Темы обобщение пед опыта воспитателя доу. Обобщение педагогического опыта воспитателя гобрейчук татьяны михайловны

Описание педагогического опыта воспитателя Подгорновой Л.С.

Тема : «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Они избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я, как педагог, решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Я, как воспитатель, формирую социальные умения и навыки будущего дошкольника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремлюсь к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Учу детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:
1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Для этого я создаю проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью Непосредственной Образовательной Деятельности, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий. Я, воспитатель, привыкла к демократическому стилю общения с детьми, советуюсь с ними, беседую по душам на разные темы. Мои воспитанники доверяют мне и с удовольствием вместе со мной играют и общаются.
2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, строю Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.
3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечаю с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаю в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.
4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, я тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы организованной образовательной деятельности. При планировании использую виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде группы, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

3. Теоретическая база опыта.
Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.
Исследования З. М. Богуславской, специально посвящённые изучению особенностей игровой деятельности дошкольников, показали, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительную деятельность в игре.
По словам Г.К. Селевко: «… игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем. При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте я эффективно использую игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня непосредственно образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.
При организации и проведении совместных игр - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.
В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
При проведении организованной образовательной деятельности использую игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.
Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры
Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.
Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.
В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
1.Родительские собрания;
2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»
3.Анкетирование и тестирование родителей « Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»
4.Индивидуальные консультации, рекомендации;
5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).
6.Индивидуальная работа с детьми
7.Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

5. Анализ результативности.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

8. Наглядное приложение
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «В магазин за подарками» в средней группе

Цель игры : формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с социальной действительностью.

Закреплять представления детей о профессии водителя, кондуктора, продавца.
Закреплять правила поведения в общественных местах (транспорт, магазин).
Развивающие: Развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого.
Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель».

Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Воспитание у детей уважение к труду водителя и контролёра.

Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание картин, иллюстраций с изображением транспорта, шофера в автобусе, наблюдение за транспортом, создание игровой обстановки «Мы едим,едим!»
Чтение художественной литературы: И.Павлова «На машине», Б.Житкова «Светофор».
Материал: Игрушки, пакеты, кошельки с фантиками, руль, сумка с билетами для кондуктора, касса.
Ход игры.
Дети входят в зал.
Воспитатель . Здравствуйте, мои друзья!
Этой встрече рада я.
До чего же, малыши,
Вы нарядны, хороши!

Воспитатель: Дети, вы любите праздники?
Дети : Да.

Воспитатель: А какой праздник вы ждете (любите) больше всего?
Дети: Новый год.
-Воспитатель: Я тоже люблю Новый год, когда пахнет елкой и мандаринами.

-Воспитатель: Почему (за что) вы любите Новый год? Чем вам нравится этот праздник?
Дети: ответы детей.

-Воспитатель: Дедушка Мороз дарит подарки, все друг друга поздравляют и готовят подарки для родных и знакомых. Я тоже люблю получать подарки, ведь это так приятно, а еще мне нравится дарить подарки.

-Воспитатель: А вы любите дарить подарки?
Дети : Да.
Воспитатель: Дети, в преддверии нового года в нашем городе открылся новый магазин игрушек. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких.
Дети, давайте посетим новый магазин и купим подарки к Новому году для своих родных и знакомых.
Воспитатель : Дети, а что мы возьмем с собой в магазин? (подвести к тому, что необходимо взять деньги, воспитатель раздает деньги (фантики).
Воспитатель : Магазин находится далеко, на соседней улице. А нам чем мы сможем доехать до магазина?
Дети: Машине, автобусе.
Воспитатель: Предлагаю поехать нам на автобусе, потому что нас много. Где взять нам автобус?
Дети: Построить.
Воспитатель: Хорошая идея из чего будем строить?
Дети: Из стульчиков.
Воспитатель: Стульчики будут вместо сидений?
Строительство автобуса.
Воспитатель: Вот мы с вами построили автобус, чтобы нам поехать на автобусе, нужно выбрать водителя.
Воспитатель: Кто будет водителем? (мальчик получает руль).
А кто будет кондуктором? (вручает ребенку сумку с билетами).
При посадке в автобус воспитатель напоминает правила поведения, мальчик пропускает девочку. Кондуктор дает билеты пассажирам.
Воспитатель: Давайте,дети, мы с вами вспомним правила поведения в транспорте.
Дети: Надо пристегнуть ремни, нельзя шуметь, баловаться, надо внимательно слушать контролёра, когда она объявляет остановку.
Воспитатель: К путешествию все готовы занимаем свои места.
Водитель автобуса – Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.
Под музыкальное сопровождение автобус отправляется.
Звучит музыка «Мы сидим в автобусе…»
При выходе из автобуса, воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики и подают руку девочкам.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в магазин. Вспомним правила поведения в магазине.
На стеллажах расставлены разнообразные игрушки.
Воспитатель: Дети, проходите к витрине, рассмотрите игрушки.

