Художественно –эстетическое развитие. Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

К. Ушинский «Четыре желания» ,

В. Бианки «Лесные домишки» ,

К. Паустовский «Барсучий нос» , «Заячьи лапы»

Г. Скребицкий «Митины друзья» .

Заучивание стихотворений.

1. Ю. Кушак «Олененок»

2. В. Орлов «Почему медведь зимою спит»

III. Просмотр мультфильмов.

«Зимовье зверей» , «Храбрый заяц» , «Теремок» и т. д.

IV. Наблюдения

Сезонные наблюдения (за ветром, небом, деревьями и т. д.)

Звуки природы (голова птиц, диких и домашних животных)

Звуки леса (дождь в лесу,утренний лес и т. д.)

Песня Д. Кабалевского «Наш край»

Музыка БДХ «Это называется природа » .

Подвижные игры «У медведя во бору» , «Зайка серый умывается» , «Лиса и зайцы» , «Зайцы и волк» и т. д.

Дидактические игры «Всякому свое место» , «У каждого своя пара» , «Улетаем, уползаем, уплываем» , «Кто чем защищается?»

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой» , «Под грибом шалашик домик» , «Меж еловых мягких лап» , «За грибами» , «Веселые зверята» , «Медвежонок» , «Ёжик и барабан» .

Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

VII. Воспитатель – родители

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста », «Экологическое воспитание детей в семье » .

VIII. Дети – родители

Совместное изготовление поделок из природного материала .

Семейные прогулки в лес, парк, сквер.

Чтение книг о животных, природе .

IX. Подведение итогов

Выставка из природных материалов

Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»

Презентация открытого занятия : «Зимовье зверей»

Выводы : Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально - коммуникативном. Дети научились делать самостоятельные выводы своих и чужих действий. Получили достаточный объем информации о жизни диких и домашних животных. Узнали о том как приспосабливаются животные к жизни в диких условиях леса. Также усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас. Имеют устойчивое представление правил поведения в природе .

Публикации по теме:

Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода - это жизнь» Проект «Вода – это жизнь» по экологическому воспитанию детей 4-5 лет. Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни.

Конспект НОД в младшей группе дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Хозяйство бабушки Варварушки» Задачи: закрепить с детьми разные виды транспорта, домашних и диких животных; развивать у детей память, логическое мышление, мелкую моторику.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Как узнать птиц?». Содержание:.

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

Экологическое воспитание

Определение 1

Экологическое воспитание – направление в дошкольной педагогике, заключающееся в ознакомлении детей с природой.

У детей в дошкольном возрасте посредством целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать задатки экологической культуры, осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам природы. Такое отношение вырабатывается только при условии тесного контакта и взаимодействия ребенка с растительным и животным миром.

Определение 2

Осознанно-правильное отношение к природе - это совокупность знаний ребенка и активных проявлений, в частности: интереса к различным явлениям природы, желания сохранить природу и создать нужные условия для жизни растений и животных, эмоционального отклика на любые проявления природного мира, его красоту.

Правильное отношение к окружающему миру может быть сформировано у детей, если их систематически знакомить с природным разнообразием, демонстрировать связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом и развитием.

В дошкольный период с помощью экологического воспитания в ребенке закладывается первоначальное понимание взаимодействия человека с природой.

Эффективным способом реализации экологического образования является проектная деятельность. Экологические проекты, реализуемые в детском саду, дают начало формированию экологической культуры у детей. Такие проекты строятся на организации взаимодействия ребят с природой их непосредственного окружения, познании того, что растет и живет рядом.

Экологический проект «Птицы родного края»

Цель проекта: закрепление представлений воспитанников о птицах, их образе жизни и связи с окружающей средой, а также роли человека в жизни птичьего сообщества, привлечение внимания воспитанников к охране окружающей среды, научить ребят быть милосердными.

Задачи проекта:

  • расширение знаний воспитанников о птицах родного края;
  • наблюдение за повадками птиц;
  • знакомство с кормушками и их назначением, способах их изготовления из различных материалов;
  • заинтересовать родителей деятельностью, связанной с охраной природы и рассказать о необходимости воспитания у детей сознательного отношения к миру;
  • научить детей и родителей организовывать природоохранную деятельность;
  • научить воспитанников правильно подкармливать птиц;
  • воспитание заботливого отношения к птицам и желания помогать им в зимних условиях.

Проект состоит из трех основных этапов:

  • подготовительный, который заключается в создании необходимых условий для реализации проекта, в частности: обсуждение с родителями целей и задач проекта, подбор литературы, подготовка презентаций; изготовление дидактических игр; организация выставки рисунков, посвященных птицам, изготовление кормушек.
  • основной этап проекта, включающий выставку кормушек, выбор места для развешивания кормушек, наблюдение за птицами, кормление птиц, оформление агитплакатов с призывом подкармливать птиц зимой, создание и заполнение дневника наблюдений.
  • заключительный этап, на котором подводятся итоги проекта, награждение участников и победителей конкурсов.

Экологический проект «Секреты воды»

Цель проекта: уточнение и расширение представлений детей о воде в различных состояниях, ее признаках, свойствах.

Задачи проекта:

  • создать условия для формирования познавательного интереса у детей;
  • расширение представлений детей о свойствах воды, её переходах в разные состояния;
  • формирование представлений о значении воды в жизнедеятельности человека.

Реализация проекта заключается в создании альбома «Секреты воды», совместные работы детей и родителей в виде рисунков, аппликаций, поделок, заучивание стихотворений о воде, чтение рассказов и сказок о ней, подготовка и просмотр презентации на тему «Вода».