Воспитатель. Я буду продавцом, а вы покупатели, занимайте очередь.

Воспитатель-продавец: Уважаемые покупатели, мы рады вас обслужить в нашем магазине.
Вы уже что-то выбрали (обращается к первому ребенку), что вам предложить (показать)? Для кого вы выбираете подарок? (воспитатель предлагает разнообразный товар).
После обслуживания 2-3 человек, воспитатель меняется ролями с детьми.
Воспитатель. Дети, я тоже хочу купить подарок для своей подруги, кто сможет меня подменить, пока я выбираю подарок?
Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: «Кто последний, я буду за вами».
После того, как все купили подарки, воспитатель благодарит «продавца» за помощь.
Дети выходят из магазина. Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику. С песней дети «возвращаются» в детский сад.

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Что необходимо для того, чтобы ребёнок рос умным, любознательным, сообразительным? Необходимо прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Возраст трех лет для ребенка является тем рубежом, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок постепенно начинает отделять себя от взрослых людей и вступает уже в более самостоятельную жизнь. К трем годам малыш уже многое понимает, знает и умеет, стремится узнать больше и больше. Задача взрослого - помочь ему в этом. Знакомство с окружающими его предметами – главное в умственном развитии дошкольников. Форма, цвет, величина, расположение в пространстве, передвижение окружающих предметов - все то, что увлекает ребёнка.
Предлагаемые детям игры-занятия для этого возраста строятся преимущественно на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по форме, цвету, величине, а также находить среди них одинаковые, полезны для восприятия. Взрослому иногда при этом совсем не требуется обращать внимание на иные важные особенности предметов (например, на их свойства, назначения). В случае возникновения затруднений в малыша, необходимо ему помочь.
Организуя игры с ребёнком, необходимо внимательно присматриваться к нему, оценивать его индивидуальные особенности. Так, например, если малыш быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные. В том случае, если у него возникают затруднения, лучше подольше задержаться на более простых. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его ровесники.
Не стоит забывать, что важно не только научить ребёнка определенным знаниям и навыкам, но и сформировать умение отстаивать своё решение, вселить в него уверенность в себе. Отдельное внимание необходимо уделить выполнению творческих заданий, т.к. они обычно имеют несколько решений. Также нужно научить малыша принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Здесь необходимо учитывать индивидуальные черты ребёнка: если он достаточно смел, уверен в себе, то можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Но если малыш нерешителен, застенчив, лучше сначала поддержать его любую инициативу, подбодрить. Если малыш старается очень быстро менять задания, в этом случае необходимо увлечь его заданием, научить находить в нем новые детали, обогащая знакомое новым содержанием. Если же выполняя игровое задание, ребёнок останавливается на мельчайших деталях, тем самым не двигаясь вперёд, нужно помочь ему оставить лишнее и выбрать один вариант, поупражняться в умении плавно переходить от одной идеи к другой, что немаловажно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, не забывайте, что действия малыша только лишь начинают становиться целенаправленными. Ему ещё трудно твердо следовать намеченной цели и он легко отвлекается, переходя от одного занятия к другому, т.к. у детей быстро наступает утомление. Ребёнок может сосредоточить внимание одновременно только на маленьком количестве предметов. Когда ребёнок видит новые и яркие предметы у него легко появляется интерес, но он также легко и быстро может пропасть. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
1. не стоит давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми вы планируете проводить игры, чтобы у ребенка не пропал интерес к ним.
2. во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
3. пусть игры будут совсем короткими (5 минут вполне достаточно) довольно простыми. Но всегда добивайтесь того, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. После этого можно сменить игру на новую. Вы сразу заметите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Каждая игра - это другими детьми и со взрослым. Именно в игре малыш учится радоваться успеху товарища, стойко переносит свои неудачи. Поддержка, доброжелательность, радостная обстановка, фантазии и выдумки - только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть как с одним малышом, так и с несколькими. Ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать веселее и добрее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Развивающие игры для детей старшей группы
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы
Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если два больше одного, то один... (меньше двух).
Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
- Это круг больше красного? (Да.)
- Он больше синего? (Да.)
- Больше желтого? (Нет.)
- Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы» .
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель:
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает...».
Цель : развивать логическое мышление.
Описание : предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
- Что бывает длинным (коротким)?