Краткосрочный проект:

Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска

Девиз проекта: Есть такое твердое правило – «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свой город».

Основные мероприятия, направленные на реализацию проекта:

1.Разработка плана проведения акции в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска «Акция чистоты и доброты».

2. Проведение субботника совместно с педагогами, родителями и детьми на территории детского сада.

3.Проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию проекта с сотрудниками, педагогами, родителями воспитанников и детьми.

Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной детский сад, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

Принципы проекта.

В основу проекта заложены четыре принципа:

Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого участника в проекте.

Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.

Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный .

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в ДОУ, привлечение всех участников проекта к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с педагогами и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений воспитателей, детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый .

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Формы работы по реализации проекта с педагогами :

Подбор и изучение литературы по данной теме;

Планирование и прогнозирование предстоящей работы;

Изготовление стенда «Подводный мир морей и океанов»;

Обновление панно «Флора и фауна Ростовской области»;

Участие в экологическом субботнике;

Формы работы по реализации проекта с детьми :

Наблюдения и экологические экскурсии;

 создание презентаций, слайд шоу;

 познавательное чтение;

 конкурсы и викторины;

продуктивная деятельность;

 экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.

Итоговое мероприятие.

Формы и методы работы с родителями :

Консультации и сообщения экологической направленности для родительских уголков;

Участие родителей в субботнике;

Проведение совместных экологических экскурсий;

Совместная деятельность педагогов с детьми

Взаимодействие с семьёй

    Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели» и другие.

    Рисунки детей «запрещающие знаки» Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю».

    Беседа «Красивый город – чистый город».

    Конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»

    Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!»

    Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

    Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе

    Выставка «Природа и творчество»

Литература

1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3.

3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 2.

5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г.Волгодонска

(МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска)

Краткосрочный экологический проект:

«Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска»

Подготовила:

Старший воспитатель

Горьковская А.А.

г.Волгодонск

Экологический проект «Птицы родникового края»

«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель: Закрепить представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
Расширить представление воспитанников о птицах нашего Удмуртского родникового края.
Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за поводками птиц.
Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
Научить детей правильно их подкармливать.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Участники проекта:
Дети дошкольного возраста.
Родители, законные представители наших воспитанников.
Педагоги ДОУ.
Население нашего микрорайона.

Срок реализации проекта: сентябрь 2012 года – май 2013 года.

Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.

Этапы проведения проекта:

1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта:
Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;

Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
Подбор познавательной, художественной литературы;
Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
Проведение бесед по проекту;
Оформление консультаций;
Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
Изготовление дидактических игр;
Оформление дидактических игр;
Выставка рисунков «Птичье кафе»;
совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический) этап:
Оформление описательных рассказов о птицах;
Изучение корма для подкормки птиц;
Выставка кормушек;
Выбор места для кормушек;
Наблюдение за птицами;
В течение всего проекта кормление птиц;
Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
Оформление буклетов, памяток;
Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
Создание дневника наблюдений;
Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный
Подведение итогов реализации проекта;
Награждение активных участников проекта;
Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» итд.
Презентация проекта (освещение опыта работы);
Освещение опыта работы в СМИ;
Выступление агитбригады.
Пример планирования за один месяц.
- Непосредственно образовательная деятельность
«О тех, кто умеет летать»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
- Досуг «Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
- Рассматривание иллюстраций Рассматривание иллюстраций «Птицы родникового края».
- беседа Международный день наблюдения осеннего отлета птиц – 23.09
- Наблюдение за птицами:
- какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь,..)
- какие звуки издают птицы?
- сколько ног у птиц и как они ходят?
- Чтение
** Е.Благинина «Стрижи»
** Г.Снегирев «Птицы наших лесов»
** Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилось»
** Ю.Тувин «Птичье радио»
** Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
** А.Толстой «Сорока».
** С.Вахринцева «Птицы»
** Г.Х.Адерсен «Дикие лебеди»
** В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
- Непосредственно образовательная деятельность *** «Путешествие с птичкой по лесной дорожке» - рисование младшая группа
*** «Сказочная птица» - рисование по мотивам гжельских мастеров.
*** «Птичье семейство» изображение рисунка «Заботливые родители» - старшая группа
*** «Птицы других стран» - «Страус - самая крупная птица на земле - подготовительная группа
- Подвижные игры - «Птички в гнездышках» и «Гуси» - младший дошкольный возраст
- «Сокол и наседка» и «Сова» - старший дошкольный возраст
- Придумывание Придумай чистоговорку связанные с птицами на различные звуки с детьми старшего дошкольного возраста.
- Пальчиковая игра «Птички» - первая и вторая младшая группы
- Разучивание Разучивание скороговорок
- Игровые упражнения «Покажи птичку» (воробья, ворону итд).
- Драматизация «Русские народные потешки о птицах».
- Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит».
- Сюжетно - ролевая игра «Больница для птиц».
Слушание Слушание в аудио записи «Голоса птиц»
*** Оформление папки «Птицепраздник» (сценарии и развлечения)
*** Оформление папки «С птицами во все времена года» (конспекты непосредственно образовательной деятельности)
*** Составление комплексно – тематического плана психолого – педагогической работы с воспитанниками и узкими специалистами
*** Консультация «Интеграция образовательных областей, как средство развития детей дошкольного возраста»
*** Книжки – малышки «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, рассказ о птицах.
Экскурсия в библиотеку с детьми старшего дошкольного возраста


Top