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.

Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнурочки, крышки, пособие «застежка», игры Мемори. Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику»

Составила: Глухарева Ольга Сергеевна

Воспитатель первая квалификационная категория

Отделение МА ДОУ Голышмановский

ЦРР - д/с №4 «Ёлочка» ЦРР д/с №1 «Алёнушка»

Р.п. Голышманово 2017 г

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.

Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнурочки, крышки, пособие «застежка», игры Мемори. Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития (воображение, память, внимание) ребенка и развития его речи. Для развития мелкой моторики рук, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование, пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности с детьми обратила внимание, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита мелкая моторика рук. Это объясняется возрастными особенностями детей и недооценивание родителями влияния развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на интеллектуальное развитие. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.

Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу . Изучив литературу в области психологии и педагогике (Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н.), по развитию творчества и бумагопластики (Шилкова Е.А., Пищикова Н.Г., Каминская Е.А.), перечитав множество публикаций в интернете, я увлеклась техникой бумагопластики, и пришла к выводу, что бумагопластика – есть средство развития мелкой моторики рук, поэтому тема моего исследования является «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Цель моего исследования : развить мелкую моторику рук у дошкольников посредством ручного труда.

Задачи образовательной области художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены на слайде, перед собой я ставлю следующие задачи :

Знакомить с различными техниками бумагопластики и приемами художественного творчества;

Развивать психические функции;

Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность (активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми);

Развивать речь - умение логически излагать свои мысли;

Развивать мелкую моторику рук;

Совершенствовать творческие способности;

Расширять коммуникативные способности;

- воспитывать желание работать в коллективе;

Формировать самостоятельность и уверенность в себе, самооценку;

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, бережное отношение к предмету и материалу;

Формировать добрые чувства (дает возможность их выразить в подарках, изготовленных своими руками);

Воспитывать волевые качества (усидчивость, доводить начатое дело до конца).

Исследования по теме и возможность, данная нам Федеральным Государственным Образовательным Стандартом привело меня к написанию программы «Мастерилка» по ручному труду. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика, точные действия пальцев, развиваются творческие способности. Программа «Мастерилка» создана ан основе методических пособий «Цветные ладошки» Лыковой И.А., «Бумагопластика» Давыдовой Г.Н. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, тридцать занятий в год. Время проведения занятия регламентируются санитарными правилами и нормами с учетом возрастных особенностей детей. Познавать мир никогда не рано, поэтому с детьми третьего года жизни, которых у меня в группе девятнадцать человек, я использую приемы техники бумагопластика. Новизна работы заключается во введении в образовательный процесс новых техник бумагопластики: скатывание, скручивание, торцевание, квиллинг, скрапбукинг. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов и требований:

Работа должна быть систематичной и постоянной;

Соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

Соответствовать возрастным требованиям;

Приносить ребенку радость.

Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекают детей. Им нравится скручивать, скатывать бумагу, она сопровождает человека уже более 2000 лет.

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Работа над композициями из бумаги развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Первый год обучения – знакомство с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, скатывание из бумажных салфеток, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяли в них исследовательскую потребность, пробуждали чувство радости, успеха, развивали трудовые умения и навыки. Бумагопластика позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата, делает творчество более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Второй год обучения – знакомство с техниками торцевание из гофрированной бумаги, квиллинг. Торцевание - достаточно новая и интересная техника работы с гофрированной бумагой.

Упражняются в умении определять на ощупь свойства бумаги, дают словесную характеристику (определяют цвет, форму, количество). Развивают тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику.

Познакомила детей с разными видами торцевания:

Контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);

Плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка).

В начале дети работают в простой технике торцевания (по контуру), затем в более сложной (в плоскостной).

Квиллинг - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей, стимулирует усидчивость, внимание, воображение зрительную память, самовыражение, образное мышление и речь. С детьми 4-5 лет учились скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька» и приклеивать их на основу.

С детьми 5-6 лет учились скручивать элементы «глаз», «стрелка» и «треугольник», из них составлять различные композиции (от простых до сложных).

Третий год обучения – знакомство с техникой скрапбукинг. Скрапбукинг – это вид рукоделия, в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек – неоформленный материал, умение организовать свою деятельность, открывает резерв для развития ребенка, повышает его креативность, успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.

Дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать необходимый материал для работы и формировать отношение к результатам деятельности. Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, развить мелкую моторику, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Технику скрапбукинг представили на креатив- фестиваль «Надежда». Организовала мастер-класс на форуме «Большая перемена» и на районных методических объединениях.

На примере, техники торцевания, попытаюсь вам показать воздействие бумагопластики на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие ребенка. Посмотрим, что мы можем развить и сформировать в целом:

Формируем математические способности (ребенку нужно отсчитать определенное количество торцовок);

Развиваем ручную умелость (так как стержень очень тонкий, размер бумаги 1см * 1см и нужно точным движением прокрутить и приклеить торцовку на основу. Работа несложная, но кропотливая);

Формируем волевые качества (усидчивость, желание довести начатое дело до конца);

Развиваем цветовое восприятие (подбирать нужный цвет бумаги для поделки);

Развиваем тактильные ощущения

И первая приклеенная торцовка, приносит огромную радость не только детям, но и взрослым (в этом я убедилась, проводя мастер - классы с педагогами и родителями).

Отсюда следует, что развитие мелкой моторики рук через бумагопластику влияет на всестороннее развитие ребенка.

У меня в руках основа – это программа «Мастерилка», реализуя ее, ребенок:

Овладеет основными культурными способами деятельности,

Положительным отношением к миру,

Будет обладать развитым воображением,

Он достаточно хорошо будет владеть устной речью,

У ребенка будет развита крупная и мелкая моторика,

Он будет способен к волевым усилиям,

И проявит любознательность.

И на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет готов к школьному обучению.


Мизгиева Аза Герихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д\с "Солнышко"
Населённый пункт: П.Солнечный Усть-Майский улус РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: "Обобщение педагогического опыта работы в ДОУ"
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение

Педагогического опыта работы

Воспитателя 1 смешанной группы

Мизгиевой Азы Герихановны

П.Солнечный

Здравствуйте, меня зовут Мизгиева Аза Герихановна, я -воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Солнечный. Позвольте предложить

Вашему вниманию опыт своей работы!

Целью моей работы в детском саду является гармоничное развитие детей

дошкольного возраста.

Перед собой я ставлю такие Задачи:

Формирование интегративных качеств дошкольников

Реализация образовательных областей

Развитие познавательных психических процессов дошкольников

Расширение собственной методологической культуры.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные

технологии, проектную деятельность.

Проект – игра всерьёз: результаты её значимы для детей и взрослых.

Исходным пунктом проекта является детский интерес.

Для успешной результативной работы я использую интеграцию

социальное партнёрство, вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

Особое внимание уделяю активному участию каждого ребёнка в

образовательной деятельности, развитию его воображения, логики мышления

и фантазии.

Направления работы моей деятельности реализуются через применение

педагогических технологий. Основными являются:

Личностно-ориентированная технология, реализуется через

психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на

основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его

индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,

полноправному участнику воспитательного процесса.

Игровая технология требует правильной организации пространства,

предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора

психолого-педагогических методов и приемов;

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и

педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка;

для повышения эффективности образовательного процесса использую-

информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) .

Без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я

считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в

семье, а значит - основой успеха являются родители. Во время выполнения

проекта по НПК с детьми 1 младшей группы родители принимали активное

участие. Вместе со мной искали материал, ходили в спортивный зал с

ребенком, принимали активное участие во всех конкурсах как спортивных,

так и творческих.

Проекты некоторые краткосрочные («Мой веселый звонкий мяч), некоторые

долгосрочные («Мой зеленый подоконник», «Пластилинография»,

«Сказкотерапия»).

Проект«Мой зеленый подоконник» преследовал цель экологическое

воспитание детей дошкольного возраста,

воспитание бережного отношения к природе и добродушного отношения к

окружающему миру; изучить развитие растений на примере одного цветка;

привлечь внимание к проблеме охраны природы.

С помощью родителей мой воспитанник выращивал у себя дома цветы от

посадки семечка до распускания бутона. В ходе проекта он сделал для себя

вывод, что цветы очень нежные растения и им нужен постоянный уход. На

сколько хрупок окружающий мир, что одним неправильным движением

можно погубить все вокруг. Природа это великий дар, который нам послан

всевышним и мы –люди должны беречь и охранять природу. Цель проекта

была достигнута.

Следующий проект был посвящен здоровому образу жизни и назывался

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель проекта:

узнать, что мяч может использоваться не только для подвижных игр, но и

стать предметом для изучения и рассмотрения.

Задачи проекта:

Воспитать интерес к спорту, здоровому образу жизни.познакомить со

свойствами мячей, учить сравнивать их по размеру, цвету, форме. Показать,

что в различных видах спорта используются различные виды мячей.

Третий проект «Пластилинография» посвящен нетрадиционной технике

рисования. В этом проекте я преследовала следующие цели и задачи:

Цель: повышение интереса родителей к совместной деятельности с

ребенком, получение новых знаний и освоения их в практической

деятельности, освоение родителями и детьми нетрадиционной техники

рисования пластилином,

Развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на

бумаге и широкому применению их в детском садике.

Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением объемных

предметов на горизонтальной поверхности.

В ходе проекта была достигнута цель, родители стали больше внимания

уделять совместной деятельности с детьми, посещают собрания, участвуют в

конкурсах совместно с детьми, изготавливают поделки.

В этом 2018г я начала новый проект «Сказкотерапия».

Актуальность исследования в том, что речь играет важную роль в

становлении личности ребенка-дошкольника. Речь в педагогике и психологии

рассматривалась как основа развития: мышления, воображения, памяти,

эмоций. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве

закладывает основы успешного обучения в школе.

Дело в том, что возраст детей 1 младшей группы от 1,5до 3 . Дети приходят в

садик еще не умея говорить. А «сказкотерапия» помогает им совместно с

родителями увеличить и активизировать словарный запас.

В ходе этого проекта я планирую уделять большое внимание именно

совместной работе родителей и их детей. Родители будут шить костюмы для

театральных представлений, участвовать в совместных праздниках, читать

дома детям сказки, которые учат нас добру. Воспитывают в них патриотизм,

прививают любовь к своей Родине. В наш современный век, в погоне за

материальным достатком мы порой забываем про духовную жизнь. А ведь

именно сказка является тем связующим звеном, который помогаетдетям

повторяя за родителями слова песенок сказок, потешек, примеряя на себя ту

или иную роль вырасти полноценным гражданином своей страны.

Может быть это слишком высоко сказано, но я считаю это именно так! Ведь

как говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

На этом у меня все Спасибо за внимание!

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск

Консультация для педагогов

«Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного учреждения»

Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения

Умение обобщать и представлять опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. В помощь воспитателю предложена структура описания опыта работы, критерии и показатели для его самооценки. Даны общие рекомендации и практические советы к обобщению и презентации педагогического опыта.

Ключевые слова : профессиональная компетентность, профессиональное самообразование воспитателя, обобщение и презентация опыта работы, статья по материалам опыта работы, профессиональное периодическое издание .

Профессиональная компетентность воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения определяется его умелостью профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. В самом общем виде группы профессиональных задач выглядят следующим образом:

    видеть ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (диагностические задачи);

    строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования (проектировочные задачи);

    устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами дошкольного образовательного учреждения (задачи профессионального взаимодействия);

    создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);

    проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Профессиональное самообразование педагога - это непрерывный

процесс, который помогает воспитателю уверенно обобщать свой профессиональный опыт. Умение обобщать, презентовать и тиражировать опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения. Следует признать, что умение обобщать и презентовать опыт работы - это задача, к решению которой будущего воспитателя не готовит ни педагогическое училище, ни колледж, ни университет, ни центры повышения квалификации, ни научно - методические центры. Вместе с тем, требования к умению воспитателя накапливать, систематизировать и обобщать опыт работы, создавать инновационные педагогические продукты, осуществлять исследовательскую работу ежегодно повышаются.

Решить обозначенную проблему воспитателю помогает организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении и сотрудничество с научным консультантом, но подобная работа ведется не в каждом детском саду. Активизируют и стимулируют воспитателей к обобщению опыта работы конкурсы профессиональных достижений «Воспитатель года», «Лучший по профессии», «Знак качества» и т.п. Но не каждый воспитатель готов к подобным испытаниям, не каждый в состоянии в рамках предъявляемых требований грамотно обобщить и представить свою работу, продемонстрировать целостность подхода в воплощении идеи.

Прежде всего, определимся с требованиями к обобщению и презентации опыта работы воспитателя и прокомментируем их.

1. Актуальность педагогического опыта. Раскрывается необходимость, степень важности решения проблемы для дошкольного образовательного учреждения (системы

дошкольного образования) предложенными педагогическими средствами, босновывается современность подходов к решению затронутой проблемы, инновационность опыта (что нового он привносит в практику работы воспитателя, дошкольного образовательного учреждения).

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование . Раскрывается основной замысел работы: ее ключевая идея, иными словами - «изюминка», новизна предложенного педагогического подхода и т.п. Используйте для этого простые, не наукообразные формулировки.

Прежде, чем описывать свой опыт, попробуйте одним предложением ответить на вопрос «Чему посвящена ваша работа? О чем она?». Если вы можете ответить на этот вопрос, значит, опыт действительно удался. Всякий опыт имеет теоретическое обоснование, это ведущие концепции, теории и научно-методические посылы, которые развивают вашу идею, позволяют ей быть объективной и правильной. Определиться с теоретическими основами (предпосылками) вашей идеи поможет ознакомление с соответствующей литературой. Читая ее, выделяй те главное по смыслу и содержанию, попробуйте выделенное пересказать своими словами, как будто вы переводите теорию на язык практики, интерпретируйте (объясняйте сами себе) прочитанное. Основополагающие теоретические идеи вашего педагогического опыта постарайтесь кратко (тезисно) представить до изложения вашей технологии, методики, совокупности способов и приемов работы с детьми.

В качестве примера рассмотрим краткое теоретическое обоснование педагогической технологии развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами музыки.

1. Сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета.

Игровой сюжет - это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях,

эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности,

что в полной мере отражается в его играх.

2. Умения сюжетосложения - это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии - это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия. Уже в играх детей пятого года жизни обнаруживаются умения простейшего сюжетосложения, ребенок начинает игру с проговаривания: во что он сейчас будет играть, кем будет в игре, что будет делать.

3. В играх старших дошкольников ясно прослеживается замысел, сюжет, усложнение игрового содержания. Оно основывается на развитии определенных отношений между участниками игры. Общая сюжетная линия вырабатывается детьми по ходу игры посредством пошагового планирования, т.е. в общении друг с другом дети определяют игровые действия партнеров. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, для создания которых ребенок использует различные выразительные средства (речь, движение, мимика, позы и жесты), игровые атрибуты, выражает отношение к исполняемой роли.

4. Эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает взаимодействие людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

5. Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как эмоциональна, образна, подвижна и поэтому привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре. Обогащать сюжеты детских игр в первую очередь будет музыка, которая соответствует таким критериям, как художественность, образность, богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения.

6. Обогащение сюжетов игр детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки будет происходить эффективнее, если воспитатель использует соответствующий музыкальный репертуар, создает в группе интегративную музыкально-игровую среду, организует разные формы совместной деятельности с детьми по слушанию музыки и игр в нее в педагогическом процессе детского сада.

3. Цель и задачи, которые решает воспитатель в ходе своей работы. Цель всегда шире, чем задачи. Задачи конкретизируют цель, определяют, что вы будете делать на пути достижения цели. Цель - это тот результат, к которому вы стремитесь, реализуя опыт своей работы. Поэтому, подводя итоги опыта, обратитесь еще раз к цели, сравните, тот ли результат получен вами.

4. Этапы накопления и систематизации опыта.

1-й этап - предварительный или подготовительный. Описывается работа по созданию условий для реализации педагогического опыта. Например, разработка игр-этюдов или игр-экспериментирований здоровьесберегающего характера, создание банка дидактических игр или разработка сюжетно-ролевых игр, создание игровой предметно-развивающей среды и прочего, необходимых для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей.

Практическим результатом на этом этапе являются картотека игр, конспекты проблемных ситуаций, примеры ситуационных задач, конспекты занятий или бесед с детьми, поисковой, исследовательской деятельности и др. (они могут быть вынесены в приложения). Описываются изменения, произошедшие в предметно-развивающей среде, каким образом она изменилась, что добавилось и т.п.

2-этап - внедренческий или этап внедрения. Описывается логика реализации опыта, т.е. последовательность действий воспитателя по внедрению своей работы, место и время введения педагогических инноваций в жизнь ребенка. Например: репродуктивное обучение детей культурно-гигиеническим умениям и навыкам → развитие навыка и закрепление его в разных видах детской деятельности → закрепление навыка в самостоятельной деятельности (перенос в игровые и манипулятивные действия). Описывается, как включены игры-этюды, игры-экспериментирования, дидактические и сюжетно-ролевые игры в каждый из этих этапов, как используются воспитателем на занятиях, в режимных моментах, в самых разных видах детской деятельности, в самостоятельной деятельности.

Приводятся примеры из опыта работы, фрагменты профессиональной деятельности в определенной, уже описанной последовательности.

5. Приложения . Содержат разработки игр, циклов игровых ситуаций, картотеки ситуационных задач, планирование работы на год, подробные конспекты занятий, бесед, игр с детьми, фотографии и прочие материалы, иллюстрирующие опыт работы воспитателя.

Критерии и показатели для самооценки обобщенного опыта работы и качества его презентации

Теоретическая

обоснованность

– Актуальность (необходимость внедрения опыта);

– целесообразность выбранной формы опыта работы (проект, программа, методический комплекс и т.д.)

– Оригинальность инновационных подходов;

– влияние опыта на изменение целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации образовательной деятельности

Практическая

значимость

– Оптимизация методического обеспечения образовательного процесса при внедрении опыта;

– влияние используемых методов, способов и средств реализации опыта на становление профессиональной компетентности педагогов;

– влияние опыта на развитие системы образования города, развитие

районной системы образования, на развитие образовательного процесса в образовательном учреждении

Технологичность

– Технология реализации опыта (описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации, инструментария применения);

– соответствие диагностического инструментария реализации опыта;

– возможность определения и фиксации результатов реализации опыта

различными способами

Востребованность

– обоснованного анализа потребительского спроса на опыт работы или продукт опыта;

– отзывов о реализации инновации (анкетирование, экспертиза и т.д.)

Качество

оформления

– Качество визуального оформления;

– качество презентации

Работа по обобщению педагогического опыта. Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Выполнила: Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР - детский сад №172"
г. Иваново
Назначение: Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию работу по обобщению педагогического опыта на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников".Данный материал может быть полезен воспитателям.
Цель:

Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду я предлагаю вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции. Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Актуальность темы:
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
В своей работе использую различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает:
Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями.
Знакомство с профессиями.
Знакомство с государственной символикой города и других стран.
Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
Знакомство с героями сказок и их подвигами.
Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
Заключение:
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Top